2. Medvedeva, E.N., Shustikov, G.B., Deyev, A.V. and Pukhov, A.M. (2014), "Features of the intramuscular activity of fencers - foil fencers when performing techniques", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 107, No. 1, pp. 109-114.
3. Oskolkov, V.A. (2003), Boxing: education and training, VGAFK, Volgograd.
Контактная информация: elena.vlgafk@rambler.ru
Статья поступила в редакцию 19.12.2017
УДК 796.964
ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПСИХОМОТОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ В ХОККЕЕ С МЯЧОМ НА ЭТАПАХ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ
Виктор Владимирович Мезенцев, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточная государственная академия физической культуры (ДВГАФК),
Хабаровск
Аннотация
Статья посвящена проблеме изучения показателей психомоторных способностей у юных хоккеистов с мячом на этапах многолетней подготовки. В ходе проведенного исследования с июня 2015 года по июнь 2017 года была прослежена динамика изменения показателей психомоторики на протяжении трех учебно-тренировочных циклов юных хоккеистов с мячом. Была отмечена положительная тенденция улучшения таких показателей как ориентировочно-зрительно-поисковая реакция по таблицам Шульте-Платонова, ошибки на красный цвет в реакции выбора и показатели объемного внимания, но большинство показателей психомоторики не обнаружили тенденцию к достоверному улучшению или ухудшению в ходе эксперимента.
Ключевые слова: психомоторика, психомоторные способности, юные хоккеисты с мячом, учебно-тренировочный цикл, аппаратно-программный комплекс «Нейрософт ПсихоТест», этап многолетней подготовки, психофизическое состояние.
DYNAMICS OF CHANGE OF INDICATORS OF PSYCHOMOTOR ABILITIES OF
YOUNG HOCKEY PLAYERS WITH BALL AT STAGES OF LONG-TERM
PREPARATION
Victor Vladimirovich Mezentsev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Far East state academy of physical education, Khabarovsk
Annotation
Article is devoted to a problem of studying the indicators of psychomotor abilities at young hockey players with a ball at stages of long-term preparation. During the conducted research, from June 2015 to June 2017, the dynamics of changes of the indicators of psychomotility throughout three educational and training cycles of the young hockey players with a ball has been tracked. The positive tendency of improvement of such indicators as approximate and visual and search reaction according to Shulte-Platonov's tables, mistakes on red color in reactions of the choice and indicators of volume attention have been noted, but the majority of indicators of psychomotility haven't found a tendency to reliable improvement or deterioration during the experiment.
Keywords: psychomotility, psychomotor abilities, young hockey players with a ball, educational and training cycle, hardware and software implex "Neyrosoft Psychotest", stage of long-term preparation, psychophysical state.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время коллективом НИИ ДВГАФК выполняется госбюджетная научно-исследовательская работа по теме «Технология совершенствования двигательных действий юных спортсменов в хоккее с мячом на этапах многолетней подготовки» по заказу Министерства спорта РФ на 2015-2018 гг.
Целью этой работы является совершенствование учебно-тренировочного процесса и создание эффективной технологии подготовки спортсменов. Для этого потребовалось
изучение психофизического состояния юных хоккеистов с мячом и разработка в дальнейшем модельных характеристик двигательных действий. Эти исследования позволят внести определённый вклад в планирование учебно-тренировочного процесса юных хоккеистов с мячом и послужат дальнейшему совершенствованию учебно-тренировочной программы подготовки юных хоккеистов с мячом в специфических климатогеографических условиях Дальнего Востока России.
Для оценки динамики психофизического состояния использовался аппаратный программный комплекс (АПК) «НС-Психотест», позволяющий оценить текущее функциональное состояние центральной нервной системы, отражающее психомоторные способности индивида.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
У юношеской команды 2000-2001 г.р. по хоккею с мячом Хабаровского краевого центра развития хоккея с мячом» (Арена «Ерофей» г. Хабаровск) с июня 2015 года по июнь 2017 года была изучена динамика изменения показателей психомоторики на этапах их многолетней подготовки. Исследованы: ориентировочно-зрительно-поисковая реакция по таблицам Шульте-Платонова (ОЗПР), простая зрительно-моторная реакция (ПЗМР), реакция выбора (РВ), реакция на движущийся объект (РДО), концентрация внимания (КВ), объемное внимание (ОВ).
Спортсменов обследовали в утренние часы в помещении лаборатории «Мониторинга физического состояния». Количество обследованных хоккеистов с мячом варьировало в пределах 18-24 человек.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Проследив динамику изменения показателей психомоторики в ходе многолетней подготовки юных хоккеистов с мячом с июня 2015 по июнь 2017 года, можно отметить положительную тенденцию улучшения таких показателей, как объемное внимание, ориентировочно-зрительно-поисковая реакция по таблицам Шульте-Платонова (ОЗПР) и снижение количества ошибок на красный цвет в реакции выбора (Таблица 1)
Таблица 1 - Динамика показателей психомоторных способностей юных хоккеистов с мячом
Показатели психомоторики Июнь 2015 Июнь 2016 Июнь 2017
Х1±т Х2±т Х3±т
ОЗПР (с) 48±1,8 42±1,8 43±1,9
ПЗМР (мс) 234±4,1 234±3,6 229±5,7
Реакция выбора (мс) 349±10,6 331,5±8,3 352,5±10,9
Ошибки на красный цвет (раз) 0,6±0,4 0,4±0,09 0,2±0,2
Ошибки на зеленый цвет (раз) 0,5±0,4 0,7±0,14 0,7±0,5
Объемное внимание (мс) 445,5±26,2 388±6,9 372±10,1
Кол-во опережений (раз) 0,8±0,5 1,4±0,2 0,8±0,7
Концентрация внимания (мс) 292±8,7 303±4,4 304±6,1
РДО - Точные реакции (раз) 14±0,5 13±0,5 13±0,6
Так, показатель ОЗПР (сек), зафиксированный в июне 2017 года (43±1,9 - средний показатель), улучшился на 10,4% по сравнению с показателем июня 2015 года (48±1,8 -удовлетворительный показатель). На 66,7% снизился показатель количества ошибок на красный цвет(раз) в реакции выбора в июне 2017 года (0,2±0,2) по сравнению с июнем 2015 года - 0,6±0,4. И, наконец, показатель объемного внимания улучшился на 16,5% в июне 2017 года (372±10,1 - инертный тип высшей нервной деятельности) по сравнению с показателем июня 2015 года (445,5±26,2 - инертный тип высшей нервной деятельности), а количество опережений (раз) в объемном внимании (мс) на протяжении исследований варьировало то в сторону улучшения, то в сторону ухудшения на 57,1%. Практически не менялось при обследовании количество точных реакций на движущийся объект, а также
показатели концентрации внимания, ПЗМР, количества ошибок на зеленый цвет в реакции выбора незначительно варьировали, но не имели достоверных различий в ходе эксперимента (р>0,05).
ВЫВОД
Таким образом, проанализировав динамику изменения показателей психомоторики на этапах многолетней подготовки юных хоккеистов с мячом с июня 2015 по июнь 2017 года, можно сказать, что стойкая положительная динамика зарегистрирована в показателях ориентировочно-зрительно-поисковой реакции (ОЗПР), количества ошибок на красный цвет в реакции выбора и объемного внимания. Остальные показатели психомоторных способностей достоверных изменений не обнаружили.
В следствии этого для характеристики психомоторики у юных хоккеистов с мячом из показателей, полученных при обследовании на аппаратно-программном комплексе «НС-Психотест», наиболее информативными можно использовать только 3 показателя, а остальные недостаточно специфичны для данного вида спорта.
Об эффективности скорректированного учебно-тренировочного процесса можно судить по результатам соревновательной деятельности команды: кубок мира среди юношей до 16 лет, г. Боллнес (Швеция), 04-06 ноября 2016 г. - 1 место; кубок Императорского дворца (КНР, г. Чэндэ) 30 декабря 2016 г. - 1 января 2017г. и Кубка Виннерсборга (Серия А-18, Швеция, октябрь 2017г.). Причём Кубки были завоёваны в борьбе с более старшими спортсменами.
Контактная информация: viktor.mezencev.80@mail.ru
Статья поступила в редакцию 19.12.2017
УДК 378
РОЛЬ АВТОРСКИХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА
Эльвира Юрьевна Мизюрова, кандидат педагогических наук, доцент, Капиталина Алексеевна Рокитянская, кандидат педагогических наук, доцент,
Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова (СГАУ им. Н.И. Вавилова), Саратов
Аннотация
Изменения в системе аграрного образования требуют взглянуть под особым углом на проблему профессиональной подготовки студентов. Цель работы - проанализировать роль авторских учебно-методических пособий профессиональной направленности по иностранному языку в формировании общекультурных и профессиональных компетенций студентов неязыкового вуза.
Ключевые слова: профессиональное образование, компетентностный подход, качество профессиональной подготовки, учебное пособие, интерактивные методы.
ROLE OF AUTHORS' TEACHING AIDS IN FOREIGN LANGUAGE IN
FORMATION OF CULTURAL AND PROFESSIONAL COMPETENCES OF
STUDENTS OF NON-LINGUISTIC HIGHER EDUCATION INSTITUTION
Elvira Yurievna Mizyurova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kapitalina Alekseevna Rokityanskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Vavilov Saratov State Agrarian University, Saratov
Annotation
Changes in the agrarian education system have to look from special point of view at the students' professional training problem. The aim of the work is to analyze the role of authors' teaching aids of professional orientation in foreign language for formation of the cultural and professional competences of the students of the non-linguistic higher education institution.