Научная статья на тему 'Дидактические и научно-методические проблемы формирования технолого-правовой культуры в юридическом вузе (в четырех выпусках) выпуск третий: «Формирование технолого-юридической культуры через участие в практике. Технологии юридико-клинического обучения в вузе»'

Дидактические и научно-методические проблемы формирования технолого-правовой культуры в юридическом вузе (в четырех выпусках) выпуск третий: «Формирование технолого-юридической культуры через участие в практике. Технологии юридико-клинического обучения в вузе» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
46
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА В ВУЗЕ / ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ / ОБУЧЕНИЕ / УЧАСТИЕ В ПРАКТИКЕ / ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / TECHNOLOGICAL AND LEGAL CULTURE IN HIGH SCHOOL / MODES OF STUDY / SCHOOL HOURS VOLUME / TRAINING / PARTICIPATION IN PRACTICE / TECHNOLOGY OF TRAINING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Червонюк В. И.

Рассматриваются проблемы формирования технолого-юридической культуры через участие в практике; раскрываются технологии юридико-клинического обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Червонюк В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC AND SCIENTIFIC METHODICAL PROBLEMS OF FORMATION OF TECHNOLOGICAL AND LEGAL CULTURE IN LEGAL HIGH SCHOOL (IN FOUR RELEASES) RELEASE THE THIRD: «FORMATION OF TECHNOLOGICAL AND LEGAL CULTURE THROUGH PARTICIPATION IN PRACTICE. TECHNOLOGIES OF LEGAL CLINICAL TRAINING IN HIGH SCHOOL»

In article problems of formation of technological and legal culture through participation in practice are considered; technologies of legal and clinical training in high school reveal.

Текст научной работы на тему «Дидактические и научно-методические проблемы формирования технолого-правовой культуры в юридическом вузе (в четырех выпусках) выпуск третий: «Формирование технолого-юридической культуры через участие в практике. Технологии юридико-клинического обучения в вузе»»

Результаты освоения образовательной программы предлагается рассматривать комплексно: через достижение результатов по приобретению компетентностей, через достижение результатов в освоении инвариантных и вариативных модулей, через влияние предложенной системы повышения квалификации на развитие познавательных потребностей педагогов. Обязательные требования к результатам освоения инвариантных и вариативных образовательных модулей характеризуют планируемые результаты образования на основе модульной структуризации образовательной программы. Возможность достижения этих результатов должна быть гарантирована.

Реализация представленной модели в условиях внедрения гибкой модульной системы повышения квалификации нацелена на создание системы отслеживания результативности повышения квалификации и переподготовки педагогов, которая будет способствовать:

• качественному проведению мониторинга индивидуального повышения квалификации и переподготовки педагогов Московской области с учетом уровня их квалификации за последние пять лет;

• объективному оцениванию результатов внедрения гибкой модульной системы повышения квалификации и переподготовки педагогов с учетом уровня их квалификации;

• повышению уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии решений, связанных с повышением квалификации и переподготовкой педагогических кадров;

• индивидуализации постдипломного (послевузовского) образования педагогов;

• привлечению общественного внимания к организации и качеству постдипломного (послевузовского) образования педагогов;

• принятию обоснованных управленческих решений органами управления образованием различных уровней.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ (В ЧЕТЫРЕХ ВЫПУСКАХ)

ВЫПУСК ТРЕТИЙ: «ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГО-ЮРИДИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ УЧАСТИЕ В ПРАКТИКЕ. ТЕХНОЛОГИИ ЮРИДИКО-КЛИНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

В.И. ЧЕРВОНЮК,

доктор юридических наук, профессор Московского университета МВД России Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

E-mail: [email protected]

Аннотация. Рассматриваются проблемы формирования технолого-юридической культуры через участие в практике; раскрываются технологии юридико-клинического обучения в вузе.

Ключевые слова: технологическая и правовая культура в вузе, формы обучения, объем учебного времени, обучение, участие в практике, технологии обучения.

DIDACTIC AND SCIENTIFIC METHODICAL PROBLEMS OF FORMATION OF TECHNOLOGICAL AND LEGAL CULTURE IN LEGAL HIGH SCHOOL (IN FOUR RELEASES)

RELEASE THE THIRD: «FORMATION OF TECHNOLOGICAL AND LEGAL CULTURE THROUGH PARTICIPATION IN PRACTICE. TECHNOLOGIES OF LEGAL CLINICAL TRAINING IN HIGH SCHOOL»

V.I. CHERVONUK,

doctor of law sciences, professor Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. In article problems of formation of technological and legal culture through participation in practice are considered; technologies of legal and clinical training in high school reveal.

Keywords: technological and legal culture in high school, modes of study, school hours volume, training, participation in practice, technology of training.

Формирование технологической культуры в юридическом вузе в принципе не должно ограничиваться собственно аудиторными занятиями. Многолетние наблюдения убеждают, что студент самостоятельно на практике должен постигать правовой опыт. Участие в юридической практике, — апробированный и самый действенный инструмент формирования технолого-юридических качеств. В этой связи существенное значение имеют вошедшие в практику самые разные формы привлечения обучающихся в вузе к осуществлению профессиональной юридической деятельности. В частности, ставшая неотъемлемым элементом практической направленности юридического обучения, стажировка студентов в различных юридических учреждениях.

Вместе с тем, традиционные формы практического обучения не отвечают высоким требованиям, предъявляемым к квалификации юриста. Современная педагогическая практика использует ряд новых форм технолого-юридического обучения посредством вовлечения студентов в осуществление практической (профессионально-юридической) деятельности. Формы участия студентов в практике разнятся и зависят от вуза, региона и др. Так, в Республике Татарстан студенты юридических вузов при прохождении практики после третьего курса в органах прокуратуры получают предложение остаться и работать в качестве общественного помощника. И если для прокуратуры это возможность оценить будущего потенциального работника прокуратуры, то для студента — это возможность «окунуться» в реальную среду, почувствовать себя «своим» в профессионально-юридической среде и «поднабраться» не-

обходимого правового опыта. Статус и полномочия общественного помощника органов прокуратуры определены Положением «Об общественном помощнике органов прокуратуры» от 24 мая 2000 г., принятом Прокуратурой Республики Татарстан. В Нижнем Новгороде студенты 3—5 курсов юридического факультета Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского без отрыва от программы основного обучения принимают участие в работе Центров оказания правовой помощи населению, созданных и функционирующих на базе общественных приемных Полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе.

Однако отмеченные формы не имеют универсального характера, вследствие чего в орбиту прикладного обучения вовлекается незначительная часть студентов. В этой связи принципиально важное значение имеет внедрение в практику юридического обучения метода «юридической клиники», или юридико-клинического метода'. В новейшей литературе данный метод не вполне обоснованно считают «совершенно новым»2,

1 Левитан К.М. Юридическая педагогика: учебник. М., 2008. С. 305.

2 Сам термин «юридическая клиника» ввел в оборот немецкий профессор Фроммгольд. В отечественной литературе данный термин впервые был использован в «Юридической газете» за 1896 г. (№° 35), где в передовой статье речь шла о целесообразности учреждения практических студий при высших юридических учебных заведениях. При этом постановка самой проблемы первоначально исходила не от профессоров юридических факультетов, а от практикующих юристов. И.С. Иосилевич (кишиневский присяжный поверенный), опубликовал в «Юридической газете» (за 1897—1898 гг.) цикл из 30 практических статей под общим названием «Юридическая клиника», в которых он обосновывает собственный подход к проблеме.

поскольку такая методология юридического обучения нашла применение более чем сто лет тому назад.

С формально-юридической точки зрения юридическая клиника — это некоммерческое образование (может быть зарегистрировано как некоммерческая организация), как правило, учреждаемое при высших учебных заведениях и имеющее своим назначением предоставлять возможность студентам приобретать опыт практической профессионально-юридической деятельности. Обобщенно говоря, юридическая клиника — это определенная организационная структура, которая параллельно с традиционным преподаванием обучает студентов сугубо практическим навыкам и умениям на реально «живых» делах и проблемах; это сообщество преподавателей, адвокатов и студентов, «место», где происходит обучение посредством действия. Преимущество юридико-клинического метода обучения в том, что в нем соединены теория и практика, юридическое знание и юридический опыт. Клиника является мастер-классом, где в реальном режиме студент выступает в роли практикующего юриста, приобретая тем самым необходимый правовой опыт для будущей профессиональной юридической деятельности. Основываясь на компетентном мнении специалистов, можно заключить, что юридико-кли-ническое образование представляет собой необходимую составляющую процесса обучения в юридическом вузе и наиболее эффективную форму приобретения технолого-юридических знаний.

Правовой основой юридических клиник является Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Правила, разработанные в соответствии с Приказом Министерства образования РФ «О правовых консультациях («правовых клиниках») для населения на базе вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров» от 5 октября 1999 г. № 433, а также локальные, корпоративные акты. К примеру, статус юридической клиники Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого определяется Положением о Лаборатории практических методов обучения кафедры гражданского процесса от 11 ноября 1999 г., Сводом этических норм юридической клиники Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого (с изм., внесенными в ноябре 2004 г.), Программой клинического обучения «Оказание юридической помощи малоиму-

щим гражданам», Правилами делопроизводства для студентов юридической клиники3.

Анализ проблемы показывает, что в зависимости от способов учреждения в Российской Федерации встречаются три типа юридических клиник4:

Первый тип — клиники, учреждаемые при юридическом вузе (юридическом факультете университета). В таком качестве созданы и действуют большинство юридических клиник. В частности, это клиники при юридическом факультете Ставропольского государственного университета (учреждена в 2003 г.)5, юридическом факультете Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского6, клиника Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации (создана на основании решения Ученого Совета института и приказом ректора от 30 января 2001 г. как учебно-вспомогательное подразделение юридического факультета)7 и др.; Юридическая клиника университета, созданная в апреле 1998 г. на базе общественной приемной Красноярского Общественного комитета по защите прав человека и с 2001 г. являющаяся структурным подразделением юридического факультета Университета8.

Второй тип — клиники, учреждаемые совместно с иными организациями. К такому типу относится юридическая клиника, созданная 7 июня 2002 г. в

3 URL: http://www.region.adm.nov.ru. В США правила прохождения студентами практики, позволяющие им работать с судебными делами под наблюдением адвокатов, принимаются властью штата.

4 Для сравнения представим читателю систему юридических клиник в США: это университетская клиника — юридическая клиника в помещении факультета; районная клиника — находится на территории микрорайона, т.е. вне университета; клиника по работе с реальными клиентами; клиника, использующая при обучении моделируемые ситуации — студенты не представляют реальных клиентов, но работают над изучением материалов судебного дел, имитирующих настоящие дела. Это также практика, когда студенты работают вне факультета с практикующими юристами по делам, находящимся в их производстве.

При этом юридические клиники могут быть одного или смешанного типов. Так, в Университете Ратджерса (штат Нью-Джерси) 10 клиник: городская юридическая; по делам, связанным с нарушением конституционных прав; по вопросам благоустройства района; по защите детей; по специальному образованию; по защите прав животных; по правам женщин; по женским вопросам и СПИДу; по налоговым вопросам; по вопросам охраны окружающей среды (Профессиональные навыки юриста: опыт практического обучения: учеб. пособие. М., 2001; Организация и управление в юридической клинике: опыт практической деятельности в современной России: учеб. пособие. М., 2003).

5 URL: http://www.lawclinic.stavsu.ru

6 URL: http://www.unn.ru

7 URL: http://www.coop.chuvashia.ru

8 URL: http://www.law.institute.sfu-kras.ru

ра м ках Договора о совместной деятельности Казанского Правозащитного Центра Казани и Татарского Института Содействия Бизнесу, ныне НОУ ВПО «Академия управления «ТИСБИ» для студентов юридического факультета9.

Третий тип — клиники, функционирующие вне вуза, как правило, при самостоятельной некоммерческой негосударственной организации. Примером таких клиник является юридическая клиника, учрежденная в 1997 г. в форме общественного учреждения на базе юридического факультета Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина10.

Все многообразие задач юридической клиники можно свести к двум, хотя и разнообразным, но вместе с тем взаимосвязанным направлениям: во-первых, юридическая клиника строит свою деятельность как образовательный и обучающий центр студентов, а, во-вторых, использует полученный студентами юридический опыт, навыки и умения для оказания практической помощи гражданам11.

В работе юридических клиник принимают участие студенты старших (3—5) курсов; в некоторых вузах для участия в работе клиники к студентам предъявляются дополнительные требования. Так, в работе клиники юридического факультета Новгородского государственного университета могут принимать участие студенты 4 курса, прошедшие годичную теоретическую подготовку12. В некоторых юридических вузах г. Красноярска до того, как приступить к работе с клиентами клиники, студентам предстоит пройти дополнительное обучение в рамках факультатива «Основы клинической деятельности» (Имитационная клиника), которое направлено на продолжение формирования и развития у них навыков юридической деятельности. По результатам обучения принимается решение о допуске студента к работе в клинике, либо об отказе к допуску.

В клиниках студенты работают под руководством адвокатов и преподавателей вузов (последние часто вместе со студентами проходят стажировку в юридических клиниках других вузов России, что, несомненно, способствует повышению их специально-юридического уровня). Зачисление студентов в юридическую клинику осуществляется приказом декана юридического факультета (ректора юридического института). Срок практики в различных вузах примерно одинаков и по общему правилу включает два этапа: теоретическое обучение и практическая работа в кли-

нике (в соответствии с образовательными стандартами и режимом работы юридической клиники). При этом обучение и практическая работа студентов в юридической клинике осуществляется без отрыва от процесса обучения на юридическом факультете в свободное от основных занятий время.

Принципиально важным является то обстоятельство, что неотъемлемой составляющей юридической клиники является образовательный элемент. Вместе с учреждением юридической клиники вуз одновременно принимает программу дополнительного образования студентов, нацеленной на обеспечение получения обучающимися практических навыков юриста без отрыва от программы основного обучения. Так, на юридическом факультете Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского такая программа включает в себя два больших блока: (1) теоретическую подготовку студентов для работы в юридической клинике и (2) прохождение студентами практики в юридической клинике. Учебный план обучения теоретическим основам работы в юридической клинике включает два блока дисциплин (обучающие программы), на освоение которых выделено 96 академических часов13. Для преподавания дисциплин общей (базовой) программы клинического образования, объединенных в первый блок, отведено 44 часа (соответственно 22 часа лекционных и 22 часа практических занятий (тренингов). В число преподаваемых дисциплин включены: «Введение и история клинического образования в России и за рубежом»; «Основы делопроизводства (ч. 1): навыки составления и оценки юридических документов»; «Основы делопроизводства (ч. 2): правила документооборота в юридической клинике»; Деловой этикет и адвокатская этика»; «Интервьирование клиента»; «Медиация как альтернативный способ разрешения споров».

Во второй блок (52 часа: 26 часов лекции и 26 часов практические занятия) входят специальные дисциплины, позволяющие изучить особенности консультирования по отдельным отраслевым вопросам: «Особенности оказания юридической помощи по делам, возникающим из административных правоотно-

9 URL: http://www.legalclinic.ru

10 URL: http://www.just-48.ru/artides/okazanie-grazhdanam-besplatnojj-juridicheskojj-pomos

11 URL: http://www.region.adm.nov.ru

12 URL: http://www.region.adm.nov.ru

13 URL: http://www.unn.ru/law/jurklin.htm

шений»; «Особенности оказания юридической помощи по трудовым делам»; «Особенности оказания юридической помощи по социальным вопросам»; «Особенности оказания юридической помощи по делам, вытекающим из семейных правоотношений»; «Особенности оказания юридической помощи, вытекающие из жилищных правоотношений»; «Особенности оказания юридической помощи по гражданским делам»14.

Сходные обучающие программы дополнительного обучения реализуются и в других юридических вузах. В частности, для стажеров юридической клиники Казанского Правозащитного Центра Казани и Татарского Института Содействия Бизнесу, ныне НОУ ВПО «Академия управления «ТИСБИ» проводятся тренинги, ролевые игры с просмотром учебных фильмов по таким темам как «Интервьюирование», «Консультирование», «Практические навыки юриста», «Налаживания психологического контакта с клиентом», «Написание жалобы в Европейский суд по правам человека». Содержанием дополнительного обучения охвачены теоретические и практические занятия по делопроизводству, технике юридического письма, ораторскому искусству и др., представляющим интерес для профессиональной деятельности юриста15.

Студенты-консультанты юридического факультета Ставропольского государственного университета проходят обучающий курс, включающий следующие программы: «Профессиональная этика юриста», «Интервьюирование», «Анализ дела», «Консультирование», «Техника юридического письма», «Альтернативное разрешение споров», «Осуществление представительства в суде».

Факультативный (дополнительный) курс является междисциплинарным теоретико-практическим и направлен на формирование у студентов общих базовых навыков юридической деятельности, а также на ознакомление студентов с морально-этической стороной деятельности юриста в современном обществе. Именно по этой причине в некоторых вузах данный этап клинического обучения обозначается как «имми-тационная клиника».

Далее следует обучение по программе клинического образования продолжается в виде практики; студенты 3, 4 и 5 курсов обучения работают либо в юридической клинике, либо в иных организациях и юридических учреждениях. На данном этапе тренин-говая деятельность студентов сочетается с их участием

в самостоятельном осуществлении отдельных видов профессионально-юридической деятельности. Посредством участия в работе юридической клиники студенты самостоятельно или под руководством опытных юристов осуществляют консультирование, проводят переговоры, составляют исковые заявления, кассационные жалобы, жалобы в порядке надзора и иные документы, представляют интересы клиентов в государственных органах в соответствии с действующим российским законодательством.

К окончанию юридико-клинического обучения студенты демонстрируют навыки составления процессуальных документов, способности оказать квалифицированную юридическую помощь. Правовая помощь осуществляется по вопросам гражданского, уголовного, трудового, семейного, жилищного и других отраслей права. Так, в отдельных случаях студенты 4 и 5 курсов представляют интересы граждан в судах и государственных органах. При этом защиту и представительство интересов граждан осуществляют наиболее подготовленные студенты, согласовавшие свою позицию с преподавателями клиники и допущенные к ведению дела в суде16. Наиболее распространенный вид клинической деятельности — оказание на безвозмездной основе консалтинговых услуг в том числе осужденным, отбывающим наказание в исправительно-трудовых учреждениях (устные индивидуальные и групповые консультации, составление процессуальных документов и т.п.). Такая форма клинической деятельности практикуется, в частности, в Красноярском крае. Консультирование осужденных студентами юридической клиники регламентируется приказом Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний (ГУФСИН) Министерства юстиции РФ по Красноярскому краю и оформляется разрешением ГУФСИН на посещение исправительного учреждения17.

Таким образом, юридическая клиника является для студентов своеобразным мастер-классом, где они могут в режиме реального времени наблюдать за приемом граждан, в том числе осуществляемого уполномоченным по правам человека в субъекте Федерации18, перенимать опыт работы по самым различным направлениям юри-

14 URL: http://www.unn.ru/law/jurklin.htm

15 URL: http://www.legalclinic.ru

16 URL: http://www.law.institute.sfu-kras.ru

17 Там же.

18 Там же. Такая возможность, к примеру, предоставлена студентам юрид. факультета Ставропольского государственного университета.

11 ^kv кой деятельности. Тем самым «мастерские» судей, адвокатов, государственных служащих становятся неотъемлемым компонентом формирования профессионального стиля молодых специалистов.

Даже обзорный анализ современного состояния юридико-клинического обучения высвечивает ряд проблем, без разрешения которых движение в сторону технолого-юридического прогресса оказывается невозможным. Представляется целесообразным, прежде всего, сделать акцент на трех проблемах, которые требуют первоочередного решения.

Во-первых, обращает на себя внимание то обстоятельство, что создание юридических клиник является исключительно инициативой отдельных юридических вузов, вследствие чего юридико-клиническое обучение универсального характера не приобрело. Такое положение дел не согласуется с общими подходами к проблеме совершенствования высшего юридического образования. В выступлении А.А. Фурсенко 26 мая 2009 г. на Всероссийской конференции Ассоциации юристов России, Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации на тему: «О первоочередных мерах повышения качества высшего юридического образования» отмечалось, что «в разработанных целым рядом университетов и представленных для общего обсуждения проектов новых образовательных стандартов, предлагается установить жесткие требования к организации практик, в том числе, требования по созданию юридических клиник и обязательное участие студентов в бесплатных консультациях населению с учетом опыта ряда вузов». В выступлении прозвучала констатация того, что «без практической работы нормального юриста создать невозможно». Отмечалось, что «идея создания юридических клиник в вузах должна получить законодательное закрепление в проекте федерального закона «О государственной системе бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», принятие которого предполагается в самое ближайшее время».

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что проект Федерального закона «О государственной системе бесплатной юридической помощи», подготовленный Правительством Российской Федерации19, содержит ст. 18 «Юридические клиники», согласно которой федеральный орган исполнительной власти в сфере образования и федеральный орган исполнитель-

ной власти в сфере юстиции формируют перечень высших юридических учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, на которые возлагается обязанность создания постоянно действующих юридических клиник для правового просвещения, информирования и консультирования населения силами студентов старших курсов и магистратуры, аспирантов и преподавателей (ч. 1 ст. 18). Организационно-материальные и финансовые предпосылки решения данной проблемы содержит ч. 3 данной статьи, возлагающая на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязанность «содействовать деятельности юридических клиник предоставлением служебных помещений для информирования и консультирования населения, частичным финансированием их деятельности, обеспечением информационной поддержки их деятельности»20.

Во-вторых, в сферу клинического обучения в юридическом вузе вовлекается лишь часть студентов. Вопрос о всеобщем клиническом обучении, тем самым, ставится под сомнение. Локальные нормативные акты, определяющие правовой статус юридических клиник, предусматривают принцип добровольного участия студентов в клинической деятельности, тем самым, несомненно, гарантирующего результативность клинической деятельности. Проект вышеупомянутого закона несколько иначе предлагает решение данной проблемы. Согласно ч. 2 ст. 28 «федеральный орган исполнительной власти в сфере образования определяет порядок обязательного участия студентов, аспирантов и преподавателей в работе клиник — в порядке соответственно прохождения учебной и производственной практик, выполнения служебного задания, и добровольного участия в форме волон-терства». Очевидно, что участие студентов в такого рода деятельности требует дополнительных стимулов.

На наш взгляд, распространение основных методик и технологий юридико-клинического обучения на всю студенческую аудиторию имело бы несомненную пользу. Речь идет о том, чтобы юридико-клиническая форма обучения, а по сути, принципиально новая тех-нолого-методическая педагогическая система юридического обучения, была признана компонентом образовательного процесса в вузе. Формы обучения и

19 URL: http://www.infopublic.ru

20 Там же.

объем учебного времени в этом случае могли бы стать прерогативой учебного заведения. Учитывая важность юридико-клинического обучения, с одной стороны, и дефицит учебного времени — с другой, целесообразно внедрить в практику различные формы дополнительного юридического обучения, взяв за основу технологию такого обучения в юридических клиниках. Продуманная система стимулов и льгот для прошедших курсы дополнительного обучения будет способствовать тому, что дополнительное обучение станет достоянием абсолютного большинства, а в перспективе и всех студентов. Очевидно, при этом, что часть преподаваемых дисциплин по форме дополнительного обучения вполне возможно вводить на возмездной основе. Диплом должен в полной мере отражать характер такого обучения, скажем, посредством соответствующих записей во вкладыше диплома. В этом случае вкладыш будет содержать перечень всех таких дополнительных дисциплин, которые были изучены обладателем диплома.

В третьих, как бы рационально не было организовано учебное производство, дефицит учебного времени всегда будет его «спутником». В этой связи у студента должно быть сформировано принципиально иное отношение к обучению в вузе, в том числе к овладению правовыми технологиями самостоятельно, вне аудиторных форм обучения. В зарубежных странах именно эта стихийная (неорганизованная) форма практического научения весьма важна. Сам студент по

своей инициативе подыскивает юридическую фирму, работая в которой он приобретает необходимые его профессии навыки и умения, профессиональный опыт, технологические знания. При этом подобную практику студенты проходят во время летних каникул.

Вряд ли существуют какие-либо контраргументы против того, чтобы форма приобретения технолого-юридического опыта была взята «на вооружение» российскими студентами. Конечно, вуз должен оказывать содействие в организации юридической практики, но это должно быть не понуждение, а именно содействие. С этим связаны обязательства вуза рационализировать учебный процесс, высвобождая необходимое время для участия в юридической практике (и для дополнительного обучения), предоставить успевающим студентам соответствующих курсов права обучения по так называемому «свободному» графику и пр., заключения соглашений с юридическими учреждениями и организациями по поводу прохождения студентами на контрактной основе практики и пр.21.

21 Ничем другим, кроме как инертностью мышления и подходов нельзя объяснить то обстоятельство, что в специализированных юридических вузах МВД на так называемых бюджетных формах обучения аудиторные занятия заканчиваются в конце июля учебного года. Казалось бы эту возможность можно было использовать для целей прикладного обучения, организовав, к примеру, стажировку в практических органах, юридико-клиническую работу и т.п. На практике ничего подобного не происходит. Учебные занятия из года в год заканчиваются 31 июля. Соответственно в июле курсанты (слушатели) сдают экзамены, в то время как их сверстники могут посвятить это же время практическому обучению.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

2-е изд., перераб. и доп. Учебник / Под ред. К.К. Гасанова, Д.Д. Шалягина. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 479 с.

В учебнике в кратком и систематизированном виде излагаются основные темы курса «Международное право», в том числе: понятие, источники, основные принципы и субъекты международного права; концепция господства права в современном международном праве; история создания и деятельность международных организаций и конференций; право международных договоров и внешних сношений; ответственность в международном праве. Особое внимание уделяется отдельным отраслям международного права — морскому, воздушному, космическому, уголовному, гуманитарному, экологическому, экономическому и таможенному праву.

Для студентов (слушателей, курсантов) и преподавателей высших учебных заведений юридического профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.