Научная статья на тему 'Дифференцированное развитие координационных способностей баскетболистов 10-11 лет, с учетом типологических свойств их нервной системы'

Дифференцированное развитие координационных способностей баскетболистов 10-11 лет, с учетом типологических свойств их нервной системы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
673
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / БАСКЕТБОЛИСТ / ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Попереков Владислав Сергеевич, Лосин Борис Ефимович

В статье освещаются результаты исследования, посвященного выявлению эффективности дифференцированного развития координационных способностей баскетболистов 10-11 лет, с учетом типологических свойств их нервной системы. Показано, что применение разработанной экспериментальной методики дифференцированного развития координационных способностей приводит к существенным улучшениям показателей, как самих специфических координационных способностей, так и к улучшению эффективности соревновательной деятельности юных баскетболистов со «слабой» и «сильной» нервной системой по процессу возбуждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Попереков Владислав Сергеевич, Лосин Борис Ефимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Differential development of coordination abilities of basketball players aged 10-11 years, taking into account the typological properties of their nervous system

The article highlights the results of the scientific study on identifying the effectiveness of the differentiated development of coordination abilities of basketball players aged 10-11 years, taking into account the typological properties of their nervous system. It is shown that application of the developed experimental technique of the differentiated development of coordination abilities leads to significant improvements of the indicators, as specific coordination abilities, and to improvement of efficiency of competitive activity of young basketball players with "weak" and "strong" nervous system by the excitement process.

Текст научной работы на тему «Дифференцированное развитие координационных способностей баскетболистов 10-11 лет, с учетом типологических свойств их нервной системы»

ЛИТЕРАТУРА

1. Пузырь, Ю.П. Управление физическим воспитанием в образовательных учреждениях на основе мониторинга физического состояния : дис. ... канд. пед. наук / Ю.П. Пузырь. - М., 2006. - 265 с.

2. Пискун, О.Е. Физическая культура и непрерывный мониторинг психофизического состояния как средство адаптации студентов к обучению в вузе / О.Е. Пискун. - СПб. : Изд-во Политехи. ун-та, 2012. - 263 с.

REFERENCES

1. Puzir, Yu.P. (2006), Management of physical training in educational institutions on the basis of monitoring of a physical state, dissertation, Moscow.

2. Piskun, O. E. (2012), Physical culture and continuous monitoring of a psychophysical state as means of adaptation of students to training in higher education institution, publishing house St. Petersburg State Polytechnic University, St. Petersburg.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 22.04.2015.

УДК 796.323

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БАСКЕТБОЛИСТОВ 10-11 ЛЕТ, С УЧЕТОМ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ИХ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Владислав Сергеевич Попереков, соискатель,

Вятский государственный гуманитарный университет (ВятГГУ), г. Киров, Борис Ефимович Лосин, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье освещаются результаты исследования, посвященного выявлению эффективности дифференцированного развития координационных способностей баскетболистов 10-11 лет, с учетом типологических свойств их нервной системы. Показано, что применение разработанной экспериментальной методики дифференцированного развития координационных способностей приводит к существенным улучшениям показателей, как самих специфических координационных способностей, так и к улучшению эффективности соревновательной деятельности юных баскетболистов со «слабой» и «сильной» нервной системой по процессу возбуждения.

Ключевые слова: дифференциация, координационные способности, баскетболист, типологические свойства нервной системы, соревновательная деятельность.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.04.122.p151-156

DIFFERENTIAL DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES OF BASKETBALL PLAYERS AGED 10-11 YEARS, TAKING INTO ACCOUNT THE TYPOLOGICAL PROPERTIES OF THEIR NERVOUS SYSTEM

Vladislav Sergeevich Poperekov, the competitor, Vyatka State University of Humanities, Kirov, Boris Efimovich Losin, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The article highlights the results of the scientific study on identifying the effectiveness of the differentiated development of coordination abilities of basketball players aged 10-11 years, taking into ac-

count the typological properties of their nervous system. It is shown that application of the developed experimental technique of the differentiated development of coordination abilities leads to significant improvements of the indicators, as specific coordination abilities, and to improvement of efficiency of competitive activity of young basketball players with "weak" and "strong" nervous system by the excitement process.

Keywords: differentiation, coordination ability, basketball player, typological properties of the nervous system of competitive activities.

ВВЕДЕНИЕ

Баскетбол относят к виду сложно-координационных спортивных игр с большим количеством перемещений, физическим контактом в противоборстве с соперником, постоянной сменой игровых действий, осуществляемых в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, требуя от игроков высокого уровня развития координационных способностей [1, 3].

Одним из путей совершенствования подходов к развитию координационных способностей юных баскетболистов является применение дифференцированного подхода к выбору средств и методов учебно-тренировочного процесса, что создает условия для повышения эффективности их соревновательной деятельности [2]. В ряде исследований установлено, что природной основой координационных способностей являются задатки, под которыми, в том числе понимают типологические свойства нервной системы - сила, подвижность, уравновешенность нервных процессов [4, 6].

Вместе с тем, по итогам анализа литературных источников, посвященных спортивной подготовке юных баскетболистов, не выявлено научных исследований, предметом которых могло быть дифференцированное развитие координационных способностей баскетболистов 10-11 лет, с учетом типологических свойств их нервной системы. В связи с этим, задачей нашего исследования было разработать экспериментальную методику дифференцированного развития координационных способностей баскетболистов 10-11 лет, с учетом типологических свойств их нервной системы и проверить ее эффективность.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

С целью решения научной проблемы и теоретического обоснования методических подходов к содержанию экспериментальной методики дифференцированного развития координационных способностей баскетболистов 10-11 лет, с учетом типологических свойств их нервной системы, были смоделированы ее концептуальные основы - цель, задачи, принципы, представленные на рисунке 1.

Основными отличиями экспериментальной модели от общепринятой и действующей сегодня программы спортивной подготовки баскетболистов для ДЮСШ и СДЮСШОР являются:

1. Дифференциация баскетболистов 10-11 лет на подгруппы по «силе-слабости» нервной системы по процессу возбуждения;

2. Применение средств и методов дифференцированного развития «ведущих» и «дополнительных» специфических координационных способностей у юных баскетболистов, с учетом типологических свойств их нервной системы.

Для определения уровня развития координационных способностей у юных баскетболистов использовали специальную батарею тестов.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В таблице 1 и 2 показаны изменения средне групповых показателей специфических координационных способностей у баскетболистов 10-11 лет с сильной нервной системой (экспериментальная подгруппа-1 - ЭП-1) и контрольная подгруппа-1 - КП-1) и слабой нервной системой (экспериментальная подгруппа-2 - ЭП-2) и контрольная под-

группа-2 - КП-2) от начала к концу педагогического эксперимента.

Рис. 1. Экспериментальная модель системы спортивной подготовки баскетболистов 10-11 лет, с учетом типологических свойств их нервной системы (экспериментальная группа)

Из содержания таблицы 1 следует, что от начала к концу педагогического эксперимента произошли улучшения в ЭП-1 по семи из восьми показателей с достоверностью различий (Р<0,001). В КП-1 достоверные различия выявлены лишь в одном из восьми показателей (Р<0,001). Сравнение результатов тестирования специфических координационных способностей между ЭП-1 и КП-1 в конце педагогического эксперимента свидетельствует о более высоких показателях в ЭП-1, имеющих достоверные различия по всем восьми тестам (Р<0,05; 0,001).

Из таблицы 2 следует, что от начала к концу педагогического эксперимента произошли улучшения в ЭП-2 по семи из восьми показателей с достоверностью различий (Р<0,001). В КП-2 показателей, имеющихся достоверных различий не выявлено (Р>0,001).

Сравнение результатов тестирования специфических КС между ЭП-2 и КП-2 в конце педагогического эксперимента свидетельствует о более высоких показателях в ЭП-2, имеющих достоверные различия также по семи из восьми тестов (Р<0,05; 0,001).

По всей видимости, развитие баскетболистами экспериментальной группы, в первую очередь, «ведущих» специфических координационных способностей в содержа-

нии развивающего блока на каждом учебно-тренировочном занятии, оказывало положительное воздействие на повышение уровня координационных способностей в целом, в отличие от баскетболистов контрольной группы, которые занимались по общепринятой программе спортивной подготовки баскетболистов.

Таблица 1

Изменения среднегрупповых показателей специфических координационных

способностей в ЭП-1 и КП-1от начала к концу педагогического эксперимента (М±m)

Контрольные тесты (в усл. ед.) ЭП-1 (п=10) КП-1 (п=10) Сравнение данных по 1-критерию Стьюдента

Начало Конец Начало Конец

1 2 3 4 1 - 3 2 - 4

Быстроты простой двигательной реакции (Реакция-мяч) 112,5±0,8 104,9±1,1 111,5±0,9 111,0±0,8 1=0,82 Р>0,05 1=4,25 Р<0,001

t=5,38;Р<0,001 1=0,40; Р>0,05

Быстроты сложной двигательной реакции (Мяч-ноги-стена) 8,7±0,4 | 12,4±0,4 9,1±0,5 | 9,5±0,5 1=0,67 Р>0,05 1=4,86 Р<0,001

t=7,02;Р<0,001 1=0,61; Р>0,05

Скоростное ведение 100,4±1,1 | 91,3±0,7 101,4±1,2 | 100,2±1,1 1=0,62 Р>0,05 1=6,78 Р<0,001

t=7,17;Р<0,001 1=0,73; Р>0,05

Оценка временного интервала 0,9±0,3 | 3,7±0,2 1,1±0,1 | 2,3±0,12 1=0,75 Р>0,05 1=5,06 Р<0,001

1=8,40; Р<0,001 1=0,73; Р>0,05

Теппинг-тест для рук 2,5±0,3 | 4,6±0,2 2,6±0,2 | 3,1±0,2 1=0,3 Р>0,05 1=6,65 Р<0,001

1=6,34;Р<0,001 1=6,24;Р<0,001

Теппинг-тест для рук и ног 2,0±0,2 | 3,9±0,2 2,1±0,2 | 2,5±0,2 1=0,34 Р>0,05 1=5,42 Р<0,001

1=6,51;Р<0,001 1=1,55; Р>0,05

Доставание точки на щите 18,1±0,5 | 19,3±0,4 17,5±0,6 | 17,9±0,44 1=0,8 Р>0,05 1=2,52 Р<0,05

1=1,94; Р>0,05 1=0,57; Р>0,05

Ходьба по скамейке 5,6±0,1 | 5,2±0,1 5,7±0,1 | 5,6±0,1 1=0,59 Р>0,05 1=4,98 Р<0,001

1=4,79;Р<0,001 1=0,85; Р>0,05

Примечание: М - среднее арифметическое; т - ошибка среднего арифметического; 1 - показатель критерия Стьюдента; р - экспериментальный уровень значимости; р<0,05;0,001 - различия достоверны; р>0,05 - различия недостоверны; п - объем выборки.

Таблица 2

Изменения среднегрупповых показателей специфических координационных способностей в ЭП-2 и КП-2 от начала к концу педагогического эксперимента _(М±m)_

Контрольные тесты (в усл. ед.) ЭП-2 (п=10) КП-2 (п=10) Сравнение данных по 1-критерию Стьюдента

Начало Конец Начало Конец

1 2 3 4 1 - 3 2 - 4

Быстроты простой двигательной реакции (Реакция-мяч) 115,5±0,7 108,7±0,6 115,7±0,4 113,6±0,8 1=0,21 Р>0,05 1=5,11 Р<0,001

1=7,61; Р<0,001 1=2,08; Р>0,05

Быстроты сложной двигательной реакции (Мяч-ноги-стена) 8,5±0,5 | 14,1±0,7 8,8±0,4 | 9,2±0,5 1=0,51 Р>0,05 1=5,77 Р<0,001

1=6,77; Р<0,001 1=0,64; Р>0,05

Скоростное ведение 99,6±0,7 | 92,0±0,4 101,1± 1,4 | 99,9±1,0 1=1,12 Р>0,05 1=7,46 Р<0,001

1=9,45; Р<0,001 1=1,75; Р>0,05

Оценка временного интервала 0,9±0,3 | 2,7±0,2 1,2±0,1 | 1,6±0,2 1=0,93 Р>0,05 1=3,88 Р<0,001

1=4,88;Р<0,001 1=1,80; Р>0,05

Теппинг-тест для рук 2,0±0,2 | 5,2±0,3 2,8±0,2 | 2,9±0,4 1=1,13 Р>0,05 1=5,10 Р<0,001

1=9,30;Р<0,001 1=0,74; Р>0,05

Теппинг-тест для рук и ног 2,0±0,2 | 4,0±0,3 2,4±0,2 | 2,7±0,2 1=1,72 Р>0,05 1=4,11 Р<0,001

1=6,36;Р<0,001 1=1,27; Р>0,05

Доставание точки на щите 19,2±0,5 | 19,1±0,5 17,3±0,7 | 19,2±0,7 1=2,08 Р>0,05 1=0,12 Р>0,05

1=0,14; Р>0,05 1=1,89; Р>0,05

Ходьба по скамейке 5,5±0,1 | 5,1±0,1 5,6±0,1 | 5,5±0,1 1=1,34 1=4,63 Р>0,05 Р<0,001

1=5,14;Р<0,001 1=1,17; Р>0,05

Таким образом, выявлены значительные изменения показателей специфических координационных способностей, которые произошли как внутри подгрупп, так и в экспериментальной группе в сравнении с показателями баскетболистов контрольной группы от начала к концу педагогического эксперимента. Уровень развития специфических координационных способностей баскетболистов экспериментальной группы существенно

повысился и приблизился к норме[2, 5].

ВЫВОДЫ

1. В конце педагогического эксперимента у баскетболистов экспериментальной группы с «сильной» и «слабой» нервной системой произошли существенные изменения по семи из восьми показателей тестируемых координационных способностей (P<0,05);

2. Подтверждением эффективности применения экспериментальной методики служат результаты соревновательной деятельности в экспериментальной и контрольной группах. Так команда мальчиков ЭГ, в учебно-тренировочном процессе которой применялась экспериментальная методика дифференцированного развития специфических координационных способностей, заняла на Первенстве Кировской области 2-е место, тогда как команда мальчиков КГ, которая тренировалась в соответствии с содержанием типовой Программы спортивной подготовки по баскетболу для ДЮСШ и СДЮСШОР - лишь 8-е место.

Таким образом, применение разработанной экспериментальной методики дифференцированного развития координационных способностей приводит к существенным улучшениям показателей, как самих специфических координационных способностей, так и к улучшению эффективности соревновательной деятельности юных баскетболистов со «слабой» и «сильной» нервной системой по процессу возбуждения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лисица, А.В. Характеристика соревновательной деятельности юных баскетболистов различных игровых амплуа / А.В. Лисица // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2008. - № 11 (45). - С. 52-55.

2. Лосин, Б.Е. Комплексная оценка одаренности детей 7-8 лет в процессе начального отбора для занятий баскетболом с учетом биологического возраста / Б.Е. Лосин, Л.В. Копысова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2005. - Вып. 18. - С. 59-64.

3. Лосин, Б.Е. Структурирование педагогического базиса подготовки спортсменов игровиков на основе системного подхода / Б.Е. Лосин, Ю.М. Макаров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 8 (78). - С. 115-119.

4. Лубкин, Ю. В. Эффективность действий баскетболистов различного игрового амплуа в связи с типологическими особенностями свойств нервной системы : дис. ... канд. психол. наук : 13.00.04 / Лубкин Ю.В. - СПб., 2004. - 176 с.

5. Макаров, Ю. М. Методологические предпосылки формирования теории игровой спортивной деятельности / Ю.М. Макаров // Научно-педагогические школы университета : ежегодник / Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб., 2014. - С. 41-51.

6. Макаров, Ю.М. Педагогическое проектирование обучения индивидуальным защитным действиям с учетом типологических особенностей баскетболистов 16-18 лет / Ю.М. Макаров, Ал Тай Хусейн // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 8 (90). - С. 58-63.

REFERENCES

1. Lisitsa, A.V. (2008), "Characteristics of competitive activities of young basketball players of different playing roles", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 45, No. 11, pp. 52-55.

2. Losin, B.E. and Kopysova, L.V.(2005), "Comprehensive assessment of gifted children 7-8 years in the initial selection process for playing basketball with regard to biological age", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 18, pp. 59-64.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Losin, B.E. and Makarov, Yu.M. (2011), "Structuring of pedagogic basis of preparation of sportsmen of players on the basis of system approach", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 78, No. 8, pp. 115-119.

4. Lubkin, Y. (2004), The Effectiveness of basketball players of different playing position in connection with the typological properties of the nervous system, dissertation, St. Petersburg.

5. Makarov Yu.M. (2014), "Methodological background of the formation of the theory's sports activity", Scientific-pedagogical school of the University, Yearbook, Lesgaft University, St. Petersburg.

6. Makarov, Yu.M. and Hussein, Al-Tai (2012), "Pedagogical design of learning personal protective actions taking into account the typological features of basketball players 16-18 years", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol.8 (90). - C. 58-63.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 13.04.2015.

УДК 796:612

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ Н-РЕФЛЕКСА СПОРТСМЕНОВ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ ТРЕНИРОВОК

Ирина Евгеньевна Попова, кандидат биологических наук, доцент,

Александр Владимирович Сысоев, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный институт физической культуры (ФГБОУ ВПО «ВГИФК»)

Аннотация

Показано, что специфика спортивной деятельности определяет характер функциональной перестройкой нервно-мышечного аппарата нижних конечностей, которая направлена на изменение возбудимости пула мотонейронов, их синхронизации и количества двигательных единиц, участвующих в возбуждении и сокращении мышц. В результате адаптационных изменений нейромоторно-го аппарата к специфическим физическим нагрузкам не изменяется скорость проведения импульса по дуге Н-рефлекса.

Ключевые слова: Н-рефлекс, возбудимость мотонейронов, виды спорта, нервно-мышечный аппарат.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.04.122.p156-159

FUNCTIONAL CHARACTERISTICS OF H-REFLEX OF ATHLETES SPECIALIZING IN DIFFERENT SPORTS WITHIN ANNUAL TRAINING CYCLE

Irina Eugenievna Popova, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Alexander Vladimirovich Sysoyev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Voronezh State Institute of Physical Training, Voronezh

Annotation

The specificity of sports activity was proved to determine the nature of the functional reorganization of the lower limb neuromuscular system, which is aimed at changing the excitability of motoneuron pool, their synchronizing and changing the number of motor units involved in muscle excitation and contraction. Adaptive changes in the neuromotor system related to the specific physical loads do not cause alternations in the impulse conduction velocity in the H-reflex arc.

Keywords: H-reflex, excitability of motor neurons, sports, neuromuscular system.

ВВЕДЕНИЕ

Приспособление к мышечной деятельности при спортивной подготовке представляет собой сложный многоуровневый процесс, затрагивающий нейрональные механизмы управления адаптивными реакциями. В результате постоянных занятий спортом достигается очень тонкая настройка регуляции выполнения двигательного акта, полностью соответствующая необходимым двигательным задачам [1, 5].

При этом изучение особенностей функционирования нервно-мышечного аппарата под влиянием специфической спортивной деятельности способствует более детальному анализу механизмов развития адаптационных процессов в нейромоторной системе спортсменов, а также их возможной перестройки под влиянием факторов, сопряженных с выполнением различной по объему физической нагрузки [3, 7]. Известно, что функциональное состояние нейромоторного аппарата обусловливает уровень рефлекторной возбудимости а-мотонейронов скелетных мышц [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.