Научная статья на тему 'ДИНАМИКА И СТРУКТУРА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВ ПО УРОВНЯМ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ'

ДИНАМИКА И СТРУКТУРА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВ ПО УРОВНЯМ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1645
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
бюджет / бюджетный процесс / фискальная политика / налоги / федеральный налог / бюджетная система РФ / федеральный бюджет / региональный бюджет / местный бюджет / budget / budget process / fiscal policy / taxes / federal tax / budgetary system of the Russian Federation / federal budget / regional budget / local budget

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н В. Липчиу, А А. Храмченко, П М. Грабчак, В С. Богус

Главный механизм, который позволяет государству осуществлять регулирование всех сфер жизни населения, является налоговая система. В свою очередь один из ключевых налогов, уплачиваемых на всей территории Российской Федерации – это федеральный. Актуальность данного исследования обусловлена, тем, что именно этот налог является основным источником формирования доходов по трём уровням бюджетной системы РФ: федеральный, региональный, местный. Региональные и местные налоги и сборы, как правило, регулируются законодательством на том уровне бюджетной системы, к которому принадлежат. В данной статье подробно разобрано понятие «бюджет», использование государством фискальной политики для регулирования налоговой системы, далее рассмотрен вопрос о «федеральных налогов и сборов», распределение федеральных налогов по уровням бюджетной системы РФ, далее куда идут федеральные налоги, а также проведен подробный анализ на период на 2017-2019 г.г. динамики и структуры федеральных налогов по уровням бюджетной системы РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS AND STRUCTURE OF DISTRIBUTION OF FEDERAL TAXES BY LEVELS OF THE BUDGET SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

The main mechanism that allows the state to regulate all spheres of life of the population is the tax system. In turn, one of the key taxes paid throughout the Russian Federation is Federal. The relevance of this research is due to the fact that this tax is the main source of revenue generation at three levels of the budget system of the Russian Federation: Federal, regional, and local. Regional and local taxes and fees are usually regulated by law at the level of the budget system to which they belong. This article discussed in detail the concept of "budget", the government use fiscal policy to regulate the tax system, further considered the question of "F ederal taxes and fees," distribution of Federal taxes on levels of budgetary system of the Russian Federation, then where are the Federal taxes, as well as a detailed analysis for the period 2017-2019, G. G., dynamics and structure of Federal taxes on levels of budgetary system of the Russian.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА И СТРУКТУРА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВ ПО УРОВНЯМ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ»

15 Smirnova, ZH.V. Obshcheteoreticheskie aspekty foimirovaniya kontrollinga na predpriyatii / ZH. V. Smirnova, ZH.V. CHaj-kina. - Tekst: elektronnyj // Moskovskij ekonomicheskij zhurnal. - 2020. - №3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-scheteoreticheskie-aspekty-formirovaniya-kontrollinga-na-predpriyatii (data obrashcheniya: 05.12.2020).

16 Tkachenko, YU.A. Komplaens-kontrol' kak klyuchevoj faktor v upravlenii ekonomicheskim sub"ektom / YU. A. Tkachenko, M. V. SHevchenko // Vestnik Belgorodskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta im. V. G. SHuhova. -2016. - №2. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25285523 (data obrashcheniya: 07.12.2020).

17 Han, D. Planirovanie i kontrol': koncepciya kontrollinga / Ditger Han; Per. s nem. pod red. i s predisl. A. A. Turchaka i dr. -M. : Finansy i statistika, 1997. - 799 s.

18 Horvat, P. Koncepciya kontrollinga, Alpina. 269 s.

19 CHerepanova, V. A. Komplaens - programma organizacii : prakticheskoe rukovodstvo / V.A. CHerepanova. Moskva: IN-FRA-M, 2020. 288 s. ISBN 978-5-16-014703-1. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1045671 (data obrashcheniya: 06.12.2020).

20 CHirkov, D. A. Osnovy razvitiya komplaens - kontrolya v kreditnyh organizaciyah / D. A. CHirkov // Ekonomika i biznes: teoriya i praktika. 2019. №12-3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-razvitiya-komplaens-kontrolya-v-kredit-nyh-organizatsiyah (data obrashcheniya: 07.12.2020).

21 SHishlova, S.E. Finansovyj kontrolling v upravlenii predpriyatiem / S.E. SHishlova. // Aktual'nye voprosy ekonomiki i up-ravleniya na sovremennom etape razvitiya obshchestva: Materialy IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj internet-kon-ferencii. - Tula: ANO VO Institut zakonovedeniya i upravleniya VPA, 2018. - URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=35367345 (data obrashcheniya: 05.12.2020).

22 Schneider, D. Kontrolle, Controlling und Unternehmungsfuhrang. Wiesbaden, 1992. 375 s.

23 Kupper, H.-U. Controlling: Konzeption, aufgaben und instrumente. Stuttgart, 1995.

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-10933

Н.В. Липчиу - д.э.н., профессор кафедры финансов, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина», [email protected],

N.V. Lipchiu - Doctor of Economics, Professor of the Department of Finance, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin;

А.А. Храмченко - к.э.н., доцент кафедры финансов, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина»,

A.A. Khramchenko - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Finance, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin;

П.М. Грабчак - студентка факультета финансы и кредит, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина»,

P.M. Grabchak - student of the faculty of Finance and credit, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin;

B.С. Богус - магистрант факультета финансы и кредит, ФГБОУ ВО «Кубанский государ ственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина»,

V.S. Bogus - Master's student, Faculty of Finance and Credit, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin.

ДИНАМИКА И СТРУКТУРА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВ ПО УРОВНЯМ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ DYNAMICS AND STRUCTURE OF DISTRIBUTION OF FEDERAL TAXES BY LEVELS OF THE BUDGET SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация. Главный механизм, который позволяет государству осуществлять регулирование всех сфер жизни населения, является налоговая система. В свою очередь один из ключевых налогов, уплачиваемых на всей территории Российской Федерации - это федеральный. Актуальность данного исследования обусловлена, тем, что именно этот налог является основным источником формирования доходов по трём уровням бюджетной системы РФ: федеральный, региональный, местный. Региональные и местные налоги и сборы, как правило, регулируются законодательством на том уровне бюджетной системы, к которому принадлежат. В данной статье подробно разобрано понятие «бюджет», использование государством фискальной политики для регулирования налоговой системы, далее рассмотрен вопрос о «федеральных налогов и сборов», распределение федеральных налогов по уровням бюджетной системы РФ, далее куда идут федеральные налоги, а также проведен подробный анализ на период на 2017-2019 г.г. динамики и структуры федеральных налогов по уровням бюджетной системы РФ.

Abstract. The main mechanism that allows the state to regulate all spheres of life of the population is the tax system. In turn, one of the key taxes paid throughout the Russian Federation is Federal. The relevance of this research is due to the fact that this tax is the main source of revenue generation at three levels of the budget system of the Russian Federation: Federal, regional, and local. Regional and local taxes and fees are usually regulated by law at the

level of the budget system to which they belong. This article discussed in detail the concept of "budget", the government use fiscal policy to regulate the tax system, further considered the question of "F ederal taxes and fees," distribution of Federal taxes on levels of budgetary system of the Russian Federation, then where are the Federal taxes, as well as a detailed analysis for the period 2017-2019, G. G., dynamics and structure of Federal taxes on levels of budgetary system of the Russian.

Ключевые слова. бюджет, бюджетный процесс, фискальная политика, налоги, федеральный налог, бюджетная система РФ, федеральный бюджет, региональный бюджет, местный бюджет.

Keywords: budget, budget process, fiscal policy, taxes, federal tax, budgetary system of the Russian Federation, federal budget, regional budget, local budget.

Слово «бюджет» происходит от слова «budjet», среднеанглийского слова, обозначающего королевскую сумку, содержащую деньги, необходимые для государственных расходов. Бюджет представляет собой самый мощный инструмент правительства в проведении своей политики. Бюджет - это центральный программный документ правительства, который показывает, как будут определяться приоритеты и в свою очередь достигаться годовые и многолетние цели. Помимо финансирования новых и существующих программ, бюджет является основным инструментом реализации налогово-бюджетной политики и тем самым оказывает влияние на экономику в целом. Более того, бюджет - это договор между гражданами и государством, показывающий, как собираются и распределяются ресурсы для предоставления государственных услуг. Такой документ обязан быть ясным, прозрачным и достоверным, он должен вызывать доверие и служить основой подотчетности.

Внешние заинтересованные стороны также обращают внимание на качество бюджетного документа и бюджетного процесса при оценке устойчивости и надежности государства. Бюджетный процесс - это средство, с помощью которого исполнительная и законодательная ветви власти вместе формулируют согласованный набор предложений по налогообложению и расходам. Эффективный бюджетный процесс представляет собой процесс, который учитывает взносы, взвешивает и рассматривает их, а также преобразует их в набор предложений для действий по улучшению общества. Участниками в бюджетном процессе выступают: президент РФ, государственные внебюджетные фонды, органы законодательной власти, главные распорядители бюджетных средств, органы исполнительной власти, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного и муниципального финансового контроля, бюджетные учреждения, а также иные органы, на которые возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Бюджетная система - совокупность бюджетов государства и административно- территориальных единиц, а также бюджетов (смет) и счетов учреждений и фондов, автономных в бюджетном смысле; эти бюджеты основаны на экономических отношениях и правовых нормах. Характер бюджетной системы определяется социально-экономической и политической системой страны, а ее организационная структура зависит от формы административного и государственного устройства. Надежная бюджетная система - это система, которая вызывает у граждан уверенность в том, что правительство прислушивается к их проблемам, имеет план для достижения стоящих целей и будет использовать имеющиеся ресурсы эффективно и действенно.

В последующие годы масштабы государственной деятельности значительно расширились, а роль государственного бюджета стала более сложной. Следовательно, бюджетом следует управлять в рамках четкой и надежной фискальной политики. Фискальная политика относится к бюджетной политике правительства, которая включает в себя манипулирование государством на уровне расходов и налоговых ставок в экономике. Государство использует эти два инструмента для воздействия на экономику. Это родственная стратегия денежно-кредитной политике. Хотя и фискальная политика, и денежно -кредитная политика связаны с доходами и расходами правительства и обе стремятся исправить ситуации избыточного или недостаточного спроса в экономике, они делают это по-разному. Каждое правительство взимает налоги для финансирования своих расходов. Каждое правительство должно регулярно решать, сколько потратить, на что потратить и как финансировать свои расходы с помощью налогово-бюджетной политики. Основным инструментом фискальной политики является бюджет. В бюджете министр излагает планы государственных расходов на финансовый год и то, как правительство предлагает финансировать свои расходы. Высокопоставленные должностные лица по бюджетным вопросам часто сталкиваются с большим количеством рекомендаций по налогово - бюджетной и бюджетной политике.

Налоги - главная часть финансовой политики почти каждого государства. Налоги один из старейших институтов, как и вся налоговая система, являются сильнейшим инструментом управления экономикой в условиях современного бизнеса и рынка. Использование налогов является одним из экономических методов, используемых для управления и обеспечения взаимосвязи национальных интересов с коммерческими интересами хозяйствующих субъектов. Налоговая система любого государства является одним из основных инструментов управления общей системой экономического регулирования, а также социально-экономическими функциями государства. Таким образом, возникает важность финансовой устойчивости государства, а именно соответствия доходов и расходов государства. Финансовая устойчивость в масштабах государства должна рассматриваться, как способность бюджета удовлетворять финансовые потребности государства. Последнее основано на полноте налоговых и иных поступлений в бюджеты различных уровней при обеспечении высокого уровня собираемости налогов и неналоговых платежей.

Для всех типов налогов существуют определенные круги налогоплательщиков. Наиболее известное подразделение налогоплательщиков: физические и юридические лица. Также плательщиками налогов в Российской Федерации выступают:

1. Любой иностранец, который получает доход из российских источников, должен платить подоходный налог в России. Если вы живете в стране более 183 дней в году и получили разрешение на проживание в России, ваши налоговые обязательства ниже, чем у нерезидентов.

2. Индивидуальные предприятия, такие как фрилансеры, подрядчики и консультанты, платят подоходный налог с населения со своего коммерческого дохода, независимо от того, исходит ли он из российского источника или из-за границы.

3. Международные корпоративные организации должны платить налог по фиксированной ставке 20% с прибыли плюс налог у источника выплаты.

Все налоги, действующие на территории РФ подразделяются на три группы: федеральные, региональные и местные. Если региональные и местные налоги полностью перечисляются в бюджет этого же уровня, то с федеральными налогами не так просто. Из них полностью направляются в федеральный бюджет НДС и НДПИ.

Федеральные налоги и сборы - это налоги и сборы, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации. (исключение - положение об установлении специальных налоговых режимов). В соответствии со ст. 13 НК РФ К федеральным налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина[1].

НДС основан на концепции, согласно которой те, кто что-то потребляет, вносят финансовый вклад в государство. Однако было бы слишком сложно, если бы каждый гражданин должен был урегулировать каждое потребление с государством индивидуально. Таким образом, налог взимается с компаний (производителей, продавцов, поставщиков услуг и т. д.). Ставка НДС на сегодняшний день составляет 0% при реализации: товаров и услуг (предусмотренных статьей 164,165 НК РФ); 10% при реализации: отдельных продовольственных товаров, отдельных товаров для детей, периодических печатных изданий, отдельных медицинских товаров и услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа; 20% (за исключением указанных выше случаев). Ставка НДПИ подразделяется на адвалорные, которые выражены в процентах — 0%, 3,8%, 4%, 4,8%, 5,5%, 6%,6,5%, 7,5% 8% и специфические ставки, которые выражены в рублях за тонну (в статье 342 НК РФ подробно описаны ставки НДПИ). НДФЛ, несмотря на то, что он федеральный, в общий бюджет государства не поступает, а перераспределяется между региональным (85 %) и местным (15%) бюджетами. Ставка НДФЛ — 9%(доходы в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием), 13% (от осуществления трудовой деятельности), 15% (доходы физ. лиц, которые не являются налоговыми резидентами РФ, получаемые в виде дивидендов), 30% (доходы физ. лиц, которые не являются налоговыми резидентами; доходы по ценным бумагам), 35 %(стоимости любых выигрышей и призов; процентных доходов по вкладам в банках; суммы экономии на процентах). Большинство населения отдаёт в казну по 13 % от своих доходов. Налог на прибыль организаций составляет 20 %, из них 2 % идёт в федеральную казну, 18 % — в регион. Но с 2017 года произойдёт увеличение федеральной составляющей до 3 %, соответственно, в регионах будет оставаться по 17 %. Ставка налогов по акцизам установлена поддельности для каждого вида подакцизного товара и выражена в процентах или в рублях за единицу измерения. Распределение акцизов между бюджетами на 2019 год составляет: региональный бюджет - 80%, федеральный бюджет- 20%. В водном налоге размеры ставок выражены в рублях за единицу налоговой базы, устанавливаются с учетом вида водопользования и подразделяются по экономическим районам, бассейнам рек, озер и морям, в полном объеме поступает в федеральный бюджет. Сборы за пользование объектами животного мира поступают в полном объеме в региональный бюджет, а сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов распределены между федеральным бюджетом - 20% и региональным бюджетом - 80%.

Выплачиваемые гражданами федеральные налоги используются правительством для определения распределения ресурсов между своими основными функциями, такими как обеспечение национальной обороны, развитие торговли и оказание медицинской помощи, а также для определения целей и масштабов отдельных программ, проектов и деятельность. Самые большие категории расходов: социальная политика, национальная экономика, национальная оборона и безопасность. Проценты по государственному долгу и различные программы социальной защиты, такие как помощь малоимущим, составляют значительную часть национальных расходов, в то время как другие категории, такие как расходы на транспорт и инфраструктуру, дополняют государственный бюджет.

Рассмотрим динамику и структуру распределения федеральных налогов по уровням бюджетной системе РФ, которые подробно изложены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1 - Динамика распределения федеральных налогов по уровням бюджетной системе РФ, млн. руб.

Показатель 2017 г 2018г 2019г 2019 г в % к

2017 г 2018г

Федеральный бюджет 8 991,82 11699,37 12235,65 136,08 104,58

Налог на прибыль организации 762,40 995,54 1185,03 155,43 119,03

Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации 3 069,93 3574,61 4257,77 138,69 119,11

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации 909,57 860,72 522,18 57,41 60,67

Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации 166,38 186,56 223,97 134,62 120,05

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации 2,26 1,19 1,43 63,51 120,83

Налог на добычу полезных ископаемых 4 061,36 6060,35 6024,87 148,35 99,41

Водный налог 2,39 2,77 3,21 134,46 115,91

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов 0,49 0,51 0,46 94,65 90,85

Государственная пошлина 17,01 17,04 15,99 94,00 93,85

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам 0,02 0,08 0,72 3 038,89 912,44

Региональный бюджет 5 753,77 6670,51 7287,77 126,66 109,25

Налог на прибыль организации 2 520,25 3096,03 3346,51 132,78 108,09

Налог на доходы физических лиц 2 549,89 2872,13 3104,79 121,76 108,10

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации 611,56 632,36 752,37 123,03 118,98

Налог на добычу полезных ископаемых 67,05 64,92 78,98 117,79 121,65

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов 2,25 2,34 2,18 96,67 93,13

Государственная пошлина 2,73 2,69 2,92 106,50 108,32

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам 0,01 0,03 0,01 86,71 43,18

Местный бюджет 726,89 809,43 886,19 121,92 109,48

Налог на прибыль организации 7,33 8,43 11,58 157,83 137,33

Налог на доходы физических лиц 701,22 780,86 850,42 121,28 108,91

Налог на добычу полезных ископаемых 2,01 2,10 2,54 126,44 121,14

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов 0,01 0,01 0,01 104,85 100,91

Государственная пошлина 16,18 17,73 18,72 115,72 105,60

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации 0,14 0,08 2,92 2 087,19 3 737,77

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам 0,00 0,23 0,00 53,27 0,54

Всего федеральных налогов и сборов 15 472,48 19179,31 20409,60 131,91 106,41

По данным таблицы 1 можно сделать вывод об изменении показателей федеральных налогов в бюджетных системах РФ.

За исследуемый период наблюдается тенденция роста в федеральном бюджете. К 2018 году общее количество налогов федерального бюджета увеличилось на 7707,55 млн. руб. или 30,1 %, а к 2019 году - увеличилось на 536,28 млн. руб. или 4,58%. Рассмотрим более подробно: налог на прибыль организации увеличился на 55,43%; налог на добавленную стоимость на территории РФ возрос на 38,69%, а НДС на товары ввозимые на территорию РФ - на 34,62 %; акцизы на товары ввозимые на территорию РФ и на самой территории РФ уменьшились с 2017 г. по 2019г. на 36,49% и 42,59% соответственно; можно заметь рост налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами: налог на добычу полезных ископаемых - 48,35%, водный налог-34,46%, а сборы за пользование объектов животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов снизились на 5,35%; государственная пошлина за весь исследуемый период выросла до 3038,89%.

Рассматривая региональный бюджет, заметим увеличение федеральных налогов к 2018 году на 916, млн. руб. или 15,93% и к 2019 году на 617, 26 млн. руб. или 9,25%. За 3 года мы можем наблюдать увеличение: налога на прибыль организации - 32,78%, акциз - 23,03%, налога на доходы физических лиц - 21,76%, налога на добычу полезных ископаемых- 17,79% и государственной пошлины - 6,5%. Но, такой показатель как сборы за пользование объектов животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов уменьшился на 3,33%.

В местном бюджете наблюдается тенденция роста федеральных налогов и сборов. За весь исследуемый период общее количество налогов увеличилось на 159,3 млн. руб. или 21,92%. Из них самый высокий показатель достигают акцизы, рост которых превысил в 1,99 раз к 2019 году, далее наблюдаем рост, таких показателей как: налог на прибыль организации - 57,83%, налог на добычу полезных ископаемых - 26,44%, налог на доходы физических лиц - 30,17%, государственная пошлина - 15,72% и сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов - 4,85 .

На рисунке 1 изображена динамика федеральных налогов и сборов по уровням бюджетной системы РФ за период 2017-2019 гг.

886193607 местный бюджет 809430903

726889077

:

0 5Е+09 1Е+10 1,5Е+10

■ 2019 г ■ 2018 г ■ 2017 г

Рисунок 1 - Динамика федеральных налогов и сборов по уровням бюджетной системы РФ за период 2017-2019 гг.

По графику можно заметить, что на 2019 год приходиться рост федеральных налогов по всем уровням бюджетной системы РФ. За счет увеличения большинства показателей, составляющих налоговых доходов в бюджетной системе РФ, за период 2017-2019гг. произошло увеличение общей суммы федеральных налогов и сборов на 31,91% и в 2019 они составили 20409,60 млн. руб.. Выделим, федеральный бюджет, где основным источником дохода считается НДС. В середине июня правительство объявило о планах повысить НДС с 18% до 20%. Данное повышение принесёт правительству дополнительный доход 620 млрд. руб. в год. Но в связи с тем, что законопроект не был принят в первой половине квартала, общая сумма поступлений по внутреннему НДС выросла на 16% относительно того же периода предыдущего года, по ввозному НДС рост составил 14%[5].

По данным таблицы 2 необходимо провести оценку структуры налоговых доходов в бюджетной системе РФ.

Таблица 2 - Структура налоговых доходов в бюджетной системе РФ

Показатель 2017 г 2018г 2019 г

Млн. Руб. Уд. Вес, % Млн. Руб. Уд. Вес, % Млн. Руб. Уд. Вес, %

Федеральный бюджет 8 991,82 58,11 11699,37 61,00 12235,65 59,95

Налог на прибыль организации 762,40 4,93 995,54 5,19 1185,03 5,81

Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации 3 069,93 19,84 3574,61 18,64 4257,77 20,86

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации 909,57 5,88 860,72 4,49 522,18 2,56

Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации 166,38 1,08 186,56 0,97 223,97 1,10

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации 2,26 0,01 1,19 0,01 1,43 0,01

Налог на добычу полезных ископаемых 4 061,36 26,25 6060,35 31,60 6024,87 29,52

Водный налог 2,39 0,02 2,77 0,01 3,21 0,02

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов 0,49 0,00 0,51 0,00 0,46 0,00

Государственная пошлина 17,01 0,11 17,04 0,09 15,99 0,08

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам 0,02 0,00 0,08 0,00 0,72 0,00

Региональный бюджет 5 753,77 37,19 6670,51 34,78 7287,77 35,71

Налог на прибыль организации 2 520,25 16,29 3096,03 16,14 3346,51 16,40

Налог на доходы физических лиц 2 549,89 16,48 2872,13 14,98 3104,79 15,21

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации 611,56 3,95 632,36 3,30 752,37 3,69

Налог на добычу полезных ископаемых 67,05 0,43 64,92 0,34 78,98 0,39

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов 2,25 0,01 2,34 0,01 2,18 0,01

Государственная пошлина 2,73 0,02 2,69 0,01 2,92 0,01

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам 0,01 0,00 0,03 0,00 0,01 0,00

Местный бюджет 726,89 4,70 809,43 4,22 886,19 4,34

Налог на прибыль организации 7,33 0,05 8,43 0,04 11,58 0,06

Налог на доходы физических лиц 701,22 4,53 780,86 4,07 850,42 4,17

Налог на добычу полезных ископаемых 2,01 0,01 2,10 0,01 2,54 0,01

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов 0,01 0,00 0,01 0,00 0,01 0,00

Государственная пошлина 16,18 0,10 17,73 0,09 18,72 0,09

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации 0,14 0,00 0,08 0,00 2,92 0,01

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам 0,00 0,00 0,23 0,00 0,00 0,00

Всего федеральных налогов и сборов 15 472,48 100,00 19179,31 100,00 20409,60 100,00

Изучив данные таблицы 2, сделаем выводы о структуре налоговых доходов в бюджетной системе РФ. На рисунке 2 представлены данные о структуре налогов и сборов в федеральном бюджете за период 2017-2019 гг.

Государственная пошлина Сборы за пользование объектами...

Водный налог Налог на добычу полезных ископаемых Акцизы , ввозимые на территорию РФ НДС, ввозимые на территорию РФ ■ Акцизы , производимым на. НДС, реализуемые на территории РФ Налог на прибыль организации

0

4Е+09

8Е+09

■ 2019 г ■ 2018 г ■ 2017 г

Рисунок 2 -Структура налогов и сборов в федеральном бюджете на период 2017-2019 гг.

В федеральном бюджете от общей суммы налогов и сборов приходится более 59%. Из них большую часть федеральных налогов и сборов составляет налог на добычу полезных ископаемых - около 29% от общей суммы налогов и сборов. Доля акцизов уменьшается на 3,32% по сравнению с 2017 г. и на 1,93% по сравнению с 2018 г. и в 2019 г. составляет 2,56% от общего объема поступлений. Доля НДС, реализуемый на территории РФ увеличивается на 1,02% по сравнению с 2017 г. и на 2,22% по сравнению с 2018 г. и в 2019 г. составляет 20,86% от общего объема поступлений. Доля налога на прибыль организации увеличивается на 0,88% по сравнению с 2017 г. и на 0,62% по сравнению с 2018 г. и в 2019 г. составляет 5,81% от общего объема поступлений. Доля налога на добычу полезных ископаемых увеличивается на 3,27% по сравнению с 2017 г. и уменьшается на 2,08% по сравнению с 2018 г. и в 2019 г. составляет 29,52% от общего объема поступлений. Доля поступлений от государственной пошлины уменьшается на 0,02% по сравнению с 2017 г. и на 0,01% по сравнению с 2018 г. и в 2019 г. составляет 0,08% от общего объема поступлений.

На рисунке 3 представлены данные по структуре федеральных налогов и сборов в региональном бюджете на период с 2017-2019 гг.

Государственная пошлина

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование.

Налог на добычу полезных ископаемых

0 2Е+09 4Е+09

■ 2019г ■ 2018г ■ 2017 г

Рисунок 3- Структура федеральных налогов и сборов в региональном бюджете

на период 2017-2019 гг.

Региональный бюджет в 2019г. составили около 35,71% от общей суммы федеральных налогов и сборов. Из них большая часть (более 16% от общей суммы федеральных налогов) приходится на налог на прибыль организации. Доля налога на доходы физических уменьшается на 1,27% по сравнению с 2017г., а по сравнению с 2018 г. увеличивается на 0,23% и в 2019 г. составляет 15,21% от общего объема поступлений. Доля налога на прибыль организации увеличивается на 0,11% по сравнению с 2017 г. и на 0,26% по сравнению с 2018 г. и в 2019г. составляет 16,40% от общего объема поступлений. Доля акцизов уменьшается на 0,26% по сравнению с 2017 г. и увеличивается на 0,39% по сравнению с 2018г. и в 2019 г. составляет 3,69% от общего объема поступлений.

На рисунке 4 представлены данные по структуре федеральных налогов и сборов в местном бюджете на период с 2017-2019 гг.

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на...

государственная пошлина

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование.

налог на добычу полезных ископаемых налог на доходы физических лиц налог на прибыль организации

0 400000000 800000000

■ 2019г ■ 2018г ■ 2017г

Рисунок 4 - Структура федеральных налогов и сборов в местном бюджете

на период с 2017-2019 гг.

Местный бюджет в 2019 году составляет 4,34% от общей суммы федеральных налогов и сборов. Доля налога на прибыль организации увеличивается на 0,01% по сравнению с 2017 г. и на 0,02% по сравнению с 2018 г. и в 2019 г. составляет 0,06% от общего объема поступлений. Доля НДФЛ уменьшается на 0,36% по сравнению с 2017 г. и увеличивается на 0,10% по сравнению с 2018 г. и в 2019г. составляет 4,17% от общего объема поступлений. Доля поступлений от государственной пошлины уменьшается на 0,01% по сравнению с 2017 г. и остается неизменным с 2018 г. и в 2019 г. составляет 0,09% от общего объема поступлений.

В заключение, сделаем вывод, что бюджет поддерживает стремление правительства создать справедливую и устойчивую налоговую систему, которая помогает людям и семьям оплачивать стоимость жизни, финансирует общественные услуги, на которые они рассчитывают, и создает среду для успеха бизнеса. Правительство будет опираться на это, создавая налоговую систему, отвечающую задачам и возможностям 21 века. Правительство должно иметь заявленное обязательство проводить разумную и устойчивую фискальную политику. Доверие к этому обязательству можно повысить за счет четких и поддающихся проверке фискальных правил или целей политики, которые позволяют людям понять и предвидеть курс фискальной политики правительства на протяжении всего экономического цикла, а также с помощью других институциональных механизмов. Следующее, важнейшим фактором налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированной бюджетной системы Российской Федерации. Развитие и совершенствование налоговой системы отражает фундаментальную основу для укрепления целостности финансовой системы России как федеративного государства. Оценивая структуру федеральных налогов в бюджетной системе РФ можно отметить преобладающую долю налога на добычу полезных ископаемых 29,52%, что автоматом влечет за собой рост внутренних цен на нефть, а это приведет к росту цены топлива на автомобильных заправках. Налог на прибыль организации в 2019 году в региональном бюджете составил 16,40% от общей суммы поступлений. Далее по доле можно назвать налог на добавленную стоимость - 20,86%. Следовательно, прослеживается тенденции переложения налоговой нагрузки на организации, которые являются плательщиками налога на прибыль организации и на физических лиц, являющиеся носителями косвенного налога - НДС.

Источники:

1. Григорьев Д.Н. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА

РФ/Григорьев Д.Н., Храмченко А.А., Болотнова Е.А.// В сборнике: Актуальные проблемы бюджетного устройства

Российской Федерации. Сборник статей международной научно-практической конференции студентов, аспирантов

и преподавателей факультета финансов и кредита Кубанского государственного аграрного университета. Составители А.А. Храмченко, Е.А. Болотнова. 2019. С. 38-46.

2. Колесник В.С. Эффективность использования производственных ресурсов в сельском хозяйстве/ Колесник В.С., Ха-лявка И.Е., Юрченко А.А.// Коллективная монография / Краснодар, 2014.

3. Липчиу Н.В.Корпоративные финансы/ Липчиу Н.В, Герасименко О.А., Юрченко А.А.// Учебное пособие для бакалавров и магистров, обучающихся по направлению подготовки "Экономика" / Под редакцией Н.В. Липчиу. Москва, 2012.

4. Пелипенко Е.Д. МЕТОДЫ СБАЛАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА/Пелипенко Е.Д., Храмченко А.А., Болотнова Е.А.// В сборнике: Актуальные проблемы бюджетного устройства Российской Федерации. Сборник статей международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и преподавателей факультета финансов и кредита Кубанского государственного аграрного университета. Составители А.А. Храмченко, Е.А. Болотнова. 2019. С. 99-103.

5. Тахумова О.В. Экономическая безопасность как фактор устойчивого развития региональной системы/ Тахумова О.В., Коврякова Е.А., Колесник А.В.// Kant. 2018. № 1 (26). С. 229-233.

References:

1. Grigoriev D.N. CURRENT STATE AND DEVELOPMENT TRENDS OF THE BUDGETARY DEVICE OF THE RUSSIAN FEDERATION / Grigoriev D.N., Khramchenko A.A., Bolotnova E.A.//In the collection: Actual problems of the budgetary structure of the Russian Federation. Collection of articles of the international scientific and practical conference of students, graduate students and teachers of the Faculty of Finance and Credit of the Kuban State Agrarian University. Compiled by A.A. Khramchenko, E.A. Bolotnov. 2019.S. 38-46.

2. Kolesnik V.S. Efficiency of use of production resources in agriculture / Kolesnik V.S., Khalyavka I.E., Yurchenko A.A. // Collective monograph / Krasnodar, 2014.

3. Lipchiu N.V. Corporate finance / Lipchiu N.V., Gerasimenko O.A., Yurchenko A.A. // Textbook for bachelors and masters studying in the direction of training "Economics" / Edited by N.V. ... Lipchiu. Moscow, 2012.

4. Pelipenko E. D. METHODS OF BALANCING THE STATE BUDGET / Pelipenko E.D., Khramchenko A.A., Bolotnova E.A.// In the collection: Actual problems of the budgetary structure of the Russian Federation. Collection of articles of the international scientific and practical conference of students, graduate students and teachers of the Faculty of Finance and Credit of the Kuban State Agrarian University. Compiled by A.A. Khramchenko, E.A. Bolotnov. 2019.S. 99-103.

5. Takhumova O. V. Economic security as a factor of sustainable development of the regional system / Takhumova O.V., Kovryakova E.A., Kolesnik A.V. // Kant. 2018. No. 1 (26). S. 229-233.

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-10934

М.Ю. Мирзабекова - к.э.н., доцент кафедры «Экономика и управление» ФГБОУ ВО «Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)», M. Yu. Mirzabekova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economic and Management, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "North Caucasian Mining and Metallurgical Institute (State Technological University)";

Б.М. Мусаева - ассистент кафедры «Экономика и экономическая безопасность отраслей и предприятий», Институт экономики и финансов ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»,

B.M. Musaeva - Assistant Lecturer at the Department of Economics and Economic Security of Industries and Enterprises, Institute of Economics and Finance, "Chechen State University".

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ ОРГАНИЗАЦИИ ECONOMIC CONTENT OF THE ORGANIZATION'S CASH AND CASH FLOWS

Аннотация. Денежные средства, как наличные, так и безналичные являются неотъемлемой частью финансово-хозяйственной деятельности всех без исключения экономических субъектов. С помощью данных активов организация осуществляет оплату за сырье, материалы, полученные со стороны работы и услуги, производит расчеты с персоналом организации и государством в части перечисления налогов в бюджет и внебюджетные фонды и т.д.

В настоящее время в экономической литературе отсутствует единое мнение о понятии денежных средств, роли данной экономической категории, а также об их функциях. При этом ряд авторов отмечает, что функции денег не отражают их сути. Классификация денежных средств в экономическом пространстве на сегодняшний день довольно широкая, что связано с требованиями современного рынка. Существуют различные виды денежных средств, но однозначно основными, укрупненными видами денежных средств являются наличные и безналичные денежные средства.

Abstract. Monetary funds, both cash and non-cash, are an integral part of the financial and economic activities of all economic entities without exception. With the help of these assets, the organization pays for raw materials, materials received from the work and services, makes settlements with the organization's personnel and the state in terms of transferring taxes to the budget and extra-budgetary funds, etc.

Currently, there is no consensus in the economic literature about the concept of money, the role of this economic category, as well as about their functions. At the same time, a number of authors note that the functions of money do not reflect their essence. The classification of funds in the economic space today is quite wide, which is associated with the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.