Научная статья на тему '«ДИЛЕММА - 3D» ИНФОРМАЦИОННО-ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ САМОХОДНОГО АРТИЛЛЕРИЙСКОГО ОРУДИЯ 2С19 М2 К БОЕВОМУ ПРИМЕНЕНИЮ'

«ДИЛЕММА - 3D» ИНФОРМАЦИОННО-ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ САМОХОДНОГО АРТИЛЛЕРИЙСКОГО ОРУДИЯ 2С19 М2 К БОЕВОМУ ПРИМЕНЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЕ СРЕДСТВО / МАГИСТРАЛЬНО-МОДУЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА ПОСТРОЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буг Сергей Васильевич, Пухов Геннадий Георгиевич, Любарчук Федор Николаевич, Гладков Павел Георгиевич

Статья содержит описание опыта использования на базе современной информационно-обучающей среды учебно-тренировочного средства «Дилемма-3D», предназначенного для технической подготовки специалистов РВиА к боевому применению самоходного артиллерийского орудия 2С19 М2. Авторы также описывают возможность использования УТС магистрально-модульной архитектуры построения для обучения на современных и перспективных образцах вооружения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буг Сергей Васильевич, Пухов Геннадий Георгиевич, Любарчук Федор Николаевич, Гладков Павел Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«DILEMMA - 3D» INFORMATION AND TRAINING SYSTEM FOR THE TECHNICAL TRAINING OF THE 2S19 M2 SELF-PROPELLED ARTILLERY GUN FOR COMBAT USE

The article contains a description of the experience of using, on the basis of a modern information and training environment, the training and training tool "Dilemma-3D" intended for the technical training of MFA specialists for the combat use of the 2S19 M2 self-propelled artillery gun. The authors also describe the possibility of using the TCB of the main-modular architecture of construction for training on modern and advanced weapons.

Текст научной работы на тему ««ДИЛЕММА - 3D» ИНФОРМАЦИОННО-ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ САМОХОДНОГО АРТИЛЛЕРИЙСКОГО ОРУДИЯ 2С19 М2 К БОЕВОМУ ПРИМЕНЕНИЮ»

С.В. БУГ, Г.Г. ПУХОВ, Ф.Н. ЛЮБАРЧУК, П.Г. ГЛАДКОВ

«ДИЛЕММАМ

»

«DILEMMA-3D»

S.V. BUG, G.G. PUKHOV, F.N. LYUBARCHUK, P.G. GLADKOV

ИНФОРМАЦИОННО-ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОМ ПОДГОТОВКИ САМОХОДНОГО АРТИЛЛЕРИЙСКОГО ОРУДИЯ 2С19М2 К БОЕВОМУ ПРИМЕНЕНИЮ

INFORMATION AND TRAINING SYSTEM FOR THE TECHNICAL TRAINING OF THE 2S19M2 SELF-PROPELLED ARTILLERY GUN FOR COMBAT USE

Сведения об авторах: Буг Сергей Васильевич - заместитель начальника Михайловской военной артиллерийской академии по учебной и научной работе, доктор педагогических наук, профессор;

Пухов Геннадий Георгиевич - директор ООО «Геонавигатор», кандидат технических наук, старший научный сотрудник, профессор Академии военных наук, лауреат премии Ленинского комсомола в области науки и техники (г. Санкт-Петербург);

Любарчук Фёдор Николаевич - доцент кафедры артиллерийского вооружения и противотанковых ракетных комплексов МВАА, полковник, доктор технических наук, доцент (г. Санкт-Петербург);

Гладков Павел Георгиевич - преподаватель кафедры артиллерийского вооружения и противотанковых ракетных комплексов МВАА, подполковник, кандидат технических наук (г. Санкт-Петербург).

Аннотация. Статья содержит описание опыта использования на базе современной информационно-обучающей среды учебно-тренировочного средства «Дилемма-3D», предназначенного для технической подготовки специалистов РВиА к боевому применению самоходного артиллерийского орудия 2С19М2. В статье рассматривается возможность использования учебно-тренировочных средств магистрально-модульной архитектуры построения для освоения современных и перспективных образцов вооружения.

Ключевые слова: информационно-обучающая система, учебно-тренировочное средство, магистрально-модульная архитектура построения.

Information about the authors: Sergey Bug - deputy Head of the Mikhailovsky Military Artillery Academy for educational and scientific work, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor;

Gennady Pukhov - director of Geonavigator LLC, Candidate of Technical Sciences, Senior Researcher, Professor of the Academy of Military Sciences, winner of the Lenin Komsomol Prize in the field of science and technology (St. Petersburg);

Fyodor Lyubarchuk - associate Professor of the Department of Artillery Weapons and Anti-tank Missile Systems of the MWAA, Colonel, Doctor of Technical Sciences, Associate Professor (St. Petersburg);

Pavel Gladkov - lecturer of the Department of Artillery Weapons and Anti-tank Missile Systems of the MWAA, Lieutenant Colonel, Candidate of Technical Sciences (St. Petersburg).

Summary. The article describes the experience of using the «Dilemma-3D» training tool on the basis of a modern information and training environment, designed for the technical training of RViA specialists for the combat use of the 2S19M2 self-propelled artillery gun. The article considers the possibility of using training tools of the main-modular architecture of construction for the development of modern and promising weapons models.

Keywords: information and training system, architecture of construction.

educational and training tool, mainline-modular

Одним из приоритетных направлений повышения качества подготовки офицеров-артиллеристов является создание современной информационно-образовательной среды (ИОС). Под ИОС принято понимать комплекс современных электронных информационных и электронных образовательных ресурсов, совокупность информационных, телекоммуникационных технологий, соответствующих технических средств, позволяющих обеспечить освоение образовательных программ.

Создание и использование на базе ИОС учебно-тренировочных средств (УТС) обуславливает насыщение процесса подготовки офицеров-артиллеристов новыми подходами к обучению и формированию специальных компетенций. С началом пандемии в 2020 году ситуация сложилась так, что проведение занятий на образцах вооружения в специализированных классах не всегда представлялось возможным, прежде всего, в связи с ограничениями по перемещению личного состава между учебными классами, необходимостью выполнять требования по соблюдению социальной дистанции. Возможности УТС на базе современной ИОС позволяют решить эту проблему, несмотря на все сложности подготовки специалистов для работы на образцах вооружения. Особенно важно, что в условиях пандемии современные УТС позволяют заметно сократить время непосредственных контактов педагогов с обучающимися без ущерба для формирования умений и навыков.

Качественное овладение компетенциями, прежде всего

военно-профессиональными, обеспечивается совокупностью многих составляющих (см. схему). Одной из наиболее значимых является наличие современной учебно-материальной базы (УМБ). Перечень элементов, входящих в УМБ, обширен. В него входят как образцы ВВТ, так и УТС, плакатная база, разрезные элементы конструкции и т.д.

Однако анализ имеющейся УМБ для освоения образцов ракет-но-артиллерийского вооружения (РАВ) выявил ряд противоречий. Основным из них является противоречие между потребностью в учебно-материальной базе, обеспечивающей всестороннюю подготовку широкого спектра специалистов РВиА, с одной стороны, и отсутствием УМБ требуемого качества, с другой. Актуальность данного противоречия подтвержда-

ется результатами анализа современного состояния УМБ. Так, например, в настоящее время подсистема поражения представлена широким перечнем образцов, ряд из которых имеет тренажёры, обеспечивающие подготовку таких специалистов, как наводчики и командиры орудий,однако элементы УМБ для подготовки остальных номеров расчёта отсутствуют и изготавливаются силами личного состава академии и учебных центров. Обеспечивается лишь частичное формирование навыков, которыми должны обладать номера расчёта для боевой работы на образце вооружения. Не реализована возможность практической отработки вопросов, связанных с технической подготовкой орудий к применению, боевому слаживанию расчётов. Кроме того, не учитываются необходимость психологической

Структурно-логическая схема формирования военно-профессиональных компетенций

подготовки, вопросы взаимозаменяемости номеров расчёта и т.п.

Подавляющее большинство указанных недостатков решается внедрением ИОС и реализацией принципа магистрально-модуль-ной архитектуры построения учебно-тренировочных средств.

Реализация магистрально-мо-дульной архитектуры построения (ММАП) УТС обеспечивает разработку «базового» изделия (магистрали), обладающего минимально необходимыми и достаточными признаками образца артиллерийского вооружения, а также интеграцию со специфическими блоками, элементами (модулями), что позволяет построить облик, приобрести свойства и характеристики подлежащего освоению образца вооружения. ММАП реализует принцип комбинирования модулей (блоков), исходя из категории обучающихся и изучаемого вопроса, обеспечивает возможность расширения функционала (добавление в информационную среду новых образцов, учебных задач, рабочих мест номеров расчёта, интеграцию с другими тренажёрами) и повышение производительности ИОС путём замены отдельных модулей (как механических, так и информационных) на более совершенные. Принцип ММАП продлевает жизненный цикл ИОС, снижая эффект морального старения в условиях быстрого развития образцов вооружения, кроме того, обеспечивает унификацию и вариативность не только в отношении образцов вооружения, но и номенклатуры специалистов, предусматривает модернизацию УТС совместно с образцом РАВ.

Специфика организации подготовки военных специалистов обуславливает такие требования к УТС, как мобильность, унификация, а также, что немаловажно в современных условиях, экономическая эффективность.

Благодаря активной работе, проводимой профессорско-преподавательским составом академии, было

разработано УТС, обеспечивающее выполнение указанных требований и являющееся составным элементом ИОС.

Особенностью данного УТС является реализация технологии виртуальной реальности. В настоящее время, после проведения эксплуатационных испытаний, УТС активно используется при проведении занятий по изучению 152-мм самоходной гаубицы 2С19М2 («Мста-СМ»).

Техническое исполнение тренажёра выполнено ООО «Геонавигатор» (г. Санкт-Петербург). Разработанный тренажёр получил название «Информационно-обучающая система технической подготовки самоходного артиллерийского орудия (САО) 2С19М2 к боевому применению «Дилемма-3D».

ИОС «Дилемма-ЭБ» предназначена для обучения курсантов и слушателей по следующим дисциплинам: «Ракетно-артиллерий-ское вооружение», «Конструкция, эксплуатация и основы проектирования специальных устройств».

Графический интерфейс системы является гибким и одинаково удобным в использовании как на персональных компьютерах с большим экраном, так и на мобильных терминалах (ноутбуках, планшетах).

С помощью ИОС «Дилемма-ЭБ» решаются задачи подготовки номеров расчёта как индивидуально, так и в составе штатного расчёта. Номера расчёта приобретают необходимые навыки боевой работы при орудии. Важно, что впервые была реализована возможность последовательного теоретического

обучения и тренировки в выполнении мероприятий технической подготовки к боевому применению 152-мм САО 2С19М2.

Информационная обучающая система «Дилемма-ЭБ» обеспечивает получение не только теоретических знаний, но и практических навыков в таких вопросах, как:

• перевод 152-мм САО 2С19М2 в боевое и походное положение;

• проведение контрольного осмотра 152-мм САО 2С19М2 перед маршем и стрельбой;

• загрузка боеприпасов в различных режимах в механизированные укладки 152-мм САО 2С19М2;

• заряжание 152-мм САО 2С19М2 и производство выстрела в различных режимах;

• выгрузка снарядов и зарядов из 152-мм САО 2С19М2;

• проведение ежедневного технического обслуживания 152-мм САО 2С19М2;

• проведение технического обслуживания №1;

• проведение технического обслуживания №2;

• выверка прицельных приспособлений и т.д.

Задачи объединяются в обучающие курсы. Курс может включать неограниченное число задач. Важно отметить, что при наличии единой системы оценивания возможно «назначение» различных курсов, в которых выбираются критерии оценивания с учётом специальности обучающихся, а также сложности и важности отрабатываемых вопросов. В программном продукте заложено девять сценариев обучения. Пропускная способность ИОС

составляет пять обучающихся на один сценарий в час. Действия курсантов автоматически оцениваются с последующим формированием итогового протокола. Время подготовки к работе составляет не более 5 минут.

Информационная обучающая система технически исполняется в стационарном, а также в мобильном варианте, который предусматривает возможность быстрого развёртывания (сбора) комплекта, его применение вне пунктов постоянной дислокации (в том числе на полевых занятиях и лагерных сборах артиллерии). Для размещения стационарного комплекта оборудования достаточно помещения площадью не менее 25 кв. м.

Дидактическая эффективность данной обучающей системы заключается в повышении уровня сформированности компетенций обучающихся за счёт высокой мотивации познавательной деятельности в работе с современным программным продуктом; использования 3D-моделей высокой чёткости; высокой пропускной способности по сравнению с образцом вооружения; универсальности программного обеспечения ИОС (освоение функционала любого номера расчёта на любом рабочем месте); возможности привлечения всей учебной группы в режиме группового занятия; работы в режимах «самоподготовка», «тренировка и контроль»; высокой мобильности переносного варианта ИОС.

Помимо повышения уровня обученности, применение ИОС

в образовательном процессе обеспечивает уменьшение затрат на подготовку специалистов за счёт экономии ресурса САО, ГСМ, боеприпасов, что является показателем её экономической эффективности.

Кроме того, исключается возможность травматизма и вывода из строя дорогостоящего оборудования образца вооружения вследствие аварийных ошибок расчёта.

С учётом особенностей процесса освоения и сформированных подходов целесообразно иметь на каждом учебном курсе не менее четырёх мобильных комплектов данной информационно-обучающей системы, позволяющей курсантам отрабатывать весь цикл подготовки в качестве любого должностного лица расчёта (экипажа) образца вооружения. В войсковом звене необходимо иметь по одному стационарному и одному мобильному комплекту в звене артиллерийская бригада (полк), для общевойсковых соединений целесообразно иметь один стационарный комплект во взводе (отделении) тренажёров для обеспечения занятий артиллерийских подразделений общевойсковых частей.

УТС позволяет в виртуальном режиме выполнить весь комплекс задач с использованием всего аппаратного оснащения изучаемого образца без нарушений требований безопасности, расхода ресурса и выхода из строя узлов и агрегатов в случае аварийных ошибок.

Структура подготовки с использованием рассмотренной

ИОС включает получение знаний о конструкции, составе, алгоритме подготовки к работе образца вооружения (до 25 % учебного времени); формирование умений без учёта временных параметров выполнения операций (до 45 % учебного времени); получение первичных навыков с контролем времени на выполнение (до 30 % учебного времени).

«Дилемма-ЭБ» обеспечивает подготовку до уровня, позволяющего в безаварийном режиме получать и совершенствовать практические навыки в эксплуатации реального образца вооружения, в том числе и в полевых условиях. Однако в целях качественной подготовки специалистов целесообразно комплексирование ИОС «Дилемма-3Б» и механического тренажёра типа 2Х51 «Бункеровка», обладающего требуемой идентичностью конструктивных элементов с САО 2С19. В настоящее время академия активно участвует в военно-научном сопровождении НИОКР 2Х51М2 «Бункеровка-М2», проводимого АО «Уралтрансмаш».

Дальнейшее развитие ИОС возможно по следующим направлениям:

- расширение номенклатуры по специальностям и образцам РАВ;

- внесение изменений в программное обеспечение, позволяющее руководителю занятия моделировать различные неисправности и аварийные режимы;

- совершенствование манипуляторов (актуаторов) в интересах моделирования тактильных ощущений.

На основе опыта применения в учебном процессе ИОС типа «Дилемма-3Б» подтверждено, что широкое внедрение в военные учебные заведения информационных обучающих систем обеспечит повышение качества образовательной деятельности и уровня компетенций специалистов при сокращении затрат на обучение и обеспечение безаварийной эксплуатации образцов вооружения. "

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.