ботка площадки для установления сотрудничества с будущим работодателями. Впервые в декабре 2017 года в колледже проведен IV Региональный чемпионат WorldSkills «Молодые профессионалы» по компетенции «Дошкольное воспитание». Из пяти участниц дошкольного отделения второго - третьего курсов лучшие компетенции продемонстрировали третьекурсницы. Главным экспертом на площадке «Дошкольное воспитание» является лицензированный преподаватель Оюн М.М. [6]. В ноябре 2018 года был проведен V Региональный этап чемпионата Worldskills, победитель Куулар Шончалай вместе с компатриотом Сагалако-вой Л.П. успешно выступили на отборочных соревнованиях, которые проходили в г Ярославле в 2019 году.
Среди инновационных проектов новым является включение и апробация демонстрационного (квалификационного) экзамена по специальностям «Дошкольное образование», «Преподавание в начальных классах» и «Кор-рекционная педагогика в начальной школе» согласно методике WorldSkills для среднего профессионального образования. Для реализации инновационных проектов, безусловно, требуется переподготовка преподавательского состава. Так, в области инновационного развития педагогического направления 35 преподавателей Кызылского педагогического колледжа получили свидетельство эксперта демонстрационного экзамена, позволяющее им оценивать результаты экзамена.
Библиографический список
В рамках системы менеджмента качества образования руководством Тувинского государственного университета осуществляется подготовка и повышение квалификации преподавателей. Большим достижением преподавателей педагогического колледжа является освидетельствование в качестве главного эксперта Регионального чемпионата WorldSkills. Так, в 2019 году трое преподавателей колледжа (Куулар О.Б., Борбак-оол Н.С., Кужугет А.О.) успешно прошли курсы повышения квалификации, получив право работать в качестве экспертов по компетенциям: веб-дизайн, инженерный дизайн и преподавание в начальных классах.
Как показали наши исследования, в реализации этнокультурного компонента профессионального образования в режиме инновационного развития возникают противоречия, связанные с международными и российскими требованиями к уровню квалификации выпускников и реальными возможностями билингваль-ных обучающихся, не владеющих всеми профессиональными компетенциями в полной мере. В части творческого развития и культурно-языковой компетенции студенты педагогического колледжа имеют достаточную мотивацию, в особенности на родном языке. При формировании психолого-педагогической компетенции выпускников Кызылского педагогического колледжа целесообразно учитывать билингвальность обучающихся, акцентировать внимание на этнокультурной составляющей содержания образования.
1. Султанбаева К.И. Генезис этнокультурных образовательных концепций в отечественной педагогике во второй половине XIX - начале XX веков. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2018.
2. Богоявленский Д. Перепись 2010: этнический срез. Отчет. Available at: http://www.perspektivy.info/print.php?ID=193983
3. Педагогическое образование в Туве: Научная мысль. История. Люди. Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2003.
4. Бавуу-Сюрюн М.В. Тувинский язык на современном этапе: образовательный аспект. Новые исследования Тувы. 2010. № 3. Available at: https://www/tuva.asia/journal/ issue_7/2158-bavuu-syuryun-mv.html
5. Боргоякова Т.Г, Гусейнова А.В. Статус и функционирование тюркских языков южной Сибири. Абакан: Издательство ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова», 2017.
6. Оюн М.М. Отчет об организации и проведении Регионального чемпионата Worldskills по компетенции «Дошкольное воспитание». Рукопись. Кызыл: Тувинский государственный университет, 2018.
7. Оюн М.М. Отчет об организации и проведении Регионального этапа Всероссийской олимпиады профессионального мастерства среди студентов профессиональных образовательных организаций Республики Тыва по специальности 44.02.02 - Преподавание в начальных классах. Рукопись. - Кызыл: Тувинский государственный университет, 2019.
References
1. Sultanbaeva K.I. Genezis 'etnokul'turnyh obrazovatel'nyh koncepcij v otechestvennojpedagogike vo vtorojpolovine XIX- nachale XX vekov. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2018.
2. Bogoyavlenskij D. Perepis'2010: 'etnicheskijsrez. Otchet. Available at: http://www.perspektivy.info/print.php?ID=193983
3. Pedagogicheskoe obrazovanie v Tuve: Nauchnaya mysl'. Istoriya. Lyudi. Kyzyl: Tuvinskoe knizhnoe izdatel'stvo, 2003.
4. Bavuu-Syuryun M.V. Tuvinskij yazyk na sovremennom 'etape: obrazovatel'nyj aspekt. Novye issledovaniya Tuvy. 2010. № 3. Available at: https://www/tuva.asia/journal/ issue_7/2158-bavuu-syuryun-mv.html
5. Borgoyakova T.G., Gusejnova A.V. Status i funkcionirovanie tyurkskih yazykov yuzhnoj Sibiri. Abakan: Izdatel'stvo FGBOU VO «Hakasskij gosudarstvennyj universitet imeni N.F. Katanova», 2017.
6. Oyun M.M. Otchet ob organizacii i provedenii Regional'nogo chempionata Worldskills po kompetencii «Doshkol'noe vospitanie». Rukopis'. Kyzyl: Tuvinskij gosudarstvennyj universitet, 2018.
7. Oyun M.M. Otchet ob organizacii i provedenii Regional'nogo 'etapa Vserossijskoj olimpiady professional'nogo masterstva sredi studentov professional'nyh obrazovatel'nyh organizacij Respubliki Tyva po special'nosti44.02.02- Prepodavanie v nachal'nyh klassah. Rukopis'. - Kyzyl: Tuvinskij gosudarstvennyj universitet, 2019.
Статья поступила в редакцию 25.01.20
УДК 378
Podobed M.S., teacher, Department of Graphic Design, Moscow Publishing-Polygraphic College n.a. Ivan Fedorov (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
DIDACTICS IN MODERN PROFESSIONAL EDUCATION FOR GRAPHIC DESIGNERS. The article examines the role of didactics in the system of contemporary art education in the direction of graphic design. The definition of didactics, its role in solving the problems of pedagogy is given. The specifics of training a graphic designer is described, as well as a list of required professional knowledge and skills in this specialty. The author reveals the specifics of working with different types of computer graphics. The article analyzes the scientific works of educators and researchers on the history of didactics and its study. Attention is paid to the importance of a competent approach to vocational training. The article formulates a methodology for teaching students of graphic design, the application of which will achieve the highest results of the educational process.
Key words: didactics, graphic design, art, creativity, pedagogy, profession, knowledge, skills.
М.С. Подобед, преп., Московский издательско-полиграфический колледж имени Ивана Федорова, г. Москва, E-mail: [email protected]
ДИДАКТИКА В СОВРЕМЕННОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ ГРАФИЧЕСКИХ ДИЗАЙНЕРОВ
Данная статья рассматривает роль дидактики в системе современного художественного образования по направлению графического дизайна. Дается определение дидактике, ее роли в решении проблем педагогики. Описывается специфика обучения графического дизайнера, а также перечень требуемых профессиональных знаний и умений по данной специальности. Указывается специфика работы с разными видами компьютерной графики. Анализируются научные труды педагогов-исследователей, посвященные истории дидактики и ее изучению. Уделяется внимание важности грамотного подхода к профессиональному обучению. В статье сформулирована методика обучения студентов графического дизайна, применение которой позволит добиться наиболее высоких результатов образовательного процесса.
Ключевые слова: дидактика, графический дизайн, искусство, творчество, педагогика, профессия, знания, умения.
Педагогическая система имеет сложную и разветвленную структуру, в которой проблемам обучения посвящен отдельный раздел под названием «Дидактика». Дидактика художественного образования включает кроме основных позиций и принципов общей дидактики (сознательность и активность, наглядность, систематичность и последовательность, прочность, научность, доступность, связь теории с практикой), еще и специальные, такие как деятельностный подход в обучении и воспитании, дифференцированный и индивидуальный подход, принцип социально-адаптирующей направленности образования, принцип педагогического оптимизма, необходимость специального педагогического руководства. Обучение студентов средствами и в формах искусства становится важной гранью исследовательской работы.
Одним из основных принципов современной образовательной системы является поэтапное обучение, в котором передача знаний и умений исходит от простого к сложному, а по сложности и объему своего содержания оно рассчитано на определенные возрастные группы. Порядок построения учебного процесса обеспечивает его педагогическую эффективность, делая получаемую информацию для учащихся ясной и логичной. Такой подход крайне важен в развитии мышления ученика и способствует избеганию нервного и умственного переутомления.
Непосредственный вклад самих педагогов в совершенствование педагогической системы определил путь истории развития педагогики как науки и искусства. Поэтому педагогика, являющаяся отражением общественных интересов и потребностей, всегда чутко реагирует на все социальные и профессиональные перемены.
С греческого языка слово «дидактика» переводится как «поучающая, относящаяся к обучению» и представляет собой теорию обучения, призванную устанавливать закономерность усвоения учащимися знаний и связанное с учебным процессом развитие. Определяя объем знаний, усваиваемых учащимися разных возрастных групп, можно выявить связь различных способов и методов передачи информации со степенью эффективности их обучающего воздействия. Целенаправленное использование дидактических средств, способов и методов в учебном процессе способствует его оптимизации.
Термин «Дидактика» впервые применил в своей практике немецкий преподаватель Вольфганг Ратке, который называл свой обучающий курс «Искусством преподавания». Ратке полагал, что процесс познания состоит из двух этапов -восприятия действительности и ее осмысления [1]. Сознание ученика для него ассоциировалось с чистой доской, на которой можно написать все желаемое. При этом педагог настаивал на том, что нельзя учить одновременно разным вещам, а раскрытие содержания темы урока должно осуществляться от общего к частному. В. Ратке приписывают создание методологии образования - науки, которая определяет критерии педагогических исследований и содержание образовательного процесса. Немецкий педагог выступал за повышение авторитета учителей в обществе, что напрямую связано с уважением учениками своего учителя. Данный фактор оказывает сильное воздействие на процесс обучения, так как уважение к учителю обеспечивает порядок в учебной аудитории и повышает внимательность учеников на занятиях.
Первым, кто занялся разработкой дидактики как системы научных знаний, был чешский педагог-гуманист и писатель Ян Амос Коменский. Его наиболее известный теоретический труд - «Великая дидактика», в котором он подробно и последовательно описывает принципы и методы организации образовательного процесса, а также дает определение его важности в гуманизации подрастающего поколения. Коменский считал, что педагогические средства должны быть основаны на природных данных, так как человек является неотъемлемой частью природы, и ему следует подчиняться ее законам. Яном Амосом Коменским был введен термин «природосообразность», получавший массовое распространение и поддержку в педагогическом сообществе [2]. В дидактике этот термин используется как обозначение ориентированности методики обучения на законы природы в процессе передачи знаний и умений, а также соответствие объема и качества учебного материала возрастным особенностям учащихся.
Проблемам дидактики посвятили исследовательские работы многие отечественные педагоги, внеся вклад в ее развитие. Среди них особую значимость приобрели труды М.Н. Скаткина, в которых освещены фундаментальные проблемы дидактики.
Дидактическая система М.Н. Скаткина охватывает теоретические и практические вопросы, которые относятся к требованиям проведения урока, которые до сих пор актуальны: борьба с профанацией учебного процесса и переутомлением учеников во время занятий, приобщение учащихся к исследовательской деятельности.
Актуальность многих теоретических выводов М.Н. Скаткина дает возможность их использования в современном образовании. В частности, проблема переутомления стоит достаточно остро в обучении графическому дизайну, так как оно включает в себя достаточно длительное нахождение учеников за персональными компьютерами. М.Н. Скаткин был первым в отечественной педагогике, кто осветил проблемы, связанные с переутомлением учеников на занятиях, но, к сожалению, эти проблемы не только не решены, но стали более остры. Одной из главных проблем, которые ставил Скаткин М.Н. перед грядущими поколениями педагогов, было превращение ученика из объекта в субъект, а педагога из носителя информации в организатора жизнедеятельности учеников [3].
Понятие профессии представляет собой род конкретной трудовой деятельности человека, знания и навыки для осуществления которой он приобретает в процессе специальной подготовки. В переводе с латинского языка слово «профессия» означает «объявляю своим делом». Избрание профессии, таким образом, является персональным выбором человека, делом всей его жизни.
Дизайн, являясь прикладным видом изобразительного искусства, сочетает в себе процесс творчества в совокупности с художественным конструированием. Графический дизайн является отраслью дизайна, отвечающей за визуальную коммуникацию посредством создания графических композиций с использованием символов, знаков, текста, фотографий и иллюстраций. Профессия дизайнер требует от профессионала художественных и технических навыков, так как промышленный дизайн находится на стыке искусства и техники. В процессе обучения студенты получают знания и осваивают способы практической деятельности по предметам: дизайн-проектирование, типографика, макетирование, выполнение художественно-конструкторских проектов в материале, иллюстрирование и т.д.
Лучшей методикой обучения для усвоения учащимися учебного материала является наглядная демонстрация того, как именно они могут применить получаемые знания и умения на практике. Это способствует не только повышению заинтересованности, но и помогает наиболее ясному восприятию информации. Процесс такой наглядной демонстрации педагогу необходимо снабжать профессиональными комментариями, показывая все стадии работы с их функцией и описанием. Это обеспечит грамотное общее представление будущих дизайнеров о своей работе.
Соответственно в работе педагога должны сочетаться принципы общей и художественной дидактики. Дидактические принципы музыкального обучения в школе, разработанные Э.Б. Абдуловым, можно трансформировать к обучению художественным дисциплинам в школе и колледже:
- принцип единства воспитания, образования и развития школьников в художественном обучении, который предполагает, что «освоение духовного богатства» искусства обусловливает, в свою очередь, «развитие отношения к нему и воспитание идейных, нравственных, эстетических качеств обучающегося. Кроме того, в процессе общения с искусством происходит расширение представлений и освоение ключевых знаний;
- принцип научности, который «выступает в качестве логической основы построения системы художественного обучения;
- принцип связи художественного обучения с жизнью, который заключен в самом содержании уроков по изобразительному искусству.
Профессиональное мастерство дизайнера весьма сложно и многогранно, оно требует от преподавателя как умения раскрыть творческий потенциал своих учеников, так и высокого уровня технических знаний по преподаваемым профильным дисциплинам.
В профессиональные компетенции графического дизайнера входит владение профессиональным оборудованием и программным обеспечением (компьютерные и печатные технологии, графические редакторы по работе с разными видами компьютерной графики), развитое эстетическое восприятие, ориентирование в экономике и социокультурных процессах. Формирование профессиональных компетенций специалиста в области искусств закладывает фундамент будущего художественного и культурного наследия.
Понимание того, что восприятие ребенка и взрослого человека значительно отличается друг от друга, сыграло важную роль не только в развитии и формировании педагогики как науки, но и повлияло на проектирование продуктов дизайна, рассчитанных на разные возрастные группы. К примеру, при разработке оформления книжного издания для детей, графический дизайнер учитывает возрастную специфику, подбирая определенные параметры формы, цвета, размера иллюстраций и текста.
Важность демонстрации различий между предметами обучения, о которой заявлял Ян Амос Коменский в контексте того, что это способствует более отчетливому пониманию свойств и качеств каждого из них, находит свое отражение в обучении графическому дизайну. Примером этому служит методика обучения студентов компьютерной графике, которая учитывает технические различия ее видов и связанные с этим области применения. В своей работе графический дизайнер использует графические редакторы по работе с векторной и растровой компьютерной графикой Векторная графика представляет собой создание графических изображений, форму которых образует вектор (линия с заданным направлением). Изменение формы и направления линии осуществляется путем взаимодействия с опорными точками, к которым привязана данная линия. Векторное изображение не обладает фотореалистичным эффектом, больше всего напоминая декоративную графику. При этом векторная графика имеет возможность свободного изменения размера изображения без потери его четкости. Областью применения векторной графики является создание различных графических изображений, таких как логотипы, знаки, эмблемы, а также разработка всевозможных схем и макетов, данный вид графики также используют в рисунке для гравировки на лазерных станках [4]. Растровое изображение представляет собой сетку цветных точек, называемых пикселями. Благодаря оптическому смешению цвета, открытому еще в XIX столетии французским химиком Шеврелем, пиксели, расположенные рядом друг с другом, образуют глубокие и насыщенные тональные и цветовые градации благодаря свойствам нашего зрительного
восприятия. Работа с растровой графикой обеспечивает дизайнеру возможность создания различных реалистичных изображений, применяя эффекты объема, освещения и т.д., а также редактирование фотографий. С начала XX столетия фотография активно участвовала в проектировании художественной продукции. В современном мире графического дизайна использование фотографии еще больше возросло. Умение грамотно сочетать фото с текстом по композиции и графической стилистике является одним из ключевых профессиональных умений дизайнера. Особенно часто данное умение требуется для разработки рекламной продукции различного вида. Владея возможностями работы с разными видами компьютерной графики, графический дизайнер имеет ясное представление об их достоинствах и недостатках в сравнении друг с другом.
Научный подход к изучению образовательного процесса позволяет разрабатывать современные дидактические пособия и методики их использования. Актуальность данных методик заключается в их эффективности и соответствии стандартам качества современного образования, устанавливаемых на основе требуемого обществом и реалиями времени, уровня профессионализма квалифицированных кадров. Профессионализм специалиста является основополагающим фактором в его трудоустройстве, а также дает возможность оказывать влияние на всю профессиональную сферу деятельности в целом. Представление об уровне профессионализма всегда относительно и непостоянно, так как современный мир богат на частые перемены в подходах к профессиональной деятельности, которые зависят как от обновления технического оборудования, так и от изменения спроса в обществе на определенные продукты или услуги.
Ситуация, связанная с изменчивостью профессиональных стандартов, позволяет нам сделать вывод о том, что по-настоящему эффективные методики обучения с точки зрения дидактики должны отличаться гибкостью и чувствительностью к переменам в обществе в подходах и решениях, применяемых в процессе обучения. В подобных методиках обязательным является ориентирование на современное производство и преобладающие тенденции в графическом дизайне для актуализации цели, формы и содержания художественной дидактики. Это накладывает особые требования к средствам обучения: компьютерам с современным программным обеспечением, востребованным в среде графического дизайна с целью наилучшей подготовки будущих дизайнеров к профессиональной деятельности, так как именно с их помощью преподаватель сможет объяснять и продемонстрировать связь возможностей компьютерных технологий с использованием различных художественных приемов и решений в дизайне.
Кроме оборудования компьютерного класса важны и другие условия, способствующие эффективному проведению учебных занятий, обеспечивающие комфортную эмоциональную атмосферу, повышающие уровень восприятия учеников и усвоения получаемых ими знаний.
Особенностью принципа наглядного обучения в графическом дизайне является применение компьютерных технологий, так как владение данными технологиями является обязательным профессиональным требованием специальности графического дизайнера. Компьютерные технологии способствуют интерактивному обучению, так как в процессе демонстрации выполнения рабочих операций в компьютерной программе любой этап работы, демонстрирующийся на экране с помощью проектора или отображающийся на цифровой доске, учащийся может повторить, выполнив его самостоятельно на своем персональном рабочем цифровом устройстве. Данный учебный материал, связанный с высокими технологиями, необходимо преподносить простым и ясным языком, доступным для понимания учащегося, а также для повышения значимости рассматриваемого материала и, следовательно, лучшего запоминания, стоит делать отсылку на практическое применение в рабочей среде графического дизайна любой описываемой программной опции или функции. Помимо использования профессиональных графических редакторов по работе с разными видами компьютерной графики, обучение графическому дизайну затрагивает технические аспекты печатного процесса с целью соблюдения правил печати при выборе соответствующих программных настроек. Также процесс печати позволяет ощутить студентами итоговый результат проделываемой работы, от первых этапов проектирования до конечного продукта.
Преподаватель не является лишь только транслятором знаний, основная задача в обучении для него заключается в том, чтобы научить ученика логически мыслить, сформировать в нем полноценную здоровую личность. При такой задаче необходимо учитывать индивидуальные природные, психологические особенности каждого ученика, поскольку одни и те же принципы в методике обучения далеко не всегда имеют равное влияние на всех учеников. В связи с этим приходится корректировать методику обучения, отражая в ней более индивидуальные подходы в организации занятия и оценке успеваемости. На своем личном педагогическом опыте я убедился, что некоторые студенты хуже усваивают материал, и требуется больше мотивации для выполнения учебных заданий. Для активирования их учебной деятельности я выработал метод по введению дополнительных упражнений с целью решения возникших проблем в работе студента, а также повышения его заинтересованности возможностями компьютерной графики. Эти упражнения представляют собой выполнение профессиональных операций в графических редакторах по созданию художественно-графических изображений, используемых в графическом дизайне (логотипы, знаки, пиктограммы, монограммы).
Используя дидактический принцип личностно ориентированного подхода, становится возможным в наибольшей мере раскрыть творческий потенциал каждого ученика. В графическом дизайне, как в любом другом виде искусства, творцу очень важно определить свой стиль и подходящее художественное направление в работе. Дизайнеру это позволит раскрыть свою индивидуальность как творческой личности, а также повысит исключительность и неповторимость его проектов. Соответственно, преподавателю графического дизайна необходимо иметь широкий профессиональный кругозор и представление о существующих графических стилях для того, чтобы вовремя и грамотно сориентировать ученика в формировании его профессионального мастерства и техники. В графическом дизайне, как и в любом другом виде изобразительного искусства, существует несколько основных стилистических направлений: реалистичный стиль, декоративный, гротескный, примитивный и минималистический. Студенту крайне важно обладать ясным пониманием художественных стилей, чтобы суметь выработать на их основе свое стилистическое направление в профессиональной работе, способствующее его творческой самореализации, а также подходящее под современные тенденции в среде графического дизайна.
Проектирование в графическом дизайне осуществляется как для печатной продукции, так и для электронного воспроизведения. При этом каждое из направлений имеет свои технические характеристики и, следовательно, требует своих технических настроек. Поэтому преподавателю необходимо не только подробным образом описать технические аспекты проектирования и их связь с производственными процессами, но и пройти все этапы проектирования с учениками в специализированных программах, используя дидактические средства наглядного обучения.
Обучая будущего специалиста ключевым профессиональным навыкам и умениям, не стоит забыть о развитии у него способности критического мышления. Данное мышление способствует объективной оценке художественного произведения, проекта, что благоприятно влияет на повышение профессионального мастерства специалиста и качество выполняемой им работы. Подобным критическим видением в совокупности с развитым эстетическим вкусом должен обладать не только выпускник, сформировавший в себе эти качества в процессе обучения, но и сам преподаватель, от которого в полной мере зависит успех формирования ученика как будущего специалиста. Суть критического мышления в искусстве заключается в профессиональном взгляде и осмыслении процесса и итога проделанной художественной работы с целью поиска возможностей для дальнейшего совершенствования в профессии. Оценкой критического мышления студента служит степень его самостоятельности в преодолении творческих ошибок и поиска новых решений в процессе проектирования.
В разработке методики обучения графическому дизайну есть несколько основных факторов. В первую очередь это выбор и предоставление учащимся актуального программного обеспечения (современные графические редакторы по работе с векторной и растровой компьютерной графикой, а также для работы с версткой при создании макетов печатной и цифровой продукции). Следом за этим идет планирование учебной программы с поэтапным распределением занятий в зависимости от сложности и объема их тематики, включая в сам учебный процесс наглядную демонстрацию возможностей компьютерных технологий и правил проектирования продуктов графического дизайна. В завершении необходима подготовка презентаций с лучшими примерами проектов графического дизайна с подробным описанием процесса их создания от начала и до конца. При этом очень важно не допускать заимствования студентами презентационного материала в своих работах, иначе это приведет к потере профессиональной самостоятельности и развития креативного мышления.
В образовательном процессе современных студентов - будущих дизайнеров учет прогрессивных методов работы, выявление возможностей информационно-коммуникативных и компьютерных технологий является актуальной исследовательской проблемой.
Грамотная организация учебного процесса всегда является залогом его эффективности, но для лучшего закрепления результатов обучения, а также для решения персональных творческих проблем каждого студента преподавателю необходимо брать на себя роль соавтора, деликатно исправляя недочеты и корректируя проекты своих учеников.
В современном мире дизайнер играет роль творца, который проектирует и совершенствует визуальную форму всего того, что окружает нас в повседневном быту. Начиная от разработки всевозможной печатной продукции до создания архитектурных конструкций, дизайнер выполняет поставленные проектные задачи, используя свои профессиональные знания и умения. Дизайн, являясь прикладным видом искусства, всегда имеет перед собой четко сформулированные цели, которые ориентированы на определенную среду и потребительские спросы. Любой профессиональный дизайнер стремится сделать свой продукт одновременно функциональным и привлекательным с эстетической точки зрения.
Образование является фундаментом любого цивилизованного общества, а педагогический процесс - единственным средством становления полноценной человеческой личности. Педагогика как наука включает в себя огромную историю достижений и успехов человечества, которые она наследует следующим поколениям. Сохраняя и передавая все самое лучшее, педагогика закладывает основы для новых исследований и открытий.
Библиографический список
1. Безрукова В.С. Педагогика: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.
2. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. Москва: Просвещение, 1983.
3. Кравцова Е.Е. Педагогика и психология: учебное пособие. Москва: Форум, 2013.
4. Печко Л.П. Проблемы активизации креативности у одаренных подростков в художественно-эстетической среде образования (интердисциплинарный культурно-эстетический аспект). Москва: Педагогика искусства, 2016.
5. Жуков ПН. Общая и профессиональная педагогика: учебник. Москва: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013.
6. Командышко Е.Ф. Савенкова Л.П Научные школы педагогики искусства в современном образовании: материалы I-го Международного научно-практического форума. Москва: Педагогика искусства, 2012.
7. Подобед М.С. Современные тенденции художественного образования за рубежом (на примере дисциплины «Графический дизайн»). Москва: Педагогика искусства, 2018.
8. Столяренко А.М. Психология и педагогика: учебник. Москва: ЮНИТИ, 2014.
9. Чернышова Л.И., Островский Э.В. Психология и педагогика: учебное пособие Москва: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. References
1. Bezrukova V.S. Pedagogika: uchebnoe posobie. Rostov-na-Donu: Feniks, 2013.
2. Abdullin 'E.B. Teoriya ipraktika muzykal'nogo obucheniya v obscheobrazovatel'noj shkole. Moskva: Prosveschenie, 1983.
3. Kravcova E.E. Pedagogika ipsihologiya: uchebnoe posobie. Moskva: Forum, 2013.
4. Pechko L.P. Problemy akiivizacii kreativnosti u odarennyh podrostkov v hudozhestvenno-'esteticheskoj srede obrazovaniya (interdisciplinarnyj kul'turno-'esteticheskij aspekt). Moskva: Pedagogika iskusstva, 2016.
5. Zhukov G.N. Obschaya iprofessional'naya pedagogika: uchebnik. Moskva: Al'fa-M, NIC INFRA-M, 2013.
6. Komandyshko E.F. Savenkova L.G. Nauchnye shkoly pedagogiki iskusstva v sovremennom obrazovanii: materialy I-go Mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo foruma. Moskva: Pedagogika iskusstva, 2012.
7. Podobed M.S. Sovremennye tendencii hudozhestvennogo obrazovaniya za rubezhom (na primere discipliny «Graficheskij dizajn»). Moskva: Pedagogika iskusstva, 2018.
8. Stolyarenko A.M. Psihologiya ipedagogika: uchebnik. Moskva: YuNITI, 2014.
9. Chernyshova L.I., Ostrovskij 'E.V. Psihologiya ipedagogika: uchebnoe posobie Moskva: Vuzovskij uchebnik, NIC INFRA-M, 2013.
Статья поступила в редакцию 25.01.20
УДК 378.147
Rupasova Ya.Ye., senior teacher, English Language Department, Institute for Social Sciences, Russian Presidential Academy of National Economy
and Public Administration (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
THE ABILITY TO INNOVATIVE ACTIVITIES AS THE PRIORITY QUALITY OF A SPECIALIST IN MODERN CONDITIONS. The article deals with the important issue regarding innovation processes, the necessity of which is the core line of the development of digital economy in the Russian Federation. The key role of higher schools is underlined to overcome the contradictions between the government managing the innovation development and the absence of employees, being able to perform innovations via the technology of formation of interest towards the professional innovative activities and changing the content of education - the usage of innovative material of social media at the classes. Some additional notions concerning the professional and innovative activities are introduced and explained. The results of the survey among the students are described to find out the importance of innovation processes for each student individually, to analyze the conditions which can boost the students' understanding of innovations. The article states the idea that social media are the pedagogical means to form the interest of the students of bachelor degree programs towards the professional innovative activities.
Key words: innovation, innovative thinking, innovative activities, innovative orientation, social media, students.
Я.Е. Рупасова, ст. преп., Институт общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы
при Президенте РФ, г. Москва, E-mail: [email protected]
СПОСОБНОСТЬ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КАК ПРИОРИТЕТНОЕ КАЧЕСТВО СПЕЦИАЛИСТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В статье затрагивается важность вопроса об инновационных процессах в жизни общества, необходимость которых продиктована курсом развития цифровой экономики в РФ. Подчеркивается роль вузов в разрешении противоречия между задачами правительства в контексте инновационного развития и отсутствием кадров, способных осуществлять инновации через технологию формирования интереса к профессионально-инновационной деятельности и изменение содержания образования - применение инновационного контента социальных медиа на занятиях. Раскрывается и дополняется ряд основных понятий, связанных с профессионально-инновационной деятельностью. Описываются результаты анкетирования студентов с целью выяснить значимость инновационных процессов лично для каждого, проанализировать условия, при которых представление об инновациях и их значимости оказывается более полной. Обосновывается мысль о том, что социальные медиа являются педагогическим средством, способным формировать интерес к профессионально-инновационной деятельности студентов бакалавриата.
Ключевые слова: инновация, инновационное мышление, инновационная деятельность, инновационная направленность, социальные медиа, студенты.
В фокусе академического дискурса сегодня - принципиально иной тип общества на основе цифровой культуры и искусственного интеллекта. Искусственный интеллект, по мнению Nick Bostrom & Vincent Muller, призван сотрудничать с человеком, повышая его производительность, продуктивность умственного труда, снижая риски принятия неверных решений, способствуя повышению его безопасности, позволяя достигать результатов, которые раньше считались невозможными [1].
Один из способов достижения результатов, направленных на улучшение качества жизни, возможно реализовать при помощи инновационных технологий, которые являются одновременно продуктом и средством ИИ. Инновационное развитие в России сегодня в центре всех крупных правительственных программ развития страны на ближайшие годы, предмет дискуссий на международных форумах. Так, на XI Гайдаровском форуме, прошедшем 15 - 16-го января 2020 г на базе РАНХиГС (г Москва), подчеркивалось, что инновации в условиях жесточайшей международной конкуренции - ключевой фактор достижения компаниями и государствами лидерских позиций. Однако участники форума согласились, что
качественного скачка в развитии инноваций пока не произошло: по результатам 2019 г в Глобальном инновационном индексе Россия находится на 46-м месте из 129 стран. На повестке дня задавался вопрос: на чем делать акцент, говоря об инновационной стратегии для России? [2].
Мы полагаем, у нас есть ответ на этот вопрос. Заметим, что участников будущих бизнес-процессов, специалистов цифровой экономики готовят вузы. Поэтому при «возвращении» государства в инновационную политику стоит обратить внимание на процесс обучения в вузе, содержание обучения, среду, в которой происходит профессиональная подготовка будущих активных граждан страны. Процесс обучения, развития и воспитания студентов бакалавриата должен стать объектом исследования научного педагогического сообщества, если мы хотим отражать ключевые задачи по развитию инновационной национальной экономики и подготовке будущих специалистов, способных к инновационному мышлению и заинтересованных в инновациях. Этот факт представляет новые концептуальные основания для пересмотра педагогических целей, задач, методов, содержания процесса обучения с целью формирования интереса у студентов бакавриата