Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОГРАММЫ "MICROSOFT WORD" ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ КАК ИНОСТРАННОМУ'

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОГРАММЫ "MICROSOFT WORD" ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ КАК ИНОСТРАННОМУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ / MICROSOFT WORD / ОБУЧЕНИЕ РКИ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гришкова Л. В., Талыбина Е. В.

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе обучения русскому языку как иностранному (РКИ) сегодня является одним из важных направлений в преподавании. Активное развитие интернет-технологий заставляет преподавателя искать новые методы и подходы к подаче языкового материала, а также новые формы взаимодействия между педагогом и обучающимися. Применение компьютера на занятиях по РКИ сегодня позволяет создавать преподавателю дидактические материалы, эффективным образом реализующие наиболее значимые принципы обучения. К таким принципам относятся принципы наглядности, прочности, доступности, самостоятельной деятельности, индивидуальной направленности и др. Для разработки дидактических средств в процессе обучения РКИ используются различные компьютерные программы, мультимедийные презентации, программные оболочки, интернет-проекты и многие другие. Однако следует заметить, что не каждый преподаватель РКИ владеет полным набором всех доступных функций этих информационно-образовательных технологий. Наиболее доступным дидактическим средством как для преподавателей, так и для студентов является компонент Microsoft Office - текстовый редактор Microsoft Word (MS Word). Данный продукт позволяет наилучшим образом реализовать принципы наглядности, активности, доступности, прочности, учета индивидуальности, самостоятельной работы студентов, а также вывести процесс обучения РКИ на более эффективный и высокий уровень. В данной статье рассматриваются дидактические возможности использования текстового редактора Microsoft Word в процессе обучения русскому языку как иностранному. Автором проанализированы особо значимые функции Microsoft Word при обучении русскому языку как иностранному, доказана необходимость применения этих функций в процессе обучения, представлены фрагменты собственных разработок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гришкова Л. В., Талыбина Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC POSSIBILITIES OF MICROSOFT WORD IN TEACHING RFL

The use of information and communication technologies (ICT) in the process of teaching Russian as a foreign language (RFL) is one of the important directions in teaching today. The active development of Internet technologies makes the teacher look for new methods and approaches to the presentation of language material, as well as new forms of interaction between the teacher and students. The use of a computer in RFL classes today allows the teacher to create didactic materials that effectively implement the most significant principles of learning. These principles include the principles of visibility, strength, accessibility, independent activity, individual orientation, etc. To develop didactic tools in the process of teaching Russian as a foreign language, various computer programs, multimedia presentations, software shells, Internet projects, and many others are used. However, it should be noted that not every RFL teacher has a full set of all available functions of these information and educational technologies. The most accessible didactic tool for both teachers and students is the Microsoft Office component - Microsoft Word text editor (MS Word). This product allows you to best implement the principles of visibility, activity, accessibility, strength, taking into account individuality, independent work of students, as well as bring the process of teaching Russian as a foreign language to a more efficient and high level. The article deals with the didactic possibilities of using the text editor Microsoft Word in the process of teaching Russian as a foreign language. The authors analyze the particularly significant functions of Microsoft Word in teaching Russian as a foreign language, prove the need to use these functions in the learning process, and present fragments of their own authorship.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОГРАММЫ "MICROSOFT WORD" ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ КАК ИНОСТРАННОМУ»

УДК 372.881.1

DOI: 10.15593/2224-9389/2022.4.9

Научная статья

Л.В. Гришкова, Е.В. Талыбина

Российский университет дружбы народов, Москва, Российская Федерация

Поступила: 08.12.2022 Одобрена: 24.12.2022 Принята к печати: 28.12.2022

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОГРАММЫ «MICROSOFT WORD» ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ КАК ИНОСТРАННОМУ

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе обучения русскому языку как иностранному (РКИ) сегодня является одним из важных направлений в преподавании. Активное развитие интернет-технологий заставляет преподавателя искать новые методы и подходы к подаче языкового материала, а также новые формы взаимодействия между педагогом и обучающимися.

Применение компьютера на занятиях по РКИ сегодня позволяет создавать преподавателю дидактические материалы, эффективным образом реализующие наиболее значимые принципы обучения. К таким принципам относятся принципы наглядности, прочности, доступности, самостоятельной деятельности, индивидуальной направленности и др.

Для разработки дидактических средств в процессе обучения РКИ используются различные компьютерные программы, мультимедийные презентации, программные оболочки, интернет-проекты и многие другие. Однако следует заметить, что не каждый преподаватель РКИ владеет полным набором всех доступных функций этих информационно-образовательных технологий. Наиболее доступным дидактическим средством как для преподавателей, так и для студентов является компонент Microsoft Office - текстовый редактор Microsoft Word (MS Word). Данный продукт позволяет наилучшим образом реализовать принципы наглядности, активности, доступности, прочности, учета индивидуальности, самостоятельной работы студентов, а также вывести процесс обучения РКИ на более эффективный и высокий уровень.

В данной статье рассматриваются дидактические возможности использования текстового редактора Microsoft Word в процессе обучения русскому языку как иностранному. Автором проанализированы особо значимые функции Microsoft Word при обучении русскому языку как иностранному, доказана необходимость применения этих функций в процессе обучения, представлены фрагменты собственных разработок.

Ключевые слова: дидактические возможности, Microsoft Word, обучение РКИ, компьютерные программы, компьютерные технологии, Интернет.

Эта статья доступна в соответствии с условиями лицензии / This work is licensed under Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).

L.V. Grishkova, E.V. Talybina Received: 08.12.2022

Accepted: 24.12.2022

Peoples' Friendship University of Russia Published: 28.12.2022

Moscow, Russian Federation

DIDACTIC POSSIBILITIES OF MICROSOFT WORD IN TEACHING RFL

The use of information and communication technologies (ICT) in the process of teaching Russian as a foreign language (RFL) is one of the important directions in teaching today. The active development of Internet technologies makes the teacher look for new methods and approaches to the presentation of language material, as well as new forms of interaction between the teacher and students.

The use of a computer in RFL classes today allows the teacher to create didactic materials that effectively implement the most significant principles of learning. These principles include the principles of visibility, strength, accessibility, independent activity, individual orientation, etc.

To develop didactic tools in the process of teaching Russian as a foreign language, various computer programs, multimedia presentations, software shells, Internet projects, and many others are used. However, it should be noted that not every RFL teacher has a full set of all available functions of these information and educational technologies. The most accessible didactic tool for both teachers and students is the Microsoft Office component - Microsoft Word text editor (MS Word). This product allows you to best implement the principles of visibility, activity, accessibility, strength, taking into account individuality, independent work of students, as well as bring the process of teaching Russian as a foreign language to a more efficient and high level.

The article deals with the didactic possibilities of using the text editor Microsoft Word in the process of teaching Russian as a foreign language. The authors analyze the particularly significant functions of Microsoft Word in teaching Russian as a foreign language, prove the need to use these functions in the learning process, and present fragments of their own authorship.

Keywords: didactic possibilities, Microsoft Word, teaching Russian as a foreign language, computer programs, computer technology, Internet.

Введение

В последнее время информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) при обучении русскому языку как иностранному набирают всё большую популярность. Под ИКТ нами понимается совокупность методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации [1, с. 90].

Данные технологии позволяют сделать процесс обучения более эффективным, способствуя повышению мотивации у учащихся. Они обеспечивают индивидуальный характер когнитивной деятельности учащихся, возможность самостоятельного доступа к учебному материалу, его освоения, поиска дополнительных источников информации. Использование ИКТ стимулирует сотрудничество учащихся и педагогов, творческий подход к процессу обработки информации, структурирования знаний [2, с. 19-20].

Развитие информационно-образовательной среды требует от современных преподавателей эффективно использовать в своей профессиональной

деятельности информационные технологии. Сегодня компьютер представлен во всех сферах человеческой деятельности, и без него уже невозможно представить себе комфортное существование. Для современного поколения студентов и преподавателей работа с компьютерными технологиями является естественной средой, потому что с детства уже сформированы навыки работы с электронными устройствами и гаджетами. Компьютер сегодня можно рассматривать как средство обучения всем видам речевой деятельности. Работа с компьютером расширяет дидактические методы и позволяет разнообразить учебный процесс за счет включения в него различных заданий. Благодаря ИКТ педагог может осуществлять поиск и разработку методических и дидактических материалов. Компьютерная программа является педагогическим программным средством, обеспечивающим достижение заданной дидактической цели обучения [3, с. 57]. Таким образом, использование компьютерных программ позволяет преподавателю создавать свои авторские средства обучения. Важно подойти ответственно к отбору учебно-методического материала и научиться адаптировать и интегрировать имеющиеся в арсенале педагога учебные материалы в процесс обучения русскому языку как иностранному (РКИ).

Теоретические основы

Вопрос использования информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения РКИ достаточно хорошо освещен в методической литературе. Этому актуальному направлению посвящено множество пособий, диссертаций, статей, монографий. В работах А.А. Атабековой [2], Э.Г. Азимова [4], М.А. Бовтенко [5], А.Н. Богомолова [6], П.В. Сысоева, М.Н. Евстигнеева [7], Е.С. Полат [8], Е.В. Сенченковой, О.А. Некоз [9] рассматривается применение ИКТ в преподавании русского языка как иностранного. Также посвящено немало разработок применению пакета Microsoft Office в обучении иностранным языкам. К их числу относятся Microsoft Word, Microsoft PowerPoint, Microsoft Teams, Microsoft Excel, Microsoft OneDrive и другие. Так, например, в своей работе Е.В. Сенченкова, О.А. Некоз уделяют внимание использованию презентаций в учебном процессе. Е.И. Добренко, Е.В. Соколова [10] пишут об изучении лексических единиц c помощью программы Microsoft Word. Однако при этом вопрос использования текстового редактора Microsoft Word (MS Word) в процессе обучения РКИ недостаточно исследован. В данной статье мы попытаемся обобщить опыт использования MS Word в преподавании русского языка как иностранного.

Описание Microsoft Word

Сегодня современное поколение студентов и преподавателей привыкло работать с различными инструментальными средствами, представляющими собой программные инструменты для создания новых электронных ресурсов.

С помощью таких средств пользователи могут создавать файлы разного формата, к ним относятся текстовые и графические редакторы. Отдавая предпочтение печатному тексту, преподаватели и обучающиеся в своей деятельности используют разнообразные текстовые процессоры и редакторы. К ним относятся «Блокнот», Microsoft Word, Microsoft Office Puplisher, Microsoft FrontPage, Word Pad, Note Pad и другие. Следует отметить, что благодаря таким редакторам у пользователей появляется возможность использовать в текстовых документах графические изображения. К ним можно отнести рисунки, значки, трехмерные модели, диаграммы и др. Такие материалы могут быть подготовлены преподавателями и обучающимися как самостоятельно, так и с использованием Интернет-ресурсов.

Среди большого разнообразия текстовых редакторов и процессоров наиболее важным, на наш взгляд, с методической и дидактической точки зрения является Microsoft Word, входящий в состав пакета MS Office. MS Word на сегодняшний день является одним из самых доступных и востребованных редакторов среди пользователей. Однако, несмотря на такую популярность, далеко не все преподаватели в процессе обучения русскому языку как иностранному в полном объеме используют все доступные функции этой программы.

Microsoft Office (произносится как «Майкрософт офис») - это пакет компьютерных программ, разработанных компанией Microsoft и предназначенных для выполнения самых разнообразных задач. В него входят более десяти программ, среди них - приложения для работы с текстовыми документами, таблицами, электронной почтой, базами данных, программа для создания презентаций и т.д. [10, c. 13].

Microsoft Word - это текстовый редактор, который служит для создания и редактирования текстовых документов. Из-за большого разнообразия в MS Word функций обработки текста его часто относят к текстовым процессорам. Данная программа обладает рядом полезных функций. Она позволяет производить автоматическую проверку правописания текста и пунктуации, создавать и редактировать таблицы, веб-страницы, подбирать антонимы и синонимы к словам, а также вставлять в текст картинки, диаграммы, и гиперссылки.

Обсуждение

Основное предназначение MS Word - это создание профессионально оформленного документа. Работая со шрифтами, абзацами и конструктором в MS Word, преподаватель может быстро и качественно напечатать, а также оформить свой сценарий урока. Функции редактирования и сохранения позволяют постоянно вносить изменения в созданные файлы. Следует также отметить, что данный редактор прост в использовании, что позволяет преподавателю за короткое время применять инструменты для создания дидактических материалов [12].

Также при обучении РКИ при составлении и написании учебных текстов для преподавателей является актуальным вопрос постановки ударения в словах. Так, используя определенную комбинацию клавиш на клавиатуре, пользователь может быстро поставить ударение. Для этого после написания нужного слова необходимо установить курсор мышки после буквы, на которую должно падать ударение, ввести последовательность цифр 0301 и затем одновременно нажать на клавиши «Alt» + «X». Таким образом, над выбранной буквой сразу появится знак ударения. Воспользовавшись такой функцией в текстовом редакторе, преподаватель, например, может дать задание обучающимся расставить ударение в тексте.

Отметим, что MS Word служит хорошим инструментом при проверке домашнего задания. Присланные выполненные домашние задания, оформленные учащимися в данном текстовом редакторе, можно исправлять, предоставляя студентам обратную связь в виде комментариев. Вкладка «Рецензирование» на панели MS Word дает возможность вносить исправления в текстовый материал и делать пометки (рис. 1). Такая функция позволяет совместно работать над документом как преподавателю, так и студенту.

Рис. 1. Пример фрагмента «создание примечания» в MS Word

Наибольшую ценность для иностранных студентов при обучении РКИ, на наш взгляд, представляет встроенная программа коррекции ошибок в MS Word. При наборе текста учащиеся могут увидеть сделанные ими ошибки. Программа подчеркнет орфографические ошибки красной волнистой линией, а синтаксические - синей [13]. Также благодаря этой программе студенты смогут увидеть комментарий к сделанным ими ошибкам и, таким образом, закрепить или изучить правила пунктуации. В этом случае программа укажет на часть речи и знаки препинания, которые необходимо будет поставить в каждом конкретном случае (рис. 2). Следует отметить, что встроенная функция также способствует расширению словарного запаса у учащихся. Благодаря ей можно подбирать синонимы или антонимы к словам, прослушать целую фразу или отдельное слово. Можно сказать, что встроенная программа помогает работать со словом: учащиеся слышат произношение слова или могут выбрать в качестве опции произношение по буквам, также у них есть возможность добавлять новые слова в словарь. Таким образом, можно заключить, что данная встроенная функция помогает студенту эффективно работать над орфографией, пунктуацией и пополнением словарного запаса.

Рис. 2. Пример использования программы коррекции ошибок в MS Word

Следующая функция, на которую мы бы хотели обратить внимание, это «работа с таблицами». С помощью данной функции в редакторе Microsoft Office Word преподаватель может создавать и форматировать таблицы, предлагая различные задания учащимся (рис. 3). Процесс создания таблицы занимает несколько минут и помогает наглядно представить и упорядочить информацию. На рис. 3 мы привели пример задания с использованием такой таблицы. Целесообразным представляется также использовать таблицы для представления грамматического материала. Наглядность способствует усвоению материала и повышает интерес учащихся к занятиям. Таким образом, с помощью функции «создание таблицы» в MS Word мы можем работать с грамматическим материалом на занятиях по РКИ.

Распределите слова в три колонки: премия, окно, погода, рисунок, академия, кофе, пальто, друг, общество.

Он Она Оно

Рис. 3. Пример использования таблицы в MS Word

Использование фигур и значков в редакторе Microsoft Office Word позволяет преподавателю создавать задания для работы с лексикой. Важно отметить, что использование таких значков при создании своих собственных материалов является бесплатным и не требует указания авторских прав. Для пользователя доступны разные категории при выборе значков, такие как «Дом», «Еда и напитки», «Праздники», «Образование», «Бизнес», «Путешествие» и многие другие. Например, при изучении лексической темы «Живот-

ные» преподаватель может дать задание учащимся подписать всех животных на картинках. Причем педагог может отправить файл с заданием иностранным студентам, и они уже сами в MS Word смогут подписать данные изображения (рис. 4).

rf W £ tif

Кот/кошка Корова Слон Лягушка Жираф

Рис. 4. Пример использования значков в MS Word

Лев

При изучении темы «Количественные числительные» студенты, изучающие русский язык как иностранный, могут воспользоваться определенной возможностью в MS Word, заменив цифру прописью. Для этого необходимо нажать сочетание клавиш «Ctrl» + «F9». Далее появятся фигурные скобки, в которые нужно внести определенную комбинацию: {=1675\*cardtext}, где 1675 - это число, которое мы хотим заменить прописью. При нажатии на клавишу «F9» указанное число 1675 отобразится в прописном виде [14].

Также следует уделить внимание такой функции в MS Word, как создание шаблонов. Данный инструмент позволяет использовать шаблоны при обучении РКИ (рис. 5). Необходимо взять готовый шаблон в редакторе и заполнить необходимую информацию.

Рис. 5. Пример использования шаблонов MS Word

В функционале текстового редактора шаблоны подразделяются на следующие категории: «Бизнес», «Карточки», «Листовки», «Письма», «Образование», «Сопроводительные письма и резюме», «Праздник». С помощью таких шаблонов учащиеся учатся писать резюме, сопроводительные письма, также они могут научиться оформлять приглашения, заполнять различные бланки и формы, составлять чек-лист и многое другое [15, с. 63-64]. Так, например, воспользовавшись шаблоном «Ежедневник», студенты могут составить свой распорядок дня и вписать его в заданную форму. Примеры таких шаблонов приведены на рис. 5. Более того, учащиеся могут создавать буклеты по различной тематике, рекламные объявления, портфолио. Такие задания способствуют развитию навыков письменной речи у учащихся, а также творческой и познавательной деятельности. Преподаватели в своей профессиональной деятельности могут использовать такие шаблоны, как «Расписание экзаменов», «План урока», «Учебный календарь», «Учебный план» и др.

Рассмотренные нами формы работы способствуют формированию лексических, грамматических, произносительных и письменных навыков и умений у учащихся. Также эти ресурсы служат хорошим подспорьем для преподавателей русского языка как иностранного при организации учебного процесса.

Список литературы

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: ИКАР, 2009. - 448 с.

2. Атабекова А.А. Новые компьютерные технологии в преподавании русского языка как иностранного: учеб. пособие. - М.: Изд-во РУДН, 2008. - 245 с.

3. Гарцов А. Д. Новые информационные технологии в высшей школе. Информационные технологии в методике преподавания языка: новые приоритеты. -М.: Изд-во РУДН, 2004. - 196 с.

4. Азимов Э. Г. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании русского языка как иностранного. - М.: Русский язык. Курсы, 2012. - 352 с.

5. Бовтенко М.А. Компьютерная лингводидактика: учеб. пособие. - М., 2005.

6. Богомолов А.Н. Виртуальная среда обучения русскому языку как иностранному. Лингвокультурологический аспект. - М., 2008.

7. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Использование современных учебных интернет-ресурсов в обучении иностранному языку и культуре // Язык и культура. -2008. - № 2. - С. 100-110.

8. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие. - М.: Академия, 2008. - 270 с.

9. Сенченкова Е.В., Некоз О.А. Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении РКИ // Русский язык за рубежом. - 2017. -№ 4(263). - С. 57-63.

10. Добренко Е.И., Соколова Е.В. Влияние информационных технологий на содержание и методы обучения РКИ // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. - 2018. - № 6. - С. 1450-1455.

11. Спира И. Microsoft Excel и Word 2013: Учиться никогда не поздно. -СПб.: Питер, 2014. - 256 с.

12. Текстовый процессор Microsoft Word [Электронный ресурс]. - URL: http://iomas.vsau.rU/wp-content/uploads/uch_proz/ei/txt/up/txt/7.htm (дата обращения: 01.12.2022).

13. Редактор Microsoft [Электронный ресурс]. - URL: https://www.microsoft. com/m-ru/microsoft-365/microsoft-e&tor?market=m&activetab=tabs:faqheaderregion3 (дата обращения: 20.11.2022).

14. 25 секретов Word, которые упростят работу [Электронный ресурс]. -URL: https://lifehacker.ru/20-sekretov-word/ (дата обращения: 24.11.2022).

15. Леонтьев В. Office 2016. Новейший самоучитель. - М.: Эксмо-Пресс, 2015.

References

1. Azimov E.G., Shchukin A.N. Novyi slovar' metodicheskikh terminov i poniatii (teoriia i praktika obucheniia iazykam) [A new dictionary of methodological terms and concepts: Theory and practice of teaching languages]. Moscow, Ikar, 2009, 448 p.

2. Atabekova A.A. Novye komp'iuternye tekhnologii v prepodavanii russkogo iazyka kak inostrannogo [New computer technologies in teaching Russian as a foreign language]. Moscow, RUDN, 2008, 245 p.

3. Gartsov A.D. Novye informatsionnye tekhnologii v vysshei shkole. Informatsionnye tekhnologii v metodike prepodavaniia iazyka: novye prioritety [New information technologies in higher education. Information technology in language teaching methods: New priorities]. Moscow, RUDN, 2004, 196 p.

4. Azimov E.G. Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii v prepodavanii russkogo iazyka kak inostrannogo [Information and communication technologies in teaching Russian as a foreign Language]. Moscow, Russkii iazyk. Kursy, 2012, 352 p.

5. Bovtenko M.A. Komp'iuternaia lingvodidaktika [Computer linguodidactics]. Moscow, 2005.

6. Bogomolov A.N. Virtual'naia sreda obucheniia russkomu iazyku kak inostrannomu. Lingvokul'turologicheskii aspekt [Virtual environment for teaching Russian as a foreign language. Linguistic and cultural aspect]. Moscow, 2008.

7. Sysoev P.V., Evstigneev M.N. Ispol'zovanie sovremennykh uchebnykh Internet-resursov v obuchenii inostrannomu iazyku i kul'ture [The use of modern educational Internet-resources in teaching a foreign language and culture]. Iazyk i kul'tura, 2008, no. 2, pp. 100-110.

8. Polat E.S. Novye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniia [New pedagogical and information technologies in the education system]. Moscow, Akademiia, 2008, 270 p.

9. Senchenkova E.V., Nekoz O.A. Ispol'zovanie informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologii pri obuchenii RKI [Use of information and communication technologies in teaching Russian as a foreign language]. Russkii iazykza rubezhom, 2017, no. 4 (263), pp. 57-63.

10. Dobrenko E.I., Sokolova E.V. Vliianie informatsionnykh tekhnologii na soderzhanie i metody obucheniia RKI [Influence of information technologies on contents and methods of teaching Russian as a foreign language]. Dinamika iazykovykh i kul'turnykh protsessov v sovremennoi Rossii, 2018, no. 6, pp. 1450-1455.

11. Spira I. Microsoft Excel i Word 2013: Uchit'sia nikogda ne pozdno. St. Petersburg, Piter, 2014, 256 p.

12. Tekstovyi protsessor Microsoft Word [Microsoft Word word processor]. Available at: http://iomas.vsau.rU/wp-content/uploads/uch_proz/ei/txt/up/txt/7.htm (accessed 01.12.2022).

13. Redaktor Microsoft [Microsoft editor]. Available at: https://www.microsoft.com/ ru-ru/microsoft-365/microsoft-editor?market=ru&activetab=tabs:faqheaderregion3 (accessed 20.11.2022).

14. 25 sekretov Word, kotorye uprostiat rabotu [25 Word secrets to make your job easier]. Available at: https://lifehacker.ru/20-sekretov-word/ (accessed 24.11.2022).

15. Leont'ev V. Office 2016. Noveishii samouchitel' [Office 2016. New handbook], Eksmo-Press, 2015.

Сведения об авторах

ТАЛЫБИНА Елена Валентиновна

e-mail: [email protected]

Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания, Российский университет дружбы народов (Москва, Российская Федерация)

ГРИШКОВА Людмила Владимировна

e-mail: [email protected]

Аспирантка, специальность «Педагогика», Российский университет дружбы народов (Москва, Российская Федерация)

About the authors

Elena V. TALYBINA

e-mail: [email protected]

Cand. Sc. (Philology), Associate Professor, Department of the Russian Language and Methods of Its Teaching, Peoples' Friendship University of Russia (Moscow, Russian Federation)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Lyudmila V. GRISHKOVA

e-mail: [email protected]

Postgraduate student (Pedagogy), Peoples' Friendship University of Russia (Moscow, Russian Federation)

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов равноценен.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Гришкова, Л.В. Дидактические возможности Microsoft Word при обучении РКИ / Л.В. Гришкова, Е.В. Талыбина // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. - 2022. - № 4. - С. 99-108.

Please cite this article in English as:

Grishkova L.V., Talybina E.V. Didactic possibilities of Microsoft Word in teaching RFL. PNRPU Linguistics and Pedagogy Bulletin, 2022, no. 4, pp. 99-108 (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.