Научная статья на тему 'ДИКСОНСКАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ И ПУТИ РАЗВИТИЯ'

ДИКСОНСКАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ И ПУТИ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Арктика / изобразительное искусство / картинная галерея / художники советского периода / экспозиция / уникальное культурное наследие / цифровые трансформации в культуре / Arctic fine arts / art gallery / exposition / unique cultural heritage / digital transformation in culture

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кокова Марина Михайловна

Исследуются проблемы сохранения уникального искусства художников советского периода второй половины XX века, которое хранится в Диксонской народной картинной галерее. Акцентируется внимание на истории создания галереи, ее миссии, функциях. По мнению автора, современные цивилизационные трансформации, требует сохранения коллекций Диксонской картинной галереи (картин, скульптур, созданных советскими художниками и скульпторами) в традиционном формате, а также их параллельного перевода в цифровую форму, что позволит сохранить историческое наследие, использовать в художественных практиках, обеспечит доступ к сокровищнице Диксона не только местным жителям, но и населению России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIXON ART GALLERY: «WITHDRAWAL FROM OBLIVION» OF THE ARCTIC CULTURAL HERITAGE

The problems of preserving the unique art of artists of the Soviet period of the second half of the 20th century, which is stored in the Dixon Folk Art Gallery, are investigated. Attention is focused on the history of the gallery's creation, its mission, and functions. The village of Dixon, remote from the mainland, dating from the XIX century, associated with the history of the Northern Sea Route, has not only unique natural resources, natural landscape, but also an original traditional culture and artistic heritage. According to the author, modern civilizational transformations require the preservation of the collections of the Dixon Art Gallery (paintings, sculptures created by Soviet artists and sculptors) in a traditional format, as well as their parallel translation into digital form, which will preserve the historical heritage, use in artistic practices, provide access to the treasury of Dixon not only to local residents, but also and the population of Russia.

Текст научной работы на тему «ДИКСОНСКАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ И ПУТИ РАЗВИТИЯ»

КУЛЬТУРА РЕГИОНОВ

RAR УДК 069 ББК 85.1

DOI 10.34685/HI.2024.44.1.012

ДИКСОНСКАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ

И ПУТИ РАЗВИТИЯ

Кокова Марина Михайловна,

начальник отдела развития традиционной национальной культуры и программного планирования Управления культуры Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого,

муниципального района [email protected]

Аннотация

Исследуются проблемы сохранения уникального искусства художников советского периода второй половины XX века, которое хранится в Диксонской народной картинной галерее. Акцентируется внимание на истории создания галереи, ее миссии, функциях. По мнению автора, современные цивилизационные трансформации, требует сохранения коллекций Диксонской картинной галереи (картин, скульптур, созданных советскими художниками и скульпторами) в традиционном формате, а также их параллельного перевода в цифровую форму, что позволит сохранить историческое наследие, использовать в художественных практиках, обеспечит доступ к сокровищнице Диксона не только местным жителям, но и населению России.

Ключевые слова

Арктика, изобразительное искусство, картинная галерея, художники советского периода, экспозиция, уникальное культурное наследие, цифровые трансформации в культуре.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что современный «умный» город, вовлекающий жителей в культурные коммуникации современными средствами, интерактивными технологиями, меняют людей и их отношение к месту, в котором они живут [9,с.160]. Благодаря созидательной включенности людей, делают

публичные пространства общественно значимыми, творчески насыщенными и памятными. в каждом из регионов выстроен свой путь сохранения и актуализации наследия. В этом плане интересен уральский опыт [3].

Одним из памятных мест на карте нашей страны, за Полярным кругом, считается посёлок

городского типа Диксон. Он имеет уникальное географическое положение, находится в 1910 км от Северного полюса, являясь самым северным населённым пунктом Российской Федерации.

История Диксона неотделима от истории освоения Северного морского пути, первых сквозных плаваний по этой трансарктической национальной магистрали, открытия новых полярных станций. С Диксоном связаны имена героев высоких широт Г.Я. Седова, И.Д. Папанина, последнего «следопыта» Арктики Н.А. Бегичева. Отельного внимания заслуживает героическая оборона Диксона в 1942 году во время Великой отечественной войны 1941-1945 годов.

Суровый арктический климат требует от людей предельного напряжение физических и духовных сил, не меньшего чем от ее первопроходцев мужества и отваги. Тяга к искусству у полярников особенная и не случайная. Длительное по времени нахождение людей в арктических широтах требует зрительной и звуковой компенсации.

Во второй половине XX века, когда жители называли Диксон столицей Советской Арктики, открыли «народную картинную галерею, которая несомненно стала еще одним культурным центром арктической столицы» [4, с.9]. О том, как выставка пользовалась успехом, напоминают воспоминания очевидцев о навигации 1986 года, которая дала большой приток посетителей и как «преподаватели художественной школы едва справлялись с экскурсионными группами» [5, с. 11].

Сегодняшняя картинная галерея стала наследницей Диксонской народной картинной галереи (самой северной галереи в мире), образованной в марте 1987 года, по инициативе Владимира Королёва, Члена Союза художников РСФСР, преподавателя художественного отделения Школы искусств.

Первая большая выставка была открыта в 1991 году, в канун празднования 46-годовщины со Дня Победы в годы Великой Отечественной войны. К этой дате в помещении Диксонского райисполкома была открыта постоянная выставка «Художники Советской России — труженикам Заполярья», которая предполагала продолжение отношений общественности арктического поселка и Союза художников РСФСР. В экспозиции зрители впервые увидели 55 произведений графики 28 авторов. Выставка была подарена диксончанам. Москва поручила живописцу М.М. Саттарову поддерживать постоянную связь

с инициативной группой на Диксоне.

В Москве продолжалось формирование коллекции живописи и скульптуры для Диксонской народной галереи. При формировании коллекции учитывался большой опыт Союза художников РСФСР в комплектовании подобных галерей. В тот период созданы и успешно вели работу по эстетическому воспитанию населения Прови-денская галерея в Чукотском автономном округе, Мильковская и Елизовская галереи на Камчатке, Панфиловская и Гороховецкая во Владимирской области, Левтолстовская в Липецкой, Узловская в Тульской областях, Порецкая в Чувашской АССР и другие. Принимая местный сибирский «колорит», Диксон не воспринимался лишь точкой на географической карте, и галерея за Полярным кругом должна была отражать и природу, и людей разных национальностей, разных профессий, и арктический порт Диксон на Карском море. Вышеперечисленные представления легли в основу будущей галереи.

За ценным грузом был направлен специальный самолет полярной авиации, доставивший его на Диксон. Первый секретарь Диксонского РК КПСС А.А. Бойко, председатель райисполкома Н.П. Картамышев, художник В.В. Королев сделали все возможное, чтобы достойно принять дар Союза художников России. Стараниями инициативной группы при одобрении общественности под галерею было отведено капитальное каменное здание бывшего продовольственного магазина. Около суток московские художники, прибывшие на этом спецрейсе, с В.В. Королевым готовили первую экспозицию. Галерея значительно пополнилась и количество произведений увеличилось до 135 каталожных номеров. 103 автора представлены графическими листами, скульптурой, живописными работами. Рядом с произведениями мастеров из главных художественных центров — Москвы и Ленинграда — разместились работы художников Ростова-на-Дону, Орджоникидзе (ныне Владикавказ), Кирова, Смоленска, Белгорода, Воронежа, Рязани, Нальчика, Перми, Волгограда, Горького (ныне Нижний Новгород), Орла. В «географию» выставки, в ее специфику вносят вклад авторы 14 городов азиатской части СССР и Крайнего Севера. Тематика работ отнесена к четырем разделам: история государства, Лениниана, жизнь Советской России и новых районов Сибири, Дальнего Востока, а также приполярных территорий страны. Последний

раздел задуман как определяющий для Диксонской галереи, является ее профильным разделом. Экспозицию отличает многообразие жанров и произведения, созданные художниками разных поколений в течение последних тридцати лет, т.е. с 1950 года.

По описаниям искусствоведа В.Ф. Карпова, живопись занимала вводный зал и два главных смежных зала. Оказавшись в первом помещении, перед зрителем, по замыслу создателей экспозиции, должен ощутить неповторимый «аромат» музейного интерьера, внутренне подготовиться к восприятию оригинальных произведений искусства. В «алтарной части» центрального зала расположены главные тематические работы галереи, они задают «серьезный» тон при знакомстве с остальными картинами [5,с.12].

На картине «Сталинград в огне» А.И. Бородина изображен боевой эпизод на берегу Волги. На заднем плане виден знаменитый «Дом Павлова». В зареве пожарища наши воины, пробираясь окопами, идут в атаку. Рассматривая картину, зрители отмечали, что картину создал участник войны. Война не прекратила творческий рост художника. Он не расставался с карандашом и бумагой. Нередко рисовать приходилось на обратной стороне фронтовых карт, схем, на случайных обрывках оберточной бумаги, на картонных прокладках ящиков из-под снарядов. Фронтовые зарисовки Бородина были показаны на выставке в Москве в 1946 году.

Освоению Арктики посвящен большой холст красноярского живописца Т.В. Ряннеля. Год создания картины отмечен в ее названии — «Север — 81». Автор создал обобщающий образ полярной станции на льдине. Подчеркнута трудность природных и климатических условий, в которых живут и работают покорители Севера. Северной тематике посвящены также произведения москвичей Г.А. Сотскова — «Выход атомной подводной лодки в Тихий океан» и М.М. Саттарова — «Диксон. Чертова речка», уссурийцев А.В. Ткаченко — «По зимним дорогам» и К.П. Коваля — «Севере-нок», читинца Я.И. Шплатова — «Зимний день», жителя Камчатки П.К. Деревянко — «Утро».

Мечты жителей Заполярья о густой зелени садов Средней России можно увидеть в картине «Летний вечер в Фатьянке» ленинградца В.А. Лед-нева. Мирный вечер на мирной земле, у раскидистого дерева, на котором гнездятся аисты, расположился деревенский дом.

«Слепой дождик» — одна из ранних картин М.М. Саттарова. Крупный по размерам радужный холст написан двадцатишестилетним художником в 1974 году. Это вольная композиция о детстве, о счастье, о солнце, о переливчатости красок жизни. Непосредственное ощущение мира заполняет картину с изображением прозрачных рек, шумного купания детворы, опрокинувшейся радуги, причудливых гибких картин. Этой картине отведена была целая стена.

Среди портретов посетители выделяли работу «За прялкой» художника из Сыктывкара Р.Н. Ермолина, в которой строгими средствами, лаконичностью композиции и колорита живописец достиг большой цельности образа. Север, его природа и люди, любимый и ставший для Ермолина родным край Коми — основные темы работ этого мастера.

Отдельного и детального внимания заслуживают авторские подходы и концепции художников-пейзажистов и раздел графики Диксонской картинной галереи [2].

Скульптуры в галерее, как отмечал искусствовед В.Ф. Карпов, пока немного, но имеющиеся скульптурные изображения очень интересны и, без сомнения, привлекут внимание зрителей. Так фарфоровая скульптура «Баклан» старейшего советского скульптора А.Г. Сотникова по праву стала эмблемой галереи, ее заглавной работой. Анималистический жанр представлен произведениями «Медведь-рыболов» и «Бобер» А.С. Цвет-кова, «Северный олень» Д.В. Горлова, «Рыба» Д.Я. Успеского. Интересные детские образы создали Л.И. Чуфаровская — ее работа «Близнецы» выполнена в керамике — и О.В. Полубояров — бронзовая фигурка смеющейся девочки привлекает внимание и названием «Кароль» и лирической трактовкой образа. Заметное место в экспозиции занимала серия рельефов «В тундре» московского художника В.А Михалева [1].

Жанр серии большеформатных литографий «Труженики Севера», привлекающий своими крупными планами, разнообразием характеров изображённых людей в работах «Ветераны», «Молодость», «Доярки», «Охотники», «Механизаторы» — за каждым из этих выразительных листов следует повествование о советской Якутии. Автор — типичный для представителей народной интеллигенции Якутии Э.С. Сивцев, один из первых выпускников местного художественного училища в послевоенные годы, позже сту-

дент «суриковского» института в Москве. По архивным данным, дипломную работу на тему «Моя Родина — Советская Якутия» (1956) Сивцев выполнил под руководством народного художника СССР, академика Е.А. Кибрика.

В день открытия галереи в ее фонды была передана графическая работа «Земля Франца-Иосифа» В.В. Королева, приобретённая у автора одной местной организацией.

С тех далёких 80-х годов прошлого столетия в Арктике и в нашей стране, в мире многое изменилось. Жители Диксона твердо верили, что «придёт время, и на карте арктического побережья России появится ещё один кружок. Кружок, означающий город Диксон» [5, с. 5]. Собрание Диксонской народной картинной галереи «будет расти не только за счёт подарков художников, но и за счёт «меценатства» предприятий и ведомств Диксона [5, с. 19]. Формирование коллекции продолжалось до 1994 года, до момента отъезда «на материк» основателя и директора картинной галереи.

Период «перестройки» и дальнейшие экономические преобразования в стране, несомненно, коснулись и Диксонскую картинную галерею. 12 марта 2001 года Администрацией Диксонского района утверждается постановление № 07 — II «О закрытии Диксонской народной картинной галереи», на основании которого был издан приказ № 54 по отделу культуры Администрации Диксон-ского района, и картинная галерея как самостоятельное учреждение в Диксоне не существует.

30 декабря 2002 г. Администрацией Диксон-ского района принимается решение «О создании постоянно действующей художественной выставки». Выставочный фонд насчитывает 250 произведений — живописи, графики, скульптуры. Авторский состав коллекции включает произведения 120 художников, среди которых Заслуженные и Народные художники РСФСР, Украинской ССР, Бурятской, Якутской, Северо-Осетинской. В географию галереи входят почти 40 городов разных республик бывшего Советского Союза. Почти на 10 лет фонды были переданы на ответственное хранение в Районный Дом культуры и 6 сентября 2003 года, в день празднования 88 годовщины со Дня основания Диксона, был открыт выставочный зал комплекса.

В структуре МУК «Культурно-досуговый центр» городского поселения Диксон выделен сектор, заведующая которого, согласно долж-

ностной инструкции, утверждённой директором МУК КДЦ, отвечает за хранение, комплектование, учёт и паспортизацию предметов живописи, скульптуры, графики, находящихся на балансе учреждения. Количество предметов в коллекции, согласно имеющегося списка, составляет: живописи — 62 единицы, графики — 165 единиц, скульптуры — 20 единиц. Коллекция хранится в здании библиотеки, в которой выделено помещение под хранилище (не более 8 кв.м) и выставочный зал площадью 85 кв.м. Оборудования для хранения и экспонирования коллекций нет. Коллекции живописи, графики, скульптуры приняты на бухгалтерский учёт, при этом стоимость картин, находящихся на бухгалтерском учёте, как материально-технические ценности, не соответствует реальной стоимости работ. Собрание предметов искусства не имеет статуса музейной коллекции, поэтому учёт осуществляется исключительно как учёт предметов, относящихся к материально-техническим ценностям.

В 2010 году МУК «Культурно-досуговый центр» принял участие в краевом конкурсе социокультурных проектов муниципальных учреждений культуры и образовательных учреждений в области культуры и стал победителем социокультурных проектов на территории Таймыра.

Для реализации проекта «Народная картинная галерея — Достояние Диксончан» министерством культуры Красноярского края предоставлены субсидии из средств краевого бюджета в размере 1 млн. руб. На эти средства проведены работы по реставрации фонда картинной галереи в г.п.Диксон, сделан ремонт помещения. Выставочный зал становится для жителей Диксона любимым местом проведения различных встреч, камерных вечеров, концертов. Учащиеся художественного отделения школы искусств на примере уже именитых мастеров постигают в обновлённом помещении азы искусства живописи, графики, скульптуры.

В 2016 году картинная галерея переходит в здание МКУК «Культурно-досуговый центр» городского поселения Диксон. В новом статусе галерея не утратила статус государственного (народного) и продолжает являться пространством для экспонирования как музей. Основное отличие галереи от музеев заключается в возможности продажи произведений, следовательно, их популяризации в широких кругах ценителей изобразительного искусства, но произошедшие перемены в стране и новый статус картинной галереи

в составе МКУК «Культурно-досуговый центр» сохранила только свое первоначальное название и выполняет функцию сохранения культурного наследия советского периода.

На сегодняшний день из характерных для галерей особенностей, Диксонская картинная галерея сохранила следующие функции:

- существует своя стратегия организации и функционирования;

- в галерее постоянно меняются экспозиции;

- на территории галереи проходят презентации, лекции, мероприятия. При этом, по мнению автора, утрачены существенные функции галерей как заключение договоров с художниками и осуществление возможности приобретения произведений искусства.

Многие факторы, связанные с экономическими преобразованиями в стране и повлиявшие на векторы развития культуры общества, повлияли на «судьбы» картинных галерей, созданных в советский период.

Неоспоримым достижением нашей страны за годы существования советской власти являлся высокий уровень развития изобразительного искусства, которое было доступно для широких слоев населения. Посредством искусства в советском обществе транслировались общечеловеческие ценности и идеалы. Вместе с тем, искусство советского времени представляло собой сложное и противоречивое явление, основу которого составляла базовая для всех элементов культуры система идейно-художественных принципов, эволюционирующая с обществом. Специфика искусства советского периода превращалось в органическую часть «партийного дела», в средство идеологического, политического образования и воспитания трудящихся в духе коммунистических идеалов. Пропагандой изобразительного искусства в советский период занимались художественные музеи и галереи, обладающие богатыми запасами произведений известных дореволюционных и советских художников [4, с.24].

Бесценное художественное наследие на территории Таймыра, обязывает пересмотреть государство, частные предприятия, гражданское общество, все наши представления о самом смысле слова «сохранять», смысле, который пришёл из прошлого, чтобы память могла через многие поколения достичь следующие поколения. Любая материя имеет тенденцию к постепенному исчезновению, растворению, распаду, увяданию, старению — но не информация.

В последние годы учреждения культуры ищут новые способы взаимодействия с аудиторией, которые отвечали бы запросам современного человека. К числу актуальных тенденций следует отнести поиск креативных решений в сфере применения цифровых технологий в музейном, галерейном пространствах. Перевод художественной информации Диксонской картинной галереи (картин, скульптур), создан советскими художниками и скульпторами в цифровую форму, позволит сохранить, использовать на практике, обеспечить каждому жителю России доступ к сокровищнице Диксона.

Одним из способов «вывода из забвения» арктического культурного наследия предполагаем применение технологии дополненной реальности, которая называется AR — реальность (от англ. Augmented reality), представляющей собой результат наложения изображений, 3D — моделей, текстов поверх того, что человек видит на экране смартфона, планшета, плазменной панели или же, надев специальные очки. Как показывают исследования, технологии дополненной реальности дают возможность осовременить экспозиции, физически не меняя их, позволяют вдохнуть новую жизнь в традиционную экспозицию, не модернизируя её [6,7,10]. Появилась необходимость развивать визуальную коммуникационную среду Диксонской картинной галереи с учётом решения существующих проблем на Диксоне: слабый интернет, удалённость и труднодоступность посёлка от административного центра муниципального района, отсутствие профессиональных кадров по оцифровке культурного наследия. Цифровизация галереи нацелена на появление новых ресурсов с использованием аудивизуаль-ных и звукозрительных платформ, инструментов, тем самым расширяющих круг потенциальных возможностей и культурных потребностей города, а также его жителей. Цифровая эпоха внесла изменения в форматы развития художественных и народных галерей, актуализировала поиск новых форм культурного разнообразия галерей, которые стали постепенно расширять пространственную и временную границы культурного наследия. В этом плане перевод в цифровую форму сохранившихся работ Диксонской картинной галереи, будет служить с одной стороны, защите оригинала произведений искусства, долговременному сохранению работ, подверженных риску неповторимого физического или механического повреждения. С другой, — способствовать увели-

чению обращаемости экспонатов и их продвижению в просветительных целях.

Список литературы

1. Гесслер Л.П. Север в моих картинах. Творческая студия «Полярная звезда». - Москва, 2003.

2. Диксонская народная картинная галерея: Каталог / Союз художников РСФСР. Диксон. райисполком Краснояр. края ; Авт.- сост. Карпов В.Ф., Миловидов Л.А. - М., 1988. - 69 с.

3. Динер Е.В., Лопатина Н.В. Единое цифровое пространство знаний в формировании национального культурного кода личности: методология проектирования // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2020. - №6 (98). - С.130-138. Режим доступа: https://vestnik.mgik.org/arkhiv-zhurnala/ таке^М/2020-6(98)УЕ8Т№К_М0иК1.ра£

4. Заельская С.А. Развитие художественной культуры Урала посредством деятельности музеев и галерей изобразительного искусства в 1960 - 1980-е годы // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2014. -№5(58). - С.24-28. - Режим доступа:

chsu.ru/ ир1оааЛЬ1оск/271"/Вестник%202014%20 -%205.рё£

5. Карпов А.В. Художественный рынок: Вопросы теории, истории, методологии /Карпов А.В., Шехтер Т.Е., Грачева С.М., Гительман Л.И., Шпаковская Е.Б. - СПб.: СПбГУП, 2004. - 228 с. -(Серия «Новое в гуманитарных науках», вып. 13).

6. Полбицев П.А., Дымченко И.В. «УИ- технологии в музейном деле. Проект «Народы Арктики УИ» //Сборник статей Всероссийской научно-тех-

нической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «В мире компьютерных технологий». Севастополь, 2020.

7. Прокудина Д.А. Технологии дополненной реальности в музее: новые возможности и смыслы // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2021. - №6 (104). -C.89-95.

8. Формирование и сохранение культурного наследия в информационном обществе / Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Рос.ком. программы ЮНЕСКО «Информ. Для всех», Российская национальная библиотека. -Санкт-Петербург, 2004. - 112 с.

9. Шлыкова О.В. Цифровое потребление культурного контента в условиях «новой нормы» дистанцированного мира// Вестник МГИК. - 2020. -№5 (97). - С.160-169.

10. Шлыкова О.В. Цифровые образы культурного наследия: концептуализация новых форм современной коммуникативистики // Культурное наследие Северного Кавказа как ресурс межнационального согласия: Программа и тезисы докладов Восьмого Международного научного форума 22-25 сентября 2022 г. С. Кабардинка /РНИИ культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева. -Краснодар: Институт наследия, 2022. - С.209.

В статье использованы материалы архивов учреждений культуры п.Диксон, представленные Администрацией г.п. Диксон в лице Корюковой Е.В., директором МКУК «Культурно-досуговый центр» Чикуровой О.В., библиотекарем Диксонской ЦБС Альковой Л.П.

DIXON ART GALLERY: «WITHDRAWAL FROM OBLIVION» OF THE ARCTIC CULTURAL HERITAGE

Daletsky Cheslav Bronislavovich

Doctor of Philosophy, Professor Moscow State Linguistic University, 38 Ostozhenka str., building 1, Moscow, Russia, 119034

[email protected]

Abstract

The problems of preserving the unique art of artists of the Soviet period of the second half of the 20th century, which is stored in the Dixon Folk Art Gallery, are investigated. Attention is focused on the history of the gallery's creation, its mission, and functions. The village of Dixon, remote from the mainland, dating from the XIX century, associated with the history of the Northern Sea Route, has not only unique natural resources, natural landscape, but also an original traditional culture and artistic heritage. According to the author, modern civilizational transformations require the preservation of the collections of the Dixon Art Gallery (paintings, sculptures created by Soviet artists and sculptors) in a traditional format, as well as their parallel translation into digital form, which will preserve the historical heritage, use in artistic practices, provide access to the treasury of Dixon not only to local residents, but also and the population of Russia.

Keywords

Arctic fine arts, art gallery, exposition, unique cultural heritage, digital transformation in culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.