Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ОРГАННОГО ИСКУССТВА НОВОСИБИРСКА В 2014–2024 гг.: КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ'

ДИНАМИКА ОРГАННОГО ИСКУССТВА НОВОСИБИРСКА В 2014–2024 гг.: КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальная культура Сибири / музыкальная культура Новосибирска / органное исполнительство / Новосибирская государственная консерватория / Новосибирская государственная филармония / новосибирская органная школа / musical culture of Siberia / musical culture of Novosibirsk / organ performance / Novosibirsk State Conservatory / Novosibirsk State Philharmonic Society / Novosibirsk Organ School

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Багинская Наталья Викторовна, Мальцева Анастасия Александровна

Представлен обзор концертной жизни Новосибирска в области органного исполнительства. Подробно рассматривается динамика новосибирской органной культуры, опираясь на концертную деятельность таких крупных культурных центров города, как Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки (Большой зал, Органная гостиная), Новосибирская государственная филармония, Католический кафедральный собор Преображения Господня, Лютеранский собор в Новосибирском академгородке. В поле зрения авторов статьи, а один из них – непосредственный участник и нередко организатор знаковых событий органного мира в Новосибирске – попадают фестивали, выступления приглашенных органистов (И. Труммер, А. Шмитов, А. Шевченко и др.), циклы концертов («Великие мастера: Бах, Гендель, Скарлатти», «Знаменитые органы Европы» и др.), исполнения органных сочинений новосибирских композиторов (Г. Никулина, А. Молчанова), особо отмечается масштабное празднование «Года органа в консерватории» (2018), уделяется внимание постоянным участникам ансамблевого исполнительства с органом (М. Аунс, Я. Мамонова, С. Овчинников, А. Турыгин и др.). В результате передается живой, многогранный, наполненный большим количеством творческих событий динамичный образ органного искусства Новосибирска, в котором находят свое проявление опора на традиции, реализация потенциала и рождение новых замыслов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF ORGAN ART IN NOVOSIBIRSK IN 2014–2024: CONCERT ACTIVITY

The article presents an overview of Novosibirsk's concert life in the field of organ performance. The authors examine in detail the dynamics of Novosibirsk organ culture based on the concert activities of such major cultural centres of the city as the Glinka Novosibirsk State Conservatory (the Great Hall, the Organ Lounge), the Novosibirsk State Philharmonic Society, the Catholic Cathedral of the Transfiguration of the Lord, and the Lutheran Cathedral in Novosibirsk Akademgorodok. The authors of the article, and one of them – a direct participant and often organiser of landmark events of the organ world in Novosibirsk – are focused on festivals, performances by guest organists (J. Trummer, A. Shmitov, A. Shevchenko and others), concert cycles (“Great Masters: Bach, Handel, Scarlatti”, “Famous Organs of Europe” and others), and performances of organ works by Novosibirsk composers (G. Nikulin, A. Molchanov). The large-scale celebration of the “Year of the Organ at the Conservatoire” (2018) is particularly noteworthy, and attention is paid to regular participants in ensemble performance with organ participation (M. Auns, Y. Mamonova, S. Ovchinnikov, A. Turygin and others). As a result, the authors convey to the reader a lively, multifaceted, dynamic image of the organ art of Novosibirsk, filled with a large number of creative events, in which the reliance on tradition, the realisation of potential and the birth of new ideas find their manifestation.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ОРГАННОГО ИСКУССТВА НОВОСИБИРСКА В 2014–2024 гг.: КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 4. С. 100- 109 ISSN 2308-1031

Journal of Musical Science, 2024, vol. 12, no. 4, pp. 100-109 ISSN 2308-1031

© Багинская, Н.В., Мальцева, А.А., 2024 УДК 78.06

DOI: 10.24412/2308-1031-2024-4-100-109

ДИНАМИКА ОРГАННОГО ИСКУССТВА НОВОСИБИРСКА В 2014-2024 гг.: КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Н.В. Багинская1, А.А. Мальцева1

1 Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки, Новосибирск, 630099, Российская Федерация

Аннотация. Представлен обзор концертной жизни Новосибирска в области органного исполнительства. Подробно рассматривается динамика новосибирской органной культуры, опираясь на концертную деятельность таких крупных культурных центров города, как Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки (Большой зал, Органная гостиная), Новосибирская государственная филармония, Католический кафедральный собор Преображения Господня, Лютеранский собор в Новосибирском академгородке. В поле зрения авторов статьи, а один из них - непосредственный участник и нередко организатор знаковых событий органного мира в Новосибирске - попадают фестивали, выступления приглашенных органистов (И. Труммер, А. Шмитов, А. Шевченко и др.), циклы концертов («Великие мастера: Бах, Гендель, Скарлатти», «Знаменитые органы Европы» и др.), исполнения органных сочинений новосибирских композиторов (Г. Никулина, А. Молчанова), особо отмечается масштабное празднование «Года органа в консерватории» (2018), уделяется внимание постоянным участникам ансамблевого исполнительства с органом (М. Аунс, Я. Мамонова, С. Овчинников, А. Турыгин и др.). В результате передается живой, многогранный, наполненный большим количеством творческих событий динамичный образ органного искусства Новосибирска, в котором находят свое проявление опора на традиции, реализация потенциала и рождение новых замыслов.

Ключевые слова: музыкальная культура Сибири, музыкальная культура Новосибирска, органное исполнительство, Новосибирская государственная консерватория, Новосибирская государственная филармония, новосибирская органная школа

Конфликт интересов: Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Багинская Н.В., Мальцева А.А. Динамика органного искусства Новосибирска в 2014-2024 гг.: концертная деятельность // Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 4. С. 100-109. DOI: 10.24412/2308-1031-2024-4-100-109.

DYNAMICS OF ORGAN ART IN NOVOSIBIRSK IN 2014-2024:

CONCERT ACTIVITY

N.V. Baginskaya1, A.A. Maltseva1

1 M.I. Glinka Novosibirsk State Conservatory, Novosibirsk, 630099, Russian Federation

Abstract. The article presents an overview of Novosibirsk's concert life in the field of organ performance. The authors examine in detail the dynamics of Novosibirsk organ culture based on the concert activities of such major cultural centres of the city as the Glinka Novosibirsk State Conservatory (the Great Hall, the Organ Lounge), the Novosibirsk State Philharmonic Society, the Catholic Cathedral of the Transfiguration of the Lord, and the Lutheran Cathedral in Novosibirsk Akademgorodok. The authors of the article, and one of them - a direct participant and often organiser of landmark events of the organ world in Novosibirsk - are focused on festivals, performances by guest organists (J. Trummer, A. Shmitov, A. Shevchenko and others), concert cycles ("Great Masters: Bach, Handel, Scarlatti", "Famous Organs of Europe" and others), and performances of organ works

100

by Novosibirsk composers (G. Nikulin, A. Molchanov). The large-scale celebration of the "Year of the Organ at the Conservatoire" (2018) is particularly noteworthy, and attention is paid to regular participants in ensemble performance with organ participation (M. Auns, Y. Mamonova, S. Ovchinnikov, A. Turygin and others). As a result, the authors convey to the reader a lively, multifaceted, dynamic image of the organ art of Novosibirsk, filled with a large number of creative events, in which the reliance on tradition, the realisation of potential and the birth of new ideas find their manifestation.

Keywords: musical culture of Siberia, musical culture of Novosibirsk, organ performance, Novosibirsk State Conservatory, Novosibirsk State Philharmonic Society, Novosibirsk Organ School Conflict of interest. The authors declare the absence of conflict of interests.

For citation: Baginskaya, N.V., Maltseva, A.A. (2024), "Dynamics of organ art in Novosibirsk in 2014-2024: concert activity", Journal of Musical Science, vol. 12, no. 4, pp. 100-109. DOI: 10.24412/2308-1031-2024-4-100-109.

Вот уже более полувека органная жизнь Новосибирска является неотъемлемой частью отечественной музыкальной культуры. Протекающие в ней процессы, яркие события и выдающиеся деятели уже становились объектом научных изысканий. В числе крупных назовем коллективный труд «Новосибирский орган: страницы истории, 1969-2018» (Багинская Н., 2019). В то же время представляется актуальным рассмотреть динамику развития органного искусства в Новосибирске, осмыслить творческие процессы концертной деятельности новосибирских органистов за период с 2014 по 2024 г., что определяет цель статьи. Новизна заключается в том, что исследование темы новосибирского органного исполнительства в опоре на актуальные факты и концертные тенденции минувшего десятилетия осуществляется впервые.

Представление об органной культуре города, на первый взгляд, складывается исходя из концертной деятельности. Почти все Новосибирские инструменты хорошо известны слушателям: орган фирмы Sauer Большого зала Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (НГК), орган Sauer и орган фирмы Viscount в Органной гостиной консерватории, филармонический орган фирмы Johannus, орган фирмы Diego Cera, установленный в Католическом кафедральном соборе, и двухмануаль-ный Johannus там же, орган фирмы Allen Лютеранского центра Новосибирского

академгородка, орган-позитив мастера Д. Болтона, принадлежащий ансамблю ранней музыки «Insula Magica», а также орган Johannus детской школы искусств № 20 «Муза». Из неназванных - собранный из исторического инструмента фирмы Walcker пятирегистровый духовой орган в католическом храме «Приход непорочного зачатия пресвятой девы Марии». В рассматриваемое десятилетие он звучал только на мессах. Существует также ряд инструментов в школах, студиях и частном пользовании, которые напрямую в концертной жизни города не участвовали, но давали возможность музыкантам готовиться к выступлениям.

Большой зал НГК хранит воспоминания о ярчайших органных событиях. Здесь благодаря государственным концертным организациям в свое время побывали не только признанные отечественные мэтры, но и знаменитые европейские органисты. Напомним, что инструмент фирмы Sauer зазвучал в 1968 г. (Шпалек Г., 2001). Судя по хроникам тех лет, органные концерты снискали такую любовь слушателей, что, несмотря на большое их количество (от пяти до девяти в месяц), практически все были аншлаговыми. Регулярно с концертами выступали также и педагоги-органисты Новосибирской консерватории.

К 2014 г. в концертных учреждениях России, связанных с гастрольной деятельностью, произошли заметные изменения. Концертирующие солисты, в том числе органисты, в вопросах организации

и планирования своих выступлений стали зависеть от агентств или личной способности договориться о концертах на различных площадках. Вузы, в залах которых установлены органы, потеряли возможность часто приглашать музыкантов из других городов и стран. Так произошло и в НГК. Однако, сосредоточившись на просветительской задаче и воспитании молодых талантливых органистов, педагоги смогли достойно восполнить концертную жизнь Большого зала. Достаточно напомнить лишь о самых значимых событиях 2010-х гг.

В 2014 г. в концерте «Правила и Свободы» органистка Н. Багинская выступила с М. Аунс (кларнет), пианистами Р. Столяром и Р. Суданом (Швейцария) в рамках IV Международного фестиваля «Сибирские сезоны 2014» (руководитель - С. Шебалин) (также см.: (Мальцева А., 2015)). В 20141 и в 2015 г. под руководством проректора по научной работе О.А. Светловой по гранту Президента Российской Федерации был осуществлен Всероссийский проект «Санкт-Петербург - Сибирь: диалог культур», в программу которого были включены концерты с участием ор-ганистов2.

В концертном сезоне 2014 / 15 г. в рамках юбилейных дат состоялся цикл концертов «Великие мастера: Бах, Гендель, Скарлатти». Интересными и востребованными для слушателей стали циклы концертов: «Портреты композиторов», исполненные преподавателями и студентами органного класса; «Бах сегодня и всегда» (2016 / 17); абонемент для детей «Органная азбука», а также концерты об истории органа в рамках других детских абонементов.

Не только концертно-творческий, но и просветительский характер имел цикл «Знаменитые органы Европы» (20152017), подготовленный в новом формате концертов-лекций с видеорядом и про-

веденный педагогами кафедры истории музыки А.А. Мальцевой и О.А. Светловой, исполнителями Н. Багинской и Г. Никулиным. Удачно найденный формат живо воспринимался слушательской аудиторией. Поэтому по окончании цикла состоялось еще несколько подобных концертов (в сотрудничестве с П.А. Мичко-вым), среди которых, например, концерт «Парижские истории» (2018). В нем прозвучала как сольная органная музыка, так и ансамблевые сочинения с кларнетом (М. Аунс) и голосом (Я. Мамонова, Д. Суслов). Также П.А. Мичков и Н.В. Багинская в 2018 г. подготовили цикл концертов «Знаменитые органы Франции. Гений Кавайе-Коля», который прошел в Католическом кафедральном соборе с видеорядом и занимательными рассказами о соборах Сен-Клотильд, Сен-Сюль-пис, Нотр-Дам и музыкой композиторов -титулярных органистов этих соборов -С. Франка, Ж. Лангле, Ш. Турнемира, Л. Вьерна и др.

Новым жанром в ряду органных концертов рассматриваемого периода можно назвать концерт-презентацию. Первым стал вечер с презентацией компакт-диска Н. Багинской «Современные портреты Баха и Букстехуде», записанного и выпущенного в Италии. В концерте с одноименным названием, который состоялся в 2017 г., прозвучали произведения И.С. Баха, Д. Букстехуде, П. Эбена и Н. Ха-кима.

Значимыми, уже традиционными событиями стали концерты органной музыки новосибирских композиторов. Высочайший уровень произведений для органа соло и камерных сочинений с участием органа позволяет говорить о том, что мировой органный репертуар пополняется, в том числе, и благодаря сибирским талантам. В прошедшее десятилетие в Большом зале состоялось несколько премьер, среди которых «Античный триптих»

Г. Никулина для сопрано и органа на стихи О. Кустова (2014, исполнители Я. Мамонова и Н. Багинская), «Вариации на тему А. Шнитке» А. Молчанова для арфы и органа (2016, исполнено в 2017 г. Н. Багин-ской и Т. Тарновской), сочинения Г. Никулина «Гимн Аполлону Дельфийскому», ор. 26 (2016), «Пасхальные песнопения», ор. 27 (2017), «Шоно-Батор» Концертная фантазия на бурятские темы ор. 28 (2019) прозвучали в исполнении автора. Премьера появившейся в 2023 г. фантазии на скандинавские темы «Рагнарек» для органа, ор. 30 еще ожидается в Большом зале. Помимо премьер следует отметить авторские концерты Г. Никулина в 2014, 2016, 2018, 2019 гг.

Пристальное внимание слушателей привлекали концерты молодых органистов, студентов, магистрантов и ассистентов-стажеров консерватории, которые регулярно проходили в Большом зале3.

2018 г. был объявлен «Годом органа в консерватории» и стал одним из самых ярких для любителей органной музыки. Празднованию 50-летнего юбилея Сибирского короля инструментов был посвящен цикл мероприятий и концертов. В Большом зале выступили гости: профессор Университета музыки и театра Й. Труммер (Грац, Австрия), московские органисты А. Шмитов, А. Шевченко, исполнитель на барочной виолончели А. Листратов, а также А. Романов (Россия-Германия). Яркие впечатления остались от концертов молодых органистов -студентов колледжа и консерватории Д. Онала, П. Костиной, Е. Даниловой и др.

Впервые состоялся цикл «Играют выпускники органного класса», для участия в котором специально приехали М. Лесовиченко (Москва) и А. Вылег-жанин (Австрия). Сольные и ансамблевые концерты, посвященные знаменательному событию, играли Н. Багинская и Г. Никулин. В праздничную дату - 20

сентября 2018 г. - состоялся Концерт-поздравление, в котором выступили сольно и в ансамбле с органистами представители разных кафедр консерватории и солисты филармонии4 (Багинская Н., 2018).

Особым вниманием в юбилейных мероприятиях был отмечен концерт - презентация книги, выпущенной к 50-летию органа (Багинская Н., 2019). Концепция издания была разработана О.А. Светловой и Н.И. Головневой. Авторами коллективного труда о важных вехах становления новосибирской органной школы выступили С.С. Гончаренко, Н.И. Головнёва и Н.В. Багинская, к научным разделам присоединились статьи современников мемуарного и обзорного характера, дополнительные исторические материалы.

«Год органа в консерватории» стал поистине кульминационным в полувековом периоде новосибирской органной культуры. Вскоре после торжеств в 2019 г. Большой зал консерватории закрылся на реставрацию. Орган был временно демонтирован. Его капитальный ремонт стал первым за всю историю существования инструмента. Ведущим мировым экспертам в области органного производства, занимавшимся восстановлением исторического инструмента на протяжении двух лет, удалось бережно сохранить и значительно улучшить его технические и звуковые характеристики. Были также проведены работы по ремонту фасадных и деревянных труб, реставрации пульта. 18 ноября 2024 г. состоялось мероприятие, посвященное завершению реставрационных работ.

Подтверждением неподдельного интереса к органному искусству не только у слушателей, но и коллег-музыкантов является тот факт, что одним из последних перед началом реконструкции стал концерт «Орган собирает друзей», в котором приняли участие М. Аунс, Н. Багинская,

А. Кугаевский, Я. Мамонова, Г. Никулин, С. Овчинников и А. Турыгин. Отметим, что ансамблевое музицирование в этом зале поистине не знало границ - от классических сочетаний орган-голос, орган-виолончель и более редких составов с роялем, саксофоном, ударными, - до «экзотических» - с домрой, баяном.

Однако период «молчания» органа Большого зала консерватории не стал кризисным для новосибирского органного искусства. Скорее, он был связан с поиском новых возможностей и форматов реализации творческих идей, перемещением концертных мероприятий в другие пространства.

Органную гостиную НГК, идея создания которой принадлежит А.В. Чуковскому5, уникальной стали называть еще в 1990-е гг. Билеты на концерты в это небольшое помещение вместимостью до 30 человек нужно было покупать заранее. Публике нравилось наблюдать вблизи технику игры органистов на небольшом необарочном инструменте фирмы Sauer6 и слушать познавательные рассказы об органной музыке. В период с 2014 г. до нынешнего времени деятельность Гостиной выглядела так: до 2019 г. проводились только органные экскурсии для слушателей разных поколений, а в 2019 г., когда закрыли на ремонт Большой зал, возобновились афишные концерты в Органной гостиной.

Интересно, что с 2021 г. их проводили уже на двух органах. Новый цифровой орган фирмы Viscount, концерт-презентация которого состоялся в 2021 г., позволил использовать современные технологии. Благодаря компьютерной системе Hauptwerk появилась возможность исполнять произведения, применяя реальное звучание тембров исторических органов. Так, ряд концертов, включавших сочинения французских композиторов XIX-XX вв., был проведен на сэмплах инструмента гения органостроения - А. Кавайе-Коля.

Деятельность в Органной гостиной изначально имела просветительскую направленность. На протяжении всего этого периода проходили органные экскурсии7. Помимо сольных и ансамблевых концертов, ярких Рождественских программ, концертов класса, прозвучали программы к юбилейным датам Ф. Листа, С. Франка, М. Дюпре и др.

12 октября 2007 г. состоялась презентация органа фирмы Johannus в Камерном зале филармонии. Инструмент представили вниманию слушателей органисты В. Койманс (Нидерланды) и солистка филармонии Н. Колкер8. Органная жизнь города заметно преобразилась благодаря приезду музыкантов из разных городов России и Европы. В филармонии выступили хорошо известные органисты такие, как Т. Багинец, А. Бардин, К. Волост-нов, Ю. Глазкова, Д. Зарецкий, А. Князев, О. Кравченко, Е. Лисицина, А. Семёнов, Д. Ушаков, А. Фисейский, А. Черток,

A. Шмитов, а также молодые органисты -Е. Бородаева, И. Красная, Ф. Морозов,

B. Скоморохов, А. Шейко, М. Юсупов и др. Из иностранных гостей: А. Берг-верфф, Э. Вирсинга, Ж.П. Стайверс (Нидерланды), Э.М. Фаджиани (Италия), Ж.Кр. Гейзер, И. Фёлльми-Кудрявцев, М. Хайни, (Швейцария), Й. Краль,

C. Хайндль, М. Шотт (Германия), А. Ша-дейко (Польша), Д. Сальвадор (Испания), Х. Иноуэ (Япония) - и это далеко не все. Прозвучало много не только знакомой, но и новой музыки.

Практически все программы приезжих органистов, несмотря на разные исполнительские школы, отличались безупречным вкусом, хорошим качеством исполнения, глубиной и виртуозностью. Концерты европейских гостей часто заканчивались импровизациями на заданные темы, что справедливо вызывало бурную, восторженную реакцию зала -ведь традиция импровизации в России распространена еще не так широко.

С ансамблевыми и сольными программами в филармонии выступали и Новосибирские органисты - Н. Колкер, Н. Багинская, Г. Никулин, Е. Данилова, О. Колесникова. В ансамбле с органом можно было услышать концерты артистов филармонии - вокалисток Я. Мамоновой, О. Журавкиной, О. Осиповой, саксофониста А. Турыгина, виолончелиста С. Овчинникова, ансамбля «Маркеловы голоса», Камерного хора и Камерного оркестра. Интересными были программы со звучанием ансамбля органа и арфы в исполнении гостей из Москвы О. Кравченко и Н. Сергеевой, органа и дудука - в исполнении Аргишти и Н. Багинской, органного дуэта Н. Багинская - А. Вылегжанин.

Важную роль в панораме органного искусства Новосибирска играет область образования и детского исполнительства, однако этот аспект заслуживает самостоятельного рассмотрения в отдельной статье. Здесь же отметим, что до 2018 г.9 в детских абонементных концертах филармонии принимали участие тогда совсем юные органисты, учащиеся колледжа при консерватории Д. Онал и П. Костина (класс Н.В. Багинской). В 2022 г. в рамках детского фестиваля «Вселенная-орган» состоялся концерт, в котором выступили И. Дедёхин (Москва), А. Будурян и Е. Рубцова (Саратов), А. Лёвочкина и Е. Овсянников (Новосибирск).

В Камерном зале филармонии проходили органные абонементы: «Король инструментов - три встречи у органа», «Симфонический орган» и др. В 2017 г. впервые орган звучал на Транссибирском арт-фестивале. А. Князев10 - уникальный музыкант, владеющий мастерством игры на нескольких инструментах, - исполнил произведения И.С. Баха. В завершении концерта, совместно с художественным руководителем фестиваля В. Репиным, была исполнена Чакона Т. Витали. В том же концертном сезоне в Новосибирске

А. Князев представил слушателям несколько программ, объединенных в цикл «Бах. Музыкальная библия»: Гольдберг-вариации, «Искусство фуги», «Органная книжечка», «Органная месса».

С 28 по 31 августа 2024 г. в филармонии впервые прошел Международный органный фестиваль (руководитель -Г.Н. Елецкая), в котором приняли участие А. Князев (Москва), К. Медведева (Минск), Т. Халиуллин (Белгород). Музыканты представили разнообразные программы от барокко до импровизаций со световым шоу. Фестиваль завершился гала-концертом, который объединил приезжих участников (А. Князев и Т. Ха-лиуллин) и новосибирских музыкантов: Н. Багинская, Я. Мамонова, О. Журав-кина и С. Овчинников представили необыкновенные сочинения, охватывающие несколько эпох. Не обошлось и без музыкальных сюрпризов - органные дуэты не только в четыре руки, но и отдельно в четыре ноги (!) прозвучали в исполнении Н. Багинской и Т. Халиуллина. Украсило фестиваль выступление молодых органистов, которые недавно стали солистами Новосибирской филармонии -А. Бардина и Д. Онала (студенты НГК класса Н.В. Багинской).

Органные концерты в Католическом кафедральном соборе Преображения Господня проходили с середины 1990-х гг. на электронном инструменте фирмы Johannus. Выступали преподаватели и студенты консерватории, сольно и в ансамблях. С 2016 г. по инициативе Культурного центра «Иниго»11 концерты стали регулярными.

Среди основных задач центра важное место было отведено созданию площадки для выступлений новосибирских органистов, приобщению слушателей к миру духовной музыки, сотрудничеству с учреждениями культуры и образования. В партнерстве с НГК, ее преподавате-

лями и студентами были осуществлены значимые проекты такие, как Сибирский органный форум, международные органные фестивали, мастер-классы, лекции об органном искусстве, мероприятия ко Всероссийскому дню органа. Особенно популярны в соборе стали просветительские концерты, которые знакомили посетителей с шедеврами органного наследия. Многие из них, в том числе входящие в циклы «Знаменитые органы Франции: Гений Аристида Кавайе-Коля», «Сезар Франк и его время», сопровождались лекциями с видеорядом.

В 2018 г. появилась идея приобретения и установки в соборе духового органа. Среди главных вдохновителей, а также благотворителей - профессор Университета музыки и танца г. Грац (Австрия), органист, теолог, общественный деятель Йоханн Труммер, много сделавший для органистов России и, в частности Новосибирска. При его консультативном участии была выбрана органостроительная фирма, тип инструмента, составлена диспозиция будущего органа.

Между заказом инструмента (2019) и началом его жизни на сибирской земле (2023) прошло немало времени, в том числе из-за ограничений, связанных с пандемией. Появление этого органа стало новой вехой в развитии музыкальной культуры города. Изготовленный фирмой Diego Cera Organbuilders, Inc. (Манила), 24-регистровый двухмануальный орган с 1500 трубами стал обобщением идей немецкого барочного органостроения. Инструмент Diego Cera № 40 установили при непосредственном участии директора фирмы С. Тагле и его сотрудника Д. Пухай летом 2023 г. К диспозиции Й. Трумме-ра мастера добавили Horizontal Trumpet, Zimbelstern и Pajaritos. Инаугурации органа были посвящены мероприятия, на которые прибыли гости из Рима, Москвы, Санкт-Петербурга, сибирских городов.

Утром 8 октября 2023 г. прошла торжественная Месса и благословение нового органа, а вечером состоялся Гала-концерт, подготовленный музыкантами города -постоянными участниками концертов в Католическом кафедральном соборе.

На новом духовом органе проходит в среднем четыре концерта в месяц. Уже прозвучало много интересных программ, исполненных новосибирскими и приезжими исполнителями. Состоялось два фестиваля: I Международный органный фестиваль «Вифлеемская звезда»12 и I Международный фестиваль И.С. Баха имени Й. Труммера Bach fest Siberia13 (руководитель - Л.В. Городецкая), включивший помимо концертов мастер-классы органиста из Испании Х. Сампедро, лекции о музыке и искусстве. Впервые в октябре 2024 г. в Новосибирске пройдет Школа барочной и современной музыки. В рамках мероприятий прозвучат концерты наставников и участников школы в соборе.

Руководители центра «Иниго» поддерживают разнообразные культурные инициативы и сами являются организаторами важных мероприятий для города и страны. В рамках «Года педагога и наставника» в 2023 г. в Соборе прошли концерты классов Н.В. Багинской и Г.А. Никулина, в 2024 г., в «Год семьи», состоялся цикл концертов в исполнении Д. Онала и В. Онал, А. Багинской и Н. Багинской, Б. Городецкой и М. Городецкого, М. Овчинниковой и С. Овчинникова, семьи Бардиных - Андрея, Евгении, Александра и Екатерины.

Молодым талантливым органистам-студентам НГК и учащимся школ и колледжей предоставляется возможность дебютировать на духовом инструменте в детских концертах, концертах органных классов, а также выступать с сольными концертами. Обучающимся также дают возможность практиковать-

ся на новом инструменте, что, конечно, является бесценным опытом в освоении произведений эпохи барокко.

Отдельно следует отметить участие студентов органного класса НГК в образовательных видеопроектах, созданных при содружестве консерватории, студии «Кана» и культурного центра «Иниго». Три проекта - «Изабелла Леонарда -монахиня-композитор эпохи Барокко» (науч. рук. А.А. Мальцева), «Нильс Вильгельм Гаде. В поисках национального стиля» (науч. рук. О.А. Светлова), «Доменико Дзиполи - композитор латиноамериканского барокко» (науч. рук. А.П. Недоспа-сова), - уже стали лауреатами I, II и III Всероссийских конкурсов научно-творческих проектов студентов и аспирантов «Консерваторская наука», проводимых Российской академией музыки имени Гнесиных. В настоящий момент завершена подготовка новой творческой работы -«Лоренцо Перози: жизнь и творчество композитора-священника» (науч. рук. А.А. Мальцева). Все эти проекты были осуществлены при участии студентов класса Н.В. Багинской.

Лютеранский центр Новосибирского академгородка уже более двадцати лет известен слушателям благодаря выступлениям ансамбля ранней музыки «Insula Magica», инструментального ансамбля артистов НОВАТа и других коллективов. На цифровом органе фирмы Allen концерты стали проходить относительно недавно, с 2015 г. Интересные программы и яркие исполнители сразу привлекли слушателей и сделали это пространство любимым и регулярно посещаемым. Здесь выступали как хорошо известные новосибирские музыканты, так и молодые органисты НГК, а также органисты из других городов России (М. Блажевич, Д. Ихина,

Д. Маханьков, Д. Ушаков, Т. Халиуллин, А. Шевченко, Я. Юденкова). Акустика данного помещения может сравниться с церковной, поэтому с большим удовольствием в Лютеранском центре выступают певцы и инструменталисты, интерес слушателей вызывают ансамблевые и хоровые программы. В среднем в месяц проходит по два концерта. Организатор концертов - композитор и органистка А. Канторович - вместе с другими музыкантами принимает участие в подготовке концертных программ и благотворительных мероприятий.

Представленное в данной статье направление концертно-творческой деятельности органистов - лишь малая часть того, в чем находит проявление возрастающая динамика органного искусства Новосибирска. Такие важные аспекты, как органное образование, научная и методическая работа еще ждут специального рассмотрения. Но взгляд на концер-тно-исполнительское направление уже дает представление о том, что органная культура Новосибирска - это единый механизм, в котором тесно сотрудничают различные концертные, конфессиональные и образовательные структуры. Именно этот факт свидетельствует о том, что дальнейшее развитие органного исполнительства будет только усиливаться.

О востребованности органной культуры в минувшее десятилетие всегда свидетельствовали полные благодарных слушателей концертные залы и соборы. Это служило стимулом для реализации масштабных проектов - тематических циклов концертов и фестивалей. Участие в них мастеров органного искусства совместно с молодыми талантливыми музыкантами подчеркнуло значимость преемственности и открыло новые яркие перспективы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 2014 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации был объявлен годом культуры.

2 Н. Багинская исполнила «Славянский концерт» С. Слонимского для органа и камерного оркестра. Дирижировали оркестром студентов М. Конарев (2014) и А. Париман (2015). Прозвучала музыка для органа соло и ансамблей с органом Новосибирских композиторов С. Тосина, А. Молчанова, Г. Никулина.

3 С сольными, ансамблевыми и хоровыми программами выступали Е. Шевченко (Короткова), О. Колесникова, Е. Данилова, Д. Онал, П. Костина, А. Егоров, В. Ушаков (класс Н.В. Багинской). Помимо произведений барокко, которые стали основой репертуара, прозвучали сочинения В.А. Моцарта, Фантазии М. Регера, симфонии Ш.М. Видора, Л. Вьерна и др.

4 В концерте приняли участие заслуженная артистка Узбекистана, заведующая кафедрой специального фортепиано Т. Игноян, заслуженные артисты России Н. Лоскуткин (бас) и А. Турыгин (саксофон), Я. Мамонова (сопрано), М. Аунс (кларнет), Д. Суслов (баритон), С. Овчинников (виолончель), М. Овчинников (баян).

5 А.В. Чуловский с 1991 по 1998 г. работал на кафедре специального фортепиано Новосибирской

ЛИТЕРАТУРА

Багинская Н.В. Большому органу Новосибирской консерватории - 50 лет // Искусство и искусствоведение. Теория и опыт: Исполнительство и педагогика: Сб. науч. тр. Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры, 2018. Вып. 16. С. 197-205.

Багинская Н.В., Головнёва Н.И., Гончаренко С.С. Новосибирский орган: Страницы истории, 1969-2018. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2019. 265 с.

Головнева Н.И. Андрей Владимирович Чуловский // Багинская Н.В., Головнёва Н.И., Гончарен-ко С.С. Новосибирский орган: Страницы истории, 1969-2018. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2019. С. 78-89.

Мальцева А.А., Панкина Е.В., Санникова Н.В., Светлова О.А. Дни старинной музыки в Новосибирской консерватории // Вестник музыкальной науки. 2015. № 1. С. 64-69.

Шпалек Г. Строительство органа в Новосибирской консерватории / пер. с нем. В.О. Нотман // Сибирский музыкальный альманах - 2000. 2001. С. 198-201.

консерватории, вел класс органа. «А.В. Чуловский обладал организаторским талантом. Он открыл Сибирский органный центр... Это была в сущности филармоническая организация» (Головнева Н., 2019, с. 85).

6 Этот орган был установлен в 1978 г.

7 Среди них можно выделить концерты-лекции для детей с особенностями развития. К этим встречам органисты готовились, тщательно продумывая программы и их ведение. По словам родителей, такие встречи очень помогали детям.

8 Н. Колкер - солистка Новосибирской государственной филармонии до 2023 г.

9 В 2018 г. был закрыт музыкальный колледж при НГК.

10 Александр Князев (р. 1961) в 2017 г. - заслуженный артист Российской Федерации, с 2022 - народный артист Российской Федерации.

11 Культурный центр «Иниго» образован в 1994 г.; директор - священник Я. Север, руководитель творческих проектов - Л.В. Городецкая (подробнее см.: Культурный центр «Иниго». URL: https://inigo. ru/o-nas/ (дата обращения: 15.09.2024)).

12 С 25 декабря 2023 г. по 7 января 2024 г.

13 С 31 июля по 18 августа 2024 г.

REFERENCES

Baginskaya, N.V. (2018), "The Novosibirsk Conservatoire's Grand Organ is 50 years old", Iskusstvo i iskusstvovedenie. Teoriya i opyt: Ispolnitel'stvo i pedagogika [Art and art history. Theory and experience: performance and pedagogy], Vyp. 16, Kemerovskii gosudarstvennui institut kul'tury, Kemerovo, pp. 197205. (in Russ.)

Baginskaya, N.V., Golovneva, N.I., Goncharenko, S.S. (2019), Novosibirskii organ: Stranitsy istorii, 19692018, "Novosibirsk organ: pages of history, 1969-2018", Novosibirsk, 265 p. (in Russ.)

Golovneva, N.I. (2019), "Andrey Vladimirovich Chulovskii", Novosibirskii organ: Stranitsy istorii, 19692018, "Novosibirsk organ: pages of history, 1969-2018", Novosibirsk, pp. 78-89. (in Russ.)

Maltseva, A.A., Pankina, E.V., Sannikova, N.V., Svetlova, O.A. (2015), "Days of Early Music at the Novosibirsk Conservatoire", Journal of Musical Science, no. 1, pp. 64-69. (in Russ.)

Shpalek, G. (2001), "Construction of the organ at the Novosibirsk Conservatory", Sibirskii muzykal'nyi al'manakh - 2000 [Siberian Musical Almanac - 2000], trans. by V.O. Notman, pp. 198-201. (in Russ.)

Сведения об авторах

Багинская Наталья Викторовна, доцент, профессор кафедры специального фортепиано Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки E-mail: [email protected]

Мальцева Анастасия Александровна, доктор искусствоведения, доцент, доцент кафедры истории музыки, доцент кафедры теории музыки и композиции Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки E-mail: [email protected]

Authors Information

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Natal'ya V. Baginskaya, Docent, professor of the Department of special piano at the M.I. Glinka Novosibirsk State Conservatory E-mail: [email protected]

Anastasiya A. Maltseva, D. Sc. (Art Criticism), Docent, associate professor of the Department of music history, associate professor of the Department of music theory and composition at the M.I. Glinka Novosibirsk State Conservatory E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 15.10.2024 После доработки 15.11.2024 Принята к публикации 17.11.2024

Received 15.10.2024 Revised 15.11.2024 Accepted for publication 17.11.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.