ВЕСТНИК
ПРИАЗОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 2000 г. Вып.№9
УДК 313.333
Днепровский В.В.1, Киселев Д.В.2
ДИНАМИКА АСИНХРОННЫХ РОЛЬГАНГОВЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ПРИ ПИТАНИИ НАПРЯЖЕНИЕМ РЕГУЛИРУЕМОЙ ЧАСТОТЫ
Рассматриваются динамика асинхронных рольганговых электродвигателей при пуске, когда обмотка статора питается напряжением с частотой, отличной от номинальной. Проведен анализ влияния частоты питающей сети на пусковой момент асинхронных электродвигателей. Показано, что для повышения пускового момента при работе рольганговых электродвигателей на низких частотах (30 -ь 10 Гц) их клетку ротора следует изготовлять из материалов с повышенной электрической проводимостью.
В соответствии с требованиями технологических процессов при прокатке и транспортировке изделий, на металлургических предприятиях, должна изменяться скорость их перемещения. В связи с этим приводные асинхронные рольганговые электродвигатели рабочих и транспортных рольгангов должны иметь различную скорость вращения. Регулирование скорости вращения асинхронных рольганговых электродвигателей изменением частоты питающего напряжения позволяет осуществить безредукторное сочленение их с роликами рольгангов. Преимущества такого соединения общеизвестны.
Основы теории работы асинхронного электродвигателя при переменной частоте были заложены академиком М.П. Костенко 11].
Оптимальный режим работы асинхронного электродвигателя во всем диапазоне изменения частоты может быть обеспечен при соблюдении следующего соотношения между напряжением и, частотой /, и моментом нагрузки Мс\
-Л Iм- с»
и1н /,н \МСН '
где индекс "'н" относится к номинальной частоте, величин без индекса - к текущей частоте.
Это выражение показывает, что регулирование напряжения при изменении частоты зависит от момента нагрузки в функции от частоты, то есть от скорости вращения. В частности, если момент нагрузки не зависит от скорости вращения, что характерно для приводов роликов рольгангов, то закон регулирования напряжения и частоты будет определяться выражением
- Л =К/ или и1 = КГ (2)
ТТ f J или ^ 1 ~ " /
U \Н J hi
i
где Кj- - - параметр частоты регулирования.
JlH
Выражение (2) показывает, что в случае {Мс = const) напряжение на зажимах электродвигателя должно изменяться пропорционально частоте питающей сети.
Одной из основных динамических характеристик асинхронного электродвигателя является пусковой момент Мх.
1ПГТУ, канд. техн. наук, доц.
2 ПГТУ, аспирант.
Рассмотрим влияние частоты питающей сети на пусковой момент электродвигателя. Пусковой момент асинхронного электродвигателя определяется формулой
, , pm.ÜyRy
Мк = —1 2 - , (3)
2^1 +Хк2)'
где р - число пар полюсов; /И] - число фаз;
Rk = Rx + R'2, Хк = X, + Х2, Rl,R1,Xl,XJ - активные и индуктивные сопротивления обмоток статора и ротора. Индекс штрих означает, что сопротивления обмотки ротора приведены к обмотке статора.
Vx
При частотном регулировании по закону —— = const выражение (3) может быть записано в виде
J i
щ ' <4>
„ pmXJl R2 где С = 1 1—- = const
Индуктивные сопротивления электродвигателя при любой частоте будут
х'ь=к,(хи+х'2я) = к/х'ь1.
Если не учитывать влияние вытеснения тока на изменение сопротивлений, то активные
сопротивления R2 и R k будут постоянны при любой частоте
Пусковой момент при номинальной частоте в соответствии с (4) может быть представлен в виде
Мкн=с- „,2и;»,2-, (5)
К +
Из (6 и 5) получаем
а при частоте, отличнои от номинальной
1«
Мк=с• ,2 / " - (6)
(7)
Мкн гя1 + к2гх1
Тогда выражение для пускового момента при любой частоте, определяемое величинами, соответствующими номинальной частоте будет
мк=мюГкг (8)
Ккн + Л /Л кн
Установим, как изменяется пусковой момент электродвигателя при изменении частоты. Для этого проанализируем функцию
. Я»
где
Л = - кн
Xкн
Установим пределы этой функции при различных значениях аргументов, в частности, представляет интерес три точки, соответствующие /х =0, ~ /1н и fx =оо.
При, fx =0 Кf =0, тогда HmQF(Kf) = 0 . При, /,=/,„ ^=1, тогда lim > =
Kf ->1
При, /, =00 Kf тогда
Пт Р(КЛ - Нш
■к,—ко
К fA
к
/
А2 + К}
Нт
'К,
+к
/
'к
+ к
f
= 0, (10)
V / "/
Таким образом, функция при изменении К/ от 0 до » имеет максимум. Исследуем эту функцию на максимум. Для этого приравняем первую производную нулю и полученное уравнение решим относительно К)■
F\KA =
d
d(Kf)
Kf(A2+1)
a2+KI
(А2 +K})(A2 +1 )-Kf(A2 + 1)2*
4
= о,
(И)
откуда получаем К/=А, то есть функция Р(К/) имеет максимум при К/= А.
Таким образом, пусковой момент уменьшается при Кг < А и при К, > А, то есть при оценке характера изменения пускового момента при изменении частоты в каждом конкретном случае необходимо знать величину А, то есть отношение между Ккн и Хы .
При существующих значениях параметров пусковой момент рольганговых электродвигателей с уменьшением частоты уменьшается.
Из вышесказанного следует, что для увеличения пускового момента при низких частотах, когда К/ снижается, необходимо изменять величину А, до обеспечения условие К/= А.
Уменьшение величины А = Ккн /Хкн может быть достигнуто либо уменьшением Якн,
либо увеличением Xки . Однако известно, что увеличение Хкн приводит к уменьшению пускового момента электродвигателя. Поэтому уменьшать величину А следует уменьшением Ккн = -г Я2,. Поскольку у рольганговых электродвигателей «Я2, то изменение даже в весьма широких пределах мало скажется на изменении Ккн- Поэтому в рольганговых электродвигателях при низких частотах уменьшение величины Я2 будет единственно рациональным способом уменьшения величины А, следовательно, увеличения МК. С целью улучшения пусковых и динамических характеристик рольганговых электродвигателей для работы на низких частотах (30^-10Гц) в существующей серии была предусмотрена модификация низкочастотных электродвигателей с ротором, пазы которого заливаются чистым аллюминисм, имеющим повышенную электрическую проводимость по сравнению с основным исполнением электродвигателлей.
Выводы
Проведен анализ влияния частоты питающей сети на пусковой момент асинхронных электродвигателей. Показана необходимость выполнения ротора из материала с повышенной электрической проводимостью с целью увеличения пускового момента у рольганговых электродвигателей для работы на низких частотах.
Перечень ссылок
I. Костенко М. П. Работа многофазного асинхронного двигателя при переменном числе периодов // Электричество.-1925,- №2.-С.36-39.
Днепровский Владимир Васильевич. Канд. техн. наук, доцент кафедры автоматизации энергетических систем и электропривода, окончил Томский политехнический институт в 1961году. Основные направления научных исследований - определение и оптимизация параметров асинхронных электродвигателей переменной частоты исходя из условий обеспечения требуемых законов управления электродвигателями наиболее простыми средствами.
Киселев Дмитрий Вячеславович. Аспирант кафедры автоматизации энергетических систем и электропривода, окончил Приазовский государственный технический университет в 1995году. Основные направления научных исследований - определение и оптимизация параметров асинхронных электродвигателей переменной частоты исходя из условий обеспечения требуемых законов управления электродвигателями наиболее простыми средствами