ДИДАКТИКА: ОТВЕТ НА ВЫЗОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Е.О. Иванова
Ключевые слова:
информационно-образовательная среда, процесс обучения, субъекты образования, электронный учебник.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ1
В статье рассматриваются возможности информационно-образовательной среды по организации процесса обучения, отвечающего запросам информационного общества. Представлена классификация ресурсов среды, определена структура электронного учебника как средства усвоения содержания образования, обозначены проблемы, возникающие при обучении в информационно-образовательной среде.
В информационном обществе востребованным становится образование, обеспечивающее развитие творческих, креативных возможностей человека, его знаний и умений оперировать ими, постоянно их обновлять, расширять и производить новые. Образование нового качества обеспечивается наличием информационного пространства, которое позволяет каждому человеку получать информацию в том объеме, который необходим ему для саморазвития и самосовершенствования. Данный феномен уже исследуется дидактами с целью определения условий эффективного использования появившихся возможностей для обучения человека.
1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 14-06-00274
Эффективность процесса во многом зависит от того, насколько обучение опирается на личностный субъектный опыт учащихся. Школьники выросли в ситуации, где виртуальное информационное пространство является неотъемлемой частью повседневной жизни. Сегодня для обучающихся значительно понятнее и ближе получение знаний с помощью информационных коммуникационных технологий (ИКТ) - ведь с детства они привыкли искать ответы на все вопросы в Интернете. Результаты социологических исследований дают основания сделать вывод о том, что «по мере взросления подростка и по мере освоения им информационной среды ему все чаще приходится прибегать к использованию средств ИКТ для решения различных проблем и задач — бытовых, образовательных, личностных и др.». Цели, с которыми школьники используют компьютер, в частности, следующие: «готовиться к урокам, помимо информатики» (38,9%), «готовиться к урокам информатики» (15,7%), «приобретать новые знания, информацию» (23,1%)» [1]. Эти данные свидетельствуют о том, что использование образовательных возможностей информационного пространства является одним из путей увеличения эффективности процесса обучения, при этом обучающий потенциал ресурсов пространства (порталы, сайты и т.д.) вариативен [3].
Большее значение для создания современного образовательного процесса имеет информационно-образовательная среда (ИОС). Она рассматривается нами как созданная субъектами образования совокупность информационных, методических и технических ресурсов, обеспечивающая достижение целей обучения и воспитания (в том числе и самообразования). Дидактический потенциал ИОС связан:
1. С личностной заданностью среды. Каждый из субъектов выстраивает среду, в которой контент и структура соответствует его образовательным целям;
2. С возможностями ИОС по индивидуализации не только содержания учебного материала, но и способов работы с ним на всех этапах дидактического цикла, который рассматривается как единство взаимосвязанных элементов процесса обучения, его структурная единица, обладающая всеми качественными характеристиками процесса [4];
3.С интерактивностью и коммуникативностью ИОС, обеспечивающими постоянное взаимодействие участников образовательного процесса друг с другом и программными средствами.
Раскроем более подробно обозначенные возможности ИОС в организации процесса обучения.
Личностная заданность среды может рассматриваться с нескольких позиций. В первую очередь, необходимо учитывать, что ИОС создается субъектами образовательного процесса в своих целях. Этими субъектами могут быть учителя, ученики, родители, а могут быть и коллективные субъекты - например, педагогические коллективы школы, ассоциации педагогов, профессиональные сообщества. В результате образуются как индивидуальные среды (ученика, учителя), так и коллективные (ИОС школы, порталы для учителей по предметам, по использованию средств ИКТ и т.д.) В данном случае происходит формирование актуального для каждого субъекта контента, представленного в удобном для него виде (текст, звук, анимация, графика и т.д.), и средств работы с ним. Например, в виртуальном портфолио могут храниться не только все сделанные учащимся работы, но и материалы, которые он использовал в работе, оценки и комментарии учителей и одноклассников.
Второй аспект, значимый для улучшения качества процесса обучения в целом, связан с тем, что ИОС обеспечивает ориентацию на индивидуальные образовательные потребности обучающихся. Учащиеся могут реализо-вывать индивидуальные траектории освоения образовательных программ, получать оценку своих результатов, в том числе и с помощью ИКТ, находиться во взаимодействии с педагогами и товарищами. Коммуникативность ИОС позволяет организовать процесс совместного решения учебных задач, осуществлять взаимообмен информацией. Использование ИОС позволяет учащемуся не только присваивать информацию, передаваемую учителем, но и осознанно ставить собственные цели деятельности, опосредующие внешние, заданные преподавателем, цели; самостоятельно определять потребность в информации, оценивать, преобразовывать ее, производить знания, применять их в соответствии с поставленной целью; осознавать свою ответственность за результаты деятельности, осуществлять нравственный выбор в ситуациях неопределенности. Развиваются умения работать в коллективе (в том числе виртуальном),качества толерантности, самооценки.
Несомненно, значимым для процесса обучения является использование ИОС педагогами в своих профессиональных целях. Многообразие ресурсов, которыми может воспользоваться учитель поистине безгранично. Их можно разделить на несколько групп:
1. Ресурсы, содержащие конкретные методические указания, которые могут оказать помощь педагогу в проведении урока и в его разработке. В данную группу входят ресурсы, которые затрагивают как содержательный, так и процессуальный компоненты обучения. Многим педагогам знакомо Федеральное хранилище «Единая
коллекция Цифровых образовательных ресурсов», портал http://na-chalka.seminfo.ru/ для учителей начальной школы и т.д.
2. Ресурсы, которые дают рекомендации к разработке и проведению уроков, очень часто дидактического характера, без деления на учебные предметы. Например, сайт «Окно в ситуационную методику обучения», портал «Дидактор», сайт «Активное видео» и многие другие. В данную группу входят и те ресурсы, которые содержат «заготовки» для подготовки и проведения урока - тексты, презентации, отдельные рисунки, полнотекстовые учебники и т.д.
3. Ресурсы, позволяющие оценить результаты усвоения учащимися содержания образования без участия педагога - тесты, тренажеры. Зачастую на данных сайтах педагоги могут не только воспользоваться готовыми, но и разработать свои тесты, вставив их в шаблон. К таким ресурсам относятся, например, тесты on-line по предметам (в том числе по ЕГЭ), заочная распределенная многопрофильная школа Алтайского края http://school.uni-altai.ru предлагает курсы по геометрии, информатике, краеведению, риторике, географии, биологии, интерактивный математический тренажер для 1-4 классов Мат-Решка, генератор веб-квестов - создание веб-квестов на английском языке для последующего использования в электронном (как веб-страницу) и/или в печатном виде и т.п.
4. Ресурсы, предоставляющие возможность широкого профессионального обсуждения проблем, собственного профессионального роста. Примером могут служить многочисленные сетевые сообщества педагогов, такие как «Открытый класс», «Сеть творческих учителей», «Педагогический Интернет-клуб».
5. Ресурсы (комбинированные), которые предоставляют все вышеназванные возможности или часть из них. Замечательным примером данного вида ресурсов является «Открытый университет методической поддержки педагогов», разработанный МОУ ДПО «Информационно-образовательный Центр» г. Рыбинска Ярославской области [6].
В данном случае качество процесса обучения повышается за счет избирательности самого педагога, его желания сделать урок наиболее привлекательным для учащихся. Но не маловажное значение имеет и педагогическая целесообразность использования ИОС, готовность педагогов и обучающихся к работе с ними.
Интерактивность ИОС в процессе обучения дает возможность ученикам
взаимодействовать с элементами среды для достижения своих познавательных целей. В процессе обучения помимо двух действующих субъектов - учителя и ученика, появился еще один элемент - ИОС, который может оказать существенное влияние на ход и результаты обучения. Процесс обучения строится с обязательным использованием обратной связи, с опорой на возможности интерактивного взаимодействия различных видов и уровней. Организуется интерактивный диалог, который предполагает «взаимодействие пользователя с программной системой. При этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режим работы» [5].
В процессе обучения присутствуют (в различных сочетаниях) следующие виды интерактивности:
- бинарная интерактивность - человек-человек, человек-ИТК-средства обучения (мультимедийная программа);
- синхронная и асинхронная интерактивность (on-line, off-line);
- субъектная интерактивность: учитель-ученик, учитель-группа учеников, ученик-ученик (группа).
ИОС частично выполняет функции организации учебной деятельности (например, при работе с ресурсами, созданными специально для обучения с целью закрепления и проверки знаний (тестеры, тренажёры, системы опроса и т.д.), где программа оценивает ответ - правильный/ неправильный).
Особую значимость и необходимость дидактического рассмотрения интерактивности как характеристики процесса обучения придает явное опережение технических разработок в области ИТК технологий по сравнению с их педагогическим осмыслением. Использование интерактивной доски в классах зачастую превращается в самоцель учителя, в критерий эффективности его труда. При этом количество используемых приемов, их разнообразие приводят к тому, что ученики не обучаются работать с информацией, а воспринимают урок как элемент развлечения.
Коммуникативность как характеристика процесса обучения, обеспечивающая поле коммуникационного взаимодействия для субъектов образовательного процесса, является неотъемлемой составляющей интерактивности. Коммуникативные возможности ИОС особенно значимы сегодня, так как обновление знаний и рост их объема настолько велики, что знания, даже в узкой области, не могут быть освоены в одиночку. Люди все больше используют совместную деятельность для получения информации. ИОС обеспечивает сетевое взаимодействие (предметное или внепредметное), при котором обучающиеся с различными познавательными приоритетами работают как
единое целое, как коллективный потребитель и производитель знаний.
Возможности ИОС по индивидуализации процесса обучения связаны с мультимедийностью образовательных ресурсов, которая предполагает целесообразное совместное использование нескольких средств передачи информации, таких как текст, звук, изображение, анимация, видео, что позволяет в наглядной форме представлять различного рода процессы, явления, события, зависимости и т.д. Процесс обучения в этом случае строится с учетом каналов восприятия и запоминания информации (зрение, слух, осязание (3-Б принтеры), видов мышления (наглядно-образное, словесно-логическое, абстрактно-логическое). Учебный материал предстает как красочный, объемный многогранный образ изучаемого объекта, что обеспечивает формирование ассоциативных связей, способствующих его лучшему усвоению.
Все перечисленные возможности организации образовательного процесса в ИОС могут быть реализованы только при педагогически целесообразном использовании уже имеющихся ресурсов и технологий, а также при условии разработки специальных средств организации работы с ИОС. Информационное пространство все активнее используется субъектами образования самостоятельно, и, как следствие, образование в значительной мере становится результатом самостоятельного познания. Учащиеся, формулируя свои образовательные запросы, имеют возможность получать и использовать информацию из разных источников, представленную в разнообразных формах и видах. В связи с этим актуальными для школы являются задачи упорядочивания знаний учащихся, вооружения их эффективными стратегиями поиска и использования информации [7]
И здесь на первое место выходит проблема разработки учебника нового поколения, который, с одной стороны, организовывал бы деятельность учащихся, а с другой - позволял им самостоятельно «конструировать» свой образовательный маршрут. Очевидно, это будет электронный учебник -учебное электронное издание, в котором системно и полно изложен учебный предмет в соответствии с образовательной программой. Электронный учебник - «это информационная система комплексного назначения, обеспечивающая ... реализацию дидактических возможностей средств ИКТ во всех звеньях дидактического цикла процесса обучения:
- постановку познавательной задачи;
- предъявление содержания учебного материала;
- организацию применения первично полученных знаний (организацию деятельности по выполнению отдельных заданий, в результате которой
происходит формирование научных знаний);
- обратную связь, контроль деятельности студентов;
- организацию подготовки к дальнейшей учебной деятельности» [2].
Электронный учебник обладает всеми основными характеристиками
ИОС: открытостью, обеспечиваемой за счет взаимодействия с информационно-образовательным пространством; целостностью, т.е. внутренним единством компонентов; полифункциональностью, так как учебник выступает и источником знаний и одновременно средством организации различных форм познавательной деятельности обучающихся; целенаправленностью, так как создается с конкретной целью - обучение в условиях ИОС; интерактивностью, обеспечивающей возможности взаимодействия участников образовательного процесса и ИКТ.
Электронный учебник можно рассматривать как основной элемент ИОС, способствующий усвоению инвариантного компонента содержания образования и определению учащимися вариативного содержания в соответствии с их образовательными потребностями, обеспечивающий разнообразие форм и методов обучения при самостоятельной и групповой работе учащихся, использующих ИКТ. Особое внимание, с точки зрения дидактики, следует уделить разработке аппарата усвоения в учебнике. Он должен включать: систему навигации (гиперссылки по материалу учебника, ссылки на сетевые образовательные ресурсы); средства наглядности (графики, диаграммы, картинки, анимацию, мультимедийные материалы), которые обеспечат визуализацию учебной информации; интерактивные средства для тренировки и самоконтроля, для освоения информации (виртуальные лаборатории, ленты времени, интерактивные карты и пр.).
В соответствии с данными положениями в электронном учебнике, очевидно, должны быть представлены следующие блоки:
- информационный блок, в котором будет размещено инвариантное содержание образования и его вариативное расширение (с помощью гиперссылок);
- организационно-процессуальный блок, включающий вариативно построенные задания, направленные на усвоение информации (как инвариантного, так и вариативного компонентов содержания образования), а также средства оценивания результатов этих работ;
- личностный (личный кабинет), который может быть построен по принципу портфолио обучающегося (коллектор, рабочие материалы, рефлексия) и может включать ИТК - средства организации собственного познания;
- коммуникативный (интерактивный), обеспечивающий поле информационного и оценочного взаимодействия как с учителем, так и с соучениками;
- педагогический, который позволит учителю проводить постоянный мониторинг познавательной деятельности учащихся.
Анализ данной проблемы показал, что при создании такого учебника на первое место выходит конструктивистский подход к организации обучения. Ведущими при этом являются следующие положения:
• познавательная деятельность - это активный процесс конструирования учащимся своего нового знания на основе сформированного ранее личностного опыта;
• личностный опыт возникает как результат интеллектуальной, познавательной деятельности учащегося;
• познание нового требует активности в поле социальной коммуникации;
• эффективность усвоения содержания образования зависит от созданных условий реализации каждым учеником своих ценностных предпочтений, интеллектуальных и психофизиологических возможностей, индивидуального «видения» ситуации и способов ее решения.
Рассматривая дидактические возможности ИОС для организации процесса обучения, нельзя обойти вопрос о проявившихся уже негативных последствиях широкого использования информационных ресурсов. К ним можно отнести в частности то, что:
• недостоверная, непроверенная, ложная информация, которая зачастую размещается в сети, может привести к формированию ошибочных знаний обучающихся, или к развитию социально табуированных морально-нравственных качеств личности;
• большой объем информации затрудняет ее понимание, пока не сформированы информационные умения обучающихся: умения поиска, оценки достоверности, отбора, осмысления, присвоения на новом уровне (перевода в знание), представления, хранения, передачи информации;
• возможность получить ответы на все вопросы, не прилагая собственных усилий, приводит к познавательному иждивенчеству, и, как следствие, неразвитости познавательных сил личности;
• простота получения информации приводит к «сверхформализму» знаний, когда ученики, выполняя задание учителя, механически воспроизводят совершенно не осознанный, не понятый ими материал, взятый из информационного пространства;
• учителя зачастую увлекаются новыми возможностями, которые им предоставляет ИОС, и недостаточно четко реализуют поставленные цели об-
учения, воспитания и развития;
• множественность источников информации способствует изменению восприятия педагога как основного носителя знаний, что, в случае неготовности учителя исполнять роль проводника и систематизатора, негативно сказывается на результатах процесса обучения.
Можно предположить, что эти недостатки связаны с неразработанностью психолого-дидактических оснований обучения в ИОС. Предстоит найти ответы на вопросы: как преподавать и организовывать познавательную деятельность учащихся в условиях массового доступа к глобальной сети? Каким должно быть содержание образования, обеспечивающее, с одной стороны, выполнение ФГОС, а с другой - учитывающее индивидуальные интересы и образовательные запросы учащихся? Какими должны стать учебники, органично связывающие возможности информационного пространства и требования к освоению образовательных программ?
Литература
1. Адамчук Д.В. Отношение учащихся основной школы к информационно-коммуникационным технологиям // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. XIV. Вып. XXIV / Под ред. В.С. Собкина. М.: Институт социологии образования РАО, 2010. - С. 97 - 115.
2. Батракова Л. Г. Использование информационных технологий в оптимизации учебного процесса в вузе//Ярославский педагогический вестник - 2012. - № 1. - Том II (Психолого-педагогические науки). - С. 7-13.
3. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе (Сер. » Работаем по новым стандартам»). М., 2011. - 192 с.
4. Теоретические основы процесса обучения в советской школе/ Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. М.: Педагогика , 1989. - С 146-161.
5. Роберт И.В. Информатизация образования как новая область педагогического знания // Человек и образование. - 2012. - № 1 (30). - С. 14-18.
6. Электронный сервис «Открытый университет методической поддержки педагогов»: из опыта работы региональной инновационной площадки Департамента образования Ярославской области в 2012 году/ Под ред. О.Б. Модулиной. -Рыбинск, МОУ ДПО «Информационно-образовательный Центр», 2012. - 35с.
7. Осмоловская И.М. Изменение процесса обучения: от общества индустриального - к информационному // Народное образование. - 2009. - № 7. - С.149-156.