ДИНАМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНЫМИ РИСКАМИ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ И ИХ ПРАКТИЧЕСКАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ
Покровский А.М., к.э.н., доцент Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова
Рассмотрено практическое применение и анализ эффективности активных методов управления инвестиционными проектами. Проведена их сравнительная оценка в применимости для инфраструктурных проектов. Выбраны оптимальные решения по минимизации проектных рисков.
Ключевые слова: инвестиционный проект, риски экономического окружения, проектные риски, хеджирование, фондовый рынок, фьючерс, форвардный контракт, своп, опционы, финансовый инжиниринг.
DYNAMIC METHODS OF PROJECT RISK MANAGEMENT INFRASTRUCTURE INVESTMENT PROJECTS AND THEIR PRACTICAL OPTIMIZATION
Pokrovskiy A., Russian Economic University. GVPlekhanov
Consider a practical application and analysis of the effectiveness of active management of investment projects. Conducted a comparative assessment of the suitability for infrastructure projects. The optimal solutions to minimize project risks.
Keywords: investment project, the risks of economic environment, project risks, hedging, stock market, futures, forwards, swaps, options, financial engineering.
При защите внедрения инфраструктурных проектов, от рисков экономического окружения наибольшая эффективность достигается при применении динамических (активных) методов управления. В этой связи важной задачей является определение путей их оптимизации.
К динамическим методам управления проектными рисками можно отнести хеджирование и финансовый инжиниринг.
Хеджирование (hedging) неоднократно рассматривается многими исследователями в своих научных публикациях как один из наиболее действенных способов защиты от риска. Стоит согласиться с подходом А.Н. Буренина, который понимает под хеджированием нейтрализацию неблагоприятных колебаний конъюнктуры рынка для инвестора (производителя) или потребителя того или иного актива [1]. Аналогичного взгляда придерживаются А.М. Саркисян, определяющий хеджирование как покупку или продажу финансового инструмента срочного рынка с целью снижения (частичное хеджирование) или устранения (полное хеджирование) риска неблагоприятного изменения ставки процента или цены актива [2], а также Уильям Ф. Шарп, Гордон Дж. Александер и Джеффри В. Бэйли, характеризующие хеджирование как покупку или продажу фьючерсов в целях исключения рисковой позиции на спотовом рынке [3] (под рынком «спот» в литературе понимается рынок с условием немедленной поставки).
Цель хеджирования заключается в переносе риска изменения цены с одного лица на другое; при этом первое лицо именуют хеджером, а второе - спекулянтом [1]. Это достигается путем открытия противоположной к позиции спот позиции по тому же финансовому инструменту или товару с последующим ее зачетом [4]. Так, если хеджер владеет каким-либо активом (например, зданием), хеджирование будет заключаться в продаже производного инструмента. Напротив, если хеджер является покупателем какого-либо товара или сырья (строительных материалов), для защиты необходимо приобрести срочный контракт.
Описанный выше механизм позволяет зафиксировать цену сырья или товара [4]. Это справедливо также для валютного курса и уровня процентной ставки. Таким образом, хеджирование в теории представляет собой действенный инструмент защиты от рисков экономического окружения. Вместе с тем, до сих пор не было проведено комплексного исследования, посвященного применению хеджирования при риск-менеджменте инвестиционных проектов, реализуемых в отраслях пищевой промышленности в современных условиях. В этой связи автор считает необходимым рассмотреть данный вопрос более подробно.
Такие исследователи как А.Н. Буренин [1], А.М. Саркисян [2], Уильям Ф. Шарп, Гордон Дж. Александер и Джеффри В. Бэйли [3] выделяют следующие классические инструменты хеджирования:
1. Форвардный контракт;
2. Фьючерсный контракт;
3. Опцион;
4. Своп.
Форвардный контракт (forward contract) представляет собой контракт на покупку или продажу финансового инструмента или товара на срок, т.е. с поставкой и расчетом в будущем [4].
Фьючерсный контракт (futures contract) - это обязательство купить или продать определенное число финансовых инструментов или товаров по цене, согласованной в свободном биржевом торге. При этом все условия контрактов унифицированы, а сроки исполнения сделок колеблются от нескольких недель до нескольких месяцев [4].
Опцион, или опционный контракт (option contract) - соглашение, по которому одна из сторон (продавец) выписывает и продает опцион за денежную премию (т.е. принимает на себя обязательство), а другая (покупатель) покупает и получает право в течение оговоренного в условиях опциона срока либо купить, либо продать предмет сделки. При этом опцион на покупку принято называть опционом «колл» (call option), а опцион на продажу - опционом «пут» (put option) [2].
Наконец, своп - это операция по обмену обязательствами или активами с целью улучшения их структуры, снижения рисков и издержек, получения прибыли [4]. Подробнее свопы будут рассмотрены ниже при описании механизмов финансового инжиниринга.
Форвардные и фьючерсные контракты во многом похожи. Их принципиальное различие состоит в том, что фьючерс может быть объектом только биржевой торговли, в то время как форвардные контракты свободно заключаются между хозяйствующими субъектами. Кроме того, условия фьючерсных контрактов, в отличие от форвардов, всегда стандартизованы.
Использование фьючерсов и форвардов в качестве инструментов хеджирования имеет свои преимущества и недостатки. Так, своевременность и полнота расчетов по фьючерсным контрактам гарантируется той биржей (а точнее - расчетной палатой), на которой заключена сделка. Как следствие, контрагенты не несут кредитного риска, что увеличивает эффективность хеджирования. Недостатком фьючерсов является их ограниченная гибкость в отношении сроков и иных условий контрактов. Кроме того, объектом (базисным активом) фьючерсных контрактов всегда выступают стандартизованные товары (например, строительные материалы, сырьё, топливо, техника и оборудование, и т.п.). Таким образом, хеджер не всегда может найти контракт, полностью отвечающий его потребностям.
В отличие от фьючерсов, форвардные контракты предоставляют значительно расширенную свободу выбора. Стороны определяют условия форвардов по своему усмотрению и имеют возможность заключить сделку, в полной мере соответствующую своим интересам. Обратной стороной данного преимущества является сложность поиска контрагента для заключения уникального по своим параметрам контракта. Кроме того, форвардным контрактам присущ кредитный риск, не характерный для фьючерсов.
Проведенный нами анализ современных тенденций развития российского рынка форвардных и фьючерсных контрактов показал, что оба этих вида производных инструментов имеют хорошие перспективы. Так, Министерство по налогам и сборам прорабатывает возможность введения частичной обязательной биржевой продажи определенных видов сырья и продукции (в том числе строительных материалов и техники) через механизм срочных сделок, что даст заметный импульс дальнейшему развитию российских товарно-фьючерсных и Фондовой [9] бирж. В значительной степени преимущества фьючерсных и форвардных контрактов могут быть использованы именно в сегменте строительных товаров и продукции тяжёлой промышленности .
Продукция строительной отрасли во многих случаях относится к товарам высокой необходимости, что обеспечивает наличие стабильного спроса. Вместе с тем, цены данной группы товаров зачастую претерпевают значительные изменения, порождающие существенные риски участников рынка (в первую очередь, производителей).
Указанные обстоятельства позволили автору сделать вывод об актуальности использования фьючерсов и форвардов (равно как и иных производных инструментов) при управлении рисками инвестиционных проектов, реализуемых предприятиями инфраструктурной отрасли. Ниже для простоты будет рассматриваться только фьючерсы, хотя сделанные выводы распространяются и на использование форвардов (с поправкой на описанные выше различия механизмов их функционирования).
В целях определения путей оптимизации хеджирования при управлении рисками инвестиционных проектов рассмотрим данный механизм риск менеджмента подробнее.
Многие исследователи разделяют хеджирование на два вида: хедж производителя и хедж потребителя.
Под хеджем производителя понимается защита от риска падения цены на производимую продукцию или поставляемое сырье. Он осуществляется в том случае, если хозяйствующий субъект планирует продать в будущем некоторый актив [1]. Технически это осуществляется путем продажи соответствующего количества фьючерсных контрактов со сроком исполнения в предполагаемую дату поставки. Хеджем потребителя называют защиту от риска повышения цен на приобретаемые хозяйствующим субъектом материалы и т.п. К нему прибегают, если хозяйствующий субъект планирует в будущем приобрести какой-либо актив [1]. В этом случае осуществляется покупка необходимого количества соответствующих фьючерсов.
Задача максимизации эффективности защитных мероприятий решается путем нахождения коэффициента хеджирования (hedge ratio), т.е. соотношения между фьючерсной и наличной (спот) позициями, обеспечивающего оптимальное хеджирование [4]. При практическом использовании коэффициент хеджирования представляет собой количество фьючерсных контрактов, которое в зависимости от ситуации должен купить или продать хеджер.
Классический подход к исчислению данного коэффициента базируется на анализе ретроспективной динамики значений доходности базового актива и фьючерса. При этом коэффициент хеджирования определяется следующим образом [2]:
h = P * —
h rvf _ , где
°/
Pvf - коэффициент корреляции значений доходности базового актива и фьючерса;
Gv - дисперсия доходности базового актива;
G f - дисперсия доходности фьючерсного контракта.
Данный подход базируется на допущении, что оптимальным является полное хеджирование, целиком покрывающее риски по всему объему хеджируемого актива. Такой подход действительно обеспечивает необходимый уровень защиты. Вместе с тем, по мнению автора, он не является максимально эффективным, так как сама процедура хеджирования сопряжена с определенными затратами.
Основные издержки, связанные с хеджированием, складываются из:
- Комиссионного вознаграждения биржи, на которой торгуется используемый при хеджировании фьючерс;
- Комиссионного вознаграждения брокера;
- Залога (первоначальной маржи), который должен быть внесен в качестве обеспечения открываемой фьючерсной позиции;
- Вариационной маржи, списываемой при движении рынка в направлении, противоположном открытой фьючерсной позиции (т.е. при падении рынка в случае покупки фьючерса и наоборот).
Первые три вида расходов представляют собой прямые затраты, которые, как правило, прямо пропорциональны количеству открытых позиций. Исключение составляют комиссионные, которые могут быть привязаны к количеству совершаемых сделок, а не к объему купленных или проданных деривативов. В целом данная группа затрат составляет относительно небольшую величину. Так, при совершении операций на биржах США (CBOT, CME и др.) размер комиссионных равен в среднем $40 за round trip (под round trip понимается операция по открытию и последующему закрытию контракта). Эта сумма покрывает комиссионные биржи и брокера. Величина первоначальной маржи по фьючерсам на строительные товары колеблется в интервале от $40 до $2000 за контракт [6]. На российских биржах величина первоначальной маржи также неве-лика[9]. К примеру, для фьючерсов на доллар США, торгуемых на Московской межбанковской валютной бирже, она составляет от 360 до 660 рублей (в зависимости от месяца исполнения фьючерса) [7].
Вариационная маржа является специфическим видом затрат. Она представляет собой сумму, которая начисляется в случае, если рынок двигается в направлении открытой фьючерсной позиции и списывается при противоположном развитии ситуации. При этом размер вариационной маржи прямо пропорционален масштабу движения цены. Так, к примеру, если некоторая компания продала 10 фьючерсов на 1000 тонн цемента каждый по цене 4300 рублей за тонну, после чего цена выросла на 300 рублей за тонну, она должна будет уплатить вариационную маржу в размере (4600-4300)*1000*10= 3 000 000 рублей.
По правилам, одинаковым на всех биржах, вариационная маржа рассчитывается и начисляется (списывается) в конце каждого торгового дня. В том случае, если на счете участника торгов нет достаточных средств для оплаты вариационной маржи, его позиции подлежат принудительному закрытию. Данное обстоятельство обусловливает необходимость поддержания участниками торгов по фьючерсам значительных денежных резервов на биржевом счете для покрытия неблагоприятных ценовых колебаний. Специфика вариационной маржи заключается в том, что она может как начисляться, так и списываться в зависимости от результатов торгов. В этой связи ее нельзя однозначно отнести к прямым затратам на хеджирование. Вместе с тем, задача хеджа состоит в защите от риска, связанного с неблагоприятным движением цены сырья, товара, валютного курса и т.п. В том случае, если риск реализуется, хеджер несет потери по базовому активу (например, строительная компания получит меньшую выручку от продажи упавшего в цене цемента), но компенсирует её за счет начисленной ему вариационной маржи по фьючерсу. Если риск не реализуется, итоговый финансовый результат операции остается тем же (выигрыш по базовому активу компенсируется потерями по фьючерсу), но предприятие должно будет постоянно проплачивать вариационную маржу, а значит нести затраты, связанные с отвлечением этих средств из оборота (или с их заимствованием).
Указанные соображения позволили нам сделать вывод о том, что наиболее эффективное хеджирование должно базироваться на прогнозе движения рыночных цен. Как показало проведенное исследование, при защите от рисков экономического окружения инвестиционных проектов, реализуемых в инфраструктурной отрасли, хорошие результаты могут быть получены при использовании аналитической системы идентификации рыночной ситуации.
Данный вывод рассмотрим на следующем примере. Предположим, некоторая компания «Еврострой» реализует проект, направленный на повышение объема продаж. В соответствии с планом ему будет необходимо через 10 месяцев закупить дополнительно 1000 тонн цемента. Риск повышения цен на цемент может быть за-хеджирован путем покупки фьючерсов со сроком поставки 10 месяцев (в целях упрощения принимается, что каждый фьючерсный контракт заключается на 1 тонну цемента). Текущая цена фьючерса равна 4300 рублей, залог составляет 500 рублей по каждому контракту. При следовании классическому подходу, подразумевающему полное хеджирование, «Еврострой» должен купить 1000 фью-
черсов по цене 4300 рублей, т.е. внести залог 1000*500=500 000 рублей (в целях упрощения комиссионные и иные расходы приняты равными нулю). После понижательного движения рынка совокупная величина уплаченной вариационной маржи составит (4300-4200)*1000=100.000 рублей. Эта сумма будет компенсирована только после возврата цен на уровень 4300 рублей.
Иная картина будет наблюдаться при использовании аналитической системы идентификации рыночной ситуации, которая обеспечивает вероятность правильного прогноза, равную 80%. С учетом того, что будет идентифицирован понижательный тренд, хеджированию подлежит только остаточный риск, составляющий 20%. Таким образом, «Еврострой» должен купить всего 200 фьючерсов, а залог составит 200*500= 100 000 рублей. Совокупная уплаченная маржа будет равна (4300-4200)*500= 50 00 рублей.
После того, как будет идентифицироваться повышательный тренд, «Еврострой» должен докупить недостающие 800 фьючерсов, внеся дополнительный залог в размере 800*500= 400 000 рублей. Эти затраты носят временный характер, т.к. по мере роста цены и начисления положительной вариационной маржи средства могут постепенно возвращаться в оборот.
Из приведённого выше видно, что в рассматриваемом примере использование аналитической системы обеспечило бы прямой выигрыш в затратах, а также привело бы к необходимости отвлечения из оборота «Еврострой» меньшей суммы, нежели при классическом подходе (результаты приведены без учета выигрыша от размещения средств по ставке альтернативного вложения и затрат на привлечение кредитных ресурсов). Таким образом, предлагаемый автором механизм оптимизации позволяет существенно повысить эффективность хеджирования, осуществляемого с использованием фьючерсных контрактов.
Другим распространенным способом защиты от рисков является хеджирование с помощью опционов. Существенное достоинство данного вида производных инструментов заключается в меньших по сравнению с фьючерсами начальных затратах при совершении опционной сделки. Так, покупатель опциона должен уплатить лишь некоторую премию, которая часто составляет незначительную долю стоимости хеджируемого актива. Напротив, продавец опциона при заключении сделки получает премию, уплаченную покупателем. Недостатком опционов являются потенциально неограниченные убытки, которые несет их продавец. Вместе с тем, при защите от рисков данное обстоятельство не играет сколько-нибудь существенной роли, т.к. хеджирование покупкой опционов обеспечивает значительно более высокий уровень защищенности, чем хеджирование продажей опционов. Рассмотрим возможные стратегии хеджирования с использованием опционов. Предположим, что некоторая компания «Еврострой» хочет защититься от возможного падения цен на цемент. В этом случае она может поступить двумя способами: купить опцион «пут» или продать опцион «колл». Результаты данных операций представлены на рис. 1.
Как видно из рис. 1, хеджирование путем продажи опциона «колл» позволит компании «Еврострой» снизить риски только на величину премии, полученной при продаже опциона. Таким образом, по моему мнению, предпочтительной является защита от рисков, осуществляемая посредством покупки опционов.
При хеджировании различных рисков следует использовать
разные типы опционов. Так, при защите от возможного падения цен на производимую в рамках проекта продукцию необходимо осуществлять покупку опционов «пут», дающих право продать ее по определенной цене. Напротив, при хеджировании риска роста затрат на потребляемое сырье необходимо покупать опционы «колл». В обоих случаях максимальные потери хеджера будут ограничены величиной уплаченной при покупке опционов премии. При реализации данной стратегии количество приобретаемых опционов должно равняться отношению суммы хеджируемого актива к номиналу опционного контракта [1, 2]. Так, если необходимо обеспечить защиту от риска роста цены на 1000 тонн цемента, а каждый опцион заключается на 10 тонн, количество приобретаемых контрактов равняется 1000/10=100 штук. Описанный выше механизм опционного хеджирования предполагает заключение контрактов со сроком исполнения, равным существующему или прогнозируемому сроку обязательств по поставке продукции или закупке сырья. Альтернативой является динамическое хеджирование, при котором опционные контракты не исполняются, а перепродаются. Защита в данном случае основана на компенсации измене-
ния цены актива (St St )
t ) соответствующим изменением
цены опциона (р - р) , где (?2 — ?!) - период хеджирования [2]. Необходимое количество опционных контрактов в данном случае определяется по формуле
П =
s t - S t
t2____________tL
Pt - Pt
t2 t1
где п - число опционных контрактов, а Д - коэффициент хеджирования [2].
При таком механизме хеджирования количество купленных опционов должно корректироваться пропорционально фиксируемому изменению коэффициента Д.
Принципиально важными моментами при хеджировании с помощью опционов являются:
- Выбор страйка (цены исполнения опциона);
- Выбор срока опционного контракта;
- Определение момента заключения опционной сделки.
По результатам проведенного исследования мы пришли к выводу, что выбор страйка покупаемого опциона должен осуществляться на основе анализа денежных потоков реализуемого проекта. При таком подходе в качестве страйка выбирается критическое значение цены продукции, сырья, значение валютного курса и т.п. (в зависимости от хеджируемого риска), при котором денежные потоки проекта останутся сбалансированными. Выбор срока заключаемого опциона в общем случае определяется зафиксированными или планируемыми сроками обязательств по закупке сырья, поставке продукции, осуществлению выплат и т.п. В том случае, если на рынке торгуется опцион, совпадающий по сроку исполнения с периодом хеджируемых обязательств, принимается решение о его покупке (с последующим исполнением). Вместе с тем, как показало проведенное нами статистическое исследование, сроки торгуемых на биржах опционов вследствие стандартизации часто
Рисунок 1. Хеджирование с использованием опционов
не совпадают с необходимыми периодами хеджирования. В этой связи мы пришли к выводу, что в большинстве случаев более эффективным является динамическое (Д-нейтральное) хеджирование. Его реализация позволяет заключать сделки с опционами, имеющими наиболее близкую дату исполнения (с дальнейшей покупкой следующего по дате исполнения опциона при приближении срока истечения имеющегося). Это, в свою очередь, обеспечивает экономию средств, затрачиваемых на хеджирование, т.к. премия по опциону тем ниже, чем меньше его срок. Третьим важным моментом является выбор момента хеджирования (т.е. приобретения опциона). При классическом подходе хеджирование должно осуществляться в момент возникновения соответствующего риска и покрывать весь период его действия.
Предположим, компания «Еврострой» хочет захеджироваться от возможного повышения цен на цемент. Приемлемой ценой является 4300 рублей за тонну. Оптимальная стратегия опционного хеджирования в этом случае состоит в следующем:
1. Решение о покупке опциона «колл» со страйком 4300 рублей за тонну принимается в момент идентификации повышательного ценового тренда. Сумма уплачиваемой при этом премии незначительна, т.к. рынок находится вблизи своего минимума;
2. При идентификации понижательного тренда принимается решение о продаже опционов. Разница полученной и уплаченной премий представляет собой чистый дополнительный доход проекта;
3. В случае повторной идентификации повышательного тренда принимается решение о приобретении опционов, т.е. о восстановлении хеджирования.
Таким образом, применение аналитической системы идентификации рыночной ситуации позволяет существенно повысить эффективность хеджирования за счет:
- Уменьшения величины уплачиваемой премии;
- Уменьшения срока, на который отвлекаются средства, необходимые для уплаты премии;
- Дополнительного дохода в виде разницы премий при покупке и продаже опционов.
При реализации инвестиционных проектов в инфраструктурной отрасли отмеченное обстоятельство является особенно важным, т.к. обеспечивает не только снижение нагрузки на денежные потоки, но и дополнительный приток средств, при достаточном уровне защиты от риска.
Далее рассмотрим третий вид производных инструментов, с помощью которых может осуществляться риск-менеджмент инвестиционных проектов, - свопы.
Как было отмечено выше, своп - это операция по обмену обязательствами или активами с целью улучшения их структуры, снижения рисков, получения прибыли [4]. Наиболее известными и распространенными видами свопов являются валютный и процентный
[5].
Процентный своп представляет собой замену обязательств по уплате процентов, исчисляемых на основе плавающей процентной ставки, на обязательства по выплате фиксированных процентов. Согласно валютному свопу денежный поток, деноминированный в одной валюте, заменяется денежным потоком в другой валюте [5]. Важное достоинство свопов заключается в том, что у операций с ними в значительной степени отсутствуют ограничения, свойственные рынкам фьючерсов и биржевых опционов. Так, стороны по свопу произвольно устанавливают его параметры и сроки истечения обязательств, руководствуясь исключительно своими потребностями. Подобная гибкость дает возможность значительно более полного учета особенностей реализуемого инвестиционного проекта и, следовательно, повысить степень его защищенности. Другое достоинство свопов состоит в возможности конструирования нестандартных финансовых продуктов, в максимальной степени учитывающих специфику реализуемого проекта (т.е. осуществление финансового инжиниринга). Так, к примеру, некоторая компания «Еврострой», имеющая обязательства по поставке цемента на инфраструктурный объект по твердым ценам, но вынужденная приобретать цемент по плавающим ценам, может заключить своп, по условиям которого он будет получать цемента по твердой цене в обмен на выплату определенных сумм при изменении цены цемента. Такой своп будет иметь смысл в том случае, если цена цемента более стабильна, нежели цена сырья из которого он производится.
Существенным недостатком свопов является их внебиржевой характер и возникающие вследствие этого риски невыполнения кон-
трагентом своих обязательств. В этой связи мы считаем, что использование свопов при реализации инвестиционных проектов в инфраструктурной отрасли целесообразно именно в рамках финансового инжиниринга при защите от специфических рисков (или в том случае, когда все остальные способы защиты по каким-либо причинам неэффективны). Вместе с тем, по мере развития российских финансовых рынков и укрепления финансового состояния предприятий строительной и иных отраслей промышленности сфера применения свопов будет, по нашему мнению, обязательно расширяться.
Итак, выше были рассмотрены основные инструменты хеджирования и даны предложения по оптимизации их использования. Вместе с тем, применение данного механизма защиты от рисков при реализации инвестиционных проектов в инфраструктурной отрасли имеет определенные особенности. Как указывалось выше, при классическом подходе к хеджированию обычно выделяют две его разновидности: либо хедж производителя, либо хедж потребителя. Соответственно, рекомендуемые исследователями стратегии хеджирования в большинстве случаев ориентированы либо на первичных производителей (чаще всего на предприятия сырьевых отраслей), либо на конечных потребителей какого-либо актива. Как показало проведенное нами исследование, такой подход не является оптимальным при управлении рисками проектов в инфраструктурной отрасли. В отличие от отраслей, на примере которых чаще всего исследуются механизмы хеджирования (например, добыча полезных ископаемых и, в первую очередь, нефти или известняка, из которого потом производится цемент), данная отрасль экономики относится к перерабатывающей промышленности. Как следствие, предприятия, реализующие инфраструктурные проекты подвержены рискам изменения цен как на производимую ими продукцию, так и на потребляемое сырье. Таким образом, действенная защита от рисков инвестиционных проектов, реализуемых в инфраструктурной отрасли возможна только при одновременном использовании обоих видов хеджирования. Другим направлением успешного использования хеджирования при реализации инвестиционных проектов в инфраструктурной отрасли является защита от так называемых остаточных рисков. Выше было показано, что ни один из прогнозов рыночной конъюнктуры не может обеспечить стопроцентного результата. Как следствие, всегда существует определенный риск развития ситуации в направлении, противоположном прогнозируемому (указанный риск тем ниже, чем выше вероятность правильной идентификации). Как показало проведенное нами исследование, наиболее эффективным способом защиты от таких «остаточных» рисков является хеджирование. Таким образом, данный механизм можно использовать при защите от рисков, остающихся после применения пассивных методов защиты.
Необходимо отметить, что ни один из методов защиты (включая хеджирование) не обеспечивает полного устранения риска. Так, любая процедура защиты сама по себе порождает определенные риски (например, риск банкротства страховщика, риск не расчетов по производным инструментам и т.п.). Данные риски (преимущественно кредитные или инфраструктурные по своей природе) в общем случае тем ниже, чем надежнее используемый механизм расчетов. В этой связи, по мнению автора, приоритет должен отдаваться инструментам биржевой торговли (и, в первую очередь, деривативам, расчеты по которым гарантируются надежными и устойчивыми биржевыми палатами).
До недавнего времени развитие в России рынка производных инструментов в значительной степени сковывалось вследствие особенностей нормативной базы, трактующей операции с ними как сделки «пари». Вместе с тем, в данной сфере происходят заметные позитивные сдвиги. Так, Министерство Финансов[8] РФ предпринимает определенные шаги по внесению изменений в действующее законодательство. Кроме того, Министерство по налогам и сборам прорабатывает возможность введения частичной обязательной биржевой продажи определенных видов сырья и продукции (в том числе строительных материалов) через механизм срочных сделок, что даст заметный импульс дальнейшему развитию российских товарно-фьючерсных бирж.
Таким образом, хеджирование, по нашему мнению, является одним из наиболее эффективных и наиболее перспективным механизмом риск менеджмента инвестиционных проектов, осуществляемых в инфраструктурной сфере. При этом классический подход к хеджированию может быть успешно оптимизирован путем применения предложенной нами аналитической системы идентификации рыночной ситуации.
Литература:
1. Буренин А.Н. Рынки производных финансовых инструментов. - М.: ИНФРА-М, 1996.
2. Саркисян А.М. Производные финансовые инструменты. Хеджирование, спекуляция, арбитраж. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1998..
3. Шарп У., Александер Г., Бэйли Дж. Инвестиции: Пер. с англ.
- М.: ИНФРА-М, 1998.
4. Рэдхэд К., Хьюс С. Управление финансовыми рисками. Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 1996..
5. Колб Р. Финансовые деривативы. Учебник. Издание 2-е / Перевод с англ. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997.
6. Материалы Банка «Церих»: Электронный ресурс. Режим доступа: www.bank.zerich.ru.
7. Материалы Московской межбанковской валютной биржи: Электронный ресурс. Режим доступа: www.micex.ru.
8. Материалы Министерства финансов РФ: Электронный ресурс. Режим доступа: www.minfin.ru.
9. Материалы Фондовой биржи РТС: Электронный ресурс. Режим доступа: www.rtsnet.ru.
ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ ПРОДВИЖЕНИЯ ПРОДУКЦИИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Лочан С.А., д.э.н., профессор ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
Федюнин Д.В., к.э.н., профессор ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
В статье рассмотрены вопросы разработки стратегии продвижения продукции в социальных сетях. Показаны условия и возможности эффективного продвижения и отражены основные составляющие стратегии продвижения продукции в социальных сетях.
Ключевые слова: продвижение, социальная сеть, маркетинг, потенциал, эффективность коммуникации, бюджет продвижения, целевая аудитория.
DEVELOPMENT STAGES OF THE PRODUCT PROMOTION STRATEGY IN SOCIAL NETWORKS
Lochan S., doctor of economics, professor of Russian Economic University named after G.V Plehanov Fedyunin D., cand .econ. sci., professor of Russian Economic University named after G.V. Plehanov
The article discusses the development of product promotion strategy in social networks. Showing the conditions and opportunities for the effective promotion and presents the basic components of product promotion strategy in social networks.
Keywords: promotion, social networking, marketing, capacity, effectiveness of communication, budget, target audience.
Социальные сети - это площадки для построения долгосрочных отношений, а это значит, что готовиться к такой работе нужно тщательно, чтобы не совершить ошибок, которые могут эти отношения разрушить.
Коммуникации в социальных сетях должны выступать одной из составляющих маркетинговогомикса, наряду с традиционными медиа.
Стратегия продвижения продукции в социальных медиа не существует сама по себе, а является частью общей стратегии маркетинга компании, которая в свою очередь встроена в стратегию развития компании.
Таким образом, разрабатывая стратегию продвижения продукции в социальных медиа, нужно постоянно опираться на предшествующие стратегии. В противном случае, если действия компании в социальных сетях и остальные действия не согласованы между собой, вся работа становится абсолютно бессмысленной и может даже навредить компании.
Место стратегии продвижения в социальных сетях в деятельности компании хорошо проиллюстрирована на схеме, предложенной Александром Блохиным [1]
Стратегия продвижения продукции в социальных сетях формализует работу, отражает шаги на пути от поставленных целей к желаемым результатам, очерчивает пространство для экспериментов, регламентирует взаимодействие между участниками процесса, детализирует набор инструментов и многое другое.
До разработки стратегии следует исследовать коммуникационное поле вокруг объекта продвижения, изучить действия конкурентов в социальных медиа, проанализировать портрет аудитории. На основе этих и других данных и будет составляться стратегия продвижения.
Кроме того, очень важно понимать, что стратегия продвижения продукции в социальных медиа - это документ, в котором четко и ясно прописывается все, что касается предстоящей работы в социальных сетях. На данный момент не существует единого образца этого документа, он не формализован. Но есть ряд пунктов, которые следует последовательно рассмотреть при разработке стратегии в социальных сетях.
Содержание стратегии продвижения продукции в социальных сетях включает в себя следующие пункты:
Рис. 1. Место стратегии продвижения в социальных сетях в общей стратегии развития компании.