сти. Высшее образовательное учреждение, где закладываются основы личностного роста и профессионального становления студента, имеет возможность для эффективного развития самостоятельности и формирования творческого потенциала каждого обучающегося через дисциплины языкового цикла.
ЛИТЕРАТУРА
1. Далингер, В. А. Самостоятельная деятельность учащихся и её активизация при обучении математике : учебное пособие / В. А. Далингер ; Омский гос. пед. ун-т. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 1993. - 156 с.
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Настольная книга учителя иностранного языка : справоч.-метод. пособие / сост. В.В. Копылова. - М. : ООО «Издательство АСТ» : ООО «Издательство Астрель», 2004. - 446 с.
3. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. - М. : Просвещение, 1983. - 96 с.
4. Самостоятельная работа студентов: модели, опыт, технологии / под ред. М.Г. Савельевой. - Ижевск : Изд-во Удмуртского ун-та, 2009. - 256 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.323
ДИНАМИКА МОТИВАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БАСКЕТБОЛИСТОК 10-15 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЕ
ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА
Юрий Михайлович Макаров, кандидат педагогических наук, профессор, Александр Владимирович Сысоев, соискатель,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Обозначены основные направления мотивов в процессе многолетней подготовки у баскетболисток различного возраста. Выявленная мотивационная потребность позволяет обратить внимание на противоречие, возникающее между интересами спортсменок и главной целевой установкой в деятельности специализированной детско-юношеская спортивной школе Олимпийского резерва (СДЮСШОР). Установленная динамика мотивов баскетболисток 10-15 лет предполагает внесение коррекции в учебно-тренировочный процесс в зависимости от возрастного этапа подготовки.
Ключевые слова: мотив, направленность, многолетняя подготовка, баскетболистки.
DYNAMICS OF MOTIVATIONAL ORIENTATION OF FEMALE BASKETBALL PLAYERS AGED 10-15 YEARS IN THE PROCESS OF MULTI-YEAR TRAINING AT SPECIALIZED CHILDREN AND YOUTH SPORTS SCHOOL OF OLYMPIC
RESERVE
Yuri Mikhaylovich Makarov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Alexander Vladimirovich Sysoev, the competitor,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg
Annotation
The main directions of the motives within the multi-year training process of the female basketball players of different ages have been outlined. Identified motivation need allows paying attention on the contradiction arisen between the interests of athletes and the main target for the activity of specialized
children and youth sports school of Olympic reserve. Determined dynamics of motives of female basketball players aged 10-15 year suggests the introduction of correction in the training process, depending on the age stages of preparation.
Keywords: motivation, focus, multi-year training, female basketball players.
Мотивационная направленность имеет высокую значимость в любой деятельности человека, особенно она необходима в спорте, где в очень сжатые сроки требуется достичь наивысшего результата в ситуации жесткой конкуренции с другими спортсменами и спортивными командами [5,7].
Блок мотивации образуют потребности, мотивы и цели спортивной деятельности.
Мотив - побуждение к определенной активности, к удовлетворению потребности определенным способом. Если потребность является источником активности, то мотивы придают этой активности определенное направление и удерживают человека в рамках данного пути. Мотивы позволяют понять, почему ставятся те или иные цели, развивается неугасимое стремление к их достижению. Для спортивной деятельности характерно большое разнообразие мотивов. Это вполне объяснимо физическими и психическими напряжениями, и человек должен знать, во имя чего он напрягается [5].
Как показывает анализ литературных источников, на протяжении спортивной карьеры роль конкретных мотивов в стимулирование активности спортсмена меняется, и для каждого этапа спортивной подготовки характерны свои доминирующие мотивы [1,2,3,4,5,6,11].
С этой целью было проведено исследование по выявлению динамики мотивационной направленности баскетболисток 10-15 лет в процессе многолетней подготовки в СДЮСШОР. Для достижения поставленной цели использовался метод анкетирования. В рамках анкетирования применялась методика: «Оценки спортивной деятельности» [9].
Показатели результатов анкетирования по выявлению мотивационных особенностей баскетболисток 10-15 лет в процессе многолетней подготовки, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели оценки мотивов спортивной деятельности баскетболисток 10-12 и 13-15
лет
Показатели мотивов спортивной деятельности (в баллах) Баскетболистки 10-12 лет Баскетболистки 13-15 лет Р
x m V% x m V%
Процесс занятий спортом 7,5 1,5 10% б,97 1,53 11% P<0.05
Спортивные результаты б,2 1,8 9% 5,41 1,19 8% P<0.05
Самосовершенствование 5,5 1,7 11% б,9 1,б 10% P<0.05
Общение 5,4 0,2 3% 7,21 1,79 9% P<0.05
Долженствование б,3 1,7 12% б,51 1,99 0,3% P>0.05
Материальное вознаграждение б,б 1,8 10% 5,55 0,2 0,03% P<0.05
Полученные данные свидетельствуют о том, что в возрасте 10-12 лет баскетболистки в большей степени ориентированы на «процесс занятия спортом», который является ведущим (7,5 баллов). Показатель «материальное вознаграждение» получил чуть меньший результат и расположился на втором месте (6,6 баллов). На начальном этапе наблюдается весьма добросовестное отношение к учебно-тренировочному процессу, что ярко выражено в «долженствовании», где этот показатель составил (6,3балла) и достаточно высокая мотивация на «спортивный результат» (6,2 балла). Самую низкую оценку получили «самосовершенствование» и «общение» 5,5 и 5,4 балла соответственно. Исходя из представленных результатов, иерархическая структура мотивационной направленности баскетболисток 10-12 лет по степени значимости принимает следующий вид: «процесс занятия спортом - материальное вознаграждение - долженствование - спортивный результат - самосовершенствование - общение». У баскетболисток 13-15 лет на первый план выходит потребность в «общении» - 7,21 балла. На втором-третьем месте «процесс
занятия спортом» - 6,97 балла и «самосовершенствование» - 6,91 балла. «Долженствование» занимает четвертую позицию - 6,51 балла. На «материальное вознаграждение» и «спортивный результат» баскетболистки в этом возрасте оказываются наименее мотивированными (5,55 и 5,41 соответственно). Установленная последовательность мотивационной направленности у баскетболисток 13-15 лет выглядит несколько иначе: «общение
- процесс занятия спортом - самосовершенствование - материальное вознаграждение -спортивный результат».
Сравнительный анализ векторов мотивационной направленности баскетболисток в процессе многолетней подготовки в СДЮСШОР свидетельствует о кардинальном изменении их потребностей в связи с возрастными различиями. Баскетболистки 10-12 лет больше ориентированы на процесс занятия спортом, что должно благотворно влиять на их желание не только продолжать, но и быть заинтересованными в повышение остальных мотивов, особенно таких как «спортивный результат» и «самосовершенствование». У спортсменок старшего возраста более приоритетным становится «общение» в процессе занятий баскетболом а спортивный результат становится менее значимым. Данное обстоятельство является тем «иррациональным зерном» на которое необходимо обращать самое пристальное внимание в системе подготовки высококвалифицированного спортивного резерва в СДЮСШОР. Отсутствие должной мотивации на результат у баскетболисток старшего возраста приводит к снижению их потенциальных возможностей и практическому исключению из списка перспективных игроков для перехода к этапу высшего спортивного мастерства. Обозначенная тенденция вектора мотивов баскетболисток старшего возраста «проливает свет» на целый ряд недостатков имеющих место быть в учебно-тренировочной работе с юными спортсменками. Отсутствие должной мотивации на результат приводит к раннему прекращению занятий баскетболом и может являться одной из главных причин не эффективной работы СДЮСШОР по подготовке спортивного резерва для сборных команд страны.
Результаты исследования показали, что в учебно-тренировочной работе тренерам особенно тщательно нужно подходить к вопросу: «чем именно мотивированны юные спортсменки на первых годах обучения?». По данным исследования в процессе многолетней подготовки независимо от возраста наиболее привлекательным мотивом для юных баскетболисток остается «процесс занятия спортом». Учитывая столь высокую потребность девочек в занятиях спортом, тренерам на первых годах обучения баскетболу следует уделять особое внимание ориентации на спортивный результат. Чтобы заинтересовать юных спортсменок в высоких достижениях, тренеру необходимо дать понять, что именно этот мотив повлечет за собой и другие основополагающие мотивы, в том числе и «материальное вознаграждение». Главной целью нормативных требований к функционированию СДЮСШОР по истечении многолетних занятий является достижение баскетболистками этапа высшего спортивного мастерства. Достижение запланированной цели в условиях, когда уже в старшем подростковом возрасте у девочек отсутствует «заряжен-ность» на достижение спортивного результата, кажется весьма призрачной и на практике трудно осуществимой. По всей видимости, в ходе многолетней подготовки в организации учебно-тренировочной работы нарушается главный принцип ее успешности: нарушается связь между потребностями, мотивами и целями осуществляемой спортивной деятельности. Невыстроенность вектора «мотив - цель» в системе подготовки спортивного резерва в СДЮСШОР делает эту систему мало эффективной и не отвечающей современным требованиям спорта высших достижений. Обеспечение подготовки квалифицированного резерва возможно только в условиях постоянной ориентации на достижение определенного запланированного спортивного результата в течение всего периода обучения. Эта ориентация на первых порах не должна носить характер жестких установок. Она должна выстраиваться на основе доминирующих мотивов с учетом их возрастной коррекции. Ведущая роль в этом процессе принадлежит тренеру, который должен обеспечивать
устремленность юных баскетболисток на спортивный результат. Дать понять спортсменкам, что именно результат их деятельности является тем «локомотивом», который увлекает за собой остальные мотивы и обеспечивает дальнейшее продвижение по лестнице спортивной карьеры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волков, И.П. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов : хрестоматия / И.П. Волков. - СПб. : Питер, 2002. - 380 с. - (Хрестоматия по психологии).
- ІБВМ 5-318-00591-8.
2. Волков, И. П. Спортивная психология в трудах зарубежных специалистов : хрестоматия / И.П. Волков, Н.С. Цикунова. - М. : Советский спорт, 2005. - 286 с. - ШВМ 5-9718-0073-6.
3. Волков, Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л.В. Волков.
- Киев : Олимпийская литература, 2002. - 132 с.
4. Игнатьева, В.Я. Гандбол : учебник для вузов физ. культуры / В.Я. Игнатьева, Ю.М. Портнов. - М. : Физкультура, образование и наука, 1996. - 314 с. : ил. - КВМ 589022-037-3.
5. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2004. - 508 с. : ил. - (Мастера психологии). - ШВМ 5-272-00028-5.
6. Латышкевич, Л. А. Гандбол : учеб. пособие для студ. ин-тов физ. культуры / Л. А. Латышкевич, И.Е. Турчин, Л. Р. Маневич ; под общ. ред. Л.А. Латышкевича. - Киев : Выща школа, 1987. - 199 с.
7. Малкин, В.Р. Управление психологической подготовкой в спорте / В.Р. Малкин. - М. : Физкультура и спорт, 2008. - 132 с.
8. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу ; пер. с англ. А.М. Татлыба-евой. - СПб. : Евразия, 2009. - 479 с. - ІБВМ 5-80710016-6.
9. Психологические основы педагогической деятельности : материалы 30-й науч. конф. (СПб., 4 февраля 2004 г.). [Вып. 7] / под ред. А. Н. Николаева ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 2003. - 62 с. - ШВМ 5-7065-0469-5.
10. Тарас, А.Е. Психология спорта : хрестоматия / А.Е. Тарас. - М. : АСТ, 2007. -
131 с.
11. Таймазов, В. А. Психофизиологическое состояние спортсмена : методы оценки и коррекции / В. А. Таймазов, Я.В. Голуб. - СПб. : Олимп СПб., 2004. - 399 с. : ил.
Контактная информация: [email protected]
УДК 378
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЖЕНЩИН-ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РФ
Андрей Викторович Малышко, соискатель,
Олег Александрович Федоренко, соискатель,
Военный институт физической культуры, филиал Военно-медицинской академии имени
С.М. Кирова, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье представлены результаты исследований по обоснованию психологопедагогических условий, необходимых для повышения эффективности процесса физической подготовки женщин-военнослужащих, обучающихся в вузах Министерства Обороны РФ. К числу основных из них авторы относят: нацеленность процесса физической подготовки на эффективное решение служебно-боевых задач после окончания вуза; структурирование содержания физической подготовки в интересах обеспечения высокого уровня работоспособности с учетом особенностей