Научная статья на тему 'Динамика карьерных ориентаций современных студентов (на примере студентов-психологов)'

Динамика карьерных ориентаций современных студентов (на примере студентов-психологов) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
711
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЬЕРА / КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СТУДЕНЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Цариценцева О. П.

В статье дается обоснование необходимости организации психологического сопровождения карьеры на этапе студенчества. Основной акцент в работе сделан на таком структурном компоненте карьеры как карьерные ориентации. Приведены данные эмпирического исследования динамических и содержательных особенностей карьерных ориентаций на этапе поздней юности. По итогам диагностики осуществлен сравнительный анализ особенностей выбора приоритетных направлений в карьере на разных этапах профессионального образования. В заключение работы описаны направления организации психологического сопровождения выбора карьерных ориентаций юношами и девушками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DYNAMICS OF CAREER-GUIDANCE OF MODERN STUDENTS (ILLUSTRATED BY EXAMPLE OF THE STUDENTS FROM THE FACULTY OF PSYCHOLOGY)

The article gives the substantiation of the necessity to organize a psychological support of a career during student days. The main focus in this work is made on such a structural component of a career as careerguidance. It gives the data of the empirical research of dynamic and substantial features of career-guidance at the stage of late youth. In the final analysis of diagnostics the comparative analysis of the peculiarities of the selection of the priority areas in a career at different stages of professional education was carried out. In the conclusion of the work the ways of organization of the psychological support to a choice of career-guidance made by youths and girls were described.

Текст научной работы на тему «Динамика карьерных ориентаций современных студентов (на примере студентов-психологов)»

Цариценцева О.П.

Оренбургский государственный педагогический университет E-mail: [email protected]

ДИНАМИКА КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ)

В статье дается обоснование необходимости организации психологического сопровождения карьеры на этапе студенчества. Основной акцент в работе сделан на таком структурном компоненте карьеры как карьерные ориентации. Приведены данные эмпирического исследования динамических и содержательных особенностей карьерных ориентаций на этапе поздней юности. По итогам диагностики осуществлен сравнительный анализ особенностей выбора приоритетных направлений в карьере на разных этапах профессионального образования. В заключение работы описаны направления организации психологического сопровождения выбора карьерных ориентаций юношами и девушками.

Ключевые слова: карьера, карьерные ориентации, студенчество.

Профессиональная ориентация в соединении с подготовкой к самостоятельному профессиональному труду и карьере, формированием соответствующей мотивации, иерархии карьерных ориентаций является одной из основных и актуальных задач высшего профессионального образования. Необходимость сопровождения профессионального и карьерного выбора на этапе юношества очевидна, так как именно в этот период формируются карьерные ориентации, которые составляют основу карьерных целей и планов, а от них, соответственно, зависит успешность карьерно-профессионального развития в целом. Следовательно, поиск путей более эффективной психологической помощи юношам и девушкам, находящихся на этапе выбора профессионального пути и карьеры не может оставаться без внимания. Для эффективного оказания психологического воздействия психологу важно знать закономерности и возможные проблемы в выборе карьерных ориентаций на этапе юности.

Интересно изучение данной проблемы именно среди студентов-психологов. Профессиональная картина мира психолога, включающая представления о субъекте и объекте деятельности, ее целях и средствах их достижения, о нормах профессионального общения и т. п., формируется именно в период ученичества и во многом определяет судьбу специалиста. Несомненно, что и процесс профессиональной самореализации и планирования карьеры, также имеет свою неповторимую специфику [4].

Психологические исследования в области карьерно-профессионального развития личности достаточно разнообразны. В нашем иссле-

довании, акцент сделан на начальных этапах развития карьеры, а именно, периоде юношества. Исследованию особенностей выбора карьерных ориентаций и развития карьеры на этом этапе посвящены работы, выполненные в последние десятилетия: С.Т.Джанерьян, Н.Л.Кирт, О.Л.Поминовой, Д.А.Ткач, А.В.Тыш-ковского, С.Н.Чистяковой, А.А.Жданович и др. [3]. Однако, динамика и специфика содержания карьерных ориентаций в период юношества не была предметом исследований.

Таким образом, цель нашего исследования заключается в выявлении динамических и содержательных особенностей карьерных ориентаций студенчества. Объект исследования - карьерные ориентации юношей и девушек. Предмет исследования - динамика и психологическое содержание карьерных ориентаций студентов.

Мы предполагаем, что выбор карьерных ориентаций в юности - это активный процесс развития обобщенных, устойчивых, осознанных и реалистичных представлений о самом себе и своем месте в профессиональной сфере.

Карьеру мы рассматриваем как многомерный социально-психологический феномен, связанный целевой активностью человека и обеспечивающий ему ощущение успешной профессиональной самореализации, формируется на всех этапах жизненного пути человека в пространстве процессов самоопределения и самоорганизации [1]. Карьера имеет трехкомпонентную структуру, включая: 1. целевой компонент включает (цели, ориентации, задачи, стремления); 2. процессуальный компонент (способы, стратегии, тактики); 3. результативный компонент (достижения, смена ролей и позиций).

В начале карьеры наиболее значим ее целевой компонент. В обозначенном подходе, карьерные ориентации, располагаясь в целевом компоненте карьеры, содержательно определяют и влияют на другие компоненты [2].

Таким образом, опираясь на представленные подходы, мы можем сделать вывод, что карьерные ориентации представляют собой направленность личности на определенные нормы и ценности в области карьеры. Карьерные ориентации лежат в основе карьерного планирования, а, следовательно, развитию данного компонента необходимо уделять особое внимание на начальных этапах построения карьеры. Обозначенные теоретические положения легли в основу нашего эмпирического исследования.

В исследовании приняли участие 50 студентов Оренбургского государственного педагогического университета I - IV курс, в возрасте от 17 до 21 года (из них 7 юношей и 43 девушки). Содержание карьерных ориентаций мы оценили с помощью методики Э.Шейна «Якоря карьеры» в реадаптации А.А.Жданович.

Анализ результатов опросника позволяют нам сделать ряд выводов относительно содержания карьерных ориентаций у студентов-пси-хологов.

Для студентов первокурсников (37%) на первом месте по карьерным предпочтениям располагается такая карьерная ориентация как «Интеграция стилей жизни». Данный «карьерный якорь» отражает направленность личности на сбалансированность индивидуальных потребностей, интересов семьи и профессионального продвижения. Выбирать и поддерживать определенный образ жизни для них важнее, чем добиваться успеха в карьере.

Ситуация с карьерными предпочтениями на 2 курсе меняется, выдвигая на первый план ориентацию на стабильность работы (28%). Данных студентов в будущей работе привлекает, прежде всего, безопасность, стабильность и предсказуемость жизни. Однако, карьерные ориентации «интеграция стилей жизни» и «профессиональная компетентность» располагаются на втором месте по частоте встречаемости среди студентов 2 курса (по 23%). Таким образом, на втором курсе, уже появляются студенты, которые ориентированы на содержание профессиональной деятельности, стремление стать мастером своего дела.

На третьем курсе, мы наблюдаем практически аналогичные результаты по распределению приоритетных карьерных ориентаций. Учащиеся на этом этапе профессионализации четко подразделяются на 2 группы (по 24%): те, которые ориентированы на развитие профессиональной компетентности и те, которые стремятся к интеграции стилей жизни.

Студенты 4 курса приближаются по своим показателям к результатам первокурсников, выбирая в большинстве случаев (50%) карьерную ориентацию «Интеграция стилей жизни». Они не хотят, чтобы в жизни доминировала только семья, или только карьера, или только саморазвитие. Они стремятся к тому, чтобы все это было сбалансировано. Такие люди больше ценят свою жизнь в целом — где живут, как совершенствуются, чем конкретную работу, карьеру или организацию.

Интересно, что самой непопулярной на 1-2 курсах стала такая карьерная ориентация как «Вызов» (0%); а на 3-4 курсах 0% получил карьерный якорь «Служение». Карьерная ориентация «Вызов» отражается в стремлении к решению сложных профессиональных задач, поэтому, совершенно очевидно, что начав только свое профессиональное обучение, студенты не видят в себе сил, ресурсов для реализации данной ориентации и не рассматривают такое развитие карьеры как привлекательное. Однако, сложным для понимания является отсутствие интереса на более старших курсах к помощи другим людям, отсутствие ориентации на гуманистические ценности в профессиональной деятельности. Объяснить данный факт, в совокупности с описанными ранее результатами, мы можем только тем, что на современном этапе, в большинстве случаев, студенты ориентированы на гедонистические и эгоцентрические ценности и в жизни, и в карьере.

Основываясь на описанных ранее подходах к анализу структурных компонентов карьеры и полученных диагностических данных мы полагаем, что успешное ее сопровождение, опирается на учет субъективных и объективных параметров. Объективный критерий успешной карьеры подразумевает социальный успех, то есть успешное движение внутри организации, а субъективный критерий подразумевает удовлетворенность жизненной ситуацией, то есть движение внутри профессии. Успешное движение внутри организации может быть обеспече-

но за счет умения ставить карьерные цели и разрабатывать карьерные планы и гибко адаптироваться к требованиям организации, а успешное движение внутри профессии обеспечивается осознанностью профессиональной позиции (сформированностью представлений о

профессии, собственных профессиональных компетенциях и осознанностью карьерных ориентаций). Таким образом, психологическое сопровождение студентов в процессе профессионального образования должно строиться на данных направлениях.

21.01.2011

Список литературы:

1. Акбиева, З.С. Психология карьеры и профессионально-релевантное поведение специалиста [Текст] / З.С.Акбиева, О.П.Терновская, Л.Б.Шнейдер. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2008. - 328 с. - ISBN 978-5-89502-898-8.

2. Могилевкин, Е.А. Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг [Текст] / Е.А.Могилевки. - СПб.: Изд-во Речь, 2007 - 336 с. - ISBN 5-9268-0599-6.

3. Цариценцева, О.П. Карьерные ориентации современной молодежи: теория, эксперимент, тренинг [Текст] / О.П.Царицен-цева. - Оренбург: Изд-во РИО ОУНБ им.Н.К.Крупской, 2009 - 186 с. - ISBN 978-5-904401-05-4.

4. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг [Текст] / Л.Б.Шнейдер. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2004 - 600 с. - ISBN 5-89502-504-8.

Сведения об авторе:

Цариценцева Оксана Петровна, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии Оренбургского государственного педагогического университета, кандидат психологических наук,

доцент, e-mail: [email protected]

UDC 378.4: 158 (ps)

Tsaritsentseva O.P.

State educational institution of higher professional education «Orenburg State Pedagogical University» E-mail: [email protected]

THE DYNAMICS OF CAREER-GUIDANCE OF MODERN STUDENTS (ILLUSTRATED BY EXAMPLE OF THE STUDENTS FROM THE FACULTY OF PSYCHOLOGY)

The article gives the substantiation of the necessity to organize a psychological support of a career during student days. The main focus in this work is made on such a structural component of a career as career-guidance. It gives the data of the empirical research of dynamic and substantial features of career-guidance at the stage of late youth. In the final analysis of diagnostics the comparative analysis of the peculiarities of the selection of the priority areas in a career at different stages of professional education was carried out. In the conclusion of the work the ways of organization of the psychological support to a choice of career-guidance made by youths and girls were described.

Key words: a career, career-guidance, student days.

Bibliography:

1 .Akbieva, Z.S. «Psychology Career and Vocational relevant behavior specialist» [Text] Z.S.Akbieva, O.P.Ternovskaya, L.B.Schneider. -Moscow: Publishing House of the Moscow Psychological and Social Institute, Voronezh: Publishing House MODEK, 2008. - 328p. - ISBN 978-5-89502-898-8.

2. Mogilevkin, E.A. «Career development: diagnosis, technology, training» [Text] / E.A. Mogilevkin. - St.Peterburg: Publishing House Speech, 2007 - 336 p. - ISBN 5-9268-0599-6.

3. Tsaritsentseva, O.P. «Career-guidance of modern youth: theory, experiment, training» [Text] / O.P.Tsaritsentseva. -Orenburg: Publishing House of the N.K.Krupskaya library, 2009 - 186 p. - ISBN 978-5-904401-05-4.

4. Schneider, L.B. «Professional identity: theory, experiment, training» [Text] / L.B. Schneider. - Moscow: Publishing House of the Moscow Psychological and SocialInstitute, Voronezh: Publishing House MODEK, 2004 - 600 p. - ISBN 589502-504-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.