УДК 378
БОТ: 10.26795/2307-1281-2017-3-7
С.М. МАРКОВА1, А.К. НАРКОЗИЕВ2
1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация
2 Международный университет Кыргызской Республики учебно-научно-производственный комплекс «Международный университет Кыргызстана», г. Бишкек, Кыргызстан
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: Основная цель профессионального образования - подготовка высококвалифицированных рабочих для российского рынка труда. Подготовка квалифицированного рабочего предопределяет его производственную деятельность. Данная статья посвящена исследованию содержания профессионального образования, установлению взаимосвязи содержания образования, теоретической подготовки, производственного обучения и производственного процесса. Выделены особенности содержания профессионального образования, связанные с требованиями Федерального государственного образовательного и профессионального стандартов, с выделением общенаучного, профессионального и специального циклов учебных дисциплин, с выделением интегративной и дифференцированной частей содержания образования, с анализом содержания трудовой деятельности рабочих. В статье устанавливается взаимосвязь анализа трудовой деятельности и профессионально-квалификационной характеристики рабочей профессии, которая включает следующие элементы: социально-экономическое значение профессии, производственно-технические условия труда, содержание труда, требования производства к профессиональной подготовке, уровень квалификации, психофизиологические особенности профессии. Качественным изменением содержания профессионального образования является повышение его научно-теоретического уровня, а также взаимосвязь теоретического и производственного обучения, обучения и воспитания в целом. Также в статье выделены принципы исследования содержания профессионального образования: взаимосвязь общепрофессиональной и профессиональной подготовки; связь теории и практики; взаимосвязь обучения с производственным трудом, принципы интеграции и дифференциации содержания обучения, установление межпредметных связей, преемственность трудового, производственного обучения; принцип мобильности; принцип связи обучения и воспитания, определяющие структуру учебных планов и программ учебных предметов.
Ключевые слова: содержание профессионального образования, исследование, учебный план, учебная программа, теоретическое обучение, производственное обучение, производственная деятельность, высококвалифицированный рабочий.
S.V. MARKOVA1, А.К. NARCOSIEV2
1 Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation
2 Educational Research and Production Complex «International University of Kyrgyzstan», Bishkek, Kyrgyzstan
DIDACTICAL FOUNDATIONS OF RESEARCHING THE CONTENT OF PROFESSIONAL EDUCATION
Abstract: The main goal of vocational education is the preparation of highly skilled workers for the country's economy. The training of a skilled worker predetermines his productive activities. This article is devoted to the study of the content of professional education, the establishment of the relationship between the content of education, theoretical training, production training and production process. The peculiarities of the content of vocational education have been singled out, related to the requirements of the federal state educational and professional standards of the scientific and technological revolution and social progress, highlighting the general scientific, professional and special cycles of the academic disciplines, highlighting the integrative and differentiated parts of the content of education, and analyzing the content of labor activity of workers. The article establishes the relationship between the analysis of work activity and the professional and qualification characteristics of the work profession, which includes the following elements (the socio-economic importance of the profession, the production and technical conditions of work, the content of labor, the requirements of production for vocational training, the level of qualifications, and the psychophysiological characteristics of the profession). A qualitative change in the content of vocational education is an increase in its scientific and theoretical level, the role of industrial training in the system of polytechnical education, the importance of theoretical and industrial training, and improved communication between education and training in general. Also, the article outlines the principles of researching the content of vocational education: the relationship between general professional and vocational training; communication theory and practice; the relationship between education and work, the principles of integration and differentiation of the content of training, the establishment of intersubject communications, the continuity of labor, polytechnical production training; the principle of mobility; the principle of communication between education and upbringing, which determine the structure of curricula and curriculum programs.
Keywords: vocational education content, research, curriculum, curriculum, theoretical training, industrial training, production activity, highly skilled worker.
Ведущее значение в подготовке высококвалифицированных кадров рабочих для российского рынка труда приобретает содержание профессионального образования, построенное на основе Федерального государственного образовательного и профессионального стандартов, концептуальных идей, объединяющих общие и профессиональные компетенции, опыт творческой деятельности и эмоциональное отношение к содержанию.
Содержание профессионального образования определяет целостность профессиональной деятельности, проявляющейся во взглядах, убеждениях, миропонимании, обосновании технологических процессов, осуществления практической деятельности, что вызывает необходимость вычленять основные связи, генерацию идей, вокруг которых проектируется содержание профессионального образования, преодолевается его разрозненность и бессвязность.
Исследование содержания профессионального образования осуществлялось многими учеными: А.Е. Шильниковой, С.Я. Батышевым, Н.И. Думченко, А.П. Беляевой, Г.А. Варковецкой и др., в трудах которых выделяются основные требования к построению содержания профессионального образования. В имеющихся исследованиях учитываются не
все внешние и внутренние факторы, соответствующие современному уровню развития общества, техники, производства и образования.
В данной статье объектом исследования выступают сущностные характеристики содержания профессионального образования.
Интеллектуализация средств производства и его технологических процессов оказывает влияние на изменение структуры и содержания труда, на социально-экономическое развитие страны в целом, определяя основные направления преобразования экономики и материально-технической базы общества, а также изменения в процессе и содержании профессионального образования рабочих и специалистов.
Для исследования содержания профессионального образования следует изучать структурные изменения в производстве, которые выступают теоретическими положениями дидактических основ содержания и процесса профессионального обучения рабочих и специалистов.
В условиях современной российской экономики структура и содержание труда резко изменяются. Факторы рыночной экономики, которые влияют на развитие производственного труда, вызывают конкуренцию и стремление к повышению качества продукции, что повышает спрос и внедрение достижений науки и техники во все сферы производства. В таких условиях происходит изменение и непрерывное совершенствование структуры и содержания труда, технологий и средств производства. В данном контексте необходимым становится изучение содержания образования, воздействия технического прогресса на развитие оборудования, технологию производства и эксплуатации.
Исследование позволило выделить обобщенную характеристику социально-экономических факторов, определяющих содержание профессионального образования:
- высокий уровень развития науки и техники (наука определяет развитие техники, техника обеспечивает новые возможности исследовательских инструментов, оборудования; техника изменяет возможности образования и производительности труда);
- расширение всеобщей профессионализации личности и общества (нарастает сложность труда, повышается потребность в интеллектуализации труда, что требует интенсификации образования);
- эффективное развитие электроники и информатики способствуют созданию интегрированных систем производства, требующих изменения в содержании и технологии обучения;
- повышение роли экологических, социальных, культурных сфер развития человека (возрастает значение социальной безопасности, роль труда в профессиональной и общественной жизни человека).
Данные факторы являются движущими силами развития содержания образования.
Так как содержание профессионального образования является отражением социально-экономических и научно-технических факторов, то оно включает отраслевые и производственные признаки, что позволяет определить основные требования к развитию содержания профессионального образования:
- ориентация содержания профессионального образования на подготовку конкурентоспособного и профессионально-мобильного рабочего и специалиста;
- ориентация на прогноз развития науки и техники;
- увеличение объемов межпрофессиональной подготовки по интегрированным профессиям;
- повышение социальной безопасности через профессионализацию населения;
- формирование информационной компетентности рабочих и специалистов;
- развитие профессиональной культуры, ценностных ориентаций к успешной жизнедеятельности.
Изучение внешних факторов показало возрастание потребности в изменении содержания труда и содержания образования, использовании информационных средств и технологий обучения.
Современный уровень развития техники и технологии производства должен соответствовать возможностям профессионального образования в связи с использованием информационных технологий. В связи с этим увеличивается доля самостоятельной работы, сознательной активности, развития творческого мышления, мобильности и компетентности будущих рабочих и специалистов.
Таким образом, выявлена взаимосвязь между структурой и содержанием труда рабочих и специалистов, научно-технического прогресса, интеграционных процессов с содержанием профессионального образования.
Интеграционные процессы в содержании труда специалистов на основе инновационных технологий в профессиональной деятельности обеспечивают потребность в повышении требований к выпускнику, потребность в формировании мобильности и готовности к профессиональному саморазвитию, разработке новых систем профессионального образования.
Определение требований к подготовке квалифицированных рабочих и специалистов включает следующие этапы:
- исследование социально-экономического и научно-технического развития общества;
- изучение структуры и содержания труда;
- разработка профессионально-квалификационной характеристики рабочей профессии;
- интеграция и дифференциация профессий;
- исследование классификатора профессий.
Особенностью данного этапа совершенствования экономики и производства является развитие интеграционных процессов в науке, технике, технологии, содержании профессионального образования, которые происходят на основе научно-технического прогресса, глобальных проблем информатизации, производства и экономики.
Анализ новой учебно-программной документации позволяет выявить наряду с общими требованиями к содержанию образования его специфические особенности, в частности:
- содержание образования определяется достижениями науки, технического и социального прогресса в конкретной области промышленного производства, федерального государственного образовательного и профессионального стандартов, профессионально-квалификационной характеристики и логико-исторического анализа классификатора профессий;
- профессиональное образование является основой подготовки молодежи к профессиональной деятельности и формирования профессионально-нравственного отношения к труду;
- наличие в структуре учебных планов и программ профессиональных модулей, взаимосвязей между модулями и учебными предметами;
- наличие определенной группы специальных предметов для конкретной профессии, не похожих на специальные предметы другой профессии, что усложняет исследование и приводит к несопоставимости экспериментальных данных в связи с разным содержанием специальных учебных предметов у разных профессий;
- разработка универсальных модулей (общего содержания обучения для различных профессий) и дифференцированных модулей для конкретной профессии;
- взаимосвязь и взаимообусловленность теоретического и производственного обучения;
- специфичность производственного обучения для каждой профессии и вместе с тем некоторая общность по характеру учебного материала конкретной темы, содержанию комплексных работ и др.;
- производственное обучение составляет основное содержание деятельности рабочего определенной профессии и квалификации.
Общие требования и специфические особенности содержания образования позволяют судить об общих дидактических положениях и о новом результате содержания, что, в свою очередь, вызывает определенный подход к выбору методов исследования.
Содержание профессионального образования определяется:
- характером развития современной национальной экономики страны и уровнем развития науки, техники и культуры;
- психолого-педагогическими условиями и требованиями профессионального образования;
- опытом реализации производственного процесса.
С этой целью изучается трудовая деятельность рабочих в сочетании с анализом современного производства. При анализе трудовой деятельности рабочих следует осуществлять следующие виды деятельности:
- изучение качественных и количественных характеристик трудовой деятельности в соответствии с тенденциями социального и научно-технического прогресса в конкретной отрасли народного хозяйства в современных условиях и на перспективу;
- изучение системы машин, оборудования и аппаратуры; технологии производственного процесса, техники управления; организации труда, устройства рабочего места, требований к качеству продукции и к производительности труда;
- оценка производственно-технических и психологических параметров отдельных элементов трудовой деятельности рабочего;
- обобщение материала и разработка профессионально-квалификационной характеристики;
- подготовка методических рекомендаций, направленных на отбор содержания образования и на совершенствование подготовки рабочих по конкретной профессии.
Интеллектуализация средств производства вызывает существенные изменения трудовой деятельности рабочего, классификатора профессий, квалификации рабочих. Основными тенденциями к изменению являются следующие:
- усиление всемирно-исторической роли рабочих, их востребованность на рынке
труда;
- увеличение численности рабочих профессий квалифицированного и высококвалифицированного труда; интеграция существующих и возникновение качественно новых профессий широкого профиля;
- перемещение исполнительских функций от человека к средствам труда, переход от физических функций к функциям с преимущественным содержанием умственных операций;
- органическое соединение физических и умственных функций в содержании труда рабочего; совмещение функций в содержании труда рабочих широкого профиля.
Тенденции к изменению содержания труда обусловлены дальнейшим развитием многоотраслевого народного хозяйства, применением близких по роду средств труда, сходством систем машин и аппаратов по своей конструкции и принципу действия, типизацией технологических процессов, общими научными основами производства конечного продукта.
Анализ трудовой деятельности выступает основой для разработки профессионально-квалификационной характеристики рабочей профессии, включающей следующие основные элементы:
- социально-экономическое значение профессии;
- производственно-технические условия труда (предметы, средства, продукты, условия и организация труда);
- содержание труда (технология процесса и основные трудовые функции);
- требования производства к общеобразовательной и профессионально-технической подготовке;
- уровень квалификации (уровень сформированности профессиональных компетенций, теоретического и производственного уровня квалификации будущего рабочего);
- психофизиологические особенности профессии (требования и противопоказания).
Профессионально-квалификационная характеристика служит научной основой для
разработки учебно-программной документации. На основании ее вносятся все количественные и качественные изменения в содержание образования.
Учитывая это, на основе результатов исследования должны быть определены основные принципы построения профессионально-квалификационных характеристик и методические требования к их составлению. Следует обратить внимание на тот факт, что в профессионально-квалификационных характеристиках отражаются требования производства к условиям и содержанию труда, уровню квалификации, а также требования профессионального стандарта. Профессиональный стандарт обеспечивает требования к качеству профессионального образования, ориентированного на реализацию модульного обучения, разработку профессиональных модулей, обеспечивающих профессиональную мобильность и повышение уровня квалификации. Содержание стандартов обеспечивает:
- повышение качества профессионального образования через определение результатов профессиональной подготовки в виде общих и профессиональных компетенций, трудовых действий и трудовых функций;
- согласованность действий субъектов профессионального образования.
Профессиональные стандарты не долговечны, они зависят от изменения
технологических, социальных, экономических факторов, влияющих на производственный процесс.
Таким образом, можно сделать вывод, что для выполнения требований экономики страны и реализации Федеральных государственных образовательных и профессиональных стандартов содержание профессионального образования должно характеризоваться открытостью, гибкостью, мобильностью, непрерывно изменяться.
Это позволяет выделить общие требования к разработке профессионально-квалификационной характеристики:
1. Профессионально-квалификационная характеристика должна давать исчерпывающую характеристику профиля рабочего в конкретном и систематизированном виде.
2. Содержание ее должно отражать современное развитие науки, техники и культуры, требования общества, науки и производства к квалифицированному рабочему данной профессии.
3. Профессионально-квалификационная характеристика должна детально раскрывать социально-экономические, производственно-технические и организационные условия, в которых осуществляется трудовой процесс; содержание, объем и характер выполняемых трудовых функций в соответствии с применяемыми средствами производства, технологическими процессами, формами организации труда, техники управления. Характеристика условий является объективной материально-технической основой, которая диктует необходимость овладения общими и профессиональными компетенциями. Она дается только по основным, решающим элементам производственного процесса.
4. В профессионально-квалификационной характеристике должны быть отражены формы и сроки подготовки рабочего, уровень его квалификации и перспектива повышения квалификации на производстве.
5. В профессионально-квалификационной характеристике должны быть отражены психофизиологические особенности профессии, в том числе: сенсорные процессы и перцептивные действия; умственная деятельность, связанная с сохранением и переработкой информации; моторные действия; особенности внимания; нервно-психическая напряженность; качества личности, способствующие успеху в работе, физическая тяжесть труда; медицинские противопоказания.
6. Объем общих и профессиональных компетенций, необходимых для выполнения работ по данной профессии и смежным профессиям, отраженный в профессионально-квалификационной характеристике, должен предусматривать общенаучные, технические, технологические, организационно-экономические, практические и политехнические знания, умения и навыки. Производственные действия должны охватывать собственно выполнение операций, а также действия, связанные с подготовкой, контролем, управлением и оформлением работ.
7. Все разделы профессионально-квалификационной характеристики должны быть объединены общей идеей, чтобы создать целостное представление о профессии и перспективе ее развития.
Отсюда следует, что содержание профессионального образования зависит от отбора содержания трудовой деятельности современного рабочего в сфере материального производства. В процессе обучения уровень сформированности общих и профессиональных компетенций квалифицированного рабочего должен соответствовать уровню технологического процесса и обеспечивать дальнейшее его развитие.
Основные тенденции к изменению содержания труда квалифицированных рабочих в связи с требованиями научно-технического прогресса существенно влияют на содержание образования в профессиональных учебных заведениях. Особенность нового этапа заключается в том, что новое содержание должно обеспечить понимание учащимися научных основ техники и технологии производства, выработать у них способность хорошо ориентироваться в производстве, оснащенном современным оборудованием, умение решать задачи, связанные с выбором оптимального режима технологического процесса и его рационализации. В соответствии с условиями и потребностями производства подготовленный молодой рабочий должен быть способен повышать свою квалификацию и обладать профессиональной мобильностью.
Требования к квалифицированному рабочему, основные тенденции к изменению содержания его труда, историко-логический анализ содержания образования в профессиональных учебных заведениях позволяют выявить закономерности, связанные с изменениями содержания образования:
- наличие базовых, фундаментальных и вариативных дисциплин в общей структуре содержания образования;
- интеграция и дифференциация содержания образования как необходимое условие формирования общих и профессиональных компетенций;
- стабильность содержания производственного обучения в области профессии и динамичность в области специализации, что обеспечивает соотношение базовой и вариативной частей;
- внедрение модульного обучения, возрастание роли комплексных межпредметных связей в построении учебных планов и программ;
- возрастание роли обобщенного содержания образования (общепроизводственный и общеотраслевой уровни);
- формирование производственной деятельности на основе общенаучной и общепрофессиональной подготовки;
- возрастание роли научных основ производства во всех циклах учебных предметов.
Качественным изменением содержания профессионального образования является повышение его научно-теоретического уровня, а также взаимосвязь теоретического и производственного обучения, обучения и воспитания в целом. Такое содержание образования создает благоприятные условия для формирования общих и профессиональных компетенций и обеспечения духовно-нравственного и интеллектуального развития обучающихся. Однако, чтобы реализовать эти условия, необходимо правильно расположить профессиональные модули в учебных планах, чтобы обеспечить обучающимся доступность восприятия учебного материала по различным предметам, более успешное формирование общих и профессиональных компетенций, последовательность и систематичность овладения ими.
Для определения научно обоснованного соотношения профессиональных модулей подготовки рабочих необходимо обеспечить правильное распределение учебных предметов по годам обучения. Для этого важно учитывать педагогические, нормативные требования: соответствие задачам обучения и воспитания на каждом курсе; учет возрастных особенностей обучающихся и уровня их развития; отражение внутренней логики изучаемых предметов; учет взаимосвязи между отдельными науками.
Как известно, в педагогической науке дидактическим эквивалентом межнаучных связей являются межпредметные связи, которые отражают межнаучное взаимодействие. Это взаимодействие отражено особенно широко и глубоко именно в структуре учебных планов для подготовки рабочих в профессиональных учебных заведениях.
Интеграция содержания образования осуществляется через объекты изучения, методы, теории и законы через следующие связи: основанные на изучении одного и того же объекта в разных учебных предметах; основанные на использовании одного и того же научного метода в разных учебных предметах для изучения разных объектов; основанные на использовании одной и той же теории (закона) для изучения разных объектов в различных учебных предметах.
Исходя из данного обоснования межпредметных связей, необходимо в структуре учебных планов установить межпредметные связи внутри циклов и между предметами разных циклов, при этом выявить основные из них, которые предусматривают деятельностный и модульный характер теоретического и производственного обучения. Поэтому не случайно экспериментальные учебные планы и программы ориентированы на применение в учебном процессе комплексных межпредметных связей. При этом важно рассматривать их как один из основных дидактических принципов.
Для определения места специальных дисциплин в учебном плане следует решить вопрос о форме взаимосвязи производственного обучения со специальными предметами. В профессиональной педагогике и практике подготовки квалифицированных рабочих в профессиональных учебных заведений существуют три формы такой взаимосвязи, каждая из которых имеет свои слабые стороны: теория предшествует практике; практика предшествует теории; концентрический принцип взаимосвязи.
Оптимальный выбор форм взаимосвязи производственного и теоретического обучения определит рациональное место специальных предметов в учебном плане. Положительное решение этих вопросов возможно при проведении специальных психолого-педагогических и медико-физиологических исследований.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Александрова Н.М., Ламанова Л.А. Вариативная часть образовательных программ как средство для оптимизации художественного и педагогического рынка труда // Мир науки, культуры, образования. 2014. №3(46). С. 46-49.
2. Александрова Н.М., Ламанова Л.А. Профессиональная деятельность педагогов: теоретический и практический аспекты исследования // Современное образование. 2015. №4. С. 156-173.
3. Беляева А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. СПб.: Институт ПТО РАО, 1996. 225 с.
4. Ваганова О.И. Технология разработки содержания профессионально-педагогического образования // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2014. №8(40). С. 40-49.
5. Ваганова О.И., Колдина М.И., Трутанова А.В. Разработка содержания профессионально-педагогического образования в условиях реализации компетентностного подхода // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6, №2(19). С. 97-99.
6. Варковецкая Г.Н., Кривоногова А.С., Цыплакова С.А. Инновационные технологии в подготовке бакалавров профессионального обучения [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2015. №4(12). URL: http://vestnik.mininuniver.ru/iour/article/view/104 (дата обращения: 24.08.2017).
7. Гладков А.В., Гладкова М.Н., Дворников А.А. Разработка содержания учебников по военно-специальным дисциплинам // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития: сборник статей по материалам III Всероссийской научно-практической конференции. Н. Новгород, 2017. С. 24-28.
8. Грибова Л.Н. Проектирование программы учебной дисциплины на основе ФГОС СПО [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2013. №3(3). URL: http://vestnik.mininuniver.ru/iour/article/view/418 (дата обращения: 14.08.2017).
9. Колдина М.И. Структурно-содержательная характеристика научно-исследовательской деятельности бакалавра профессионального обучения // Инициативы XXI века. 2015. №4. С. 105-107.
10. Маркова С.М. Проблемы развития профессионального образования России // Образование и наука. 2007. №2. С. 36-42.
11. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Взаимодействие базовой и вариативной частей структуры учебных программ профессионального образования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №5-1. С. 115-117.
12. Наркозиев А.К., Цыплакова С.А. Структура и содержание учебников по профессиональным учебным предметам [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2016. №4(17). URL: http://vestnik.mininuniver.ru/iour/article/view/286 (дата обращения: 04.08.2017).
13. Цыплакова С.А. Профессиональная подготовка студентов в рамках ФГОС ВПО третьего нового поколения // Современные научные исследования и инновации. 2012. №5(13). С. 23.
14. Markova S.M., Sedhyh E.P., Tsyplakova S.A. Upcoming trends of educational systems development in present-day conditions // Life Science Journal. 2014. Vol. 11, №11s. P. 489-493.
15. Barber M., Donnelly K., Rizvi S. An avalanche is coming. Higher education and the revolution ahead. London: Institute for Public Policy Research, 2013.
16. Barber M., Donnelly K., Rizvi S. Oceans of innovation: The Atlantic, the Pacific, global leadership and the future of education [Electronic resource]. Available at: https://vo.hse.ru/en/2012--4/100624293.html (accessed: 02.10.2017).
17. King C, Robinson A, Vickers J. Online education: Targeted MOOC captivates students // Nature. 2014. Vol. 505(7481):26. doi: 10.1038/505026a.
18. Hanushek E.A., 2010. The economic value of higher teacher quality [Electronic resource].
Available at: http://www.urban.org/UploadedPDF/1001507-Higher-Teacher-Ouality.pdf (accessed: 12.09.2017).
REFERENCES:
1. Aleksandrova N.M., Lamanova L.A. Varyativnaya part of educational programs as a means to optimize the artistic and pedagogical labor market. Mir nauki, kul'tury, obrazovanija, 2014, no. 3(46), pp. 46-49 (in Russian).
2. Aleksandrova N.M., Lamanova L.A. Professional activity of teachers: theoretical and practical aspects of research. Sovremennoe obrazovanie, 2015, no. 4, pp. 156-173 (in Russian).
3. Beljaeva A.P. Integra-modular pedagogical system of vocational education. St. Petersburg, Institute of Technical Education of the Russian Academy of Education, 1996. 225 p. (In Russian)
4. Vaganova O.I. Technology of developing the content of professional and pedagogical education. Sovremennye issledovanija social'nyh problem (jelektronnyj nauchnyj zhurnal), 2014, no. 8(40), pp. 40-49 (in Russian).
5. Vaganova O.I., Koldina M.I., Trutanova A.V. Development of the content of professional and pedagogical education in the context of the implementation of the competence approach. Baltijskij gumanitarnyj zhurnal, 2017, t. 6, no. 2(19), pp. 97-99 (in Russian).
6. Varkoveckaja G.N., Krivonogova A.S., Cyplakova S.A. Innovative technologies in the preparation of bachelors of vocational training. Vestnik Mininskogo universiteta, 2015, no. 4(12). Available at: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/104 (accessed 24.08.2017) (in Russian).
7. Gladkov A.V., Gladkova M.N., Dvornikov A.A. Development of the content of textbooks on military special disciplines. Social'nye i tehnicheskie servisy: problemy i puti razvitija: sbornik statej po materialam III Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Social and technical services: problems and ways of development: a collection of articles on the materials of the III All-Russian Scientific and Practical Conference]. N. Novgorod, 2017. Pp. 24-28 (in Russian).
8. Gribova L.N. Designing a program of educational discipline on the basis of GEF SPO. Vestnik Mininskogo universiteta, 2013, no. 3(3). Available at: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/418 (accessed 14.08.2017) (in Russian).
9. Koldina M.I. Structurally-substantial characteristic of the research activity of the bachelor of vocational training. Iniciativy XXI veka, 2015, no. 4, pp. 105-107 (in Russian).
10. Markova S.M. Problems of the development of vocational education in Russia. Obrazovanie i nauka, 2007, no. 2, pp. 36-42 (in Russian).
11. Markova S.M., Cyplakova S.A. nteraction of basic and variable parts of the structure of curricula of professional education. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij, 2016, no. 5-1, pp. 115-117 (in Russian).
12. Narkoziev A.K., Cyplakova S.A. Structure and content of textbooks on professional educational subjects. Vestnik Mininskogo universiteta, 2016, no. 4(17). Available at: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/286 (accessed 04.08.2017) (in Russian).
13. Cyplakova S.A. Vocational training of students in the framework of GEF HPE of the third new generation. Sovremennye nauchnye issledovanija i innovacii, 2012, no. 5(13), pp. 23 (in Russian).
14. Markova S.M., Sedhyh E.P., Tsyplakova S.A. Upcoming trends of educational systems development in present-day conditions // Life Science Journal. 2014. Vol. 11, №11s. P. 489-493.
15. Barber M., Donnelly K., Rizvi S. An avalanche is coming. Higher education and the revolution ahead. London: Institute for Public Policy Research, 2013.
16. Barber M., Donnelly K., Rizvi S. Oceans of innovation: The Atlantic, the Pacific, global leadership and the future of education [Electronic resource]. Available at: https://vo.hse.ru/en/2012--4/100624293.html (accessed: 02.10.2017).
17. King C, Robinson A, Vickers J. Online education: Targeted MOOC captivates students // Nature. 2014. Vol. 505(7481):26. doi: 10.1038/505026a.
18. Hanushek E.A., 2010. The economic value of higher teacher quality [Electronic resource]. Available at: http://www.urban.org/UploadedPDF/1001507-Higher-Teacher-Quality.pdf (accessed: 12.09.2017).
© Маркова С.М., Наркозиев А.К., 2017
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ INFORMATION ABOUT AUTHORS
Маркова Светлана Михайловна - доктор Markova Svetlana Mikhaylovna - doctor of pedagogical
педагогических наук, профессор, заведующий sciences, professor, head of vocational education and
кафедрой профессионального образования и management of educational systems VPO Minin Nizhny
управления образовательными системами ФГБОУ Novgorod Statе Pedagogical University, Nizhny
ВПО Нижегородский государственный Novgorod, Russian Federation,
педагогический университет им. Козьмы Минина, г. e-mail: [email protected] Нижний Новгород, e-mail: [email protected]
Наркозиев Аманбек Карашович - доктор
педагогических наук, академик, Вице-президент по Narcosiev Amanbek Karashoviz - doctor of pedagogical
академическим вопросам МУК Международного sciences, professor, Vice-President for Academic Affairs
университета Кыргызстана, г. Бишкек, Кыргызстан, International University of Kyrgyzstan, Bishkek,
e-mail: [email protected] Kyrgyzstan