8. Зайцева В.В., Сонькин В.Д. Компьютерные консультации по оздоровительной физкультуре // Теор. и практ. физ. культ. - 1990. - № 7. - С. 46-50.
9. Информатизация отрасли «Физическая культура и спорт» и экспертные технологии (Сообщение первое) / Л.А. Хасин [и др.] // Теор. и практ. физ. культ., 2001, № 4. - С. 7-11.
10. Информатика: учебник / под ред. проф. Н.В. Макаровой. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 768 с.
11. Ипполитов Ю.А. Обучение гимнастическим упражнениям на основе их моделирования // Теор. и практ. физ. культ. - 1997. - № 11. - С. 55-57.
12. Классификация физических нагрузок в теории физической подготовки / Селуянов В.Н. и др. // Теор. и практ. физ. культ. - 1991. - № 12. - С. 2-8.
13. Комарова А.В., Аксенов М.О. Деятельность научной лаборатории инновационных технологий подготовки спортсменов (НЛ ИТПС) при ГОУ ВПО «Бурятский государственный университет» // Медико-биологическое обеспечение спорта высших достижений: материалы всерос. науч.-практ. конф. 24-25 мая 2011 г. - Казань, 2011. - С. 59-61.
14. Ливицкий А.Н., Факторович Л.М. О некоторых аспектах компьютеризации физкультурных вузов // Теор. и практ. физ. культ. - 2007. - № 3-4. - С. 22-24.
15. Лоош Э. Трек-метод в диагностике и тренировке психомоторно-координационных способностей в санном спорте и бобслее // Теор. и практ. физ. культ. - 1997. - №5. - С. 23-26.
16. Нестеров А.А., Сидоров А.А. Компьютеризация в учебно-воспитательном процессе физкультурных вузов // Теор. и практ. физ. культ. - 2002. - № 10. - С. 21-23.
17. Основные направления применения вычислительной техники в физической культуре и спорте /
В.В. Тимошенков [и др.] // Теор. и практ. физ. культ.
- 1993. - № 1. - С. 40-41.
18. Пилоян Р.А. Узловые вопросы многолетней подготовки борцов (методическое пособие). - М.: МОГИФК, 2002. - 28 с.
19. Применение компьютера в судействе соревнований /А.В. Макаров, А.А. Михонин, Т.Н. Михо-нина и др. // Теор. и практ. физ. культ. - 1989. - №11.
- С. 54-55.
20. Пути внедрения АСУ и вычислительной техники в процесс физического воспитания студентов /
Н.Г. Скачков и др. // Теор. и практ. физ. культ. - 1989.
- № 11. - С. 54-55.
21. Розин Е.Ю. Компьютерная реализация педагогической диагностики и контроля за физическим состоянием и специальной подготовленностью спортсмена // Теор. и практ. физ. культ. - 1995. - № 3.
- С. 19-22.
22. Селуянов В.Н., Мякинченко Е.Б., Сарсания
С.К. Направление развития теории оздоровительной физической культуры // Теор. и практ. физ. культ. -1994. - № 5-6. - С. 2-6.
23. Селуянов В.Н., Мякинченко Е.Б., Тураев В.Т. Биологические закономерности в планировании физической подготовки спортсменов // Теор. и практ. физ. культ. - 1993. - № 7. - С. 29-33.
24. Сонькин В.Д., Зайцева В.В. Валеологический мониторинг детей и подростков // Теор. и практ. физ. культ. - 2002. - № 7. - С. 10-12.
25. Сонькин В.Д. Проблема оценки физической работоспособности // Вестник спортивной науки. -2010. - № 2. - С. 37-42.
26. Спортивная борьба: актуальные вопросы тео-
рии и практики / ред. С.В. Калмыков. - Улан-Удэ: БГУ, 2001. - С. 54-68. .
27. ЦКЬ:Ы1р://тс'тс^^сс1иЬ.сотМйу/&ее51у1е.5Йт1
28. иКЬ: http://www.wrestrus/ru
Гулгенов Цыденжап Бальжинимаевич, доцент, кафедра физического воспитания БГУ, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а.
Комарова Анна Владимировна, ст. преподаватель, кафедра физического воспитания БГУ, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а.
Гаськов Алексей Владимирович, доктор педагогических наук, профессор зав. кафедры ТФК БГУ, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. Тел. 8(3012)216989, 8-902-564-53-22. E-mail: [email protected]
Gulgenov Tsydenzhap Balzhinimaevich, associate professor, department of physical education, Buryat State University.
Komarova Anna Vladimirovna, senior lecturer, department of physical education, Buryat State University, e-mail: [email protected]
Gaskov Aleksey Vladimirovich, doctor of pedagogical sciences, professor, head of the department of theory of physical culture, Buryat State University, Ulan-Ude. 8(3012)216989, 8-902-564-53-22. E-mail: [email protected]
УДК 796.32 © О. С. Доржиева
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ КРОВООБРАЩЕНИЯ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Современный уровень спортивных достижений чрезвычайно высок, в связи с чем интенсивные тренировочные режимы и соревновательные циклы способны стать факторами риска развития патологии кардио-респираторной системы: вызвать нарушения функции дыхательной системы, лимитировать физическую активность за счет развития бронхиальной обструкции, сердечной аритмии, артериальной гипоксимии.
Ключевые слова: волейбол, оценка, функциональное состояние аппарата внешнего дыхания, этап начальной подготовки.
O.S. Dorzhieva
DIFFERENTIATED EVALUATION OF EXTERNAL RESPIRATION STATUS OF VOLLEYBALL PLAYERS WITH A DIFFERENT TYPE OF BLOOD CIRCULATION AT THE STAGE OF INITIAL TRAINING
The modern level of sports achievements is extremely high, that is why the intensive training modes and emulative cycles can be factors of risk of development of cardio-respiratory system pathology: they can cause disturbance of the function of respiratory system, limit physical activity due to development of bronchial obstruction, cardiac arrhythmia, arterial hypoxemia.
Keywords: volleyball, evaluation, functional condition of a system of external respiration, stage of initial training.
В настоящее время приоритетной задачей современного государства является развитие и совершенствование охраны здоровья подрастающего поколения (Давыдов В.Ю., Шмар дин А.И., 2004 и др). Особый интерес представляет состояние здоровья юных спортсменов, в частности, занимающихся волейболом, который был и остается одним из самых массовых видов спорта в нашей стране, однако, по мнению специалистов, продуктивность работы ДЮСШ, занимающихся подготовкой волейболом высокой квалификации, остается весьма низкой (Гакаме Р.М., 1995; Золотарев А.П., 1994; Зоткин В.Н., 2006).
Достижение спортивного мастерства в юношеском возрасте обусловлено оптимизацией контроля учебно-тренировочного процесса и управлением этим процессом на основе адекватной оценки состояния органов и систем, определяющих и лимитирующих общую и специальную работоспособность. Изучение функционального состояния аппарата внешнего дыхания является одной из важных методик в системе врачебно-педагогического контроля при подготовке спортсменов как массовых разрядов, так и высококвалифицированных.
Из года в год актуальна тема научного обоснования системы занятий волейболом с физиологических позиций на предмет оздоровления детей и подростков. Анализ литературных источников выявил, что ранее научные исследования были направлены в основном на оценку состояния кардиореспираторной системы в условиях относительного покоя (Голомазов С.В., 2002) и на возрастную динамику адаптации сердечно-сосудистой и дыхательной систем к физической нагрузке в различных зонах мощности (Ашмарин Д.В., 2006; Люкшинов Н.М., 2006).
Тренировочные нагрузки юных волейболистов регионов Сибири, проходящие в условиях
резко континентального климата, могут привести к снижению адаптационных возможностей системы дыхания. Поскольку детский организм весьма чувствителен к любым изменениям экологической обстановки, диагностика адаптационных возможностей организма с учетом конкретных влияний окружающей среды делает социально-гигиенический мониторинг эффективным средством сохранения и укрепления здоровья. С учетом того, что современный уровень спортивных достижений чрезвычайно высок, интенсивные тренировочные режимы и соревновательные циклы способны стать фактором риска развития патологии кардиореспираторной системы: вызвать нарушения функции дыхательной системы, лимитировать физическую активность за счет развития бронхиальной обструкции, сердечной аритмии, артериальной ги-поксимии.
Использование выбранной методики обосновывается простотой и доступностью диагностики, которая не требует дорогостоящего оборудования и работы высококвалифицированных медицинских работников. В данном исследовании мы ограничились возможностями врача ДЮСШ. Тесты и функциональные пробы являются общепринятыми и апробированы большим кругом исследователей в практике спортивной медицины.
Исследование системы внешнего дыхания включало определение ряда показателей, характеризующих вентиляцию легких:
1. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) с помощью сухого или электрического спирометра (по стандартной методике).
2. Расчет жизненного индекса (ЖИ), более точно отражающего функциональные возможности внешнего дыхания, по формуле:
ЖИ= ЖЕЛ (мл/кг). масса
При наличии пневмотахометра или спирографа определялось состояние бронхиальной проходимости дыхательной мускулатуры по стандартным методикам:
1. Определение максимальной объемной скорости потока воздуха при вдохе и выдохе (мощность форсированного вдоха и выдоха).
2. Для определения устойчивости организма к кислородной недостаточности использовали функциональные гипоксические пробы Штанге (продолжительность задержки дыхания на высоте вдоха) и Генчи (продолжительность задержки дыхания на высоте выдоха) в условиях относительного покоя (по общепринятым методикам).
3. Для комбинированной оценки функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем рассчитывали циркулярно-респираторный коэффициент Скибински:
ЦРКС= ЖЕЛ х ПЗДх 10, где ЧСС
ЖЕЛ - жизненная емкость легких (Л);
ПЗД - продолжительность задержки дыхания на вдохе (с);
ЧСС - частота сердечных сокращений в покое в 1 минуту.
Изучение возрастных особенностей развития основных показателей функции внешнего дыхания дало возможность модифицировать шкалы
дифференцированной оценки изучаемых показателей внешнего дыхания с учетом возрастных особенностей и типа кровообращения юных спортсменов 11-12 лет для волейболистов этапа начальной подготовки. В данном методе оцениваются наиболее значимые показатели, которые характеризуют дыхательную функцию:
1) объемные параметры легких - ЖЕЛ, ЖИ (табл. 1, 2);
2) функциональное состояние дыхательной мускулатуры и бронхиальной проходимости по данным пневмотахометрии на вдохе и выдохе (ПТМ вдоха) (табл. 3, 4);
3) устойчивость организма к гипоксии -пробы Штанге и Генчи (табл. 5, 6);
4) циркуляторно-респираторный показатель Скибински (ЦРПС) (табл. 7).
Таблица 1
Шкала оценки уровня ЖЕЛ (мл) волейболистов этапа начальной подготовки с разным типом кровообращения
Типы кровообращений Оценка 11-12 лет
ГГК 1 1760 и <
2 1770 - 1900
3 1901 - 2200
4 2201 - 2350
5 2351 и >
ЭТК 1 1800 и <
2 1801 - 1950
3 1951 - 2240
4 2241 - 2020
5 2021 и >
ГрТК 1 1500 и <
2 1501 - 1750
3 1751 - 2060
4 2061 - 2230
5 2231 и >
Таблица 2
Шкала оценки уровня ЖИ (усл. ед.) волейболистов этапа начальной подготовки с разным типом кровообращения
Типы кровообращений Оценка 11-12 лет
ГКТ 1 40,7 и <
2 40,8 - 43
3 43,1 - 48,6
4 48,7 - 51,4
5 51,5 и >
ЭГК 1 42,0 и <
2 42,1 - 47,0
3 47,1 - 57,1
4 57,2 - 62,0
5 62,1 и >
ГрТК 1 45,0 и <
2 45,1 - 50,0
3 50,1 - 60,0
4 60,1 - 66,0
5 66,1 и >
Таблица 3
Шкала оценки мощности форсированного ПТМ вдоха волейболистов этапа начальной подготовки с разным типом кровообращения
Типы кровообращений Оценка 11-12 лет
ГГК 1 2,3 и <
2 2,4 и 2,8
3 2,9 и >
ЭТК 1 2,4 и <
2 2,5 - 3,0
3 3,1 и >
ГрТК 1 2,2 и <
2 2,3 - 2,7
3 2,8 и >
Таблица 4
Шкала оценки мощности форсированного ПТМ выдоха волейболистов этапа начальной подготовки с разным типом кровообращения
Типы кровообращений Оценка 11-12 лет
ГТК 1 2,0 и <
2 2,1-2,5
3 2,6 и >
ЭТК 1 2,2 и <
2 2,3-2,8
3 2,9 и >
ГрТК 1 2,0 и <
2 2,1-2,4
2 2,5 и более
Таблица 5
Шкала оценки произвольной задержки дыхания на вдохе (проба Штанге, с) юных волейболистов с разным типом кровообращения
Типы кровообращений Оценка 11-12 лет
ГГК 1 69 и <
2 70-78
3 79 и >
ЭТГ 1 69 и <
2 70-79
3 80 и >
ГрТК 1 79 и <
2 80-89
3 90 и >
Таблица 6
Шкала оценки произвольной задержки дыхания на выдохе (проба Генчи, с) юных волейболистов с разным типом кровообращения
Типы кровообращений Оценка 11-12 лет
ГГК 1 21 и <
2 22-30
3 31 и >
ЭТК 1 18 и <
2 19-29
3 30 и >
ГрТК 1 19 и <
2 20-29
3 30 и >
Таблица 7
Шкала оценки индекса Скибински (усл. ед.) волейболистов этапа начальной подготовки с разным типом кровообращения
Типы кровообращений Оценка 11-12 лет
ГГК 1 9,0 и <
2 9,1-12,4
3 12,5-17,5
4 17,6-20,1
5 20,2 и >
ЭГК 1 7,5 и <
2 7,6-10,2
3 10,3-15,8
4 15,9-18,4
5 18,5 и >
ГрГК 1 5,9 и <
2 6,0-9,1
3 9,2-15,7
4 15,8-19,0
5 19,1 и >
Для проведения комплексной оценки функ- функциональный уровень состояния внешнего
ционального состояния внешнего дыхания сум- дыхания (табл. 8).
мировали полученные баллы и определили
Таблица 8
Комплексная оценка функционального состояния внешнего дыхания волейболистов этапа начальной подготовки
Функциональный уровень
Показатели ниже среднего средний выше среднего
Объемные показатели: 1. ЖЕЛ 1 или 2 3 4 или 5
2. ЖИ 1 или 2 3 4 или 5
Состояние дыхательной мускулатуры и бронхиальной проходимости: 3. ПТМ вдох 4. ПТМ выдох 1 2 3
1 2 3
Переносимость гипоксии: 5. Проба Штанге 1 2 3
6. Проба Генчи 1 2 3
7. ЦРКС 1 или 2 3 4 или 5
Общая оценка уровня внешнего дыхания 7 - 10 11-17 18-27
(сумма баллов)
После определения функционального уровня состояния внешнего дыхания юных волейболистов мы делали заключения. Волейболистам с функциональным состоянием внешнего дыхания ниже среднего уровня рекомендуется осмотр врача (педиатра, ЛОРа) для того, чтобы выявить, не связано ли это с наличием заболеваний дыхательных путей (обструктивные, реструктивные нарушения вентиляции). При наличии заболевания следует отстранить юного волейболиста от тренировок и проводить лечение основного заболевания, где занятия проводятся с использованием упражнений на развитие дыхательной мускулатуры и в большей мере упражнения аэробной направленности при контроле за состоянием кардиореспираторной системы.
Таким образом, при использовании дифференцированной оценки состояния внешнего дыхания волейболистов этапа начальной подготовки с разным типом кровообращения, можно подобрать индивидуально-типологический подход к оценке состояния функции внешнего дыхания каждого юного спортсмена, что в дальнейшем будет влиять на его уровень овладения мастерством.
Предлагаемая дифференцированная методика оценки состояния внешнего дыхания волейболистов этапа начальной подготовки с различным типом кровообращения может быть использована на всех этапах спортивного онтогенеза для:
1) проведения этапного врачебно-
педагогического контроля в учебнотренировочном процессе;
2) подбора адекватного индивидуального режима для детей с разным уровнем функционирования дыхательной системы;
3) выявления юных спортсменов с серьезными отклонениями в состоянии здоровья и своевременного направления на дополнительное медицинское обследование и лечение.
Литература
1. Ашмарин Д.В. Особенности адаптационных процессов у юных футболистов 11-16 лет: автореф. дис. ... канд. биол. наук. - Челябинск, 2006. - 24 с.
2. Белоцерковский З.Б. Эргометрические и кардиологические критерии физической работоспособности у спортсменов. - М.: Советский спорт, 2005. -312 с.
3. Быков Е.В., Исаев А.П., Сашенков С.А. Спорт и кровообращение: Возрастные аспекты. - Челябинск: Интерполиарт и К, 1998. - 64 с.
4. Дембо А.Г., Земцовский Э.В. Спортивная кардиология. - Л.: Медицина, 1989. - 22 с.
5. Корнеева И.Т. Сердечная деятельность и вегетативный статус у юных спортсменов: автореф. дис.
. канд. мед. наук. - М., 1998. - 24 с.
6. Макарова Г.А., Якобашвили В.А. О принципах оценки медико-биологических критериев функционального состояния организма спортсменов // Теория и практика ФК. - 1991. - № 12. - С. 8-10.
7. Дифференцировочная оценка кардиореспира-торной системы детей и подростков с нарушением
зрения / Макарова И.М. [и др.]. - Омск: Изд-во Сиб-ГУФК, 2007. - 48 с.
8. Муклушкина О.Ю. Состояние здоровья и санитарно-эпидемиологическая характеристика условий воспитания и обучения детей и подростков в Российской Федерации // Здоровье населения и среда обитания. - 2003. - №9. - С. 1-2.
9. Миханов И.А. Типы кровообращения и их оценка у юных спортсменов: автореф. дис. . канд. мед. наук. - СПб., 1991. - 26 с.
10. Савицкий Н.Н. Биофизические основы кровообращения и клинические методы изучения гемодинамики. - М.: Медицина, 1974. - 210 с.
11. Хаматова Р.М. Типологические особенности кровообращения у детей 8-16 лет: автореф. дис. . канд. биол. наук. - Казань, 2000. - 24 с.
12. Харитонова Л.Г., Соломка Т.Н., Лазарева Л.А. Комплексная оценка кардиореспираторной системы и уровня физической работоспособности юных футболистов с учетом возраста и типа кровообращения. - Омск: Изд-во СибГУФК, 2008. - 42 с.
Доржиева Ольга Сергеевна, аспирант кафедры теории физической культуры Бурятского государственного университета, 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, тел. 89148493638.
Dorzhieva Olga Sergeevna, postgraduate student, department of the theory of physical culture, Buryat State University, 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24а, ph. 89148493638.
УДК 796.325
© О.С. Доржиева, Г.Я. Галимов
ТЕХНОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ АЭРОБИКИ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 11-12 ЛЕТ
Результаты исследования, представленные в статье, свидетельствуют о том, что применение аэробики в учебно-тренировочном процессе волейболистов 11-12 лет на начальном этапе подготовки оказывает положительное влияние на показатели физической, координационной и технической подготовленности. Разработанные блоки упражнений позволяют в более короткие сроки улучшить освоение технических элементов волейбола на начальном этапе подготовки, от которых в дальнейшем будет зависеть проявление высокого технического мастерства.
Ключевые слова: аэробика, технические действия, этап начальной подготовки, техническая подготовленность, координационная подготовленность, физическая подготовленность.
O.S. Dorzhieva, G.Ya. Galimov
TECHNOLOGY OF AEROBICS APPLICATION IN THE ACADEMIC AND TRAINING PROCESS OF VOLLEYBALL PLAYERS AT THE AGE OF 11-12
Results of the researches presented in the article testify that application of aerobics in the academic and training process of volleyball players at the age of 11-12 on the initial stage of training influences positively on the indexes of physical, coordinating and technical preparedness. The worked out blocks of exercises allow in short terms to improve mastering volleyball technical elements on the initial stage of training; further on demonstration of high-class technical mastery will depend on them.
Keywords: aerobics, technical actions, stage of initial training, technical preparedness, coordinating preparedness, physical preparedness.
В настоящее время существует практическая потребность в более совершенных технологиях подготовки спортивного резерва волейболистов, заставляющая искать новые пути модернизации учебно-тренировочного процесса на начальном этапе подготовки [5].
Волейбол характеризуется постоянно возникающими неожиданными ситуациями, требующими проявления быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственно-временной точности [2]. Все эти характеристики специалисты связывают с проявлением координационных способностей, которые
являются одним из ведущих для волейболистов (Ю.В. Менхин, 1985; Л.Г. Майорова, 1988; В.И. Лях 1988, 1989, 1998; А.В. Лагутин, 1996; О.В. Бегун, 2006; А.А. Гурьев, 2010; А.Ф. Акулич, 2011).
По мнению Ж.Г. Холодова и В.С. Кузнецова (2000), эффективным для повышения уровня координационной подготовленности является использование упражнений с повышенным потреблением кислорода как средство оптимизации аэробных возможностей организма и повышения уровня основных физических качеств. Ряд ученых отводит важное место для повышения уровня координационных способностей