Научная статья на тему 'Диаспоры и национальные меньшинства в Российской Федерации: этнополитический и правовой аспекты'

Диаспоры и национальные меньшинства в Российской Федерации: этнополитический и правовой аспекты Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2954
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАСПОРЫ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТВА / ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ / РОССИЯ / КАЛМЫКИЯ / DIASPORAS / ETHNIC MINORITIES / ETHNIC COMMUNITIES / RUSSIA / KALMYKIA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гунаев Евгений Александрович

В статье рассмотрены понятия “диаспора” и “национальное меньшинство” в России. Отличительный признак “диаспоры” это внутренняя соорганизованность, консолидация. Статус “национального меньшинства” -это внешнее признание со стороны государства с целью защиты прав этнической общности, группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diasporas and Ethnic Minorities in the Russian Federation: Ethnopolitical and Legal Aspects

The article is concerned with such terms as “diaspora” and “ethnic minority” in Russia. The salient feature of “diaspora” is internal solidarity, consolidation. The status of an “ethnic minority” is external recognition from the state to protect the rights of an ethnos, a group.

Текст научной работы на тему «Диаспоры и национальные меньшинства в Российской Федерации: этнополитический и правовой аспекты»

источников на ее содержание [1, л. 6 об.]. К сожалению, многие его рекомендации по улучшению врачебной части так и не были воплощены в жизнь.

Через три года после его проверки, в декабре 1906 г. в Калмыцкой степи был проведен съезд врачей, на котором были затронуты многие злободневные вопросы. Делегаты съезда (доктора Пальмирский, Цветков, Залкинд, Смирнов, Абрамов, фельдшеры Мучулаев, Семенов, Зиканов, Чеботарев и фельдшер-акушерка Цапко) в течение 10 дней подробно обсуждали среди прочих такие вопросы, как: условия наилучшего обеспечения населения Калмыцкой степи медицинской помощью; постановка борьбы с заразными болезнями; организация оспопрививания; постановка санитарного дела; улучшение служебного положения медицинского персонала в Калмыцкой степи; улучшение санитарно-гигиенического состояния улусных школ и тюрем и т.д. [6, л. 10]. В ходе съезда предлагались различные пути решения проблем системы здравоохранения, во многом совпадавшие с рекомендациями инспекций 1902 и 1903 годов. Однако из-за проволочек бюрократического аппарата имперской администрации и недостатка финансирования принятые решения также не были реализованы [6, л. 66].

Таким образом, мы можем констатировать, что система здравоохранения в Калмыцкой степи находилась в рассматриваемый

период в очень сложной ситуации. Несмотря на наличие социальных болезней и эпидемий, правительственные органы обращали на охрану здоровья мало внимания. Лечебное дело находилось в крайне неудовлетворительном состоянии, материальная база нескольких медучреждений, которых явно не хватало, была бедной, практически полностью отсутствовала санитарно-эпидемиологическая служба и аптечное дело, не говоря уже о специализированных лечебницах. Даже подвижнический труд таких врачей, как Залкинд, Цветков, Пальмирский и другие, не мог переломить ситуации в условиях отсутствия государственного финансирования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Национальный архив Республики Калмыкия. Ф. И-9. Оп. 8. Д. 17.

2. 50 лет под знаменем Октября. Элиста: Калмиз-дат, 1967. 352 с.

3. История Калмыкии с древнейших времен и до наших дней: В 3 т. Т. 3. Элиста: "Гере л", 2009. 752 с. С. 163-164.

4. Эрдниев У.Э., Максимов К.Н. Калмыки. Исто-рико-этнографические очерки. Элиста: Калмиздат, 2007. 427 с.

5. Очерки истории здравоохранения Калмыкии (Воспоминания министра). Элиста: ЗАОр «НПП "Джангар"», 2006. 296 с. С. 59.

6. Национальный архив Республики Калмыкия. Ф. И-9. Оп. 8. Д. 18.

УДК 323.15+341.234

ДИАСПОРЫ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЙ И ПРАВОВОЙ АСПЕКТЫ

Е.А. Гунаев

Исследование вопросов национально-культурного развития этнических общностей, политико-правовых аспектов национально-государственной политики в стране или регионе опирается на соответствующий понятийный

Гунаев Евгений Александрович - научный сотрудник Отдела социально-политических и экологических исследований Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН, 358000, г. Элиста, ул. Илишкина, 8, e-mail: gunayev@yandex.ru, т. 8(84722)34885.

аппарат в данной сфере. Одними из ключевых понятий являются "диаспора" и "национальное меньшинство" [1]. Названые понятия недостаточно разработаны и унифицированы. Определенную сложность составляет взаимосвязь и различение данных понятий. В этой

Eugene Gunayev - research worker of the Social-Political and Ecological Researchers Department at the Kalmyk Institute for Humanitarian Studies of the Russian Academy of Sciences, 8, Ilishkina Street, Elista, 358000, e-mail: gunayev@yandex.ru, ph.: +7(84722)34885.

связи рассмотрим их значение и использование на примере Республики Калмыкия.

Диаспорой (греч. diaspora - рассеяние) в современной литературе, как правило, называются этнические группы, живущие вне страны своего происхождения [2]. Ут-верждается также, что данный термин не имеет универсального содержания и термином, строго говоря, не является [3]. Например, В.А. Тишков считает, что традиционный (объективистский) подход в отношении диаспоры не учитывает два аспекта: исторической си-туативности и личностной идентификации. По его мнению, диаспора - явление, прежде всего, политическое. "Диаспора - это культурно отличительная общность на основе представления об общей родине и выстраиваемых на этой основе коллективной связи, групповой солидарности и демонстрируемого отношения к родине. Если нет подобных характеристик, значит, нет и диаспоры" [4, с. 50].

Ю.И. Семенов, напротив, утверждает, что диаспора - явление в основе своей этническое. Согласно его точке зрения, об этнической диаспоре речь может идти только в случае, когда члены того или иного этноса живут, причем дисперсно, на территории, основное население которой принадлежит к иной этнической общности. Этим диаспора отличается от этнической периферии - компактных групп представителей данного этноса, так или иначе отделенных от основной его части (этнического ядра) [5, с. 65-66].

С.А. Арутюнов полагает, что «диаспора - это не только и не столько состояние, диаспора это процесс развития от "еще недиаспоры" через "собственно диаспору" к "уже недиаспоре"» [6].

Ж.Т. Тощенко, Т.И. Чаптыкова определяют диаспору "как устойчивую совокупность людей единого этнического происхождения, живущую за пределами своей исторической родины (вне ареала расселения своего народа) и имеющую социальные институты для развития и функционирования данной общности" [7]. Ж.Т. Тощенко подчеркивает характерное для диаспоры качество внутренней соорга-низованности, высокую структурированность как этносоциокультурного организма, функционирующего за пределами своей исторической родины. Он, в частности, отмечает: "Центральный признак, позволяющий назвать данную этническую общность диаспорой, -внутренняя способность к самоорганизации,

которая позволяет диаспоре функционировать длительное время, оставаясь при этом относительно самодостаточным организмом. Диаспора - это такая этническая общность, которая имеет основные или важные характеристики национальной самобытности своего народа, сохраняет их, поддерживает и содействует их развитию: языка, культуры, сознания. Нельзя признать диаспорой в этом случае группу лиц, хотя и представляющих определенный народ, но вступивших на путь ассимиляции" [8].

В этой связи С.Я. Сущий считает, "что вновь возникающие в результате миграции иноэтнические группы не представляют изначально диаспоры и должны организационно и экономически укорениться в составе новой территориальной общности, сохранив при этом свою этнокультурную самобытность. Данный процесс требует порой значительного времени... Только сумевшие самоорганизоваться в новых условиях своего существования этнокультурные группы постепенно обретают право именоваться диаспорами" [9].

М.А. Аствацатурова и Ю.Б. Курилова отмечают, что переселенческие этнические группы идентифицируют себя как общины, землячества, диаспоры. «Такая идентификация представляется приоритетной в сравнении с таким определением, как этнические (национальные) меньшинства. Отнесения себя к национальному меньшинству - вопрос самоопределения, а также качества этнокультурного и этносоциального самочувствия. "Состояние" национального меньшинства обусловливается, прежде всего, явлениями дискриминации, состоянием неуверенности и дискомфорта. Наблюдения и исследования свидетельствуют, что представители диаспор в своем большинстве не стремятся к правовой и политической констатации состояния "национального меньшинства", хотя и заинтересованы в обозначении места соответствующей этнической группы в местном сообществе» [10, с. 111].

Какие же этнические общности в России могут быть отнесены к национальным меньшинствам? По мнению В.А. Кряжкова, сложность при ответе на данный вопрос заключена в том, что в настоящее время в международном и внутрироссийском праве нет их определения [11, с. 270].

Русские составляют почти 80 % от всего населения страны. Согласно В.А. Кряж-

кову, иные этнические общности по государственно-правовым признакам могут быть классифицированы на следующие группы:

- народы (их именуют иногда титульными), которые в лоне российской государственности обрели собственную государственность в форме республик (башкиры, татары, коми, карелы - всего 27), автономной области (евреи) и автономных округов (ханты, манси, чукчи и другие северные народы - всего 9);

- коренные малочисленные народы, выделенные Конституцией РФ как особая этническая общность (ст. 69), к которым относят 26 народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (ненцы, манси, долганы, коряки, саами и др.), а также 19 иных этносов (абазины, ижорцы, нагайбаки, шапсуги и др.), и еще около 40 этносов претендуют на подобный статус. (К малочисленным коренным народам в России отнесены этнические общности, имеющие численность менее 50 тыс. чел. - Е.Г);

- этнические группы, имеющие государственность за пределами Российской Федерации (болгары, греки, корейцы, немцы, поляки, финны и др.) и не имеющие государственности за пределами Российской Федерации (турки-месхетинцы, цыгане, вепсы, шорцы и др.) [11, с. 269-270].

В.А. Кряжков, суммируя мнения, высказанные в научной литературе, приходит к выводу: чтобы признаваться меньшинством, надо удовлетворять нескольким требованиям:

а) быть гражданином данного государства, что отличает меньшинства, их представителей от иностранцев и апатридов;

б) достаточно долго проживать в данном государстве, быть укоренившимся (по названному критерию к меньшинствам не могут быть отнесены беженцы, вынужденные переселенцы, имеющие специальный правовой статус);

в) быть численно меньшим, чем основная группа населения (этот показатель относительный, коррелирующий с последующим);

г) не занимать господствующего положения (например, в органах власти, экономике и т.д.), ибо иное снимает вопрос о специальных мерах защиты соответствующей группы;

д) иметь различия в этническом и национальном характере, культуре, языке, религии, обычаях;

е) стремиться к сохранению своей самобытности [11, с. 271].

Как отмечает В.А. Кряжков, в чистом виде к национальным меньшинствам в Российской Федерации могут быть отнесены коренные малочисленные народы и этнические группы, имеющие государственность за пределами Российской Федерации и не имеющие государственности за пределами Российской Федерации. Таковыми потенциально способны быть и иные общности, составляющие меньшинство по отношению к доминирующему населению в соответствующем субъекте Российской Федерации [11, с. 271].

Указанная классификация относилась к 2002 г., и с тех пор ситуация несколько изменилась. Во-первых, большинство автономных округов (6 из 9) в результате объединения с соседними краями и областями утратили статус субъектов федерации, преобразовавшись в административно-территориальные единицы с особым статусом в составе укрупненных субъектов [12]. Кроме того, отдельные этнические общности, относящиеся к категории малочисленных (к примеру, абазины) или имеющие государственность за пределами России (например, немцы) имеют административно-территориальную или муниципальную автономию в районах компактного проживания (Абазинский район в Карачаево-Черкесии, Азовский немецкий национальный район в Омской области) [13]. Представляется, что необходимо учитывать ситуацию, когда этническая общность имеет административную (муниципальную) автономию и в определенной местности составляет большинство. В результате отдельные малочисленные этнические общности можно охарактеризовать как "титульные", имея в виду территориальные единицы их компактного проживания. Например, абазины в Карачаево-Черкесии характеризуются в литературе как одна из титульных национальностей [14, с. 178]. В то же время это не меняет положения, поскольку коренные малочисленные народы фактически признаны в качестве национальных меньшинств на федеральном уровне. Это относится также и к российским немцам. В частности, принята и действует федеральная целевая программа "Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008 - 2012 годы" [15].

В.В. Степанов указывает, что "титульная национальность" - понятие не юридическое, по крайней мере, не должно быть таковым. В отечественной науке его используют

в основном для описания сложившейся в советское время ситуации, когда по названию национальности учреждались национально-территориальные образования [13].

Вместе с тем он отмечает, что «рецепт территориальной автономии не является универсальным. Такая форма управления защищает (и, возможно, способна защищать) только определенные этнические сообщества. Среди сообществ де-факто приоритетом обладают титульные национальности, даже если они составляют численное меньшинство среди населения этих регионов. Поэтому данную форму российского федерализма уместно назвать также и "титульным федерализмом". В настоящее время в 11 республиках (из 21) в составе Российской Федерации титульное население составляет численное меньшинство, причем во многих случаях его доля не превышает одной трети жителей. Каждая из республик имеет собственную конституцию и преференции, прежде всего языковые, в пользу титульной национальности. И в этом смысле титульные национальности в России, по сути, не являются меньшинствами» [13].

Рамочная конвенция Совета Европы о защите национальных меньшинств не содержит определения понятия "национальное меньшинство", соответствующие государства вправе самостоятельно уточнять круг лиц, относящихся к национальному меньшинству и обладающих правом на защиту в рассматриваемой области отношений в конкретных условиях каждой страны. Ратификация Россией названной Рамочной конвенции поставила и перед российским законодателем непростую задачу определения понятия "национальное меньшинство" [16, с. 41].

Как отмечает Т.Я. Хабриева, Федеральный закон "О национально-культурной автономии" от 17 июня 1996 г. использует термин "этническая общность", а не "национальное меньшинство". Это связано с тем, что «под национальным меньшинством понимается реально существующая конкретная этническая общность, проживающая в определенной местности, в известных географических границах и т.д. ... При разрозненном расселении этноса отсутствуют основания для понимания национального меньшинства как субъекта права, следовательно, отпадает необходимость употребления этого термина. Термин "национальное меньшинство" не является ключевым для понимания проблем национально-культурной автономии. К тому же такая терминология может

быть обидной для представителей разных народов, среди которых могут быть вовсе не малые, а крупные этносы. В то же время имеются все основания для признания прав народа (национальности, этнической общности), представители которого проживают рассеянно» [16, с. 42]. Следовательно, полагает Т.Я. Хабриева, "естественной становится постановка вопроса об определении правовой формы такого национального (этнического) самоопределения, когда выделение в особую территорию и управление ею не являются целью этнической группы. В таких случаях, видимо, правильнее для целей национально-культурной автономии говорить о ситуации национального меньшинства, в которой оказываются упомянутые граждане, а не о национальном меньшинстве как обособленной группе" [16, с. 43].

В 2003 г. в названный Закон были внесены изменения, согласно которым национально-культурная автономия понимается как объединение граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, "находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории. " (ст. 1) [17].

Республика Калмыкия - самый малочисленный субъект Российской Федерации на Юге России. Население республики по переписи 2002 г. составило 292,4 тыс. чел. Тем не менее Калмыкия многонациональна, в ней проживают представители более 90 этносов. Численно преобладающие - калмыки (155,9 тыс. - 53,3 %) и русские (98,1 тыс. -33,6 %). Другие этнические общности по численности составили 38,3 тыс. чел., или 13,1 % от населения республики. Среди них наиболее многочисленны даргинцы (7,2 тыс. - 2,5 %), чеченцы (5,9 тыс. - 2 %), казахи (5 тыс. -1,7 %), украинцы (2,5 тыс. - 0,9 %), аварцы (2,3 тыс. - 0,8 %), немцы (1,6 тыс. - 0,6 %) [18].

В этой связи, исходя из численного показателя, отмечаем, что практически все остальные этнические общности, за исключением калмыков и русских, находятся на территории Республики Калмыкия в "ситуации национального меньшинства". Однако, как указывалось выше, этнические общности, группы не стремятся к констатации состояния "национального меньшинства", а идентифицируют себя как общины, землячества, диаспоры. Если взять такой признак диаспоры, как наличие социальных институтов для развития и функционирования конкретной этнической общности, то в Калмыкии, начиная

с 90-х годов прошлого века, действуют национально-культурные центры, общества. В 2000-е гг. действовало 19 национально-культурных центров: казахский "Жерлестер", дагестанский "Сабур", чеченский "Вайнах" (ныне - "Барт"), еврейский, корейский "Чин-Сен", армянский "Эребуни", центры славянской культуры и др. [19].

Учитывая численный показатель, внутреннюю соорганизованность, социальную активность, к диаспорам в Республике Калмыкия, на наш взгляд, можно отнести следующие этнические группы: азербайджанцы, армяне, народы Дагестана (аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, табасараны и др.), казахи, корейцы, немцы, татары, турки-месхетинцы, украинцы, чеченцы [20].

Таким образом, понятия "диаспора" и "национальное меньшинство" взаимосвязаны, зачастую пересекаются. Тем не менее они четко не определены ни в теории, ни на практике (в законодательстве). Вместе с тем они существуют как социальные явления. Общей является цель сохранения национальной идентичности, культуры этнической общности, группы. Для "диаспоры" это связано с внутренней соорганизованностью, консолидацией. Статус "национального меньшинства" - это внешнее признание со стороны государства с целью защиты прав этнической общности, группы.

ЛИТЕРАТУРА

1. О диаспорах и национальных меньшинствах в Калмыкии см.: Очирова Н.Г. Национальные меньшинства в Республике Калмыкия // Народы Калмыкии: современные социокультурные и этнические процессы: Сб. науч. трудов. Элиста: ИИАЭ ДНЦ РАН, 1997. С. 115-123; Она же. К вопросу о диаспорах в этнокультурной структуре Калмыкии // Историко-культурные и экономические связи народов Кавказа: прошлое, настоящее, будущее. Тез. докл. междунар. науч. конф., посвященной 80-летию основания ИИАЭ ДНЦ РАН. Махачкала: ИИАЭ ДНЦ РАН, 2004. С. 302-303.

2. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. М.А. Прохоров. 2-е изд. М.: Большая российская энциклопедия; СПб.: "Норинт", 1997. 1456 с. С. 354.

3. Милитарев А. О содержании термина "диаспора" (К разработке дефиниции) // Диаспора. 1999. № 12. С. 24.

4. Тишков В.А. Исторический феномен диаспоры // Этнографическое обозрение. 2000. № 2. С. 43-63.

5. Семенов Ю.И. Этнос, нация, диаспора // Там же. С. 64-74.

6. Арутюнов С.А. Диаспора - это процесс // Там же. С. 74-78.

7. Тощенко Ж.Т., Чаптыкова Т.И. Диаспора как объект социологического исследования // Социологические исследования. 1996. № 12. С. 37. Цит. по: Тишков В.А. Указ. соч. С. 62.

8. Тощенко Ж. Т. Этнополитическая ситуация в России. М.: Наука, 1997. 320 с. С. 79-80.

9. Сущий С.Я. Демография и расселение народов Северного Кавказа: реалии и перспективы (модернизационно-трансформационные процессы). Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2009. 222 с. С. 150-151.

10. Аствацатурова М.А., Курилова Ю.Б. Диа-спорный дискурс: методология и методика организации // Взаимодействие народов и культур на Юге России: история и современность: Сб. науч. ст. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2008. С. 109-116.

11. Конституционное право субъектов Российской Федерации / Отв. ред. В.А. Кряжков. М.: ООО "Городец-издат". 2002. 864 с.

12. Гунаев Е.А. Укрупнение регионов в Российской Федерации: этнополитический фактор // Социальное самочувствие населения в современной России: Тез. Всерос. науч.-практ. конф. (4-5 октября 2010 г., г. Ставрополь) / Под ред. Г.Д. Гриценко. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2010. С. 51-55.

13. Степанов В.В. Об этническом статусе и понятии "меньшинство" в современной России // Казанский федералист. 2007. № 3-4. иЯЬ: http://www.kazanfed.ru/publications/kazanfederalist/ П23-24/13/

14. Аккиева С. Изменение национальной идентификации народов Северного Кавказа за последние десять лет // Федерализм и этническое разнообразие в России: Сб. ст. / Под ред. И. Бусыгиной и А. Хайнеманн-Грюдера. М.: РОССПЭН, 2010. С. 177-192.

15. Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 11 (1 ч.). Ст. 1022.

16. Хабриева Т.Я. Национально-культурная автономия в Российской Федерации. М.: Юстицинформ, 2003. 256 с.

17. Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 46. Ст. 4432.

18. Численность и размещение населения Республики Калмыкия, национальный и возрастно-по-ловой состав, состояние в браке, распределение населения по уровню образования, источникам средств к существованию и по положению в занятии: Офиц. изд.: В 2 ч. Ч. 1. Элиста: Комитет гос. статистики Республики Калмыкия, 2004. 68 с. С. 49-52.

19. Шалдунова Н. На основе дружбы и взаимопонимания должны гармонично развиваться народы многонациональной России // Хальмг Унн. 2007. 16 янв.

20. Марзаева М.Б. Национально-культурные центры Республики Калмыкия // Национальные элиты и проблемы социально-политической и экономической стабильности: Мат-лы Всерос. науч. конф. (9-10 июня 2009 г., г. Ростов-на-Дону) / Отв. ред. Г.Г. Матишов. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2009. 400 с. С. 209-212.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.