ца составлял 4,6±0,5, для меди — 25,4±3,5, а для смесей независимо от соотношения доз компонентов он был больше 25.
Таким образом, антагонизм является определяющим типом комбинированного действия смесей, в состав которых входят соединения меди и свинца.
Литература
1. Бенедиктов В. А. //Гигиена труда и профессиональные заболевания в цветной металлургии. — Алма-Ата. 1970.— С. 16—19.
2. Бобрищев-Пушкин Д. М., Орлова А. А., Наумова Л. А., Никитина Л. С. //Гиг. труда. — 1977. — № 8. — С. 10— 13.
3. Борисов А. Л. //Там же. — 1985. — № 2. — С. 42—46.
4. Златев 3. Д.. Каган Ю. С., Сова Р. Е., Светлый С. С.
Методические рекомендации по планированию эксперимента и оценке эффекта комбинированного действия химических веществ при многократном воздействии. — Киев, 1977.
5. Постановка экспериментальных исследований по изучению характера комбинированного действия химических веществ с целью разработки профилактических мероприятий: Метод, рекомендации. — М., 1985.
6. Наумова Л. А., Никитина Л. С., Николаева Л. Н.. Хельковский-Сергеев Н. А. // Металлы. Гигиенические аспекты оценки и оздоровления окружающей среды. — М.. 1983.— С. 187—193.
7. Одынец Р. Н. // Биологическая роль меди. — М., 1970.— С. 198—211.
8. Dorn С. R., Pierce J. О., Chose G. R„ Phillips P. E. // Environ. Res. — 1975.— Vol. 9, N 2. —P. 159—172.
Поступила 29.05.87
УДК 572.51-053.2
Н. А. Матвеева, Л. Ф. Кобзева, И. П. Грехова, А. П. Квасова
ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА г. ГОРЬКОГО
Горьковский медицинский институт им. С. М. Кирова; Горьковский научно-исследова тельский педиатрический институт Минздрава РСФСР
и впервые предложены возрастно-половые и внсвозрастные нормативы в виде центильных шкал и номограмм |8]. Для анализа динамики физического развития детей раннего и дошкольного возраста использованы материалы исследований 1958—1960 гг. [3, 6] и 1970 г. [7].
Абсолютные значения средних показателей длины и массы тела детей от 1 года до 7 лет, полученные при исследованиях 1958, 1970 и 1982 гг. представлены на рис. 1 и 2. За последние десятилетия длина тела увеличилась у мальчиков в возрасте 1 года на 1,2 см (р<0,01), у девочек того же возраста на 1.4 см (р>0,01), в возрасте 3 лет — соответственно на 0,6 и 0,4 см (р> 0,05), 6 лет —на 4,5 и 3,9 см (р<0,01). Средние значения массы тела у детей в возрасте 1 года и 3 лет не изменились, у мальчиков 6 лет масса тела возросла на 0,9 кг (р<0,0Г), у девочек — на 0,5 кг (/>>0,05).
Более детальный анализ динамики длины и массы тела проведен по темпам прироста показателей, которые рассчитывали в процентах от данных предшествующего обследования. У детей 1-го года жизни темпы прироста длины тела за 20 лет оказались невелики и статистически значимы лишь с 5-месячного возраста; величина их колебалась
При характеристике здоровья детских контингентов особое внимание уделяется изучению эпохальных изменений в физическом развитии. Исследования, проведенные до 70-х годов, обнаружили выраженные положительные сдвиги показателей физического развития во всех возрастных группах детей раннего и дошкольного возраста. Однако в последующем появились публикации о стабилизации процессов акселерации [1, 2, 5].
Задача настоящего исследования состояла в сравнительном анализе показателей длины, массы тела и окружности грудной клетки у детей в возрасте от 1 мес до 7 лет за период 1958—1982 гг. В 1982 г. обследовано 6163 ребенка (3122 мальчика и 3041 девочка) в разных районах города. Соотношение детей, посещавших дошкольные учреждения и нспосещавших их, соответствовало структуре детского населения города в целом. Статистические характеристики морфологических и функциональных показателей морфофункцнонального развития рассчитаны на ЭВМ по алгоритму параметрического и непараметрнческого анализа.
^ В отличие от предыдущих исследований не только разработаны нормативы сигмальным и регрессионным методами, но
Рис. 1. Динамика длины тела у детей.
По оси абсцисс — возраст, годы: по оси ординат — длина тела, см; а — мальчики; б — девочки; / — 1958 г.; 2 — 1970 г.; 3 — 1982 г.
Рис. 2. Динамика массы тела у детей.
По оси абсцисс — возраст, годы; по оси ординат — масса тела, кг; а — мальчики; б — девочки; 1 — 1958 г.; 2 — 1970 г.; 3 — 1982 г.
Таблица 1
Темпы прироста (в %) показателен физического развития у детей 1-го года жизни
Возраст, мес Пол Длина тела Масса тела Окружность грудной клетки
1 2 3 1 2 3 . .| 2 з
1 М. 1,9* — 1,9* 3,6* 8,0* —4,2* 0,6 2,5* 1,9*
ж. 0,6 1,1* —0,6 4,7* 0,3 4,5* 1,2* 1,7* —0,5
2 м. —0,4 —0,5 0,1 —0,6 —0,2 —0,4 —0,8 0,1 —0,8
ж. —0,2 —0.2 0,1 0,2 2,2 — 1,6 0,8 1,4* —0,5
3 м. 0,8 0,5 0,3 2,9* 2,8* 0,2 0,1 1,9* —0,7
ж. —0,2 0,1 —0,3 0,5 1,7 — 1,2 —0,3 1,3* —0,9*
4 м. 0,2 —0.8 1,0 — 1,5 —4,1* 2,6 0,7 — 1,2 0,6
ж. -0,2 — —0,1 -1,8 0,3 —2,1 -1,5* —0,7 —0,8
5 м. 1,1* 0,9 0,2 1,9 3,1 — 1,1 -0,2 0,8 — 1,0
ж. 0,9* 0,3 0,6 3,1* 3,9* — 1,2 0,4 1,2 —0,7
6 м. 0,9* 0,3 0,7 0,6 0,7 —0,1 — 1,7* — 1,4* —0,3
ж. 1,5* 1,1* 0,4 3,4* 3,4* — —0,8 0,4 — 1,2*
7 м. 1,6* 0,9 0,8 0,8 0,1 -0,9 0,9 0,2 1,4*
ж. 1,4* — 1,4* 1,7 0,1 1,6 — 1,2* -1,1 —0,1
8 м. 1,7* 0,8 0,9 3,1* 0,5 1,5 1,3* — 1,4* 0,6
ж. -0,2 —0,7 0.5 1,7 —0,6 2,3 -0,7 —0,3 —0,4
9 м. 1,3* 0,9* 0,5 0,3 1,0 —0,7 — 1,4* —0,5 —0,9
ж. 1,0* —0,2 1,2* 1,6 0,3 1,3 — 1,0* — 1,2* 0,2
10 м. 1,5* -0,2 1,6* 3,8* —0,2 4,0 0,7 — 1,4* 0,7
ж. 0,8* —0,1 0,9* —0,1 —0,4 —0,6 —2,4* -0,8 — 1,7*
11 м. 1,9* 0,3 1,6* 1,4 0,2 4,3* — 1,1* — 1,4* 0,4
ж. 1,2* 0,8 0.5 —0,7 —3,4* 2,8* — 1,2* — 1,5* 0.4
12 м. 1,7* 1,3* 0.3 2,4* 2,2* 0,2 — 1,4* —0,9* —0,5
ж. 1,9* 0,7 1,2* —0,5 —0,9 0,4 — 1,5* —0,9 —0,6
Примечание. Здесь и табл. 2: 1 — 1958—1982 гг., 2— 1958—1970 гг., 3 — 1970—1982 гг. Показатели представлены в процентах от данных предшествующего обследования. Звездочка — разница статистически значима при р<0,05.
Таблица 2
Темпы прироста показателей физического развития у детей от 2 до 7 лет
Возраст, годы Пол Длина тела Масса тела Окружность грудной клетки
I 2 3 1 2 3 . | 2 3
2 М. 0,9* 1,9* —1,0* 1,9 1,3 0,6 —0,3 1,3* — 1,6*
Ж. 1,2* 1,5* —0.3 2,2* 4,0* — 1,7 —0,6 1,3* — 1,9*
3 М. 0,6 2,0* — 1.4* 1,6 4,6* -1,0 —0,5 2,8* —3,2*
Ж. 0,8 2,5* — 1.6* 1,5 5,9* -4,2 — 1,4* 2,7* —4,1*
' 4 м. 3,8* 2,2* 1.5* 5,6* 1,9 3,7* 4,6* 2,7* 1,9*
ж. 3,4* 3,0* 0.4 4,7* 1,6 3,0* 2,4* 0,7 1,7*
5 м. 4,0* 3,5* 0.5 5,6* 3,3* 2,2 2,5* 0,3 2,3*
ж. 3,9* 2,9* 1.0* 4,9* 2,8 2,1 3,1* 0,9 2,2*
6 м. 4,0* 2,6* 1.4* 4,6* 0,8 3,7* 2,5* _ 2,5*
ж. 3,5* 2,4* 1.1* 2,6 2,2 0,4 1,7* 2,0* -0,3
7 м. 4,4* 2,2* 2.1* 8,5* 1,9 6,4* 2,4* — 1,0 3,4*
ж. 4,9* 3,2* 1,7* 10,7* 4,9* 5,6* 3,5* 1,8* 1,7*
от 0,9 до 1,9% (табл. 1). Темпы прироста массы тела выражены еще меньше и значимы только в отдельных воз-растно-половых группах. Средние значения окружности грудной клетки у мальчиков и девочек уменьшились, о чем свидетельствуют отрицательные значения темпов прироста данного показателя.
Темпы прироста изучаемых показателей за каждое десятилетие выражены меньше и по большинству возрастно-половых групп несущественны. Сохранилась тенденция к положительным темпам прироста длины и массы тела и отрицательным — окружности грудной клетки.
Следовательно, за последние 20 лет тотальные размеры тела у детей 1-го года жизни изменились незначительно, особенно в первом полугодии. У детей второго полугодия жизни при некотором увеличении длины тела отмечалась тенденция к увеличению массы тела, в то время как по показателям окружности грудной клетки этого не наблюдали.
Результаты, анализа динамики антропометрических по-
казателей у детей со 2-го по 7-й год жизни проведены в табл. 2. На этом этапе онтогенеза по особенностям динамики физического развития выделили два возрастных периода: 2—3-й и 4—7-й годы жизни.
У детей 2—3-го года темпы прироста всех 3 показателей за 20 лет невелики и чаще несущественны, тогда как за каждое десятилетие темпы прироста отдельных показателей неоднозначны и в ряде случаев отличались существенно. К 70-м годам средние величины длины, массы тела, окружности грудной клетки у детей увеличились по сравнению с этими показателями у их сверстников в конце 1959 г. По данным 1982 г., показатели физического развития стали меньше, чем 10 лет назад, как у мальчиков, так и девочек. В связи с этим физическое развитие детей раннего возраста в 80-х годах мало отличалось от соответствующих показателей у детей, обследованных 20 лет назад.
Выраженные изменения физического развития выявлены у детей с 4-го по 7-й годы жизни. Именно на этом возраст-
ном этапе получены самые существенные положительные значения темпов прироста длины, массы тела и окружности грудной клетки как за 20 лет, так и по каждому десятилетию.
Это согласуется с нашими исследованиями динамики физического развития школьников, которые показали, что тотальные размеры тела за те же десятилетия более вы-раженно изменились у мальчиков и девочек младшегс и среднего школьного возраста, тогда как в возрасте 14— 17 лет темпы прироста показателей были незначительны 14].
Обобщая данные о физическом развитии дошкольников и школьников за последние 20 лет, можно утверждать, что процесс акселерации в 80-е годы стабилизируется. Менее значимые изменения претерпели показатели физического развития детей 1-го года жизни и подростков. Увеличение средних показателей физического развития выявлено на возрастном этапе от 4 до 13 лет, что можно связать со смещением пубертатного скачка роста на 1 год к более раннему возрасту, установленным нами при анализе физического развития школьников.
Появились сообщения о том, что к началу 80-х годов у городских девочек отмечена тенденция к ретардации возраста менархе [9]. Можно полагать, что описанный факт отражает общие тенденции к стабилизации сроков полового созревания школьников. Вероятно, в ближайшие годы характерным явлением будет отсутствие существенных различий в физическом развитии не только у детей раннего возраста и подростков разных поколений, но и у детей на других этапах онтогенеза.
Литература
1. Грачева Г. С., Минкина В. А., Шевченко Л. И. и др.// Вопросы организации медицинской помощи детям. — М„ 1971, —С. 49—64.
2. Царская С. С., Никитюк Б. А., Новожилова О. Б. и др.//Морфофункциональное проявление акцелррации развития детского организма. — М., 1979. — С. 6—34.
3. Дынкевич Э. С. Физическое развитие детей раннего возраста г. Горького по данным 1959—1960 гг. Метод, пособие. — Горький, 1963.
4. Матвеева П. А., Кузмичев Ю. Г., Усанова Е. П. и др.//Гиг. и сан. — 1983. — № 9. — С. 32—35.
5. Сеглениеце К■ Б. Физическое развитие детей дошкольного возраста, г. Рига. — Рига, 1973.
6. Таблицы оценки физического развития детей 4—7 лет по данным 1957—1958 гг. г. Горького. — Горький, 1959.
7. Физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста г. Горького: Метод. указания. — Горький, 1971.
8. Физическое развитие и функциональные показатели детей от 1 мес до 7 лет г. Горького. — Метод, указания. — Горький, 1934.
9. Ямпольская Ю. А. II Гиг. и сан. 1986. — № 9. — С. 24— 28.
Поступила 18.05.87
УДК 572.51-053.2
В. Н. Кардашенко, Т. Ю. Вишневецкая
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 8—11-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА
I ММИ им. И. М. Сеченова
Физическое развитие детского населения — надежный показатель санитарного благополучия или неблагополучия страны. Влияние меняющихся условий жизни и изменения в системе обучения и воспитания оцениваются по динамике физического развития и состояния здоровья школьников >[4, 5]. В работах последних лет [1, 2] показано, что на ^физическое развитие детского населения существенное влияние оказывает загрязнение атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий. М. А. Башкирова [2] установила, что в городе с развитой химической промышленностью среди детей 7, 8, 11 и 14 лет, родившихся и проживающих здесь не менее 5 лет, 21,5—23 % имели задержку физического развития, дисгармоничный морфо-функциональный статус. В настоящее время в различных регионах страны неравномерно происходят изменения экологической обстановки, микросоциального порядка, бытовых, жилищных условий, питания, спортивной деятельности, досуга и т. д. В связи с этим важно руководствоваться общими методологическими подходами в оценке физического развития детей и подростков. Только располагая данными о состоянии здоровья, в том числе и данными, характеризующими физическое развитие, можно разработать и научно обосновать социально-гигиеническое и оздоровительные мероприятия, направленные на улучшение здоровья подрастающего поколения.
Заслуживает внимания методика оценки физического развития, предложенная ВНИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н. А. Семашко и рекомендованная к экспериментальному внедрению Минздравом СССР в течение 1985/86 учебного года. В основу данной методики положен принцип создания зональных стандартов физического развития. Рассматривая длину тела как одни из основных показателей физического развития, авто-
ры предлагают все детское население страны с различными антропометрическими характеристиками условно разделить на зоны «высокорослости», «низкорослости» и «среднего роста». Уровни физического развития детей от 1 года до 11 лет предписано определять путем измерения роста ребенка, сопоставляя фактическую величину с рассчитанными для каждой возрастной группы предельными значениями длины тела детей, проживающих в зонах низкого, среднего и высокого роста. Рост оценивается независимо от пола ребенка. В случаях, когда длина тела выходит за предельные величины, предлагается провести уточнение показателя роста с учетом этнической принадлежности и места жительства ребенка. Определение гармоничности морфологического статуса по указанной методике следует проводить по степени соответствия массы тела и окружности грудной клетки росту, используя для этого таблицы, которые составлены без учета возраста.
Целесообразно было провести сравнительную оценку физического развития одного и того же контингента детей с применением предложенной и общепринятой методик [3, 6]. В основу последней положено использование региональных стандартов и шкал регрессии, разработанных с учетом возрастно-полового и территориально-этнического признаков.
Нами была осуществлена оценка физического развития 800 мальчиков и девочек в возрасте 8, 9, 10 и 11 лет по указанным методикам.
В результате исследований установлено, что определение уровня физического развития (биологической зрелости) растущего организма с ориентацией только на рост ребенка в Чз случаев не совпадает с оценкой, проведенной по общепринятой комплексной методике. Количество детей с биологическим уровнем развития, соответствующим пас-