Хотя основу любого бизнеса составляет собственный капитал, на предприятиях ряда отраслей экономики объем используемых заемных средств значительно превосходит объем собственного капитала. В связи с этим управление привлечением и эффективным использованием заемных средств является одной из важнейших функций финансового менеджмента, направленной на обеспечение достижения высоких конечных результатов хозяйственной деятельности предприятия.
Только наличие хорошо организованной системы финансирования инвестиционной деятельности может обеспечить высокую эффективность деятельности предприятия. В конечном итоге, такая система должна способствовать достижению стратегических целей, а также реализации промежуточных тактических целей.
Литература
1. Бланк А.И. Финансовая стратегия предприятия. - М.: Ника-Центр, 2004.
2. Быковский В.В. Организация и финансирование инноваций. - Тамбов: Изд-во Тамбовского гос. техн. ун-та, 2006.
3. Коваленко О.Г. Совершенствование финансово-экономической деятельности организации на основе управления денежными потоками // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. заоч. науч. конф. - М.: РИОР, 2011.
4. Резяпкин М.Е. Место инвестиционного процесса в финансировании воспроизводства основных фондов предприятия // Экономика и управление. - 2009. -№5(54).
5. Справочник финансиста предприятия / коллектив авторов. - М.: ИНФРА-М,
2001.
6. Топсахалова Ф.М.-Г. Инвестиции. Монография. - М.: Академия естествознания, 2010.
7. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. - М.: ИНФРА-М, 2001.
У.Ю. Блинова, Д.Ю. Рожкова ДИЛЕММА ИННОВАТОРА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Аннотация. Статья посвящена изучению теории Клейтона Кристерсена и возможности ее применения в современных условиях. Особое внимание уделено дилемме инноватора. В статье на основе анализа бизнеса компании Кодак, выявлены причины, в результате которых успешные фирмы не внедряют прорывные технологии и теряют рынок сбыта.
Ключевые слова. Дилемма инноватора, инновации, технологии, радикальные инновации, разрушительные инновации, прорывные технологии.
В наш век, когда наука развивается семимильные шагами, для успешности бизнеса необходимо быть в курсе всех новинок, повышающих эффективность процесса производства. На первое место выступают инновации, которые, являясь конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации, обеспечивают качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованной рынком.
Здесь уместно вспомнить Кристенсена Клейтона, который в своей книге: «Дилемма инноватора» пришёл к выводу, что «...самые успешные компании часто оказываются самыми уязвимыми для новых или возникающих технологий». Для
© Блинова У.Ю., Рожкова Д.Ю., 2013
обозначения новых продуктов, которые вызывают панику на устоявшемся рынке, Клей Кристенсен ввёл в 1997 году термин «подрывные инновации / технологии» [2].
Подрывные инновации, по К. Кристенсену, это такие инновации, которые изменяют рынок товаров путем роста или снижения их конкурентоспособности. Старые товары теряют свои позиции, поскольку параметры, на основе которых они завоевали рынок, становятся неважными [3].
В своих работах К. Кристенсен, изучая причины, из-за которых крупнейшие компании, мировые лидеры в своей отрасли стремительно теряют свои доминирующие позиции, утрачивают свое первенство, когда на рынке появляются новые технологии, сформулировал пять принципов подрывных технологий (рис. 1)
Рис. 1. Пять принципов подрывных технологий
Главной причиной реального действия подрывной технологии Кристерсен назвал возможность проникновения на рынок путем нахождения своего покупателя, которого устраивают недостатки нового товара, поскольку ему необходимы свойства этого товара.
Найдя своего покупателя, новая технология начинает развиваться, вырастают объёмы производства, наступает момент, когда новая технология вытесняет существующую и оправдывает своё название «прорывная технология». Как правило, подрывные технологии предлагают аналог существующих товаров. Новые товары, как правило, просты в использовании и не отличаются высоким качеством.
При анализе эффективности использования принципов теории Клейтона Кристенсена в современных условиях возникают следующие вопросы:
1. Обязательно ли внедрять подрывные технологии, если бизнес успешен?
2. Причины, по которым успешные фирмы не внедряют новые технологии?
Ответы на поставленные вопросы получим в результате анализа деятельности
фирмы «Истман Кодак», которая начала свое триумфальное восхождение на высшие точки рынка в 1888 году, а в январе 2012 года представила в суд документы для получения защиты от кредиторов, т.е. фактически начала процедуру признания себя банкротом.
В 1889 году Джордж Истман изобрел гибкую, небьющуюся пленку, что позволило начать массовое производство пленочных фотоаппаратов. Под девизом «Вы
нажимаете кнопку, мы делаем все остальное», Джордж Истман дал возможность всем потребителям фотографировать, сделав из сложного процесса простой, доступный почти каждому.
Компании Кодак произвела настоящий фурор в фотографии, превратив ее в массовое увлечение. В 1890 году кампания начала продажу фотоаппарата с плёнкой на 48 кадров. Последующие десять лет работники компании работали над проблемой снижения расходов на производство фотоаппарата и в 1900 году добились своей цели. Фотоаппарат Brownie с плёнкой на 6 кадров продавался всего за 1 доллар. Плёнка же продавалась за 15 центов. Серия таких фотоаппаратов выпускалась до 1970 года. Компания Кодак постепенно завоевывала рынок фотографии, выпуская большое количество моделей фотоаппаратов для самых разных типов плёнки. Кодак располагал предприятиями в разных странах, таких как, Канада, Мексика, Великобритания, Франция, Германия и т.п. Бизнес компании развивался по следующей схеме (рис. 2).
Бизнес-модель компании Кодак
производство в больших объемах продукции с низким уровнем себестоимости
поставка продукции на международные рынки
ориентация на удовлетворение интересов потребителей
справедливое и уважительное отношение к служащим компании
инвестирование части прибыли в расширение производства
Рис. 2. Бизнес-модель компании Кодак
Компания производила всё, что связано с фотографией: камеры, объективы, плёнку, химикаты, и другие продукты, связанные с обработкой изображений, например, принтеры. В 1966 году у компании было 100 тысяч сотрудников.
Совокупность технического лидерства и научных разработок, а также эффективного маркетинга позволило Кодак быть абсолютным лидером на американском рынке. К 1995 году на долю компании приходилось около 90% продаж фотопленки и 85% продаж фотоаппаратов в США.
В 1975 году была изобретена новая технология фотографии - цифровая. Изобрел эту технологию инженер Стив Сассон, который являлся сотрудником лаборатории компании Кодак. В это же время Сассон сделал прототип первой цифровой камеры в мире.
Это изобретение легло в благоприятную почву компьютерных технологий и начало развиваться быстрыми темпами. История внедрения цифровых камер показана в таблице 1.
В 2003 году Nikon и Canon соревновались на рынке цифровых камер и занимали около 40% каждая. К настоящему времени, цифровая камера занимает более 95%
фотографического бизнеса на планете, перейдя к доминирующей технологии менее чем через 100 лет после изобретения пленочной камеры.
Таблица 1
История развития цифровых технологий
Год Фирма Товар, выпущенный на рынок
1980 Sony первый фотоаппарат, который не требует пленки
1984 Canon первые цифровые электронные фотоаппараты
1986 Kodak первый сенсор, который имел мегапиксели
1986 Nikon прототип для аналоговой камеры электронный SLR
1988 Fujifilm первое устройство для цифрового хранения изображений
1990 Кодак фото компакт-диск системы и цифровая камера Кодак Professional
1999 Nikon Цифровой фотоаппарат Nikon D1
2000 Fujifilm FinePix S1 Pro - первая цифровая зеркальная камера
2001 Canon EOS-1D - профессиональная цифровая зеркальная камера
2003 Canon датчики изображения с 6,3 мегапикселя
В январе 2004 года компания Кодак объявила об окончании производства пленочных камер (за исключением одноразовых) в США, Канаде и Европе, но и по сей день продолжает выпуск фото- и кинопленки.
Доходы компании за 2011 год оцениваются примерно в $6,2 млрд, тогда как в 1996 году они лишь немного не дотягивали до $16 млрд. Двадцать лет тому назад бренд Kodak входил в пятерку ведущих брендов мира, а через несколько лет он может бесследно исчезнуть.
На примере Кодака попробуем ответить на первый вопрос «Обязательно ли внедрять подрывные технологии/инновации, если бизнес успешен?»
Прежде всего, остановимся на самой дефиниции «подрывные инновации». Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», т.е. обновление. Приставка «in» означает «куда» и направление. Дословный перевод «Innovatio» - в направлении изменений. Понятие «инновация» впервые появилось в работах австрийского экономиста Й. Шумпетера, который определил инновацию как новшество или нововведение, которое повышает эффективность действующей системы. Более общее это понятие может применяться также и к творческой идее, которая была осуществлена [7].
В нормативном документе «Руководство Осло» «инновация» определена как внедрение какого-либо нового или значительно улучшенного продукта, товара, услуги или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях. Руководство Осло выделяет четыре типа инноваций: продуктовые, процессные, организационные и маркетинговые. Продуктовая инновация это внедрение товара или услуги, которые являются новыми или с улучшенными свойствами и способами использования. Процессная инновация - это внедрение нового или значительно улучшенного метода производства или продукта. Маркетинговая инновация - это внедрение нового метода маркетинга, который включает изменения в дизайне, хранении продукта, продвижении на рынок и ценообразовании. Организационная инновация - внедрение нового
организационного метода в деловой практике фирмы, в организации рабочих мест или внешних связях [1].
Следовательно, инновации - это не просто нововведение, а процесс совокупности инвестиций, разработки, внедрения и результата. Последняя составляющая изменяет эффективность бизнеса (рис. 3).
Рис. 3. Результаты процесса инновации
К. Кристенсен выделил два вида технологий/инноваций: поддерживающие и подрывные. Поддерживающие инновации направлены на улучшение характеристик уже существующих продуктов, имеющих высокое качество и полезные свойства, необходимые для потребителей. Подрывные технологии, как правило, имеют более низкое качество, приносят на рынок совершенно новые свойства товаров и ценность для других групп потребителей. Реализуются поддерживающие инновации, как правило, успешными фирмами, которые имеют значительный сегмент рынка и не дают никаких шансов на выход на рынок новым фирмам. Поэтому новым фирмам приходится изобретать путь выхода на рынок, внедряя подрывные технологии.
В настоящее время термин «подрывные инновации» часто отождествляют с термином «разрушительные инновации». Кроме того, ставят знак равенство между инновацией и технологией. Кристенсен оперировал термином «технология». В таблице 2 сравним энциклопедические определения.
Как видно из таблицы, технологию определяют как совокупность методов, объем знаний, комплекс мер, операций и приемов. Инновация - это нововведение или внедренное новшество, а также процесс. Следовательно, отождествлять технологию и инновацию не рационально, поскольку первый термин - это, прежде всего, «как достичь эффективного производства», а инновация - это результат внедренной технологии.
Интересно, что свои выводы Кристенсен делал на основе анализа уже внедренных технологий, поэтому очень просто была классифицировать их на подрывные и поддерживающие. Кроме того, неясно, что разрушают подрывные технологии - бизнес успешных фирм или существующие технологии?
Разрушительная технология - это технология, которая на основе новых методов и способов производства полностью уничтожает существующие методы создания продукта. Здесь уместно поставить знак равенство с термином «подрывные». Разрушительные же инновации - разрушают бизнес успешных фирм.
В истории развития компании Кодек наблюдаем, по крайней мере, одну прорывную технологию - замена не цветной пленка на цветную. Это был прорыв в
фотографическом деле, который не разрушил компанию, а поднял ее на новые высоты, дав возможность завоевывать большой спектр рынка. Цифровая фотография, являясь подрывной технологией, одновременно выступает и разрушительной инновацией, поскольку требует полного преобразования процесса производства продукции, использования новых методов, исключающих возможность применения существующих.
Таблица 2
Сравнительная характеристика дефиниций «технология» и «инновации»
Определения дефиниций Источник
Технология Инновация
Комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами. Это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации ru.wikipedia.org
Совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; метод преобразования данного в необходимое; способ производства. Процесс создания, освоения и практической реализации научно-технических достижений. www.terme.ru > Философия науки и техники. -2010
1. В широком смысле - объем знаний, которые можно использовать для производства товаров и услуг из экономических ресурсов. 2. В узком смысле - способ преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий, контроля качества, управления. Инновация -нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта. glossary.ru
Алиса в Стране чудес очень быстро бежала, чтобы оставаться на одном месте. Так и успешным компаниям надо очень «быстро бежать», чтобы остаться на завоеванных позициях. Конечно, это очень прекрасно, когда фирма добилась лидерства на рынке, но почивать на лаврах смерти подобно.
Будучи лидером рынка пленочных фотоаппаратов, Кодак занимает активную позицию в развитии цифровой фотографии, а также в усовершенствовании существующей технологии. Фото исследователь Кодака Стив Сассон построил первую цифровую камеру в 1975 году, позволяющую сохранить черно-белое изображение на
кассету в течение 23 секунд. Начиная с 1900 по 1999 годы компания получила более 19000 патентов США и более 1000 с 2008 по 2010 год. В 1935 году Кодак представила Kodachrome фильм, первую цветную пленку. В 2009 году NASA использовала камеру Кодак для того, чтобы сфотографировать Луну и передать ее изображение на землю.
К 1993 году общая сумма расходов на инновации в цифровую технологию достигла 5 млрд. долларов или 40-50 процентов от общего инновационного бюджета. В конце 1990-х годов Кодак находился на 25-м месте из более 500 компаний в рейтинге расходов на НИОКР. В 2003 году Кодак подал более 900 заявок на патенты и получил 748 патентов США, что составило рост на 11% по сравнению с 2002 годом. В настоящее время Кодак обладатель 11 000 цифровых патентов.
Однако, руководство Кодак воспринимая цифровую фотографию как усовершенствованную существующую технологию, не торопилось заменять пленку на цифру. Сама технология оставалось старой, по мнению компании, изменялся лишь процесс фотографирования. Процесс сохранения фотографий, по их мнению, оставался неизменным.
На примере Кодак можно сделать вывод, что лидирующая на рынке компания, безусловно, может быть инициаторам технологических инноваций, развивать и усовершенствовать существующие технологии, кроме того вкладывать достаточно большие средства в радикальные инновации. Но, как показал пример Кодак, этого оказалось мало, необходимо завоевать рынок нового товара и стать лидером прорывной технологии.
Отвечая на второй вопрос «Причины, по которым успешные фирмы не внедряют новые технологии?», также проанализируем историю компании Кодак.
Ученые разработали три причины объяснения такого положения.
Первая причина, названная Р. Хендерсоном [6] «экономическая», когда руководство успешных фирм не спешит внедрять новую технологию, поскольку наблюдается неопределенность развития данного нововведения. Поэтому сотрудники действующего предприятия рынка из-за страха потерять имеющую прибыль от реализации товаров и услуг, если и вкладывают средства в НИОКР, то не спешат ее внедрять.
Вторая причина - организационная. Этот подход был разработан социологами и объясняет причины, оперируя инерцией руководителей фирмы, которые не хотят и не могут уничтожать устоявшийся бизнес, который приносит значительный доход, действуя по поговорке «Лучше синица в руке, чем журавль в небе». А «синица», зачастую бывает очень значительных размеров. Кроме того, в бизнес среде невозможно определить какое изобретение в будущем будет успешно внедрено. Организационные возможности компании с одной стороны обеспечивают выживания организации в стабильной среде, а с другой стороны сдерживают внедрение радикальных инноваций [5, с.149-164].
Стратегические причины обуславливаются нахождением компании в сфере бизнеса и ее взаимосвязи с поставщиками, клиентами, инвесторами, имея перед ними стратегические обязательства [2, 3, 4, 8]. Стратегия фирмы определена в зависимости от уже сложившихся связей и поиск новых связей, которые неизбежно возникнут в результате внедрения прорывных технологий, связан со значительными затратами.
Эти причины четко прослеживаются в компании Кодак. Так, когда в 1976 году в момент изобретения цифровой технологии, компании необходимо было запустить пробные модели фотоаппарата в производство или хотя бы увеличить инвестирование в этот процесс, руководство компании не увидело в этой технологии разрушительные моменты своему успешному бизнесу и продолжало развивать пленочную фотографию.
Организационные причины тесто связаны с экономическими. Копания Кодек долгое время была лидером на рынке фотографических услуг, получала значительные прибыли, ее услугами пользовались во всем мире. Как можно было предположить, что
цифровая фотография, которая и по качеству значительно уступает пленочной, вытеснит последнюю? Инерция сделала свое дело. Руководство компании долго раскачивалось и упустило момент, когда можно было стать лидером на рынке цифровиков.
Стратегия компании строилась по принципу - улучшения качества пленочной фотографии, удовлетворения спроса на нее на рынке услуг. За 75 лет прошлого века Кодак достиг успеха не только в разработке новой технологии - пленочной камеры, но и в создание совершенно нового массового рынка. Рекламная кампания фирмы Кодак была направлена на сохранение в фотографиях значительных вех из жизни семьи. Большинство пользователей услуг были женщины, которые нажимали на кнопку в нужный момент, а затем работники Кодек проявляли и печатали фотографии. С выпуском на рынок цифрового фотоаппарата потребителями его услуг становятся мужчины. Если в 1970 году 60% пользователей в США были женщины, то уже к 1990 году - 70% мужчин. С приходом мужчин изменилась цель фотографии, последние хотели увидеть снимок сразу, поработать над ним, сохранить в электронном варианте. Руководство Кодек упустило момент смены потребителя и проиграло.
Следовательно, необходимо разрабатывая стратегию фирмы, опираться не только на экономические и организационные походы к бизнесу, но и учитывать социальную направленность бизнеса.
Литература
1. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. «Руководство Осло». Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Статистического бюро Европейских сообществ (Евростат).
2. Christensen C.M., Rosenbloom R.S. Explaining the attacker's advantage: technological paradigms, organizational dynamics, and the value network // Research Policy. - 1995. - 24(2). - P. 233-257.
3. Christensen C.M. The innovator's dilemma: When new technologies cause great firms to fail. - Boston: Harvard Business School Press, 1997.
4. Ghemawat P. Commitment: The dynamic of strategy. - New York: Free Press,
1995.
5. Hannan M.T., Freeman J.H. Organizational Ecology. - Cambridge: Harvard University Press, Cambridge, 1989.
6. Henderson R.M. Underinvestment and incompetence as responses to radical innovation: evidence from the photolithographic industry // RAND Journal of Economics. -1993. - 24(2). - P. 248-270.
7. Schumpeter J.A. The theory of economic development. - Cambridge, MA: Harvard University Press.;Schumpeter, J.A., 1934., Capitalism, socialism and democracy. -New York: Harper & Row, 1942.
8. Sull D.N., Tedlow R.S., & Rosenbloom R.S. Managerial commitments and technological change in the U.S. tire industry // Industrial and Corporate Change. - 1997. -№6. - P. 461- 501.
У.Ю. Блинова, О.В. Чупеева
БИЗНЕС ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ РАСХОДОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Аннотация. Статья посвящена вопросам бюджетирования эксплуатационных расходов железнодорожного транспорта. Особое внимание уделено практическим
© Блинова У.Ю., Чупеева О.В., 2013