ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2011. № 4
ДИДАКТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА БУДУЩЕГО
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
М.П. Тырина
(кафедра педагогики Алтайской государственной педагогической академии;
e-mail: bspu@hotbox.ru)
Статья содержит анализ дидактической культуры будущего преподавателя высшей школы. Выявлены функции и структура этого феномена. Описаны условия ее развития в процессе профессионально-педагогического образования будущего преподавателя.
Ключевые слова: преподаватель высшей школы, профессионально-педагогическое образование, дидактическая подготовка, профессионально-педагогическая культура, дидактическая культура.
Профессиональная подготовка будущего преподавателя высшей школы является динамичной системой, объединяющей разноплановые и относительно самостоятельные структурные компоненты. Составной элемент профессионально-педагогического становления будущего преподавателя — его дидактическая подготовка, нацеленная на систематичное и последовательное развитие дидактической культуры будущего специалиста. Дидактическая культура имеет фундаментальное, непод-меняемое значение для профессиональной деятельности преподавателя и эффективного образовательного процесса в высшем учебном заведении.
По нашим данным, первым термин "дидактическая культура" использовал А.В. Бодаков. Он еще в 1976 г., анализируя комплексный характер подготовки учителя-предметника, указал, что дидактическая культура является частью модели современного учителя [1 : 4—10]. И.А. Зимняя в 1997 г. писала, что педагогическая профессия, входящая в тип "человек—человек" (Е.А. Климов), предъявляет к ее субъекту целый ряд требований, среди которых основные — профессиональная компетентность и дидактическая культура [2]. В.Г. Богин, анализируя в 1999 г. недостатки содержания общего среднего образования, утверждал, что педагогическая «отсталость мимикрирует под "новейшие достижения педагогики" и широко тиражируется за счет низкой дидактической культуры учителей, методкабинетов и прочих методических институтов» [3: 19]. В.Т. Фоменко в 1999 г. поставил проблему диалога традиционных и инновационных дидактических культур в педагогическом образовании [4].
К проблеме развития дидактической культуры в контексте анализа путей гуманизации образования в 2000 г. обратился Ю.В. Сенько. Рассматривая возможности сотворчества преподавателя и студентов, одну из них ученый связал со спецификой профессионального педагогического образования: "... Любое учебное занятие со студентами отражает профессиональную культуру самого процесса обучения — дидактическую культуру" [5: 145]. Ю.В. Сенько справедливо считает дидактическую культуру формой, средой и условием сотворчества субъектов образовательного процесса. М.Н. Фроловская трактует дидактическую культуру как слагаемое системы работы с одаренными детьми. Эту систему она представляет модельно как "встречу" участников педагогического процесса, в ходе которой рождаются "вторичные" тексты (осмысление учебного материала и создание авторских работ) разного типа. "Ставшая культура" во взаимодействии дидактической культуры педагога и культуры учащегося, по мнению М.Н. Фроловской, порождает "вторичный текст", служащий объектом приложения творческой, интеллектуальной и специальной одаренности [6: 62—63]. К понятию "дидактическая культура" в 2002 г. обратился Г.А. Атанов. Причины кризиса педагогики он увидел в декларативном характере деятельност-ной теории учения. Автор считает, что с наибольшей яркостью "ползучий дидактический нигилизм" проявляется в компьютеризации учебного процесса: ".Дидактическая культура разработчиков была низкой, а реализация новых технических возможностей опережала, а то и заменяла, дидактическую мысль" [7]. Интересно, что на значимость дидактической культуры обращает внимание доктор физико-математических наук. Н.В. Калистратова в 2000 г. также писала о дидактической культуре учителя: ".Каждый учитель, обладая присущей только ему дидактической культурой, должен создать свой методический комплекс, который бы в полной мере соответствовал его индивидуальности, опыту, возможностям, темпераменту." [8: 27]. Как видим, автор указывает не только на важность дидактической культуры педагога, но и на своеобразие ее проявлений в деятельности каждого учителя.
Классик английской литературы Д. Фаулз в 1964 г. в сборнике философских эссе и афоризмов "Аристос" писал: «Средства массовой информации, вульгаризаторские технические приемы, подмена дидактической морали девятнадцатого века дидактической культурой века двадцатого как доказательство того, что органы, распространяющие все это, "служат" обществу, расширение сети музеев и арт-галерей, поток информационной литературы — все это вынуждает нас, в основе своей существ действительных, смотреть на мир "объективно"» [9: 160]. Д. Фаулз рассуждал о дидактической культуре общества. Он справедливо отметил, что дидактическая культура отражает общественную идеологию. Югославский педагог М. Вилотиевич в 2003 г. назвал
именно низкую дидактическую культуру причиной недостаточного применения на практике индивидуализированного, проблемного, группового, программированного обучения и следствием того, что обо всех этих видах обучения лишь говорили на конференциях специалистов и писали в журнальных статьях [10].
Не выявляя сущность дидактической культуры, практически все исследователи акцентируют ее значимость и необходимость развития. Субъектом дидактической культуры названы учитель (А.В. Бодаков, М. Ви-лотиевич, Н.В. Калистратова, А. Самодрин, О. Семеног, Н.А. Сичкарёва, Н.А. Старцева), автор учебного пособия (В. Судаков), программист (Г.А. Атанов), процесс обучения (Ю.В. Сенько, И.А. Юдина), школа (А. Самодрин), методический институт (В.Г. Богин), образовательное учреждение (Н.В. Горохова), общество (М. Элиаде, Д. Фаулз). Исследований дидактической культуры преподавателя высшей школы организовано не было.
На сегодняшний день проведено пять целенаправленных, комплексных, долговременных исследований дидактической культуры в виде педагогических диссертаций: Н.М. Фатьяновой (1999 г.), Т.В. Поповой (2002 г.), О.А. Игумнова (2003 г.), В.И. Гриньова (2003 г.), А.А. Усова (2004 г.). Однако и эти авторы к проблеме дидактической культуры преподавателя высшей школы не обращались. Ближе других к обозначенной нами проблеме подошел О.А. Игумнов, предметом изучения для которого стал процесс формирования и развития дидактической культуры преподавателя технического колледжа.
Изученные диссертации существенно пополняют список субъектов дидактической культуры. К уже выявленным носителям дидактической культуры (учитель, составитель учебного пособия, программист, процесс обучения, школа, методический институт, образовательное учреждение, общество) авторы добавляют учителя многопрофильной гимназии, педагога начальной школы, преподавателя технического колледжа, студента, педагога дополнительного образования. Тем самым усиливаются основания для признания дидактической культуры универсальной профессионально-личностной характеристикой педагога любой специальности. Диссертации отражают многопрофильность и полипредметность деятельности субъекта дидактической культуры, но не свободны в полной мере от специфики конкретной педагогической специальности. Предмет нашего исследования — дидактическая культура будущего преподавателя высшей школы. Необходимым становится выявление универсального ядра дидактической культуры, свободного от специальных наслоений, и разработка педагогических механизмов работы с ним представителей различных специальностей и специализаций.
Как научное понятие термин "дидактическая культура" аргументирован в 2002 г. доктором педагогических наук, профессором
И.Ф. Исаевым [11]. Он выделил дидактическую культуру в составе обучающего функционального компонента профессионально-педагогической культуры. И.Ф. Исаев рассматривает дидактическую культуру в качестве относительно самостоятельного и специфичного вида профессионально-педагогической культуры. Самостоятельный статус дидактической культуры закреплен Н.М. Фатьяновой [12] и О.А. Игумновым [13].
В определениях содержания понятия "дидактическая культура" не прослеживается особого разнообразия подходов авторов. Н.М. Фатьянова под дидактической культурой понимает "интегральное качество личности учителя, представленное единством мотивационно-ценност-ного, инновационно-технологического, личностно-творческого компонентов, обеспечивающих продуктивную дидактическую деятельность и творческую самореализацию педагога" [12: 12]. Т.В. Попова дидактической культурой называет "системное образование, представляющее единство методологической грамотности учителя, владение им инновационными технологиями и личностно-гуманными способами взаимодействия" [14: 93]. О.А. Игумнов рассматривает дидактическую культуру как "интегральное качество личности педагога, обеспечивающее эффективную дидактическую деятельность по формированию профессиональной культуры будущего специалиста и способствующее созданию и освоению преподавателем новых педагогических ценностей и технологий, саморазвитию личности преподавателя и его дидактического культуротворчества" [13: 107]. В.И. Гриньов под дидактической культурой понимает "интегрированное личностное образование, которое предопределяет эффективность учебно-познавательной деятельности субъектов обучения, оказывает содействие созданию и освоению студентом педагогических ценностей и технологий, стимулирует его к саморазвитию и творчеству" [15]. А.А. Усов называет профессионально-дидактической культурой "интегральное качество личности, определяющее ее направленность на освоение ценностных ориентаций в профессиональной деятельности как совокупности дидактических и профессиональных знаний, постоянное совершенствование дидактических способностей, умений и навыков и их реализацию через творчески продуктивную профессиональную деятельность" [16: 8]. Дидактическая культура трактуется составителями модуля "Дидактическая культура" как "интегральное качество личности, обеспечивающее продуктивную педагогическую деятельность" [17: 3].
Приведенные определения дают повод для некоторых обобщений. Все авторы справедливо считают, что дидактическая культура — это "интегральное качество", "системное образование", "единство", "интегрированное образование", "совокупность". Тем самым авторы подчеркивают сложноструктурированность дидактической культуры, ее
многокомпонентность. Эти термины отражают и системообразующую роль дидактической культуры, ее интегрирующую функцию.
Анализ взаимодействия культуры и социума неизбежно ставит вопрос о функциях дидактической культуры преподавателя высшей школы. Р.П. Скульский считает, что дидактическая культура предопределяет результативность гностической, исследовательской, проектировочной, конструктивной, коммуникативной и организаторско-управ-ленческой деятельности педагога. Автор пишет, что дидактическая культура учителя проявляется в его умении анализировать, моделировать, исследовать и совершенствовать учебный процесс, использовать достижения науки, передовой педагогический опыт [18: 4]. По мнению Н.М. Фатьяновой, функция дидактической культуры состоит в том, что она обеспечивает продуктивную дидактическую деятельность и творческую самореализацию педагога [12]. Т.В. Попова не дифференцирует функции дидактической культуры и не дает им конкретные названия, но в то же время отмечает, что "цель формирования дидактической культуры учителя начальной школы заключается в профессионально-личностном развитии и саморазвитии учителя", которые Т.В. Попова трактует вслед за В.А. Сластениным как "самоопределение личности в культуре" [14: 70]. Сделанный автором акцент на влиянии дидактической культуры на личностное и профессиональное развитие педагога выделяет развивающую функцию дидактической культуры.
О.А Игумнов, также как И.Ф. Исаев и Н.М. Фатьянова, назначение дидактической культуры видит в обеспечении продуктивной дидактической деятельности и творческой самореализации педагога [13]. По мнению О.А. Игумнова, дидактической культуре свойственны основные функции, присущие и более общему явлению — профессионально-педагогической культуре: гносеологическая, гуманистическая, коммуникативная, информационная, нормативная, обучающая и воспитывающая. А.А. Усов, взяв за основу выделенные О.А. Абдулинной функции дидактической подготовки, рассматривает образовательную, воспитательную, развивающую, координирующую и интегрирующую функции профессионально-дидактической культуры педагога дополнительного образования [16]. При этом перенос функций дидактической подготовки на функции дидактической культуры осуществлен А.А. Усовым недостаточно корректно. Автору не удалось достаточно четко дифференцировать воспитательную и развивающую функции. Так же как и И.Ф. Исаев, А.А. Усов расценивает функции профессионально-дидактической культуры как ее функциональные компоненты. Выводы исследователей вполне возможно, на наш взгляд, спроецировать на функции дидактической культуры преподавателя высшей школы.
Выявление сущности дидактической культуры преподавателя неизбежно приводит нас к необходимости анализа ее структуры. Одним
из первых структуру дидактической культуры проанализировал А.В. Бо-даков. К дидактической культуре исследователь относит: методологическую подготовку; квалифицированное владение современной технологией обучения, новыми методами обучения и воспитания; ораторское искусство; умение преломлять в своей деятельности рекомендации психолого-педагогических наук, новейшие достижения НТР; владение методикой ведения факультативов, проведения педагогических исследований; умение изучать и обобщать передовой педагогический опыт, навыки пропаганды педагогических знаний среди населения [1: 33]. В. Клачко и А. Плаксин считают, что дидактическая культура преподавателя высшего учебного заведения МВД основывается на четких и исчерпывающих знаниях преподавателя дисциплины, которую он преподает, профессиональной компетентности, гуманистической системе ценностей и убеждений, современном педагогическом мышлении, дидактичном культуротворчестве [19: 172]. Этот вывод авторов заставляет задуматься о соотношении дидактической культуры и дидактической компетентности. "Структуротворческим" фактором в составе дидактической культуры в статье названа личностная позиция "Я — профессионал".
Н.М. Фатьянова и О.А. Игумнов, опираясь на теорию профессионально-педагогической культуры И.Ф. Исаева, дидактическую культуру учителя многопрофильной гимназии и преподавателя технического колледжа (соответственно) представляют как трехкомпонентную систему, состоящую из мотивационно-ценностного, инновационно-технологического и личностно-творческого компонентов [12: 8—12], [13: 108]. Мотивационно-ценностный компонент у этих авторов представлен совокупностью дидактических ценностей учителя, инновационно-технологический — совокупностью инновационно-творческих дидактических задач, личностно-творческий — способами творческой самореализации учителя в инновационно-дидактической деятельности. Т.В. Попова выделяет антропологически-ценностный, инновационно-технологический и личностно-креативный компоненты дидактической культуры [14: 69]. На наш взгляд, подход этого автора практически полностью совпадает с мнениями предыдущих авторов. Кроме того, умения, включенные этим исследователем в состав компонентов, не являются, на наш взгляд, чисто дидактическими, а имеют методическую направленность.
Условия развития дидактической культуры педагога представляют достаточно разработанный аспект изучаемой проблемы. Все исследователи, обращающиеся к ней, ставят и решают соответствующую задачу. Так, Н.М. Фатьянова выделяет следующую совокупность педагогических условий формирования дидактической культуры учителя многопрофильной гимназии: создание в гимназии инновационно-творческой
среды, формирование ценностного отношения к дидактической деятельности и ее результатам; организация творческого взаимодействия в системе "учитель — ученик"; личностно ориентированная направленность технологии формирования дидактической культуры; развитие трансверсальности личности учителя [12: 6]. Т.В. Попова защищает следующие педагогические условия, обеспечивающие эффективность реализации разработанной ею модели содержания дидактической культуры учителя начальной школы: осознание преподавателями и студентами концептуальных положений личностно ориентированного гуманистического образования культурологического типа; наличие модели содержания дидактической культуры учителя, включающей цель, структурно-компонентный состав, педагогические технологии обучения на общекультурном, специальном, послевузовском этапах; овладение будущими учителями педагогическими технологиями реализации данной модели — личностно ориентированными, субьектно-деятельностными, культуротворческими; определение совокупности критериев сформи-рованности дидактической культуры будущих учителей [14: 10].
О.А. Игумнов выделяет следующие педагогические условия формирования дидактической культуры преподавателя технического колледжа: создание в колледже инновационно-дидактической творческой среды как условия дидактического культуротворчества; формирование ценностного отношения к дидактической деятельности и ее результатам; организация субъект-субъектного, творческого, диалогового взаимодействия в системе "преподаватель — студент"; личностно ориентированная направленность технологии формирования дидактической культуры; самореализация на основе внутренней профессиональной мотивации, предполагающая самообоснование педагогом своих действий; учет особенностей дидактической деятельности преподавателей колледжа, определяемых спецификой преподаваемой дисциплины, их базовым образованием и уровнем педагогической подготовки [13].
Дидактическая культура, по мнению О.А. Игумнова, является инвариантной характеристикой профессионально-педагогической культуры и деятельности и с позиций личностно ориентированного подхода может быть сформирована при следующих условиях: самообоснование педагогом своих действий, самореализация на основе внутренней профессиональной мотивации; непрерывный поиск альтернатив существующей практике образования и воспитания; целеполагание на основе авторской модели образования и воспитания; совместное с учениками наделение смыслом элементов содержания образования; внесение авторских элементов в содержание образования; рефлексия своего личностного и профессионального поведения; принятие или отвержение форм деятельности и общения с позиции своего педагогического идеала; ориентация на диалог и самоизменение в процессе педагогического общения [13].
А.А. Усов на основании данных констатирующего эксперимента выявил следующие условия, способствующие формированию профессионально-дидактической культуры: актуализация ценностного отношения к дидактической деятельности; совершенствование и систематизация психолого-педагогических знаний; инициирование поиска инноваций, организация творчески продуктивного сотрудничества педагогов с детьми в учебном процессе на основе культурологического подхода; целостность и индивидуально ориентированная направленность технологии формирования дидактической культуры [16: 19-20]. Выявленный комплекс педагогических, психологических и организационных условий сохраняет свое значение в ходе развития дидактической культуры будущего преподавателя высшего учебного заведения.
Итак, процесс развития дидактической культуры педагога имеет вполне добротные теоретические ориентиры. Наибольшую степень теоретической проработанности этот феномен приобрел в научной школе И.Ф. Исаева. Ее представители дали обоснование дидактической культуре как относительно самостоятельному и специфичному виду профессионально-педагогической культуры преподавателя.
Установлено, что авторы в основном сосредоточены на анализе возможностей системы повышения педагогической квалификации в аспекте развития дидактической культуры. Лишь Т.В. Попова и В.И. Гриньов анализируют процесс формирования дидактической культуры студентов педагогического университета (института). Однако эти исследователи не прослеживают дальнейшей ее динамики и не решают задачи исследования дидактической культуры преподавателя высшей школы. Механическое слияние результатов исследований, посвященных роли высшего и послевузовского профессионального образования в процессе развития дидактической культуры, невозможно, а комплексных лонги-тюдных исследований процесса развития дидактической культуры в системе непрерывного профессионального образования с обоснованием вклада и специфики каждого ее компонента еще не проводилось.
Таким образом, анализ теоретико-методологических основ развития дидактической культуры преподавателя высшей школы показал, что процесс познания данного феномена сопровождается противоречиями между:
— непрерывным характером профессионального развития преподавателя и дискретностью существующих теоретических представлений о его дидактической культуре;
— универсальностью фундамента дидактической культуры преподавателя и преимущественной привязанностью существующих теоретических представлений о ней к специфике конкретных специальностей и специализаций;
— развивающимся характером дидактической теории, образовательной практики и дидактической культуры преподавателя, их зависимостью от изменяющихся социально-экономических условий развития общества и инертностью теории формирования дидактической культуры специалиста;
— богатым потенциалом теории формирования совокупности дидактических знаний, дидактических умений, дидактических способностей, опыта творческой дидактической деятельности преподавателя высшей школы и преимущественной разрозненностью, несистемностью разработанных подходов;
— целостностью общей, профессиональной, дидактической культуры преподавателя и существующей фрагментарной, многопредметной их подготовкой;
— динамикой общей, профессиональной, дидактической культуры преподавателя и их представленностью в обучении в виде статичных систем готовых знаний и алгоритмов действий.
Разрешение указанных противоречий станет условием и движущей силой познания дидактической культуры преподавателя высшей школы как сложного социально-психологического феномена.
Список литературы
1. Бодаков А.В. Комплексный характер подготовки учителя-предметника // Совершенствование методической подготовки учителя в педагогическом вузе. Гродно: Колосс, 1976. С. 4-10.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 480 с.
3. Богин В.Г. Несколько аспектов проблемы школьного образования и некоторые размышления о путях ее решения // Вопросы методологии. 1999. № 1-2. С. 18-36.
4. Фоменко В. Т. Диалог традиционных и инновационных дидактических культур в педагогическом образовании студентов // Роль классических университетов в развитии единого научного и образовательного пространства. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. С. 52-55.
5. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. М.: Академия, 2000. 221 с.
6. Фроловская М.Н. Одаренный учитель — одаренный ученик // Педагогические заметки ИПИО РАО. 2008. Т. 1. Вып. 1. С. 56-64.
7. Атанов Г.А. Ползучий дидактический нигилизм, или о деятельностном подходе в обучении // Образование и общество. 2002. № 4. С. 20-25.
8. Калистратова Н.В. Индивидуальный и дифференцированный подходы в повышении квалификации преподавателей естественно-математических дис-
циплин // Повышение квалификации педагогических кадров / Под ред. Г.К. Се-левко. Ярославль: ЯИРО, 2000. С.25-30.
9. Фаулз Д. Аристос. М: Симпозиум, 2003. 280 с.
10. Вилотиевич М. От традиционной к информационной дидактике // Вестник Московского университета. Сер. 20. Педагогическое образование. 2003. № 2. С. 30-38.
11. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М.: Академия, 2002. 221 с.
12. Фатьянова Н.М. Формирование дидактической культуры учителя многопрофильной гимназии. Белгород, 1999. 274 с.
13. Игумнов О.А. Развитие дидактической культуры преподавателя технического колледжа. Белгород, 2003. 277 с.
14. Попова Т.В. Педагогические условия формирования дидактической культуры учителя начальной школы. Ижевск, 2002. 178 с.
15. Гриньов В.Й. Формування дидактично! культури вчителя. Харюв, 2003. 179 с.
16. Усов А.А. Формирование профессионально-дидактической культуры педагогов дополнительного образования. Елец, 2004. 270 с.
17. Дидактическая культура преподавателя: Дидактический модуль. М.: Центроргтрудавтотранс, 2005. 48 с.
18. Повышение эффективности дидактической подготовки будущего учителя: Методические рекомендации / Сост. Р.П. Скульский. Киев: Вища школа, 1987. 68 с.
19. КлачкоВ., Плакст А. Дидактична культура викладача вищого навчаль-ного закладу МВС у психолого-педагопчних досладженнях: проблемний аспект // Вюник Академи управлшня МВС: Науковий журнал. 2009. № 2. С. 164-174.
DIDACTIC CULTURE OF FUTURE TEACHER OF HIGHER SCHOOL
M.P. Tyrina
The article contains the analysis of didactic culture of future teacher of higher school. Functions and structure of this phenomenon are exposed. Тerms of its development in the process of professional-pedagogical education of future teacher are described.
Key words: teacher of higher school, professional pedagogical education, didactic preparation, professional pedagogical culture, didactic culture.
Сведения об авторе
Тырина Марина Петровна — кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник, доцент кафедры педагогики Алтайской государственной педагогической академии. Тел. (83852) 38-84-30, (83852) 75-18-02, 8-903-910-53-02; е-mail: bspu@hotbox.ru
7 ВМУ, педагогическое образование, № 4