Didactic potential of remote network support the professional development of teachers Kazak E. , Nevzorov M. (Russian Federation)
Дидактический потенциал сетевой дистанционной поддержки процесса повышения
квалификации педагогов
Казак Е. Г. , Невзоров М. Н. (Российская Федерация)
1 Казак Екатерина Геннадьевна / Kazak Ekaterina - аспирант;
2Невзоров Михаил Николаевич / Nevzorov Mikhail - доктор педагогических наук, профессор, кафедра теории и методики профессионального образования,
Дальневосточный Федеральный государственный университет, г. Владивосток
Аннотация: в статье представлены результаты исследования дидактического потенциала сетевой дистанционной поддержки процесса дополнительного профессионального образования учителей, ее возможности с точки зрения развития профессиональной мобильности педагога.
Abstract: the article presents the results of a study of the didactic potential of the network of remote support for additional vocational training of teachers, its capacity in terms ofprofessional mobility of teachers.
Ключевые слова: сетевая дистанционная поддержка, мобильность, профессиональная мобильность. Keywords: remote network support, mobility, professional mobility.
Проблемное поле развития профессиональной мобильности педагога определяется разнообразием взглядов на суть термина «профессиональная мобильность».
В последнее время появился целый ряд работ, уточняющих понятие мобильности и профессиональной мобильности для педагогического исследования.
В профессиональной педагогике мобильность рассматривается в следующих позициях:
• социально-экономической - как готовность и способность адаптироваться к изменяющимся условиям рынка труда;
• профессиологической - достаточно быстро и успешно осваивать новую технику и новые технологии в рамках одной профессии, а также при необходимости овладевать смежными и новыми профессиями, а также статусные перемещения в пространстве профессиональной иерархии;
• педагогической инноватики - как деятельность по созданию, освоению и использованию нововведений в образовании.
Важной для нашего исследования является позиция Амировой Л. А, которая определяет профессиональную мобильность «как экзистенциальную ориентацию личности, представленную в её структуре в виде ценностно-смыслового конструкта, продуцирующего в отдельные моменты жизни виды, типы, уровни мобилизации, адекватные требованиям среды» [1].
Автор рассматривает профессиональную мобильность педагога в потенциальном и актуальном аспектах и утверждает, «что это интегративное качество личности специалиста может быть представлено в двух взаимозависимых плоскостях — как черта личности и как характеристика деятельности педагога в познавательном и профессиональном процессах» [1].
По мнению Амировой Л. А., профессиональная мобильность поддается целенаправленному формированию и развитию, может проявляться в мобилизации педагогом внешних ресурсов профессиональной деятельности: разработка и создание необходимых для успешного осуществления деятельности педагогических условий; реорганизация методической и содержательно-технологической базы деятельности; внедрение и генерация инновации; построение эффективных отношений в пространстве профессиональной деятельности. «Проявляясь только лишь в деятельности, актуальная мобильность выступает как интегративное образование, вбирающее в себя личностные и деятельностные составляющие, которые существуют и развиваются в единстве, взаимно обуславливая друг друга» [1].
Поиск сообразных времени способов решения проблемы развития профессиональной мобильности заставляют искать перспективные педагогические практики и внедрять в образовательный процесс новые методические разработки. К подобным образовательным технологиям относится сетевая дистанционная поддержка, которая находит активное применение в образовательном процессе в школе, в высших учебных заведениях и в ДПО.
К средствам сетевой дистанционной поддержки относятся:
• аппаратные средства (компьютеры, сеть с выходом в интернет, модемы, сервера и др.), позволяющее организовать коммуникацию между субъектами, создание, редактирование и установку ресурсов;
• программные средства, обеспечивающие функционирование аппаратных средств субъектов взаимодействия (операционные системы, программные продукты связи и др.);
• информационные средства: содержательные материалы, подготовленные и выложенные в образовательную среду, доступные по сети Internet для всех участников процесса ДПО;
• методические средства: комплекс инструктивных материалов, предназначенных для организации и реализации программы ДПО с использованием сетевой дистанционной поддержки;
• дидактические средства: материалы, разработанные преподавателями, ссылки на цифровые образовательные ресурсы, имеющиеся в сети интернет и рекомендуемые преподавателями для подготовки заданий, электронные пособия, обучающие программы.
Рассматривая дидактический потенциал дистанционной поддержки, можно выделить следующие функции сетевой дистанционной поддержки в процессе ДПО [2]:
- организационная - применение дистанционной поддержки позволяет профессорско-преподавательскому составу получить дополнительные возможности организации образовательного процесса и самостоятельной учебно-познавательной деятельности слушателей;
- информационная - дистанционная поддержка позволяет осуществлять преподавателю и слушателю обмен образовательной информацией и организовать доступ к дополнительным учебно-методическим ресурсам;
- образовательная - использование дистанционной поддержки создает благоприятные условия для формирования профессиональных знаний у слушателей в процессе их самостоятельной работы с дополнительными учебными материалами и дистанционного взаимодействия с преподавателем;
- развивающая - дистанционная поддержка обеспечивает преподавателя возможностью отслеживать и корректировать процесс формирования профессиональных умений и навыков;
- мотивационная - применение дистанционных образовательных технологий позволяет разнообразить процесс обучения и мотивировать слушателей к самостоятельному изучению профессиональной области знаний и формированию профессионально-значимых умений и навыков;
- оценочно-результативная - внедрение дистанционной поддержки в процесс обучения позволяет осуществлять дополнительный контроль за выполнением самостоятельной работы, решения самостоятельных заданий, производить оценку выполненных работ, производить дистанционное промежуточное тестирование;
- коммуникативная - использование дистанционной поддержки обеспечивает преподавателя и слушателя возможностью осуществлять дистанционный диалог; находясь на расстоянии, друг от друга, что создает дополнительные преимущества для организации консультационно-объяснительной работы.
Анализ возможностей сетевой дистанционной поддержки процесса ДПО позволяет прийти к выводу, что ее применение вносит существенные изменения в содержание педагогической деятельности, отражаясь на методических возможностях преподавателя, его задачах и роли в образовательном процессе. Методические функции дистанционной поддержки направлены на сохранение целостности образовательного процесса, дополнение его содержания, а также педагогическую поддержку процесса дополнительного профессионального образования педагогов. Это позволяет рассматривать дистанционную поддержку как перспективное педагогическое решение, используемое в достижении образовательных задач.
Литература
1. Амирова Л. А. Развитие профессиональной мобильности педагога в пространстве его личностной самореализации. - Уфа: Восточный университет, 2006. — 460 с.
2. Ломов А. С. Дистанционная поддержка в процессе подготовки студентов высших учебных заведений // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 2. - С. 88-90. Вербицкая Н. О. Образование взрослых.