Научная статья на тему 'ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗОВ'

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая активность / сидячий образ жизни / сердечно-сосудистые заболевания / профилактика заболеваний / студенты / physical activity / sedentary lifestyle / cardiovascular diseases / disease prevention / students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е И. Теплухин, Е А. Митрохин, Д С. Юдин, А Ю. Самсонов, Е А. Самсонова

Малоподвижный образ жизни тесно связан с риском появления заболеваний, которые могут быть приобретены или обусловлены нехваткой физической активности. На сегодняшний день механизмы, которые опосредуют эти вопросы, до конца не изучены. Предполагается, что малоподвижный, особенно «сидячий» образ жизни изменяет ключевые гиподинамические, воспалительные и метаболические процессы, что приводит к ухудшению здоровья и общего самочувствия. В статье рассмотрены различные подходы (социальный, психологический, физический) и причины, связанные с уменьшением физической активности, способы предотвращения и общие рекомендации по уменьшению риска заболеваний. Авторами был проведен опрос, в котором приняли участие 150 студентов Сибирского института управления – филиала РАНХиГС 1 – 4 курсов обучения на протяжении всего 2019 – 2020 учебного года. В ходе анализа полученных результатов была отмечена одна из главных закономерностей: при снижении физической активности у обучающихся наблюдается ухудшение самочувствия, появление или обострение уже имеющихся заболеваний. Цель этого исследования состояла в выявлении причин снижения физической активности и малоподвижного поведения у обучающихся вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFERENTIATED APPROACH TO PHYSICAL ACTIVITY IN PREVENTION OF DISEASES OF STUDYING UNIVERSITIES

A sedentary lifestyle is strongly associated with the risk of diseases that may be acquired or due to lack of physical activity. To date, the mechanisms that mediate these issues have not been fully studied. It is assumed that a sedentary lifestyle alters key hypodynamic, inflammatory and metabolic processes, which leads to poor health and general well-being. The article examines different approaches (social, psychological, physical) and causes associated with reduced physical activity, ways to prevent and general recommendations for reducing disease risk. The authors conducted a survey in which 150 students of the Siberian Institute of Management (a branch of the RANEPA) of 1-4 years of study throughout the 2019/2020 academic year took part. During the analysis of the results, one of the main patterns is noted: with a decrease in physical activity, students show a deterioration in well-being, the appearance or exacerbation of already existing diseases. The purpose of this study is to identify reasons for the decrease in physical activity and sedentary behavior in university students.

Текст научной работы на тему «ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗОВ»

References

1. Vasil'eva V. E. Vrachebnyj kontrol' i lechebnaya fizkul'tura. Moskva: FiS, 2014.

2. Velichko V.K. Fizkul'tura bez travm. Moskva: Prosveschenie, 2015.

3. Grachev O.K. Fizicheskaya kul'tura: uchebnoe posobie dlya studentov medicinskih i farmacevticheskih vuzov. Moskva; Rostov-na-Donu, 2015.

4. Kakpredotvratit' travmy ot sporta i fizicheskih uprazhnenij. Available at: https://theconversation.com/how-to-prevent-injury-from-sport-and-exercise-68914

5. Demin D.F. Profilaktika sportivnogo travmatizma. Moskva: Fizkul'tura i sport, 2015.

6. Vajner 'E.N. Lechebnaya fizicheskaya kul'tura: uchebnik. Moskva: FLINTA: Nauka, 2011.

7. Yumashev G.S. Travmatologiya i ortopediya. Moskva: Medicina, 2015.

Статья поступила в редакцию 09.10.20

УДК 378.17

Teplukhin E.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), 'Head of Department of Physical Educaton, Siberian State University of Geosystems and Technologies (Novosibirsk, Russia);2 senior lecturer, Department of Physical Education and Sport, Siberian Institute of Management, Branch of Ranepa (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]

Mitrokhin E.A., postgraduate, Department of Physical Education and Sports, Siberian Institute, Branch of RANEPA (Novosibirsk); senior lecturer, Siberian State University of Geosystem and Technology, Graduate Institute of Physical Culture (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected] Yudin D.S., Head of Department of Physical Education and Sport, Siberian Institute of Management, Branch of Ranepa (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]

Samsonov A.Yu., senior lecturer, Department of Physical Education and Sport, Siberian Institute of Management, Branch of Ranepa (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]

Samsonova E.A., senior lecturer, Department of Physical Education and Sport, Siberian Institute of Management, Branch of Ranepa (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]

DIFFERENTIATED APPROACH TO PHYSICAL ACTIVITY IN PREVENTION OF DISEASES OF STUDYING UNIVERSITIES. A sedentary lifestyle is strongly associated with the risk of diseases that may be acquired or due to lack of physical activity. To date, the mechanisms that mediate these issues have not been fully studied. It is assumed that a sedentary lifestyle alters key hypodynamic, inflammatory and metabolic processes, which leads to poor health and general well-being. The article examines different approaches (social, psychological, physical) and causes associated with reduced physical activity, ways to prevent and general recommendations for reducing disease risk. The authors conducted a survey in which 150 students of the Siberian Institute of Management (a branch of the RANEPA) of 1-4 years of study throughout the 2019/2020 academic year took part. During the analysis of the results, one of the main patterns is noted: with a decrease in physical activity, students show a deterioration in well-being, the appearance or exacerbation of already existing diseases. The purpose of this study is to identify reasons for the decrease in physical activity and sedentary behavior in university students.

Key words: physical activity, sedentary lifestyle, cardiovascular diseases, disease prevention, students.

Е.И. Теплухин, канд. пед. наук, доц., зав. каф. физической культуры, Сибирский государственный университет геосистем и технологий, г. Новосибирск, доц. Сибирского института управления - филиала РАНХиГС, г. Новосибирск, E-mail: [email protected] Е.А. Митрохин, аспирант, институт физической культуры и спорта, Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул; ст. преп. Сибирского государственного университета геосистем и технологий, г. Новосибирск, доц. Сибирского института управления -филиала РАНХиГС, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

Д.С. Юдин, зав. каф. физического воспитания и спорта Сибирского института управления - филиала РАНХиГС, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

А.Ю. Самсонов, доц., Сибирский институт управления - филиала РАНХиГС, г. Новосибирск, E-mail: [email protected] Е.А. Самсоноеа, доц., Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗОВ

Малоподвижный образ жизни тесно связан с риском появления заболеваний, которые могут быть приобретены или обусловлены нехваткой физической активности. На сегодняшний день механизмы, которые опосредуют эти вопросы, до конца не изучены. Предполагается, что малоподвижный, особенно «сидячий» образ жизни изменяет ключевые гиподинамические, воспалительные и метаболические процессы, что приводит к ухудшению здоровья и общего самочувствия. В статье рассмотрены различные подходы (социальный, психологический, физический) и причины, связанные с уменьшением физической активности, способы предотвращения и общие рекомендации по уменьшению риска заболеваний. Авторами был проведен опрос, в котором приняли участие 150 студентов Сибирского института управления - филиала РАНХиГС 1 - 4 курсов обучения на протяжении всего 2019 - 2020 учебного года. В ходе анализа полученных результатов была отмечена одна из главных закономерностей: при снижении физической активности у обучающихся наблюдается ухудшение самочувствия, появление или обострение уже имеющихся заболеваний. Цель этого исследования состояла в выявлении причин снижения физической активности и малоподвижного поведения у обучающихся вуза.

Ключевые слова: физическая активность, сидячий образ жизни, сердечно-сосудистые заболевания, профилактика заболеваний, студенты.

Физическая культура является уникальной системой физического воспитания студентов вузов, которая обеспечивает их возможностью овладеть дополнительными двигательными умениями и навыкам, развить физическую форму и получить грамотное представление о физической и двигательной активности. Регулярные занятия физической культурой позволяют получать преимущества над теми, кто не занимается, например: профилактика воспалительных процессов и заболеваний, травматизма, безопасность жизнедеятельности и укрепление иммунитета, поддержание психического и физического состояния здоровья, мобильность и высокая работоспособность.

Программа физического воспитания - это то место, где студенты узнают обо всех преимуществах, полученных от физической активности, а также навыки, умения и знания, необходимые для полноценного удовлетворения физической активности в их жизни. Физическая активность относится к любым движениям тела, связанными с расходом энергии, и охватывает весь спектр от умеренных или энергичных упражнений до неинтенсивных (ходьба, общение с сокурсника-

ми, повседневные жизненные ситуации). Преимущества регулярного вовлечения в низкую, среднюю и активную физическую деятельность были очевидны в течение многих десятилетий в отношении профилактики различных заболеваний (сердечно-сосудистых, опорно-двигательного аппарата, психических, простудных и др.).

Данные последнего десятилетия указывают на то, что малоподвижный, «сидящий», пассивный образ жизни не является единственным медиатором здоровья и развития неинфекционных заболеваний. Недавние исследования представили доказательства того, что сидячий образ жизни (СОЖ) связан с негативными показателями здоровья. Более конкретно, эти исследования сообщают о связи между длительными периодами СОЖ и общей заболеваемостью и смертностью, что не может быть просто объяснено различиями в вовлечении активности низкой, средней или высокой интенсивности. Аналогичным образом исследования показали сопоставимую связь между СОЖ и развитием метаболических заболеваний (ожирение, метаболический синдром и сахарный диабет

2 типа) [1]. Следовательно, СОЖ стал критическим медиатором здоровья сам по себе.

В результате достижений в сфере развлечений и компьютерных технологий, а также растущей зависимости от интернет-технологий в учебной деятельности СОЖ в настоящее время является преобладающим поведением для значительной части обучающихся. Поэтому СОЖ является клинически значимой целью при изменении образа жизни.

На занятиях же по физической культуре необходимо не только обеспечить доступ к спортивным сооружениям и специальным образом оборудованному спортивному залу, но и крайне важно организовать учебный процесс [2].

На базе Сибирского института управления - филиала РАНХиГС был проведен опрос об образе жизни и причинах, приводящих к малоподвижному, «сидячему», пассивному образу жизни. В исследовании приняло 150 обучающихся разных курсов.

По мнению студентов вуза (рис. 1), причинная взаимосвязь между физической активностью и их малоподвижным поведением объясняется такими университетскими характеристиками (физическим подходом), как место жительства (25%), количество и качество спортивного оборудования в залах (20%), университетский образ жизни (23%), экзамены и академическое давление со стороны преподавателей (32%).

■ место жительства

■ спортивный инвентарь спортивные объекты

■ университетский образ жизни

зачетная и экзаменационная аттестация

1 взаимоотношение с 1111С

Рис. 1. Причины малоподвижного образа жизни студентов СИУ

Полученные результаты, как показал опрос, в большей степени связаны с переходом из средней школы в университет, который сопровождается нездоровыми изменениями в поведении, такими как снижение физической активности и усиление малоподвижного образа жизни. Что касается «сидячего» поведения, то исследование показало, что студенты тратят около восьми часов в день на «сидячую» деятельность, такую как учеба, просмотр телевизора, компьютерные игры и занятия, сидение и разговоры. Физическая активность и малоподвижный образ жизни оказывают существенное влияние на вес и общее состояние здоровья студентов. Большое количество литературы указывает на то, что более высокиеуровнифизическойактивности связаны с более ни зкими рискамидля здоровья(включая иибыточнуюмчссртечаи эмдоиеинные зоболеианиа). Нсмк но иеслсдментв фызчоесч^евттеноссо с маыыыспкздеемане пмсодечоекытдвф оыаэераксо сыюыыыба пдвеыыэвч, нчачсдсимо итэоющих сч нее и ифмеовне. Аса) лизнсеакчлччеюксе уэиные, №1 ллошоск выводу, вто фибтччсзачоктиваость с мaмнломасжеoыпысeдeаое эвфденвдвч знaчтодАсеoс стеыкли ак вое^рсруюо между мебоа. к ммсюс ывою пе вркле КЭ азест кдовуо ючихологмвомккго вддыоао ваммфонзсмн ае стоик обрагиоэ в ноюлнис зз аочирсетюк себя, сочка фиомвесзсю данных и мнения окружающих относительно форм тела (рис. 2). Так, например, озясв оЗучоющихся (та стосачмтею ссазй фигдоыыс ес ечыели лыоoыкысйн-еъ-еа ыacмышиым счоди своиходсмфупп^1^ков,^уыгая елсть псачнатыыьсoтсyрн стзим^рсий в вcнылокове нмефизкэеc-их ^ражнсазй внесыкoв)1ч%),aйoбыи оызвдюр нт°десты (ачсоч, сото^а oбъйвнвмы совч^^ кашслмсиы зеэгмыте-ср с другамистуденрами по пыиысрысвоаавысокорфнзии^с^^^К^ кысее-

гв,юмтные нaэyтлр в не учебного кампуса. В то же время другие (42%) хотели бы

■ не принятие, стеснение своего тела

■ отсутствие еаяыкыв правильного выполнения упражнений

Рис. 2. Психологические барьеры к активным занятиям физической культурой

увеличить количество занятий, понимая всю важность физической активности в сохранении здоровья, и только 6% отказались назвать свою причину нежелания заниматься физической культурой или спортом. По итогу видно, что помимо развития двигательных навыков и умений необходимо обращать внимание на психологические барьеры и стереотипы, с которыми сталкиваются обучающиеся при смене образовательной среды.

Для предотвращения увеличения заболеваемости среди студентов мероприятия в вузах должны быть направлены на увеличение физической активности и уменьшение «сидячего» поведения независимо друг от друга, где ведущую роль как наставника и пропагандиста активного образа жизни обязан взять на себя преподаватель.

Современные условия диктуют правила «пластичности». ППС должны теперь не только проводить активные, оздоровительные занятия по физической культуре с профессиональной направленностью на будущую деятельность студентов, но и все больше использовать в практике технические, интерактивные и цифровизированные средства обучения [3]. Сотрудничество также направлено на разрешение стрессовых стимулов, практикующих сосредоточение, развитие уверенности, улучшение эмоционального состояния [4], формирование внутренней мотивации. Понимание того, почему молодые люди не занимаются физической активностью и ведут малоподвижный образ жизни, необходимо также рассматривать с точки зрения социального аспекта, что важно для общих усилий, поощряющих более активный образ жизни. Студенты взаимодействуют в различных условиях (например, институт, рабочие места, дома, рестораны быстрого питания), которые, в свою очередь, находятся под влиянием других секторов (например, деканат, студенческая столовая, руководство института, правительство области и отношения и между ними). Таким образом, 28% обучающихся указали, что можно было бы включить необязательные спортивные мероприятия в расписание студентов. Кроме того, это позволяет им лучше узнать своих сокурсников, поэтому это также улучшает социальную сплоченность. Что касается «сидячего» образа жизни, то 34% посчитали, что, «делая занятия спортом более доступными и разнообразными, они будут проводить меньше времени на диване». Участники также добавили, что культурные мероприятия (такие как выставки и музеи) также должны поощряться. Также настоящее исследование показало, что социальная среда, влияющая на физическую активность студентов, включает родительский контроль и охватила 18% опрашиваемых. В то же время было установлено, что 20% опрошенных подвергнуты давлению сверстников, вследствие чего происходит моделирование поведения студентов как в сторону увеличения, так и понижения физической активности.

Минимальный порог физической активности, который может снизить риск заболеваний от различных причин, находится на уровне 2,5 - 5 ч. в неделю. Дальнейшее увеличение физической активности (ее продолжительности и/или интенсивности) приводит к еще большему снижению рисков. Физическая активность суммируется только в том случае, если она регулярна и имеет продолжительность более 10 мин. в день.

Регулярные физические нагрузки полезны большинству населения. Даже небольшая физическая активность способна снизить риск заболеваний от различных причин. Для достижения существенной пользы для здоровья физическую а^ир^сть необходимо выполнять регулярно и в течение продолжительных аыэиодэ в времени. Поэтому определяющей чертой физической активности, ко-рнрая отличает ее от других форм профилактического поведения в отношении здсчрвзя , является то, что она должна выполняться на частой основе (т.е. каж-ды й день или несколько раз в день), и эта поведенческая практика должна проис-рертав течение длительных периодов, в идеале - на протяжении всей жизни [5]. а юмду этого в современных телефонах встроены шагомеры, которые позволяют оценить уровень двигательной активности в день, общепринятой ежедневной серман я вляется 8 000 - 10 000 шагов в день.

После поступления в университет студенты постоянно сталкиваются с еноблемой выбора между всеми видами деятельности (включая физическую и ендсчую деятельность). Потребность в движении - одна из биологических осо-Пюс^!^^^й человеческого организма, которая играет важную роль в его жизне-меятельности [6]. В зависимости от графика учебной деятельности, а как часто бывает и работы, необходима определенная самодисциплина, чтобы быть физически активным. Во время этого процесса принятия решений студенты находятся под влиянием своей семьи и друзей, а также наличия и доступности спортивных объектов. Государственная политика в области высшего образования определяет социальный заказ на будущего специалиста и степень его физической готовности [7]. В свою очередь, выбор должен быть сделан в рамках конкретной университетской среды, такой как проживание в студенческом общежитии, периоды аттестаций, посещение учебных занятий.

Подводя итог, отметим, что успешная профилактика малоподвижного, «сидячего» образа жизни в первую очередь зависит от самих обучающихся, но социальная и образовательная среды должны направлять обучающихся, поддерживать и мотивировать на физическую активность. Мотивированность студентов вузов, по результатам исследования, заключается в способности услышать пожелания студентов и постараться совместить в учебном процессе требования и пожелания с сохранением здоровья каждого участника образовательного про-сесна с помощью применения и привлечения различных программ физического самосовершенствования, в т.ч. с использованием «гаджит»-приложений.

Библиографический список

1. Оуэн Н., Бауман А., Браун В. Слишком много сидя: новый и важный показатель риска хронических заболеваний. Br. J. Sports Med. 2019; № 43 (2).

2. Крайник В.Л., Митрохин Е.А. Индивидуализация на занятиях физической культурой в смешанных группах. Мир науки, культуры и образования. 2017; № 3 (64): 128.

3. Митрохин Е.А. Современное занятие по физической культуре в рамках инклюзивного обучения. Молодые ученые России: сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2020: 157 - 159.

4. Митрохин Е.А., Крыжановская О.О. Роль спортивного психолога в подготовке спортсменов. Интерэкспо Гео-Сибирь. 2018; № 6: 195 - 200.

5. Якушин С.С., Филиппов Е.В. Физическая активность и её значение для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/ fizicheskaya-aktivnost-i-ee-znachenie-dlya-profilaktiki-serdechno-sosudistyh-zabolevaniy

6. Митрохин Е.А., Антонов А.А. Влияние физической культуры и спорта на здоровье обучающегося. Актуальные вопросы образования. 2019; Т. 3: 79 - 82.

7. Ветков Н.Е. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Научная электронная библиотека «Киберленинка». Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/fizicheskaya-kultura-i-sport-kak-sotsialnye-fenomeny-obschestva-fizicheskaya-kultura-i-sportkak-sotsialnye-fenomeny-obschestva

References

1. Ou'en N., Bauman A., Braun V. Slishkom mnogo sidya: novyj i vazhnyj pokazatel' riska hronicheskih zabolevanij. Br. J. Sports Med. 2019; № 43 (2).

2. Krajnik V.L., Mitrohin E.A. Individualizaciya na zanyatiyah fizicheskoj kul'turoj v smeshannyh gruppah. Mirnauki, kul'tury iobrazovaniya. 2017; № 3 (64): 128.

3. Mitrohin E.A. Sovremennoe zanyatie po fizicheskoj kul'ture v ramkah inklyuzivnogo obucheniya. Molodye uchenye Rossii: sbornik statej II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Penza: MCNS «Nauka i Prosveschenie», 2020: 157 - 159.

4. Mitrohin E.A., Kryzhanovskaya O.O. Rol' sportivnogo psihologa v podgotovke sportsmenov. Inter'ekspo Geo-Sibir'. 2018; № 6: 195 - 200.

5. Yakushin S.S., Filippov E.V. Fizicheskaya aktivnost' i ee znachenie dlya profilaktiki serdechno-sosudistyh zabolevanij. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/fizicheskaya-aktivnost-i-ee-znachenie-dlya-profilaktiki-serdechno-sosudistyh-zabolevaniy

6. Mitrohin E.A., Antonov A.A. Vliyanie fizicheskoj kul'tury i sporta na zdorov'e obuchayuschegosya. Aktual'nye voprosy obrazovaniya. 2019; T. 3: 79 - 82.

7. Vetkov N.E. Fizicheskaya kul'tura i sport kak social'nye fenomeny obschestva. Nauchnaya 'elektronnaya biblioteka «Kiberleninka». Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ fizicheskaya-kultura-i-sport-kak-sotsialnye-fenomeny-obschestva-fizicheskaya-kultura-i-sportkak-sotsialnye-fenomeny-obschestva

Статья поступила в редакцию 09.10.20

УДК 37

Wu Siqi, postgraduate, Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

CHINESE ACCENT IN THE PRONUNCIATION OF RUSSIAN LATERAL CONSONANTS AND THE WAYS OF ITS ELIMINATION. The article studies problems of elimination of the Chinese accent in the pronunciation of Russian lateral consonants. The article deals with the characteristics of the pronunciation of lateral consonants in Russian and Chinese. The article reveals the similarity and difference between the Russian and Chinese lateral consonants on the basis of comparison of the Chinese and Russian phonetic systems. The article describes deviations and the reasons for the appearance of these deviations in the Chinese speakers' pronunciation when pronouncing the Russian lateral consonants in detail. The main reason for the appearance of deviations is emphasized, being the absence of velarization and palatalization of the Chinese lateral consonants. The findings help the author to work out methodological recommendations to improve pronunciation of the Russian lateral consonants by the Chinese students.

Key words: foreign accent, lateral consonants, Russian phonetics, Chinese phonetics, methodological recommendations, pronunciation correction.

У. Сыци, аспирант, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва, E-mail: [email protected]

КИТАЙСКИЙ АКЦЕНТ ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ РУССКИХ БОКОВЫХ СОГЛАСНЫХ И СПОСОБЫ ЕГО УСТРАНЕНИЯ

Данная статья посвящена проблемам работы над устранением китайского акцента при произношении русских боковых согласных. В статье рассматриваются артикуляционные характеристики боковых согласных в русском и китайском языках. Выявлено сходство и различие между боковыми согласными русского и китайского языков на основании сопоставления китайской и русской фонетических систем. Детально описаны отклонения и причины появления этих отклонений при произнесении боковых согласных в русской речи китайцев. Подчеркивается самая главная причина появления отклонений - отсутствие веляризации и палатализации у боковых в китайском языке. На основе проведенного анализа рекомендуются методические разработки для устранения иностранного акцента в этой области в китайской аудитории.

Ключевые слова: иностранный акцент, боковые согласные, русская фонетика, китайская фонетика, методические разработки, корректирование произношения.

Правильное русское произношение занимает важное место в обучении русскому языку как иностранному (РКИ). У китайских учащихся нередко возникает серьезная проблема с акцентом при произнесении русских боковых согласных. В данной статье рассмотрен китайский акцент в области произношения русских боковых согласных на основе сопоставления китайской и русской фонетических систем. Актуальность исследования определяется необходимостью методической разработки по коррекции произношения русских боковых согласных китайцев в курсах обучения звучащей речи в китайской аудитории. Теоретическая значимость работы заключается в том, что на основе данного исследования сделаны выводы об интерференции в речи иностранных учащихся при обучении русскому как иностранному. Практическая значимость статьи состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в преподавании звучащей речи в китайской аудитории.

Одной из важных и трудных задач в преподавании РКИ в китайской аудитории является обучение произношению русского твердого бокового согласного [л]. Основная причина появления акцента при произнесении русского бокового [л] - это «мнимое» сходство боковых согласных в русской и китайской фонетических системах. Иными словами, к числу звуков «мнимо» сходных можно отнести, например, русский и китайский смычные боковые [л] и [I]. По месту образования звук [л] в русском языке - переднеязычный зубной, а звук [I] в китайском языке - переднеязычный передненебный. Что касается артикуляции кончика языка,

следует отметить, что китайский [I] - апикальный, а русский [л] - ламинальный [1, с. 95]. В связи с этим уместно вспомнить известное положение Л.В. Щербы о том, что «особые трудности кроются даже не в тех звуках, которым нет аналогичных в родном языке учащегося, а как раз в тех, для которых в этом последнем имеются сходные звуки» [2, с. 128].

При произнесении русского переднеязычного бокового сонанта [л] «передняя часть языка вместе с кончиком упирается в верхние зубы, создавая преграду... струя воздуха выходит по бокам языка, края которого опускаются с одной или с двух сторон» [3, с. 126]. Средняя часть оказывается опущенной, однако задняя часть ее активна - она несколько поднята к мягкому небу [4, с. 152].

При произнесении китайского альвеолярного бокового [I] кончик языка упирается в верхние альвеолы, мягкое небо поднимается, поток воздуха заставляет колебаться голосовые связки и проходит через пространство с одной или с обеих сторон языка [5, с. 32].

Следует отметить, что самым трудным моментом при произнесении русского [л] для китайцев является дополнительная артикуляция веляризации. В отличие от китайского [I], русский твердый [л] имеет сильную веляризацию. Такое различие создает большие трудности для китайцев при произношении русского веляризованного [л]. Так что китайские учащиеся часто произносят китайский невеляризованный апикально-альвеолярный боковой [I] вместо русского веляризованного ламинально-зубного бокового [л].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.