Научная статья на тему 'Динамика антропометрических показателей обучаемых вузов как объективный критерий содержания физической подготовки'

Динамика антропометрических показателей обучаемых вузов как объективный критерий содержания физической подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
97
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ И СТУДЕНТЫ / ИЗБЫТОЧНАЯ МАССА ТЕЛА И ОЖИРЕНИЕ / CADETS AND STUDENTS / OVERWEIGHT AND OBESITY / DYNAMICS OF GROWTH-WEIGHT INDICATORS / CONTENT OF PHYSICAL FITNESS / ДИНАМИКА РОСТО-ВЕСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ивахненко Геннадий Александрович

Постоянное увеличение количества молодых людей с избыточной массой тела и ожирением представляет собой одну из наиболее остро стоящих проблем на современном этапе развития общества. По мнению специалистов, период онтогенеза, обусловленный обучением в вузах, представляет особый интерес, т.к. именно на этом возрастном этапе в значительном большинстве случаев происходит формирование механизмов, в дальнейшем обеспечивающих развитие ожирения. Приведенные в статье данные динамики росто-весовых показателей на всем протяжении обучения в вузах способствовали выявлению периодов опережающего роста весовых показателей в отношении увеличения длины тела обучаемых. Выявленная специфика позволяет обоснованно подойти к формированию рациона питания, содержанию физической подготовки и параметрам общей двигательной активности молодых людей как эффективных мер профилактики ожирения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ивахненко Геннадий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of anthropometric indices of the trained in universities as objective criterion of the contents of physical training

The constant increase in the number of overweight and obese young people is one of the most pressing problems at the present stage of development of society. According to the experts, the period of ontogenesis, due to study at the universities is of particular interest, because it is at this age stage that in the vast majority of cases, the formation of mechanisms occurs that further ensure the development of obesity. The data on the dynamics of the growth-weight indicators given throughout the study in universities contributed to the identification of the periods of outstripping growth of weight indicators in relation to increase in the length of the body of students. The revealed specificity makes it possible to reasonably approach to the formation of the diet, the content of physical fitness and the parameters of the general motor activity of young people as effective measures for prevention of obesity.

Текст научной работы на тему «Динамика антропометрических показателей обучаемых вузов как объективный критерий содержания физической подготовки»

6. Ivanova, N.G., Fedorova, N.P. and Alekseeva, A.A. (2019), "Preventive measures in the educational environment to preserve the vision of younger students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (168), pp. 126-129.

7. Sorokin, A.I., Alekseeva, A.A. and Ivanova, N.G. (2018), "The effects of physical activity on the standard of living of students with some spine diseases", Proceedings of the III International Scientific and Practical Conference "Philological and sociocultural issues of science and education", Krasnodar, pp. 792-797.

8. Goltsov, A.P., Goltsov, S.A., Ivanova, N.G. and Alekseeva, A.A. (2017), The patent of the Russian Federation No. 178271, March 28, 2017, "Trainer for the formation of correct posture and preservation of visual acuity of younger schoolchildren", available at: https://xn--90ax2c.xn--p1ai/catalog/000224_000128_0000178271_20180328_U1_RU/.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 21.03.2020

УДК 796.011

ДИНАМИКА АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБУЧАЕМЫХ ВУЗОВ КАК ОБЪЕКТИВНЫЙ КРИТЕРИЙ СОДЕРЖАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВКИ

Геннадий Александрович Ивахненко, кандидат педагогических наук, доцент, Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, Санкт-Петербург

Аннотация

Постоянное увеличение количества молодых людей с избыточной массой тела и ожирением представляет собой одну из наиболее остро стоящих проблем на современном этапе развития общества. По мнению специалистов, период онтогенеза, обусловленный обучением в вузах, представляет особый интерес, т.к. именно на этом возрастном этапе в значительном большинстве случаев происходит формирование механизмов, в дальнейшем обеспечивающих развитие ожирения. Приведенные в статье данные динамики росто-весовых показателей на всем протяжении обучения в вузах способствовали выявлению периодов опережающего роста весовых показателей в отношении увеличения длины тела обучаемых. Выявленная специфика позволяет обоснованно подойти к формированию рациона питания, содержанию физической подготовки и параметрам общей двигательной активности молодых людей как эффективных мер профилактики ожирения.

Ключевые слова: курсанты и студенты; избыточная масса тела и ожирение, динамика росто-весовых показателей, содержание физической подготовки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.3.p178-182

DYNAMICS OF ANTHROPOMETRIC INDICES OF THE TRAINED IN UNIVERSITIES AS OBJECTIVE CRITERION OF THE CONTENTS OF PHYSICAL

TRAINING

Gennady Alexandrovich Ivahnenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, CM. Kirov Military Medical Academy, St. Petersburg

Abstract

The constant increase in the number of overweight and obese young people is one of the most pressing problems at the present stage of development of society. According to the experts, the period of ontogenesis, due to study at the universities is of particular interest, because it is at this age stage that in the vast majority of cases, the formation of mechanisms occurs that further ensure the development of obesity. The data on the dynamics of the growth-weight indicators given throughout the study in universities contributed to the identification of the periods of outstripping growth of weight indicators in relation to increase in the length of the body of students. The revealed specificity makes it possible to reasonably approach to the formation of the diet, the content of physical fitness and the parameters of the general mo-

tor activity of young people as effective measures for prevention of obesity.

Keywords: cadets and students, overweight and obesity, dynamics of growth-weight indicators, content of physical fitness.

Современный этап развития общества характеризуется постоянным нарастанием людей с избыточной массой тела и ожирением (ИМТиО). Эта проблема является актуальной для всех, вне зависимости от уровня развития страны или категории населения. О глобальном масштабе проблемы ожирения населения планеты говорят данные Всемирной организации здоровья и других международных организаций. На сегодняшний день по самым приближенным данным в мире насчитывается до четверти населения планеты с ИМТиО. В большинстве стран ожирение населения отнесено к первостепенным национальным проблемам, требующим своего направленного решения. По имеющейся информации ИМТиО является прямой угрозой здоровью населения, его благополучию, оказывает негативное влияние на экономику, наносит значительный ущерб бюджетам стран [6].

По мнению специалистов, борьба с ИМТиО у населения должна основываться на превентивных мерах, т.к. проблему проще предотвратить. С этой точки зрения сдерживание негативной тенденции в отношении детей и молодежи становиться актуальной задачей, требующей системных и эффективных шагов по ее решению. Начиная с восьмидесятых годов прошлого столетия, учеба отнесена к числу наиболее неблагоприятных видов профессиональной деятельности. Здесь следует отметить запредельные объемы учебной нагрузки, нарушение режима труда и отдыха, неблагоприятное влияние гиподинамии и нервно-эмоционального напряжения. Особую остроту проблеме придает тот факт, что организм обучаемых в вузах находится в периоде активного роста и развития, что предполагает соответствующие режимы питания и двигательной активности. Особенно следует отметить то, что молодые люди зачастую не акцентируют внимания на вопросах своего здоровья, что позволяет рассматривать нарастание ИМТиО у молодежи в качестве одной из наиболее опасных тенденций [5].

Говоря о статистических данных описывающих проблему ИМТиО, следует отметить наличие значительной разницы в приводимых данных. Причиной имеющихся различий являются отсутствие единой методики оценки при проведении массовых обследований и обработки значительных информационных массивов, несоответствия в определении возрастных периодов (дети, подростки, молодежь, взрослое население). Обобщая весь объем имеющихся на сегодня данных по проблеме ИМТиО молодежи приходится констатировать превышение допустимых норм массы тела, примерно у четверти, а наличие ожирения у каждого шестого. Но особую остроту проблеме придает не сами данные, а показатели, описывающие динамику проблемы ИМТиО среди молодежи. Так, двадцать лет назад молодых людей с избыточной массой тела было на 15-20% меньше, а по оценкам экспертов сегодняшние неутешительные данные в ближайшие десять лет возрастут на 10-12%. Отдельно следует отметить, что проблема ИМТиО актуальна и для обучаемых вузов, готовящих специалистов для силовых ведомств, практически во всех странах мира [1].

С целью выявления имеющихся особенностей нами были проведены исследования на обучаемых вузов силовых ведомств, средний возраст которых находится в диапазоне 17-22 лет. В подавляющем большинстве работ, посвященных проблеме ИМТиО обучаемых вузов в качестве основных негативных факторов, авторами отмечаются несоблюдение режима труда и отдыха, избыточное и несбалансированное питание, влияние вредных привычек, острый дефицит физических нагрузок, невыполнение требований гигиены и врачебных рекомендаций. Нельзя не отметить негативного влияния ряда факторов, продиктованных развитием общества коренным образом изменивших объемы повседневной двигательной активности (повсеместная компьютеризация, развитие транспортной инфраструктуры, автоматизация многих трудовых процессов) [3]. В работах, посвященных вопросам здоровья обучаемых вузов авторами, в качестве положительно влияющих фак-

торов отмечаются: высокий уровень физической работоспособности, системная тренировка сердечно-сосудистой системы, мероприятия по оптимизации физического развития в соответствии с возрастными особенностями на основе динамики антропометрических и функциональных показателей (в том числе оценки росто-весовых параметров). По мнению специалистов, постоянный контроль динамики показателей массы тела представляет собой один из наиболее важных и информативных показателей физического здоровья человека, особенно в период активного развития организма, т.к. представляет собой интегральную оценку энергетических и обменных процессов [2].

В целях поиска эффективных решений в отношении проблемы ИМТиО у обучаемых вузов были проведены лонгитюдные исследования, предполагающие детализацию динамики их росто-весовых показателей на всем протяжении обучения. По мнению специалистов, в области здравоохранения и физической культуры, получение и анализ данных описывающих траекторию изменения антропометрических показателей, обеспечивает возможность поиска адекватных мер, способствующих оптимизации процесса развития молодых людей. С этой целью к исследованиям были привлечены студенты и курсанты двух вузов Санкт-Петербурга общей численностью более 200 человек, не имеющих освобождения от физической культуры. Обследования проводились на протяжении пяти лет в начале каждого учебного года и включали в себя контрольное взвешивание, измерение длины тела, расчет росто-весового индекса (отношение веса в граммах к росту в сантиметрах) и общую оценку физического здоровья. По мнению ряда авторов, из всего достаточно большого количества расчетных антропометрических индексов, росто-весовой индекс наибольшей степени соответствует специфике наших исследований и особенностям привлекаемого контингента.

Полученные результаты способствовали выявлению специфики физического развития, описывающей динамику нарастания показателей, как массы тела, так и данных отношения массы тела к росту. Исходные данные, полученные на участниках исследований вначале их обучения в вузах, соответствуют общим нормам и характеризуют гармоничность развития. Средний показатель длины тела юношей равнялся 178,3 см, средняя масса тела - 71,533 кг, а росто-весовой индекс у первокурсников составил 401,19 г/см., Данные полученные на участниках эксперимента во время их обучения на втором курсе не проявили значительных изменений (длина тела 181,1 см, масса тела 75,58 кг, росто-весовой индекс 417,34 г/см). Обращает на себя внимание незначительное опережение нарастания массы тела по отношению к динамике показателей длины тела. Полученные результаты в период обучения участников эксперимента на третьем курсе также не проявили сколько-нибудь значимой динамики. Так, показатель длины тела за год увеличился менее чем на сантиметр, составив 182,6 см., а масса тела участников исследований за год увеличилась до 76,4 кг. Практическое отсутствие достоверной динамики антропометрических показателей обусловило и незначительное изменение росто-весового индекса участников исследований (418,4 г/см). Полученные в первые три года обучения данные дают основание утверждать о сбалансированном нарастании росто-весовых параметров, их соответствии возрастным нормам, что характеризует гармоничность развития.

Совершенно другая картина наблюдается у участников исследований в период их обучения на четвертом курсе, что соответствует 19-20-тилетнему возрасту. В этом возрастном периоде отмечается достоверно опережающий рост показателей массы тела по отношению к увеличению длины тела молодых людей (183,4 см и 80,56 кг соответственно). Как видно из представленных данных прирост показателей длины тела составил меньше сантиметра, в то время как масса тела участников испытаний выросла на 4,18 кг. Это обусловило значительное увеличение росто-весового индекса до 439,36 г/см. Результаты, полученные во время обучения участников исследования на пятом курсе, продемонстрировали снижение темпов нарастания показателей массы тела (на 1,4 кг), что составило 81,98 кг. Данные же описывающие динамику показателей длины тела молодых

людей на пятом курсе дают все основания говорить о практическом завершении процессов роста к этому возрасту (183,7 см). О стабилизации говорит и показатели росто-весового индекса, составившего на последнем курсе обучения 446,27 г/см.

Приведенные данные позволяют сделать вывод о наличии выраженной специфики в росто-весовых параметрах молодых людей в период их обучения в вузе (с 17-18 по 2122). На фоне поступательного увеличения показателей длины тела и его массы, обращает на себя внимание скачкообразное увеличение массы тела у молодых людей в возрастном диапазоне 19-20 лет. По нашему мнению, это диктуется как со стороны влияния возрастных процессов развития организма, так и ряда социальных факторов, где не последнее место занимают вопросы питания и двигательной активности. Полученные данные указывают на необходимость детальной проработки вопросов содержания и направленности физической подготовки обучаемых вузов. Вместе с тем приходится констатировать отсутствие планомерной, системной деятельности по профилактике ожирения в подавляющем большинстве вузов различной ведомственной принадлежности.

В результате проведенной работы были сформулированы рекомендации предполагающие увеличение уровня повседневной двигательной активности молодых людей в возрастном периоде 19-21 года. Также, внедрены в повседневную жизнь мероприятия по систематическому контролю динамики росто-весовых показателей обучаемых вузов. Особо следует отметить разработку и внедрение изменений в содержание физической подготовки, базирующихся на современных разработках. Правильность сделанных выводов и разработанных решений была проверена в эксперименте.

ЛИТЕРАТУРА

1. Демчик, А.В. Физическая подготовка как фактор оптимизации массы тела курсантов вузов / А.В. Демчик, А.А. Комниренко, Г.А. Ивахненко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 1 (179) - С. 37-41.

2. Домничев, А.В. Вовлеченность студенческой молодежи в занятия физической культурой, как условие и фактор укрепления их здоровья / А.В. Домничев, И.Ф. Албегова, Г. Л. Шамато-нова // Вестник спортивной науки. - 2016. - № 1. - С. 47-49.

3. Кудрявцев, М.Д. Влияние мониторных вредных привычек на здоровый образ жизни студентов / М.Д. Кудрявцев, И.Е. Крамида, А.Ю. Осипов // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 6. - С. 24-26.

4. Осипов, А. Ю. Профилактика ожирения и гиподинамии среди студентов / А. Ю. Осипов // Оптимизация учебно-воспитательного и тренировочного процесса в учебных организациях высшего образования. Здоровый образ жизни, как фактор профилактики наркомании : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Красноярск, 2017. - С. 208-211.

5. Покровская, Т.Ю. Социальное самочувствие студентов с избыточным весом: формы детерминации и направления социальной адаптации : дис...канд. социол. наук / Покровская Татьяна Юрьевна. - Казань, 2009. - 211 с.

6. Родионова, Т.И. Ожирение - глобальная проблема современного общества / Т.И. Родионова, А.И. Тепаева // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 12-1. - С. 132-136.

REFERENCES

1. Demchik, A.V., Komnirenko, A.A. and Ivahnenko, G.A. (2020), "Physical training as a factor in optimizing the body weight of university cadets", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (179), pp. 37-41.

2. Domichev, A.V., Albegova, I.F. and Shamatonova, G.L. (2016), "The involvement of students in physical education as a condition and factor in strengthening their health", Herald of sports science, No. 1, pp. 47-49.

3. Kudryavtsev, M.D., Kramida, I.E. and Osipov, A.Yu. (2016), "The influence of monitor bad habits on a healthy lifestyle of students", Theory and practice ofphysical culture, No. 6, pp. 24-26.

4. Osipov, A.Yu., (2017), "Prevention of obesity and physical inactivity among students", Optimization of the educational process in the educational institutions of higher education. Healthy lifestyle as a factor in drug addiction prevention. Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference,

Krasnoyarsk, pp. 208-211.

5. Pokrovskaya, T.Yu. (2009, Social well-being of overweight students: forms of determination and directions of social adaptation, dissertation, Kazan.

6. Rodionova, T.I. and Tepaeva, A.I. (2012), "Obesity is a global problem of modern society", Basic researches, No. 12-1, pp. 132-136.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 19.03.2020

УДК 371.46

ПРИМЕНЕНИЕ «ДАРОВ ФРЁБЕЛЯ» В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА СОВМЕСТНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Марина Владимировна Иерусалимова, заведующая, «Детский сад № 61», Самара; Ольга Александровна Казакова, кандидат педагогический наук, доцент, Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева; Елена Валерьевна Ненашева, заведующая, «Детский сад № 378», Самара; Лидия Александровна Иванова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, Самарский государственный экономический университет

Аннотация

Быстро изменяющаяся социально-экономическая ситуация в России, требует перезагрузки в том числе и образовательно-воспитательного процесса в дошкольных учреждениях. На первое место выходит педагог дошкольного учреждения, его многогранный потенциал и профессионализм. В данной статье авторы затрагивают вопросы использования набора «Дары Фрёбеля» для детей в системе дошкольного образования, его применение для повышения познавательной активности дошкольников. Так же представлен обобщенный опыт работы «Детского сада № 61» и «Детского сада № 378» городского округа Самары по внедрению методики «Дары Фрёбеля» в систему дошкольного образования.

Ключевые слова: набор «Дары Фрёбеля», познавательная активность, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, модели воспитания, педагог дошкольного учреждения.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.3.p182-185

APPLICATION OF "FREDEL'S GIFTS" IN THE SYSTEM OF PRESCHOOL EDUCATION - AN INNOVATIVE FORM OF COOPERATION OF PRESCHOOL

INSTITUTIONS

Marina Vladimirovna Ierusalimova, the chair, Kindergarten No. 61, Samara; Olga Alexan-drovna Kazakova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Samara University; Elena Valeryevna Nenasheva, the chair, Kindergarten No. 378, Samara; Lidia Aleksandrovna Ivanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Department chair, Samara

State University of Economics

Abstract

Rapidly changing socio-economic situation in Russia requires a reset, including the educational process at preschool institutions. The first place goes to the preschool teachers, their multi-faceted potential and professionalism. In this article, the authors discuss the use of the set "Gifts of Froebel" for children in preschool education, its use to increase the cognitive activity of preschoolers. The article also presents the generalized experience of the "Kindergarten No. 61" and "Kindergarten No. 378"of the Samara on the implementation of the "Gifts of Froebel" method in the system of preschool education.

Keywords: set "Gifts of Froebel", cognitive activity, Federal state educational standard of preschool education, models of education, preschool teacher.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.