Научная статья на тему 'Дидактические возможности темы «Великая Отечественная война» в практическом курсе исторической информатики'

Дидактические возможности темы «Великая Отечественная война» в практическом курсе исторической информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
493
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ ИНФОРМАТИКА / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ИНТЕРНЕТ / БАЗЫ ДАННЫХ / МАШИНОЧИТАЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ / HISTORICAL INFORMATION SCIENCE / TEACHING METHODS / COMPUTER-BASED RESEARCH / METHOD OF PROJECTS / INTERNET / DATA BASES / MACHINE-READABLE SOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гагарина Динара Амировна, Корниенко Сергей Иванович

Предлагается подход к преподаванию практического курса исторической информатики через серию учебных проектов в рамках одной проблемной области истории Великой Отечественной войны. Статья содержит соответствующую методику, ее теоретическое обоснование и описание педагогического эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дидактические возможности темы «Великая Отечественная война» в практическом курсе исторической информатики»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2010 История Выпуск 1 (13)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

УДК 378:9(47):002 52/54

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕМЫ «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА» В ПРАКТИЧЕСКОМ КУРСЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ИНФОРМАТИКИ

Д. А. Гагарина, С. И. Корниенко

Предлагается подход к преподаванию практического курса исторической информатики через серию учебных проектов в рамках одной проблемной области - истории Великой Отечественной войны. Статья содержит соответствующую методику, ее теоретическое обоснование и описание педагогического эксперимента.

Ключевые слова: историческая информатика, методика обучения, компьютеризированное исследование, метод проектов, Интернет, базы данных, машиночитаемые источники.

Введение

Процесс информатизации исторической науки логично привел к тому, что в учебных планах по истории в том или ином виде появилась соответствующая дисциплина - историческая информатика. Ее основная цель - формирование профессиональной информационно-коммуникационной компетентности историка. К настоящему времени в вузах России накоплен значительный опыт преподавания дисциплины, сформировались несколько ее моделей1.

На историко-политологическом факультете Пермского университета дисциплина «Историческая информатика» была введена в 2001 г., предмет состоит из лекционной и практической частей и читается на первом или втором курсе вслед за общим курсом информатики.

В основу обучения информатике и исторической информатике студентов-историков нами положены принципы максимально возможного использования историко-ориентированного контента для изучения различных технологий; решение с помощью ИКТ задач предметной деятельности историка; постоянного осмысления того, что историческая задача первична и что компьютер и ИКТ - лишь средство, инструмент ее решения.

Различные направления использования ИКТ в истории можно отнести к созданию историкоориентированных электронных ресурсов и (или) проведению компьютеризированных исторических исследований. Практические занятия по информатике и исторической информатике также реализуются в этих двух направлениях.

Указанные выше принципы особенно важны в свете того, что освоение тех или иных умений, связанных с применением ИКТ нередко приводит, с одной стороны, к ложно-узким преставлениям об информатике вообще, с другой - к неосмысленному «техническому» выполнению практических заданий. В курсе же исторической информатики первостепенной задачей является формирование знаний о принципиальных возможностях различных технологий в решении исторических и общенаучных задач, формирование умений выбора технологии и программного обеспечения, формирование представления о том, что компьютер - это удобный, функциональный инструмент историка.

Традиционно практическая часть курса исторической информатики состоит из серии практикумов, лабораторных работ и проектов, конкретно-историческая проблематика которых предлагается преподавателем или самостоятельно выбирается студентами.

При изучении исторической информатики как междисцплинарного направления естественным образом возникает проблема расстановки акцентов. Позиционирование первичности исторической задачи (один из принципов, названный выше) входит в некоторое противоречие с необходимостью выполнения нескольких заданных технологически проектов - т.е. выбором исторической задачи под конкретное ее технологическое решение. Реальное же историческое исследование предполагает обратный путь. Таким образом, формулируя сначала задание на проект или лабораторную

© Д. А. Гагарина, С. И. Корниенко, 2010

работу, а потом выбирая под него историческую проблему, мы можем не получить органического соединения исторической задачи и информационных методов.

Если же выбрать для реализации курса подход, при котором сначала будет поставлена конкретно-историческая проблема, а потом под нее логично будет найдено технологическое решение, нужное с точки зрения изучения курса исторической информатики, то возникнут иные трудности. Во-первых, в таком случае преподаватель лишает студента необходимости увидеть проблему и сформулировать цель исследования - важнейшего умения в любой области, во-вторых, рискует выбрать тему, которая будет неинтересна части учащихся (а при самостоятельном выборе каждый студент занимается именно тем, что ему интересно), в-третьих, все студенты будут делать одинаковую работу, что повлечет проблему списывания и т.п. Таким образом, при таком подходе все преимущества проектной деятельности нивелируются.

Возможно, решение состоит в синтезе обоих подходов - задается историческая область, но не жестко, а достаточно широко, в ней обозначаются исторические проблемы и задачи, которые предполагают решение в необходимом технологическом русле. В таком случае конкретноисторическая проблема ищется и формулируется студентом самостоятельно, у него есть возможность выбрать наиболее интересующий содержательно аспект проблемы. Трудность в реализации этого подхода - подбор «удобной» с технологической точки зрения темы, одновременно предполагающей достаточно широкую и разноаспектную проблематику, в которой каждый студент найдет что-то свое.

Юбилейный год, год 65-летия великой победы создавал хорошую возможность для использования единой тематики «Великая Отечественная война» в качестве содержательной основы всего практического курса исторической информатики. В связи с этим был проведен педагогический эксперимент, результаты которого представлены в настоящей статье.

Потенциал и дидактические возможности темы «Великая Отечественная война»

Тема «Великая Отечественная война» имеет ряд преимуществ с точки зрения курса исторической информатики и реализации обозначенного выше подхода:

1. Актуальность темы, ее близость практически каждому студенту.

2. Широта и многоаспектность темы, возможность выбора военной, политической, экономической, социокультурной и другой проблематики.

3. Наличие массовых источников и наличие источников вообще, что влечет возможность применения баз данных и статистических методов.

4. Возможность выполнения просопографических исследований, наличие материала для

этого.

5. Хронологически «удобный» период - с одной стороны, протяженность во времени дает возможность изучения динамики процессов, с другой - небольшая длительность позволяет объять весь период в рамках учебного проекта.

6. Наличие источников, не изученных ранее, не оцифрованных ранее, с которыми при этом не возникает проблемы доступа к ним, проблемы авторских прав и их публикации (например, в Интернете) - речь идет в первую очередь о семейных архивах студентов, а также о материалах школьных музеев и т.п.

7. Наличие (и доступ к ним) исторических источников разных типов - фото, аудио, видео, текстовых и др. Возможность работы с нематериальными источниками - фиксирования и изучения памяти, мнений, настроений.

8. Возможность самостоятельно создать исторические источники - сфотографировать и взять интервью у ветеранов, их родственников.

9. Наличие в большом количестве публикаций, в т.ч. электронных, по теме.

Таким образом, тема Великой Отечественной войны предоставляет широкие дидактические, содержательные и технологические возможности для реализации курса исторической информатики.

Методика обучения и описание эксперимента

Как было отмечено выше, практический курс исторической информатики реализуется через серию лабораторных работ и проектов. Лабораторные работы выбираются для тем, которые предполагают аудиторное изучение и не требуют при этом больших временных ресурсов. Наиболее полно реализовать вышеобозначенные принципы и решить задачи курса исторической информати-

ки в условиях нехватки аудиторного времени и разноуровневой подготовки студентов позволяет метод проектов2. Одновременно проектная деятельность способствует индивидуализации обучении за счет варьирования сложности и тематики проектов; позволяет сочетать разные технологии в рамках одного задания. К работам предъявляются как технологические, так и содержательные требования.

Проекты могут быть связаны с созданием историко-ориентированных электронных ресурсов (машиночитаемых источников, интернет-ресурсов, баз данных и др.), с проведением учебного компьютеризированного научного исследования по истории (анализ проблемной области, выявление тенденций, установление причинно-следственных связей, анализ текстов и др.), а также сочетать оба направления.

Для проведения эксперимента были выбраны три типа проектов, которые должны были выполняться каждым из студентов (для второго и третьего типа допускалась индивидуальная или групповая работа)3.

1. Создание машиночитаемого документа.

2. Поиск, отбор и анализ историко-ориентированных интернет-ресурсов по выбранной теме.

3. Создание интернет-ресурса.

Все три типа проектов должны реализовываться на основе тематики Великой Отечественной Войны.

Первый проект предполагает поиск, оцифровку и сохранение в необходимых форматах исторических источников по заданной теме.

Для реализации второго проекта необходимо выбрать некую узкую тему в рамках проблематики Великой Отечественной войны, найти и отобрать ресурсы, разработать систему качественных и количественных критериев для их оценки, провести оценку. Для организации информации о ресурсах, критериях и количественных оценках должна быть создана база данных. По итогам работы пишется подробный отчет, в котором обосновывается методика поиска и отбора ресурсов, описывается система критериев, дается анализ по каждому критерию отдельно, анализ простых и взвешенных сумм баллов по критериям, выявляются лидеры и аутсайдеры и представляется общая картина состояния выбранной темы в Интернете. Форма сдачи: база данных, отчет, презентация по проекту и публичная защита.

Выполнение данного типа проекта помимо собственно подробного изучения ресурсов сети по выбранной теме способствует формированию представлений о том, каким должен быть историко-ориентированный сайт. Подробно изучив не менее пятидесяти ресурсов схожей тематики, студент самостоятельно приходит к некой системе требований и даже к идеальной модели сетевого ресурса.

Сформировав на основе практических собственных изысканий и теоретических знаний, полученных на лекции, представления о «хорошем» сайте, студент готов реализовать их на практике - третий проект предполагает создание собственного сайта. Тематика сайта также должна быть военной, может коррелировать с темой, выбранной для второго проекта. Настоятельно рекомендуется использование источников, оцифрованных в ходе первого проекта. Основное неформальное требование - создать сайт, который будет нужен не только его создателю. В рамках проекта студенты самостоятельно разрабатывают концепцию сайта, подбирают необходимые источники, наполняют сайт, решают вопросы с хостингом. Подробно обсуждаются вопросы авторских прав и особенности размещения в Интернете тех или иных видов источников и публикаций. Форма сдачи - собственно сайт в Интернете и документация к нему. По каждому ресурсу назначается рецензент из числа студентов.

Таким образом, с одной стороны, каждый из трех проектов вполне самостоятелен, с другой -все три взаимосвязаны и каждый следующий концептуально или содержательно основывается на предыдущих. Проекты всей студенческой группы при этом образуют некий «большой» проект.

Для сопровождения курса создана специальная страничка на сайте Лаборатории исторической и политической информатики Пермского университета4. На сайте можно найти тексты всех заданий, подробные комментарии к ним, сроки сдачи и другую полезную для курса информацию. Там же опубликован список всех созданных сайтов5.

Все проекты выполняются поэтапно, предполагают аудиторное разъяснение и обучение (по 6 часов на первый и второй проект, 2 часа - на третий), промежуточную проверку (например, на эта-

пе разработки критериев перед их применением или разработки модели сайта перед его наполнением), проводятся очные и электронные консультации преподавателями. 8 часов уходит на защиту и обсуждение выполненных работ.

Описание выполненных проектов

Экспериментальная группа состояла из 26 человек - историков-специалистов первого курса. Эксперимент шел в рамках практик по дисциплине «Историческая информатика». Время проведения: февраль - май 2010 г.

В рамках первого проекта изучались способы оцифровки и форматы хранения, особенности перевода в машиночитаемый формат исторических источников различного типа. Были оцифрованы источники из семейных архивов студентов - фотографии военного и послевоенного времени, письма, телеграммы, награды, различные документы. Помимо семейных источников ряд студентов использовали также экспонаты школьных музеев, семейные архивы ветеранов Великой Отечественной войны.

По анализу ресурсов Интернет было сделано 17 проектов, в т.ч. 10 индивидуальных и 7 парных. Приведем примеры наиболее удачных6.

Сергей Коретко в работе «Участие стран антигитлеровский коалиции в Параде Победы» провел анализ содержания и качества русскоязычных блогов. Среди разработанных критериев - убедительность аргументов, эмоциональность поста, качество комментариев, цитирование, авторство блога. Исследование показало, что из 32 постов в 20 авторы высказываются против присутствия частей стран бывшей антигитлеровской коалиции на Параде Победы, 5 - не против, у остальных мнение особое или внятно не выражено. При этом качество постов, негативно оценивающих возможность участия войск антигитлеровской коалиции, в среднем ниже, чем качество постов, авторы которых не против участия упомянутых частей в Параде Победы. Анализ данных постов, несмотря на ограниченность источниковой базы, опосредованно позволяет судить о взглядах россиян на участие в Параде Победы частей стран бывшей Антигитлеровской коалиции.

Алексей Папулов и Федор Бажанов провели анализ групп, посвященных теме Великой Отечественной войны в социальной сети «ВКонтакте». Для исследования были отобраны группы с количеством участников от 25 до 76 000 человек, проводился детальный анализ содержания размещенных материалов, характеристик участников и качества обсуждений в группах. Данная работа была представлена на студенческой конференции историко-политологического факультета в секции «Историческая информатика» и получила высокую оценку жюри.

Один из наиболее оригинальных проектов с точки зрения темы - работа Светланы Лучниковой о смекалке воинов в Великой Отечественной войне. Помимо качественного исследования имеющихся ресурсов, автору удалось также подробно описать модель идеального сайта по выбранной теме.

По способу представления результатов выделяется работа Анатолия Переверзева и Сергея Чернова, которые вместо традиционной презентации Power Point, создали целый фильм о ходе и результатах выполненного исследования.

Основная трудность в анализе сайтов заключается в разработке системы критериев. В ряде работ использовались в основном формальные критерии (например, дизайн), не позволяющие качественно оценить содержание ресурсов с исторической точки зрения.

В целом же можно констатировать, что большинство проектов выполнено на высоком уровне, ряд из них имеет значимую исследовательскую компоненту.

В рамках третьего проекта было создано 14 сайтов, в т.ч. 8 индивидуальных, остальные -групповые (по 2-3 человека).

Созданные сайты тематически можно разделить на несколько категорий:

1. Сайты, посвященные участию семьи (семей) автора (авторов) в войне.

2. Сайты, посвященные ветеранам, которые не являются членами семей авторов сайта, в т.ч. ветеранам отдельного района.

3. Сайты, посвященные вооружению, военной технике, авиации и т.п.

4. Сайты школьных исторических музеев.

5. Сайты, посвященные видным военачальникам.

6. Сайты, по другой тематике Великой Отечественной войны.

Первые две категории оказались наиболее распространенными и наиболее удачными. Создавая такие сайты, студенты активно использовали материалы семейных архивов, записывали интервью с ветеранами, собственные воспоминания о бабушках и дедушках. Были оцифрованы десятки фотографий, писем и документов, сфотографированы и описаны награды, ордена.

Среди наиболее интересных и удачных проектов - сайт «Ветераны - Закамск»7 Анны Игнатовой и Анны Пинаевой, посвященный ветеранам Великой Отечественной войны, родившимся, живущим, жившим и работавшим в Кировском районе Перми. Заслуживает внимания идея разработчиков соединить личные воспоминания ветеранов с историей района. В наполнении сайта удалось удачно сочетать информацию из литературы, материалы школьного музея, собственные фотографии и записанные воспоминания ветеранов.

Многие из созданных в рамках курса сайтов уникальны в том смысле, что содержат информацию, не опубликованную ранее, открывают свободный доступ к интересным источникам из семейных архивов. К таковым можно отнести сайты «Барышев Геннадий Лаврентьевич» (авторы -Евгения Карпова, Алина Моравская)8, «История Перми в моем ракурсе» (Евгений Галынкин)9, «Моя семья в Великой отечественной войне» (Сергей Коретко)10, «Семья и война» (Полина Бор-шова, Сергей Тресков, Артем Саморуков)11, «Творцы победы» (Ирина Сысоева, Александра Казанцева, Светлана Лучникова)12, «VOV & Moya Semya» (Яна Мальцева)13 и др. Созданные сайты содержат качественные описания и публикации исторических источников, что, как известно, является проблемой многих интернет-ресурсов.

Хотя требование использовать самостоятельно оцифрованные источники не являлось обязательным, большинство сайтов (8 из 14) в той или иной мере содержат таковые, что свидетельствует

об интересе и неформальном подходе к выполняемым проектам.

Выводы

Итак, в результате проведенного эксперимента можно констатировать достижение предметных, метапредметных и личностных результатов.

В частности, о высоких предметных результатах свидетельствует достаточно высокий технический уровень проектов - для многих работ он превышал минимально необходимые для зачета требования. Несмотря на выполнение всего трех типов проектов был изучен и применен целый ряд технологий: оцифровки и визуализации, информационного поиска, создания и анализа баз данных, сайтостроения и других.

С другой стороны, достижение предметных результатов заключается в том, что во многих проектах присутствует значимая исследовательская компонента. Следует отметить, что речь идет о студентах первого курса, еще не изучавших источниковедение, плохо знакомых с методами исторического исследования, не имеющих опыта исследовательской работы (курсовые работы начинаются позже). На практике выполнение проектов по исторической информатике для многих студентов можно считать их первым историческим исследованием, при этом выполняемым на современном уровне - с применением информационных технологий.

Выбор проблематики Великой Отечественной войны оказался вполне удачным и позволил реализовать заявленный подход: от исторической задачи к ее технологическому решению. Как и предполагалось, каждый студент смог найти свою тематическую «нишу» - от вопросов вооружения до искусства и изучения современного массового сознания. Можно отметить, что в силу выбора темы, наряду с учебными, решались мировоззренческие, воспитательные задачи - что, как правило, затруднено в специализированных дисциплинах высшего образования.

Примечания

1 См.: Бородкин Л. И. Информационные технологии в обучении историка: потенциал государственного образовательного стандарта // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». 2001. № 28. С. 61-66; Бородкин Л. И. Историческая информатика начала XXI века или историки на пути в информационное общество // Технотронные архивы в современном обществе: наука, образование, наследие. Материалы научно-практической конференции, посвященной 10-летию факультета технотронных архивов и документов. М., 2004; Гарскова И. М. Историческая информатика как комплекс учебных дисциплин (чему и как учить будущих специалистов) // Технотронные архивы в современном обществе: наука, образование, наследие. Материалы научно-практической конференции, посвященной 10-летию факультета технотронных архивов и документов. М., 2004. С. 86-90; Попова Е. Э., Балыкина Е. Н., Лип-ницкая О. Л. Историческая информатика: межпредметность развития учебного знания // Информацион-

ный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». 2002. № 30. С. 217-219; Юмашева Ю. Ю. Историческая информатика: учебником ли единым? (или - лучше один раз увидеть) // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». 2004. № 32. С. 48-49.

2 Бородкин Л. И. Информационные технологии в обучении историка...

3 Тексты заданий на проекты см. Историческая информатика [Электронный ресурс] // Лаборатория исторической и политической информатики Пермского университета. URL: https://sites.google.com/site/histlab/ departments/istoriceskaa-informatika

4 Историческая информатика [Электронный ресурс]...

5 65 лет Великой Победы [Электронный ресурс] // Лаборатория исторической и политической информатики Пермского университета. URL: https://sites.google.com/site/histlab/65-let-velikoj-pobedy

6 Описания проектов частично взяты из соответствующих отчетов студентов.

7 Ветераны - Закамск [Электронный ресурс]. URL: http://sites.google.com/site/veteranyzakamsk

8 Барышев Геннадий Лаврентьевич [Электронный ресурс]. URL: https://sites.google.com/site/ barysevgen-nadijlavrentevic

9 История Перми в моем ракурсе [Электронный ресурс]. URL: http://sites.google.com/site/ istoriaper-mivmoemrakurse

10 Там же.

11 Семья и война [Электронный ресурс]. URL: http://sambortres.ucoz.ru

12 Творцы победы [Электронный ресурс]. URL: http://sites.google.com/site/tvorcypobedyru

13 VOV & Moya Semya [Электронный ресурс]. URL: http://sites.google.com/site/vovmoyasemya

Дата поступления рукописи в редакцию: 17.06.2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.