известия вгпу
A.Ю. ГВАЛДИН (Ростов-на-Дону)
диалогичность - актуальная характеристика и требование современной воспитательной практики. к столетию со дня рождения в.а. сухомлинского
Эффективная модернизация российского образования требует пересмотра подходов к воспитанию, обновления его содержания, методов и форм, основанного на переосмыслении педагогических систем ХХ в. В этой связи закономерным является обращение к наследию
B.А. Сухомлинского, поскольку оно содержит в себе признаки диалогичности, на основе которых можно обосновать и представить актуальные педагогические условия ее реализации в современной воспитательной практике.
Ключевые слова: В.А. Сухомлинский, диалогич-ность, воспитательный диалог, со-бытие, индивидуализация воспитания, духовное общение.
В сентябре 2018 г. педагогическая общественность отметила 100 лет со дня рождения советского педагога-гуманиста, автора знаменитой педагогической трилогии «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина» «Письма к сыну» В.А. Сухомлинского. Теоретические разработки и практический опыт педагога по праву вошли в золотой фонд отечественной и зарубежной педагогической науки. За время своей активной научно-педагогической деятельности В.А. Сухомлинский был удостоен звания Героя Социалистического Труда, награжден двумя орденами Ленина, избирался член-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР. Обращение к педагогическому наследию В.А. Сухомлинского связано не только с юбилейной датой, но и с объективным положением дел в современной российской воспитательной теории и практике.
М.В. Богуславский отмечает, что ведущей тенденцией современной воспитательной практики постепенно становятся ретроин-новации, выраженные возвращением и продуцированием имеющихся в историко-педа-гогическом опыте феноменов воспитания [3]. Соглашаясь с этим мнением М.В. Богуславского, мы также считаем, что качественный конструктивный анализ теории и практики воспитания ХХ в. может способствовать эф-
фективной модернизации российской воспитательной системы в новых социокультурных условиях.
Одной из важнейших задач современной теории и практики воспитания является нахождение способов построения активного ценностно-смыслового взаимодействия взрослых и детей, при котором последние не только осваивали бы определенную систему социальных норм, но и проявляли бы субъектную позицию - находили собственное понимание мира, системы ценностей [7]. Не до конца изученным ресурсом для этого, на наш взгляд, является диалогичность как признак, характеристика, принцип и требование современной воспитательной практики, обеспечивающей освоение способности формирующейся личности к эффективной коммуникации. В основе диалогичности воспитания лежит диалог, который позволяет не только задействовать и актуализировать субъектный опыт воспитанников, но и преобразовывать его путем включения их в совместную с педагогом жиз-нетворческую деятельность. наблюдения показывают, что в современной педагогической практике все еще сохраняется монологическая традиция, которая заключается в преобладании воздействующих, поучительных, ма-нипулятивных признаков в отношениях «педагог - воспитанник», «родитель - ребенок». Виртуальная среда социальных сетей, в которую оказалась погружена в последнее десятилетие значительная часть населения, постепенно породила дефицит диалога в реальной жизни. От этого затормаживается освоение подрастающим поколением коммуникативных умений, обеспечивающих их социализацию. не являются в этом плане исключением родители и педагоги. В этой связи возникла необходимость обращения к педагогическому наследию В.А. Сухомлинского, в котором диа-логичность является ключевой характеристикой воспитательного взаимодействия.
Отечественные исследователи обращались к изучению разных аспектов наследия В.А. Сухомлинского. Содержательный анализ гуманистических воззрений, идеи всестороннего развития личности провели М.В. Богуславский [2], Е.Ю. Титова [17]. Проблема культуры педагогической деятельности, педагогического мастерства отражена в исследованиях Н.М. Науменко [10]. Содержание, принципы дидактической системы В.А. Сухомлинского стали предметом исследований М.И. Мухи-
О Гвалдин А.Ю., 2019
на [9], В.Г. Рындак [12], Т.В. Челпаченко [18]. Взгляды педагога-гуманиста на нравственное воспитание раскрыты в работах В.А. Сахарова [13], на умственное воспитание - в работах П.Н. Даньшова [6], на гражданское воспитание - в трудах Л.Р. Аванесян [1]. Педагогическое наследие в.А. Сухомлинского неисчерпаемо как в психолого-педагогическом, так и в социокультурном измерении, а потому является предметом поиска решений проблем современного образования среди не только отечественных, но и зарубежных ученых. Зарубежные исследователи педагогического творчества В.А. Сухомлинского К. Гинтер-Хатт [5], А. Кокерилл [19], Е. Пападопуло [20] отводят ведущее место его идеям гуманистического воспитания, всестороннего развития личности. Особый интерес к наследию В.А. Сухомлинского, использованию его идей в реформировании системы образования наблюдается в Китае. Китайских ученых-педагогов в наследии В.А. Сухомлинского привлекают такие грани его творчества, как эмоционально-ценностная насыщенность общения педагога и воспитанника в процессе воспитания; особенности коллективного воспитания, идеи взаимовлияния и взаимообогащения личности и коллектива; система нравственного воспитания, особенности управления школой и профессиональная культура педагога [8].
Выполненный нами анализ работ показал, что проблема диалогичности воспитания, воспитательного диалога в наследии В.А. Су-хомлинского не стала предметом целостного изучения. Между тем диалогичность является основной характеристикой воспитательной системы этого педагога-новатора. Изучение наследия В.А. Сухомлинского с точки зрения поднимаемой нами проблемы позволяет наполнить новым содержанием собственно понятия «диалогичность воспитания», «воспитательный диалог». В педагогическом наследии В.А. Сухомлинского нами выявлены и описаны следующие признаки диалогичности как актуальной характеристики современного воспитания: понимание педагогом мирови-дения воспитанника; наличие внутриличност-ного диалога воспитанника; общее бытие педагога и воспитанника; ориентация на нравственные и эстетические ценности, духовный характер воспитания; наличие Другого; достижение душевного равновесия в коллективе; творческость, отсутствие шаблонов и алгоритмов, свобода мысли, право на свое мнение, даже ошибочное.
кие науки -
Значимым признаком диалогичности воспитания, по мнению В.А. Сухомлинского, является достижение душевного равновесия в коллективе через обеспечение благоприятного психологического климата, эмоционального фона диалога; уверенности воспитанников в собственных силах, способности преодолевать возникающие в процессе воспитания и самовоспитания трудности; чувствования полноты человеческих взаимоотношений (духовных, интеллектуальных, трудовых и др.). Ориентация на нравственные и эстетические ценности, духовный характер воспитания способствовала в практике В.А. Сухомлинского установлению особой эмоциональной связи между участниками диалога, между участниками и обсуждаемыми явлениями и предметами мира. Диалогичность воспитания в этом аспекте проявлялась в том, что нравственные ценности переживались воспитанниками в реальных человеческих взаимоотношениях. Известный педагог стремился к тому, чтобы каждый воспитанник осознал, что он живет среди людей, неотделим от общества и каждый его поступок положительно или негативно отражается на окружающих [16].
В воспитательной практике В.А. Сухом-линский выходит далеко за рамки обыденного представления о воспитательном диалоге как взаимодействии в системе «педагог -воспитанник», предлагая диалог воспитанника с окружающим его миром: «воспитанник -природа», «воспитанник - культура», «воспитанник - общество». Следует отметить, что духовно-ценностная составляющая не находит полного отражения в современных теоретических подходах к диалогичности воспитания и практически не находит отражения в воспитательно-образовательной практике построения воспитательного диалога [4]. Дефицит духовности породил виртуальную зависимость, эгоистическое и потребительское отношение к жизни, девиантные проявления, равнодушие к социальным проблемам со стороны современных детей и молодежи. наследие В.А. Сухомлинского содержит в себе формы воспитательного диалога, направленные на порождение у воспитанников личностных ценностных смыслов путем собственных рассуждений и переживаний, дефицит позитивной направленности которых наблюдается у современного подрастающего поколения.
Диалогичность воспитания возникает в общем бытии педагога и воспитанника, когда они становятся единомышленниками, организуют и проживают совместную духовно содер-
жательную деятельность. В наследии В.А. Су-хомлинского общее бытие педагога и воспитанников реализуется путем перехода воспитательных отношений на новый уровень - от формализованных к личностным, при которых педагог и воспитанник позиционируются как равнозначные личности, обладающие одинаковым правом на творческую самореализацию. Содержание бытийных отношений в реальном педагогическом опыте В.А. Сухомлин-ского действительно выстраивалось на принципах равноправия, совместности действий, согласно которым каждый субъект воспитания вкладывал во взаимодействие часть своего «я» (ценности, смыслы внутреннего мира) и в то же время переживал, открывая в себе Другого.
Обращение к наследию В.А. Сухомлин-ского позволило установить, что диалогич-ность воспитания начинается с творческого подхода к отбору методов, форм, содержания для реализации воспитательного диалога. Педагог-новатор заранее продумывал план воспитательного диалога, место проведения, прогнозировал реакции воспитанников на предлагаемые в диалогах ситуации. Расширение ценностно-смыслового пространства воспитанников, их индивидуального стиля мышления В.А. Сухомлинский осуществлял за счет не только создания оригинальных форм воспитательного диалога, но и импровизации, предоставляя его участникам свободу слова и самовыражения, право на внесение изменений в его содержание с целью активизации смыслового обмена, углубленного осмысления обсуждаемой проблемы. Именно импровизация придавала живость и свежесть взаимодействию, гармонично вплетала воспитательные влияния в естественный процесс жизнедеятельности участников диалога. Анализ произведений В.А. Сухомлинского [14-16] позволяет охарактеризовать воспитательный диалог как творческий процесс осмысления педагогом и воспитанниками важнейших проблем (онтологических, гносеологических, этических и т. д.), которые выводятся на личност-но значимый уровень.
Изучение диалогичности воспитания через призму педагогического наследия В.А. Су-хомлинского позволило выделить в нем следующие необходимые для современной практики виды воспитательных диалогов:
- прямой диалог «педагог - воспитанник»;
- косвенный диалог «педагог - воспитанник»;
- межличностный диалог воспитанников;
- межличностный диалог педагогов, «педагог - родители»;
- внутренний диалог воспитанника с природой, культурой, человеком;
- внутренний диалог педагога с прошлым, настоящим, будущим.
нами установлено, что с их помощью возможно достичь необходимой диалогичности воспитания при создании взрослыми следующих взаимосвязанных педагогических условий:
- понимания мира детства;
- организации со-бытийных ситуаций;
- индивидуализации воспитания;
- стимулирования стремления воспитанника к нравственному идеалу;
- организации духовного общения с воспитанниками;
- взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса, осуществления между ними обратной связи.
Понимание в наследии В.А. Сухомлин-ского является не только условием диалогич-ности воспитания, но и онтологическим основанием воспитательного процесса, компонентом педагогической культуры. Именно понимания недостает педагогам в современной воспитательной практике. «Мудрость педагога - это прежде всего способность все понять» [14]. Понимание в диалоге - процесс осмысления Другого (воспитанника) и себя самого в ходе обмена идеями, смыслами, ценностями. на нем в наследии В.А. Сухомлинско-го выстраивается педагогическое взаимодействие. Педагог-новатор рассматривал педагогическое взаимодействие как сложный феномен, который отражается в обмене не только информацией, но и символами, знаками, жестами, имеющими особый смысл. В.А. Сухом-линский считал, что невербальное общение не учитывается многими педагогами, вследствие чего возникают проблемы в понимании друг друга в диалоге. Жест, знак педагога, который он сделал бессознательно, не пытаясь передать определенное сообщение, может быть серьезно воспринят и неправильно понят воспитанником.
Педагогический опыт В.А. Сухомлинско-го показал, что только способность педагога к пониманию делает возможным его совместное естественное бытие с воспитанниками, творящее череду значимых для всех событий. Событие - акт, ситуация совместного бытия педагога и воспитанников, в котором происходит открытие глубинных смыслов, ценностей воспитания и жизни посредством пересечения личностных переживаний. Признаками события педагога и воспитанников являются неформальность, общность, полицентричность,
импровизация, радость события, радость со-мышления. Основываясь на анализе наследия В.А. Сухомлинского, организацию диа-логичности воспитания мы представляем как моделирование педагогом и проживание совместно с воспитанниками со-бытийных ситуаций, которые оказывают влияние на жизненное самоопределение последних, их стремление к самовоспитанию и саморазвитию, поддерживают их способность осознавать и отстаивать собственные убеждения, идеи и ценности, проявлять субъектную позицию в общении и деятельности.
Понимание и совместное проживание событийных ситуаций позволяют индивидуализировать процесс воспитания по отношению к каждому воспитаннику. Индивидуализация воспитания - проектирование и реализация содержания, методов, форм, средств, технологий воспитания с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, потребностей, инициатив, направленные на развитие самобытности, личностного «я» воспитанника. В индивидуализации воспитательного процесса В.А. Су-хомлинский исходит из следующего положения своей воспитательной концепции: видеть и уважать в каждом воспитаннике человека -означает раскрыть в нем человеческую неповторимость, индивидуальные особенности, наклонности, задатки.
В ряду неповторимых качеств личности В.А. Сухомлинский особо выделяет наличие у каждого воспитанника идеала, к которому тот хотел бы стремиться. А педагог должен всячески стимулировать это стремление. Из этого вытекает следующее педагогическое условие диалогичности воспитания - стимулирование стремления воспитанника к идеалу. В.А. Су-хомлинский считал, что идеал является духовной сердцевиной личности [15]. В системе педагога нравственный идеал, содействуя решению воспитательных задач, представляет собой:
- образец, отражающий перспективу развития личности;
- мотив совершенствования личности;
- совокупность ценностей, которые соответствуют потребностям развивающейся личности;
- критерий ценностных ориентаций личности.
Духовное общение в воспитательной практике советского педагога представляло собой конструктивное межличностное взаимодействие субъектов воспитания, содержанием которого выступали обмен духовными ценностями, их осмысление, обсуждение, приня-
тие, формирование отношения к ним. Духовное общение позволило В.А. Сухомлинскому сделать переход от целей воспитания из гносеологической в эмоционально-ценностную сферу, создавая возможности открытия воспитанниками собственных бытийных оснований.
Следующее выделенное нами в наследии В.А. Сухомлинского условие обеспечения диа-логичности воспитания - организация взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса, осуществление между ними обратной связи. Диалогичность воспитания, реализованная педагогом посредством учета мнений, идей, потребностей всех субъектов воспитательного процесса и организации положительной обратной связи между ними, способствовала изменению характера воспитательных отношений, которые строились на основе уважения, доверия, открытости и партнерства.
Нами был разработан спецкурс, направленный на освоение педагогами практик и приемов обеспечения диалогичности воспитания посредством моделирования разных видов воспитательных диалогов и имитации рассмотренных педагогических условий. Спецкурс содержит теоретические основы диалогично-сти воспитания, а также серию практических заданий, позволяющих восполнить пробелы в методике обеспечения диалогичности воспитания при взаимодействии с воспитанниками на конкретной образовательной ступени. В рамках спецкурса педагогам предлагается составить план-конспект воспитательного диалога на основе разработанного нами алгоритма построения воспитательных диалогов по произведениям В.А. Сухомлинского [11].
Таким образом, требование к коммуникативным качествам человека, предъявляемое со стороны современного социума, может быть реализовано на основе использования актуального наследия В.А. Сухомлинского в части диалогичности воспитания на всех возрастных этапах формирования личности путем включения в педагогический процесс воспитательных диалогов разных видов и создания представленных педагогических условий.
Список литературы
1. Аванесян Л.Р. Гражданское воспитание младших школьников на педагогическом наследии
B.А.Сухомлинского: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2012.
2. Богуславский М.В. Развитие профессиональных качеств учителя в педагогической системе В.А. Сухомлинского // Вестн. Моск. гор. пед. унта. Сер.: Педагогика и психология. 2013. № 3(25).
C. 94-106.
3. Богуславский М.В. Современная российская образовательная политика: исторический контекст // Стратегия и тактика подготовки современного педагога в условиях диалогового пространства образования. Брянск, 2017. С. 37-43.
4. Гвалдин А.Ю. Теоретические подходы к диалогичности воспитания // Вестн. Череповец. гос. ун-та. 2017. № 2(77). С. 143-149.
5. Гинтер-Хатт К. Сухомлинский и холистическое образование в государственных школах [Электронный ресурс] // Российско-американский форум образования: электрон. журн. 2017. № 2. URL: http://www.rus-ameeduforum.com/content/ru/? task=aut&aut=2000236&iid=25 (дата обращения: 20.08.2018).
6. Даньшов П.Н. Умственное воспитание школьника на уроке мышления в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2008.
7. Демакова И.Д., Шустова И.Ю. Педагог как воспитатель: значимые характеристики воспитательной деятельности, принцип со-бытийности в воспитании // Пед. искусство. 2017. № 2. С. 100-108.
8. Ляо Ц. Педагогические идеи В.А. Сухомлинского и развитие китайского образования // Педагогика и современность. 2012. № 2. С. 18-23.
9. Мухин М.И. Одухотворение В.А. Сухом-линским педагогической формулы «Учить детей учиться» // Воспитание школьников. 2018. № 3. С. 62-71.
10. Науменко Н.М. Воспитание культуры педагогической деятельности учителя в наследии
B.А. Сухомлинского: 40-х - 60-х гг. XX века: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2008.
11. Оганян-Захараш Т.Б., Гвалдин А.Ю. Использование наследия В.А. Сухомлинского в организации воспитательных диалогов с дошкольниками. Диалоги на зимние темы // Дошкольное воспитание. 2017. № 1. С. 11-25.
12. Рындак В.Г. От понимания учения к пониманию мира (в контексте идей В.А.Сухомлинско-го) // изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2014. № 4(89).
C. 4-10.
13. Сахаров В.А. Этическое просвещение как эмоционально-ценностная технология нравственного воспитания школьников в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского // Вестн. Вят. гос. унта. 2011. № 3-3. С. 119-124.
14. Сухомлинский В.А. избранные произведения: в 5 т. / редкол.: Дзеверин А.Г. (пред.) [и др.]. К.: Рад. школа, 1979. Т. 1.
15. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: в 5 т. / редкол.: Дзеверин А.Г. (пред.) [и др.]. К.: Рад.школа, 1979. Т. 4.
16. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. К.: Рад. шк., 1985.
17. Титова Е.Ю. Гуманистические тенденции в отечественной педагогике во второй половине
40-х - 60-х гг. XX в.: на примере воспитательной системы В.А. Сухомлинского: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2004.
18. Челпаченко Т.В. Дидактическая система В.А. Сухомлинского как целостное педагогическое явление: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Оренбург, 2012.
19. Cockerill A. Values education in the Soviet State: The lasting contribution of VA Sukhomlin-sky // International Journal of Educational Research. 2011. Vol. 50. № 3. P. 198-204.
20. Papadopoulou E. The humanitarian pedagogy of Sukhomlinsky and the application of his ideas in preschool education // International views on early childhood education. University of Joensuu, Savon-linna Department of Teacher Education. Retrieved March. 2008. Vol. 30. P. 2013.
1. Avanesjan L.R. Grazhdanskoe vospitanie mladshih shkol'nikov na pedagogicheskom nasledii V.A.Suhomlinskogo: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2012.
2. Boguslavskij M.V. Razvitie professional'-nyh kachestv uchitelja v pedagogicheskoj sisteme V.A. Suhomlinskogo // Vestn. Mosk. gor. ped. un-ta. Ser.: Pedagogika i psihologija. 2013. № 3(25). S. 94106.
3. Boguslavskij M.V. Sovremennaja rossijskaja obrazovatel'naja politika: istoricheskij kontekst // Stra-tegija i taktika podgotovki sovremennogo pedago-ga v uslovijah dialogovogo prostranstva obrazovanija. Bryansk, 2017. S. 37-43.
4. Gvaldin A.Ju. Teoreticheskie podhody k dia-logichnosti vospitanija // Vestn. Cherepovec. gos. unta. 2017. № 2(77). S. 143-149.
5. Ginter-Hatt K. Suhomlinskij i holistiches-koe obrazovanie v gosudarstvennyh shkolah [Jelek-tronnyj resurs] // Rossijsko-amerikanskij forum obrazovanija: jelektron. zhurn. 2017. № 2. URL: http:// www.rus-ameeduforum.com/content/ru/?task=aut&au t=2000236&iid=25 (data obrashhenija: 20.08.2018).
6. Dan'shov P.N. Umstvennoe vospitanie shkol'-nika na uroke myshlenija v pedagogicheskom nasledii V.A. Suhomlinskogo: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Orenburg, 2008.
7. Demakova I.D., Shustova I.Ju. Pedagog kak vospitatel': znachimye harakteristiki vospitatel'noj dejatel'nosti, princip so-bytijnosti v vospitanii // Ped. iskusstvo. 2017. № 2. S. 100-108.
8. Ljao C. Pedagogicheskie idei V.A. Suhomlin-skogo i razvitie kitajskogo obrazovanija // Pedagogika i sovremennost'. 2012. № 2. S. 18-23.
9. Muhin M.I. Oduhotvorenie V.A.Suhomlinskim pedagogicheskoj formuly «Uchit' detej uchit'sja» // Vospitanie shkol'nikov. 2018. № 3. S. 62-71.
10. Naumenko N.M. Vospitanie kul'tury peda-gogicheskoj dejatel'nosti uchitelja v nasledii V.A. Su-homlinskogo: 40-h - 60-h gg. XX veka: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Orenburg, 2008.
* *
*
11. Oganjan-Zaharash T.B., Gvaldin A.Ju. Ispol'-zovanie nasledija V.A. Suhomlinskogo v organiza-cii vospitatel'nyh dialogov s doshkol'nikami. Dialogi na zimnie temy // Doshkol'noe vospitanie. 2017. № 1. S. 11-25.
12. Ryndak V.G. Ot ponimanija uchenija k poni-maniju mira (v kontekste idej V.A. Suhomlinskogo) // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2014. № 4(89). S. 4-10.
13. Saharov V.A. Jeticheskoe prosveshhenie kak jemocional'no-cennostnaja tehnologija nravstvenno-go vospitanija shkol'nikov v pedagogicheskom nasledii V.A. Suhomlinskogo // Vestn. Vjat. gos. un-ta. 2011. № 3-3. S. 119-124.
14. Suhomlinskij V.A. Izbrannye proizvedenija: v 5 t. / redkol.: Dzeverin A.G. (pred.) [i dr.]. K.: Rad. shkola, 1979. T. 1.
15. Suhomlinskij V.A. Izbrannye proizvedenija: v 5 t. / redkol.: Dzeverin A.G. (pred.) [i dr.]. K.: Rad. shkola, 1979. T. 4.
16. Suhomlinskij V.A. Serdce otdaju detjam. Ro-zhdenie grazhdanina. Pis'ma k synu. K.: Rad. shk., 1985.
17. Titova E.Ju. Gumanisticheskie tendencii v otechestvennoj pedagogike vo vtoroj polovine 40-h -60-h gg. XX v.: na primere vospitatel'noj sistemy V.A. Suhomlinskogo: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Ekaterinburg, 2004.
18. Chelpachenko T.V. Didakticheskaja sistema V.A. Suhomlinskogo kak celostnoe pedagogiche-skoe javlenie: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Orenburg, 2012.
The dialogue category as a current feature and requirement of modern educational practice. Dedicated to the centenary year of V.A. Sukhomlinsky's birth
The article highlights the importance of revising approaches to education, updating its content, methods and forms, based on redefinition of pedagogical systems of the twentieth century in conditions of effective modernization of Russian education. The author considers it logical in this regard to appeal to the heritage of V.A. Sukhomlinsky because it contains the concept of dialogue which makes it possible to describeand substantiate pedagogical conditions necessary for its implementation in modern educational practice.
Key words: V.A. Sukhomlinsky, dialogical, educational dialogue, co-being, individualization of upbringing, spiritual communication.
(Статья поступила в редакцию 10.09.2018)
м.в. дружинина, е.а. донченко
(Архангельск)
о подготовке воспитателей детей дошкольного возраста к использованию технологий развития речи
Освещается проблема подготовки воспитателей детей дошкольного возраста к использованию технологий развития речи. Обоснована актуальность профессиональной подготовки воспитателей к реализации технологий развития речи, раскрыта сущность понятия технологий развития речи, представлена их классификация, проанализирован опыт практической работы по подготовке воспитателей детей дошкольного возраста на основе анкетирования молодых специалистов.
Ключевые слова: дошкольное образование, педагогические технологии, технологии развития речи, классификация технологий, подготовка воспитателей детей дошкольного возраста.
Одним из основных направлений развития детей дошкольного возраста, заявленных в федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), является «Речевое развитие» [11]. Владение родным языком, умение общаться и взаимодействовать - это навыки, необходимые детям для будущей самореализации в обществе. Главная цель обучения родному языку детей дошкольного возраста - освоение правил и норм языка, а также развитие коммуникативных умений. Современный педагог дошкольной образовательной организации должен быть методически подготовлен, чтобы успешно применять современные психолого-педагогические технологии, в том числе и речевого развития. Эти требования изложены в профессиональном стандарте «Педагог» [10].
Данная статья посвящена анализу проблемы подготовки воспитателей детей дошкольного возраста к использованию технологий развития речи. В соответствии с заявленной проблемой в статье решаются такие задачи:
1) обосновать актуальность профессиональной подготовки воспитателей детей дошкольного возраста к реализации технологий развития речи;
2) раскрыть сущность понятия технологии развития речи и представить их классификацию;
О Дружинина М.В., Донченко Е.А., 2019