Научная статья на тему 'ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ'

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дифференцированные инструкции / требования / образовательные стандарты / уровень подготовленности / процесс проведения / стили обучения / разнородные учащиеся / точно дифференцированные / классные аналоги / понимание. / differentsial ko'rsatmalar / talablar / ta'lim standartlari / tayyorgarlik darajasi / o'tkazish jarayoni / o'qitish uslublari / talabalar xilma-xilligi / aniq farqlangan / sinfdoshlar / tushunish

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ягьяева Эльвина Бахтияровна

В статье раскрывается значение дифференцированного обучения в организации самостоятельной работы студентов, которое привлекает внимание всё большего количества педагогов по всей стране, поскольку они работают над тем, чтобы все учащиеся отвечали/соответствовали требованиям государственных образовательных стандартов, что позволяет преподавателям стать более компетентными в обучении, планировании, которое имеет значение для каждого студента в его представлении изучаемого материала, независимо от уровня готовности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ягьяева Эльвина Бахтияровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFERENTSIATSIYA TALABLARNING MUSTAQIL ISHINI SAMARALI TASHKIL ETISHI SHARTI SIFATIDA

Maqolada differentsiatsiya (tabaqalashtirilgan yo‘riqnomalarning) talabalarning mustaqil ishlarini tashkil etishdagi ahamiyati ochib berilgan, chunki ular barcha talabalarni tayyorgarlik darajasidan qat'iy nazar Davlat ta’lim standartlari talablari sari ilg‘or bo‘lishini ta’minlashga harakat qilishlari bilan butun mamlakat bo‘ylab ko‘plab o‘qituvchi-pedagoglarning e’tiborini tortdi

Текст научной работы на тему «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ»

г

v.

Ягьяева Эльвина Бахтияровна,

докторант Ферганского государственного университета, преподаватель кафедры узбекского языка и обучения языкам Ферганского политехнического института

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

УДК: 378.147.88 DOI: 10.34920/SO/VOL_2023_ISSUE_7_3

ЯГЬЯЕВА Е.Б. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

В статье раскрывается значение дифференцированного обучения в организации самостоятельной работы студентов, которое привлекает внимание всё большего количества педагогов по всей стране, поскольку они работают над тем, чтобы все учащиеся отвечали/соответствовали требованиям государственных образовательных стандартов, что позволяет преподавателям стать более компетентными в обучении, планировании, которое имеет значение для каждого студента в его представлении изучаемого материала, независимо от уровня готовности.

Ключевые слова и понятия: дифференцированные инструкции, требования, образовательные стандарты, уровень подготовленности, процесс проведения, стили обучения, разнородные учащиеся, точно дифференцированные, классные аналоги, понимание.

YAGYAYEVA E.B. DIFFERENTSIATSIYA TALABLARNING MUSTAQIL ISHINI SAMARALI TASHKIL ETISHI SHARTI SIFATIDA

Maqolada differentsiatsiya (tabaqalashtirilgan yo'riqnomalarning) talabalarning mustaqil ishlarini tashkil etishdagi ahamiyati ochib berilgan, chunki ular barcha talabalarni tayyorgarlik darajasidan qat'iy nazar Davlat ta'lim standartlari talablari sari ilg'or bo'lishini ta'minlashga harakat qilishlari bilan butun mamlakat bo'ylab ko'plab o'qituvchi-pedagoglarning e'tiborini tortdi.

Tayanch so'z va tushunchalar: differentsial ko'rsatmalar, talablar, ta'lim standartlari, tayyorgarlik darajasi, o'tkazish jarayoni, o'qitish uslublari, talabalar xilma-xilligi, aniq farqlangan, sinfdoshlar, tushunish.

YAGYAEVA E.B. DIFFEREENTIATION AS A CONDITION FOR EFFECTIVE ORGANIZATION OF STUDENTS' INDEPENDENT WORK

The article reveals the importance of Differentiated Instructions in organizing of students' independent work has captured the attention of many educators across the country as they work to ensure that all learners will progress toward the requirements of State educational standards that allows teachers to become more adept at planning instruction that is meaningful to every learner in their representation regardless of readiness level.

Key words and concepts: differentiated Instructions, requirements, educational standards, readiness level, process of conducting, teaching styles, diverse students, precisely differentiated, classroom counterparts, understanding.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2023, 7 (128)

06182188

Введение. В процессе преподавания иностранного языка преподаватели сталкиваются с обучающимися с разным уровнем владения языка, с индивидуальными учебными предпочтениями, интересами и способностями. Это, в свою очередь, усложняет процесс удовлетворения потребностей каждого обучающегося в языковом классе и процесс проведения эффективного урока, который может вовлечь в процесс всех учащихся. Следовательно, преподаватели стараются использовать различные методы и стратегии, для получения наибольшей пользы всеми учащимися во время обучения.

Естественно что, у учащихся разные стили обучения, навыки и сильные стороны, и они по-разному реагируют на разные стили и содержание обучения. Дифференцированное обучение - это подход к обучению, который учитывает все вышесказанное. Преподаватель, использующий дифференцированное обучение, думает о различных методах, которые он может использовать для разработки контента, его представления и оценки успеваемости учащихся. Дифференцированная инструкция, применяемая в процессе организации самостоятельной работы учащихся с разнородными учащимися, наряду с ее основными элементами должна быть четко дифференцирована преподавателями языка1.

Актуальность исследования В связи с закономерным переходом от информирующей к формирующей системе обучения изменяются и функции преподавателя: в качестве приоритетной теперь выступает не информационная, а консультативно-координирующая функция, что еще раз подчеркивает значимое место самостоятельной работы в обучении студентов. Поэтому за основу работы по формированию экологической направленности будущих педагогов образовательных учреждений мы взяли самостоятельную работу студентов2.

1 Tukhtabaeva Z. (2021). Differentiated instruction in language teaching, PEDAGOGICAL SCIENCES T7 № 4.

2 Комарова И.А., Прокофьева О. (2002), Дифференцированный подход к организации самостоятельной работы студентов, - http://libr.msu.by/handle /123456789 /15794.

Цель исследования состоит в разработке рекомендаций и предложений по эффективной организации самостоятельной работы студентов на базе дифференцированного метода обучения студентов вуза.

Объектом исследования выбран процесс обучения английскому языку посредством эффективной организации самостоятельной работы студентов вуза основанного на методе дифференцированного обучения.

Предметом исследования являются содержание и методы организации самостоятельной работы студентов вуза основанного на дифференцированном обучении при изучении английского языка.

Научная значимость исследования заключается в том, что разноуровневая организация самостоятельной работы студентов на занятиях английского языка, основанная на профессиональных знаниях, умениях, навыках, мотивации профессиональной деятельности в процессе практических занятий и внеаудиторной работы способствует значительному росту профессионализма будущих педагогов образовательных учреждений.

Методы. Дифференцированное обучение в организации самостоятельной работы студентов привлекает внимание всё большей численности педагогов по всей стране, поскольку они работают над тем, чтобы знания учащихся соответствовали требованиям государственных образовательных стандартов, что позволяет преподавателям стать более умелыми в планировании осмысленного овладения каждым обучающимся в своем представительстве учебным материалом независимо от уровня его или её подготовленности. Занятия по предмету английский язык как иностранный (АЯИ) (EFL) часто столь же разнообразны, как и их контингент обучающихся в классе. Кроме того, преподаватели АЯИ могут не полностью осознавать основные учебные потребности своих студентов. Независимо от того, работаете ли вы в рамках совместных консультаций с преподавателями других предметов или в кооперации с преподавателями в рамках программы АЯИ, стоит учитывать преимущества дифференцированного обучения для преподавателей АЯИ и студентов изучающих АЯИ. Дифференцированное обучение так же важно в организации

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2023, 7 (128)

самостоятельной работы студентов. Исследования показывают, что учащиеся в дифференцированной группе демонстрируют лучшее понимание концепций изучаемого материала, чем те, кого обучали традиционным способом. Итак, если вы еще не используете этот подход, возможно, это именно то, что вам нужно, чтобы помочь вашим студентам быстрее выучить английский язык, а также значительно облегчит вашу работу в качестве преподавателя.

В отличие от индивидуального метода обучения 1970-х годов, дифференцированное обучение не подразумевает создание индивидуального плана уроков для каждого студента. Тем не менее, это систематический способ максимизации обучения, который одновременно строг в плане соблюдения высоких стандартов для всех студентов и в то же время персонализирован, чтобы отражать индивидуальные характеристики и потребности учащегося. Шоу (2000) утверждает, что на преподавателей АЯИ возложена уникальная ответственность не только за передачу основных знаний и навыков, но и за развитие языковых навыков и навыков грамотности у культурно и лингвистически разнообразной группы учащихся, которые также имеют большие различия в своем опыте и образовании1. Исследователи утверждают ответственность преподавателей АЯИ выступать в качестве профессионалов в области языка, которые, на основе тщательного рассмотрения языковых программ и потребностей учащихся, способны направлять обучающихся английскому языку в их двойном процессе изучения английского языка как можно быстрее и эффективнее и содействовать приобретению знаний и навыков по содержанию для достижения максимально возможных результатов обучения.

Результаты. На первый взгляд, упоминание стандартов и дифференцированного метода обучения в одном предложении может показаться оксюмороном. Но стандарты обеспечивают основу для организации самостоятельной работы учащихся, на основе

1 Snow, M. (Ed.) (2000). Implementing the ESL standards for pre-K-12 students through teacher éducation. Alexandria, VA: TESOL.

которой можно создать дифференцированное обучение (Бойд-Батстоун, 2006)2.

Стандарты помогают принимать решения о том, «чему» учить, а дифференцированное обучение дает образ мышления и инструменты для того, «как» успешно преподавать. Дифференцированное обучение начинается с философии, согласно которой все учащиеся могут учиться, но будут делать это с разной скоростью и по разнообразию интересов. То, что хорошо подходит одному студенту, может вызвать у другого затруднения или потерю интереса. На самом базовом уровне дифференцированное обучение означает «встряхивание» (Томлинсон, 2001) того, что происходит в классе, чтобы у учащихся было несколько вариантов восприятия информации (различные стили обучения и интересы), осмысления идей. (различные потребности в когнитивной обработке, от темпа до уровней абстракции) и выражение того, что они изучают (множественный выбор задач оценки)3. Размышляя о дифференциации изучаемого содержания, Томлинсон (1999) объясняет, что сначала преподавателю необходимо будет принять решения относительно основного содержания, принципов и навыков, которыми все студенты овладеют в ходе самостоятельной работы, но в то же время понимать различия студентов и предоставляет возможность продвинутым студентам также работать над более сложными идеями и проблемами в самостоятельной работе4.

Ключевым моментом является сосредоточение внимания на больших идеях и концепциях учебной программы для организации самостоятельной работы всех студентов и дифференциация того, как каждый учащийся получит к ним доступ и будет оценен. У многих студентов, у которых проблемы в классе, есть хорошие идеи и они владеют хорошим критическим мышлением, но они могут быть

2 Boyd-Batstone, P. (2006). Differentiated early literacy for English language learners: Practical strategies. Boston, MA: Pearson, Allyn and Bacon;

3 Tomlinson, C. (2001). How to differentiate instruction in mixed-ability classrooms. 2nd ed. Alexandria, VA. Association for Supervision and Curriculum Development

4 Tomlinson, C. (2003). Fulfilling the promise of the differentiated classroom: Strategies and tools for responsive teaching. Alexandria, VA: Association for Supervision and Curriculum Development.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2023, 7 (128)

не так хороши в восприятии и сохранении информации. Задания и тесты должны быть более гибкими, чтобы разные типы умственных способностей могли быть эффективными. Тот факт, что люди обычно тяготеют к карьере, которая соответствует их способностям, обучению и личным предпочтениям; некоторые занимаются профессией, требующей больше практических навыков, в то время как другие выбирают карьеру, в которой они могут использовать свой творческий потенциал и решать проблемы (Шререр 2006)1.

В вузах студенты с аналитическим складом ума часто получают адекватные услуги, в то время как студенты с практическим и/ или творческим мышлением и тенденциями обычно игнорируются. Как только принципы дифференцированного обучения будут поняты, их можно будет адаптировать к интересам и готовности изучающих английский язык как в основной программе, так и к самостоятельной работе в классах с изучением английского языка. Области оценки должны быть сосредоточены на концепциях или содержании, критическом мышлении, а также навыках или процессах, которые помогут преподавателю(ям) оценить мастерство учащегося. Преподаватель АЯИ может оказаться особенно полезным в понимании сильных и слабых сторон студентов, которые могут остаться незамеченными в более крупном классе. В конечном счете, если мы хотим ликвидировать разрыв в успеваемости, необходимо будет диагностировать (оценить) отдельные навыки и знания, которые не освоили отдельные студенты и спланировать, как эффективно преподавать или переобучать с помощью соответствующих учебных программ и стратегий обучения. Преподаватели АЯИ могут различать содержание (чему они учат), процесс (как они преподают) или продукт (что они используют в качестве доказательства обучения). Они могут делать это, принимая во внимание готовность различных студентов (то, что учащийся уже знает), интересы или профиль обучения (предпо-

1 Scherer M. (2006). Celebrate strengths, nurture affinities: A conversation with Mel Levine. Educational Leadership, 64(1), 8-15.

чтительный способ обучения учащегося). Здесь важно отметить, что применение стратегий дифференцированного обучения — это вопрос степени сложности.

Обсуждение. Принципы дифференцированного обучения отражают самую лучшую практику преподавания; Уникальность этого подхода заключается в том, что его эффективность основывается на том, что принципы применяются активно и систематически, с большой тщательностью. Это означает, что, начав с предпринятия даже небольших шагов в своей практике с помощью этого систематического и значимого подхода, вы привнесете большие успехи в обучении.

Как уже отмечалось выше, использование дифференцированного обучения в организации самостоятельной работы студентов дает множество преимуществ . Цель дифференциации - сделать процесс самостоятельной работы максимально эффективным для всех студентов с учетом их индивидуальных потребностей. Основываясь на этой идее, приведем некоторые преимущества использования дифференциации в организации самостоятельной работы студентов.

Способствует разнообразию. Если в вашем классе есть студенты с ограниченными возможностями, важно, чтобы они чувствовали себя такими же вовлеченными, как и все остальные. Это может означать предоставление им адаптированных материалов, изменение планировки вашего класса и обеспечение возможности участия каждого в мероприятиях. Студенты с большим энтузиазмом относятся к изучению иностранного языка, выполняя самостоятельную работу. Каждый студент уникален, со своими интересами и увлечениями. В этом аспекте также может способствовать дифференциация, которая означает предоставление студентам чувство свободы действий в отношении того, что они изучают в ходе самостоятельной работы. Предоставление учащимся выбора, помогая стимулировать энтузиазм к обучению и использовать их естественное любопытство, что в свою очередь уменьшит деструктивное поведение. Когда студенты чувствуют, что их работа слишком сложна или легка, они с меньшей вероятностью будут ею заниматься. Иногда это может означать, что вместо этого они

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2023, 7 (128)

г

V.

л

23 _/

направят свою энергию на деструктивное поведение. Эффективное дифференцированное обучение учащихся - это активный способ предотвращения проблем с поведением, вызванных скукой, разочарованием или недостаточной стимуляцией.

Есть три аспекта обучения, которые следует учитывать при использовании дифференцированного обучения.

1) Среда обучения. Чтобы дифференцировать среду обучения, подумайте, приносит ли организация самостоятельной работы пользу всем студентам или же способствует обучению;

2) Содержание. Дифференциация содержания означает адаптацию учебных материалов так, чтобы все студенты могли извлечь из них пользу. Это может означать предоставление индивидуальных заданий студентам с разными уровнями способностей, слегка меняя их, чтобы все обучающиеся чувствовали поддержку. Вы также можете попытаться сделать свои учебные материалы максимально доступными, например, включив простой ключ со сложными словарными словами внизу текстов или используя легко читаемые шрифты. Имейте в виду, что студенты также по-разному усваивают информацию. Постарайтесь предоставить учащимся различные способы доступа к информации, включая тексты, видео, изображения и аудио. Это также помогает разнообразить материал и продолжать учиться заинтересованно;

3) Процесс. В своей повседневной практике в качестве преподавателя уделяйте пристальное внимание методам, вопросам, которые вы используете. Настройте студентов на успех, задавая им вопросы, а также укрепите их уверенность, задавая вопросы, на которые они готовы ответить. Таксономия Блума — хорошая основа для выбора вопросов, которые следует задавать. Вы также можете задавать разные вопросы студентам с разными уровнями способностей, чтобы дать им равные шансы на усвоение материала.

Также можно дифференцировать свое обучение, предоставляя дополнительные инструменты обучения студентам, которым они могут быть полезны. Например, учащимся с диспраксией может быть полезно использовать ноутбука и планшета для самостоя-

тельной работы вместо того, чтобы писать от руки. Цветные накладки также могут быть полезны некоторым студентам с дислексией, помогая им во время чтения. Дифференциация процесса также будет включать в себя опрос студентов, на чем они хотели бы сосредоточиться в своей самостоятельной работе, и предоставление им определенного контроля над своим обучением. Время от времени следует уделять время индивидуальному общению со студентами, постановке целей и обсуждению любых проблем, которые у них возникают, это также способ дифференцировать ваш процесс.

Заключение Важно помнить, что дифференцированное обучение - это прежде всего философия, а не просто набор учебных инструментов. Без сосредоточения внимания на создании благоприятной среды обучения и искренней веры в потенциал всех своих учеников добиться незначительного улучшения невозможно. Поначалу внедрение дифференцированного обучения может показаться непосильной задачей, поэтому важно «думать масштабно, но начинать с малого».

Вместо того, чтобы пытаться обновить всю учебную программу:

1) необходимо сосредоточится на одном разделе, который оказался неприятным для студентов и подходит для различных стратегий обучения, небольшой успех послужит стимулом продолжать предоставлять вашим студентам разнообразные варианты обучения;

2) у большинства преподавателей уже есть база знаний для успешной дифференциации, но им просто не хватает четкого понимания того, как и с чего начать. Обучение имеет четкую и содержательную направленность, когда преподаватель хорошо знает сильные и слабые стороны учащихся, и впоследствии, когда учащимся предоставляются правильные инструменты для обучения в виде интересных материалов и задач, которые поддерживают их предпочтительные стили обучения. обучение превращается в волшебство.

В итоге вместо того, чтобы бороться и быть немотивированными, студенты превращаются в самоэффективных учащихся, раскрывающих свой естественный поиск открытий и исследований.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2023, 7 (128)

с 24 ОЛИЙ ТАЪЛИМ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ N у

Литература:

1. Anne Dahlman, Patricia Hoffman, Susan Brauhn (2021) Classroom strategies and tools for Differentiating Instruction in the ESL Classroom.

2. Boyd-Batstone, P. (2006). Differentiated early literacy for English language learners: Practical strategies. Boston, MA: Pearson, Allyn and Bacon.

3. Комарова И.А., Прокофьева О. (2002). Дифференцированный подход к организации самостоятельной работы студентов, - Электронный архив библиотеки МГУ. -http://libr.msu.by/handle /123456789 /15794.

4. Temirov N.S. 2022. Specific aspects of improving the quality of education in higher education institutions, ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal 12 (9), 31-34.

5. Темиров Н.С., Ягьяева Э.Б. методологические основы совершенствования обучения английскому языку посредством эффективной организации самостоятельной работы студентов вуза (на примере индивидуализации ...). Science and innovation, 129133.

6. Scherer, M. (2006). Celebrate strengths, nurture affinities: A conversation with Mel Levine. Educational Leadership, 64(1), 8-15.

7. Snow, M. (Ed.) (2000). Implementing the ESL standards for pre-K-12 students through teacher education. Alexandria, VA: TESOL.

8. Tomlinson, C. (2003). Fulfilling the promise of the differentiated classroom: Strategies and tools for responsive teaching. Alexandria, VA: Association for Supervision and Curriculum Development.

9. Tomlinson, C. (2001). How to differentiate instruction in mixed-ability classrooms. 2nd ed. Alexandria, VA. Association for Supervision and Curriculum Development.

10. Tukhtabaeva Z.(2021). Differentiated instruction in language teaching, PEDAGOGICAL SCIENCES T7 №4.

11. Никифорова А.Н. (2022). Дифференцированный подход к организации самостоятельной работы студентов в изучении специальных дисциплин, Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» № 2 (47).

12. Комарова И.А., Прокофьева О.О. (2019). Дифференцированный подход к организации самостоятельной работы студентов.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2023, 7 (128)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.