ft
Аяпова А.А.,
учитель информатики школы-лицей №1 г. Костаная
Чухина Е.В.,
доцент кафедры педагогики ОмГПУ, канд.пед.наук
Айсина Э.Е.,
координатор по академической мобильности КГПИ
Вестник «Орлеу^-kst
ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Ацдатпа
Бул макалада бастауыш сыныптарда дифференциал-ды окыту технологиясы бойынша окытуды уйымдастыруга сипаттама берiледi. Дидактикалык шарттарга ерекше назар бeлiнедi, олардьщ жасалуына, авторлардыц пiкiрiнше, кой-ган максаттарга жету Yшiн ыкпалы зор екендш айтылады.
Аннотация
В данной статье дается характеристика организации дифференцированного подхода к обучению в младших классах. Особое внимание уделено дидактическим условиям, создание которых, по мнению авторов, способствует достижению поставленных образовательных целей.
Annotation
In this article the author gives a description of the organization of a differentiated approach to learning in the primary school. Particular attention is paid to the didactic conditions, t which creation, according to the author, promotes the achievement of educational goals.
Неггзгг свздер: дифференциалды оцыту, саралап оцы- S ту, бастауыш мектеп, дидактишлъщ шарттар. Щ
и
Ключевые слова: дифференцированный и индивиду- О альный подходы, начальная школа, дидактические условия.
w
Keywords: differential and individual approaches, primary school, teaching conditions.
О
Современный прогресс во всех сферах деятельности §
человека неоспоримо требует от него быстрой адаптации к Ё
новым условиям. Общество ставит задачи, решение которых ^
необходимо начинать уже с раннего возраста. В связи с этим о от школы требуется формирование у обучающихся таких
черт, как гибкость мышления, изобретательность, чувство ^
нового, чувство выбора. Чтобы достичь поставленных перед §
школой задач, необходимо совершенствовать старые и нахо- о
дить новые методы обучения, обращать большое внимание м
на средства повышения эффективности преподавания. В на- ^
стоящее время принципиальные изменения в школе связаны Н
с организацией дифференцированного обучения. *
В классе, где сидят учащиеся с различными способно- ®
стями и особенностями восприятия, мышления, памяти, учи- ^
телю необходимо строить образовательный процесс на основе й
индивидуального подхода, таким образом способствуя всесто- ^ роннему развитию ребят и достижению успешного усвоения учебного материала.
и
Вестник «Oрлеу»-kst
Говоря о реализации индивидуального подхода в обучении, а также о создании условий для самообучения и самовоспитания учащихся, А. Я. Савченко подчеркивает: «Современная начальная школа должна использовать не селективную диагностику, а стимулирующую, сопровождающую, которая помогает учителю принять правильное решение» [5].
Анализ литературы показывает, что проблема формирования учебных умений и навыков младших школьников с учётом индивидуальных возможностей является предметом значительного числа исследований отечественных и зарубежных ученых. Еще А. С. Макаренко указывал, что «воспитание отдельной личности осуществляется в своём индивидуальном педагогическом приёме. Каждое воздействие на личность должно быть индивидуально, учитывая индивидуальный путь его развития...» [4]. Значительный вклад в разработку психолого-педагогических основ индивидуального и дифференцированного подходов к учащимся и его обоснования с теоретической точки зрения внесли К.Д. Ушинский, И.Ф. Гербарт, А. Дистервег, Я.А. Коменский, П.П. Блонский, П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, Л.Ф. Ти-^ хомирова, Ж. Пиаже и др. Среди наиболее крупен ных исследований, посвященных проблеме учёта индивидуального интеллектуального потенциала при организации учебного процесса следует ^ выделить работы учёных Н.Ф. Талызиной, Н.С. ¡3 Лейтеса, И.С. Якиманской, Г.П. Антоновой, А.А. щ Бударного, А.Н. Коневой, В.И. Загвязиаского, м А.Н. Леоньтева, С.П. Макаровой, Е.С. Равукско-^ го, И.Э. Унт и др.
М Дифференциация обучения в начальной
2 школе имеет свою специфику: во-первых, прак-Й тика показывает, что наиболее приемлемой ^ в начальной школе является внутриклассная § дифференциация - создание групп учащихся Ч по определенным критериям. Во-вторых, диф-н ференцированное обучение в начальной школе
3 направлено на создание условий для успеш-щ ного усвоения содержания образования всеми § учениками, что предполагает, с одной стороны, @ адаптацию учебного материала к особенностям § учеников, а с другой - развитие у учащихся тех ё познавательных функций, которые у них недо-© статочно развиты, но необходимы для успешного учения. В настоящее время в начальной школе внутриклассная дифференциация чаще всего
имеет узкое направление - деление на группы по интеллектуальным способностям детей младшего школьного возраста, группы «сильных», «средних», «слабых». Группы, на которые разделены дети в классе, как правило, бывают постоянными и на протяжении длительного времени не меняются. Когда ребенок долгое время находится в одной группе и получает однообразные задания, у него пропадает интерес к учению, замедляется развитие познавательной сферы, ребенок не реализует свои умственные возможности.
Таким образом, мы подошли непосредственно к дидактическим условиям, соблюдение которых будет способствовать успешному формированию учебной деятельности младших школьников на основе дифференцированного подхода.
Интересна позиция О.С. Гребенюка по выявлению дидактических условий формирования учебной деятельности учащихся.
К ним автор относит:
1. Определение целей деятельности учителя;
2. Диагностику сформированности учебной деятельности школьников;
3. Структурирование деятельности учителя в процессе обучения в соответствии со структурой учебной деятельности школьников;
4. Отбор и конструирование средств формирования учебной деятельности;
5. Анализ процесса результатов формирования учебной деятельности [3].
В качестве дидактических условий формирования учебной деятельности младших школьников Г.И. Вергелес выделяет следующие:
1. Системное построение каждого учебного предмета и учебного плана в целом.
2. Единство специфических и инвариантных возможностей различных предметов в формировании учебной деятельности.
3. Осознание учащимися всех формируемых компонентов учебной деятельности.
4. Повышение степени самостоятельности в процессе формирования учебной деятельности.
5. Единство репродуктивного и продуктивного характера учебной деятельности в процессе её формирования [2].
Необходимо определить, какие качества деятельности должны быть сформированы в ходе реализации дидактических условий. Опыт пока-
Вестник «Oрлеу»-kst
зывает, что учебная деятельность должна быть целенаправленной, отличаться обобщённостью, осознанностью, плановостью, самостоятельностью и возможностью достижения положительного результата.
В соответствии с указанными критериями для определения качества учебной деятельности младших школьников и дидактических условий её успешного формирования в условиях дифференцированного подхода, на наш взгляд, следует акцентировать внимание на некоторые имеющиеся особенности:
1. Учителю необходимо учитывать, что ученик имеет свою позицию по отношению к учителю, учебной проблеме, уроку в целом. В начале обучения попытки учащихся выразить своё отношение к учебной проблеме выглядят как колючие, косноязычные образы. С этими индивидуальными моделями учебного предмета, создаваемыми самими детьми, и должен уметь работать учитель. Важным моментом будет найти именно личное мнение учащегося, при этом ознакомив его с иными противоположными идеями. Задача учителя — укрепить ребёнка в его попытках мыслить самостоятельно.
2. На уроке-диалоге зарождается творческое мышление, которое можно назвать «рождение мысли». Учитель станет ближе к ученику, узнает его, если будет ему собеседником. Это позволит погружаться в мир мышления ребёнка, зародить первые аргументированные возражения самому себе и другим, «сгустить» личностное отношение детей к изучаемой по мнению авторов концепции учебного диалога, необходимо создавать «точки удивления» в учебном материале, которые требуют поиска различных вариантов обозначения звуков, образов числа, бесконечности.
3. Трудно не значит невозможно. Младшего школьника надо убедить (и показать реально), что он вполне может знать и понимать учебный материал не хуже товарищей. Учителю следует помнить, что формирование веры в свои силы способствует переживание школьником успехов, пусть первых и скромных. Поэтому важно, как организовать работу неуспевающих учеников, чтобы они чувствовали свое движение вперед, надо дать ему возможность пережить радость первых успехов на том пути, на котором до сих пор у него были одни огорчения и неудачи.
4. Формирование эффективной учебной деятельности младших школьников требует осознанного усвоения учащимися не только знания того или иного учебного предмета, существующих связей между различными учебными предметами, но и осознания мотивов учебной деятельности. Для формирования учебной деятельности особый интерес представляют учебно-познавательные мотивы, особенностью которых являются направленность на усвоение способов деятельности.
Проблему организации дифференцированного обучения в начальной школе следует рассматривать как одну из задач общего развития личности, решение которой необходимо для самореализации каждого ученика и раскрытия его индивидуальных особенностей.
Направленность современного образования определяют такие идеи, как дифференциация и интеграция его содержания, личностно-ориен-тированное обучение и педагогика сотрудничества. Использование дифференцированного подхода в развитии познавательных способностей учащихся и обеспечение положительной мотивации к учебной деятельности являются, на наш взгляд, необходимыми условиями формирования эффективной личностно-ориентированной учебной деятельности учащихся.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Богус М. Б.Дидактические условия формирования учебной деятельности младших школьников в условиях билингвизма (на примере адыго-русского двуязычия) //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2010. - № 3. - С. 39-41
2.Вергелес Г.И. Формирование учебной деятельности младших школьников на основе межпредметных связей: учеб. пособие. Л.: Изд-во ЛГПИ, 1987. 80 с.
3.Гребенюк О. С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: учеб. пособие. Калининград: Изд-во Калининград. ун-та, 2000. 572 с.
4.Макаренко А.С. «О воспитании» Москва: Политиздат, 1988. - 256 с.
5.Савченко О. Я. Виховний потенщал по-чатково! освгги : пошбник / О. Я. Савченко. - Ки!в : СПД «Цудзинович Т I.», 2007. - 204 с.
т
о
Рч РЗ
О
из О
и
О
§
О Е-
ш
о ©
о о о
©