Научная статья на тему 'Дифференцированный подход к профессионально ориентированному обучению иностранному языку в неязыковом вузе'

Дифференцированный подход к профессионально ориентированному обучению иностранному языку в неязыковом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
627
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / PROFESSIONALLY ORIENTED TEACHING / DIFFERENTIATED APPROACH / ICT EDUCATIONAL CONTEXT / LEARNER-CENTERED APPROACH / SELF-DIRECTED LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мохова О. Л.

В статье рассматривается проблема профессиональной направленности обучения иностранному языку в неязыковом вузе; дифференцированный подход к обучению; возможности использования современной информационной образовательной среды в процессе подготовки по иностранному языку в вузе неязыкового профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мохова О. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Differentiated approach to professionally oriented foreign language teaching in non-linguistic universities

This article deals with the issue of professionally oriented foreign language teaching in non-linguistic universities. The article discusses differentiated approach to teaching foreign languages as well as the use of ICT technologies in this educational context.

Текст научной работы на тему «Дифференцированный подход к профессионально ориентированному обучению иностранному языку в неязыковом вузе»

УДК 378.6.016:81

О. Л. Мохова

канд. пед. наук, зав. каф. иностранных языков

Московского финансово-промышленного университета «Синергия»

e-mail: mohova_oksana@mail.ru

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМУ ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

В статье рассматривается проблема профессиональной направленности обучения иностранному языку в неязыковом вузе; дифференцированный подход к обучению; возможности использования современной информационной образовательной среды в процессе подготовки по иностранному языку в вузе неязыкового профиля.

Ключевые слова: профессионально ориентированное обучение; дифференцированный подход; информационная образовательная среда; лич-ностно ориентированный подход; самостоятельная работа.

Mohova O. L.

PhD, Head of Foreign Languages Department Moscow Finance and Industry University "Synergy" e-mail: mohova_oksana@mail.ru

DIFFERENTIATED APPROACH TO PROFESSIONALLY ORIENTED FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES

This article deals with the issue of professionally oriented foreign language teaching in non-linguistic universities. The article discusses differentiated approach to teaching foreign languages as well as the use of ICT technologies in this educational context.

Key words: professionally oriented teaching; differentiated approach; ICT educational context; learner-centered approach; self-directed learning.

Расширение международного сотрудничества в различных сферах деятельности обусловливает возрастающие требования к подготовке по иностранному языку (ИЯ) выпускника неязыкового вуза.

В соответствии с современным заказом общества в каждой из вузовских программ нового (третьего) поколения, предназначенной для подготовки бакалавров / магистров / специалистов / аспирантов по иностранному языку, основная цель обучения ИЯ обозначается

следующим образом: формирование и развитие межкультурной профессионально ориентированной коммуникативной компетенции [4, с. 10]. Применительно к уровню бакалавриата, конечные требования определяются как общепрофессиональная ориентация обучения ИЯ в неязыковом вузе, включение элементов профессионализации в курс овладения иноязычным общением, направленность курса на формирование межкультурной коммуникативной профессионально ориентированной компетенции [7].

Практика показывает, что поступающие в неязыковой вуз имеют, как правило, разный уровень подготовки по ИЯ. В этих условиях традиционный, недифференцированный, подход к обучению ИЯ представляется недостаточно эффективным. Направленность на выравнивание подготовки студента, обеспечение определенного общего уровня владения ИЯ не позволяет в полной мере актуализировать индивидуальные способности студента, реализовать личностный потенциал каждого, обеспечить возможности индивидуального развития. Принимая во внимание, что уровень владения ИЯ у поступающих студентов разный, особую актуальность приобретает проблема дифференцированного обучения иностранному языку.

Анализ литературы в области обучения ИЯ показывает, что до настоящего времени вопросы дифференцированного обучения ИЯ в процессе профессиональной подготовки в неязыковом вузе оставались за рамками как теоретических, так и практических исследований.

Понятие «дифференцированное обучение» традиционно связывается с возможностью учитывать особенности учащихся при организации учебного процесса, с тем чтобы максимально реализовать потенциал каждого за счет вариативности содержания и методов обучения. В дидактической литературе эти вопросы рассматриваются преимущественно применительно к общеобразовательной школе. Дифференцированное обучение в вузе также понимается как дифференциация содержания и использование различных дидактических технологий с учетом индивидуально-личностных особенностей студента. Применительно к вузовскому обучению, в том числе в области ИЯ, при рассмотрении форм дифференцированного обучения выделяются такие факторы, как: исходный уровень владения ИЯ; способности и свойства личности, связанные с изучением языка; уровень мотивации студента к изучению неродного языка.

В рамках отечественной концепции дифференцированного обучения выделяются две формы дифференциации с позиции организации учебного процесса: внешняя и внутренняя. При внешней дифференциации происходит направленная специализация обучения путем создания относительно стабильных групп на основе общих признаков (интересы и потребности в связи с проектируемой профессией, уровень подготовки студентов и др.). Под внутренней дифференциацией понимается использование различных приемов, методов, материалов и т. п. в целях организации учебного процесса в группах разного наполнения.

В условиях высшей школы к внешней дифференциации в области обучения ИЯ можно отнести: профильную, элективную и уровневую. Они предусматривают разные по содержанию программы обучения и формирование групп студентов с учетом их профессиональных потребностей, индивидуальных особенностей и уровня подготовки по ИЯ.

Профильная и элективная формы обусловлены получающей все большее распространение в образовательных программах неязыкового вуза диверсификацией обучения ИЯ. «Диверсификация создает условия для максимально полного удовлетворения различных потребностей в изучении иностранного языка на основе выбора образовательных траекторий участниками образовательного процесса при неограниченном количестве вариантов сочетания образовательных программ» [6].

Применительно к профессионально ориентированному обучению также возможна внешняя дифференциация, которая предусматривает профильные, элективные курсы.

В качестве основной формы внешней дифференциации обучения ИЯ рассматривается уровневая дифференциация. При этом выделяются ее общедидактические условия: организация разноуровневых учебных групп в соответствии с уровнем подготовки по ИЯ и составление дифференцированных учебных программ.

В условиях современной образовательной среды складывается дополнительная возможность дифференцированного обучения применительно к самостоятельной работе студента над языком, с тем чтобы обеспечить разницу в уровнях подготовки, используя электронные ресурсы. Это позволяет студенту выработать свою индивидуальную образовательную траекторию, что дает ему возможность реализоваться

и совершенствоваться. Стоит подчеркнуть, что в этом и есть суть дифференциации. Данный подход позволяет создать условия для индивидуального развития студента.

Дифференцированное обучение понимается как целостная система, которая обеспечивает студенту возможность построения индивидуальной образовательной траектории, адаптации в постоянно меняющихся жизненных условиях, создает условия для развития и саморазвития личности. Одним из наиболее значимых аспектов личностно ориентированной образовательной парадигмы становится продуктивная учебная деятельность студента.

Ориентация на личность учащегося определяет и концепцию языкового образования. Глобальной целью становится развитие языковой личности, вторичной языковой личности1, а одной из приоритетных задач ее формирования - развитие автономности и креативности студента в процессе освоения языка и культуры (языков и культур) как способности, обеспечивающей готовность личности к непрерывному языковому образованию и самообразованию в целях межкультурного взаимодействия в различных сферах деятельности. Эффективное владение иностранным языком предполагает прежде всего умение самостоятельно работать над изучением языка, поддерживать и постоянно пополнять свои знания, совершенствовать умения, развивать коммуникативную и информационную культуру. В связи с этим самостоятельная учебная деятельность учащегося как основа продуктивного языкового образования становится важнейшим компонентом [5].

Особенностью современного учебного процесса в вузе является значительный объем индивидуальной самостоятельной работы студента, возможности которой сегодня расширены, в том числе за счет использования современной информационно-образовательной среды.

По аналогии с информатизацией общества, можно вести речь о виртуализации профессиональной коммуникации в пространстве Интернета, система обучения студентов неязыкового вуза профессиональному межкультурному общению должна быть ориентирована на компьютерную / электронную / виртуальную среду межкультурной коммуникации специалистов [3].

В законе «Об образовании в Российской Федерации», вступившем в силу 1 сентября 2013 г., впервые на государственном уровне

1 Термин И. И. Халеевой.

закреплены понятия электронного образования и дистанционных образовательных технологий [10]. По мнению профессионалов, это кардинальным образом изменит ситуацию в системе высшего образовании в нашей стране.

Педагоги во всех странах мира все лучше осознают преимущества, которое дает умелое использование современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в сфере образования. ИКТ помогают решать следующие проблемы: совершенствование процессов обучения, повышение образовательных результатов и мотивации, общение в сети и выполнение совместных проектов, совершенствование организации и управления образовательным процессом. И это неудивительно, так как возможности, которые ИКТ предоставляют для развития инновационной экономики и современного общества, стали доступны и для образования [8; 9].

Совершенствование профессиональной подготовки студентов невозможно без изменения качества и структуры преподавания, что тесно связано с необходимостью использования новейших информационных технологий. В этих условиях требования к обучению иностранным языкам возрастают многократно. «Успешному достижению поставленной цели способствуют возможности, которые сегодня предоставляют информационные технологии. Именно они позволяют создать аутентичную коммуникативную среду, столь необходимую для эффективного изучения иностранного языка, и поддерживать ее в течение длительного промежутка времени» [2, с. 61]. Самостоятельная работа студентов с использованием современной информационной образовательной среды становится сегодня неотъемлемой частью учебного процесса.

Интегрирование интернет-технологий в учебный процесс позволяет студентам включиться в профессиональную среду, находясь в учебной аудитории, через самостоятельный поиск профессионально значимых интернет-ресурсов и сознательное использование интерактивных интернет-сервисов. В процессе обучения ИЯ преподаватель только задает вектор профессионально-направленному обучению, ориентирует учащихся в области применения релевантных для определенного направления подготовки интернет-ресурсов, а студенты осуществляют саморегулируемое изучение ИЯ [1].

Необходимо обратить внимание на особенности обучения иностранному языку в неязыковом вузе, где иностранный язык из

«общеобразовательного» предмета превращается в дисциплину, принимающую активное участие в формировании профессиональной компетенции будущего специалиста. В Интернете существует огромное количество информации по различным специальностям на иностранных языках, и больше всего на английском. Это статьи, доклады, рефераты, презентации, видео- и аудиозаписи. Научить студентов работать с этим материалом, а затем грамотно использовать в будущей профессии - первостепенная задача преподавателей.

Внедрение ДОТ (дистанционных образовательных технологий) и e-learning в учебный процесс дает возможность конструктивного сочетания разных форм получения высшего образования. Утвердившиеся в России термины «дистанционное обучение» и «дистанционные образовательные технологии» вошли во многие нормативные документы. Различия в расстояниях, на которых взаимодействуют вовлеченные в e-learning преподаватели и студенты, а также студенты между собой, стираются. В связи с этим интерес представляет концепция «электронной Болоньи» (eBologna) - достижение глобального взаимного понимания и признания на основе согласования применения инструментов электронного обучения распространяется практически одновременно в странах Западной Европы [9, с. 9].

Таким образом, дифференцированное обучение ИЯ в неязыковом вузе предполагает системный подход, в котором сочетаются внешняя уровневая дифференциация (составление дифференцированных учебных программ для групп студентов разного уровня) и организация автономной учебной деятельности студента с использованием ИКТ в качестве ресурса индивидуальной самостоятельной работы.

Примером такого вуза служит Московская финансово-промышленная академия (МФПА), реализующая принципы смешанного обучения (blended learning) во всех формах обучения.

Опыт работы показывает, что использование различных электронных источников и средств вызывает интерес у студентов, повышает мотивацию к учебе. Однако следует отметить их разное использование в учебном процессе.

Например, в условиях дистанционного обучения доля самостоятельной работы студента увеличивается. Студенты, занимающиеся дистанционно, получают материал лекций, учебники и творческое задание, которое необходимо выполнить в качестве итогового

контроля в электронном формате, данная форма обучения требует от студентов разработки собственного графика работы над дисциплиной (изучение теоретического материала, выполнение практических и творческих заданий).

Выбор средств и способов учебной деятельности в процессе работы над творческим заданием предполагает принятие студентами решения относительно того, какие учебные материалы, включая ТСО, наиболее эффективно помогут выполнить поставленные учебные задачи. Выбор студентов может варьироваться от учебных материалов до поиска соответствующих материалов в книгах для чтения, в периодической печати, в Интернете, а также поиска и использования реальных ситуаций профессиональной деятельности и др.

Целесообразно использовать электронные ресурсы при работе со студентами очного отделения. Например, при изучении темы «Бренды» («Brands») на факультете «Мировая экономика» предлагается в качестве профессионально ориентированного проекта найти в Интернете информацию об известной компании (месторасположение, количество филиалов, работников, объем продукции, прибыли) и продумать ее презентацию. Более сложным заданием является сравнение информации о двух-трех крупных известных компаний в одной области. Подобные задания стимулируют студентов заниматься сбором и анализом информации, создавать свою ресурсно-информационную базу. В ходе выполнения проекта рекомендуется обсуждать с преподавателем результаты информационной деятельности.

Следует отметить, что компьютерные консультации (общение в блоге преподавателя или при помощи компьютерной программы SKYPE) получают положительные оценки как у преподавателя, так и у студентов.

Задача преподавателя оказывать помощь - давать различные электронные адреса, сайты, названия пособий для поиска необходимой информации. На данном этапе целесообразно проконсультироваться с коллегами специализированных кафедр при создании подобной ресурсной базы. Следует предложить студентам самостоятельно создать свой банк интернет-адресов и ссылок, так как именно сами студенты определяют важность, значимость и достоверность информации, размещенной на определенных сайтах и предлагаемой в различных пособиях. Именно будущие специалисты в состоянии оценить достоинство

и необходимость определенной информации. Свобода выбора учащимся средств и способов при работе над проектным заданием реализуется также и во взаимодействии и сотрудничестве с преподавателем, а также совместной учебной деятельности с товарищами. В процессе работы над проектом студенты могут, например, обсуждать возможные средства получения необходимой информации, аргументировать свой выбор, составлять планы собственных действий.

Таким образом, каждый студент может выстроить свою образовательную траекторию в зависимости от конкретных потребностей и решить свои профессиональные задачи с помощью информационной образовательной среды.

Подчеркнем, что основным общедидактическим условием дифференцированного обучения ИЯ в неязыковом вузе является системный подход, сочетающий внешнюю уровневую дифференциацию (составление дифференцированных учебных программ для групп студентов разного уровня) и организацию автономной учебной деятельности студента с использованием ИКТ как формы внутренней дифференциации в опоре на междисциплинарный контекст профессиональной подготовки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Базанова Е. M. Методика обучения профессиональному иноязычному общению с применением интернет-технологий (магистратура, неязыковой вуз) : автореф. ... канд. пед. наук. - М., 2014. - 28 с.

2. Герасименко Т. Л., Ковальчук С. В., Мохова О. Л. Возможности и перспективы использования да-1еагш^ (мобильного обучения) в процессе изучения иностранного языка // Вестник Московского государственного областного университета. - 2013. - № 1. - С. 61-64. - (Серия «Педагогика»).

3. Евдокимова М. Г. Профессионально ориентированное обучение иностранным языкам в неязыковом вузе как система // Иностранный язык как компонент профессиональной подготовки в неязыковом вузе. - М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2013. - С. 49-58. - (Вестн. Моск. гос. лингвист. унта; вып. 12 (672). Сер. Педагогические науки).

4. Каменская Л. С. Профессиональная направленность обучения иностранному языку в неязыковом вузе как методическая проблема // Иностранный язык как компонент профессиональной подготовки в неязыковом вузе. - М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2013. - С. 9-20. - (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 12 (672). Сер. Педагогические науки).

5. Коряковцева Н. Ф. Теория обучения иностранным языкам: Продуктивные образовательные технологии : учеб. пособие для студ. лингв. фак. высш. учеб. заведений. - М. : Академия, 2010. - 192 с.

6. Полякова Т. Ю. Профессиональная ориентация обучения иностранному языку в инженерном вузе: традиции и перспективы // Иностранный язык как компонент профессиональной подготовки в неязыковом вузе. - М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2013. - С. 21-33. - (Вестн. Моск. гос. лингвист. унта; вып. 12 (672). Сер. Педагогические науки).

7. Перфилова Г. В. Примерная программа по дисциплине «Иностранный язык» для подготовки бакалавров (неязыковые вузы). - М. : ИПК МГЛУ «Рема», 2011. - 30 с.

8. Рубин Ю. Б. Стандартизация образовательных программ на «Болон-ском перепутье» // Прикладная информатика. - 2006. - № 4. - С. 9 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://cyberleninka.rU/article/n/ standartizatsiya-obrazovatelnyh-programm-na-bolonskom-pereputie

9. Структура ИКТ - компетентности учителей // Рекомендации ЮНЕСКО. -2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://iite.unesco.org/pics/ publications/ru/files/3214694.pdf

10. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. - Федеральный выпуск № 5976. - 31.12.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.