Дидактические основания выбора методов обучения на производстве Новиков С. И.
Новиков Сергей Иванович /Novikov Sergej Ivanovich - студент, факультет психологии,
Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, г. Киев, Украина
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы дидактического основания выбора методов обучения на производстве. Одним из основных правил методики обучения теоретических дисциплин является максимальное использование методов, свойственных в этой области науки (эксперимент в физике, опыт в химии, перевод в литературе). Наряду с методами отражающие процессуальную сторону учебного процесса (методы организации, осуществления, стимулирования, контроля) целесообразно использовать методы, отражающие структуру производственных функций (методы подготовки, выполнения, контроля). Таким образом, дидактическим основанием выбора методов производственного обучения является согласование логики учебного процесса и структуры производственных функций.
Ключевые слова: дидактические основания выбора, методы обучения на производстве, структура
производственных функций.
Современные педагогические технологии акцентируют преподавателя на умении конструировать не только занятие, но и создавать особую среду, в которой возможна реализация активных методов обучения. Являясь одними из наиболее эффективных методов группового взаимодействия, активные методы усиливают развивающие и воспитательные эффекты обучения, создают условия для открытого выражения студентами своих мыслей, позиций, обладают возможностью воздействия на их взгляды [3, с. 118]. Педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленного формирования личности, а ее сутью является деятельность по передаче и освоению социального опыта. Потому именно здесь необходимы благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям [9, с. 166]. При использовании интерактивных методов роль преподавателя резко меняется, перестает быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, дает консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана [27, с. 105]. Современная эпоха образования отличается использованием различных инновационных методов обучения. Одним из них является метод кейса. Суть его заключается в разборе на учебных занятиях конкретных ситуаций (от англ. case - «случай»), разрабатываемых на основе фактического материала и связанных с профессиональной деятельностью будущих специалистов [16, с. 114]. Образование является важнейшим институциональным каналом воспроизводства духовных ценностей, поэтому явные и латентные целевые установки образовательной системы определяют степень распространения духовных ценностей в обществе и влияют, тем самым, на его ценностную интегрированность и культурную гомогенность [2, с. 52]. Методы обучения определяются как способы совместной деятельности учителя и учащихся, они предусматривают овладение учащимися социальным опытом человечества и руководство учебно-познавательной деятельностью учащихся со стороны учителя [1, с. 11]. Педагогическая цель обучения направлена на то, чтобы ученик и педагог произвели и представили конечный результат своего взаимодействия. Профессиональная цель предполагает развитие важных для профессиональной деятельности способностей будущего специалиста, развитие потребностей и мотивов, связанных с профессией, формирование навыков совершенствования профессиональной квалификации. Поэтому целесообразным будет выбор методов обучения, которые не только обеспечивают соответствующий результат взаимодействия педагога и ученика в форме знаний, умений и навыков, а также способствуют развитию профессиональных способностей, потребностей, мотивов и являются предпосылкой успешной профессиональной деятельности.
Изменение условий современной российской действительности привело к необходимости появления педагога, сформировавшегося как постоянно развивающаяся профессионально компетентная личность с собственной активной субъектной позицией. Именно субъектная позиция придает педагогу социальную и профессиональную устойчивость, повышает его конкурентоспособность, помогает осознанно выстраивать этапы своего профессионального пути [12, с. 98]. В общении педагога с учениками большое значение имеет не только содержание речи, но и ее тон, интонация, мимика. Принципиально важно уметь слушать и слышать ученика [9, с. 167]. В нашем понимании мотивационно-ценностный компонент включает следующие критерии: ценностные ориентации, учебнопознавательные мотивы, профессиональные мотивы; регулятивно-деятельностный компонент включает: способность к управлению жизнедеятельностью и способность к управлению поведением; рефлексивно-оценочный компонент включает способность к анализу и самооценке профессиональной и образовательной деятельности [12, с. 100].
Важными факторами педагогически обоснованного выбора методов обучения в профессиональной школе являются дидактические особенности профессионально-практической подготовки. Организация учебного процесса в профессионально-технических учебных заведениях предусматривает профессионально-теоретическую и профессионально-практическую подготовку [28, с.10]. На основании этого различают теоретические и практические методы обучения. Отличием методов производственного обучения является их практический характер. Хотя, практические занятия проводятся как во время теоретического, так и во время практического обучения. В основном они направлены на практическое подтверждение теоретических положений и отработки практических умений. Методы производственного обучения должны обеспечивать овладение учениками как знаниями, так и способами их практического применения, возможность перехода от практики к теории и от теории к практике.
Во время производственного обучения в основном применяются те же методы учебной работы, что и во время теоретического обучения. Однако, их функции и формы сочетания существенно отличаются, так как определяются практической направленностью учебно-производственной деятельности. Основными отличиями методов производственного обучения является наглядность и практичность. Производственное обучение с применением только наглядных и словесных методов не всегда эффективно. Для того, чтобы овладеть умениями, нужно практически ознакомиться с действиями, почувствовать их. Чувственное познание является необходимым условием процесса формирования практического умения. Итак, в производственном обучении необходимы практические методы, основанные на последовательной смене и усложнении условий деятельности, для того, чтобы ученик мог осознать влияние различных факторов и получить чувственный опыт, необходимый для успешного применения знаний и умений при решении новых задач [26].
Образование можно назвать основным каналом приобщения учащегося к базовым постулатам культуры, образования и профессии. Именно ценности, к которым приобщился учащийся в процессе обучения в средней школе, влияют на его отношение к семье, окружению, будущей профессии. Именно поэтому аксиологический подход становится определяющим в процессе формирования межкультурной компетенции учащихся средней школы [21, с. 117]. Современное российское производство испытывает острую нехватку специалистов, имеющих высокий уровень профессиональной подготовки, и конкурентно способных молодых людей. В современную эпоху неограниченного ускорения социально-экономического прогресса успешным в построении жизнедеятельности может быть лишь человек, умеющий быстро адаптироваться к смене общественных технологий и условий развития общества. В основе такой адаптации лежит способность к непрерывному приращению знаний и их трансформации в новые, актуальные умения [22, с. 89].
Рассмотрим, как производится выбор методов обучения для разных занятий. Количество типов и видов занятий производственного обучения по сравнению с теоретическим - ограничено. Типы занятий определяются дидактическими целями, а также логикой формирования умений: урок формирования изначальных умений, урок развития творческого умения, урок решения производственно-технических задач, контрольный урок т.п. Виды уроков различают в зависимости от упражнений: урок-экскурсия, кино-урок, урок изучения передового опыта, урок самостоятельного выполнения работ и т.п. Различают следующие типы занятий производственного обучения на предприятии: организация работ; использование инструкционно - технологической документации; подбор рациональных условий и параметров; контроль и оценка своей работы; решение производственных ситуаций; применение теоретических знаний на практике; соблюдение требований правил безопасности [9, с. 161].
Анализ имеющихся исследований позволил нам сделать вывод о том, что в настоящее время не существует единых подходов в определении понятия «образовательная среда», в понимании ее структуры, функций, в отношении к методам ее проектирования и экспертизы. Вместе с тем обучение, воспитание и развитие личности происходит не только под воздействием направленных усилий педагога и зависят не только от индивидуально-психологических особенностей личности, но и детерминированы условиями образовательной среды, ее психологическим ресурсным содержанием, а именно, использование субъектами образовательного процесса развивающих возможностей образовательной среды (ресурсы); ориентированность педагога на личностную модель взаимодействия; творческий характер образовательной среды, творческий педагог [24, с. 129].
На современном этапе возникла необходимость разработки методов производственного обучения и применения проблемных методов обучения для профессий, в которых преобладает умственная деятельность. Труд современного рабочего состоит из двух компонентов. С одной стороны - это действия, которые однотипно повторяются и поэтому в значительной мере доводятся до автоматизма. Для этого с помощью упражнений ученику необходимо овладеть интеллектуальными умениями и навыками, нужными для своевременного и точного восприятия примет производственного процесса и моторными навыками, необходимыми для быстрой реализации принятого решения. А с другой стороны - это переменные компоненты, требующие от работника активной умственной деятельности, связанной с анализом данных о состоянии процесса и принятием необходимых решений. Таким образом, дидактическим основанием выбора методов производственного обучения выступают особенности формирования практических и интеллектуальных профессиональных умений.
В связи с необходимостью формирования как практических, так и интеллектуальных умений при выборе методов производственного обучения, мы опираемся на ассоциативно-рефлексивную теорию и теорию ориентационной основы деятельности. Ассоциативно-рефлексивная теория предполагает такую последовательность обучения: восприятие, осознание, запоминание, использование. Данная цепочка характерна для теоретического обучения и соответствует уровням усвоения учащимися учебного материала (В. П. Беспалько). Методика производственного обучения по этой системе имеет четыре уровня. Первый уровень усвоения характеризируется тем, что ученик умеет только распознавать, различать объекты производственной деятельности. Второй уровень -это усвоение информации, которая побуждает учащихся воспроизводить определенные знания по объектам производственной деятельности. Третий уровень преимущественно характеризируется усвоением последовательности действий по выполнению производственных задач определенного типа. Четвертый уровень усвоения содержания обучения позволяет переносить действия на незнакомые объекты и ситуации, в другие предметные области [26].
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все ученики оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность и навыки взаимодействия, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества [27, с. 103].
При передаче теоретических знаний широко используется информационно-рецептивный (объяснительноиллюстративный) метод. Эго наиболее экономный метод, который применяется для передачи готовых знаний. При таком обучении преподаватель использует рассказ, чтение, иллюстрацию, а ученик воспринимает, осознает, запоминает. Репродуктивный метод характеризируется как метод повторения действия. Его дидактический смысл -это организация воспроизводства (репродукции) действий, включая репродукцию знаний самим учеником. Этот метод предусматривает решение задач по образцу [10]. В профессионально-технической школе репродуктивный метод нужен для формирования основы профессиональных знаний и умений. При использовании проблемных методов педагог ставит перед учеником проблему и показывает ее решение. Во время учебы необходимо соблюдать условия, при которых перед учеником раскрывается доступный ему процесс познания. Движение к этому решению происходит в выявлении противоречий, прослеживается логика процесса и ход решения. Этот метод особенно эффективен для формирования интеллектуальных умений.
Теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин) базируется на предположении, что внешняя деятельность человека (практические действия) по структуре аналогична ее внутренней деятельности (умственные действия). Поэтому для быстрого освоения определенной деятельности целесообразно чередовать ее внешний и внутренний этапы. Согласно данной теории обучение осуществляется в такой последовательности: создание мотивационной основы деятельности - предварительное ознакомление с действием и создание ориентационной основы действий - выполнение действия с опорой на ориентационную основу - внешне речевой этап (объяснение) - выполнение действия с одновременным объяснением - выполнение действия без объяснения.
Выбор методов производственного обучения основывается на эмпирическом опыте и требует научного обоснования. При выборе методов обучения необходимо учитывать современные педагогические подходы к их классификации. Методы теоретического и производственного обучения имеют существенные различия. Основанием для выбора методов производственного обучения являются: интеграция образовательных, развивающих,
воспитательных и учебных целей производственного обучения; дидактические особенности профессионально -практической подготовки; согласование логики учебного процесса и структуры производственных функций; особенности формирования практических и интеллектуальных профессиональных умений; соблюдение соответствия методов формирования умений этапам производственного обучения; создание ориентационной основы действий на всех этапах производственного обучения.
Литература
1. Алексюк А. М. Загальш методи навчання - К.: Знання, 1981. - 206 с.
2. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. - М.: Просвещение, 1977. - 190 с.
3. Бледных О.И. Активные методы обучения // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 12 (30). С. 118-120.
4. Вальцев С. В. Духовность в ценностной иерархии российского образования // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 4 (4). С. 49-52.
5. Вальцев С. В. Духовность как один из факторов развития системы образования // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 8 (8). С. 22-25.
6. Вальцев С. В. Духовность как ценностная основа образовательного процесса // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 6 (6). С. 16-19.
7. Вальцев С. В. Компетентностный подход как компонент процесса развития социально-педагогической деятельности // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 9 (9). С. 19-21.
8. Вальцев С. В. Педагогический аспект понятия духовность // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 1 (1). С. 8-12.
9. Веремеева И. Ф. Конфликты в условиях учебной деятельности // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 3 (17). С. 166-169.
10. Грачева Ю. В. Организация профориентационной деятельности в вузе: проблемы и направления развития // Вестник науки и образования. 2014. № 2 (2). С. 120-125.
11. Дайкер А. О. Особенности исследования регионоведческого образования в России // Наука, техника и образование. 2014. № 6. С. 86-87.
12. Игошина Н. М.Значение математического образования в формировании профессиональной компетенции курсантов военных институтов // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 5 (23). С. 64-67.
13. Казак Е. Г. Компоненты субъектной позиции педагога в процессе дополнительного профессионального образования // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 3 (21). С. 98-100.
14. Калиуллина С. А. Значение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 9 (27). С. 131-137.
15. Калякина И. М., Чумакова М. Н., Филатова А. И. Электронные учебники как средство улучшения образования // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 3 (17). С. 83-84.
16. Колкова Н. А. Применение метода кейса на занятиях по деловому общению // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 2 (20). С. 114-116
17. Лепшокова М. А. Общекультурные компетенции будущих юристов как условие формирования гражданственности // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 4 (22). С. 106-108.
18. Лимонов С. А. Летняя языковая школа за рубежом: попытка построения организационно-педагогической модели // Наука, техника и образование. 2014. № 1 (1). С. 106-110.
19. Лубенко В. В. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в методологии стержневой истины // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 1 (15). С. 108-119/
20. Лубенко В. В., Юркина Г. А., Ильина О. Я. Федеральные государственные образовательные стандарты (фгос), индивидуальность и коммуникация (средовый подход) // Наука, техника и образование. 2014. № 6. С. 76-80.
21. Минякова И. В. К вопросу о применении аксиологического подхода в процессе формирования межкультурной компетенции учащихся средней школы // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 10 (28). С. 117122.
22. Морозкова Н. А. Подготовка студентов профессиональных образовательных организаций к самостоятельной проектировочной деятельности с применением e-leaming технологий // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 4 (22). С. 89-94.
23. Мыцык И. А. Оценка медицинской группы для занятий физической культурой в вузах // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 6 (24). С. 129-130.
24. Полякова И. А. Формы и методы повышения культуры невербального общения учителя общеобразовательного учреждения // Наука, техника и образование. 2014. № 6. С. 88-91.
25. Савина Т. Г. Развивающий потенциал образовательной среды // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 1 (15). С. 128-129.
26. Савка И. В. Дидактические основания выбора методов производственного обучения // SCI-ARTICLE.RU 2015 № 5.
27. Чолак В. В. Интерактивное обучение // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 3 (21). С. 102-105.
28. Шеншина А. П. Грамматический аспект обучения языку специальности в туристическом вузе // Вестник науки и образования. 2014. № 1 (1). С. 69-72.
29. Закон Украши “Про професшно-техтчну освтгу” - Професшно-техтчна освгга. - 1998. - №1. - С. 2-12.
30. Мирсанова Е.А. Дифференцированная работа на уроках истории // Наука, техника и образование. 2014. № 2 (2). С. 112-114.
31. Здор Е.В., Шабанов А.Г. Роль профсоюзной организации в профессиональном развитии студента педагогического вуза // Наука, техника и образование. 2014. № 3 (3). С. 115-117.
32. Белякова М.А. Исследование особенностей эмоционального «выгорания» педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС дошкольного образования // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 7 (25). С. 110-113.
33. Попкова М.А. Зависимость семейного воспитания на проявление тревожности у детей младшего школьного возраста // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 4 (22). С. 111-113.
34. Цедякова Ж.Н. Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 6 (24). С. 94-97.