Когнитивное здоровье и личность ребенка
Т.Ю. Гогберашвили1, 2, Ю.В. Микадзе1
1 Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова, Москва, Российская Федерация
2
Научный центр здоровья детей РАМН, Москва, Российская Федерация
Динамика изменения высших
■ W W
психических функции у детей и подростков с парциальными формами эпилепсии в стадии клинической ремиссии
Контактная информация:
Гогберашвили Тинатин Юзовна, кандидат психологических наук, доцент Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова Минздрава России
Адрес: 117997, Москва, ул. Островитянова, д. 1, тел.: (495) 434-83-13, e-mail: [email protected] Статья поступила: 22.03.2013 г., принята к печати: 14.05.2013 г.
Цель исследования: изучение динамики изменений высших психических функций у детей и подростков с парциальными формами эпилепсии. Участники и методы исследования. В исследовании приняли участие пациенты в возрасте 6-16лет (15 человек). Проведено комплексное нейропсихологическое обследование высших психических функций у детей и подростков с локально обусловленными (фокальными, парциальными) формами эпилепсии. Через 1 год было выполнено повторное нейропсихологическое обследование с целью выявления изменений в ранее зарегистрированной симптоматике. Результаты. При первичном обследовании наиболее частыми и выраженными оказались нарушение пространственного, кинестетического и конструктивного праксиса, зрительно-пространственного, слухового неречевого гнозиса, повышенная тормозимость следов, сужение объема в слухоречевой и зрительной памяти, нарушение порядка воспроизведения слов (фигур) в стимульной последовательности (неустойчивые ошибки), пространственные ошибки в наглядно-конструктивном мышлении, параграфии. Таким образом, зарегистрирована большая выраженность симптоматики II функционального блока мозга. При повторном обследовании через 1 год минимально выраженная динамика изменений зарегистрирована по симптомам, характеризующим нарушения в работе II блока мозга, а более высокая — по симптомам, связанным с нарушением в III и I блоках мозга. Выводы: симптомокомплексы II функционального блока, непосредственно связанные с эпилептическими очагами, оказались более стойкими и слабо поддающимися обратному развитию.
Ключевые слова: парциальная (фокальная) эпилепсия, нейропсихологическое обследование, высшие психические функции, детский и подростковый возраст. (Педиатрическая фармакология. 2013; 10 (3): 56-61)
56
T.Y. Gogberashvili1, 2, Y.V. Mikadze1
1 Pirogov Russian National Medical Research University, Moscow, Russian Federation
2 Scientific Center of Children's Health, Moscow, Russian Federation
Dynamics of Higher Mental Function Changes in Children and Adolescents with Partial Forms of Epilepsy in Clinical Remission
Study aim: to study the dynamics of changes of higher mental functions in children and adolescents with partial epilepsy forms. Study participants and methods. The study involved 15 patients 6-16 years of age. Complex neuropsychological examination of the higher mental function was conducted in children and adolescents with localized (focal, partial) epilepsy forms. Repeated neuropsychological examination was conducted 1 year later to reveal changes in the preregistered symptoms. Results. The most frequent and pronounced disorders in the primary examination were spatial, kinesthetic and constructive praxis disorders, visual-spatial and acoustic-nonvoice gnosis disorders, increased inhibition of traces, audio-verbal and visual memory constriction, defective order of reproducing words (figures) in stimulus sequence (transient errors), spatial errors in visual-constructive thinking, paragraphia. Thus, higher intensity of symptoms of the functional cerebral block II was registered. Repeated examination 1 year after showed slight changes in symptoms characterizing cerebral block II disorders; more serious changes affected symptoms connected with disorders in cerebral blocks III and I. Conclusions: symptom complexes of the functional block II, directly connected to epileptic nidi, appeared to be more resistant and hardly amenable to involution.
Key words: partial (focal) epilepsy, neuropsychological examination, higher mental functions, childhood and adolescence. (Pediatricheskaya farmakologiya — Pediatric pharmacology. 2013; 10 (3): 56-61)
ВВЕДЕНИЕ
В педиатрической неврологии детская и подростковая эпилепсия является одной из ведущих форм патологии и определяется как «...хроническое заболевание головного мозга, характеризующееся повторными непровоцируемыми приступами нарушений двигательных, чувствительных, вегетативных, мыслительных или психических функций, возникающих вследствие чрезмерных нейронных разрядов» [1]. Заболеваемость эпилепсией в детской популяции составляет 0,5-0,75% детского населения и имеет тенденцию к увеличению.
Наряду с пароксизмальными проявлениями в клинической картине эпилепсии большое место занимают психические нарушения, типичные для данной болезни [2, 3]. Исследование психических изменений у детей и взрослых при эпилепсии открыло новый этап изучения связи заболевания и нарушения когнитивных функций. Одними из первых в этом направлении были W. Lennox (1942) и W. Penfield (1950). Современные ученые продолжают изучение нарушений когнитивных функций у больных эпилепсией (Карлов В.А., 1992; Вассерман Е.Л., 1997; Болдырев А.И., 1998; Маслова О.И., Балканская С.В., 2000; Петрухин А.С., 2000; Воронкова К.В., 2002; Кузенкова Л.М., 2005; Зенков Л.Р., 2007; Троицкая Л.А., 2007 и др.).
Было установлено, что состояние когнитивных функций у детей с эпилепсией зависит от многочисленных клинических и социальных факторов, таких как этиология заболевания, состояние органической структуры мозга, динамика пароксизмального синдрома, эпилептическая активность мозга, реакция на лечение, степень социально-педагогической адаптации, осознание больным своего состояния. Известно, что пессимистический настрой пациента способствует формированию пассивности, депрессии, что отрицательно влияет на прогноз заболевания. Важный фактор — осведомленность больных и их близких об этой болезни [4-8]. По данным литературы, регресс психического развития значительно чаще встречается у детей с активной эпилепсией, но для решающего прогноза имеют значение степень и тип поражения центральной нервной системы на момент манифестации заболевания. При дебюте эпилепсии в раннем детском возрасте прогноз менее благоприятный. Это связано как с незрелостью защитных механизмов, так и с тормозящим влиянием патологического процесса на психическое развитие ребенка. Выраженные когнитивные нарушения становятся причиной инвалидизации детей с эпилепсией [9-11].
По данным ряда исследований, при парциальных формах эпилепсии в патологический процесс вовлечены не только зоны очага, но и другие, не связанные с патологическим очагом, отделы мозга [9, 12]. Сложная картина нарушений высших психических функций (ВПФ) при эпилепсии определяет актуальность нейропсихологического исследования с целью изучения влияния болезни как на текущее состояние ВПФ, так и на перспективы дальнейшего психического развития.
Проведенное нами обследование большой выборки детей (n = 82) с парциальными лобными, височными, теменно-затылочными и затылочными формами эпилепсии показало, что возникающие при эпилепсии нарушения характеризуются сложным набором симптомов, не укладывающихся в рамки только одного ней-ропсихологического синдрома [13]. Разные виды парциальных эпилепсий приводят к появлению целого ряда симптомокомплексов, среди которых можно выделить
как синдром, соотносящийся с эпилептическим очагом, так и сопутствующие ему внеочаговые синдромы.
Независимо от расположения очага и возраста детей было выделено и описано два основных варианта мета-синдрома (закономерного сочетания нейропсихологиче-ских синдромов) [13].
Первый вариант, который был определен как специфический вариант метасиндрома, включал в свой состав один ведущий (по степени выраженности) синдром, относящийся к эпилептическому очагу, и ряд других синдромов, имевших меньшую степень выраженности. При этом создавалась сложная картина сочетания сопутствующих синдромов, относящихся к разным отделам мозга, не связанных с эпилептическим очагом.
Во втором, неспецифическом варианте метасинд-рома, не было ведущего синдрома, все включенные синдромы или большая часть из них имели приблизительно одинаковую степень выраженности. Синдром, характеризующий поражение зоны эпилептического очага, не выделялся среди других, то есть в патологический процесс почти в равной степени выраженности были вовлечены разные отделы мозга.
Также оказалось, что в рамках как специфического, так и неспецифического метасиндрома для каждого вида парциальной эпилепсии формируются определенные сочетания синдромов, которые зависят от локализации очага, времени манифестации заболевания, видов приступа и этиологии эпилепсии [14].
Важный аспект прогноза развития психических функций у детей с эпилепсиями — возрастная динамика когнитивных нарушений. Особенно это актуально для случаев с ремиссией эпилептических приступов, когда контроль приступов прекращает их негативное влияние на качество жизни и выводит на первый план непароксизмальную составляющую болезни — когнитивные функции и эмоционально-личностные характеристики. На сегодняшний день в нейропсихологии вопрос динамики состояния ВПФ у детей с эпилепсией освещен недостаточно.
Ранее в исследованиях было показано, что исходная картина когнитивных нарушений при разной локализации эпилептического очага и разных формах эпилепсии может проявляться от грубо выраженных расстройств ВПФ до парциальности дефекта. Согласно некоторым литературным данным, добиться полного восстановления когнитивных функций не удается даже при стойкой ремиссии [15-18]. Авторы отмечают некоторое выравнивание интеллектуально-мнестических процессов после прекращения приступов в случае правильно подобранной терапии и направленной коррекционной работы. В исследовании К.В. Воронковой (2007) было показано, что у детей с возрастом при симптоматических формах эпилепсии возникает изменение картины на электроэнцефалограмме, наблюдается миграция очага эпилеп-тиформной активности. При парциальной лобной эпилепсии миграция происходит экстрафронтально, чаще в передневисочную область, при парциальной височной эпилепсии — из передневисочных отделов в задневисоч-ные. У этих детей, как правило, сохраняются нарушения ВПФ, даже в период клинической ремиссии заболевания, при этом чаще выявляют признаки дисфункции теменных и височных отделов головного мозга [19].
Неравномерность созревания мозга ребенка в ходе онтогенеза, подчиняющаяся закону гетерохронии, сопровождается усложнением уровней функциональной организации мозга, когнитивного развития ребенка и протекает в определенной хронологической последовательности. Исследование специфики динамики зако-
о и
со и о
CN
О
о
sc <
s
Q.
<
в
О ш т
S Q.
S
Ч ш
57
(О X
X
Щ
ю
Щ
а .в
<5 о х т X
Щ
.в
со о а о и м 0) о
о
номерностей формирования когнитивной сферы, генеза ВПФ в условиях диффузной патологии мозга, в частности при эпилепсии, имеет большое значение для определения перспективы дальнейшего психического развития ребенка, проведения соответствующей коррекционной работы [20].
Цель исследования: оценить динамику состояния ВПФ у детей с парциальными височными, теменно-заты-лочными и затылочными формами эпилепсии при недавно достигнутой ремиссии.
ПАЦИЕНТЫ И МЕТОДЫ
Участники исследования
Исследование проведено на базе Российской детской клинической больницы г. Москвы (отделение психоневрологии № 1).
В нем участвовали дети и подростки в возрасте 6-16 лет с парциальными (фокальными) формами эпилепсии (п = 15), которые поступали в отделение на контрольное обследование. В клиническую группу вошли дети с симптоматической эпилепсией с простыми парциальными и парциальными приступами с вторичной генерализацией. Возраст манифестации заболевания колебался от 3 до 6 лет.
Распределение детей по формам эпилепсии представлено в табл. 1.
Таблица 1. Распределение детей по формам эпилепсии
Форма эпилепсии Число детей
Парциальная височная 9
Парциальная теменно-затылочная 4
Парциальная затылочная 2
Клиническая ремиссия на момент начала исследования составляла от 6 до 8 мес.
Методы исследования
Во время пребывания в стационаре всем детям проводили стандартный комплекс контрольного клинико-инструментального медицинского обследования. Все
Рис. 1. Исходная выраженность нейропсихологических симптомов различных функциональных блоков мозга средние показатели (п = 15)
участники получали постоянное лечение различными противосудорожными препаратами, которое не менялось на протяжении исследования. В течение всего периода наблюдения с участниками не проводили каких-либо специализированных психологических или педагогических коррекционных занятий, также пациенты не получали специализированного лечения ноотропными препаратами — исключение этого фактора важно для однозначной интерпретации причин возможных динамических изменений. Интеллектуальное состояние участников исследования позволяло им понимать и выполнять пробы, включенные в общее нейропсихологическое обследование.
Проводили два нейропсихологических обследования ВПФ — стартовое и повторное через 1 год. В качестве методологии использовали комплекс методик общего нейропсихологического исследования, разработанный А.Р. Лурия и его последователями. Общее нейропсихологическое обследование включало беседу, исследование двигательных функций, восприятия, речевых функций, памяти и интеллекта.
Согласно концепции трех функциональных блоков мозга (А.Р. Лурия), любая психическая функция осуществляется при специфическом участии каждого из них. В связи с тем, что, несмотря на очаговые формы заболевания, в целом нейропсихологические изменения при эпилепсии и многих других заболеваниях не носят строго очерченного локального характера, мы не только соотносили наблюдаемые изменения с конкретными участками мозга, но и оценивали их с точки зрения работы каждого функционального блока, его участия в интегративной работе мозга в целом.
Для выявления динамики изменения ВПФ проводили качественный анализ симптомов (описание структуры возникающих когнитивных дефицитов посредством их соотнесении с тремя функциональными блоками), а также количественный анализ степени их выраженности (балльная оценка выявленных симптомов) у детей и подростков с парциальными формами эпилепсии.
Для количественного анализа данных использовали общепринятую в отечественной нейропсихологии [21] балльную систему оценок: 0 баллов выставляли при отсутствии нарушений, 1 балл — при частоте ошибок до 30% (легкие нарушения и возможность самостоятельной коррекции ошибок), 2 балла — от 30 до 70% ошибок (средняя степень выраженности дефекта, возможность коррекции и выполнения задания при подсказках экспериментатора), 3 балла — от 70 до 100% ошибок (при наличии выраженного дефекта). Для определения степени выраженности нарушения подсчитывали средние значения баллов по выявленным симптомам для каждого функционального блока мозга.
Статистическая обработка данных
Статистическую значимость различий в результатах, относящихся ко всем блокам мозга у детей, обследуемых в динамике, определяли с помощью Г-критерия Вилкоксона (его применяют для сопоставления показателей, определенных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых, часто используют в психологических исследованиях) [22].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
По данным первичного нейропсихологического обследования 15 детей с парциальными височными, теменно-затылочными и затылочными формами эпилепсии, наиболее выраженными (рис. 1) оказались ней-
58
Рис. 2. Динамика выраженности нейропсихологических симптомов I функционального блока
Рис. 3. Динамика выраженности нейропсихологических симптомов II функционального блока
..2 5.
Средние значения показателей в баллах о О J D (5 15 2 "*(
А 1 V т ▼
Ii I 1 \ / V. ж ж / \
\ л \ i\ I \ 1 \ \ / \ / \ т ш ш —
/ v WAA А
1 2 3 4 5 6 7 8 9 Первое обследование 10 11 12 13 14 15 Пациенты — Второе обследование
ропсихологические симптомы, связанные с нарушением работы II функционального блока мозга (блоком приема, хранения и переработки информации).
По результатам первичного нейропсихологического обследования детей, наиболее частыми и выраженными оказались следующие симптомы: нарушение пространственного, кинестетического и конструктивного пракси-са, зрительно-пространственного, слухового неречевого гнозиса, повышенная тормозимость следов, сужение объема в слухоречевой и зрительной памяти, нарушение порядка воспроизведения слов (фигур) в стимульной последовательности (неустойчивые ошибки), пространственные ошибки в наглядно-конструктивном мышлении, параграфии.
В меньшей степени выраженности были представлены симптомы, связанные с нарушением работы III (блок программирования, регуляции и контроля) и I (энергетический) функциональных блоков мозга. Наиболее выраженными из них оказались следующие симптомы: нарушение произвольного внимания, ориентировочной основы деятельности, персеверации в зрительной памяти, нарушение воспроизведения слов в стимульной последовательности (ригидные ошибки), повышенная утомляемость, флюктуации внимания.
Бульшая выраженность симптоматики II функционального блока обусловлена тем, что у обследованных детей эпилептический очаг находился в задних отделах мозга (височные, теменно-затылочные и затылочные парциальные формы эпилепсии), в которых и расположены структуры II функционального блока. Известно, что при парциальной эпилепсии патологическое влияние распространяется за пределы очага, в первую очередь на граничащие с очагом мозговые структуры [23-25]. Кора задних отделов больших полушарий обладает рядом общих особенностей, позволяющих объединить ее в единый блок мозга (II функциональный блок), в котором зоны построены по единому принципу иерархической организации, отличаются высокой модальной специфичностью и объединены для выполнения общей задачи — приема, хранения и переработки информации. Соответственно,
патологическое влияние из височного, затылочного или теменного очага распространяется в первую очередь на соседние отделы задней части мозга, объединенные во II функциональный блок.
В целом, по данным первичного нейропсихологического обследования, выделились специфические варианты метасиндромов (закономерное сочетание нейропсихологических симптомокомплексов, нейропсихологических синдромов, которые соотносятся с разными отделами мозга), где наиболее выражены нейропсихологические симптомы, связанные непосредственно с зоной эпилептического очага, а внеочаговые симптомы (нейропсихологические симптомы, которые не связаны с зоной эпилептического очага) представлены в меньшей степени. Аналогичные выводы о метасиндромном характере нарушенных ВПФ при парциальной эпилепсии у детей были получены нами в предыдущем исследовании на большой выборке пациентов [14].
После повторного нейропсихологического обследования этих же детей через 1 год были сопоставлены результаты двух обследований путем сравнения средних показателей симптомов, специфических для поражения I, II и III блоков мозга (рис. 2-4).
Как видно из представленных выше данных, при повторном обследовании через 1 год у всех 15 пациентов зафиксирована четкая положительная динамика хотя бы по одному функциональному блоку ВПФ, и у 12 — по двум блокам из трех. Если сравнивать средние показатели (рис. 5), положительная динамика по симптомам I функционального блока составила 87,5%, а по симптомам III блока — 37,5%. Учитывая, что дети не получали специальную коррекционную помощь и ноотропную терапию, можно сделать вывод, что положительная динамика ВПФ была обусловлена преимущественно медикаментозным подавлением эпилептических процессов в мозге, что клинически проявилось в ремиссии приступов. Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что независимо от органического фона, эпилептизация мозга вызывает у детей нарушение когнитивной деятельности. Также можно предположить, что дополнительные лечеб-
о и
со и о
CN
О
о
sc <
s
Р
< в
о
ш т
S
Р
S
Ч ш
59
Рис. 4. Динамика выраженности нейропсихологических симптомов III функционального блока
Рис. 5. Динамика средней выраженности нейропсихологических симптомов, различных функциональных блоков мозга
п
X
X
Щ
ю
Щ
а .в
<5 о х т X
Щ
.в
а о а о и м 0) о
о
ные мероприятия в виде ноотропнои поддержки и специальной коррекции могли бы способствовать еще более существенной положительной динамике ВПФ у детей с ремиссией эпилептических приступов.
Различия в парах по I и III функциональным блокам мозга достоверны (р < 0,01), по II блоку различие не достигает уровня статистической значимости (р > 0,05).
Анализ данных показал, что минимально выраженная динамика изменений ВПФ наблюдалась по симптомам, характеризующим нарушения в работе II блока мозга, а более высокая — по симптомам, связанным с нарушением в III и I блоках мозга.
Различия в выраженности положительной динамики обусловлены тем, что, как уже было отмечено, эпилептический очаг был расположен в структурах II функционального блока мозга (височные, теменно-затылочные и затылочные формы парциальной эпилепсии). Таким образом, симптомокомплексы II функционального блока, непосредственно связанные с эпилептическими очагами, оказались более стойкими и слабо подающимися обратному развитию.
При более детальном анализе определилась «неровность» динамики по отдельным симптомам внутри мозговых блоков.
Положительная динамика отмечена по таким симптомам III, II и I блоков мозга, как нарушение произвольного внимания, ориентировочной основы деятельности, персеверации в зрительной памяти, нарушение воспроизведения слов в стимульной последовательности (ригидные ошибки), нарушения праксиса позы, конструктивного и динамического праксиса, зрительно-пространственного гнозиса, трудности сохранения пространственных характеристик стимула, повышенная тормозимость следов в зрительной памяти, параграфии, повышенная утомляемость, флюктуация внимания. Эти симптомы связаны с функциями передне- и заднелобных, затылочно-темен-ных, частично глубинных отделов мозга.
Без изменений или с отрицательной динамикой (средние показатели штрафных баллов сохраняются на том же уровне или повышаются) остаются средние показа-
тели таких симптомов, как нарушение пространственного праксиса, слухового неречевого гнозиса в виде трудностей оценки и воспроизведения ритмов, а также нарушения отсроченного воспроизведения, повышенная тормозимость следов, сужение объема в слухорече-вой памяти, нарушение порядка воспроизведения слов (фигур) в стимульной последовательности (неустойчивые ошибки), сужение объема зрительной памяти, пространственные ошибки в наглядно-конструктивном мышлении. Практически без изменений остаются симптомы нарушения слухоречевой и зрительной памяти, а также симптомы, связанные с пространственным анализом и синтезом информации. Данная симптоматика относится к сфере функциональных интересов височных и височ-но-теменно-затылочных отделов мозга.
Таким образом, положительная динамика выраженности симптомов выявлена в большей степени в синдромах, связанных с передне- и заднелобными, затылочно-теменными, глубинными отделами мозга. В то же время выраженность симптоматики в синдромах, относящихся к височным и височно-теменно-затылочным отделам мозга, остается практически без изменений. Как известно, зона перекрытия височной, теменной и затылочной областей относится к третичным полям коры задних отделов больших полушарий. Эти поля многофункциональны, обладают сложными интегративными функциями, завершают свое развитие наиболее поздно в онтогенезе и соответственно оказываются наиболее чувствительными к влиянию разных патологических факторов, что объясняет большую трудность их восстановления при патологии. Также исследователи отмечают, что эпилепсия с височной локализацией очага обладает наименее благоприятным прогнозом в отношении когнитивных функций и личностных изменений [26].
Обследование в динамике показало возможность улучшения когнитивной деятельности у детей с парциальными формами эпилепсии. Основная закономерность при этом заключается в том, что в большей степени снижается выраженность симптомов, связанных с внеочаговыми зонами мозга. Положительная динамика выраженности симптомов, связанных с эпилептическим
60
очагом, при этом остается незначительном, однако, важно отметить, что не происходит и ухудшения состояния. Вероятно, положительная динамика как по очаговым, так и по внеочаговым нарушениям будет более существенной в случае дополнительного направленного восстановления нарушенных когнитивных функций с помощью ноотропной медикаментозной терапии и специализированных коррекционных занятий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По данным нейропсихологического обследования, при парциальной височной, затылочной и теменно-заты-лочной эпилепсии фиксируются сложные нейропсихо-логические симптомокомплексы, свидетельствующие о патологическом функционировании разных отделов мозга (специфические метасиндромы), но при этом наиболее выражены симптомы зоны эпилептического очага, внеочаговые же симптомы представлены в меньшей степени. В специфическом метасиндроме конфигурация наиболее активно вовлекаемых в круг патологической активности мозговых структур определяется в первую очередь их близостью к очагу поражения, как правило, в пределах того же блока мозга. Обнаруживается меньшая функциональная дефицитарность мозговых структур, относящихся к другим блокам мозга. Наиболее дефици-тарными оказываются функции мозга, непосредственно связанные с патологическим очагом.
Во время ремиссии при парциальных височных, теменно-затылочных и затылочных формах эпилепсии динамика изменений в картине нарушений ВПФ, свя-
занных со II функциональным блоком мозга, незначительна. Вместе с тем нейропсихологические симптомы, связанные с работой структур I и III блоков мозга, уже через 1 год имеют существенную положительную динамику — на 87,5 и 37,5%, соответственно.
Эпилептические процессы мозга самостоятельно, независимо от выраженности сопутствующего или исходного структурного дефекта индуцируют нарушения когнитивной деятельности за границей эпилептических очагов. В случае клинической ремиссии при височных, темен-но-затылочных и затылочных формах эпилепсии нарушенные ВПФ внеочаговой локализации в значительной мере восстанавливаются даже без специализированного лечения.
Знание этих закономерностей поможет неврологам и нейропсихологам на основании исходного нейропси-хологического обследования выстраивать более точный ближайший прогноз психического развития детей с парциальными формами эпилепсии в случае достигнутой ремиссии. Кроме того, данные исследования должны способствовать разработке адекватных методов психологической коррекции когнитивных нарушений у детей в частных случаях с учетом сильных и слабых звеньев разных функциональных систем психики в условиях парциальных форм эпилепсии. Возможность обратного развития указанных симптомокомплексов при ремиссиях эпилепсии свидетельствует об оправданности и необходимости активных специализированных лечебных мероприятий (медикаментозных и психологических корригирующих) по восстановлению нарушенных ВПФ у этой группы детей.
о и
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Эпилептология детского возраста. Под ред. А.С. Петрухина. М.: Медицина. 2000. 618 с..
2. Баранов А.А., Маслова О.И., Намазова-Баранова Л.С. Онтогенез нейрокогнитивного развития детей и подростков. Вестн. Рос. акад. мед. наук. 2012; 8: 26-33.
3. Маслова О.И., Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Каркашадзе Г.А. Мамедьяров А.М., Лазарев М.Л. и др. Современные аспекты изучения когнитивной сферы в развитии ребенка. Педиатр. фармакол. 2012; 9 (6): 72-78.
4. Каркашадзе Г.А. Социальные аспекты эпилепсии детства. Мед. вестн. Север. Кавказа. 2010; 19 (3): 30-31.
5. Каркашадзе Г.А., Маслова О.И., Намазова-Баранова Л.С. Актуальные проблемы диагностики и лечения легких когнитивных нарушений у детей. Педиатр. фармакол. 2011; 8 (5): 37-41.
6. Карпова В.И., Крушинская Н.С., Мухин К.Ю. Эпилепсия. История. Диагностика. Практика. Лечение. Советы пациентам. М.: Системные решения. 2011. 224 с.
7. Прусаков В.Ф., Уткузова М.А., Белоусова М.В., Сивкова С.Н. Эпилепсия у детей: течение, прогноз и вопросы реабилитации. Практ. мед. 2009; 38: 27-30.
8. Михайлов В.А. Качество жизни, стигматизация и восстановительная терапия больных эпилепсией. Автореф. дис.... докт. мед. наук. СПб. 2008. 49 с.
9. Зенков Л.Р Притыко А.Г. Фармакорезистентные эпилепсии. М.: Медпресс-информ. 2003. 196 с.
10. Балканская С.В. Когнитивные функции при эпилепсии у детей: клинико-лабораторно-инструментальные параллели. Альм. клин. мед. 2005; 8 (3): 52-59.
11. Ярмухаметова М.РР Течение и прогноз при эпилепсии. Неврол. вестн. (ж. им. В.М. Бехтерева). 2012; 44 (3): 64-68.
12. Гогберашвили Т.Ю., Микадзе Ю.В. Нарушение высших психических функций у детей с парциальными формами эпилепсии. Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психол. 2008; 3: 80-90.
13. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста. СПб.: Питер. 2008. 260 с.
14. Микадзе Ю.В., Гогберашвили Т.Ю. Синдромы нарушения высших психических функций у детей с парциальными (фокальными) формами эпилепсии. Неврол., нейропсихиатр., психосо-мат. 2010; 1: 47-52.
15. Рогачёва Т.А. Закономерности становления и течения ремиссии при эпилепсии. Автореф. дис. ... докт. мед. наук. М. 2006.
16. Hermann B. Growing up with epilepsy: a two-year investigation of cognitive development in children with new onset epilepsy. Epilepsia. 2008; 49 (11): 1847-1858.
17. Griffith H., Martin C. et al. Cognitive functioning over 3 years in community dwelling older adults with chronic partial epilepsy. Epilepsy Research. 2007; 74 (2, 3): 91-96.
18. Baker G.A., Taylor J., Aldenkamp A.R Newly diagnosed epilepsy: cognitive outcome after 12 months. Epilepsia. June 2011; 52 (6) 1084-1091.
19. Воронкова К.В. Эволюция эпилепсии и трансформация эпилептических приступов. Автореф. дис.... докт. мед. наук. М. 2007, 297 с.
20. Гогберашвили Т.Ю., Каркашадзе Г.А., Намазова-Баранова Л.С., Маслова О.И. Нейропсихологические методы в педиатрии: возможности и перспективы применения. Педиатр. фармакол. 2011; 8 (6): 83-87.
21. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М.: Роспедагентство. 1997. 127 с.
22. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь. 2001. 308 с.
23. Вассерман Л.И. и др. Методы нейропсихологической диагностики. СПб.: Стройлеспечать. 1997. 400 с.
24. Trabert K. Spread of ictal activity in focal epilepsy. Epilepsia. 2008; 49 (9): 1594-1601.
25. Vingerhoets G. Cognitive effects of seizures. Seizur. 2006; 15: 221-226.
26. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста. Учебник для вузов. СПб.: Спецлит. 2001. 463 с.
со и о
CN
О
о
se <
5
Q.
<
в
О ш т s
Q.
S
s
ч
ш
61