9. Полозов А. А. Информационная модель управления соревновательной деятельностью: дис. ... д-ра пед. наук / А. А. Полозов. - Омск, 2003. - 304 с.
10. Рыбин Д. В. Методика отбора и ранней игровой ориентации юных футболистов с учетом их индивидуальных особенностей: дис. ... канд. пед. наук / Д. В. Рыбин. - М., 2001. - 115 с.
11. Сарсания К. С. Отбор и физическая подготовка юных футбо-
листов: дис. ... канд. пед. наук / К. С. Сарсания. - М., 2003. 144 с.
12. Сучилин А. А. Теоретико-методологические основы подготовки резерва для профессионального футбола: дис. ... д-ра пед. наук в форме научного доклада / А. А. Сучилин. - Волгоград, 1997. - 78 с.
13. Чирва Б. Г. Учет особенностей сенситивных периодов в обучении техническим приемам юных футболистов: дис. ... канд. пед. наук / Б. Г. Чирва. - М., 1998. - 147 с.
INDIVIDUALL-TYPOLOGICAL PARAMETERS OF TECHNICAL-TACTICAL ACTIONS OF FOOTBALL PLAYERS AGED 8-11
V.V. Suvorov, Candidate of Pedagogics, Associate Professor,
Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar.
To establish leading game techniques of competitive activity of football players of various aged groups is the task of the research.
There were carried out pedagogical observations of competitive activity and recording of individual technical-tactical actions of football players aged 8-11. Pedagogical supervision has allowed to establish specific features of application of individual technical-tactical actions depending on the stage of preparation.
The analysis of first four years of training gives the possibility
to pick out the leading game techniques; their sequence depends on the reduction of their relative density in game structure: short and middle passes forward, dribbling the ball, taking the ball away, short and middle passes back and across, sidestepping the contestant, interception of the ball and fight for the ball below.
Key words: football, the technical-tactical actions, leading game techniques.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫМ ПОДХОД К ОТБОРУ И КОМПЛЕКТОВАНИЮ ГРУПП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ
С. Н. Белова,
кандидат педагогических наук, профессор А. Г. Карпенко, Р. В. Сыроваткин
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар
К настоящему времени изучены индивидуальные особенности физической подготовленности, функционального и психического состояния юных спортсменов на этапах начальной спортивной специализации, и на этой основе разработаны индивидуально-типологические модели, позволяющие классифицировать юных спортсменов по определенным признакам, но проблема определения спортивной пригодности детей, комплектования групп, особенно в велосипедном спорте, остается весьма существенной.
Мы предположили, что разработанные нами критерии отбора и рекомендации по комплектованию групп и индивидуализации тренировочных нагрузок позволят более эффективно и целенаправленно отбирать детей для занятий велосипедным спортом.
Анализ и обработка научно-методической литературы по велосипедному спорту, а также по другим циклическим видам, показала недостаточную изученность вопроса отбора детей для занятий в спортивных секциях. Нами предпринята попытка восполнить этот пробел применительно к велосипедному спорту.
Ключевые слова: отбор, начальная спортивная специализация, подготовка, программа, тестирование, этапы, показатели, анализ, тренировка.
Непременным условием успешного решения задачи отбора способных в спортивном отношении детей является глубокое знание требований, предъявляемых видами спорта к организму и личности спортсмена (на уровне высших спортивных достижений)
и выявление комплекса качеств, обеспечивающих успешное спортивное совершенствование. В настоящее время утвердилась точка зрения о необходимости проведения оценки спортивных способностей человека именно по комплексу свойств, так как выделить какой-либо интегральный критерий этих способностей невозможно. Учитывая, что достижения вершин спортивного мастерства доступно только той части талантливой молодежи, у которой имеются настойчивость и стремление довести свой результат до уровня мировых достижений, следует считать, что одной из важнейших задач спортивной ориентации является отбор способных детей в СДЮСШОР.
Исходя из принципа решительного отказа от чересчур строгого отбора детей, и считая, что при этом возрастает риск оставить за «бортом» многих потенциально способных ребят, мы попытались обратить внимание не только на акселератов, но и на ретардантов. Разносторонняя подготовка, использование широкого комплекса физических упражнений, умение тренера сделать монотонную работу интересной и эмоциональной, проведение спортивных занятий с учетом индивидуальных особенностей юных спортсменов дали положительные результаты. Результаты нашего исследования внедрены в практическую деятельность краевой СДЮСШОР по велоспорту.
Оценка спортивных способностей детей и подростков осложняется тем, что их растущий организм находится в постоянном развитии, поэтому эти способности раскрываются в процессе овладения спортивной деятельностью. В связи с этим большинство специалистов считает необходимым проводить отбор в три этапа. На первом этапе осуществляется начальный отбор, на втором - оценка спортивных способностей ребенка, на третьем - контроль освоения конкретной спортивной деятельности.
Эксперимент проводился на базе краевой СДЮСШОР по велоспорту и был разбит на 3 этапа.
Первый этап. Набор 10-11-летних школьников средних школ города Краснодара, сдача контрольных нормативов для поступающих в группы НП, обработка анкетных данных, комплектование трех групп начальной подготовки.
Второй этап. Все юные спортсмены тренировались по общепринятой программе СДЮСШОР по велоспорту.
Общая физическая подготовка - 75%, специальная физическая подготовка - 25%. Через два месяца учебно-тренировочных занятий спортсмены сдали контрольные нормативы, после чего был проведен сравнительный анализ и корректировка групп.
Третий этап. Все испытуемые тренировались по общепринятой программе СДЮСШОР по велоспорту в течение четырех месяцев, после чего они сдали контрольные нормативы по СФП.
По итогам тестирования в 1-ю группу вошли гонщики, показавшие в индивидуальной гонке результат не более 9 минут 50 секунд, в групповой гонке занявшие первые 6 мест, в тесте на скоростные качества - сумевшие набрать 30 оборотов за 10 секунд.
Во 2 группу вошли все остальные гонщики. Начальное тестирование проводилось в октябре 2006 года для того, чтобы получить объективные данные о физическом состоянии группы детей 11-12 лет, которые пришли заниматься велосипедным спортом.
После тестирования мы проранжировали все результаты и по сумме рангов разделили всех детей на 3 группы. В первую группу вошли дети с наивысшей суммой рангов, во вторую - со средней и в третью - с наименьшей. Все группы тренировались по общепринятой методике для СДЮС-ШОР по велоспорту
После трех месяцев тренировочных занятий было проведено повторное тестирование по той же программе. Задачами второго этапа были: оценка уровня достижений каждого занимающегося, выявление недостатков в подготовке занимающихся, корректировка планов тренировочного процесса. Результаты тестирования показали, что двух месяцев недостаточно, чтобы индивидуальные показатели тестов изменились настолько, чтобы можно было переводить детей по сумме рангов в другие группы. Но все-таки среднегрупповые показатели выросли во всех тестах. Средние результаты исследуемых показателей представлены в таблице 1.
После шести месяцев занятий проводилось тестирование по специальной физической подготовке. После тестирования и статистической обработки полученных результатов были скорректированы группы.
Таблица 1
Показатели общей физической подготовленности участников экспериментального исследования (M+m)
Тестирование № Челночный бег 3x10 (с) Тест на равновесие (кол. раз) Тест на скорость (кол. раз) Прыжок в длину с места (см) Тест ОФП (кол. раз) Велостанок (об/10 с)
Первое 8,82 + 0,2 4,0+ 0,8 8,21+ 1,1 162,3+ 5,0 23.2+1,4 23.1+6,0
Второе 8,13 + 0.3 1,9 + 1,0 7,74+0,8 173,0+2,6 28,0+2,2 27,3+4,0
Таблица 2 Прирост показателей физической подготовленности высокорослых и низкорослых детей за два месяца тренировок
Испытуемые Челночный бег 3x10 (с) Тест на равновесие (кол. раз) Тест на скорость (кол. раз) Прыжок в длину с места (см) Тест ОФП (кол. раз) Велостанок (об/10 с)
Высокорослые (152,6 см) 6% 43% 17% 4% 15% 6%
Низкорослые (135,4 см) 7% 61% 6% 4% 27% 6%
В связи с тем, что в процессе тренировок часть детей прекратила занятия, мы сформировали две группы. В первую группу вошли юные спортсмены с наивысшими показателями, во вторую все остальные учащиеся. Анализ корректировки групп показал, что в первую группу смогли попасть дети не только из второй, но даже из третьей группы. Поэтому мы попытались оценить прогностическую значимость тестов общей физической подготовки.
При помощи корреляционного анализа определялась взаимосвязь между индивидуальной гонкой на 5 км, групповой гонкой на 25 км и результатами тестов общей физической подготовки, показанными в начале поступления в СДЮСШОР и через два месяца учебно-тренировочных занятий.
В результате корреляционного анализа выявилась взаимосвязь первоначальных показателей теста на скорость и индивидуальной и групповой гонок. Незначительная взаимосвязь выявлена между бегом на 300 м и теми же видами гонок. Остальные показатели общей физической подготовленности не выявили взаимосвязи с показателями специальной физической подготовленности. Результаты повторного тестирования общей физической подготовленности, проведенного через два месяца после начала занятий, показали более тесную взаимосвязь некоторых показателей с результатами тестирования специальной физической подготовленности. Наиболее достоверную взаимосвязь с результатами СФП показал бег на 300 м (Р> 0,5). Средняя и высокая взаимосвязь с индивидуальной и групповой гонками выявлена и у показателей: тест ОФП, прыжок в длину с места и количество оборотов на велостанке. Недостоверной оказалась взаимосвязь с результатами СФП таких тестов, как челночный бег, тест на равновесие и тест на скорость (Р < 0,5).
Таким образом, полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что тестирование общей физической подготовленности детей, пришедших заниматься велосипедным спортом, не могут служить критерием для отбора в группы начальной подготовки. Единственный тест, показавший взаимосвязь с СФП в обоих тестированиях ОФП, бег на 300 м (Р>0,05). Наши наблюдения подтвердили, что дети одного и того же паспортного возраста, но отстающие в начале своей спортивной деятельности в развитии, показывают более низкие спортивные результаты. Однако подобное «отставание» носит временный характер. В дальнейшем, по мере ускорения биологического развития, а также при помощи физических упражнений отстающие спортсмены достаточно легко догоняют своих сверстников, показывающих средние результаты развития. Нами проведен анализ прироста показателей физической подготовленности высокорослых и низкорослых детей (табл. 2).
Анализ прироста показателей физической подготовленности показал, что у низкорослых детей он выше в тестах на равновесие, ОФП и челночный бег, одинаков в тестах «прыжок в длину с места» и «количество оборотов педали на велостанке» и ниже только в тесте на скорость. Необходимо отметить, что низкорослые дети изначально показали более высокие результаты в тесте на скорость (8,25 и 8,07 раза) и продемонстрировали практически одинаковый результат в прыжке в длину с места (166,3 и 167,3 см).
ВЫВОДЫ.
1. Анализ научно-методической литературы показал, что существует множество рекомендаций по отбору детей в группы начальной подготовки по велосипедному спорту, причем эти рекомендации зачастую противоречат друг другу, а порой и недостаточно научно обоснованы. Изучение опыта ведущих тренеров края показал, что те контрольные упражнения и нормативы, которые применялись в практической работе до настоящего времени, устарели и требуют определенной коррекции.
2. Результаты исследования продемонстрировали, что тестирование общей физической подготовленности можно проводить не ранее, чем через два месяца после начала занятий. Из выбранных нами в результате анализа научно-методической литературы тестов можно рекомендовать для практического применения в ДЮСШ по велоспорту следующие тесты: бег на 300 м, прыжок в длину с места, количество оборотов педалей на велостанке и тест ОФП. После проведения тестирования необходимо проранжи-ровать все результаты и по сумме рангов разделить детей на тренировочные группы. Окончательный состав групп начальной подготовки можно формировать после полугода тренировочных занятий по результатам тестирования специальной физической подготовленности. Для тестирования СФП мы рекомендуем индивидуальную гонку на 5 км и групповую гонку на 25 км.
3. Результаты экспериментального исследования показали эффективность разработанной нами методики отбора и комплектования групп начальной подготовки в СДЮСШОР по велоспорту. Одаренность того или иного ребенка обнаруживается только через деятельность, к которой он имеет природные задатки и способности. Поэтому основной путь поиска перспективных юных спортсменов - организация тренировки для возможно большего числа детей. Нормативы не должны служить препятствием для отбора в СДЮСШОР детей со средними и ниже средних способностями. Особое значение имеют величина и стабильность роста физической подготовленности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бальсевич В. К. К проблеме физкультурно-спортивной ориентации // Теория и практика физической культуры. - 1969.- № 1.
- С. 31.
2. Бальсевич В. К. Методологические принципы исследований по проблеме отбора и спортивной ориентации // Теория и практика физической культуры. - 1980. - № 1.
3. Головочев С. Н. и др. Нетрадиционные способы тестирования специальной физической подготовленности велосипедистов // Велосипедный спорт. Ежегодник. - М.: Физкультура и спорт, 1997.
4. Крылатых Ю. Т. Отбор и подготовка велосипедистов в СДЮСШОР // Велосипедный спорт: Ежегодник. - М.: Физкультура и спорт, 1974.
5. Коньков В. Н. К вопросу комплектования групп юношей-велосипедистов в ДЮСШ // Теория и практика физической культуры.
- 1970. - № 10. - С. 43.
6. Карпенко А. Г. Организация отбора в велосипедном спорте: учебно-методическое пособие. - Краснодар, 1998. - С. 41.
7. Попков В. Н. Оценка физической работоспособности юных велосипедистов // Велосипедный спорт: Ежегодник. - М.: Физкультура и спорт, 1977.
Физиология и спортивная медицина
DIFFERENTIALAPPROACH TO THE SELECTION AND COMPLETION OF GROUPS OF PRIMARY TRAIMING OF YOUNG CYCLISTS
S. Belova,
A. Karpenko, Candidate of Pedagogics, Professor, R. Sirovatkin,
Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar.
Individual Peculiarities of physical preparedness, functional and psychical state of young athletes on the stages of primary sports specialization, have been already studied by the present time. In accordance with the results received individual typological models have been worked out. They give the possibility to classify young athletes according to certain indications; however, the problem of defining children's sports suitableness, group completion, especially in cycling, remains to be rather essential.
The authors assumed that criteria of the selection of groups worked out by them and recommendations concerning the group completion and the individualization of training loads
would allow to choose children for cycling trainings more efficiently and purposefully.
The analysis and processing of scientific-methodical literature on cycling and other cyclic sports kinds as well showed that the problem how to choose children for training sessions in sports sections was studied insufficiently. The authors made an attempt to fill in the blanks with relation to cycling.
Key words: selection, primary sports specialization, preparing, programme, testing, stages, indications, analysis, training.
ТЕКУЩИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМ У ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ГРЕБЦОВ НА БАЙДАРКАХ И КАНОЭ
Кандидат биологических наук В. С. Харенков, А. А. Мальчевская
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар
Основной целью работы являлось определение диагностической значимости физиологических критериев функционального состояния центральной и вегетативной нервной систем в системе отставленного постнагрузочного контроля за спортсменами высокой и высшей квалификации, специализирующимися в гребле на байдарках и каноэ. Согласно полученным данным, наиболее высока диагностическая значимость следующих параметров: у лиц мужского и женского пола - индекс Кардю; у лиц мужского пола - преимущественно физиологические критерии функционального состояния вегетативного статуса (диастоли-
ческое артериальное давление, показатель колеблемости интервалов R-R в покое, различия между показателями колеблемости интервалов R-R в состоянии покоя и в ортостатической пробе, различия между индексами напряжения в состоянии покоя и в ортостатической пробе); у лиц женского пола - преимущественно психофизиологические показатели (показатель эмоциональной стабильности по тесту Люшера, показатель общей самооценки по тесту САН, показатель способности к преодолению стрессовых ситуаций по тесту Люшера).
Ключевые слова: высококвалифицированные гребцы на байдарках и каноэ, центральная и вегетативная нервная система, принципы оценки.