Э^^МИ^А CEPB^A SERVICE ECONOMY
УДK 338.24+519.7 ББK 65.291.21:22.1786 K 21
Л.Х. ^ранашев
Доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и менеджмента в туризме Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербеко-ва, г. Нальчик. Тел.: (928)691-53-99, e-mail: [email protected]. Д.Ю. Причина
магистрант кафедры менеджмента Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, г. Пенза. Тел.: (8412) 55-75-53 e-mail: [email protected].
ДИНAМИЧECKOE МOДEЛИPOBAНИE OTiEHAP^B PAЗBИТИЯ OTCTEMbI УПPABЛEHИЯ OPГЛHИЗЛЦИOHHOЙ KУЛЬTУPOЙ COBPEMEHHOГO ВУЗА
(Рецензирована)
Аннотация. В статье рассматривается динамическое моделирование базовых факторов когнитивной модели развития системы управления организационной культурой современного вуза, выполняемое при помощи математического аппарата импульсных процессов
Применение когнитивного динамического моделирования в вопросе проектирования слабоструктурированных систем, к которым относится сложный институт организационной культуры вуза, позволяет лицу, принимающему решения в системе управления высшим учебным заведением, получить сценарий развития ситуации для каждой статической альтернативы с учетом влияния внешней среды.
^ючевые слова: слабоструктурированная система управления, организационная культура вуза, формализация первичных представлений, когнитивная карта, когнитивное динамическое моделирование, сценарий развития ситуации.
A.Kh. Karanashev
Doctor of Economics, Professor of Economics and Tourism Management Department, Kabardino-Balkaria State University by Kh.M. Berbekov, Nalchik. Ph.: (928) 691-5399, e-mail: [email protected].
D.Yu. Prichina
Undergraduate of Management Department, Penza State University of Architecture and Construction, Penza. Ph.: (8412) 55-75-53, e-mail: [email protected].
DYNAMIC MODELING OF MANAGEMENT SYSTEM OF MODERN HIGH SCHOOL ORGANIZATIONAL CULTURE
Abstract. The paper considers the basic factors of dynamic simulation of cognitive control system modeling to develop the organizational culture of the modern university with the help of the mathematical apparatus of pulse processes. The authors reveal the use of cognitive dynamic modeling in the design issue of semi-structured systems. It includes a complex institution of organizational culture of the university and allows the decision maker to receive development scenarios for each static alternatives taking into account the impact of the external environment.
Keywords: semi-structured management system, the organizational culture of the university, the formalization of the primary representations, cognitive map, cognitive dynamics simulation, situation scenario.
Актуальность темы исследования определяется тем, что при оценке, измерении, моделировании слабоструктурированной и сложно организованной системы, в частности организационной культуры системы высшей школы, ключевую роль приобретает вопрос выбора исследовательского инструментария. Согласно
одному из основоположников теории менеджмента Кеннет Боулдингу, человек представляет собой организационную систему седьмого уровня сложности, в то время как любое сознательное объединение людей в рамках организации — систему следующего, восьмого уровня [1]. Таким образом, изучение исследователем орга-
Рисунок 1. Определение начальных значений концептов
Рисунок 2. Значения целевых концептов
Рисунок 3. Результаты динамического моделирования альтернатив
низационной культуры, где сам исследователь менее сложен, чем предмет его исследования, означает, что в рамках этого исследования полученное знание всегда будет субъективным, а значит — оспариваемым. В связи с этим способность системно анализировать ситуацию с применением инструмента оценки, измерения и моделирования слабоструктурированных связей, сложившихся образцов поведения
и мотивационных установок, взаимодействий и противодействий по отношению к организационным ценностям, разделяемых большинством в рамках организационной культуры конкретной организации с использованием принципов системного подхода, является главным при выборе метода изучения организационной культуры. Такая постановка проблемы предполагает исследование системы управле-
Рисунок 4. Альтернативы сценария по заданному уровню целевых концептов
Рисунок 5. Моделирование альтернативы 276
ния организационном культурой вуза с использованием аппарата нечетких когнитивных карт и нечеткой логики. По мнению Д.В. Ерохина, Д.Г. Лагерева, Е.А. Ларичева, А.Г. Подвесовского и других ученых, исследующих слабоструктурированные системы, «построение когнитивной карты моделируемой системы фактически означает снятие неопределенности с ее структуры путём формирования мо-
дели знаний аналитика об этой системе» [2]. Вопросы теоретического обоснования использования положений нечеткой логики в моделях выбора корпоративной культуры с учетом внешних и внутренних факторов ее функционирования на сегодняшний день исследованы и представлены в работах многих ученых как на концептуальном [3], так и математическом уровнях [4]. На основе рассчитанных статических
Рисунок 6. Моделирование рассчитанных альтернатив: 282, 331, 387, 420, 448, 785, 793, 889 по целевым показателям
Продолжение рисунка 6
показателей нечеткой когнитивной карты для проведения динамического моделирования определены начальные значения всех рассматриваемых концептов (рисунок 1) и отдельно целевых концептов — «уровень инновационной составляющей» и «тип управленческой оргструктуры» (рисунок 2). При этом заданы вектора динамического моделирования целевых концептов:
— «уровень инновационной составляющей организационной культуры
вуза» с начального значения концепта «низкий» при статическом моделировании максимально возможно должен подняться на «высокий» при динамическом моделировании;
— «тип управленческой оргструктуры» с начального значения концепта «высокий — бюрократическая» — при статическом моделировании максимально возможно должен опуститься на «низкий — проектная» при динамическом моделировании.
Таблица 1
Сравнение смоделированных альтернатив по целевым концептам («Уровень инновационной составляющей организационной структуры» и «Тип управленческой структуры») в стратегическом аспекте
276 282 331 387 420 448 785 793 889
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Формирование позитивного имиджа ПГУАС 0 1
Создание благоприятных условий для творчества, стремления к новым знаниям, нововведениям 0 1
Создание культа потребителя образовательных услуг 0 1
Обеспечение преобладания в организационном поведении высоконравственных, этических поступков персонала 0 1
Уровень «инновационной» составляющей организационной культуры 0 0 0 0 0 0 1 1 1
Высокий уровень преданности и лояльности ППС 0 1
Высокий уровень внедрения современных систем образовательного менеджмента 0 1
Справедливая оценка труда преподавателей с привлечением международного научного сообщества 0 1
Эстетический и эргономический уровень оформления помещений 0 1
Использование принципов меритокра-тии при найме и продвижении по службе 0 1
Увеличение доли образовательного рынка в регионе 0 1
Рост удовлетворения образовательных потребностей в номенклатуре направлений бакалавров и магистров 0 1
Рост удовлетворения образовательных потребностей потребителей в качестве предоставляемых услуг 0 1
Рост удовлетворения образовательных потребностей в культуре их обслуживания 0 1
Низкая стабильность внешней среды вуза 0 1
Высокий уровень депресиации организационных знаний 1
Государственная поддержка развития механизмов образовательного кредитования 0 1
Низкий уровень маркетинговой инно-вационности вуза 1 1
Окончание таблицы 1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Увеличение доходов за счет договоров НИР, НИОКР 0 1
Инфраструктура для постоянной переподготовки и повышения квалификации экономически активного населения 1 1
Тип управленческой оргструктуры 0 1 0 1 1 1 1 1 0
Соблюдение стандартов государственной аккредитации и лицензирования ФГОС ВПО 0 1
Выполнение плана — заказа государственного образовательного заказа на подготовку высококвалифицированных кадров 0 1
Выполнение плана подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации 0 1
Средний удельный вес наукоемкого фактора в характере выпускаемой вузом продукции 0 1
Средний уровень когнитивного потенциала сотрудников 0 1
Рост производительности труда 0 1
Низкая доля персонала ПГУАС, занятая прикладными научными исследованиями и разработками 0 1
Средний уровень технологической ин-новационности 0 1
Модернизация, техническое перевооружение основных фондов, оснащенность технологических процессов 0 1
Эффективная система контроля деятельности ППС вуза 0 1
Создание климата взаимного доверия, уважения, поддержки 0 1
Рост уровня справедливой оценки руководителей структурных подразделений вуза и работников 0 1
Увеличение возможностей для раскрытия потенциала работников 0 1
Рост трудовой активности, инициативы персонала вуза 0 1
Повышение уровня дисциплины 0 1
Сохранение рабочих мест 0 1
Повышение уровня жизни 0 1
Повышение уровня организации труда 0 1
Рост заработной платы 0 1
Рост социальных выплат и льгот 0 1
Рисунок 7. Изменение значений концептов по смоделированным сценариям
— 147 —
Окончание рисунка 7
Далее на рисунке 3 приведены результаты динамического моделирования в СППР «ИГЛА» [5] данных альтернатив сценариев развития системы управления организационной культурой современного вуза в количестве 984 переборов альтернатив.
Рассмотрим только те рассчитанные альтернативы — 9, которые удовлетворяют по признаку максимально возможного влияния на заданный уровень целевых концептов (рисунок 4). Из 984 переборов — это альтернативы: 276, 282, 331, 387, 420, 448, 785, 793, 889.
Для примера рассмотрим альтернативу 276, описывающую ситуацию, в которой руководство вуза выделяет максимум ресурсов на повышение уровня организации труда, разработку системы справедливой оценки руководителей структурных подразделений вуза и работников. При этом только один целевой концепт — «тип управленческой оргструктуры» с начального значения концепта «высокий — бюрократическая» — достигает заданного уровня «низкий — проектная». Второй целевой концепт «уровень инновационной составляющей организационной культуры вуза» остался на значении «низкий».
На рисунке 6 представлены результаты моделирования рассчитанных альтернатив: 282, 331, 387, 420, 448, 785, 793, 889.
Смоделированные альтернативы представлены в таблице 1
Данные таблицы показывают, что в стратегическом аспекте альтернатива № 793 показывает лучшие результаты, как по целевым, так и по всем концептам, что подтверждает рисунок 7 — изменения значений концептов по заданному сценарию.
Лучшая альтернатива №793 предполагает при достигнутом очень высоком уровне целевого концепта «уровень инновационной составляющей организационной культуры вуза» и достигнутого среднего уровня второго целевого концепта «тип управленческой оргструктуры — иерархическая бюрократия» повышение до очень высокого уровня следующих концептов:
— «рост уровня справедливой оценки руководителей структурных подразделений вуза и работников»;
— «рост трудовой активности инициативы персонала вуза».
Далее, на рисунке 8 представлены результаты динамического моделирования для целевого концепта «уровень инновационной составляющей организационной культуры» в сравнении лучших альтернатив № 785 и № 793 по всем концептам.
Таким образом, результаты динамического моделирования выполненного при помощи математического аппарата импульсных процессов позволяют исследователю использовать полученные сценарии развития системы управления организационной культурой современного вуза во времени проведения организационных перемен.
а С-СРМ» ПСАЮГ.Т» Грвоп* роим* ЧСЛГ Ir
Ф|ЙЛ * Поыс
% Гдта VhWHNPU fcfij»«»«***!
•ИСОшЗ L js
" 'J»«Ht ИТ|\Ч-Я Высот*
Im
(Hfrmfc H HB мм Ii *
0 « fi • la i о A»?c] ku r efssTKi Л 7» IS 3« 12 4 В M «0 et la
а СятШ ПСАЮГ.Т» п(ипот*и роымчй "ИГЛА" Ii
Ф|йл * Ыалыыфел*ш* Пеыс
3 i I % Пч™ iiviulbvub hHMiidwiiviMiiuK taf"""» <r*A*"»«» i Ui"* («1Л11Ч1 HfH 1« щ »»»»■ i^irwi Hteverita
---
Äur» " Cjw*«* рацрпнв ВнсошЯ
средне г-o
Ct>**mM - -
Пищ Г*
-hi
* 13 [1ште] JUnwumMiSj -» ID Л 30 3« 4 0 (0 et 13 7 t "
Ф|Ал ■'inuiib.ui Мсдоирш*«« Помои»
" Г Авто] Лд»;«и»?|е».»'?5;
Рисунок 8. Динамическое сравнение лучших альтернатив моделирования
— 153 —
а С-ОРМ» ПСАЮГ.Т» прянете роим* "ИГЛ»'
Файл * Ыалыыфел*ш* ГТе»
- и***»« fWrt- | | Hgwua кЛ wlw Оипинм! Hievet vow | «*f» С|а»«»евглчмв н«««
äs иН»ги КС*" 1в»нш
Oxantj rU.-Tj:ii T r
/
¿1 NwKwm« Средне жэрьч-чи i f
СрМНМЯ 1
1 ♦ [jkiToj AjuTecjc*;i«i7SS 13 Лвгэ]Ал1 10 Л твГ-я»тк1«75Э 30 3« 12 4В 14 (0 н 12
tt. C-nsui тклячгчхя фнотя мим»«* -ИГ.О*- гштиО '
а J. н А а fn-ш { «ВЧИЪ hHhuUwhviMHgw Е«^« irts**»—• | Hn»w »W Ourpw» HKVM.
Jj] Ьо .1 »'*»<* DTOi«»B-v« A """f^K
^ Средне жтръч-чи "Ч-11
СрпАпяЙ
rmic] kjUTtfiUTMii'lS -» iliTcJta» ID » 30 3« 12 4 0 14 (0 fit 43
Примечания:
1. Management Science. 1956. Vol. 2, № 3. URL: http://vikent.ru/enc /6045/
2. Стратегическое управление инновационной деятельностью предприятия / Д.В. Еро-хин, Д.Г. Лагерев, Е.А. Ларичев [и др.]. Брянск: Изд-во БГТУ, 2010.
3. Каранашев А.Х., Целых Л.А., Причина О.С. Теоретическое обоснование использования положений нечеткой логики в моделях выбора корпоративной культуры с учетом внешних и внутренних факторов ее функционирования // Известия Кабардино-Балкарского государственного университета. 2015. Т. V, № 4. С. 33-37.
4. Methods of fuzzy set theory in the purpose of expansion of the value chains based on the main factors of corporate culture / L.A. Tselykh, E.A. Panfilova, O.S. Prichina [et al.] // Mediterranean journal of social sciences. 2015. T. 6, № 5. C. 249-258.
5. СППР ИГЛА. URL: http://iipo.tu-bryansk.ru/quill/index.html.
References:
1. Management Science. 1956. Vol. 2, № 3. URL: http://vikent.ru/enc /6045/
2. Strategic management of the enterprise innovative activity / D.V. Erokhin, D.G. La-gerev, E.A. Larichev [et al.]. Bryansk: publishing house of BSTU, 2010.
3 Karanashev A.K., Tselykh L.A., Prichina O.S. The theoretical rationale for the use of the provisions of fuzzy logic in the selection of corporate culture, including external and internal factors of its functioning // Proceedings of the Kabardino-Balkarian state University. 2015. Vol.5. № 4, Pp. 33-37.
4. Methods of fuzzy set theory in the purpose of expansion of the value chains based on the main factors of corporate culture / L.A. Tselykh, E.A. Panfilova, O.S. Prichina [et al.] // Mediterranean journal of social sciences. 2015. T. 6, № 5. C. 249-258.
5. SPPR IGLA. URL: http://iipo.tu-bryansk.ru/quill/index.html.