6. Протокол общего собрания 4 марта 1912 г. // Труды и протоколы ... — Т. II, вып. 2.— Казань, 1913.
7. Протокол общего собрания 28 апреля 1912 г. // Труды и протоколы ... — Т. II, вып. 2.— Казань, 1913.
8. Педагогические и политико-правовые проблемы образования в России конца XIX
— начала XX вв. / Под ред. С.Ф. Егорова.
- М., 2002.
9. Красновский А.А. На верном пути: По поводу книги М.М.Рубинштейна «Очерк педагогической психологии в связи с общей педагогикой.- М., 1913.- IV, 594 с.» // Труды и протоколы ... — Т. II, вып. 4.— Казань, 1914.
10. Рубинштейн М.М. Очерк педагогической психологии в связи с общей педагогикой. — М., 1913.
11. Протокол общего собрания 30 ноября 1913 г. // Труды и протоколы ...— Т. II, вып. 4.— Казань, 1914.
12. Красновский А.А. Второй съезд по экспериментальной педагогике // Труды и протоколы ... — Т. III, вып. 1.— Казань, 1915.
13. Красновский А.А. Идеал личности педагога в связи с революционной реорганизацией школы: Речь в годичном заседании Педагогического общества при Казанском университете 11 февраля 1920 г. // Труды и протоколы ... — Вып. 1.— Казань, 1920.
Ф
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ-ТАТАР НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (I ПОЛОВИНА XX И НАЧАЛО XXI вв.)
Н.Ш. Мифтахова, кандидат химических наук, доцент Казанского государственного технологического университета (КГТУ), Г.Ф. Хасанова, доктор педагогических наук, профессор КГТУ
Ключевые слова: химия, профессиональное образование, коренизация образования, обучение на татарском языке.
Рассмотрение дидактических основ образования неизменно приводит к истории развития организационных форм и методов обучения и ее периодизации. Очертим время становления профессионального химического образования татарского народа периодом с 1931 по 1941 год, называемым периодом коренизации образования. Процесс коренизации в области профессионального образования был нацелен на подготовку национальных кадров из коренного населения с родным языком профессионального общения в различных сферах общественной жизни.
Необходимо согласовать период коренизации с этапами развития форм и
методов обучения в российской высшей школе, в которой с 1917 по 1941 год выделены три этапа формирования методов обучения: 1917—1920 годы; 1921-1931 годы; 1932-1941 годы [1]. В начале 1920 года происходит реорганизация высшей технической школы, в связи с чем официально утверждаются основные формы учебных занятий: лекции, практические и семинарские занятия. Впервые в истории существования высшей школы производственная практика превращается в своеобразную форму учебных занятий [1, с. 12-14, 23]. В 1921-1927 годах в методах обучения происходит ослабление энци-клопедичности, избавление от схола-
Казанский педагогический журнал
42009
#
стичности, усиление специализации и самостоятельной работы студентов. Методические поиски вузов сводились к кампании против лекций, приданию значения производственной практике, введению лабораторно-группового метода, метода целевых заданий [1, с. 17]. В период отраслевой перестройки вузов (1928—1931) поиск наиболее эффективных путей развития высшей школы приводит к отождествлению форм и методов обучения с производственными процессами, что вызвало их видоизменение до «метода проектов», «метода сочетательного диалога», «конвейерно-циклового метода», «бригадно-лабораторного метода» [1, с. 18]. Критическая переоценка данных форм и методов преподавания в вузах как «легкомысленного методического прожектерства» началась в 1931 году. С 1932 года вновь происходит возвращение к рациональным формам организации обучения в виде лекций, лабораторных работ и семинаров, к методам обучения с использованием упражнений, бесед, демонстраций, экскурсий, обследований.
Наряду с перечисленными изменениями в высшей школе Советского Союза в начале 1930-х годов в образовательной политике государства усилилось направление развития национального образования в автономных и союзных республиках в рамках решения национальной политики. Так, согласно постановлению ОК ВКП(б) «О расширении и углублении корени-зации преподавания в вузах» (1931), с 1931/32 учебного года в ряде вузов Татарии были организованы корени-зированные (татарские) группы, в которых обучение студентов должно
было проводиться на их родном языке [2]. Для большинства учащихся татарской национальности было характерно низкое владение русским языком, которое исключало использование русскоязычных средств обучения. Специально отработанных организационных форм и методов обучения студентов-татар к этому времени не существовало. К тому же 1931/32 учебный год в отношении дидактических основ обучения был переходным между вторым и третьим этапами развития организационных форм и методов обучения, а именно отказа от лабораторно-бригадного метода обучения и возвращения к аудиторным лекциям, семинарам, лабораторным работам.
Формы и методы обучения химии учащихся татарской национальности на их родном языке, а затем на двуязычии (татарском и русском языках) отрабатывались в период коренизации высших учебных заведений в 1930-х годах и имели свои особенности. Особенности форм и методов учебной работы в коренизированных группах в высшей профессиональной школе были следствием обстоятельств, приводящих к отличиям в учебных процессах с участием русскоязычных и татароязычных учащихся. Эти обстоятельства сконцентрировали в себе недостаточность: 1) средств обучения на татарском языке (учебников, пособий, научной литературы); 2) татарских педагогических кадров; 3) татарской научной терминологии; 4) знаний у учащихся русского и литературного татарского языков.
Надо сказать, что данные обстоятельства, тормозящие развитие нацио-
#
нального профессионального образования татарского народа, устранимы, но с разными временными затратами. Как показала практика коренизиро-ванных вузов Татарии (КГУ, КПИ, КХТИ), ситуация с созданием учебной терминологической литературы была не столь безвыходна. Для этого были некоторые лингвистические ресурсы в среде преподавателей и учащихся (аспирантов и студентов). Также находились возможности в лице татароязычных ассистентов и аспирантов для проведения практических и лабораторных занятий. Усовершенствование литературного родного языка у учащихся-татар можно было проводить параллельно с изучением естественных наук. На совершенное владение русским языком требовалось более продолжительное время. Однако наиболее долговременными были действия по воспитанию национальных профессорских кадров и созданию оригинальной учебной и научной литературы татарских авторов. Правда, был путь ускорения подготовки учебной литературы, делая переводы существующих русскоязычных учебников, при условии наличия специалистов, владеющих литературным татарским языком, научной терминологией и знаниями в соответствующих областях наук, например в химии.
Таким образом, низкий уровень владения русским языком у учащихся-татар и одновременное отсутствие средств обучения в виде печатной учебной литературы и устного изложения учебного материала в виде лекций на татарском языке вызвали организацию ряда дополнительных
форм обучения в коренизированных группах.
В настоящее время национальное профессиональное образование развивается на фоне тех же четырех основных проблем с той лишь разницей, что изменилась степень остроты каждой проблемы. Так, изменилась ситуация в отношении владения учащимися татарской национальности русским языком. Уровень владения этим языком позволяет учащимся-татарам составлять конспекты лекций и читать учебную литературу на русском языке. Однако понимание и усвоение изучаемого материала, изложенного на русском языке, у них может быть различным. Это зависит от первичного языка обучения (русского или татарского) в начальной школе, от языка изучения естественных наук в средней школе. Кроме того, на современном этапе учебная и терминологическая литература по естественным наукам на татарском языке, в том числе по неорганической и органической химии, для учащихся вузов имеется в большем ассортименте, чем это было в годы коренизации образования. Более проблематичными стали вопросы несовершенного владения учащимися-татарами литературным татарским языком и, как следствие, воспитания нового поколения преподавателей естественных наук, способных преподавать на литературном, научном татарском языке, и специалистов-производственников, готовых к свободному профессиональному общению на родном языке.
Частичное решение обозначенных проблем в учебном процессе национальной профессиональной школы
Казанский педагогический журнал
как в первой половине XX века, так и в начале XXI века сводится к выбору необходимых форм организации и методов обучения. В табл. 1 представлены формы организации и методы обучения студентов-татар, имевшие место в 1930-х годах в коренизиро-ванных вузах (КГУ, КПИ, КХТИ), и показано, какие из этих форм и методов действенны в современных вузах при обучении студентов татарской национальности на двуязычной
42009
основе. При перечислении «форм организации обучения» имелись в виду такие формы занятий, как лекция, семинар, практикум, лабораторная работа и т.д. Под «формой учебы» подразумевалась коллективная, групповая, индивидуальная работа учащихся. К «методам обучения» отнесены способы передачи необходимых химических знаний учащимся с целью достижения оптимального их усвоения.
Таблица 1
Формы организации и методы обучения химии студентов-татар в коренизированных и современных вузах с двуязычным обучением
#
Формы организации и методы обучения В коренизированных вузах (I пол. XX в.) В современных вузах (нач. XXI в.)
Формы организации обучения:
лекции, семинары, практические занятия, лабораторные занятия + +
консультации на родном языке студентов + +
проверка знаний русско-татарской научной терминологии на зачетной сессии + +
посещение музеев и выставок + +
самостоятельная работа по индивидуальным заданиям в лабораториях, мастерских, кабинетах, музеях + +
специальные лекции по методике самостоятельной работы студентов + -
лекции-беседы + -
дополнительные просеминарские занятия + -
дополнительные занятия преподавателей с отстающими студентами + -
академические кружки по естественно-математическим предметам + -
терминологические кружки для проработки научной терминологии по специальности + -
кружки по изучению русского языка + -
#
История образования
#
кружки по изучению татарского языка + -
Формы учебы:
коллективная проработка студентами учебного материала + —
Методы обучения:
проработка русскоязычных лекций с помощью татароязычного преподавателя + +
проверка конспектов лекций и рабочих записей студентов + +
помощь успевающего студента неуспевающему + +
дифференциация заданий на уровни «min» и «max» + +
«концентрация дисциплин» (особенно на первом курсе обучения) + +
«циклическая система преподавания» (с выделением на один предмет не более 3—4 часов) + +
использование эвристического содержания заданий + +
использование материала по истории развития изучаемой науки + +
демонстрация опытов на лекциях + +
взаимосвязь семинаров и лекций + +
повторение ускоренными темпами учебного материала средней школы + +
составление для студентов плана лекций и занятий + +
академические бои + —
дифференциация домашних заданий на основе межпредметных связей +
конкурсы на лучший студенческий конспект лекций +
подготовка татар в момент их поступления в вуз +
Учебно-методическая работа:
конкурс среди преподавателей для выявления лучших лекций и семинаров + +
производственные совещания кафедр с участием представителей студенческих групп +
административный вертикальный контроль над процессом обучения студентов-татар +
соцсоревнования + —
#
Казанский педагогический журнал
4'2009
#
Данные табл. 1 свидетельствуют о том, что основными формами организации обучения в коренизиро-ванных вузах и современных вузах, практикующих двуязычное обучение студентов-татар, были и остаются лекции, семинарские, практические и лабораторные занятия. Специфической организационной формой обучения являются консультации на родном (татарском) языке студентов и проверка знаний русско-татарской научной терминологии на зачетной сессии. Введенная в 1930-х годах форма углубления знаний студентов при посещении вузовских, городских, республиканских музеев, выставок, а также выполнение учащимися индивидуальных заданий по музейным материалам остается актуальной и в настоящее время. Однако ряд видов занятий, проведение которых было связано с отсутствием учебной и терминологической литературы на татарском языке для студентов коренизи-рованных вузов, в настоящее время не проводятся. К подобным формам организации занятий относятся: специальные лекции по методике самостоятельной работы студентов (над курсом лекций, с учебником и другой учебной литературой, в лаборатории), лекции-беседы, дополнительные просеминарские (предваряющие семинар) занятия, дополнительные занятия преподавателей с отстающими студентами, кружки по естественно-математическим предметам, русскому и татарскому языкам, терминологические кружки для проработки научной терминологии по специальности.
Формы обучения, утвержденные правительственными постановления-
ми в 1932-1938 годах в виде лекционных потоков, учебных групп, индивидуальной самостоятельной работы учащегося, использовались в корени-зированных вузах и остаются целесообразными при подготовке национальных специалистов в настоящее время. Однако в начале 1930-х годов, когда происходила перестройка форм обучения от лабораторно-бригадного к современным, в коренизированных вузах имела место коллективная проработка студентами учебного материала. Она проводилась в разнообразных формах: а) в форме временных рабочих групп, организовавшихся добровольно для совместной проработки определенного задания; б) в форме рабочих групп-бригад для совместных занятий по данной дисциплине («предметные бригады»); в) в форме рабочих групп-бригад, организовавшихся для выполнения определенного типа работы, например, для подготовки к академическому бою, для подготовки к зачетной сессии.
Одни из таких бригад работали как временные, другие - как постоянные до выполнения взятого на себя задания. Причем последняя форма бригад, являясь довольно устойчивой рабочей группой, преобладала. Поэтому в период подготовки к зачетным сессиям 1932/33 учебного года в КГУ, например, сформировались 92 рабочие группы-бригады, которыми было охвачено 628 студентов. На химическом факультете было 4 бригады с числом студентов в них 31 человек [3]. Причиной возникновения подобных рабочих групп-бригад могла служить низкая обеспеченность студентов учебниками даже на русском языке.
#
Так, на 15 июня 1933 года данный показатель на химическом факультете был равен 40 % [4].
В условиях отсутствия учебной литературы и в большинстве случаев лекций на татарском языке основным методом обучения студентов-татар в коренизированных вузах была проработка на семинарах русскоязычных средств обучения (конспектов лекций, книжного материала) с помощью та-тароязычного преподавателя. Эффект проработки лекционного материала усиливался при ее сочетании с такими методами обучения, как «циклическая система преподавания» и проверка конспектов лекций и рабочих записей студентов. Данные методы обучения актуальны и в настоящее время в группах студентов, изучающих химию на двуязычной основе (русском и татарском языках). В Казанском государственном технологическом университете (КГТУ) в течение нескольких лет обучение курсу по общей и неорганической химии проходит в таком режиме, что вслед за чтением лекции на русском языке (2 академических часа) проводится на татарском языке один из видов занятий: семинар, практическое занятие, лабораторное занятие (3—4 академических часа). При этом осуществляется проверка конспектов лекций на полноту и правильность записей, проводится актуализация терминологического арсенала и ключевых положений лекции по изучаемой теме на русском и татарском языках.
Для расширения кругозора студентов коренизированных групп, повышения их национального самосознания, значимости получения образования
на татарском языке создавались специальные курсы или включались в лекции материалы по истории развития изучаемой науки с региональным оттенком. Так, в педагогическом институте студентов-татар знакомили с историей татарской школы, а в университете — с историей развития математики у народов Ближнего Востока и в дореволюционной мусульманской школе [5]. В начале 1930-х годов история развития химического образования татарского народа на родном языке еще была не изучена. В распоряжении же современных студентов татарской национальности — будущих специалистов-химиков с владением профессионального русско-татарского двуязычия — имеются книги по истории становления химического образования татарского народа и по истории развития национальной химической терминологии. Данный материал активно включается в учебный процесс студентов татарских групп КГТУ.
Опыт обучения студентов корени-зированных групп повторяется в наше время в виде таких методов обучения, как дифференциация заданий на уровни «min» и «max», использование эвристического содержания заданий, демонстрация опытов на лекциях, установление взаимосвязи семинаров и лекций, доведение до сведения студентов календарного плана лекций и занятий, повторение ускоренными темпами учебного материала средней школы в начале первого семестра и проведение оцениваемого входного контроля. Однако можно констатировать и утрату некоторых методов обучения, например, академических боев (в целях учета и активизации
Казанский педагогический журнал
4'2009
#
знаний), дифференциации домашних заданий на основе межпредметных связей, конкурсов на лучшие студенческие конспекты лекций и рабочие записи, подготовки учащихся-татар в момент их поступления в вуз.
К сохранившейся до наших дней традиции из учебно-методической работы коренизированных вузов относится «конкурс среди преподавателей для выявления лучших лекций и семинаров», называемый в настоящее время конкурс на лучшего лектора и преподавателя-методиста. Вместе с тем следует отметить, что в настоящее время не практикуются производственные совещания кафедр с участием представителей студенческих групп, не проводится вертикальный контроль (дирекция - деканат - профессор - ассистент) над процессом
обучения студентов-татар и отошли в прошлое стимулирующие учебный процесс соцсоревнования.
Сравнение деятельности преподавателей, работавших со студентами татарской национальности в корени-зированных вузах, и преподавателей современных вузов, проводящих двуязычную профессиональную подготовку учащихся-татар, показывает идентичность их деятельности. В табл. 2 приведен перечень работ, которые выполнялись в течение семестра коллективом кафедры педагогики педагогического института и коллективом кафедры физики университета в годы коренизации [6; 7]. Параллельно отмечены виды деятельности преподавателей, обучающих студентов на двуязычной основе (русском и татарском языках) на современном этапе.
Таблица 2
Виды деятельности преподавателей, обучающих студентов-татар на их родном языке
Виды деятельности преподавателей В корени-зирован-ных вузах В современных вузах
Создание оригинальных учебников на татарском языке + +
Перевод учебников на татарский язык + +
Составление конспектов лекций на татарском языке по лекционным курсам + +
Изучение научной терминологии на русском и татарском языках + +
Составление двуязычных (русско-татарских, татарско-русских) терминологических словарей + +
Участие в терминологических комиссиях + +
Использование двух языков (русского и татарского) на зачетной сессии + +
Проведение консультаций на татарском языке + +
Составление курса «История татарской школы» на татарском языке + +
История образования
Опубликование статей по теме коренизации в журнале «Магариф» (в настоящее время по теме национального профессионального образования — в журналах «Магариф» и «Наука и язык») + +
Выступления на совещаниях научных работников по вопросам о методах работы в коренизированных (татарских) и смешанных (русско-татарских) группах (в настоящее время — на конференциях по национальному профессиональному образованию) + +
Учет литературы на татарском языке и заявок на учебные новинки + +
Перевод на татарский язык учебных программ + +
Перевод на татарский язык различных программ, методических писем, школьных учебников по поручению министерств, издательств (в настоящее время — экзаменационных вопросов для ЕГЭ и ЕРЭ) + +
Согласно табл. 2, все виды деятельности, совершаемые в 1930-х годах преподавателями-татарами коренизи-рованых вузов, остаются характерными для преподавателей современных вузов, идущих по пути обучения и воспитания национальных профессиональных кадров. Проведем анализ результатов деятельности преподавателей в области химического профессионального образования в годы коренизации и на современном этапе. Относительно создания учебников химии на татарском языке можно констатировать, что в годы коренизации были изданы учебники в основном компилятивно-переводного характера для школ колхозной молодежи, рабочей молодежи и учебник по основной химической технологии для учащихся рабфаков. Создатели учебников — преподаватели, аспиранты, студенты КХТИ и учителя школ. В настоящее время имеется учебник по общей химии для технических вузов и учебник для учащихся 8—9 классов школ с углубленным изучением хи-
мии также компилятивно-переводного характера. Данные учебники создавались представителями профессорско-преподавательского состава в КГТУ и архитектурно-строительном университете (КГАСУ). ф
Результатом изучения и развития научной химической терминологии в 1930-х годах коренизации было издание татарской номенклатуры неорганических соединений и русско-татарского словаря химических соединений стараниями аспирантов КХТИ и КГУ. В период с 1996 по 2004 год издано 7 двуязычных химических словарей, 2 номенклатуры химических соединений с участием профессоров и доцентов технологического и медицинского университетов, академии ветеринарной медицины (КГТУ, КГМУ, КГАВМ). Кроме того, в эти годы в ряде вузов разработаны задачники, лабораторные пособия, методические указания и индивидуальные задания по химии на татарском языке или на основе двух языков (русском и татарском). Таким обра-
Казанский педагогический журнал
4'2009
#
зом, в настоящее время расширился спектр изданной учебно-методической литературы по химии, повысилась квалификация преподавателей-составителей и их вовлеченность из разных вузов Татарстана в создание химической учебно-методической и номенклатурно-терминологической литературы.
В годы коренизации в журнале «Мэгариф» были опубликованы единичные статьи по оборудованию химических кабинетов и проведению уроков химии в школах. В современном журнале «Фэн hэм тел» имеются статьи о химической терминологии на татарском языке, об опыте преподавания химии в высшей школе, об исторических событиях и открытиях в химии, а также научные статьи из разных областей химии.
Известно, что в коренизирован-ных вузах (главным образом, в педагогическом институте и университете) в 1932-1934 годах проводились внутривузовские и межвузовские конференции, на которых обсуждались вопросы по методам работы в коренизированных (татарских) и смешанных (русско-татарских) группах. Результаты обсуждений публиковались в виде методических писем и рассылались в методические кабинеты вузов. В последние полтора десятилетия регулярно проводятся методические семинары, республиканские, межрегиональные, всероссийские конференции по проблемам и перспективам обучения в вузах на татарском языке. Организаторами конференций являются вузы Татарстана, идущие по пути реализации билингвального образования, такие,
как гуманитарно-педагогический, технический, технологический, строительно-архитектурный, аграрный университеты, елабужский и набережно-челнинский педагогические вузы. Материалы конференций публикуются в виде сборников тезисов и являются оперативным материалом при решении вопросов методик преподавания дисциплин на татарском языке или на двуязычной основе.
Однако в настоящее время деятельность преподавателей, работающих в татарских группах, значительно зависит от такого показателя личности студентов, как национальное самосознание. Если учесть, что после 1930-х годов несколько поколений попадали во все более ухудшающиеся условия по функционированию родного языка, влиянию национальной культуры, соблюдению национальных традиций, то в настоящее время учебно-воспитательный процесс должен проводиться с учетом развития национального самосознания учащихся [8, с. 26]. При химической подготовке в высшей школе есть возможности использования и повышения таких сфер познавательного компонента национального самосознания, как языковая культура (химический язык в татарской речи); история народа (история химического образования татарского народа на родном языке); национальный характер (черты характера, необходимые при работе в условиях химической опасности); обряды (использование химических веществ при соблюдении некоторых обрядов); религия (естественнонаучный потенциал Корана в познании истоков химических сведений предков татарского на-
рода); традиции (бытовое, культовое использование химических веществ и процессов); художественные и ремесленные промыслы (применение химических технологий и сырья); фольклор (названия химических веществ в пословицах, поговорках, сказках и др.); национальная литература (поэма Кул Гали «Сказание о Юсуфе» как источник химических сведений для предков татарского народа); представления других народов о татарах (записи древних путешественников, побывавших на землям проживания татар и их предков).
История образования
Литература:
1. Тихонова Л.П. История развития форм и методов обучения в советской высшей школе (1917-1941 гг.) : дис. ... канд. пед. наук.- Казань, 1975.- 26 с.
2. НА РТ, ф. 15, оп. 2, № 951, л. 94.
3. НА РТ, ф. 1337, оп. 32, № 56, л. 85.
4. НА РТ, ф. 1337, оп. 32, № 103, л. 7-20.
5. НА РТ, ф. 1487, оп. 1, № 419, л. 17, 47.
6. НА РТ, ф. 1487, оп. 1, № 456, л. 4, 31.
7. НА РТ, ф. 1487, оп. 1, № 419, л. 131.
8. Хасанова Г.Ф. Теоретические основы формирования национальной культуры личности в системе общего и профессионального образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Казань, 1999. - 39 с.
#