Научная статья на тему 'Дифференциация доходов населения как условие повышения социальных затрат в депрессивном регионе'

Дифференциация доходов населения как условие повышения социальных затрат в депрессивном регионе Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
99
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дифференциация доходов населения как условие повышения социальных затрат в депрессивном регионе»

10 (37) - 2006

Социальная сфера

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАТРАТ В ДЕПРЕССИВНОМ РЕГИОНЕ

Г.х. БАТОВ, доктор экономических наук

ф.м. сарбашева,

научный сотрудник Институт информатики и проблем регионального управления КБНЦ РАН

При переходе к рыночным методам хозяйствования содержание социальной политики во многом меняется. Объясняется это тем, что происходит резкое увеличение дифференциации доходов населения, появляется безработица, часть членов общества попадает в разряд маргиналов.

Неоднородность социально-экономического положения в регионах Южного федерального округа оказывает значительное влияние на функционирование, структуру и эффективность экономики, стратегию и тактику институциональных преобразований и социально-экономическую политику. Неизбежным следствием резкой дифференциации регионов (в силу отсутствия стартовых условий для рыночных преобразований) стало расширение ареалов депрес-сивности и бедности, ослабление механизмов межрегионального экономического взаимодействия и нарастание межсубъектных противоречий (табл. 1).

Как видно, среднедушевые денежные доходы населения северокавказских республик ниже, чем по РФ: в Дагестане — в 1,9 раза, Ингушетии — в 3,6, в Кабардино-Балкарской республике — в 2,0, в Карачаево-Черкесской республике — в 1,9, в Республике Северная Осетия-Алания — в 1,9. По среднедушевым доходам населения эти республики в распределении мест по данному показателю занимают с 59 по 88.

Распределение численности населения СКР по величине среднедушевых денежных доходов показывает, что более 50 % получают денежный доход от 1 000 до 3 000 руб. Если по РФ свыше 7 000 руб. получают 30,5 %, то таких в СКР в 5 раз меньше.

Сопоставление величины прожиточного минимума, которая определяет стоимость минимального набора благ, жизненных средств, необходимых чело-

веку для поддержания жизнедеятельности, со среднедушевыми доходами показывает, что в Дагестане это соотношение составило 57,3 %, в Кабардино-Балкарии — 57,7%, в Карачаево-Черкессии — 59 %, в Северной Осетии-Алании — 45 %.

Почти по всем параметрам данной таблицы северокавказские республики имеют более низкие показатели по отношению к цифрам как в целом по Российской Федерации, так и по Южному федеральному округу.

Исходя из вышеизложенного, а также учитывая разнообразие природных, геополитических, социально-экономических, национально-культурных и других условий, каждый регион должен проводить социально ориентированную политику, суть которой заключается в том, что во главу ставится всестороннее развитие человека и человеческого капитала. Для этого необходимо определить не только направления стимулирования реального сектора, но и кардинально решить проблему — как сочетать этот процесс с той или иной моделью социального развития? Главная трудность рыночных преобразований в данном случае состоит в формировании воспроизводства рабочей силы рыночного типа. Суть проблемы заключается в самом характере воспроизводства элементов рабочей силы, в их целостности. А они, как известно, включают в себя все параметры, начиная от дошкольного воспитания до пенсионного обеспечения; от потребностей в питании, средствах передвижения до удовлетворения интеллектуальных потребностей; от условий проживания и перемещения до демографической политики. Затраты на удовлетворение данных потребностей выступают при этом, во-первых, элементом затрат на производство и

Таблица 1

Сравнительные показатели уровня жизни в северокавказских республиках, 2004 г.

Северокавказские республики

Показатели РФ ЮФО Республика Адыгея Республика Дагестан Республика Ингушетия Кабардино-Балкарская республика Карачаево-Черкесская республика Северная Осетия-Алания

Среднедушевые денежные доходы населения 6383 4166 3080 3311 1758 3160 3344 4086

Место в РФ - 7 82 78 88 81 77 54

Среднемесячная номинальная

начисленная зар.плата работа- 4648,4 4266 3000,1 4002,8 3515,6 3696,2 3457,2

ющих в экономике, руб.

Место в ЮФО - - 8 12 7 10 9 11

Средний размер назначенных месячных пенсий, руб. 1848,7 1835,7 1562,3 1565,1 1729,8 1776,4 1857,0

Место в РФ 7 75 88 87 85 83 73

Численность пенсионеров, тыс.чел. 5680 122 472 56 174 113 197

в т.ч. на 1000 чел. населения 266,1 248,9 274,5 180,0 116,3 194,0 227,7 260,1

Численность занятых в

экономике, приходящаяся на одного пенсионера (в среднем 1,74 1,55 1,25 1,76 1,13 1,80 1,33 1,43

за год), чел.

Распределение численности населения по величине среднедушевых денежных доходов

(в % от общей численности населения региона)

1000 1,9 7,8 7,1 9,8 25,3 6,1 6,0 3,6

от 1000,1 до 1500,0 4,4 12,0 13,7 15,2 25,9 12,3 11,7 8,2

от 1500,1 до 2000 8,2 13,0 15,6 15,4 18,8 14,6 13,9 10,9

от 2000,1 до 3000 14,5 22,0 25,7 23,9 18,9 25,2 24,4 22,0

от 3000,1 до 4000 13,8 13,0 15,9 14,6 6,8 16,6 16,5 17,2

От 4000,1 до 50000 11,7 9,8 9,1 8,4 2,5 9,9 10,2 12,0

от 5000,1до 7000 17,0 10,5 8,2 7,8 1,4 9,4 10,1 13,6

Свыше 7000 30,5 9,9 4,7 5,1 0,4 5,9 7,2 12,5

Просроченная задолженность

по заработной плате, в % от 181 223 504 190 327 295 242 294

месячного ее фонда

Величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения), руб. в месяц

а) все население 2451 2086 2074 1897 2193 1823 1973 1841

Место в РФ 81 78 34 74 77 82

б) в соотношении с среднедушевым денежным доходам, % 309,3 212,3 175,1 203,8 105,1 218,8 205,2 293,4

в) в соотношении с среднемесячной начисленной заработ- 281,9 198,4 201,8 168,1 186,6 201,4 182,5 214,1

ной платой, %

г) в соотношении с средним

размером назначенных месяч- 109,6 114,6 111,9 107,7 93,5 124,6 121,5 128,8

ных пенсий, %

цены товара; во-вторых, являются составной частью доходов, включая оплату труда; в-третьих, выступают статьей затрат отраслей социальной сферы.

Кроме того, социальные затраты — важный фактор увеличения рыночного спроса и, следовательно, важный рычаг стимулирования экономического роста. Перевод элементов рабочей силы на рыночные основы — длительный процесс, охватывающий несколько поколений людей. Отсюда следует, что форсирование рыночных реформ в социальной сфере невозможно. Оно может привести только к обеднению основной части населения. Взвешенная, осторожная политика трансформации в данной сфере должна осуществлять-

ся с осознанием того, что имеются серьезные препятствия, диктуемые национальной моделью социального уклада жизни людей. Данные ограничения в принципе не позволяют осуществить рыночную реорганизацию на том или ином этапах.

В процессе рыночной трансформации экономики резко уменьшился государственный сектор и, соответственно, бюджетное финансирование населения многократно сократилось. Поэтому региональная дифференциация по среднему уровню заработной платы и доходов, ранее нивелировавшаяся поясными коэффициентами и разного рода надбавками, резко усилилась. Преимущество получили субъекты, где

с опережением развивались рыночные структуры и концентрировались финансовые ресурсы, а также развитые промышленные регионы, ориентированные на мировые рынки нефти, газа, металла и др. В результате население северокавказских республик, не обладающее указанными преимуществами, вынуждено было сменить модель формирования доходов. Резко возросла значимость доходов, получаемых за счет индивидуальной трудовой деятельности, из-за высоких тарифов снизилась транспортная мобильность населения, особую значимость как источник средств существования приобрела челночная торговля. Усилилась также степень поляризации уровня жизни сельского и городского населения.

По величине денежных доходов и потребительских расходов на душу населения Южный федеральный округ в силу исторически сложившихся условий уступает другим федеральным округам, а внутри ЮФО северокавказские республики имеют более низкие показатели, чем в целом по округу. В 2004 г. денежные доходы здесь были ниже на 716 руб., или на 27,1 %. Основой составляющих денежных доходов населения, безусловно, остается заработная плата.

На протяжении пяти последних лет среди регионов ЮФО наиболее высокий уровень номинальной начисленной среднемесячной заработной платы наблюдается в Астраханской области, где в 2004 г. она составила 5 495,4 руб. Самым же низким размер номинальной начисленной заработной платы остается в Дагестане — 3 000,1 руб. В субъектах ЮФО номинальная заработная плата в сравнении с соответствующим периодом 2003 г. росла несколько быстрее, чем в среднем по стране (125,6 %). Если говорить о темпах роста реальной заработной платы, то наиболее заметно она увеличилась в республиках Дагестан — на 14,2 %, Адыгея — 13,4 %, Ростовской области — 12,5 %, в Северной Осетии-Алании — на 13,2 %.

Как видно из вышеприведенных показателей, несмотря на некоторый результат среднедушевых доходов, к концу 2004 г. северокавказские республики продолжали входить в число «бедных» регионов страны. При этом они отличаются от других субъектов Федерации относительной дешевизной минимального набора продуктов питания, стоимость которого составляла в 2005 г 91 % от среднего по стране. Максимальное его значение было зафиксировано в Ингушетии, наименьшее — в Северной Осетии-Алании.

Особенностью северокавказских республик является преобладание сельского населения в общей численности. В результате реформ эта категория населения пострадала в наибольшей степени. В

сельской местности выше уровень безработицы и бедности. Здесь основная масса денежных доходов формируется за счет доходов от ведения личного подсобного хозяйства (табл. 2).

Таблица 2

Структура денежных доходов сельского населения КБР

в 2001-2005 гг. (в % от объема доходов)

Структура доходов населения 2001 2002 2003 2004 2005

Денежные доходы 100 100 100 100 100

В том числе: оплата труда 22 20,5 20,1 18,8 17,1

доходы работников, кроме 10,3 8,8 10 9,7 10,4

оплаты труда

Социальные трансферты 17,4 17,3 17 16,2 16,9

Доходы от ведения личного 35,5 36,3 36,8 39,3 41,8

подсобного хозяйства

Прочие доходы 14,8 17,1 16,1 16 13,8

Таким образом, денежные доходы сельского населения от ведения личного подсобного хозяйства составили в 2005 г. 41,8 %, и его значение с каждым годом становилось все весомее. Оплата труда занимает «второе место» в этой структуре, и сельское население все больше и больше отдает предпочтение другим видам деятельности, но не работе на сельскохозяйственных предприятиях.

Серьезной проблемой как для страны, так и для северокавказских республик является высокий уровень бедности. Практически во всех регионах ЮФО доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в 2004 г. превышала среднероссийский показатель (17,8 %). Наибольший уровень бедности выявлен в Ингушетии (73,0 %) и Адыгее (35,2 %). Не меньшее значение имеет показатель дефицита дохода, который оценивается отношением недостающих для обеспечения прожиточного минимума доходов к их общему объему. Наибольший дефицит сложился в Ингушетии (72,1 %) и Дагестане (12,1).

Справедливости ради следует отметить, что высокий уровень бедности и дефицита дохода присущи не только регионам округа. Так, в Ивановской области эти показатели равны соответственно 67,4 и 28,4 %, в республике Марий Эл — 54,7 и 18 %, в Курганской области — 47,8 и 13,6 %, в Читинской области — 57,0 и 19,2 %, в Приморском крае — 46,6 и 12,6 %.

Как показывают исследования, приоритеты внутренней политики в_ближайшее время будут сохранены. Очевидно, в связи с этим необходимо направить усилия на существенное ускорение экономического роста, борьбу с бедностью и совершенствование социальной инфраструктуры. Для республик, входящих в состав ЮФО, где уровень жизни по многим параметрам ниже, чем в целом по стране, указанные стратегические направления особенно актуальны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.