УДК 796.323.2 ББК 75.566
Ковригин Виктор Евгеньевич
аспирант
кафедра теории и методики спортивных игр Уральский государственный университет физической культуры
г. Челябинск Kovrigin Viktor Evgenievich
Post-graduate
Chair of Sports Games Theory and Methods
The Ural State University of Physical Training Chelyabinsk
Динамика формирования профессиональных умений баскетбольного арбитра в результате педагогических воздействий Basketball Referee Skills Forming Dynamics as a Result of Educational
Influence
В статье показан положительный эффект применения эксперементальной методики формирования профессиональных умений баскетбольного арбитра, основанной на поэтапном формировании умственных действий. Статья раскрывает результаты диссертационного исследования, проведенного в рамках учебного процесса студентов вуза физической культуры, и может быть интересна специалистам в области высшего физкультурно-спортивного образования.
This article considers the positive effect of the implementation of basketball referee’s professional skills forming method based on step-by-step forming of mental actions. The article describes the results of dissertation research carried out within the education process of the physical training university students and can be helpful for the specialists in professional sports and physical training educational area.
Ключевые слова: баскетбол, судейская деятельность, судейские умения,
экспериментальная методика, экспертная оценка.
Key words: basketball, referee activity, referee skills, experimental method, expert evaluation.
Исходя из современных требований, выпускник вуза физической культуры должен обладать компетентностью в различных аспектах своей профессиональной деятельности. Это в полной мере относится к судейской деятельности. Судейская компетентность предполагает способность в процессе
практической деятельности эффективно выполнять судейские функции, то есть применять на практике профессиональные судейские умения.
Наиболее благоприятный период для формирования умений судейства соревнований по баскетболу на наш взгляд это процесс обучения в вузе физической культуры. Получив базовый набор судейских умений, выпускник может квалифицированно выполнить судейство любительских соревнований или продолжить обучение и стать профессиональным арбитром. Однако, согласно ранее проведенным исследованиям, существующая в вузе физической культуры система судейской подготовки по баскетболу не выполняет данной функции. Связано это в первую очередь с отсутствием эффективной методики формирования данных умений.
Цель исследования заключается в изучении динамики формирования профессиональных умений баскетбольного арбитра под воздействием экспериментальной методики.
На основе анализа и обобщения специальных работ [1, 2, 3], бесед с высококвалифицированными баскетбольными арбитрами и анализа судейской деятельности нами была определена структура и содержание профессиональных умений баскетбольного арбитра. Всего было выделено 42 умения, объединенных в восемь блоков: контроль за броском, техника судейства, механика судейства, взаимодействие арбитров, фиксация нарушений, фиксация фолов, контроль над игрой, психологическая устойчивость.
На основе результатов предварительных исследований и теории о поэтапном формировании умственных действий и понятий нами была разработана экспериментальная методика формирования профессиональных умений баскетбольного арбитра, включающая в себя шесть взаимосвязанных этапов.
Главной целью первого этапа было создание необходимой мотивации у обучаемых. Процесс создания учебной мотивации к изучению судейской деятельности в баскетболе опирался на активные методы обучения: создание
проблемной ситуации, отстранение - показ нового, интересного в знакомом и обыденном.
В рамках второго этапа в учебный процесс студентов экспериментальной группы были включены лекции, в ходе которых изучались основные положения теории и методики судейской деятельности в баскетболе: официальные правила игры и интерпретации к ним, «механика судейства», техническая подготовленность арбитра, взаимодействие арбитров и т.д.
Третий этап педагогического эксперимента реализовывался в процессе практических занятий. В рамках данного этапа студенты изучали алгоритм практических действий баскетбольного арбитра во время судейства игры и закрепляли на практике очередность выполнения специальных операций.
В процессе четвертого этапа происходило начальное практическое освоение профессиональных судейских умений по баскетболу. С этой целью на занятиях по дисциплинам «Теория и методика избранного вида спорта» и «Физкультурно-спортивное совершенствование» применялись специальные задания с использованием методов активного обучения.
На пятом этапе студенты экспериментальной группы овладевали умениями судейства соревнований по баскетболу в ходе профессиональноориентированной педагогической практики длительностью шесть недель. В ходе педагогической практики испытуемые самостоятельно выполняли судейство отдельных фрагментов учебно-тренировочных игр.
В начале педагогической практики внимание испытуемых было обращено главным образом на овладение умениями, связанными с техничным перемещением по площадке, выбором позиции, использованием официальных жестов, а также фиксацией фолов и нарушений.
Шестой этап педагогического эксперимента реализовывался в процессе второй половины профессионально-ориентированной педагогической практики. В рамках шестого этапа формируемые умения закреплялись непосредственно в практической деятельности, в процессе самостоятельного полноценного судейства учебно-тренировочных и товарищеских игр юных
баскетболистов. В рамках данного этапа особое внимание уделялось умениям, связанным с оказанием помощи партнеру, контролем над игрой и психологической устойчивостью.
С целью апробации представленной методики на базе Уральского государственного университета физической культуры был организован формирующий педагогический эксперимент. В эксперименте приняли участие студенты IV курса обучающиеся на специализации «Теория и методика спортивных игр». Были организованы две группы: экспериментальная, в количестве 21 человек и контрольная группа, в количестве 22 человек.
Процесс обучения в экспериментальной группе строился на основе разработанной нами методики. Контрольная группа обучалась по традиционной методике, не предполагающей дополнительных изменений в процессе обучения.
Уровень сформированности исследуемых умений в обеих группах оценивался с помощью одинаковых методов, по одним и тем же критериям путем экспертной оценки. В качестве экспертов выступили квалифицированные баскетбольные арбитры. Каждое отдельное умение оценивалось по пятибалльной шкале: 5 баллов - очень высокая степень владения умением; 4 балла - высокая степень владения умением; 3 балла -владеет, но испытывает затруднения; 2 балла - недостаточное владение умением; 1 балл - не владеет данным умением.
Исходя из того, что бальная оценка любого признака является непрерывной переменной величиной, определяемой в порядковых шкалах измерения, ее значения бралось в пределах: 5,0 - 4,5; 4,4 - 3,5; 3,4 - 2,5; 2,4 - 0, что соответствует качественным оценкам «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» [4, С.121]. На основе этого были использованы также процентные оценки, соответствующие четырем уровням профессиональной деятельности (таблица 1).
Таблица 1 - Шкала оценки уровня сформированности умений
Уровень деятельности Границы уровня деятельности, %
нижняя средняя верхняя
1. Высокий 90-93 94-97 97-100
2. Допустимый 70-76 77-82 83-89
3. Критический 50-56 57-62 63-69
4. Недопустимый <49
Результаты и их обсуждение. До начала формирующего эксперимента
контрольная и экспериментальная группы были вполне однородны, на что указывает проведенное до начала эксперимента анкетирование. Было установлено, что студенты обеих групп обладают примерно одинаковым уровнем успеваемости по курсу специализации и одинаковым уровнем сформированности исследуемых нами специальных умений (таблица 2).
Таблица 2 - Результаты оценки уровня сформированности
профессиональных умений у студентов экспериментальной и контрольной групп в начале педагогического эксперимента, в %.
Блоки умений Г руппа Хl±ml Уровень і р
1) контроль за броском ЭГ 77,7±0,15 допустимый 1,18 >0,05
КГ 77,2±0,14 допустимый
2) техника судейства ЭГ 71,8±0,12 допустимый 0,61 >0,05
КГ 71,4±0,17 допустимый
3) механика судейства ЭГ 61,7±0,14 критический 1,21 >0,05
КГ 61,4±0,11 критический
4) взаимодействие арбитров ЭГ 63,6±0,14 критический 1,15 >0,05
КГ 62,3±0,19 критический
5) фиксация нарушений ЭГ 61,1 ±0,15 критический 1,95 >0,05
КГ 61,6±0,15 критический
6) фиксация фолов ЭГ 58,2±0,2 критический 1,50 >0,05
КГ 58,5±0,11 критический
7) контроль над игрой ЭГ 55,2±0,11 критический 1,98 >0,05
КГ 55,8±0,13 критический
8) психологическая устойчивость ЭГ 52,8±0,14 критический 1.86 >0,05
КГ 52,3±0,12 критический
Как и следовало ожидать, наиболее низкие оценки были получены по
умениям связанным с фиксацией фолов и нарушений, контролем над игрой и психологической устойчивостью. Согласно ранее проведенным исследованиям данные умения имеют наиболее высокие показатели значимости для судейства и сложности формирования.
Результаты, полученные при повторном контрольном срезе в середине
эксперимента, характеризуют динамику изменения уровня сформированности судейских умений под влиянием первых четырех этапов экспериментальной методики (таблица 3).
Таблица 3 - Результаты оценки уровня сформированности
профессиональных умений у студентов экспериментальной и контрольной групп в середине педагогического эксперимента, в %.
Блоки умений Группа Х2±m2 Уровень і Р W
1) контроль за броском ЭГ 87,8±0,2 допустимый 2,48 <0,05 13,2
КГ 84,3±0,22 допустимый 9,3
2) техника судейства ЭГ 85,6±0,27 допустимый 2,78 <0,05 20
КГ 79,3±0,31 допустимый 11,2
3) механика судейства ЭГ 72,9±0,23 допустимый 3,45 <0,05 18,1
КГ 66,1 ±0,19 критический 7,7
4) взаимодействие арбитров ЭГ 70,0±0,24 допустимый 3,01 <0,05 11,7
КГ 65,9±0,31 критический 5,7
5) фиксация нарушений ЭГ 70,2±0,13 допустимый 2,76 <0,05 15
КГ 67,2±0,33 критический 7,6
6) фиксация фолов ЭГ 66,5±0,28 критический 2,56 <0,05 14,2
КГ 62,1 ±0,16 критический 6,2
7) контроль над игрой ЭГ 62,0±0,11 критический 3,23 <0,05 12,4
КГ 59,3±0,45 критический 6,2
8) психологическая устойчивость ЭГ 59,8±0,51 критический 2,67 <0,05 13,6
КГ 53,8±0,35 критический 9,3
Полученные данные свидетельствуют о значительно большем росте оценок в экспериментальной группе, нежели в контрольной. У студентов экспериментальной группы оценки по всем умениям стали достоверно выше, чем у студентов контрольной группы (Р<0,05). При этом средний уровень сформированности профессиональных умений в экспериментальной группе достиг нижней зоны допустимого уровня деятельности (71,8%), а в контрольной - верхней зоны критического уровня деятельности (67,5%).
В среднем прирост оценок в экспериментальной группе составил 15,3%, в контрольной группе - 7,9%. Наиболее высокий прирост отмечен в следующих блоках умений: техника судейства; «механика» судейства; фиксация нарушений; фиксация фолов. Наименьший прирост отмечен в трех блоках умений: взаимодействие арбитров; контроль над игрой; психологическая устойчивость. Меньший прирост оценок в последних трех блоках, объясняется тем, что
овладение данными умениями предполагает значительную судейскую практику, которой еще не было у испытуемых. Тем не менее, даже по этим умениям рост оценок в экспериментальной группе был значительно выше.
По окончании эксперимента, после прохождения профессиональноориентированной педагогической практики был проведен заключительный контрольный срез. Полученные данные вновь продемонстрировали больший рост оценок в экспериментальной группе, чем в контрольной. Оценки по всем умениям у студентов экспериментальной группы являются достоверно более высокими, чем у студентов контрольной группы (Р<0,05) (таблица 4).
Таблица 4 - Результаты оценки уровня сформированности
профессиональных умений у студентов экспериментальной и контрольной групп в конце педагогического эксперимента, в %.
Умения Группа Х1±m1 Уровень і Р W
1) контроль за броском ЭГ 93,5±0,3 высокий 2,96 <0,05 20,4
КГ 88,5±0,25 допустимый 14,7
2) техника судейства ЭГ 93,5±0,18 высокий 3,01 <0,05 30,2
КГ 87,7±0,17 допустимый 23,5
3) механика судейства ЭГ 85,7±1,1 допустимый 3,89 <0,05 39,1
КГ 72,9±0,57 допустимый 20,2
4) взаимодействие арбитров ЭГ 86±0,62 допустимый 4,52 <0,05 35,2
КГ 74,1±0,56 допустимый 18,7
5) фиксация нарушений ЭГ 82,8±0,15 допустимый 4,86 <0,05 35,4
КГ 69,5±0,45 критический 13,2
6) фиксация фолов ЭГ 79±0,54 допустимый 4,53 <0,05 35,8
КГ 66,3±0,53 критический 13,7
7) контроль над игрой ЭГ 79,9±0,18 допустимый 5,04 <0,05 45
КГ 64,3±0,36 критический 15,2
8) психологическая устойчивость ЭГ 80,5±0,34 допустимый 5,34 <0,05 52,4
КГ 62,8±0,21 критический 20,5
Полученные в конце эксперимента данные экспертной оценки относительно сформированности профессиональных умений свидетельствуют о том, что оценки по всем умениям у студентов экспериментальной группы были достоверно выше, чем у студентов контрольной группы. Сравнивая результаты обеих групп до и после эксперимента, мы обнаружили, что произошел достоверный прирост результатов по всем исследуемым судейским умениям. В среднем прирост в экспериментальной группе составил 36,6%, а в контрольной группе лишь - 17,4%. Таким образом, по темпам роста оценок
экспериментальная группа опережает контрольную более чем в два раза (рисунок 1).
Примечание: блоки профессиональных судейских умений: №1 -
контроль за броском; №2 - техника судейства; № 3 - механика судейства; №4 -взаимодействие арбитров; №5 - фиксация нарушений; №6 - фиксация фолов; №7 - контроль над игрой; №8 - психологическая устойчивость
Рисунок 2 - Гистограмма прироста профессиональных судейских умений в
контрольной и экспериментальной группе в конце педагогического
эксперимента
Максимальный прирост оценок в экспериментальной группе был отмечен по наиболее значимым для судейства и сложным для формирования умениям ^>35%): механика судейства; фиксация нарушений; фиксация фолов;
контроль над игрой; психологическая устойчивость.
Подобный прирост достигнут за счет целенаправленного использования в процессе обучения экспериментальной группы разработанной нами методики, направленной на формирование профессиональных судейских умений по баскетболу.
Выводы:
1) Экспериментальная методика формирования профессиональных
умений баскетбольного арбитра основана на теории о поэтапном формировании умственных действий и включает в себя шесть взаимосвязанных этапов: создание познавательной мотивации, изучение основных положений теории и методики судейской деятельности в баскетболе, изучение алгоритма рассуждений и практических действий баскетбольного арбитра, первичное овладение судейскими умениями в ходе учебной практики, углубленное практическое овладение умениями во время судейства учебно-тренировочных и товарищеских игр в ходе профессионально-ориентированной педагогической практики
2) Внедрение в образовательный процесс студентов IV курса экспериментальной методики формирования профессиональных умений баскетбольного арбитра оказало достоверно более высокий результат, нежели традиционная методика. Об эффективности разработанной методики свидетельствует полученные результаты:
- оценки сформированности исследуемых умений в экспериментальной группе достоверно выше чем в контрольной (р<0,05);
- по темпам роста оценок экспериментальная группа опережает контрольную более чем в два раза (ЭГ - 36,6%; КГ - 17,4%).
Библиографический список
1. Баскетбол. Подготовка судей: учеб. пособие / под ред. С.В.Чернова. -М.: Физическая культура, 2009. - 256 с.
2. Нефедов, В.М. Подготовка судей по баскетболу / В.М. Нефедов. - М.: Салам, 2009. - 247 с.
3. Полиевский, С.А. Специальная подготовленность баскетбольных арбитров. Оценка и совершенствование / С.А. Полиевский, Л.В. Костикова, А.М. Давыдов, С.Д. Ерофеев. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 168 с.
4. Слинкина, Н.Е. Формирование у студентов ВУЗа физической культуры умений по коррекции техники исполнения двигательных действий в волейболе
дис. ... канд. пед. наук / Н.Е. Слинкина ; УралГУФК. - Челябинск, 2009. - 160
c.
Bibliography
1. Basketball. Referee Training: Tutorial / Ed. by. S.V.Chemov. - M.: Physical Culture, 2009. - 256 p.
2. Nefedov, V.M. Basketball Referees Training / V.M. Nefedov. - M.: Salam, 2009. - 247 p.
3. Polievsky, S.A. Special Skills of Basketball Referees. Evaluation and Improvement / S.A. Polievsky, L.V.Kostikova, A.M. Davydov, S.D. Erofeev. - M.: Physical Training and Sports, 2005. - 168 p.
4. Slinkina, N.E. Sports University Students’ Skills Forming on Performance Technics Correction of Moving Actions in Volleyball: Diss. ... Cand. of Ped. / N.E. Slinkina; UralSUPhT. - Chelyabinsk, 2009. - 160 p.