Научная статья на тему 'Динамические свойства потенциально метеоритообразующих метеороидов по наблюдениям болидной сети Таджикистана'

Динамические свойства потенциально метеоритообразующих метеороидов по наблюдениям болидной сети Таджикистана Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
196
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛИД / МЕТЕОРИТООБРАЗУЮЩИЙ МЕТЕОРОИД / МЕТЕОРИТ / АБСОЛЮТНЫЙ БЛЕСК / ВНЕАТМОСФЕРНАЯ МАССА / АТМОСФЕРНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ВЫСОТА / ВНЕАТМОСФЕРНАЯ СКОРОСТЬ / РАДИАНТ / ОРБИТА / FIREBALL / METEORITE PRODUCING METEOROID / METEORITE / ABSOLUTE MAGNITUDE / PREATMOSPHERIC MASS / ATMOSPHERIC TRAJECTORY / HEIGHT / PREATMOSPHERIC VELOCITY / RADIANT / ORBIT

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Кохирова Г. И., Бабаджанов П. Б., Хамроев У. Х., Файзов Ш. Б., Латипов М. Н.

Представлены результаты изучения наблюдательных данных 25 болидов, сфотографированных болидной сетью Таджикистана в 2006-2011 гг., классифицированных как потенциально метеоритообразующие. Данные болидные явления предположительно могли завершиться выпадением метеоритов с массами от 1 до 100 г. Приведены данные траекторий, скоростей, орбит, блеска болидов и внеатмосферных масс метеороидов и выявлена сильная зависимость между ними. Показано, что основной приток метеоритообразующих метеороидов в земную атмосферу связан с телами астероидного происхождения, однако некоторые метеориты, возможно, могут произойти от тел, имеющих кометоподобные орбиты и, с высокой вероятностью, кометной природы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamical properties of presumed meteorite-dropping meteoroids by observations of the Tajikistan fireball network

The results of studying the observational data of 25 fireballs photographed by the Tajikistan fireball network in 2006-2011 and classified as potentially meteorite-producing are presented. These fireballs, supposedly, could be terminated by the dropping of meteorites with masses from 1 to 100 g. The data on fireballs trajectories, velocities, orbits, brightness and preatmospheric masses of meteoroids are given and strong correlation between them is found. It is shown that the main influx of meteorite-dropping meteoroids into the Earth’s atmosphere is providing by the bodies of asteroidal origin. However, possibly, some meteorites may originate from bodies having comet-like orbits, and, very likely, of a cometary nature.

Текст научной работы на тему «Динамические свойства потенциально метеоритообразующих метеороидов по наблюдениям болидной сети Таджикистана»

ДОКЛАДЫ АКАДЕМИИ НАУК РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН _2018, том 61, №4_

АСТРОНОМИЯ

УДК 523.532

Член-корреспондент АН Республика Таджикистан Г.И.Кохирова, академик АН Республика Таджикистан П.Б.Бабаджанов, У.Х.Хамроев, Ш.Б.Файзов, М.Н.Латипов

ДИНАМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПОТЕНЦИАЛЬНО МЕТЕОРИТООБРАЗУЮЩИХ МЕТЕОРОИДОВ ПО НАБЛЮДЕНИЯМ БОЛИДНОЙ СЕТИ ТАДЖИКИСТАНА

Институт астрофизики АН Республики Таджикистан

Представлены результаты изучения наблюдательных данных 25 болидов, сфотографированных болидной сетью Таджикистана в 2006-2011 гг., классифицированных как потенциально метео-ритообразующие. Данные болидные явления предположительно могли завершиться выпадением метеоритов с массами от 1 до 100 г. Приведены данные траекторий, скоростей, орбит, блеска болидов и внеатмосферных масс метеороидов и выявлена сильная зависимость между ними. Показано, что основной приток метеоритообразующих метеороидов в земную атмосферу связан с телами астероидного происхождения, однако некоторые метеориты, возможно, могут произойти от тел, имеющих кометоподобные орбиты и, с высокой вероятностью, кометной природы.

Ключевые слова: болид, метеоритообразующий метеороид, метеорит, абсолютный блеск, внеатмосферная масса, атмосферная траектория, высота, внеатмосферная скорость, радиант, орбита.

Метеоры ярче -4 звёздной величины (зв.вел.) называются болидами, и явление болида в атмосфере Земли формируют метеороиды с массами, начиная от нескольких десятков грамм до нескольких десятков килограмм. Метеороиды с внеатмосферными массами выше этого интервала образуют суперболиды с блеском ярче -17 абсолютной зв.вел. Крупные в основном каменные или железные метеороиды могут не разрушиться полностью во время пролета в земной атмосфере и их фрагменты упадут на поверхность Земли, в таком случае они называются метеоритами, если их размеры свыше 1 мм, или микрометеоритами, если их размер менее 1 мм [1].

Наилучшим средством регистрации болидов (суперболидов) являются болидные сети, систематический мониторинг которых охватывает огромные территории и позволяет получать многостанционные изображения болидов, что значительно увеличивает точность получаемых данных. Кроме того, сети являются незаменимым средством, обеспечивающим определение места падения метеоритов для их дальнейших поисков, в случаях, когда болиды завершаются выпадением метеоритов. Фотографирование болидов, произведших известные метеоритные падения с последующим обнаружением метеоритов, является важнейшим результатом работы существующих в мире болидных сетей. К настоящему времени атмосферные и орбитальные данные с различной степенью достоверности и

Адрес для корреспонденции: Кохирова Гулчехра Исроиловна. 734042, Республика Таджикистан, г.Душанбе, ул.Бухоро, 22, Институт астрофизики АН РТ. E-mail:kokhirova2004@mail.ru

точности известны для болидов, связанных с 24 случаями инструментально зарегистрированных сетями метеоритных падений [2,3].

Фотографические наблюдения болидов, завершившихся падением метеоритов, как обнаруженных, так и пока не найденных, позволили определить общие статистические параметры, характеризующие типичное метеоритное явление. Болиды можно классифицировать как потенциально ме-теоритообразующие, когда они в совокупности имеют следующие данные: внеатмосферную скорость, как правило, не выше 22 км/с и конечную скорость ниже 15 км/с, сравнительно низкую высоту погасания, составляющую менее 40 км, доатмосферную массу в среднем от 0.5 кг и выше, и конечную динамическую массу метеороида, отличающуюся от нуля. Длительность болида должна составлять от 2 секунд и больше. Подавляющее большинство таких тел должны быть каменными с объемной плотностью порядка нескольких г/см3 и до вторжения в земную атмосферу двигаться по астерои-дальным орбитам [4,5].

В данной работе обсуждаются результаты исследования динамических свойств метеоритооб-разующих метеороидов на основе болидных наблюдений в Таджикистане.

Наблюдательный материал. В течение 2006-2012 гг. болидной сетью Таджикистана [6,7], состоящей из 5 наблюдательных станций и охватывающей территорию около 11 тыс. кв. км, во все ясные безлунные ночи был осуществлен мониторинг болидной активности. Для наблюдений использовались болидные камеры (БК) с объективами «рыбий глаз» Цейсс Дистагон (/=30 мм, D/f=1:3.5), имеющими поле зрения 180о, и цифровые камеры (ЦК) "Nikon D2X" и "Nikon D300" с объективами Nikkor также типа «рыбий глаз» (/=10.5 мм, D/f =1:2.8).

В результате наблюдений за этот период зарегистрировано 25 болидов, которые можно отнести к потенциально метеоритообразующим. Из всех болидов один сфотографирован с пяти станций, 6 - с четырех, 9 - с трех, 8 - с двух станций. Одновременно с БК и ЦК сфотографировано 7 болидов, только БК зарегистрировано 17 болидов. 12 болидов принадлежат спорадическому фону, остальные с разной степенью предположительности относятся к различным метеорным потокам.

Фотографии болидов, полученные с помощью БК, измерялись на измерительном устройстве Аскорекорд. Цифровые изображения болидов, полученные с помощью ЦК, измерялись с помощью компьютерной программы измерений на Аскорекорде "FISHSCAN", созданной J.Borovicka. Методика астрометрической и фотометрической обработки кадров и определения параметров траекторий, скоростей, радиантов, орбит, блеска, масс детально изложены в [8]. Отметим, что точность определения координат объекта не превышает одной минуты дуги.

Атмосферные траектории. Основные параметры атмосферных траекторий болидов приведены в [9], где наряду с другими данными содержатся высоты начала и конца видимой траектории над уровнем моря - hB и hE, доатмосферная скорость и скорость в конце видимой траектории - и vE, общая длина видимой траектории - l, длительность болида - t, зенитное расстояние радианта - ZR, максимальная абсолютная звездная величина болида - MP, доатмосферная масса метеороида - тш. Стандартные отклонения, приведенные для начальной и конечной точек, показывают, что точности вычисления высот и скоростей не превышают ±20 м и ±0.8 км/с, соответственно. Для характеристики рассматриваемых явлений проанализируем данные параметры.

Распределение болидов по долготе Солнца или дате регистрации (рис.1(А)) показывает, что явления сфотографированы в период с конца апреля по начало декабря, отсутствие данных в остальные месяцы года объясняется недостаточным количеством наблюдений из-за неблагоприятных погодных условий. Наблюдаемый небольшой пик активности в июне-августе, напротив, обусловлен хорошими погодными условиями и проведением наблюдений в полном объеме. Распределение количества болидов по максимальной абсолютной звездной величине представлено на рис.1(В), из которого видно, что основное число болидов имело яркость в интервале -7 —8 абсолютных звездных величин, что соответствует диапазону первоначальных масс метеороидов от 200 г до почти 5 кг. Самый крупный метеороид имел внеатмосферную массу почти 13 кг и произвел болид с абсолютным максимальным блеском -8.9 зв.вел. Самый яркий болид с абсолютным максимальным блеском почти -10 зв.вел. был порожден метеороидом с внеатмосферной массой 5.5 кг.

Выпадение метеорита зависит от зенитного расстояния радианта ZR или от наклона атмосферной траектории метеороида к горизонту 90-ZR. Метеороид с исключительно длинным и пологим путем, сильнее разрушится, следовательно, возможность выпадения его остатков в виде метеоритов сильно уменьшается. Наиболее благоприятные условия для выпадения метеорита обеспечивает пролет метеороида по почти вертикальной траектории. На рис.2(А) показаны наклоны траекторий в зависимости от конечной высоты болидов. Очевидна тенденция проникновения глубже в атмосферу тел с траекториями, имеющими больший наклон к горизонту. Закономерной является также прямая зависимость длительности свечения болидов t от зенитного расстояния радианта (рис.2(В)), чем ближе к зениту расположен радиант, тем меньше длится явление. Как видно, диапазон зенитных расстояний составляет 15-85 град. Метеороиды с зенитными расстояниями радиантов до 30 град. проникли в земную атмосферу глубже (30-40 км), что благоприятствует возможному выпадению метеоритов.

' 1Ä» " Iii _

l.lll.l.ll iL.

5й-"О 40.Ш liO-LJ« Ш-Ш 1-0-190 lM-Iii ;ЫЛй JJOJJO -<*-". -Г-И -li-Sli .<»-101

Дин oi i Co.iiuu. град. M „„, м.»г-г

Рис.1. Распределение сфотографированных болидов по долготе Солнца (A) и по яркости (B).

IV»

ja."О 40.110 lio.uo Uü-Ut i"o-tw ieo.116 _ы.Ло :л>-:5й

Д(ММ1 J CO.IIUU. iüju.

КО -Г

70

60 -

50 -

- 40

30 -

20 -

10

0

(А)

* * * Ф ** *

90 -г

80

70

60 -

с- 50 -

Й 40

30 -

20 -

10

0

(В)

• •

* •

20

30

40

50 ЬЕ. км

60

70

80

0

1

3

I, сек.

Рис.2. Наклоны траекторий болидов в зависимости от конечной высоты (А) и зависимость зенитного расстояния радиантов от длительности болидов (В).

Отношение между ^ и внеатмосферной скоростью показано на рис.3(А), где для коротких времен имеется весь интервал наблюдаемых скоростей с тенденцией уменьшения скорости с увеличением длительности. Длительность болида, хотя и с большим разбросом, прямо пропорциональна внеатмосферной массе метеороида или абсолютному блеску болида: более массивные тела и, следовательно, более яркие болиды длятся дольше. На рис.3(В) приведена зависимость блеска болидов от длительности явления, из которой видно, что типичная продолжительность свечения метеоритообра-зующих болидов составляет от 1 до 4 сек., лишь один болид длился 5.7 сек., при этом большую длительность имели более яркие болиды (более крупные метеороиды).

-12.0

Рис.3. Зависимости длительности болидов от внеатмосферной скорости (А) и абсолютного блеска (В).

Диапазон высот, где происходит болидное/метеорное явление, характеризует структуру метеороида, его внеатмосферную скорость и массу [10]. Особенно интересны с этой точки зрения начальные высоты болидов, которые зависят от внеатмосферной скорости метеороидов [10]. Кроме того, для высокоскоростных метеороидов найдена зависимость высоты появления от яркости или внеатмосферной массы [11,12]. Поскольку свечение болида нарастает, как правило, постепенно, фактическая высота значительно зависит от оптических свойств приемника излучения, от качества условий наблюдений и от расстояния между болидом и камерой. Что касается конечных высот, то они показывают насколько метеороид «выжил» в атмосфере и указывают на реальное завершение процесса его абляции. Конечная высота зависит от наклона траектории пролета к горизонту, внеатмосферной массы метеороида или абсолютного блеска болида и некоторых других факторов [10].

Диапазон начальных высот ^ исследуемых болидов, сфотографированных болидными камерами, заключен в пределах от 89.7 км для самого быстрого болида до 56.6 км для медленного болида, среднее значение 72.6±8.5 км. Начальная высота, зарегистрированная цифровыми камерами, составляет 94.2-73.4 км, средняя высота - 80.2±7.8 км. Для высот конца видимой траектории ^ установленный интервал составляет от 69.9 км для того же быстрого болида и до 35.0 км для одного из медленных болидов, среднее значение - 46.6±8.1 км для болидных камер и для цифровых - 84.0-44.6 км, среднее - 52.6±15.1 км. Выявленный диапазон высот вполне соответствует имеющимся данным по высотам метеоритообразующих болидов по фотографическим наблюдениям. Канадской болидной сетью зарегистрировано 46 потенциально метеоритообразующих болидов, то есть вероятно завершившихся выпадением метеоритов, из которых найден лишь метеорит Иннисфри. Анализ данных показал, что средние начальная и конечная высоты составляют ^=72.0 км и hE=31.0 км, соответственно [5].

Изменения начальных ^ и конечных ^ высот метеоритообразующих болидов, сфотографированных БК в 2006-2011 гг., в зависимости от яркости показаны на рис.4(А) и в зависимости от внеатмосферной массы метеороидов - на рис.4(В). Из графиков видно, что конечные высоты сильно зависят от яркости и массы, более яркие болиды и крупные метеороиды проникают в атмосферу ниже, чем более слабые и мелкие. Значения ^ сгруппированы вокруг высоты 45±5 км. Рис. 4(А) показывает сильную корреляцию также между начальной высотой и блеском, а именно свечение более ярких болидов начинается выше. Зависимость начальных высот от массы выражена в меньшей степени, тем не менее, можно заключить, что свечение более крупных метеороидов начинается выше, чем у более мелких. Значения ^ сгруппированы вокруг высоты 75±5 км.

100

100

СВ> * • ])в а Ь[

• *

V •

4 ¿А м л А

-8,0 -9,0

■-:1:11- ЗБ.ВеЛ.

10.0 -11.0

-2 -1 0 1 2 3 4 5

6 7 ш-. кг

9 10 11 12 13 14

Рис.4. Начальные и конечные высоты метеоритообразующих болидов, зарегистрированных болидными камерами, в зависимости от яркости (А) и внеатмосферной массы метеороидов (В).

Сравним высоты по регистрации с помощью болидных и цифровых камер. На рис.5 приведены зависимости начальных и конечных высот от яркости для болидов, сфотографированных одновременно болидными и цифровыми камерами. Из графиков видно, что ЦК начинают регистрацию выше БК в среднем на 5 км, в то время как конечные высоты фиксируются почти в одинаковом диапазоне. Только для двух болидов, сфотографированных на краю цифровых кадров, hE по регистрации БК оказались гораздо меньше регистрации ЦК. По данным ЦК зависимость начальных высот от яркости болидов выражена сильнее, чем по данным БК, и это подтверждает, что свечение более ярких

и, следовательно, более крупных метеороидов действительно начинается выше. Таким образом, хотя исследуемые метеороиды имели невысокие внеатмосферные скорости, корреляция их высот с другими параметрами имеет характер, аналогичный с телами другого скоростного диапазона.

Нижний предел для скорости вхождения в земную атмосферу метеоритообразующих тел обусловлен земным притяжением и соответствует скорости тела с нулевой геоцентрической скоростью. Это так называемая вторая космическая скорость, равная 11.2 км/с. По результатам наблюдений бо-лидных сетей показано, что наибольшую вероятность образовать метеориты имеют метеороиды с орбитами, которые пересекают орбиту Земли с относительными скоростями свыше 20 км/c. Левин и др. [13] показали, что скорость вхождения метеоритообразующих тел в атмосферу не должна превышать значения 22 км/с. Следовательно, для метеоритообразующих тел диапазон возможных скоростей вхождения в земную атмосферу находится в пределах 11.2 км/с<уш<22 км/с. Скорости абсолютного большинства болидов, зарегистрированных сетями и произведших известные метеориты, соответствуют данному интервалу [2,3,7, 9]. Однако верхний предел скорости вхождения в атмосферу, возможно, не является строгим условием в полной мере. Наблюдался болид с первоначальной скоростью 28 км/с, который по предположению Borovicka, Spumy [14] произвел метеорит, пока не обнаруженный. Также по наблюдениям Канадской болидной сети метеороид со скоростью почти 28 км/с отнесен к потенциально метеоритообразующим [5].

100 -

90 -

SO -

и 70 -

£ 60 -и

J 50 -+0 -30 -

20 -

1

Рис.5. Начальные и конечные высоты метеоритообразующих болидов, зарегистрированных одновременно болидными (БК) и цифровыми (ЦК) камерами, в зависимости от яркости.

Метеоритообразующие болиды, зарегистрированные нашей сетью, имеют скорости вхождения в атмосферу Земли от 14 до 32 км/c, среднее значение 21.8±6.2 км/c. В эту группу условно включен лишь один болид с внеатмосферной скоростью 36 км/с, связанную, по-видимому, с небольшой точностью измерений. Скорости в конце видимой траектории варьируют от 8.3 до 31.8 км/c, среднее значение 16.0±6.1 км/c. Большинство метеороидов в конце пути проявило значительное торможение.

Как отмечено выше, начальные высоты болидов, в отличие от конечных высот, зависят от внеатмосферной скорости метеороидов. Функция этих параметров по нашим наблюдениям приведена на рис.6(А) и подтверждает существование зависимости между ними, а именно болиды с меньшей скоростью входа возгораются ниже, чем более скоростные болиды. Типичные начальные высоты

составляют приблизительно 65, 71, 75 и 80 км для внеатмосферных скоростей 15, 20, 25 и свыше 25 км/с, соответственно.

100 П

95 - (А)

90 - •

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н о 85 -

и 3 £ 80 - • • • * . •

= X 75 - I

л 70 - •

65 - • : • .

= 60 -

55 - • *

50 -

1,50

1,00 -

- и 0:50 -

9

h 0.00 -

31

о

-0,50 -

-1,00 -

-1.50 -

(В)

10

15

20

25

VB ки/с

30

35

40

-3,0 -4,0 -5,0 -6,0 -7,0 -В,0 -9,0 -10,0 -11,0 -12,0 зв.вел.

Рис.6. Зависимости начальных высот болидов от внеатмосферной скорости метеороидов (А) и внеатмосферных

масс метеороидов от максимального абсолютного блеска (В).

Свечение большинства метеоритообразующих болидов приблизительно описывается классической метеорной кривой блеска, то ест оно показывает, постепенное нарастание яркости в начале свечения, относительно ровный гладкий максимум на пике с последующим резким спадом блеска в конце свечения вследствие того, что и масса, и скорость уменьшаются в конечной части видимой траектории. Следовательно, масса, теряемая в процессе абляции метеороида, сильно зависит от максимального блеска Mmax, а поскольку эта масса больше конечной массы, то и внеатмосферная масса mx должна также сильно зависеть от Mmax. Зависимость log mx от Mmax показана на рис.6(В) и действительно подтверждает это предположение. Очевидна прямая корреляция между этими параметрами метеоритообразующих болидов, более крупные метеороиды образуют более яркие болиды. Отметим, что конечная масса также зависит от максимальной яркости, так как большие метеориты должны образовываться от крупных тел, которые, как мы видим, ярче более мелких объектов.

Радианты и орбиты метеороидов. Рассмотрим радианты и орбиты метеоритообразующих болидов. Для этого используем основные данные радиантов [9]: прямое восхождение и склонение геоцентрического радианта - ag и 5g (град.); и элементы орбит: большая полуось - a (а.е.), эксцентриситет - e, перигелийное и афелийное расстояния - q и Q (а.е.), аргумент перигелия -ю (град.), долгота восходящего узла - Q (град.), наклонение орбиты - i (град.), все угловые элементы приведены в равноденствии 2000.0.

Область радиации болидов показана на рис.7; можно заключить, что радианты расположены равномерно по всей видимой небесной полусфере.

80

¿60

о.

3-40

Е

I 20

о

-

и

и О -20

О 100 200 300 400

Прямое восхождение, град Рис.7. Координаты радиантов болидов.

Орбиты метеоритов могут пересечь орбиту Земли при условии, что их перигелийное расстояние меньше афелийного расстояния Земли, равное 1.017 а.е. Зависимость большой полуоси от эксцентриситета орбит болидов показана на рис. 8. Здесь сплошными кривыми, отмеченными сверху цифрами 1,2,3,4, указаны положения орбит с постоянными перигелийными расстояниями д=1.0;0.9;0.8;0.7 а.е. соответственно, пунктирными кривыми отмечены орбиты с постоянными афе-лийными расстояниями 2=1,2,3,4,5 а.е. Две крайних левых кривых графика, нанесенные сплошной и пунктирной линиями, показывают орбиты с q или 2 равными 1 а.е., и метеоритные орбиты для того, чтобы столкнуться с Землей, должны лежать правее этих границ. Однако отметим, что из-за малого эксцентриситета орбиты Земли отдельные точки могут находиться чуть левее границ. График показывает сгущение наблюдаемых перигелийных расстояний между значениями 0.8 и 1.0 а.е. и группирование афелиев в районе пояса астероидов со значениями 2 от 2.5 до 4.5 а.е.

График на рис. 9(А) показывает зависимость между i и q, и рис.9(В) демонстрирует связь между е и q. Из этих графиков очевидно сгущение орбит с низкими наклонениями и величинами е вблизи 0.4-0.7 в области с q стремящимися к значению 1 а.е. Последнюю группировку также наглядно показывает рис.8.

Графики рис.8,9 показывают диапазоны элементов орбит q,e,i,Q исследуемых болидов, наклонения находятся в интервале от 6.5 до 36.5 град., низко наклоненные к плоскости эклиптики орбиты характерны для астероидальных типов орбит. Значения перигелиев лежат в интервале от 0.206 до 1.012 а.е., эксцентриситеты варьируют в пределах от 0.373 до 0.924. Афелии находились на гелиоцентрических расстояниях от 1.4 до 9.7 а.е., то ест все они двигались, в прямом направлении и, следовательно, догоняли Землю. Согласно критерию Тиссерана, орбиты 20 метеороидов классифицируются как астероидальные и 5 орбит являются кометоподобными.

Для метеороидов с низко наклоненными орбитами внеатмосферная скорость сильно зависит от q (рис.10А). Если перигелий находится возле величины 1.0 а.е., то геоцентрическая скорость будет невелика и мы видим концентрацию почти половины орбит со скоростями от 14 до 19 км/с в области q свыше 0.80 а.е. (рис.10А). С увеличением наклонения или уменьшением перигелийного расстояния геоцентрическая скорость растет, вследствие чего такие объекты расположены в другой области на графике. Зависимость внеатмосферной скорости от q является почти зеркальным отражением за-

висимости от наклонения 7 (рис.10В). Как правило, при малых 7 скорость будет мала, за исключением редких случаев с небольшими величинами q. При наклонениях свыше 20 град. скорость будет больше 19 км/с.

1 .2 3 4

О 0.1 О..

50 46 -42 38 34

З30 |26

и 22 "" 18

14 10 6 -

2 -2

Рис.8. Зависимость большой полуоси от эксцентриситета орбит метеороидов.

1

(А)

• •

• •

•• • •

* •

• *

* * • *

• • * *

0:9 -0=8 0,7 0,6 -0:5 0:4 0.3

(ВД .

• • •

• • * * • • • * • >

• 9 •

О

Рис.

1.:

1 1.2 1.4

0:2 0:4 0:6 0:8 1 1:2 0 0;2 0:4 0:6 0:8

Ц, а.е. д, а.е.

9. Корреляция перигелийных расстояний орбит с наклонением (А) и эксцентриситетом (В).

(А) 55 (В)

* • * 45 - •

* « • * • • 35 - « * •

- • * Е-25 -

• • « •

- • 15 - * • • •

* * Ф *

- • 5 - • * • •

111111 -5 - % • 1 • • *

12 14 16 18 20 22 24 26 28 30 32 34 36 38 10 15 20 25 30 35 40 V—, кш/с км/с

Рис. 10. Зависимость внеатмосферной скорости от перигелиев (А) и наклонений (В).

Как уже отмечено, орбиты 20 метеороидов классифицируются как астероидальные и 5 орбит являются кометоподобными. Из метеороидов с кометоподобными орбитами один является спорадическим, два метеороида принадлежат метеорным потокам Августовские в -Аквилиды [15], один -Северные Тауриды и один - а-Боотиды. Принадлежность метеороидов к потокам, кометоподобные орбиты и, следовательно, с высокой вероятностью их кометная природа не вызывает сомнение. Однако РЕ критерий указывает на их субстанцию, более плотную, чем типичный кометный материал. Такое расхождение в динамических и физических свойствах метеороидов не является неожиданным. Данный факт уже выявлен для метеороидов Леонид, Персеид, Северных и Южных Таурид [12,16-19]. Этот вопрос подробно будет рассмотрен в следующей работе, посвященной физическим свойствам метеороидов. Отметим лишь, что существование среди кометных метеороидов тел с плотностями типичными для астероидного материала подтверждает предположение о неоднородном составе комет-прародительниц метеороидных роев. Кроме того, это свидетельствует о возможности происхождения метеоритов от тел, двигавшихся по кометным орбитам до вторжения в земную атмосферу и, очень вероятно, имевших кометную природу. Выявление плотных тел в метеорных потоках Леониды, Персеиды, Августовские 9 -Аквилиды, Северные и Южные Тауриды, б-Боотиды, родительскими телами которых являются кометы семейства Юпитера, сильно поддерживают возможность связи метеоритов с некоторыми областями внешней Солнечной системы. Такие тела подтверждают высокую вероятность существования кометных метеоритов или, по крайне мере, кометных ударников.

Результаты анализа атмосферных и гелиоцентрических параметров потенциально метеорито-образующих метеороидов идентичны с результатами изучения таких тел по наблюдениям Канадской болидной сети [5], имевших средний диапазон конечных масс от 160 г до 1.3 кг и, возможно, произведших метеориты с массами от 100 г до 11 кг. Поэтому эти данные в совокупности детально характеризуют типичное потенциально метеоритообразующее явление, зарегистрированное наземными средствами болидных наблюдений.

Заключение. Проанализированы детальные данные атмосферных траекторий, радиантов, орбит 25 болидов, зарегистрированных болидной сетью Таджикистана и классифицированных как потенциально метеоритообразующие. Выявлена сильная зависимость начальных и конечных высот от блеска и массы, начальных высот от внеатмосферной скорости, внеатмосферной массы и абсолютным блеском, а также длительностей от зенитных расстояний радиантов и конечных высот от наклонов траекторий к горизонту. Показана заметная корреляция между длительностями и доатмосферны-ми скоростями и яркостью. Скорости входа в земную атмосферу соответствуют диапазону, принятому для метеоритообразующих тел. Область радиации болидов охватывает всю видимую небесную полусферу. Анализ орбитальных данных показал, что большинство метеороидов двигалось в межпланетном пространстве по астероидным орбитам, низко наклоненных к плоскости эклиптики, выявлено сгущение тел (перед вторжением в земную атмосферу) в районе с перигелиями от 1 до 0.8 а.е., а также афелиев в области от 2.5 до 4.5 а.е., где расположен главный пояс астероидов. Эти данные свидетельствуют о том, что основной приток метеоритообразующих тел связан с астероидами или их фрагментами. Однако наличие среди наших данных болидов с кометными орбитами не противоречит предположению о том, что некоторая часть метеоритов может быть связана с кометами семейства

Юпитера. Подробнее это предположение будет рассмотрено в следующей работе. Полученные результаты по динамическим свойствам метеоритообразующих тел, сфотографированных болидной сетью Таджикистана, существенно дополняют аналогичные данные по результатам Канадской сети и помогут в дальнейших исследованиях по выявлению источников метеоритов и определению генетических связей между малыми телами Солнечной системы.

Поступило 02.02.2018 г.

ЛИТЕРАТУРА

1. Borovicka J. About the definition of meteoroid, asteroid, and related terms. - IAU General Assembly, Meeting №29, 2015, id.2253831B.

2. Borovicka J., Spurny P., Brown P. Small Near-Earth Asteroids as a Source of Meteorites. - In: Asteroids IV, Univ. of Arizona Press, 2015, pp. 257-280.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Borovicka J., Spurny P. What do fireballs and meteorites tell us about their parent bodies? - IAU General Assembly, Meeting №29, 2015, id.2253907.

4. Halliday I., Blackwell A., Griffin A. Evidence for the existence of groups of meteorite-producing asteroidal fragments. - Meteoritics, 1990, v.25, pp. 93-99.

5. Halliday I., Blackwell A.T., Griffin A.A. The typical meteorite event, based on photographic records of 44 fireballs. - Meteoritics,1989, v. 24, pp. 65-72.

6. Бабаджанов П.Б., Кохирова Г.И. Фотографические наблюдения болидов в Таджикистане. - ДАН РТ, 2007, т. 50, № 1, с. 27-36.

7. Бабаджанов П.Б., Кохирова Г.И. Фотографические болидные сети. - Изв. АН РТ. Отд. Физ.-мат, хим., геол. и техн. н., 2009, № 2 (135), с. 46-55.

8. Бабаджанов П.Б., Кохирова Г.И., Боровичка И., Спурны П. Фотографические наблюдения болидов в Таджикистане. - Астрономический вестник, 2009, т. 43, № 4, с. 367-377.

9. Кохирова Г.И., Бабаджанов П.Б. Траектории, радианты, орбиты, кривые блеска болидов, сфотографированных болидной сетью Таджикистана. - Душанбе, Дониш, 2018, 154 с.

10. Ceplecha Z. Discrete Levels of Meteor Beginning Height.-Smiths. - Astrophys. Obs. Spec. Rep., 1968, №. 279, pp. 1-55.

11. Spurny P. et al. New type of radiation of bright Leonid meteors above 130 km. - Meteoritics and Plan. Sci., 2000, v.35, pp. 1109-1115.

12. Kokhirova G.I., Borovicka J. Observations of the 2009 Leonid activity by the Tajikistan fireball network. - Astron. and Astrophys., 2011, v.533, pp. A115-A120.

13. Levin B. Yu., Simonenko A.N., Anders E. Farmington Meteorite: A Fragment of an Apollo Asteroid? -Icarus, 1976, v. 28, pp. 307-324.

14. Borovicka J., Spurny P. The Carancas meteorite impact - Encounter with a monolithic meteoroid. -Astron. and Astrophys., 2008, v. 485, Is. 2, pp. L1-L4.

15. Kokhirova G., Babadzhanov P. The Aug^-Aquillid fireballs and possible relationship with asteroid 2004MB6. - Met.and Plan.Sci., 2015, v.50, pp. 461-469.

16. Shrbeny L., Spurny P. Precise data on Leonid fireballs from all-sky photographic records - Astron. and Astrophys., 2009, v. 506, pp. 1445-1454.

17. Borovicka J., Jenniskens P. Time Resolved Spectroscopy of a Leonid Fireball Afterglow. - Earth, Moon and Planets, 2000, v. 82-83, pp. 399-428.

18. Babadzhanov P.B., Kokhirova G.I. Densities and porosities of meteoroids. - Astron. and Astrophys, 2009, v.495, pp. 353-358.

19. Spurny P., Borovicka J., Mucke H., Svoren J. Discovery of a new branch of the Taurid meteoroid stream as a real source of potentially hazardous bodies. - Astron. and Astrophys, 2017, v.605, p. A68 (25 p.).

Г.И.Кохирова, П.Б.Бобочонов, У.ХДамроев, Ш.Б.Файзов, М.Н.Латипов

ХУСУСИЯТ^ОИ ДИНАМИКИИ МЕТЕОРОИДХРИ Э^ТИМОЛАН МЕТЕОРИТ-ОФАРАНДА АЗ РУИ МУШО^ИДА^ОИ ШАБАКАИ

БОЛИДИИ ТОЧ,ИКИСТОН

Институти астрофизикаи Академияи илм^ои Цум^урии Тоцикистон

Натичадои омузиши маълумотдои мушодидаи 25 болид, ки бо воситаи шабакаи болидй солдои 2006-2011 дар Точикистон аксбардорй шудаанд ва ба гурудй метеороиддои эдтимолан метеорит-офаранда дохил мешаванд нишон дода шудааст. Ин додисадои болиди метавонанд эдтимолан бо афтидани метеорит бо вазндои аз 1 то 100 г. анчом ёбанд. Маълумотдо оиди ма-сир, суръатдо, мадордо, дурахшонии болиддо ва вазни тоатмосферии метеороиддо ва вобастаги миёни ондо муайян карда шуданд. Нишон дода шудааст, ки воридшавии асосии метеороиддои метеорит-офаранда ба атмосфераи Замин бо чирмдои астероиди алокаманд мебошанд, аммо баъзеи метеоритдо метавонанд аз чирмдои мадори каметавимонанд дошта ва бо эдтимолияти баланди табиати каметави дошта ба вучуд оянд.

Калимахои калиди: болид, метеороиддои метеорит-офаранда, метеорит, дурахшонии мутлац, вазни тоатмосфери, масири атмосфери, баланди, суръати тоатмосфери, радиант, мадор.

G.I.Kokhirova, P.B.Babadzhanov, U.Kh.Khamroev, Sh.B.Faizov, M.N.Latipov DYNAMICAL PROPERTIES OF PRESUMED METEORITE-DROPPING METEOROIDS BY OBSERVATIONS OF THE TAJIKISTAN FIREBALL

NETWORK

Institute of Astrophysics of the Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan The results of studying the observational data of 25 fireballs photographed by the Tajikistan fireball network in 2006-2011 and classified as potentially meteorite-producing are presented. These fireballs, supposedly, could be terminated by the dropping of meteorites with masses from 1 to 100 g. The data on fireballs trajectories, velocities, orbits, brightness and preatmospheric masses of meteoroids are given and strong correlation between them is found. It is shown that the main influx of meteorite-dropping meteoroids into the Earth's atmosphere is providing by the bodies of asteroidal origin. However, possibly, some meteorites may originate from bodies having comet-like orbits, and, very likely, of a cometary nature.

Key words: fireball, meteorite producing meteoroid, meteorite, absolute magnitude, preatmospheric mass, atmospheric trajectory, height, preatmospheric velocity, radiant, orbit.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.