Научная статья на тему 'Дидактический потенциал метода имитационной фирмы в среднем профессиональном образовании'

Дидактический потенциал метода имитационной фирмы в среднем профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ ДОКУМЕНТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕ-НИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ИМИТАЦИОННАЯ ФИРМА / PROFESSIONAL EDUCATION / COMPETENCE OF DOCUMENTARY PROVIDING / PEDAGOGICAL MEANS / ACTIVE METHODS OF TRAINING / IMITATING FIRM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Резникова Т. Н., Самсонова Н. В., Мампе И.

В статье рассматривается проблема формирования компетенции документационного обеспечения у студентов, анализируются возможности имитационной фирмы как педагогического средства профессионального образованияI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the problem of formation of competence of documentary providing at students is considered, possibilities of imitating firm as pedagogical means of pro-fessional education are analyzed

Текст научной работы на тему «Дидактический потенциал метода имитационной фирмы в среднем профессиональном образовании»

УДК 377.5 : 37.012

Т. Н. Резникова, Н. В. Самсонова, И. Мампе

Дидактический потенциал метода имитационной фирмы в среднем профессиональном образовании

В статье рассматривается проблема формирования компетенции доку-ментационного обеспечения у студентов, анализируются возможности имитационной фирмы как педагогического средства профессионального образования.

In article the problem of formation of competence of documentary providing at students is considered, possibilities of imitating firm as pedagogical means of professional education are analyzed.

Ключевые слова: профессиональное образование, компетенция доку-ментационного обеспечения, педагогические средства, активные методы обучения, имитационная фирма.

Key words: professional education, competence of documentary providing, pedagogical means, active methods of training, imitating firm.

В теории и методике профессионального образования существуют исследования в области документационного обеспечения управления как важнейшего компонента при реализации компетент-ностного подхода.

Принимая во внимание логику описания компетенции как навыков и умений, которыми должен обладать специалист для достижения положительных результатов при осуществлении профессиональной деятельности, компетенция документационного обеспечения деятельности может быть определена как специализированные профессиональные знания, умения, навыки, обеспечивающие успешное освоение востребованных работодателями и потребителями видов деятельности.

Определим основные понятия выделенной компетенции. Под документом будем понимать некоторую документированную информацию, которая зафиксирована на определенном носителе с определенными реквизитами [6].

Системой создания, интерпретации, передачи, приема и архивирования документов, а также контроля за их исполнением и защиты от несанкционированного доступа является документооборот, который осуществляется с целью обеспечения управления информацией о состоянии дел в организации для принятия обоснованных

© Резникова Т. Н., Самсонова Н. В., Мампе И., 2017

297

управленческих решений и контроля их выполнения. Влияние человеческого фактора в процессе документооборота можно минимизировать только в том случае, если стороны будут строго руковод-руководствоваться действующим законодательством и локальными нормативно-правовыми актами и при этом, независимо от характера взаимоотношений, преследовать общую цель - максимально оперативно создать качественный документ.

В учебном процессе учреждений профессионального образования компетенция по организации собственной деятельности включает в себя процесс по формированию умений и навыков в области документационного обеспечения управления.

Отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами, называется доку-ментационным обеспечением управления или делопроизводством [6].

Термин «документационное обеспечение управления» используется параллельно с понятием «делопроизводство» с 1960-х гг. Возникновение данного определения связано с внедрением компьютерных систем в управление, их организационным, программным и информационным обеспечением. С целью приближения к терминологии, которая употребляется в компьютерных программах и литературе в области делопроизводства, аналогично стал использоваться термин «документационное обеспечение управления», который, по определению, является синонимом понятия «делопроизводство».

Наряду с вышеуказанными, в настоящее время применяется более широкий термин - «информационно-документационное обеспечение управления», который включает помимо традиционной работы с документами и информационное обслуживание, создание, ведение и работу с базами данных.

Таким образом, под документационным обеспечением управления понимаются все виды работ с документами: от создания-получения до уничтожения или сдачи в архив [3].

Основой построения и важнейшим инструментом практической реализации формирования компетенции документационного обеспечения деятельности фирмы является компетентностный подход.

Для обоснования научности возможности использования имитационной фирмы в формировании компетенции документационно-го обеспечения деятельности фирмы определим перечень вопросов: как представлена имитационная фирма в учебном процессе? Какое место занимают возможности имитационной фирмы в системе педагогических средств? Какими педагогическими возможностями обладает имитационная фирма? Каковы возможности дея-

тельности имитационной фирмы в формировании компетенции до-кументационного обеспечения деятельности фирмы специалиста среднего звена? При каких условиях имитационная фирма сможет сформировать рассматриваемую компетенцию?

Что мы будем понимать под формирующими компетенциями документационного обеспечения деятельности фирмы специалиста возможностями имитационной фирмы. Прежде всего это те средства, которые используются в процессе деятельности имитационной фирмы, которые могут при определенных условиях способствовать формированию устойчивых компетенций документационного обеспечения для эффективной работы в организации в соответствии с поставленными целями и тем самым обеспечить сформированность у специалиста компетенции документационного обеспечения деятельности фирмы, профессиональной готовности и документацион-ной компетентности как интегрированных компонентов развития компетенций документационного обеспечения деятельности фирмы специалиста. Организация учебного процесса в настоящее время позволяет внедрить различные условия его реализации. Как создать условия для того, чтобы возможности имитационной фирмы плавно вошли в образовательный процесс? Для этого необходимо не только создание условий для ее реализации, но и своевременное внедрение в учебный процесс, чтобы в нужный период обучения иметь возможность управлять формированием компетенции документационного обеспечения деятельности фирмы у специалиста.

Определим возможности имитационной фирмы как педагогического средства. История зарождения имитационных фирм показывает, что в разные времена в разных государствах имитационная фирма использовалась как инструмент педагогической деятельности. Так, более 45 лет назад в Германии имитационная фирма использовалась для практического обучения персонала в реальных рабочих ситуациях (т. е. индивидуальное обучение на рабочем месте на протяжении календарного года); в Чехии имитационные фирмы появились более 40 лет назад, с целью создания сети имитационных фирм, замкнутых в единый центр, который выполняет роль почты, банка, регистрационной палаты и других учреждений (обучение предполагало работу по 8-10 уроков в неделю); в Дании создание имитационных фирм предполагало сочетание практического и теоретического обучения.

Для этого необходимо выделить те стороны в деятельности имитационной фирмы, которые непосредственно влияли бы на формирование компетенция документационного обеспечения. На практике это будет означать, что данная компетенция, существуя

объективно, актуализируется при определенных условиях, и преобразуются в более совершенные профессиональные знания, умения и навыки при организации деятельности фирмы.

В научных исследованиях отмечается, что понятие «компетенция» трактуется в значении «знаю как», в отличие от ранее принятого в педагогике ориентира «знаю, что», а термин «компетентность» используется для описания конечного результата обучения [4].

При определении возможностей проанализируем сущность, особенности работы имитационной фирмы и внедрение в образовательный процесс, принципы деятельности и организации. При анализе данных категорий появится возможность адекватно определить педагогические условия, при которых возможности имитационной фирмы перейдут в действительность, и следовательно, будут способствовать формированию компетенции документацион-ного обеспечения деятельности фирмы.

В основе имитационных методов обучения лежит модель, построенная на основании норм и правил реальной практической деятельности. Принимая участие в имитационной игре, учащийся получает возможность освоить профессиональные процедуры и инструменты работы, а также сформировать представление о целостном устройстве определенной сферы деятельности. Этот метод часто называют «симуляцией», «симулятором» или «имитационной игрой» [7].

Следует рассматривать имитационную фирму как технологию «активного обучения», которая позволяет смоделировать в учебном процессе различного рода отношения и условия реальной практической направленности.

Для области профессионального образования термин «имитационная (моделирующая) технология» можно признать более подходящим прежде всего потому, что методы этой технологии не ограничиваются только лишь игровыми [2]. Характеризуя имитационную (моделирующую) технологию обучения, выделяют в ее составе как игровые (обучающие игры, организационно-деятельностные игры, ролевые, деловые, познавательно-дидактические игры), так и неигровые методы (анализ конкретных ситуаций и решение ситуаций) [1].

В процессе обучения должны применяться активные методы обучения, так как они помогут студентам ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению поставленной проблемы, а также иметь желание понять информацию и самостоятельно добыть её [5].

Таким образом, чтобы выявить возможности имитационной фирмы как вида организации учебных занятий в формировании компетенции документационного обеспечения деятельности фирмы специалиста, необходимо обратиться, во-первых, к общеметодическим свойствам имитационной фирмы как средства активного социально-психологического воздействия в процессе обучения; во-вторых, к профессионально ориентированным свойствам имитационной фирмы как средства профессионального обучения.

Обратимся к трудам ученых. Так, имитационное моделирование в образовательном процессе рассматривается в трудах авторов: Н.В. Борисовой (имитационное игровое моделирование функционирования социально-экономических систем, методы имитационного моделирования), Р.Ф. Жукова (технология игрового имитационного моделирования, история современного игрового имитационного моделирования), В.Ф. Комарова (управленческие имитационные игры, метод игрового моделирования как элемент деловой игры), В.Я. Платова (методы имитационного моделирования), А.П. Панфиловой (игротехнический менеджмент, игровое моделирование в деятельности педагога), Б.Н. Христенко (последовательное моделирование в формах учебной деятельности), Г.П. Щедровицкого (теория моделирования).

К общеметодическим принципам имитационной фирмы исследователи относят следующие признаки: 1) моделирование в учебном процессе различного рода отношений и условий реальной жизни; 2) воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной системе; 3) обучающая направленность; 4) систематическая рефлексия; 5) групповая форма проведения.

Необходимость решения вопроса «качества производственного обучения» и обусловливает актуальность организации в учебном заведении учебно-имитационной фирмы, дающей возможность передавать знания, умения и навыки методом «Обучаясь делаю - делая обучаюсь», формировать профессиональные компетенции в условиях изменения спроса на рынке труда, получать необходимые социальные навыки: самосознание, самоуверенность, самостоятельность, коммуникабельность.

Проанализируем вышеназванные принципы и представим результат в табличной форме.

Таблица

Принципы реализации деятельности имитационной фирмы

Принцип Характеристика Формируемые ключевые (личностные) навыки и умения Решаемые педагогические задачи

Моделирование в учебном процессе различного рода отношений и условий реальной жизни Принятие решений в условиях, приближающихся к действительности и практике Учащийся получает возможность освоить профессиональные процедуры и инструменты работы, а также сформировать представление о целостном Устройстве определенной сферы деятельности Совершенствование качества подготовки кон-курентоспособ-ного специалиста на рынке труда

Создание имитации будущей реальной профессиональной деятельности студента на различных этапах ее становления Возможность поработать во всех отделах предприятия; выполнить ту работу, которую им не доверяют на базах практики в силу их неполной компетентности Формирование у студентов целостного представления о работе предприятия, взаимосвязи его отделов и служб, их функций, документооборота предприятия; формирует навыки предпринимательской деятельности Повышение профессионального мастерства специалиста, овладение качественно новыми знаниями в своей сфере

Воспроизведения на практике межличностных отношений Совершенствование профессиональных и личностных качеств студентов Результативная ориентированность в потоке информации, внедрение ее в свою профессиональную деятельность Адаптации обучаемых в современных жизненных и социально-экономических условиях

Следует отметить, что представленные свойства могут оказать педагогическое воздействие при условии соблюдения перечисленных принципов их реализации. Следовательно, если в качестве педагогических условий реализации деятельности имитационной фирмы будут выступать организационные условия, при соблюдении которых следует ожидать актуализации компетенции документационного обеспечения (актуализация умений установить контакт между работниками и структурными подразделениями), наполнения документационной компетентностью (обучающая направленность способствует созданию информационного базиса о спорных и конфликтных ситуациях и способах их решения), тренировки докумен-тационной компетенции (игровой характер, обучающая направленность, групповая форма работы).

Необходимо выявленные условия деятельности имитационной фирмы объединить и представить как педагогическое условие, в котором есть мотивационная и организационная стороны процесса обучения, с учетом ориентации на профессиональную среду.

Анализируя далее возможности имитационной фирмы в формировании компетенции документационного обеспечения деятельности, сделаем акцент на возможности имитационных технологий в профессиональном обучении.

Мы придерживаемся мнения, что применение работы имитационной фирмы наиболее целесообразно там, где необходимо выработать и добиться усвоения поведенческих навыков, факторов, идей и т. д., необходимых для конкретной работы. Объектом в имитационной фирме выступает конкретный вид деятельности. Исходя из сущности имитационной фирмы как формы организации процесса, направленного на выработку и усвоение знаний, умений и установок, необходимых для выполнения конкретных задач, можно установить возможность имитационной фирмы в формировании компетенции документационного обеспечения как характеристике, обеспечивающей его способность к выполнению функций документооборота в организации посредством решения профессиональных задач, позволяющих обеспечить документационное функционирование фирмы.

Соотносимость сущности и цели деятельности имитационной фирмы как процесса выработки знаний, умений, установок, необходимых для выполнения конкретных задач и сущности документационного обеспечения деятельности фирмы как ситуативно-прикладной характеристики, обеспечивающей способность к выполнению профессиональных задач в области документационного функционирования деятельности фирмы, является первой возможностью имитационной фирмы в формировании компетенции документационного обеспечения деятельности фирмы специалиста среднего звена. Для того чтобы эта возможность перешла в действительность, необходимо цели и задачи деятельности имитационной фирмы сформулировать в соответствии с конкретными видами профессиональных задач по документационному функционированию фирмы.

В связи с этим необходимо отметить, что методы моделирования в принципе широко используются не только при обучении будущих специалистов, но и в работе существующих реальных фирм в целях повышения эффективности труда, определения проблемных зон в функционировании предприятия и поиска оптимальных путей их устранения. Имитационные модели различных параметров на

предприятии позволяют руководству глубоко проникнуть в суть задачи, оценить преимущества, недостатки и риски той или иной стратегии, рассмотреть факторы случайности и неопределенности и т. д. На основании вышесказанного можно сделать вывод, что имитационная фирма является не только эффективным, но и широко используемым приемом самообразования, повышения собственной эффективности.

При использовании же имитационной фирмы в целях обучения документационному обеспечению на высоком профессиональном уровне имеет место чрезвычайно ценное с точки зрения формирования необходимых компетенций существенное сокращение разрыва между процессом образования и непосредственной трудовой деятельности, при условии когда «учебная фирма» работает подобно реальному предприятию и выполняет все свойственные ему функции, для чего необходим полноценный документооборот. Имитационная модель работы фирмы должна отражать поступление заявок клиентов, выполнение работ или оказание услуг сотрудниками определенной квалификации, т. е. взаимодействие клиентов и работников фирмы.

Из вышесказанного следует сделать вывод, что преподаватель призван детально продумать стороны деятельности имитационной фирмы и, соответственно, направления моделируемого документооборота, а также их непосредственное отражение в образовательной деятельности. В связи с этим работу имитационной фирмы можно условно разделить на подготовительный (моделирующий) и основной (производственный) этапы. На подготовительном этапе необходимо определить место имитационной фирмы в образовательном процессе, т. е. рассмотреть несколько вариантов включения соответствующей технологии в учебный план образовательного учреждения: в качестве отдельной дисциплины; путем создания интегрированного курса из нескольких предметов; в виде учебной практике или каким-либо другим способом.

Основной этап включает в себя кадровую комплектацию фирмы, ее офисное оснащение, разработку условной внешней среды, постановку целей и задач, а также собственно процесс документооборота.

Для педагогической эффективности работы имитационной фирмы необходимо соблюдение определенных условий, к которым относятся наличие подготовленных педагогических кадров, компетентных в работе фирмы соответствующего вида; соответствующая учебно-материальная база и поддержка администрации (наличие необходимого офисного оборудования, выделение необходимого для выполнения учебных заданий времени, система поощрений и т. д.).

При этом в качестве критериев эффективности работы имитационной фирмы и ее документационного обеспечения будущими специалистами определенной сферы должны выступать в первую очередь параметры, характеризующие как личностное, так и профессиональное совершенствование обучающихся. В условиях имитационной фирмы особое внимание следует уделять развитию таких качеств, как организованность и ответственность за результаты своей деятельности (по документационному обеспечению управления фирмой), за результаты верно либо неверно принятых управленческих решений, за деятельность подчиненных, способность адекватно оценивать результаты своей деятельности, ситуацию по документообороту в целом и каждый оформленный документ в частности.

Таким образом, педагогическим условием использования имитационной фирмы в формировании компетенции документационного обеспечения деятельности фирмы выступает соответствие целей и задач деятельности имитационной фирмы знаниями, умениям, установкам, необходимым для выполнения профессиональных задач по документационному функционированию фирмы.

Список литературы

1. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация. - М.,

2006.

2. Игна О.Н. Имитационная (моделирующая технология) в профессиональной методической подготовке учителя иностранного языка // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). - № 9 (111). - 2011.

3. Кузнецова Т. В. Организация делопроизводства требует профессиональных знаний // Делопроизводство. - 2010. - № 2. - С. 12-18.

4. Кулаков А.В. Моделирование профессиональной компетентности преподавателя колледжа // Среднее профессиональное образование. - № 5. -2014.

5. Сергеева Н.Г. Педагогическая технология «учебная фирма» и ее роль в профессиональном становлении учащихся // Образовательные технологии. -№ 2. - 2013.

6. Словарь терминов. Делопроизводство и СЭД. Портал Pro-Секретариат (На основе Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», 1998. - URL: http://www.sekretariat.ru/glossary (дата обращения: 12.03.2017).

7. Цой Л. Современные образовательные технологии в обучении HR-менеджеров: путь к конфликтологической компетенции // Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом). - №3. - 2012.

УДК 378.016 : 811.11

В. В. Семина

Использование геймификации в процессе обучения бизнес-английскому студентов вузов

В статье дается определение понятию геймификации как процессу использования игровых технологий в неигровых ситуациях для повышения вовлеченности студентов в обучение, а также обосновывается ее актуальность в образовательном процессе. Рассматриваются ролевые игры, интеллектуальная игра «Карандаши», варианты использования лексического и грамматического домино, игра «Двойные Сложности» и др., применяя различный тематический материал. В данной статье отмечается важность создания на занятиях атмосферы успеха, что мотивирует студентов в ходе игры и повышает эффективность обучения. Автор приводит статистические данные проведенного среди студентов опроса в виде диаграммы, показывающие активность использования студентами Интернета и численные показатели (часов в сутки). Далее автор аргументирует использование компьютерных ресурсов и Интернета в ходе геймификации образования, приводит примеры УМК по бизнес-английскому (Business Result, Business 2.0, Market Leader), снабженные такими ресурсами.

The article denotes the notion of gamification as the process of the usage of gaming technologies in common situations. The aim of gamification is to activate students' participation in the educational process and to motivate them to study more efficiently. The author describes different roleplays, an intellectual game "Pencils', ways to use lexical and grammar dominos, a game "Double Trouble" where one can use various topics and vocabulary, and other educational and non-educational games. The article emphasizes the necessity to create the atmosphere of success at the lesson as it may help students work harder and make them more motivated. Statistics of the survey done among students are presented in the diagram. It shows how much students use internet resources and computer (other devices) daily (hours a day). The author proves that the use of computer resources and Internet is vital in case of gamification of education and lists several educational packs for Business English learning with such resources (Business Result, Business 2.0, Market Leader).

Ключевые слова: геймификация, бизнес-английский, лексический материал, коммуникативная компетентность, ролевая игра, настольная игра, онлайн ресурсы, интерактивная рабочая тетрадь.

Key words: gamification, business-English, lexical material, communicative competence, roleplay, board game, online resources, interactive Workbook.

В ходе изучения английского языка (в том числе и бизнес-английского) на всех этапах необходимо уделять особое внимание процессу мотивации студентов, которая, безусловно, является одной из основных движущих сил обучения. Именно опора на мотива-ционный аппарат способствует более активному и эффективному

© Семина В. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.