Научная статья на тему 'Дифференциально-диагностические возможности методики «Устранение причин и фактов роста экстремизма этноконфессиональной направленности»'

Дифференциально-диагностические возможности методики «Устранение причин и фактов роста экстремизма этноконфессиональной направленности» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
90
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА / ФРУСТРАЦИЯ / ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОСТЬ / ТИП РЕАКЦИИ / РЕФЛЕКСИЯ / PREVENTIVE MEASURES OF EXTREMISM / FRUSTRATION / ETHNO-CONFESSION / TYPE OF REACTION / REFLECTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бабиянц Каринэ Артемовна

В статье рассматриваются диагностические возможности методики «Устранение причин и фактов роста экстремизма этноконфессиональной направленности», приводятся результаты пилотажного исследования типов фрустрационных реакций, связанных с ситуацией проявления экстремизма в молодежной среде, ситуацией угрозы террористического акта и вовлечения в экстремистскую группировку. Анализируются дифференциальные данные (типы реакций относительно возрастной, половой и профессиональной принадлежности).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Differential-diagnostic potential of «Elimination of the reasons and the facts of growth of extremism of ethno-confessional orientation» technique

In the article a diagnostic potential of «Elimination of the reasons and the facts of growth of extremism of ethno-confessional orientation» technique is considered, results of apilotstudyoftypes of frustration responses which are connected to a situation of display of extremism in the youth environment, to a situation of threat of an act of terrorism and involving in an extremist group are adduced. Differential data (types of reactions concerning an age, gender and profession belonging) are analyzed.

Текст научной работы на тему «Дифференциально-диагностические возможности методики «Устранение причин и фактов роста экстремизма этноконфессиональной направленности»»



^ыы 1812-1853 • россиискии психологическим журнал • 2010 том 7 № 5-6

Бабиянц К.А.

Дифференциально-диагностические возможности методики «Устранение причин и фактов роста экстремизма этноконфессиональной направленности»

В статье рассматриваются диагностические возможности методики «Устранение причин и фактов роста экстремизма этноконфессиональной направленности», приводятся результаты пилотажного исследования типов фрустрационных реакций, связанных с ситуацией проявления экстремизма в молодежной среде, ситуацией угрозы террористического акта и вовлечения в экстремистскую группировку. Анализируются дифференциальные данные (типы реакций относительно возрастной, половой и профессиональной принадлежности).

Ключевые слова: профилактика экстремизма, фрустрация, этноконфессио-нальность, тип реакции, рефлексия.

Профилактика экстремизма на юге России является сложной и многоаспектной задачей этноконфессиональной направленности. Наиболее актуальным направлением профилактики является формирование у учащейся молодежи и студентов психологического противостояния применениям методов морально-психологического насилия (угрозы, шантаж, демонстрация силы, ультимативные требования, распространение панических слухов).

«Методика по устранению причин и фактов роста экстремизма этноконфессиональной направленности» является эффективным инструментом профилактической деятельности. Её основной целью является развитие у учащихся и студентов навыков саморефлексии: осознание своего места в социуме, своих личностных характеристик, своих поведенческих реакций на те или иные кризисные ситуации, которые сегодня стали частью нашей повседневной жизни, осознание молодыми людьми своих установок по отношению к различным этническим группам, представителям других национальностей, конфессиональной принадлежности, социальных слоев. Профилактической частью методики является обучение дополнительным знаниям о проявлениях терроризма и экстремизма, о заказчиках и исполнителях террористических актов, о том, как необходимо грамотно себя вести, чтобы не пострадали люди и сам человек; формирование потребности интересоваться вопросами политического мирового устройства, изучать мировые политические закономерности развития.

Методика по устранению причин и фактов роста экстремизма этноконфессиональной направленности для отдельных субъектов представлена двумя компонентами: проективным тестом на фрустрацию поведения и рефлексивной игрой интерактивного характера. Тест является модификацией ассоциативно-рисуночного теста С. Розенцвейга. Нами была создана типология реакций на фрустрацию, которая положена в основу оценки эмоционального поведения личности в ситуации

www.pro.rsu.ru

террористической угрозы, в ситуации проявления экстремизма в молодежной среде. Стимулирующая ситуация теста рисуночной фрустрации заключается в схематическом контурном рисунке, который предполагают три совершенно конкретных ситуации.

1. Вовлечение в группировку по средствам угрозы, шантажа, демонстрации силы, ультимативных требований. На стимульных карточках изображены три ситуации: «Кто не с нами - тот против нас», «Если ты не с нами, то пострадают твои близкие», «Если ты не с нами - тебе несдобровать».

2. Экстремистское проявление в молодежной среде. Предполагается, что для каждого тестирующегося это будет своя наиболее значимая ситуация: проявление экстремизма по отношению к представителю другой национальности, представителю другой социальной группы, представителям другого статуса, конфессиональной принадлежности. На стимульных карточках изображены три ситуации: «Футбол», «Сосед по парте», «Дедовщина».

3. Ситуация угрозы террористического акта. Три стимульных карточки: «Заложники», «Угроза взрыва», «Отношение к теракту».

Всего представлено 9 стимульных ситуаций, на которых изображены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации. Все ситуации, представленные в тесте, можно отнести к ситуации «препятствия», так как в них какой-нибудь персонаж или группа людей обескураживает, сбивает с толку угрозой или словом. Порядок обработки результатов тестирования аналогичен анализу ответов во фрустрационно-рисуночном тесте С. Розенцвейга [1]. Анализируются направления реакций: экстрапунитивные - реакция направлена на живое или неживое окружение в форме подчеркивания степени фрустрирующей ситуации, в форме осуждения внешней причины фрустрации, или вменяется в обязанность другому лицу разрешить данную ситуацию, интрапунитивные - реакция направлена субъектом на самого себя; испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя, принимает вину на себя или берет на себя ответственность за исправление данной ситуации, импунитивные - фрустрирующая ситуация рассматривается субъектом как малозначащая, как отсутствие чьей-либо вины, или нечто такое, что может быть исправлено само собой, стоит только подождать и подумать [1].

Первичные результаты по данной методике были получены в ходе молодежного антитеррористического фестиваля, прошедшего в г. Ростове-на-Дону в 2010 году.

Типичной реакцией студентов на ситуацию вовлечения в экстремистскую группировку была защитная реакция, направленная на живое или неживое окружение в форме отстаивания собственных позиций, с элементами осуждения внешней причины фрустрации, а также реакция принятия на себя ответственности за создавшуюся ситуацию.

В ситуации угрозы террористического акта обнаруживаются усиления реакций на удовлетворение потребности в обеих группах: требуется, ожидается,

{быы 1812-1853 • россиискии психологическим журнал • 2010 том 7 № 5-6

подразумевается, что кто-то должен разобраться в ситуации, субъект сам берется решить создавшуюся ситуацию, выражается надежда, что время и нормальный ход событий решит ситуацию, а также новый тип реакции, который выделен только у женщин - конструктивная позиция, - заключается в согласии с требованиями и принятии сложной ситуации: «захват», «заложники». Также обнаружилось отличие мужского и женского реагирования - для женщин свойственна фиксация на переживании информации о препятствии.

Ситуация проявления экстремизма в молодежной среде обнаружила одинаковые типы реакций у мужчин и женщин самозащита с обвинением источника фрустрации и принятие ответственности на себя. В ситуации вовлечения в экстремистскую группировку для мужчин и женщин характерна позиция защиты с элементами обвинения внешнего источника фрустрации, и позиция взятия ответственности на себя. В ситуации возможности террористической угрозы у мужчин усиливается блок фиксации удовлетворения потребности, а именно требуется и ожидается, что кто-то должен разрешить ситуацию, принятие решения и ответственности на себя, у женщин усиливается позиция переживания информации о препятствии. В ситуации экстремистского проявления у мужчин усиливает блок фиксации на удовлетворении потребности - ожидание, что ситуацию должны разрешить компетентные органы, принятие ответственности на себя, выражение надежды, что нормальный ход событий разрешит проблему, а так же новый тип реакции - принятие и согласия с выдвигаемыми террористами требованиями. У женщин усиливается позиция самозащиты.

Итак, о дифференциально-диагностических возможностях методики свидетельствуют результаты предварительного исследования респондентов с разной половой (мужчины и женщины) и статусной принадлежностью (студенты и преподаватели вузов, а также учителя средней школы). Эмоциональная реакция в фрустрирующей ситуации для разных представителей этноконфессиональной направленности будет существенно отличаться. Перспективами использования методики можно считать:

1) исследование типов реакций в фрустрирующей ситуации представителей различных этноконфессиональных представительств, постконфликтных регионов, регионов, на территории которых проводятся боевые действия, часто проявляются экстремистские действия;

2) исследование личностных особенностей у испытуемых с тем или иным типом фрустрирующей реакции в ситуации теракта или проявления экстремизма;

3) коррекция межличностных отношений в различных субъектах (школа, вуз, система дополнительного образования, военные части и т.д.) с целью профилактики экстремистских настроений, рефлексии собственного поведения в фрустрирующей ситуации вовлечения, экстремистского поведения и террористического акта;

www.pro.rsu.ru

4) выявление и развитие культурных и мифологических стереотипов и установок, характерных для различных этнических и конфессиональных субъектов, относящихся к разным общественным и молодежным организациям, органам власти, студентам;

5) воспитание понимания поведения других людей в фрустрирующей ситуации, выработка навыков проектирования социальных ситуаций и управления социальными процессами на основе отрефлексированных форм поведения в фрустрирующей ситуации вовлечения в экстремистскую группировку и террористического акта.

Литература

1. Тарабрина Н.В. Экспериментально-психологическая методика изучения фру-страционных реакций. Методические рекомендации. - Ленинград: ЛНИПИ им. В.М. Бехтерева, 1984.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.