Библиографические ссылки
1. Вшивков А. Ю., Крат С. А., Халиманович В. И., Христич В. В., Филатов А. А., Кравченко С. В., Нестеров С. Б., Романько В. А. Тепловакуумные испытания современных космических аппаратов. СПб. : Вакуумная техника и технология. Т. 21. № 3. 2011. С. 171-177.
2. Крат С. А., Филатов А. А., Христич В. В. Схема суммирования световых потоков от набора газоразрядных ламп для имитатора солнечного излучения // Оптический журнал. Т. 78 (2011). С. 66-72.
References
1. Vshivkov Yu., Krat S. A., Halimanovich V. I., Hristich V. V., Filatov A. A., Kravchenko S. V., Neste-rov S. B., Romanko V. A.. Thermovacuum tests of state-of-the-art space crafts, Vacuum Tech. Т. 21, 2011, р. 171-175.
2. Krat S. A., Filatov A. A., Hristich V. V. // J. Opt. Tech., Scheme of summation of the light beams from discharge lamps for solar simulator, Т.78. 2011, р. 66-72.
© Крат С. А., Филатов А. А., Шляхтин М. С., Христич В. В., 2013
УДК 681.533.56
ДИНАМИЧЕСКИЕ ИСПЫТАНИЯ ДРЕНАЖНО-ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОГО КЛАПАНА
Д. А. Крысина, Г. М. Макарьянц, М. В. Макарьянц, А. Б. Прокофьев
Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С. П. Королева (национальный исследовательский университет) Россия, 443086, г. Самара, Московское шоссе, 34. E-mail: [email protected]
Рассматриваются вопросы экспериментального определения динамических характеристик дренажно-предохранительного клапана (ДПК), представляющего собой пневморегулятор непрямого действия.
Ключевые слова: регулятор давления газа, дренажно-предохранительный клапан, автоколебания, спектрограмма, триангуляционный датчик перемещения, пьезорезистивный датчик давления.
DYNAMIC TESTS OF DRAINING SAFETY VALVE
D. A. Krysina, G. M. Makaryants, M. V. Makaryants, A. B. Prokofiev
Samara State Aerospace University named after academician S. P. Korolev (National Research University) 34, Moskovskoe shosse, Samara, 443086, Russia. E-mail: [email protected]
This article deals with the problem of draining safety valve's dynamics experimental investigation. This valve is a pilot operated pneumatic regulator.
Keywords: gas pressure regulator, draining safety valve, self-excited oscillation, spectrogram, triangulation displacement sensor, piezoresistive pressure sensor.
Испытания партии дренажно-предохранительных клапанов (ДПК) выявили существенный недостаток части агрегатов, который проявился в повышенном шуме при срабатывании [1; 2; 3]. Это вызвало необходимость проведения экспериментальных исследований, направленных на определение величин колебаний элементов ДПК и динамики изменения регулируемых параметров системы наддува испытательной ёмкости.
Агрегат (рис. 1) предназначен для поддержания давления газовой подушки в баке с компонентом топлива.
Поддержание давления в испытательной ёмкости, имитирующей газовую подушку бака с компонентом топлива, происходит следующим образом. При давлении меньше давления настройки тарель 3 основного клапана Б (рис. 1) прижата к седлу 1 силой пружины 5 и давления в газовой пружине 6 основного клапана. Сильфон газовой пружины 6 наддувается баковым
давлением, проникающем через дроссель 4. При увеличении давления в испытательной емкости А выше настроечного сильфон 11 пилотного клапана Е сжимается, и шток-толкатель 9 перемещает тарель 11 от седла 7. Давление в газовой пружине 6 основного клапана падает, и запорный элемент открывается, стравливая давление из испытательной емкости.
Испытания проводились на стенде, условная пневмосхема которого показана на рис. 2.
В ходе проверки работоспособности партии клапанов были выявлены недостатки их функционирования.
Проведённые экспериментальные исследования позволили определить величины колебаний элементов ДПК и динамику изменения регулируемых параметров системы наддува испытательной ёмкости. Сделаны следующие выводы.
Контроль и испытания ракетно-космической техники
Рис. 1. Эскиз дренажно-предохранительного клапана: А - испытательная емкость; Б - основной клапан; В - пилотный клапан; Г - трубопровод сброса давления из сильфона основного клапана; Д - трубопровод подвода давления к сильфону пилотного клапана; Е - трубопровод сброса давления из сильфона основного клапана в атмосферу; 1 - седло основного клапана с направляющим штоком; 2 - корпус ДНК; 3 - тарель основоного клапана; 4 - дроссель; 5 - пружина основого клапана; 6 - сильфон газовой пружины основого клапана; 7 - седло пилотного клапана; 8 - тарель пилотного клапана; 9 - шток-толкатель пилотного клапана; 10 - пружина пилотного клапана; 11 - сильфон пилотного клапана; 12 - разрезные пружины-опоры штока-толкателя и тарели пилотного клапана; 13 - настроечная пружина пилотного клапана; 14 - регулировочный винт пилотного клапана
Рис. 2. Принципиальная пневмосхема испытательной установки: 1 - компрессор; 2 - редуктор давления газа; 3 - расходная шайба; 4 - наддуваемый бак; 5 - исследуемый регулятор
- При работе клапана наблюдаются низкочастотные колебания, напоминающие «хлопки» с периодичностью от 2 до 5 Гц, при этом виброперемещение тарели составляет 0,7...1,0 мм, амплитуда пульсаций в баке составляет 0,04.0,08 кг/см2.
- Автоколебания возникают при малых расходах газа в ёмкость, соответствующих высоте подъёма та-рели до 5 мм при увеличении подачи давления в ёмкость и 2 мм при уменьшении подачи.
- При возникновении автоколебаний наблюдается тональный шум, напоминающий гул с частотой основного тона 110 Гц, при этом виброперемещение тарели составляет 1. 2,5 мм, амплитуда пульсаций в баке составляет 0,08.0,12 кг/см2, что больше допуска на поддерживаемое давление в баке.
Полученные параметры автоколебаний ДНК планируется использовать для анализа причин его неустойчивой работы.
Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках программы «Формирование государственных заданий высшим учебным заведениям на
2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов в части проведения научно-исследовательских работ», регистрационные номера 7.3206.2011, 7.8660.2013.
Библиографические ссылки
1. Макарьянц Г. М., Свербилов В. Я., Макарь-янц М. В., Батракова О. В. Расчет подъёмной силы газового потока в плоском предохранительном клапане с использованием численных методов // Известия СНЦ РАН. Самара, 2010. Т. 12. № 4. С. 247-251.
2. Макарьянц Г. М., Свербилов В. Я., Макарь-янц М. В., Стадник Д. М. Аналитическая модель автоколебаний плоского предохранительного клапана // Известия СНЦ РАН. Самара, 2010. Т. 12. № 4. С. 252-256.
3. Журавлёв О. А., Комаров С. Ю., Макарьянц Г. М., Сергеев Р. Н., Харчикова Ю. В. Исследование резонансных колебаний рабочей пластины в экспериментальной модели пневмоклапана // Вестник Самар. гос. аэрокосмич. ун-та им. С. П. Королева (национального исследовательского университета). 2011. № 3 (27). Ч. 3. С. 363-369.
References
1. Makar'janc G. M., Sverbilov V. Ja., Makarjanc M. V., Batrakova O. V. Raschjot pod#jomnoj sily gazovogo potoka v ploskom predohranitel'nom klapane s is-pol'zovaniem chislennyh metodov // Izvestija SNC RAN. Samara, 2010. T. 12. № 4. S. 247-251.
2. Makar'janc G. M., Sverbilov V. Ja., Makar'janc M. V., Stadnik D. M. Analiticheskaja model' avtokolebanij ploskogo predohranitel'nogo klapana // Izvestija SNC RAN. Samara, 2010. T. 12. № 4. S. 252-256.
3. Zhuravljov O. A., Komarov S. Ju., Makar'janc G. M., Sergeev R. N., Harchikova Ju. V. Issledovanie rezo-nansnyh kolebanij rabochej plastiny v jeksperimental'noj modeli pnevmoklapana // Vestnik Samarskogo gosu-darstvennogo ajerokosmicheskogo universiteta imeni S. P. Koroljova (nacional'nogo issledovatel'skogo univer-siteta), 2011. № 3 (27). Chast' 3. S. 363-369.
© Крысина Д. А., Макарьянц Г. М., Макарьянц М. В., Прокофьев А. Б,, 2013
УДК 629.78.051.017.1
МЕТОДЫ АНАЛИЗА СОПРОВОДИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПРИ СЕРТИФИКАЦИИ ЭЛЕКТРОРАДИОИЗДЕЛИЙ ИНОСТРАННОГО ПРОИЗВОДСТВА
Р. А. Матюшев, В. Е. Патраев
ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева» Россия, 662972, г. Железногорск Красноярского края, ул. Ленина, 52
Проведен анализ зарубежной документации в части требования к сопроводительной документации, поставляемой с ЭРИ ИП.
Ключевые слова: электрорадиоизделия иностранного производства, надежность.
ISSUES OF CERTIFICATION OF EEE-PARTS
R. A. Matyushev, V. Y. Patraev
JSC "Information Satellite Systems" named after academician M. F. Reshetnev" 52, Lenin str., Zheleznogorsk, Krasnoyarsk region, 662972, Russia
Foreign documentation of EEE-parts according to the requirements to the accompanying documents is analysed.
Keywords: EEE-parts, reliability.
В области сертификации электрорадиоизделий иностранного производства (ЭРИ ИП) имеет место проблемный вопрос разработки единых требований к полному пакету сопроводительной документации. Для решения данной проблемы рассмотрим зарубежный стандарт AS 5553 (Aerospace Standard 5553) -Контрафактные электронные компоненты: избежание, выявление, минимизация последствий и контроль. В стандарте существуют несколько разделов, представленных в качестве руководства. Один из таких разделов - «Общие контрактные требования»:
1. «Прослеживаемость цепи поставки продукции» ... «продавец должен быть способен предоставить полную прослеживаемость цепи поставки для приобретаемых компонентов, включая наименования и адреса предыдущих источников.»
2. «Испытания и инспекции - продавец должен быть уведомлен Заказчиком обо всех испытаниях и инспекциях, которые необходимо провести для удостоверения подлинности продукта, включая разработку критериев приемки/отказа и квалификации испытывающего/инспектирующего персонала. Испытательные площади утверждаются заказчиком и согласуются с продавцом».
3. «Требуемая документация - продавец должен быть обеспечен четкими и определенными инструкциями относительно поставляемой документации. Требования к документации, включая сертификаты соответствия и данные по испытаниям/инспекция, должны быть включены в контрактные положения и условия».
Рассмотрим возможность практического использования вышесказанного. В настоящее время достаточно известны такие документы, как MIL-PRF-38535, MIL-PRF-38534, MIL-PRF-19500, EEE-INST-002, и соответствующие им методы испытаний MIL-STD-883, MIL-STD-750, в европейской системе стандарт ECSS-Q-ST-60C Rev1, спецификации ECSS 9000, ECSS 5000 и т. д. [1-10]. В основном ценность этих стандартов для российского потребителя - это различия в объемах отбраковочных (screening) и квалификационных испытаний, различия в объемах испытаний для различных уровней квалификации, описание перечней предпочтительных комплектующих, срок действия тех или иных отчетов по испытаниям, обозначения ЭРИ и т. д. Основные аспекты вышеуказанных стандартов необходимо излагать в однозначной форме и передавать поставщикам, занимающимся закупками ЭРИ.