Научная статья на тему 'Дифференциация форм творчества (особенности коллективного научного творчества)'

Дифференциация форм творчества (особенности коллективного научного творчества) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1471
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ФОРМЫ ТВОРЧЕСТВА / КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ГРУППОВОЕ ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Большаков А. В.

в данной статье предпринимается попытка рассмотреть формы организации творческой деятельности людей, их особенности, особое внимание уделяется коллективному научному творчеству

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дифференциация форм творчества (особенности коллективного научного творчества)»

Раздел 1. Теоретическая культурология.

Дифференциация форм творчества

(особенности коллективного научного творчества)

Большаков А. В. аспирант ТГУ им. Г.Р. Державина

Аннотация: в данной статье предпринимается попытка рассмотреть формы организации творческой деятельности людей, их особенности, особое внимание уделяется коллективному научному творчеству

Ключевые слова: творчество, творческая деятельность, научное творчество, формы творчества, коллективное творчество, индивидуальное творчество, групповое творчество

Кроме дифференциации творчества по видам (научное, техническое, художественное, социальное), оно разделяют по форме организации на индивидуальное и групповое.

В индивидуальном творчестве главенствующим является стремление творческой личности к самостоятельности, свободе действий. Коллективное творчество предполагает необходимость сотрудничества (кооперации), личные интересы учитываются при этом опосредованно. Понятно, что различие между названными формами творчества не следует абсолютизировать, поскольку в "чистом виде" они не встречаются. Индивидуальное творчество так или иначе осуществляется в определенном коллективе. В свою очередь, плодотворное сотрудничество не только не исключает, но, напротив, требует ярких индивидуальностей. Применяемые в единстве обе формы творчества позволяют реализовать присущие личности потребности в самореализации, общении и придать коллективу необходимые ему стабильность и динамику.

Красавчиков О. А. выделяет следующие черты, которые характеризуют групповое творчество:

Во-первых, наличие между членами коллектива формализованных, т. е. поставленных законом в определенные юридические рамки общественных отношений. Это, как правило, служебные отношения, которые не исключают образование и реализацию в адекватных правовых формах иных социальных юридических связей, например взаимоотношений киностудии с различного рода консультантами (научными, техническими, военными и иными специалистами).

Во-вторых, формирующиеся и реализуемые в творческом процессе по созданию определенного нематериального блага (например, кинофильма, спектакля, конструкции нового самолета) социальные связи являются подсистемой в общей совокупности общественных отношений, образующих данное творческое объединение (соответственно — киностудию, театр, конструкторское бюро). Подобное положение существует в связи с тем, что любой творческой организации присущи некоторые сугубо «прозаические» (имущественные, организационные и иные аналогичные) функции.

В-третьих, для коллективной формы творчества характерно наличие и единства цели, и единства руководства, функциональной и структурной дифференциации соответствующего социального образования, что позволяет не только поставить соответствующие творческие задачи, но и организовать работу коллектива.

В-четвертых, социальный организм, сочетающий в себе указанные творческие и нетворческие общественные отношения, обладающий отмеченным руководящим, функциональным и структурным единством, выступает как единое социальное целое и рассматривается законом в качестве юридического лица.

Следует сказать о важной роли организационных и управленческих средств повышения творческих возможностей субъекта. Особенно большое значение данные факторы приобретают в связи с проблемами организации коллектива как субъекта творчества и управления коллективом. Творческий потенциал, равно как и производственный эффект коллектива, не сводится к сумме

индивидуальных производительных сил и индивидуальных творческих возможностей, а представляет собой новое качество с новыми количественными характеристиками.

Уместно в этой связи подчеркнуть, что в условиях современного научно-технического прогресса повысилась роль научного коллектива и как субъекта творчества, и как условия творческого развития личности ученого. Образовалась следующая цепочка связей: творчество в науке оказывает непосредственное воздействие на производство, а главным условием функционирования научного творчества является коллектив. Поэтому управление научным коллективом положительно сказывается на творческом потенциале науки и производства.

Существенное возрастание роли коллективной творческой деятельности определяется в настоящее время сложностью технических задач и научных проблем, решение которых под силу только научному сообществу, организованному как творческое целое и функционирующему как самостоятельный субъект научного творчества. Творческий коллективный поиск в динамической обстановке НТР требует организационной и управленческой гибкости, своевременной перестройки субъекта творчества адекватно изменяющимся задачам или предметам исследования.

В условиях стирания жестких границ, разделяющих предметы различных наук, взаимного проникновения идей, методов, научных аппаратов, технических средств исследования и т. п. в науке все больше развивается интеграционная функция, носителем которой становится научный коллектив. Интегральное познание расширяет творческие возможности субъекта, что прежде всего сказывается на самой науке и на производстве. Важным средством интеграции знаний оказывается организация творческих связей коллективов различных областей научного знания и творчества, взаимодействия и объединения коллективов.

Усложнение научных проблем (предметов) и технических задач, возникновение комплексных научно-технических задач народнохозяйственного и общенационального значения, потребность науки в производственной базе, а производства - в научных исследованиях требуют научной организации связей науки с производством. Для совместного решения научнотехнических проблем создаются комплексные коллективы исследователей, научноисследовательские объединения и т. д. Формы взаимодействия научных коллективов между собой и с производственными коллективами многообразны. Выбор оптимальных и гибких связей науки с производством позволяет существенно повысить творческий потенциал социального субъекта. Комплексные коллективы способны решать такие научные проблемы и технические задачи, которые не под силу отдельным, пусть даже очень большим научным и техническим коллективам.

В условиях информационного «взрыва», дифференциации и интеграции научного знания, когда нельзя оставаться «узким» и невозможно стать «широким» специалистом, ученый сталкивается не только с безграничностью знаний, но и с ограниченностью собственных внутренних условий, сковывающих развитие и реализацию его больших потенциальных ресурсов. Часто он ищет внешние средства и компенсаторы, тогда как его собственные потенции остаются неиспользованными.

На современном этапе развития науки все чаще в качестве субъекта познавательной деятельности выступают научные коллективы. Это обусловлено в значительной мере использованием сложнейшего дорогостоящего оборудования, проведением интенсивных комплексных работ большого объема и другими особенностями производства знаний. Объединение отдельных лиц в единый субъект творческой деятельности приводит к разделению функций между ними, дает возможность соединить разнообразные формы их организации в единое целое.

Среди различных форм организации исследователей в процессе научной деятельности заслуживает внимания форма, при которой производство новой научной информации осуществляется так называемым индустриальным, фабричным, конвейерным способом. Опыт ее внедрения особенно отчетливо показал необходимость исследования социально-психологических аспектов научной деятельности для повышения ее эффективности.

Индустриальный способ производства научной информации предполагает расчленение исследовательской деятельности на необходимые для достижения цели этапы и операции и закрепление их за группами или определенными исследователями.

Единство и дифференциация функций участников творческого процесса обнаруживаются на первоначальных стадиях организации группового или коллективного творчества. Любые, даже сравнительно скромные и небольшие творческие коллективы, — киностудии, театры, конструкторские бюро знают не только творческих исполнителей, но и ведущих творческих организаторов, в качестве которых выступают соответственно режиссеры-постановщики, главные режиссеры и генеральные конструкторы. От их эрудиции, организаторских способностей и других деловых качеств во многом зависит успех в работе творческого коллектива. Главная задача творческого организатора (творческого руководителя) - выносить замысел создаваемого духовного объекта. Просчет в замысле не может быть устранен при решении отдельных частных задач. Результаты этого процесса могут лишь дать информацию относительно уровня оптимальности избранного общего направления, но не больше.

В научном, техническом и художественном творчестве в связи с отмеченными обстоятельствами используется прием (принцип) разделения, декомпозиция проблемы. Известно, например, что комплект технической документации на сооружение современного самолета весит не меньше, а порой и больше, чем летательный аппарат. Генеральному конструктору одному, «вручную» не хватит ни сил, ни времени для того, чтобы «вычертить» десятки тонн документации. Но дело даже не в этом сугубо организационно-техническом мероприятии. Генеральный конструктор делит проблему между соответствующими творческими группами, специализирующимися по подсистемным вопросам, например, по фюзеляжу, двигателям, оборудованию и т. д. Каждая группа получает лишь некоторые исходные данные с теми или иными ограничениями и требованиями. Единство и дифференциация функций, именуемое в технических науках декомпозицией проблемы, в праве называется распределением компетенции или, в конечном счете — распределением прав и обязанностей участников соответствующего творческого процесса.

Анализ разделения функций привел нас к рассмотрению обмена продуктами деятельности между членами коллектива. Обмен продуктами интеллектуальной деятельности осуществляется в процессе общения исследователей, которое является ведущей формой взаимодействия в рассматриваемой совместной деятельности. Интеграция исследователей в единый субъект творческой деятельности, ее высшее проявление выступает как особый тип их взаимодействия, при котором имеют место максимально благоприятные воздействия и группы на личность (увеличивающие ее творческий потенциал и возможности его реализации), и личности на группу.

Взаимодействие исследователей зависит от профессиональной подготовки, интеллектуальных способностей и свойств личности каждого их них. Из этих качеств исследователей как элементов образуются в группе соответствующие системы, которые условно можно назвать: «профессиональная», «интеллектуальная», «личностная».

Литература:

1. Красавчиков, О. А. Творчество и гражданское право: Понятие, предмет

и состав подотрасли /О. А. Красавчиков. //Правоведение. -1984. - № 4. - С. 14 - 23

2. Творчество в научном познании. Под общ. Ред. Д. И. Широканова, Ю. А. Харина. Мн., «Наука и техника», 1976.

3. Николоко В.Н. Творчество как новационный процесс: (Филос.-онтол. анализ). - Симферополь: Таврия, 1990.

4. Дзикики А. Творчество в науке / Отв. ред. Е.П. Велихов; научн. ред. В.О. Малышенко; пер. с англ. Е.С. Клюшина. М.: Эдиториал УРСС, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.