Маркетинговая фармакоэкономическая оценка использования ЛС при ишемической болезни сердца на амбулаторном этапе лечения // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). - 2011. - №5. - С.82-85.
3. Гусев Е.И., Коновалов А.Н., Бурд Г.С. Неврология и нейрохирургия / Под ред. Е.И. Гусева. - М.: Медицина, 2000. -С.113-117, 167-168, 321-323.
4. Дрёмова Н.Б., Овод А.И., Солянина В.А. и др. Фармакоэкономические исследования в практике здравоохранения. Учебно-методическое пособие. - Курск, 2003. -С.21-57.
5. Карлов В.А. Неврология. Руководство для врачей. изд. 2. - М.: Медицинское информационное агентство, 2002. -С.421-430.
6. Неврология. Национальное руководство / Под ред. Е.И. Гусева, А.Н. Коновалова, В.И. Скворцовой, А.Б. Гехт. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - С.637-657.
7. Савельева З.А., Геппе Н.Н., Аветисян М.М. Опыт использования ABC- и VEN- анализа при составлении формулярных списков лекарственных средств, применяемых для лечения детей с бронхиальной астмой // Фармация. - 1999. - №4. - С.37-39.
REFERENCES
1. Avksentieva M.V. Standardization of clinical and economic studies // Remedium. - 2002. - №9. - P.44-46. (in Russian)
2. Geller L.N., Radnaev G.G., Strekolovsky O.I. Marketing pharmacoeconomic evaluation of the use of drugs in ischemic heart disease outpatient treatment // Sibirsky Medisinsky Zurnal (Irkutsk). - 2011. - №5. - P.82-85. (in Russian)
3. Gusev E.I., Konovalov A.N., Burd G.S. Neurology and neurosurgery / Ed. E.I. Guseva. - Moscow: Medicina, 2000. -P.113-117, 167-168, 321-323. (in Russian)
4. DremovaN.B., GadflyA.I., Solyanin V.A. Pharmacoeconomic
studies and others in health care. Teaching aid. - Kursk, 2003. - P. 21-57. (in Russia)
5. Charles V.A. Neurology. Guidance for doctors. ed. 2. - M. : Medical Information Agency, 2002. - P.421-430. (in Russian)
6. Neurology. National leadership / Ed. by E.I. Gusev, A.N. Konovalov, V.I. Skvortsova, A.B. Hecht. - Moscow: GEOTAR Media, 2009. - P.637-657. (in Russian)
7. Savelyev Z.A., Geppe N.A., Avetisyan M.M. Experience of using ABC- VEN- analysis and in the preparation of formulary lists drugs used to treat children with asthma // Farmatsia. - 1999. - №4. - P.37-39. (in Russian)
Информация об авторах:
Геллер Лев Николаевич - заведующий кафедрой управления и экономики фармации, д.ф.н., профессор, e-mail: [email protected]; Борсиева Елена Хетаговна - интерн кафедры, e-mail: [email protected]; Раднаев Георгий Гырелович - доцент кафедры эндокринологии и клинической фармакологии, к.м.н. e-mail: [email protected].
Information About the Authors:
Geller Lev Nikolaevich - the manage of chair management and economics of pharmacy, professor, e-mails: [email protected]; Borsieva Elena Hetagovna -intern of chair management and economics of pharmacy of pharmaceutical faculty, e-mails: [email protected]; Radnaev Georgi Gyrelovich - professor of chair endocrinology and clinical pharmacology, e-mails: [email protected].
© ЛАЗАРЕВ В.С., ПЕРФИЛЬЕВ А.А., КОЛЯДО Е.В., БАТРАК Ю.М. - 2014 УДК 614.2 : 342.9 : 347.77.04 : 35.078.169.84
ДИНАМИКА АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ВЫЯВЛЕННЫХ ГЛАВНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ЛИЦЕНЗИОННОГО КОНТРОЛЯ ЗА 2011-2013 ГОДЫ
Виталий Сергеевич Лазарев3, Алексей Анатольевич Перфильев2, Елена Владимировна Колядо1,
Юрий Михайлович Батрак4 ('НИИ комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний СО РАМН, г. Новокузнецк, директор - д.м.н., проф. В.В. Захаренков, лаборатория проблем охраны здоровья сельского населения, зав. -
д.м.н., проф. В.Б. Колядо; 2Центр государственного заказа в сфере здравоохранения Алтайского края, руководитель - Е.А. Клюева, 3Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности, начальник - И.В. Долгова; 4Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования,
Барнаул, гл. врач - к.м.н. Л.Г. Григоричева)
Резюме. С целью изучения динамики и особенности административных правонарушений, выявленных по результатам лицензионного контроля медицинских и фармацевтических организаций за 2013 год, и юридические основания для составления лицензирующими органами субъектов РФ протоколов об административных правонарушениях, проведен анализ структуры административных правонарушений, выявленных в рамках лицензионного контроля медицинских и фармацевтических организаций за 2013 год в Алтайском крае. Анализ показал, что наибольший удельный вес нарушений - 85% составляет деятельность с грубыми нарушениями лицензионных требований. Почти во всех проверенных объектах, было выявлено несколько оснований одновременно для привлечения к административной ответственности, в среднем выявляется по 3 серьезных нарушения на каждом объекте.
Ключевые слова: административные правонарушения, лицензионные требования, лицензионный контроль.
DYNAMICS OF ADMINISTRATIVE LAW INFRINGEMENTS DETECTED BY THE ALTAI KRAI CENTRAL DEPARTMENT OF PUBLIC HEALTH CARE AND PHARMACEUTICALS WITHIN THE SCOPE OF LICENSING SUPERVISION FOR THE YEARS 2011-2013
ra. Lazarev3, A.A. Perfilyev2, Y.V. Kolyado1, Y.M. Batrak4 ^Research Institute of Complex Hygiene Problems and Professional Diseases, SB of RAMS, Novokuznetsk; 2Altai Krai Center of Health Care Government Orders, Altai Krai State Public Institution of Health Care, 3Altai Territory Central Department of Public Health Care and Pharmaceutical; 4Federal Center of Traumatology, Orthopedics and Endoprosthesis Replacement, Federal State Budgetary Institution, of the Ministry of Public Health Care of the
Russian Federation, Barnaul, Russia)
Summary. Objectives ofthe Research: to study the dynamics and characteristic features of administrative law infringements
detected according to the results of the licensing supervision of medical and pharmaceutical institutions for the year 2013, as well as legal grounds for licensing authorities of the entities of the Russian Federation to draw up reports of administrative law infringements. The performed analysis of the structure of administrative law infringements detected within the scope of the licensing supervision of medical and pharmaceutical institutions in Altai Krai for the year 2013 proved that functioning involving flagrant infringements of license requirements makes the greatest share of violations which is 85%. Nearly all inspected objects proved to have a number of grounds to be brought to administrative responsibility; at the average 3 flagrant infringements are detected at every object.
Key words: administrative law infringements, license requirements, licensing supervision.
В соответствии с постановлением Администрации Алтайского края от 16.09.2013 г. №492 «Об утверждении положения о Главном управлении Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности» [1] и статьями 15, 86 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» [2] Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности является органом, уполномоченным на осуществление одного из видов государственного контроля (надзора) - лицензионного контроля. Лицензионный контроль осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» [3], Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [4] и соответствующими подзаконными актами. Согласно ст. 15, ст. 85-89, ч. 17 ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» с 01.01.2012 г. и 01.01.2013 г. произошли очередные перераспределения полномочий органов, осуществляющих государственный контроль в сфере охраны здоровья, в связи с этим существенно увеличился перечень структур, отнесенных к полномочиям лицензирующих органов субъектов.
За 2013 г. Главным управлением Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности проведено 213 проверок (за исключением предлицензионных проверок), из них 116 - плановых, 97 - внеплановых.
Динамика структуры Протоколов об административных правонарушениях за 2011-2013 годы по видам деятельности
Вид деятельности 2011 2012 2013
абс. уд. вес (%) абс. уд. вес (%) абс. уд. вес (%)
Медицинская деятельность 45 56,9% 22 33,8% 59 62,1%
Фармацевтическая деятельность 32 40,5% 38 58,5% 34 35,8%
Оборот НС и ПВ 2 2,6% 5 7,7% 2 2,1%
Всего протоколов 79 100,0% 65 100,0% 95 100,0%
В рамках лицензионного контроля уполномоченными должностными лицами Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности было составлено 95 протоколов об административных правонарушениях, из них 59 (62,1%) - по разделу медицинской деятельности, 34 (35,8%) - по фармацевтической деятельности и 2 (2,1%) - по обороту наркотических средств и психотропных веществ (табл. 1).
По разделу медицинской деятельности было выявлено 79 правонарушений, по которым сотрудниками Главного управления составлены протоколы об административных правонарушениях (табл. 2).
Таблица 2
Структура административных правонарушений по разделу медицинской деятельности
за 2011-2013 годы
Предмет правонарушения 2011 2012 2013
абс. уд. вес (%) абс. уд. вес (%) абс. уд. вес (%)
Безлицензионная деятельность 7 9,6% 5 9,7% 28 35,4%
Деятельность с грубым нарушением лицензионных требований 58 79,5% 32 62,8% 46 58,2%
Деятельность с нарушением лицензионных требований 8 10,9% 14 27,5% 5 6,4%
Всего нарушений: 73 100,0% 51 100,0% 79 100,0%
Особенностью данного раздела явилось то, что при проведении лицензионного контроля почти во всех проверенных объектах было выявлено несколько оснований одновременно для привлечения к административной ответственности,
в результате чего каждый протокол об административном правонарушении составлялся по нескольким основаниям. За 2013 год выявлено в среднем по 3 административных правонарушений на каждом проверенном объекте.
Из общего количества административных правонарушений по разделу медицинской деятельности за 2013 год 28 (35,4%) содержали признаки административного правонарушения, предусмотренные ч.2 ст.14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательна) и ч.1 ст.19.20 КоАП РФ (осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательна).
46 (58,2%) правонарушений содержали признаки административного правонарушения, предусмотренные ч.4 ст.14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией) и ч.3 ст.19.20 КоАП РФ (осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией).
5 (6,4%) правонарушений содержали признаки административного правонарушения, предусмотренные ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией).
В 2013 году при проведении плановых и внеплановых проверок в рамках лицензионного контроля по разделу медицинской деятельности 35,4% от всех выявленных административных правонарушений шбтщ 1 составила безлицензионная деятельность. По всем выявленным фактам безлицензионной деятельности были составлены протоколы об административных правонарушениях и направлены в суд для рассмотрения и принятия решения об административном наказании.
В течение нескольких лет наибольший удельный вес (в среднем 66,8%) административных правонарушений по медицинской деятельности, составляет деятельность с грубым нарушением лицензионных требований, выявленная при проверках. Примечание ст. 19.20 КоАП РФ определяет, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности. Часть 6 постановления Правительства РФ от 16.04.2012г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности» [5] установила исчерпывающий перечень нарушений лицензионных требований, которые квалифицируются как грубые нарушения. Кроме того, нарушения признаются грубыми, если они повлекли за собой
последствия, установленные частью 11 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»: возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, нанесение ущерба правам и законным интересам граждан и ряд других последствий.
6,4% от всех выявленных по разделу медицинской деятельности правонарушений составила деятельность с нарушением лицензионных требований (без квалификации -
грубые нарушения).
Типичными нарушениями по разделу медицинской деятельности являлись: несоответствие табеля оснащения объектов стандартам оснащения, утвержденным профильными порядками оказания медицинской помощи; оказание медицинских услуг при отсутствии лицензии на конкретные работы и услуги; отсутствие дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье» у руководителя или у заместителей руководителя медицинской организации; отсутствие надлежащих правоустанавливающих документов на здания, помещения; отсутствие медицинского оборудования либо надлежащих документов на это оборудование, удостоверяющих его государственную регистрацию; отсутствие технического обслуживания медицинской техники; отсутствие необходимого стажа работы по специальности у определенных сотрудников, по отношению к которым такие требования предъявляются; отсутствие сертификатов специалиста у сотрудников; отсутствие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (нарушения по хранению термолабильных лекарственных средств, наличие препаратов с истекшим сроком годности вне карантинной зоны, нарушения по ведению медицинской документации); нарушения установленного порядка предоставления платных медицинских услуг (отсутствие предусмотренных законодательством реквизитов и информации в договорах, заключаемых с пациентами; отсутствие добровольного информированного согласия); отсутствие своевременного (1 раз в 5 лет) повышения квалификации сотрудников; отсутствие трудовых договоров с сотрудниками.
Таким образом, проведенный анализ структуры административных правонарушений по разделу медицинской деятельности за 2013 год показал, что наибольший удельный вес правонарушений - 58,2% составила деятельность с грубым нарушением лицензионных требований.
По разделу фармацевтической деятельности в 2013 году было выявлено 141 административное правонарушение, по
Таблица 3
Структура административных правонарушений по разделу фармацевтической деятельности
за 2011-2013 годы
Предмет правонарушения 2011 2012 2013
абс. уд. вес (%) абс. уд. вес (%) абс. уд. вес (%)
Безлицензионная деятельность 2 2,9% 0 0 1 0,7%
Деятельность с грубым нарушением лицензионных требований 62 92,6% 74 97,4% 138 97,9%
Деятельность с нарушением лицензионных требований 3 4,5% 1 1,3% 2 1,4%
Другие нарушения 0 0 1 1,3% 0 0
Всего нарушений: 67 100,0% 76 100,0% 141 100,0%
которым уполномоченными сотрудниками Главного управления были составлены протоколы об административных правонарушениях (табл. 3).
При проведении лицензионного контроля по разделу фармацевтической деятельности, практически во всех проверенных объектах было выявлено несколько оснований одновременно для привлечения к административной ответственности, в результате каждый протокол об административном правонарушении был составлен по нескольким основаниям. За 2013 г. выявлено в среднем по 4 административных правонарушений в каждом проверенном объекте по разделу фармацевтической деятельности.
Из общего количества административных правонарушений по разделу фармацевтической деятельности за 2013 г. 138 (97,9%) содержали признаки административного правонарушения, предусмотренные ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией).
2 (1,4%) правонарушения содержали признаки административного правонарушения, предусмотренные ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности, с нарушением условий, предусмотренных лицензией).
1 (0,7%) правонарушение содержало признаки, предусмотренные ч. 2 ст.14.1. КоАП РФ (осуществление предпри-
нимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательна) и ч.1 ст.19.20 КоАП РФ (осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательна).
В 2013 году наибольший удельный вес (97,9%) административных правонарушений по фармацевтической деятельности, составляет деятельность с грубым нарушением лицензионных требований, выявленная при проверках.
Часть 6 постановления Правительства РФ от 22.12.2011г. №1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности» [6] установила исчерпывающий перечень нарушений лицензионных требований, которые квалифицируются как грубые нарушения.
Типичными нарушениями по разделу фармацевтической деятельности являлись: отсутствие работы по выявлению на объектах недоброкачественных лекарственных препаратов; отсутствие вывески в аптечном пункте; отсутствие холодильников с необходимым для хранения лекарственных препаратов температурным режимом; осуществление изготовления лекарственных препаратов для медицинского применения с нарушениями действующих требований; осуществление отпуска лекарственных препаратов с нарушением действующих правил; нарушения хранения препаратов, требующих защиты от воздействия света; отпуск лекарственных препаратов без рецептов, которые подлежат только рецептурному отпуску; отсутствие на объекте приточно-вытяжной вентиляции; нарушения температурного режима при хранении термолабильных препаратов; отсутствие сертификатов специалиста у сотрудников, деятельность которых непосредственно связана с отпуском и хранением лекарственных препаратов; отсутствие лекарственных препаратов, входящих в минимальный ассортимент; отсутствие в торговом зале необходимой информации для населения; отсутствие журнала учета препаратов с ограниченным сроком годности; превышение допустимой торговой надбавки на препараты; нарушение вторичной заводской упаковки, при этом не ведется
лабораторно-фасовочный журнал; при отпуске лекарственного средства по рецепту врача на рецепте не делается отметка об отпуске препарата; отсутствие приказов об ответственных лицах за выявление лекарственных препаратов, подлежащих изъятию; применение приборов, относящихся к средствам измерения (гигрометры), не прошедших своевременную метрологическую поверку; осуществление отпуска кодеинсо-держащих препаратов без рецепта; наличие препаратов с истекшим сроком годности вне «карантинной зоны»; не упорядочено размещение лекарственных средств в соответствии с требованиями с учетом фармакологических групп; факты отпуска кодеинсодержащих препаратов по поддельным рецептам; неудовлетворительное санитарно-эпидемиологическое состояние торгового зала.
По обороту наркотических средств и психотропных веществ (далее НС и ПВ) в 2013 году было выявлено 7 административных правонарушений, по которым уполномоченными лицами Главного управления были составлены протоколы (табл. 4).
Таблица 4
Структура административных правонарушений по обороту НС и ПВ за 2012-2013 годы
Предмет правонарушения 2012 2013
абс. уд. вес (%) абс. уд. вес (%)
Безлицензионная деятельность - - - -
Деятельность с грубым нарушением лицензионных условий 17 100,0% 7 100,0%
Всего нарушений 17 100,0% 7 100,0%
За 2013 год выявлено в среднем по 3 административных правонарушений в каждом проверенном объекте по обороту НС и ПВ.
Из общего количества административных правонарушений по обороту НС и ПВ за 2013 год 7 (100%) содержали признаки административных правонарушений, предусмотренных ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ (осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией).
Безлицензионной деятельности в 2013 году по обороту НС и ПВ выявлено не было.
В 2013 г. 100% административных правонарушений по обороту НС и ПВ составила деятельность с грубым нарушением лицензионных требований, выявленная при проверках. Часть 6 постановления Правительства РФ от 22.12.2011 г. № 1085 «О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений» [7] установила исчерпывающий перечень нарушений лицензионных требований, которые квалифицируются как грубые нарушения.
Типичными нарушениями по обороту НС и ПВ являлись: ненадлежащее хранение термолабильных препаратов; отсутствие своевременной метрологической поверки средств измерений (гигрометров); не проводится ежемесяч-
ная инвентаризация НС и ПВ; нарушаются правила ведения специальных журналов регистраций операций, связанных с оборотом НС и ПВ (обязательные для заполнения графы не заполняются, записи производятся карандашом, записи делают лица, у которых нет на это права, отсутствие подписей ответственных лиц); к работе с НС и ПВ допускаются лица, не имеющие допуска и соответствующих справок об отсутствии у этих лиц противопоказаний к работе с НС и ПВ; отсутствие необходимых приказов о назначении ответственных должностных лиц за хранение ключей, пломбиров для опечатки сейфов.
Таким образом, проведенный нами анализ структуры административных правонарушений, выявленных за 2013 г. в рамках лицензионного контроля в Алтайском крае, показал, что наибольший удельный вес нарушений - 85% составляет деятельность с грубыми нарушениями лицензионных требований. Почти во всех проверенных за 2013 г. объектах, было выявлено несколько оснований одновременно для привлечения к административной ответственности, в среднем выявляется по 3 серьезных нарушений на каждом объекте. Сумма наложенных административных штрафов по результатам лицензионного контроля составила в 2013 г. 302 тыс. рублей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Постановление Администрации Алтайского края от 16.09.2013 № 492 «Об утверждении положения о Главном управлении Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности».
2. Федеральный закон от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».
3. Федеральный закон от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
4. Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля
(надзора) и муниципального контроля», «Собрание законодательства РФ».
5. Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 г. №291 «О лицензировании медицинской деятельности».
6. Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 г. №1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности».
7. Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 г. №1085 «О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений»
REFERENCES
1. Resolution No. 492 On Approval of Regulation On Altai Krai Central Department of Public Health Care and Pharmaceuticals of the Altai Krai Administration dd. 16.09.2013.
2. Federal Law No. 323-03 On the Principles of Public Health Protection in the Russian Federation dd. 21.11.2011.
3. Federal Law No. 99-03 On Particular Activities Licensing dd. 04.05.2011.
4. Federal Law No. 294-03 On Protection of Legal Entities and Sole Traders' Rights in the Course of State and Municipal
Supervision Performance dd. 26.12.2008.
5. Decree No. 291 On Health Care Licensing ofthe Government of the Russian Federation dd. 16.04.2012.
6. Decree No. 1081 On Pharmaceuticals Licensing of the Government of the Russian Federation dd. 22.12.2011.
7. Decree No. 1085 On Licensing of Activities Related to Selection of Narcotic Drugs, Psychotropic Substances and Their Precursors and Cultivation of Drug-Containing Plants of the Government of the Russian Federation dd. 22.12.2011.
Информация об авторах
Лазарев Виталий Сергеевич - начальник отдела, 656031, Алтайский край , г. Барнаул, пр. Красноармейский 95-а, т. (3852) 623341; Перфильев Алексей Анатольевич - консультант-аналитик, 656002, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Калинина, 6-а; Колядо Елена Владимировна - научный сотрудник, к.м.н., доцент кафедры, 656045, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Ляпидевского 1, тел. (385) 689686, e-mail: с[email protected]; Батрак Юрий Михайлович - к.м.н., заместитель главного врача, 656045, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Ляпидевского 1/3, тел. (3852) 297-508.
Information About the Authors:
Lazarev Vitaliy - Head of the Department, 656031, Altai Krai, Barnaul, pr. Krasnoarmeysky, 95-а, tel. (3852) 62-33-41; Perfilyev Alexey - Analyst and Adviser, 656002, Altai Krai, Barnaul, pr. Kalinina, 6-а; Kolyado Yelena - Research Scientist, M.D., Associate Professor, 656045, Altai Krai, Barnaul, ul. Lyapidevskogo, 1, tel. (385) 689686, e-mail: с[email protected]; Batrak Yuriy - M.D., Deputy Head Doctor, 656045, Altai Krai, Barnaul, ul. Lyapidevskogo, 1/3, tel. (3852) 297-508