Научная статья на тему 'Динамика чувствительности к человеку у студентов психолого-педагогических направлений подготовки'

Динамика чувствительности к человеку у студентов психолого-педагогических направлений подготовки Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
83
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интерес к человеку / понимание / помощь / чувствительность к человеку / эмпатия / interest in the person / understanding / help / sensitivity to the person / empathy

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ольга Валериевна Смирнова, Екатерина Александровна Ловкова

Современный образовательный процесс в высшем учебном заведении должен иметь личностно-профессиональную направленность. Развитие личностно-профессиональных компетенций, необходимых будущим педагогам и психологам, важнейшая задача подготовки специалистов в этой области. Чувствительность к другому человеку является одной из таких компетенций. В теоретической части проводится анализ понятия «чувствительность к человеку», раскрывается структура данного понятия и описываются компоненты чувствительности к другому, такие как интерес к человеку, эмпатия, понимание и помощь. Цель эмпирического исследования выявить динамику чувствительности к человеку у студентов психолого-педагогических направлений подготовки. Всего в исследовании приняло участие 163 студента психолого-педагогических направлений подготовки Череповецкого государственного университета (с 1-го по 5-й курс). В результате было установлено, что уровень чувствительности к человеку у студентов психолого-педагогических направлений подготовки довольно высок, некоторое ее снижение происходит лишь на втором-третьем курсе. Наиболее выраженными параметрами чувствительности у студентов всех курсов являются эмпатия и помощь. В меньшей степени у студентов проявляется интерес к человеку и понимание человека. Научная новизна работы заключается в том, что представлен анализ динамики чувствительности у студентов психолого-педагогических направлений подготовки, выявлены «проблемные» зоны при ее формировании на разных этапах обучения в вузе. Полученные данные показывают важность целенаправленного формирования чувствительности к человеку у студентов психолого-педагогических направлений подготовки как в рамках учебных занятий, так и во внеучебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ольга Валериевна Смирнова, Екатерина Александровна Ловкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of sensitivity to a human among students of psychological and pedagogical directions of training

The modem educational process in a higher educational institution should have a personal and professional orientation. The development of personal and professional competencies necessary for future teachers and psychologists is the most important task of training specialists in this area. Sensitivity to another person is one of these competencies. The theoretical part of the article analyzes the concept of “sensitivity to a person,” reveals the structure of this concept and describes the components of sensitivity to another, such as interest in a person, empathy, understanding and help. The purpose of empirical research is to identify the dynamics of sensitivity to humans in students of psychological and pedagogical areas of training. In total, 163 students of psychological and pedagogical areas of training at Cherepovets State University (from 1 to 5 years) took part in the study. As a result, it was found that the level of sensitivity to humans among students of psychological and pedagogical areas of training is quite high, some of its decline occurs only in the second or third year. The most pronounced sensitivity parameters in students of all courses are empathy and help. To a lesser extent, students have an interest in the individual and an understanding of the individual. The scientific novelty of the work lies in the fact that an analysis of the dynamics of sensitivity in students of psychological and pedagogical areas of training is presented, “problem” zones have been identified when it is formed at different stages of study at the university. The data obtained show the importance of purposeful formation of sensitivity to humans among students of psychological and pedagogical areas of training both in the framework of educational activities and in extracurricular activities.

Текст научной работы на тему «Динамика чувствительности к человеку у студентов психолого-педагогических направлений подготовки»

Научно-педагогическое обозрение. 2024. Вып. 1 (53). С. 107-114 Pedagogical Review. 2024, vol. 1 (53), pp. 107-114

Научная статья УДК 37.015.31

https://doi.org/10.23951/2307-6127-2024-1-107-114

Динамика чувствительности к человеку у студентов психолого-педагогических направлений подготовки

Ольга Валериевна Смирнова1, Екатерина Александровна Ловкова2

1 2 Череповецкий государственный университет, Череповец, Россия

1 [email protected]

2 [email protected]

Аннотация

Современный образовательный процесс в высшем учебном заведении должен иметь лич-ностно-профессиональную направленность. Развитие личностно-профессиональных компетенций, необходимых будущим педагогам и психологам, - важнейшая задача подготовки специалистов в этой области. Чувствительность к другому человеку является одной из таких компетенций. В теоретической части проводится анализ понятия «чувствительность к человеку», раскрывается структура данного понятия и описываются компоненты чувствительности к другому, такие как интерес к человеку, эмпатия, понимание и помощь. Цель эмпирического исследования - выявить динамику чувствительности к человеку у студентов психолого-педагогических направлений подготовки. Всего в исследовании приняло участие 163 студента психолого-педагогических направлений подготовки Череповецкого государственного университета (с 1-го по 5-й курс). В результате было установлено, что уровень чувствительности к человеку у студентов психолого-педагогических направлений подготовки довольно высок, некоторое ее снижение происходит лишь на втором-третьем курсе. Наиболее выраженными параметрами чувствительности у студентов всех курсов являются эмпатия и помощь. В меньшей степени у студентов проявляется интерес к человеку и понимание человека. Научная новизна работы заключается в том, что представлен анализ динамики чувствительности у студентов психолого-педагогических направлений подготовки, выявлены «проблемные» зоны при ее формировании на разных этапах обучения в вузе. Полученные данные показывают важность целенаправленного формирования чувствительности к человеку у студентов психолого-педагогических направлений подготовки как в рамках учебных занятий, так и во внеучебной деятельности.

Ключевые слова: интерес к человеку, понимание, помощь, чувствительность к человеку, эмпатия

Для цитирования: Смирнова О. В., Ловкова Е. А. Динамика чувствительности к человеку у студентов психолого-педагогических направлений подготовки // Научно-педагогическое обозрение. 2024. Вып. 1 (53). С. 107-114. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2024-1-107-114

Original article

Dynamics of sensitivity to a human among students of psychological and pedagogical directions of training

Olga V. Smirnova1, Ekaterina A. Lovkova1

1 2 Cherepovets State University, Cherepovets, Vologda region, Russian Federation

1 [email protected]

2 [email protected]

© О. В. Смирнова, Е. А. Ловкова, 2023

Abstract

The modern educational process in a higher educational institution should have a personal and professional orientation. The development of personal and professional competencies necessary for future teachers and psychologists is the most important task of training specialists in this area. Sensitivity to another person is one of these competencies. The theoretical part of the article analyzes the concept of "sensitivity to a person," reveals the structure of this concept and describes the components of sensitivity to another, such as interest in a person, empathy, understanding and help.

The purpose of empirical research is to identify the dynamics of sensitivity to humans in students of psychological and pedagogical areas of training. In total, 163 students of psychological and pedagogical areas of training at Cherepovets State University (from 1 to 5 years) took part in the study. As a result, it was found that the level of sensitivity to humans among students of psychological and pedagogical areas of training is quite high, some of its decline occurs only in the second or third year. The most pronounced sensitivity parameters in students of all courses are empathy and help. To a lesser extent, students have an interest in the individual and an understanding of the individual.

The scientific novelty of the work lies in the fact that an analysis of the dynamics of sensitivity in students of psychological and pedagogical areas of training is presented, "problem" zones have been identified when it is formed at different stages of study at the university.

The data obtained show the importance of purposeful formation of sensitivity to humans among students of psychological and pedagogical areas of training both in the framework of educational activities and in extracurricular activities.

Keywords: interest in the person, understanding, help, sensitivity to the person, empathy

For citation: Smirnova О. V., Lovkova E. A. Dinamika chuvstvitel'nosti k cheloveku u studentov psikhologo-pedagogocheskikh napravleniy podgotovki [Dynamics of sensitivity to a human among students of psychological and pedagogical directions of training]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2024, vol. 1 (53), pp. 107-114. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2024-1-107-114

Проблема подготовки специалистов психолого-педагогического профиля в настоящее время приобретает особую значимость. Изменения, происходящие в образовании, усложнение и расширение задач профессиональной деятельности психологов и педагогов свидетельствуют о необходимости личностно-профессиональной направленности образовательного процесса в высшем учебном заведении. Развитие личностно-профессиональных компетенций, необходимых будущим педагогам и психологам, - важнейшая задача подготовки специалистов в этой области.

Одной из ключевых компетенций, которыми должен обладать специалист психолого-педагогического профиля, выступает чувствительность к другому человеку. Формирование чувствительности к другому (ученику, воспитаннику, родителю и др.) уже на этапе обучения в вузе позволит выпускнику проявить живой, активный интерес к другому участнику воспитательно-образовательного процесса, понять его, выстроить на этой основе адекватные отношения с другими. Это, в свою очередь, поможет специалисту быть успешным в собственной профессиональной деятельности, добиваться поставленных целей и способствовать позитивным изменениям в жизни других людей.

У термина «чувствительность» довольно много различных пониманий и трактовок, видов и интерпретаций. В. С. Мерлин понимает «чувствительность» как свойство темперамента [1], В. М. Минияров относит ее к типу характера [2]. Исследователями выделяются отдельные виды чувствительности: Дж. Рест в своих работах акцентирует внимание на этической чувствительности [3], а И. М. Юсупов описывает социальную чувствительность. Ряд авторов выделяют виды чувствительности. О. Н. Бакурова описывает чувствительность к проблемам [4], В. Г. Маралов -чувствительность к опасностям [5].

Значительный вклад в изучение данного понятия внесла Т. П. Маралова, которая характеризует чувствительность (сензитивность) к человеку как личностную характеристику, которая проявляется в способности выделять другого человека как значимого субъекта взаимодействия, не испытывая к нему антипатий или безразличия. Т. П. Маралова в своих работах описывает структуру чувствительности к человеку, в которую включает следующие элементы: интерес к другому человеку, эмпатию, понимание и помощь [6].

Рассмотрим структурные компоненты чувствительности к человеку более подробно.

Мотивационно-целевым элементом чувствительности является интерес к другому, характеризующийся способностью человека делать другого объектом своего внимания. В своем диссертационном исследовании Е. Н. Кузнецова рассматривает интерес к человеку как важнейшую ценность психолого-педагогического взаимодействия [7]. Г. Ф. Тулитбаева описывает понятие «социальный интерес», определяя его как личностное качество, выражающееся в направленности внимания на потребности и чувства другого человека [8].

Эмоциональным компонентом чувствительности к человеку является эмпатия, проявляющаяся в умении сопереживать и сочувствовать другому человеку. Она является одним из основных понятий в гуманистической психологии. К. Роджерс определял эмпатию как способность «быть с другим человеком», чутко реагировать на все изменения, которые происходят в нем, при этом оставаясь самим собой [9]. В трудах многих исследователей описываются психологические условия формирования эмпатии у различных групп: студентов педагогического колледжа, педагогов-психологов, учителей. Е. В. Карповой и ее коллегами разработан и апробирован новый метод формирования эмпатии у студентов - будущих педагогов - метод сопереживания ситуации, который базируется на восприятии и анализе ситуаций из реальной жизни, а также на интерпретации художественных тестов [10].

Понимание является когнитивным компонентом чувствительности к человеку. Благодаря пониманию человек может анализировать эмоциональные и поведенческие особенности другого человека, а также интерпретировать причины, которые способствовали тем или иным поведенческим и личностным проявлениям. В отечественной психологии А. А. Бодалев одним из первых обратил внимание на проблему понимания человека человеком. Более детально феномен понимания другого описал и проанализировал Н. И. Шевандрин, который утверждал, что понимание другого осуществляется через разъяснение, интерпретацию, вживание и способность перенестись во внутренний мир другого [11]. Понимание человека - процесс интеллектуальный, он направлен на формирование представлений об индивидуальных особенностях воспринимаемого человека и мотивов его поступков. Понимание -это процесс, который основывается на искусстве интерпретации [12].

Поведенческий компонент чувствительности к человеку - это помощь, цель которой состоит в возвращении человека, испытывающего трудности, в «исходное» состояние или состояние лучше исходного. Забота о другом человеке - самый известный вид помощи, под ней понимается деятельность, направленная на содействие чьему-либо благу [13]. В статье Н. В. Кухтовой говорится о так называемом просоциальном поведении, отражающемся в действиях, которые совершаются с целью принести пользу другому. Ею проведено эмпирическое исследование, результатом которого является выделение структурных компонентов просоциальной личности, и сделан вывод, что полученные результаты могут быть использованы для построения программ по выработке необходимых профессиональных качеств специалистов помогающих профессий [14].

Особую значимость феномен чувствительности к человеку приобретает в профессиях, связанных с оказанием помощи людям. У педагогов, психологов чувствительность к человеку выступает в качестве ведущей профессиональной компетенции.

Специалиста, обладающего обширными знаниями в области педагогики и психологии, нельзя назвать компетентным профессионалом в том случае, если ему не интересен внутренний мир человека (ребенка, родителя, клиента), если он затрудняется в понимании его поступков, чувств и переживаний, не готов проявить по отношению к другому помощь и сочувствие.

В ходе экспериментальных исследований В. Г. Маралов и Л. В. Романюк установили, что высокий уровень чувствительности к человеку создает благоприятные предпосылки для принятия позиции ненасилия, а при низкой чувствительности, наоборот, позиция ненасилия практически не используется. Человек, обладающий низким уровнем чувствительности к другому, чаще всего принимает позиции принуждения и невмешательства [15].

Конечно, формированию чувствительности к человеку уделяется серьезное внимание в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов и психологов в вузе. Но для того чтобы эта работа осуществлялась более эффективно и планомерно, важно понимать специфику чувствительности к человеку и отдельных ее компонентов на разных этапах обучения студентов психолого-педагогических направлений подготовки.

Цель эмпирического исследования - выявить динамику чувствительности к человеку у студентов психолого-педагогических направлений подготовки.

В качестве общей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что уровень чувствительности к человеку у студентов всех курсов стабильно высокий, компоненты чувствительности к человеку у студентов психолого-педагогических направлений подготовки представлены неравномерно.

Всего в исследовании приняли участие 163 студента психолого-педагогических направлений подготовки Череповецкого государственного университета. Поскольку нас интересовала динамика изменения чувствительности к человеку на разных этапах обучения в вузе, то вся выборка была поделена на 3 части: студенты 1-го курса - 71 человек (44 % от общей выборки), студенты 2-3-го курсов - 39 человек (24 %), студенты 4-5-го курсов - 53 человека (32 %). Эмпирическое исследование проводилось в 2023 г. на добровольной основе.

В качестве конкретной методики выступил опросник на выявление чувствительности к человеку - интереса, эмпатии, понимания и готовности к оказанию помощи (В. Г. Маралов, Т. П. Мара-лова) [16]. Он представляет собой перечень из 20 вопросов-утверждений - по 5 вопросов на каждый структурный компонент чувствительности к человеку.

Оценка по каждому параметру варьировалась от 0 до 5 баллов. За высокий уровень принимались баллы от 4 до 5, за средний - 3, за низкий - от 0 до 2. В настоящем исследовании нас интересовали только средний и высокий уровни выраженности признаков чувствительности к человеку.

Обработка проводилась с использованием методов математической статистики, использовался коэффициент ф* - угловое преобразование Фишера.

Обратимся к анализу полученных результатов. Доля испытуемых со средним и высоким уровнем выраженности отдельных компонентов чувствительности и чувствительности к человеку в целом представлена в табл. 1.

Таблица 1

Выраженность чувствительности к человеку и ее отдельных компонентов у студентов психолого-педагогических направлений подготовки, %

Курс Чувствительность к человеку Компонент чувствительности

Интерес к человеку Эмпатия Понимание Помощь

1-й 97 82 90 76 87

2-3-й 90 69 87 59 85

4-5-й 92 83 79 79 74

В целом 94 77 86 73 82

Примечание. Указана доля студентов со средним и высоким уровнем выраженности чувствительности к человеку в целом и отдельных ее компонентов.

Результаты исследования показывают, что на протяжении всего цикла вузовской подготовки у студентов представленность среднего и высокого уровня чувствительности к человеку довольно высока (90 % и выше), однако у первокурсников она достигает максимальных значений (97 %), к середине обучения снижается до 90 %, к концу обучения остается практически на этом же уровне (92 %). Некоторое возможное снижение чувствительности к человеку к концу обучения в вузе также отмечает в своих исследованиях Т. П. Маралова и объясняет подобную тенденцию недостатками подготовки в вузе и определенными личностными качествами студентов, в частности уровнем доверия к миру и другим людям [17].

Наиболее выраженными параметрами чувствительности у студентов всех курсов являются эм-патия (86 %) и помощь (82 %). В меньшей степени у студентов проявляется интерес к человеку (77 %) и понимание человека (73 %). В целом полученные данные согласуются с результатами других исследователей (В. Г. Маралов, Т. П. Маралова) [18].

Нам интересны те изменения, которые происходят в проявлении чувствительности к человеку на разных этапах обучения в вузе.

Основой чувствительности к человеку выступает интерес к другому. Т. П. Маралова отмечает, что при его отсутствии, вероятнее всего, и эмпатия, и понимание будут неискренними и побуждаться корыстными мотивами [6]. Результаты данного эмпирического исследования показали, что

уровень выраженности интереса к человеку у студентов психолого-педагогических направлений подготовки несколько снижается с первого курса (82 %) к середине обучения (69 %), а к концу обучения вновь возрастает до 83 %.

Мы понимаем, что этот интерес должен быть подкреплен способностью к эмпатии и помощи другому человеку.

Что касается динамики эмпатии на протяжении вузовского обучения, то если в начале и середине обучения студенты демонстрируют относительно высокие ее показатели (90 и 87 % соответственно), то к концу обучения число лиц, готовых проявить сочувствие к другому, несколько снижается (до 79 %).

На всех этапах обучения студенты демонстрируют высокий уровень готовности оказать помощь другому человеку, однако опять же наблюдается тревожная тенденция к снижению этой готовности от первого курса (87 %) к четвертому-пятому курсу (74 %).

Студенты всех курсов оценивают свою способность к пониманию других людей не очень высоко, им иногда трудно бывает понять другого человека и интерпретировать его поведение, поступки и эмоциональные реакции. Результаты настоящего исследования позволяют говорить о том, что самооценка выраженности когнитивного компонента чувствительности у 76 % первокурсников находится на среднем и высоком уровне. Затем ко второму-третьему курсу данный результат значительно ухудшается до 59 %, а к четвертому-пятому курсу вновь нарастает до 79 %. Различия в уровне проявления понимания между студентами разных курсов достигают критических значений (ф*эмп = 1,846 при р < 0,05 - между студентами 1-го и 2-3-го курсов и ф*эмп = 2,095 прир < 0,05 - между студентами 2-3-го и 4-5-го курсов).

Это говорит о том, что студенты в середине обучения в вузе испытывают некоторые сложности в понимании человека. Им, возможно, довольно трудно применить полученные в университете знания, при желании понять и проинтерпретировать поведение другого человека. На некоторые трудности и ошибки в понимании студентами других людей указывают и другие исследователи. В частности, Т. Б. Юшачкова отмечает существование у студенческой молодежи значительных трудностей в понимании мотивов поведения человека в ситуации межличностного взаимодействия [19].

Подобного рода затруднения и ошибки в понимании другого человека обусловлены небольшим жизненным опытом студентов, а также недостаточной сформированностью у них важных профессиональных компетенций будущего специалиста, которые приобретаются им не столько в ходе аудиторных занятий, сколько в ходе практики. Как указывает G. W. АПрой [20], развитию понимания способствует прежде всего некая личностная зрелость молодых людей, предполагающая опыт взаимодействия с другими людьми в различных ситуациях.

Таким образом, можно говорить о том, что отдельные компоненты чувствительности к другому человеку у студентов - будущих педагогов и психологов сформированы неравномерно.

Теперь обратим внимание на удельный вес студентов каждой группы, демонстрирующих средний и высокий уровень выраженности отдельных компонентов чувствительности к человеку, -интереса, эмпатии, понимания и готовности к оказанию помощи (табл. 2).

Таблица 2

Удельный вес студентов, демонстрирующих средний и высокий уровень выраженности отдельных компонентов чувствительности к человеку, %

Курс 0 из 4 компонентов 1 из 4 компонентов 2 из 4 компонентов 3 из 4 компонентов 4 из 4 компонентов

1-й 0 1 10 41 48

2-3-й 3 5 20 28 44

4-5-й 8 6 9 32 45

Из табл. 2 видно, что отсутствие чувствительности во всех ее проявлениях демонстрируют очень незначительное количество студентов. Причем среди студентов-первокурсников не оказалось таковых «нечувствительных», несмотря на большое их количество первокурсников в нашей выборке. Тревожит, что к концу обучения таких студентов становится 8 %. По всей видимости,

эти студенты демонстрируют своеобразную профессиональную непригодность к работе по выбранной специальности.

Радует тот факт, что чувствительными в полной мере оказались 44-48 % (в зависимости от курса) студентов. Они довольно высоко оценивают у себя уровень развития всех четырех составляющих чувствительности к другому - интереса, эмпатии, понимания и готовности к оказанию помощи.

Довольно много студентов, имеющих средние и высокие показатели по трем компонентам чувствительности (из четырех). Причем количество таких студентов на начальном этапе подготовки в вузе больше (41%) по сравнению с серединой обучения и заключительным этапом (28 и 32 % соответственно). Чаще всего такие студенты высоко оценивают себя по таким компонентам чувствительности, как интерес, эмпатия и помощь. Субъективное ощущение трудностей вызывает в этом случае понимание студентами другого человека.

Есть и студенты, демонстрирующие средний и высокий уровень выраженности одних компонентов чувствительности (при низком уровне развития других компонентов). Так, 10 % студентов первого курса демонстрируют выраженность двух компонентов чувствительности. На 2-3-м курсе таковых становится 20 %, а к концу обучения их количество снижается до 9 %.

Чаще всего сочетаются эмпатия и помощь. Как отмечают В. Г. Маралов, Л. В. Романюк, интеграция эмпатии и помощи проявляется в содействии [15]. Также часто сочетаются эмпатия и понимание. В этом случае студенты готовы понять, что чувствует другой человек, и проникнуться его чувствами. Остальные сочетания присутствуют в единичном виде.

Один компонент чувствительности (из четырех возможных) проявляется у незначительного количества студентов. В этом случае проявляется помощь как компонент чувствительности либо эмпатия.

Таким образом, полученные данные могут быть использованы для дальнейшего более глубокого изучения детерминант чувствительности к человеку, ее личностной обусловленности, а также для организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса вуза с учетом динамики чувствительности к человеку у студентов - будущих педагогов и психологов.

Результаты настоящего исследования показывают важность целенаправленного формирования чувствительности к человеку у студентов психолого-педагогических направлений подготовки. В этом случае явно недостаточно ограничиваться обсуждением теоретической информации в ходе лекционных и практических занятий. Необходимо создать специальные условия для развития у студентов живого, активного интереса к внутреннему миру другого человека, развития способности к эмпатии и оказанию помощи людям. При этом в ходе обучения и осуществления профессиональной подготовки необходимо акцентировать свое внимание на работу со студентами 2-3-го курса, где происходит некоторое снижение чувствительности к другому. Также важно разработать действенные меры для развития у студентов умения понимать друг друга, анализировать и интерпретировать мотивы поведения и эмоциональные реакции другого человека.

Список источников

1. Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. М.: Просвещение, 1964. 304 с.

2. Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). М.: Московский психолого-социальный ин-т. Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. 256 с.

3. Rest J. R. Moral development: Advances in research and theory, 1986. 241 p.

4. Бакурова О. Н. Чувствительность к проблеме: психологические подходы к определению и изучению // Вестник Калужского ун-та. 2015. № 3 (28). С. 82-90.

5. Маралов В. Г. Проблема чувствительности к угрозам: обзор исследований // Национальный психол. журнал. 2021. № 1 (41). С. 15-26. doi: 10.11621/npj.2021.0102

6. Маралова Т. П. Психологическая структура сензитивности к человеку // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». 2015. № 5. С. 30-33.

7. Кузнецова Е. Н. Интерес к человеку как ценностное основание педагогического взаимодействия // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2010. № 121. С. 124-127.

8. Тулитбаева Г. Ф. Социальный интерес как условие преодоления отчужденности в межличностных отношениях у студентов-психологов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Челябинск, 2019. 24 с.

9. Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций. Тексты. М.: МГУ, 1984. С. 248-265.

10. Карпова Е. В., Коптева С. И. Формирование у будущих педагогов эмпатии как профессионального качества // Ярославский пед. вестник. 2019. № 2 (107). С. 114-121.

11. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: Владос, 1998. 512 с.

12. Юшачкова Т. Б. Личностные детерминанты способности к пониманию других людей: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2006. 23 с.

13. Ильин Е. П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. СПб.: Питер, 2013. 304 с.

14. Кухтова Н. В. Структурные компоненты просоциальной личности специалистов, ориентированных на оказание помощи // Психология человека в образовании. 2021. № 3. С. 273-287. URL: https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-3-273-287

15. Маралов В. Г., Романюк Л. В. Влияние чувствительности к человеку на принятие позиций взаимодействия студентами // Знание. Понимание. Умение. 2018. № 3. С. 180-195.

16. Маралова Т. П. Сензитивность к человеку как условие формирования личностной нормативности и профессиональной идентичности у студентов-психологов младших курсов // Гуманитарные научные исследования (электронный научный журнал). 2015. № 2. URL: https://human.snauka.ru/2015/02/9892 (дата обращения: 25.02.2023)

17. Маралова Т. П. Психологические особенности взаимосвязи профессиональной идентичности и доверия к себе у студентов - будущих психологов // Вестник Череповецкого гос. ун-та. 2014. № 5. С. 126-130.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Маралов В. Г., Маралова Т. П. Психологические особенности взаимосвязи отношения к опасностям с отношением к людям у студентов // Ярославский пед. вестник. 2022. № 2 (125). С. 96-105.

19. Юшачкова Т. Б. Взаимосвязь понимания другого человека и ценности умения прощать у студентов // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9, № 2. С. 110-126. doi:10.17759/sps.201809020

20. Allport G. W. Personality: A Psychological Interpretation. N. Y.: Henry Holt & Co, 1937. 588 p.

References

1. Merlin V. S. Ocherk teorii temperamenta [Essay on temperament theory]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1964. 304 p. (in Russian).

2. Miniyarov V. M. Psikhologiya semeynogo vospitaniya (diagnostiko-korrektsionnyy aspekt) [Psychology of family education (diagnostic and correctional aspect)]. Moscow, Moskovskiy psikhologo-sotsial'nyy institute Publ., Voronezh, Izdatel'stvo NPO "MODEK" Publ., 2000. 256 p. (in Russian).

3. Rest J. R. Moral development: Advances in research and theory, 1986. 241 p.

4. Bakurova O. N. Chuvstvitel'nost' k probleme: psikhologicheskiye podkhody k opredeleniyu i izucheniyu [Sensitivity to the problem: psychological approaches to definition and study]. Vestnik Kaluzhskogo universiteta, 2015, no. 3 (28), pp. 82-90 (in Russian).

5. Maralov V. G. Problema chuvstvitel'nosti k ugrozam: obzor issledovaniy [Problem of sensitivity to threats: research review]. Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal - National Psychological Journal, 2021, no. 1 (41), pp. 15-26. doi: 10.11621/npj.2021.0102

6. Maralova T. P. Psikhologicheskaya struktura senzitivnosti k cheloveku [Psychological structure of sensitivity to man]. Sborniki konferentsiy NITs Sotsiosfera, 2015, no. 5, pp. 30-33 (in Russian).

7. Kuznetsova E. N. Interes k cheloveku kak tsennostnoye osnovaniye pedagogicheskogo vzaimodeystviya [Interest in man as a value basis for pedagogical interaction]. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena - Izvestia: Herzen University Journal of Humanities and Sciences, 2010, no. 121, pp. 124-127 (in Russian).

8. Tulitbayeva G. F. Sotsial'nyy interes kak usloviye preodoleniya otchuzhdennosti v mezhlichnostnykh otnosheni-yakh u studentov-psikhologov [Social interest as a condition for overcoming alienation in interpersonal relationships among psychology students]. Chelyabinsk, 2019. 24 p. (in Russian).

9. Rodzhers K. Empatiya [Empathy]. Psikhologiya emotsiy. Teksty [Psychology of emotions. Texts]. 1984. Pp. 248-265 (in Russian).

10. Karpova E.V., Kopteva S. I. Formirovaniye u budushshikh pedagogov empatii kak professional'nogo kachestva [The formation of empathy as a professional quality among future teachers]. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik, 2019, no. 2 (107), pp. 114-121 (in Russian).

11. Shevandrin N. I. Psikhodiagnostika, korrektsiya i razvitiye lichnosti [Psychodiagnostics, correction and development of personality]. Moscow, Vlados Publ., 1998. 512 p. (in Russian).

12. Yushachkova T. B. Lichnostnye determinanty sposobnosti kponimaniyu drugikh lyudey. Avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk [Personal determinants of the ability to understand other people. Abstract of thesis cand. psikhol. sci.]. Saint Petersburg, 2006. 23 p. (in Russian).

13. Il'in E. P. Psikhologiya pomoshchi. Al'truizm, egoizm, empatiya [Psychology of help. Altruism, selfishness, empathy]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2013. 304 p. (in Russian).

14. Kukhtova N. V. Strukturnye komponenty prosotsial'noy lichnosti spetsialistov, orientifrovannykh na okazaniye pomoshchi [Structural components of prosocial personality of specialists focused on providing assistance]. Psikhologiya cheloveka v obrazovanii - Psychology in Education, 2021, no. 3. pp. 273-287 (in Russian). URL: https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-3-273-287

15. Maralov V. G., Romanyuk L. V. Vliyaniye chuvstvitel'nosti k cheloveku na prinyatiye pozitsiy vzaimodeystvi-ya studentami [The influence of sensitivity to humans on the adoption of student interaction positions]. Znaniye. Ponimaniye. Umeniye, 2018, no. 3, pp. 180-195 (in Russian).

16. Maralova T. P. Sensitivnost' k cheloveku kak usloviye formirovaniya lichnostnoy normativnosti i profession-al'noy identichnosti u studentov-psikhologov mladshikh kursov [Sensitivity to a person as a condition for the formation of personal normative and professional identity among junior psychology students]. Gumanitarnye nauchnye issledovaniya (elektronnyy nauchnyy zhurnal) - Humanities scientific researches. Electronic scientific and practical journal, 2015, no. 2 (in Russian). URL: https://human.snauka.ru/2015/02/9892 (accessed February 25 2023).

17. Maralova T. P. Psikhologicheskiye osobennosti vzaimosvyazi professional'noy identichnosti i doveriya k sebe u studentov - budushchikh psikhologov [Sensitivity to a person as a condition for the formation of personal normative and professional identity among junior psychology students]. Vestnik Cherepovetskogo gosudarstven-nogo universiteta - Cherepovets State University Bulletin, 2014, no. 5, pp. 126-130 (in Russian).

18. Maralov V. G., Maralova T. P. Psikhologicheskiye osobennosti vzaimosvyazi otnosheniya k opasnostyam s otnosheniyem k lyudyam u studentov [Psychological features of the relationship between the attitude to dangers and the attitude towards people among students]. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik, 2022, no. 2(125), pp. 96-105 (in Russian).

19. Yushachkova T. B. Vzaimosvyaz' ponimaniya drugogo cheloveka i tsennosti umeniya proschat' u studentov [Relationship of understanding of another person and the value of the ability to forgive students]. Sotsial'naya psikhologiya i obshchestvo, 2018, vol. 9, no. 2, pp. 110-126. doi:10.17759/sps.201809020

20. Allport G. W. Personality: A Psychological Interpretation. N. Y.: Henry Holt & Co, 1937. 588 p.

Информация об авторах

Смирнова О. В., кандидат психологических наук, доцент, Череповецкий государственный университет (пр-т Луначарского, 5, Череповец, Россия, 162600).

Ловкова Е. А., старший преподаватель, Череповецкий государственный университет (пр-т Луначарского, 5, Череповец, Россия, 162600).

Information about the authors

Smirnova O. V., Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Cherepovets State University (pr. Lunacharsky, 5, Cherepovets, Russian Federation, 162600).

Lovkova E. A., senior lecturer (Psychology), Cherepovets State University (pr. Lunacharsky, 5, Cherepovets, Russian Federation, 162600).

Статья поступила в редакцию 10.03.2023; принята к публикации 22.12.2023 The article was submitted 10.03.2023; accepted for publication 22.12.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.