ming of some processes are suggested. The content of the educational-methodical complex for this virtual simulator which includes the tutorial, training manual, laboratory practice and test tools in the form of automatic test program is described. In detail maintenance of three basic stages is expounded educating on this virtual simulator system that include: 1) acquaintance with theoretical information and scientific and technical documentation; 2) assembling of flowsheets and study of the modes of operations ofpumping stations; 3) testing of student. The examples of the methodical indications and tasks are presented for implementation on every stage of study. For automation of verification of gain knowledge the original computer program for testing of student was created on a department «The Pipeline transport». This complex can be used for the makeready of students at the certain pumping station, for in-plant training of workers ofpipeline transport.
Key words: virtual simulator system, virtual professional environment, pipeline transport, methodical maintenance, educational-methodical complex, the stages of learning.
Original article submitted 26.01.2015;
revision submitted 28.01.2015
Yulia A. Bagdasarova (PhD), Associate professor, Dept. of Pipeline Transport. Irina S. Shaburo (PhD), Associate professor, Dept. of Pipeline Transport. Vladimir K. Tyan (DrSci), Professor, Head of Dept. of Pipeline Transport. Alexander А. Аfinogentov (Ph.D), Assistant, Dept. of Pipeline Transport.
УДК 378.147
ДИДАКТИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
О.Ф. Брыксина1, М.В. Калинкина2
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия 443099 г. Самара, ул. М. Горького, 65/67 :E-mail: [email protected] 2E-mail:[email protected]
Рассматриваются актуальные вопросы, связанные с инновационными аспектами развития дидактики высшей школы. Отмечается, что педагогические инновации сегодня могут получить достаточно мощный импульс к развитию не только за счет проектирования новых моделей образовательного процесса, но и за счет инструментального обеспечения традиционных педагогических технологий. Речь идет об использовании средств информационно-коммуникационных технологий для стимулирования познавательной деятельности обучающихся, активизации их потребностей в саморазвитии и самосовершенствовании.
Проводится детальный анализ возможностей облачных технологий на примере использования сервисов Google для организации совместной продуктивной деятельности студентов. Показываются пути практической реализации образовательной модели «перевернутое обучение», проектирования методического и инструментального обеспечения образовательных маршрутов.
Анализируется дидактический потенциал сервисов Web 2.0 для сопровождения образовательной модели BYOD («принеси свое устройство»). Подчеркивается, что использо-
Ольга Федоровна Брыксина, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой информационно-коммуникационных технологий в образовании.
Марина Викторовна Калинкина, старший преподаватель кафедры информационно -коммуникационных технологий в образовании.
вание этих сервисов позволяет рассматривать образовательный процесс как процесс создания нового уникального контента и активного взаимодействия субъектов между собой посредством этого контента.
Делается вывод о необходимости сократить имеющийся цифровой разрыв между педагогами и обучающимися. Это необходимое условие повышения качества высшего профессионального образования.
Ключевые слова: ФГОС, высшее профессиональное образование, образовательные результаты, образовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии, облачные технологии, сервисы Web 2.0, технология «перевернутое обучение», технология BYOD.
Развернувшиеся в нашей стране в последние десятилетия процессы реформирования, модернизации и развития различных социальных сфер деятельности и отраслей экономики обуславливают необходимость соответствующих им изменений в отечественной системе высшего профессионального образования, перехода на новый уровень требований к качеству подготовки выпускников вузов. И обусловленность этих требований современными мировыми тенденциями и национальными интересами делает проблему инновационной деятельности профессорско-преподавательских коллективов высших учебных заведений приоритетной, а развитие дидактики высшей школы и ее проникновение в образовательную практику -первостепенной задачей.
В современных диссертационных исследованиях [1, 2, 3, 4, 5] отмечаются повышенные требования работодателей, их интерес к личностным («стержневым») качествам выпускника вуза: его коммуникабельности, нацеленности на результат, наличии выраженной жизненной позиции, мобильности, презентабельности, готовности к неформальному и информальному повышению квалификации, непрерывному самообразованию.
Очевидно, что для удовлетворения заявленных потребностей образовательный процесс в высшей школе должен быть нацелен на стимулирование познавательной активности обучающихся, активизацию их потребностей в саморазвитии и самосовершенствовании. Однако общепринятая в высших учебных заведениях традиционная система лекционно-практических занятий в большей степени ориентирована на удовлетворение прямых потребительских запросов студентов, когда преподаватель является основным источником нового знания и своего рода «локализатором» осваиваемого предметного поля. Образовательная система высшего профессионального образования оказалась консервативным элементом общества, находящемся в состоянии стагнации, в то время как модель высшей школы должна полностью соответствовать целям опережающего развития социума, способствовать формированию интеллектуального потенциала, адекватного уровню развития и потребностям этого общества. Образ выпускника вуза должен стать ориентиром для проектирования процессов и условий получения образовательных результатов, определять вектор развития педагогических технологий и методик преподавания.
Именно поэтому с переходом на новые образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения перед преподавателями вузов поставлена задача сделать обучающегося активным субъектом образовательного процесса (информационной, учебно-познавательной, профессиональной, оценочной, рефлексивной и др. деятельности), что отражено в достаточно формализованных показателях: удельный вес аудиторных занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 20 %.
В современных условиях должны измениться и характер, и формы методической работы преподавателя [6, 7, 8], которому делегированы сегодня функции организатора «различных видов деятельности и отношений студентов, педагога-менеджера и режиссера обучения, а не прямого транслятора учебной, научной или профессионально-ориентированной информации» [9]. Поэтому в учебно-методических пособиях, посвященных дидактике высшей школы [9, 10], освещающих современные педагогические технологии, значительное внимание уделяется таким технологиям, как кейс-метод, метод проектов, деловая игра, портфолио, дискуссия и т. п. Но, к сожалению, практически отсутствует описание инструментального (аппаратного и программного) обеспечения этих технологий, хотя педагогическая технология рассматривается как «системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей» [11].
Например, отсутствует анализ сетевых средств, позволяющих перевести начатую на занятии дискуссию в онлайн-формат, пролонгировать ее, сделать ее открытой (вывести за рамки учебной аудитории) и, соответственно, более результативной и объективной за счет привлечения большего количества сторонних участников (социальных партнеров, экспертов и т. п., которые априори не могут присутствовать на занятии в аудитории). Это справедливо и для других образовательных технологий. Как создать распределенные образовательные ресурсы и организовать сетевое взаимодействие субъектов образовательного процесса при использовании кейс-метода или внедрении технологии модульного обучения? Какие новые форматы образовательных игр возможны с использованием мобильных устройств (нетбуков, планшетов, смартфонов и т. п.) и сетевых сервисов? Какие формы кооперированной продуктивной деятельности и способы сетевой коммуникации могут быть предложены участникам проекта? Какие сервисы помогут обеспечить открытость и прозрачность процедуры оценивания образовательных результатов при внедрении балльно-рейтинговых систем? Как средствами информационно-коммуникационных технологий обеспечить тайм-менеджмент исследовательской деятельности? Вопросов достаточно много.
Закономерен вывод, что педагогические инновации (нововведения) сегодня могут получить достаточно мощный импульс к развитию не только за счет проектирования новых моделей образовательного процесса, но и за счет инструментального обеспечения уже используемых педагогических технологий.
Какие же технологические решения могут быть предложены сегодня для инструментального обеспечения педагогических технологий? Конечно, в первую очередь следует говорить об облачных технологиях, представляющих новую парадигму распределенной и удаленной обработки и хранения данных. Именно они сегодня определяют тренд, ориентирующий субъектов образовательного процесса на создание открытых информационных ресурсов в сети Интернет и организацию совместной продуктивной деятельности.
Облачное хранилище данных - модель онлайн-хранилища, в котором данные хранятся на многочисленных распределенных в сети серверах, предоставляемых в пользование клиентам. К таким документам пользователь имеет доступ с любого компьютера, подключенного к сети Интернет.
Наиболее распространенными среди облачных технологий являются сервисы Google Drive (Google-диска), предоставляющего всем пользователям сети, имеющим аккаунт на www.google.com, бесплатный онлайн-офис, включающий себя текстовый, табличный процессор, сервис для создания презентаций, а также интернет-сервис облачного хранения файлов с функциями файлообмена. Это веб-ориентированное
программное обеспечение, работающее без инсталляции на компьютер пользователя. Все документы, создаваемые пользователем, сохраняются на специальном сервере компании Google.
Какие преимущества предоставляет данная технология для организации образовательного процесса? Во-первых, и это одно из ключевых преимуществ электронного офиса, доступ к одному и тому же информационному ресурсу возможен с различных устройств (гаджетов), подключенных к сети Интернет (при этом доступ защищен паролем, что удобно и надежно). Пользователь может работать с документом и в учебной аудитории, и с домашнего компьютера. Во-вторых, работать можно совместно. Это инновационное технологическое решение (беспрецедентное явление в педагогической практике!) качественно меняет образовательный процесс.
Подобный подход к созданию информационно-образовательного пространства в вузе, несомненно, будет способствовать повышению профессиональной компетентности и качества подготовки обучающихся, поскольку речь идет уже не о пассивном созерцании на лекции или семинарском занятии, а об активном включении в совместную познавательную деятельность.
Чем же обеспечивается это качество? О каких дидактических свойствах сервисов Google сегодня можно уже говорить? Имея за плечами опыт их внедрения в образовательный процесс при подготовке бакалавров по направлению 050100 «Педагогическое образование» в Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, можно сделать следующие выводы.
Думается, что существует некий инвариант ответа на этот вопрос для любого вида деятельности вообще. Это, конечно, объективная возможность организации совместной продуктивной деятельности студентов. Ведь очень долго говорили о том, что надо внедрять технологии сотрудничества, но не видели практических путей реализации этой идеи, кроме как организацию групповой работы при непосредственном взаимодействии обучающихся. Теперь все становится предельно просто и доступно: появилась возможность организации сетевого взаимодействия при создании информационных продуктов (коллективных документов, презентаций, ментальных карт, сайтов, блогов и т. п.). Появились реальные условия для организации сотворчества.
Во-вторых (нумерация используется для задания некой структуры и никак не в смысле ранжирования), именно сервисы Google составляют инструментальную основу инновационных педагогических технологий деятельностного типа flip class («перевернутое обучение»), BYOD (Bring Your Own Device - «принеси свое устройство») и др. В качестве примера достаточно привести проектную деятельность. Педагогическим сообществом сегодня накоплен уникальный опыт использования сервисов Google в проектной деятельности (включая сетевые проекты), начиная с самопрезентации участников, планирования проекта, его информационного сопровождения и завершая созданием коллективных продуктов. А образовательные флэшмобы и квесты на основе Google-сервисов хотя и являются некой «экзотикой», но, на наш взгляд, уже получили достойную оценку профессионального сообщества и развитие.
В-третьих, говоря о педагогических технологиях деятельностного типа, следует отметить, что обучение, действительно, становится личностно ориентированным. Работа с коллективными документами позволяет включить в деятельность каждого студента, сделать его вклад весомым, что, естественно, влияет на самооценку обучающегося, служит мотивом для саморазвития. Тем не менее существующий опыт практической реализации такой модели показывает необходимость разработки дидактического обеспечения для различных предметных областей.
В-четвертых, сервисы Google позволили нам выйти из стен учебной аудитории. Теперь появилась возможность вести наблюдения и делать записи в коллективных
документах и блогах в парках, музеях, архивах, на городских улицах, в офисах и т. п. Это позволяет реализовать качественно иной подход к организации учебной практики и учебно-исследовательской деятельности.
В-пятых, образование по-настоящему становится открытым. Наши студенты могут слушать лекции лучших педагогов и известных ученых, учиться дистанционно. И, самое главное, это стало доступно в технологическом аспекте. Так, благодаря возможностям Google-сервисов студенты факультета математики, физики и информатики уже второй год активно работают на спецкурсах «Образование вне стен классной комнаты: курс для будущих педагогов» [12] и «Артефакт-педагогика: от артефакта к учебной ситуации» [13] тренера проекта DigiTiiger (самого масштабного из проектов по обучению учителей использованию новых образовательных технологий в Эстонии), эксперта международной программы Intel® «Обучение для будущего», образовательного технолога TKVG (Таллинская кесклиннаская русская гимназия) Людмилы Рождественской.
Точкой входа является Google-сайт, на котором размещены рабочие материалы и результаты продуктивной деятельности студентов - информационные ресурсы, созданные в результате аналитической совместной деятельности с использованием сервисов Web 2.0. Совместная работа в дистантном курсе предполагает видеовстречи участников с помощью технологии Hangout. Эта технология предполагает прямую трансляцию в сети Интернет с одновременной записью на сервисе Youtube.com. В обсуждении результатов вместе с самарскими студентами участвовали педагоги Таллинна, Челябинска, Петербурга, Перми.
В-шестых, меняются предмет и технология оценивания. Будущие педагоги учатся на основе сервисов Google проектировать учебные ситуации, ориентированные на развитие метапредметных результатов (познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий), которые в соответствии с новыми образовательными стандартами должны оцениваться наравне с предметными. И, конечно, разрабатывать новые типы заданий, позволяющих это оценивание провести прозрачно и объективно. Сегодня востребованы инструменты формирующего оценивания (оценочные средства), разработка которых - одна из первоочередных задач при переходе на новые образовательные стандарты. Так, уже накоплен опыт использования Google-документов для реализации критериального подхода как при взаимном оценивании и самооценивании (как индивидуальных результатов, так и групповых, что особенно ценно), так и при оценивании деятельности обучающегося педагогом (таблицы продвижения, балльно-рейтинговые системы и т. п.).
Таким образом, использование сервисов Google позволяет создать уникальную информационно-образовательную среду, соответствующую требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения, организовать учебный процесс, направленный на формирование у обучающихся не только предметных результатов, но и универсальных учебных действий.
С этими инструментальными технологиями очень хорошо коррелирует технология «перевернутого обучения». Этимология названия данной технологии обучения определяет следующий подход: студентам предлагается самостоятельно освоить некий теоретический материал, а в учебной аудитории организуется активное обсуждение проблем учебной темы, уточняются ключевые вопросы, организуется практическая работа по отработке навыков применения учебного материала. Естественно, данная модель требует значительного ресурсного, организационного, методического обеспечения и высокой мотивации обучающихся.
Что касается ресурсного обеспечения, то здесь имеет смысл отметить прежде всего дидактический потенциал сети Интернет. В частности, в качестве ключевого компонента в «перевернутом обучении» рассматриваются видеолекции. Отбор ви-
део- и других (например справочно-информационных) ресурсов, их адаптация осуществляются преподавателем исходя из образовательных целей и задач, что, собственно, требует определенного уровня ИКТ-компетентности профессорско-преподавательского состава. При отсутствии качественных ресурсов в сети Интернет преподаватель поставлен в условия разработки необходимого контента и выбора способа трансляции (создание видеоканала, разработка сайта, ведение блога и т. п.).
Частично поиск и отбор ресурсов могут быть делегированы студентам (и это уже отдельная учебная задача), но тогда актуальными становятся вопросы организации такого вида самостоятельной работы студентов. В этом случае следует отметить эффективность образовательных маршрутов для обучающихся, играющих роль «навигаторов»: содержащих ключевые («реперные») точки (понятия), определяющих образовательную траекторию и включающих средства промежуточного контроля для самооценивания. Это, действительно, новый вид деятельности, который требует факта фиксации достижения образовательных результатов.
В качестве инструментального средства проектирования подобного образовательного маршрута могут выступать Google-формы, позволяющие вставлять видеоресурсы и вопросы разного типа (один их нескольких, несколько из многих, шкала, вопросы открытого типа и т. п.). При этом ответы обучающихся импортируются в единую Google-таблицу, что позволяет преподавателю проводить ситуационную рефлексию до начала аудиторного занятия: насколько обучающиеся погружены в проблему, владеют ли терминологическим аппаратом, видят ли практическую значимость получаемых знаний, связывают ли их с будущей профессиональной деятельностью и т. п. Владея этой информацией в «точке входа», преподаватель с первых шагов может выстраивать образовательную траекторию с учетом следующих факторов:
- личная заинтересованность обучающихся в предмете исследования;
- степень погружения обучающихся в проблему исследования, их личный опыт и потребность в его приобретении;
- наличие определенных навыков самостоятельной учебно-исследовательской деятельности и самоорганизации (планирования, целеполагания, самоконтроля и т. п.).
Подобная диагностика с помощью Google-форм поможет преподавателю, выявляя потребности, задать вектор развития студентов.
Что касается организационного и инструментального обеспечения аудиторной (как правило, групповой) работы, особую значимость приобретают социальные сервисы Web 2.0 (ментальные карты, ленты времени, кластеры, диаграммы Ишикавы и другие техники визуализации информационно-аналитической деятельности), априори ориентированные на коллективный подход к разработке интеллектуального контента. Эффективность внедрения педагогической модели BYOD (Bring Your Own Device -«принеси свое устройство») в этом случае очевидна. Подключение персональных устройств к сети Интернет обеспечит ее эффективную реализацию. Познавательная, творческая и учебная деятельность приобретает сетевой и коллективный характер.
При таком подходе современный образовательный процесс может рассматриваться как процесс создания нового уникального контента и активного взаимодействия субъектов между собой посредством этого контента. Реализация такого подхода требует наличия среды, позволяющей участникам образовательного процесса совершать достаточно простые действия по структурированию, представлению и коллективному обсуждению публикуемого материала. А качество создаваемого информационного продукта является результатом корреляции следующих показателей:
- уровень технологических навыков использования информационных сервисов Web 2.0;
- степень готовности к созданию информационных объектов с использованием различных знаковых моделей (умение создавать и интерпретировать знаковые модели);
- общий уровень предметной подготовки.
Говоря о технологии портфолио, нельзя не отметить значимость участия студентов в профессиональных сообществах. Сегодня сетевые профессиональные сообщества потенциально можно рассматривать как уникальную инструментальную среду формирования профессионального портфолио будущего выпускника вуза.
Что стоит за словом «сегодня» и почему «потенциально»? Говоря о профессиональном саморазвитии с точки зрения анализа контента, мы можем констатировать факт, что накопленные в профессиональных сообществах знания претендуют даже на избыточную базу знаний для студента как потенциального пользователя сети. При этом сетевая активность сегодня выступает неким атрибутом профессионализма. Является ли это утверждение справедливым? Наверное, да. Участие в профессиональных сообществах, профессиональная открытость и взаимодействие - это вызов информационного общества. Сетевые профессиональные сообщества - это уникальное средство для информального (по запросу самого индивида) образования. И вот в этом плане значимость сообществ переоценить сложно.
Что может дать в профессиональном плане студенту участие в подобных сообществах? Прежде всего это интересные профессиональные связи, в результате которых появляется возможность анализа конкретного профессионального опыта. Это влечет сетевое знакомство с новыми людьми или новые типы отношений с уже знакомыми на профессиональной основе, что влияет на имидж будущего выпускника.
Сетевое сообщество - это очевидная возможность получить опыт, взаимодействуя с теми, кто на шаг впереди. Такую возможность предоставляют сегодня многие профессиональные сообщества в социальных сетях Google+, Facebook, Вконтакте и др. Профайл участника такого сообщества можно считать компонентом (сегментом) интерактивного распределенного портфолио.
Таким образом, перед преподавателями вузов сегодня стоит сложная профессиональная задача выбора педагогических средств достижения планируемых результатов, высокотехнологичных средств информационно-коммуникационных технологий. Нам надо сократить имеющийся цифровой разрыв между педагогами и обучающимися. И это вызов времени. И в этом плане значение сервисов информационно -коммуникационных технологий переоценить сложно. Сегодня пришло некоторое понимание, в каком направлении должна развиваться современная дидактика высшей школы. Есть положительный опыт, нужна его трансляция. И тогда мы сможем говорить о качестве российского образования и его соответствии современным запросам общества, определенным мировыми стандартами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мишина Ю.А. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов вуза: дисс. ... к.п.н.: 13.00.08. - Кемерово, 2010.
2. Хайруллина Ф.Х. Дидактическая модель развития культуры мышления студентов вуза: дисс. ... к.п.н.: 13.00.01. - Казань, 2010.
3. Резунова М.А. Педагогическая технология «тайм-менеджмент» как средство самоорганизации учебной деятельности студента университета: дисс. ... к.п.н.: 13.00.08. - Оренбург, 2013.
4. Кулюкина Е.С. Формирование компетенций бакалавров и магистров технических профилей с учетом международных стандартов: дисс. ... к.п.н.: 13.00.08. - Томск, 2011.
5. Моложавенко В.Л. Педагогическая концепция подготовки инновационных кадров в региональном университетском комплексе: дисс. ... к.п.н.: 13.00.08. - Челябинск, 2010.
6. Уваровская О.В., Задорожный В.Н., Баженов И.И. О некоторых формах методической работы в вузе в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов // Глобальный научный потенциал. - 2012. - № 19. - С. 227-228.
7. Задорожный В.Н., Уваровская О.В., Баженов И.И. Обобщение опыта по использованию современных образовательных технологий в Сыктывкарском государственном университете // Перспективы науки. - 2012. - № 37 (37). - С. 36-40.
8. Хасия Т. В. Педагогические инновационные технологии в вузе // Актуальные вопросы современной педагогики: Мат-лы междунар. науч. конф. Уфа, июнь 2011 г. - Уфа: Лето, 2011. — С. 120-122.
9. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: практика проектирования, анализа и применения: Учеб. пособие / Под общ. ред. Н.В. Бордовской. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 636 с.
10. Современные технологии обучения в вузе (опыт НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге): Метод. пособие / Колл. авт. под ред. М.А. Малышевой. - СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ, 2011. - 134 с.
11. Селевко Г.К. Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.selevko.net/1nosnov.php#up. - Дата обращения: 12.12.2014.
12. Образование вне стен классной комнаты: курс для будущих педагогов. Сайт курса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sites.google.com/site/ubiplacepgsga/ - Дата обращения: 12.12.2014.
13. Артефакт-педагогика: от артефакта к учебной ситуации. Сайт курса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sites.google.com/site/artefaktpedagogy/ - Дата обращения: 12.12.2014.
Поступила в редакцию 19.01.2015; в окончательном варианте 19.01.2015
UDC 378.147
DIDACTICS OF HIGHER SCHOOL:
INSTRUMENTAL SUPPORT OF SOFTWARE MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES
O.F. Bryksina1, M. V.Kalinkina2
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities 65/67 M. Gorkogo str., Samara, 443099 :E-mail: [email protected] 2E-mail:kalinkinamv@gmail. com
The article discusses the current issues related to the innovative aspects of the didactics of higher education. It is noted that educational innovations are now able to get enough of a powerful impetus to the development not only due to the design of new models of the educational process, but also due to the instrumental support of the educational technologies that are already in use. The author dwells on the use of information and communication technologies to stimulate cognitive activity of students, enhance their self-development and the need for self-improvement. A detailed analysis of the possibilities of cloud computing on the example of the use of Google services for the organization of joint productive activity of students. The practical implementation of the educational model "inverted learning", design methodology and tool support educational routes are demonstrated.
The article analyzes the didactic potential of Web 2.0 services to support educational model BYOD (bring your own device). It is emphasized that the use of these services allows us to consider the educational process as a process of creating new unique content and active inter-
action of subjects with each other through this content. In conclusion the need to reduce the existing digital divide between teachers and students is highlighted. This is a necessary condition for improving the quality of higher education.
Key words: educational standards, higher education, educational outcomes, educational technology, information and communication technology, cloud technology, services, Web 2.0, inverted training technology, BYOD technology.
Original article submitted 19.01.2015; revision submitted 19.01.2015
Olga F. Bryksina, candidate of pedagogical sciences, Associate Professor, Head of the Department of Information and Communication Technologies in Education.
Marina V.Kalinkina, senior lecturer in information and communication technologies in education.
УДК 378
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ-ФИЛОЛОГОВ (НА ПРИМЕРЕ ХРЕСТОМАТИИ «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА: ХРЕСТОМАТИЯ МЕМУАРОВ, ЭПИСТОЛЯРНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКИХ СТАТЕЙ»)
О.М. Буранок
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия 443099, г. Самара, ул. М. Горького, 65/67 E-mail: [email protected]
Освещается формирование литературоведческой компетенции будущих бакалавров-филологов с использованием хрестоматии мемуаров, эпистолярных материалов, литературно-критических статей авторов XVIII века. Анализируются наиболее характерные культурные, литературоведческие и педагогические принципы освоения будущими бакалаврами-филологами хрестоматии, содержание которой - XVIII век о XVIII веке. В статье характеризуется оригинальность, уникальность такого издания и целесообразность его использования в учебном процессе. Историко-литературные факты и механизмы их трансформации являются основой формирования литературоведческой компетенции в процессе подготовки бакалавров-словесников. Разработанная автором данной статьи методика совершенствования изучения и преподавания русской литературы XVIII века в вузе эффективна, что доказано опытом многолетней экспериментальной работы, проводимой в естественных условиях учебного процесса.
Ключевые слова: литературоведческая компетенция, бакалавры-филологи, русская литература XVIII века, хрестоматия, литературное образование.
Проблема высшего профессионального литературного образования особенно актуальна в связи с переходом на двухуровневое образование (бакалавриат и магистратура), причем, как правило, высшее образование бакалавриатом и ограничивается. Отсюда возникает необходимость выявить закономерности, сложившиеся в образовательном пространстве, и разработать соответствующие принципы подготовки бакалавров-филологов .
Олег Михайлович Буранок, доктор филологических наук, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы.