9. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. Воронеж, 1996; Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика. Тамбов, 2001; Воркачев С.Г. Счастье как лингвокультурный концепт. М., 2004; Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М., 2004; Пименова М.В. Типология структурных элементов концептов внутреннего мира (на примере эмоциональных концептов) / Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. №1, 2004; Слышкин Г.Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты. Волгоград, 2004.
10. Чернухина И.Я. Идеи антропоцентрической лингвистики в трудах В.В. Виноградова // Stylistika. Opole. 1995. IV.
11. Шаронов И.А. Эмоции в языке и речи: сборник научных статей/ сост. и отв. ред. И.А. Шаронов. М., 2005.
12. Шаховский В.И. Когнитивные ресурсы эмоциональной языковой личности // Шаховский В.И. Языковая личность: проблемы, когниции и коммуникации. Волгоград, 2001.
E.V. Tarasenko
TO THE QUESTION CONCERNING THE LINGUISTIC PICTURE OF EMOTIONS (ON THE MATERIAL OF JUNIOR STUDENT'S SPEECH)
This article focuses on analysis of linguistic picture's fragment of emotions in junior students speech. Attention draws to the peculiarities of usage of the predicates ofperception, representing syntactic concept “agens affects the object ”.
Key words: emotions, the mental vocabulary, the picture of the world, the predicate, syntactic concept, junior student.
Получено 2.10.2011 г.
УДК 81'42
И.В. Тивьяева, канд. филол. наук, доц., (4872) 35-37-79, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)
ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ В СИТУАЦИИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ИЗ ПАМЯТИ
Посвящена исследованию диалогического единства «запрос хранящейся в памяти информации - реакция» как способа вербализации мнемического опыта коммуникантов в ситуации восстановления информации из памяти.
Ключевые слова: мнемическая ситуация, процесс памяти, диалогическое единство.
Память - одна из важнейших когнитивных функций личности. Средством доступа к процессам памяти является язык, так как именно в языке фиксируется мнемический опыт человека. Обмен мнемическим опытом между индивидами происходит в рамках диалогического общения
в ситуации воспроизведения информации из памяти. Представляется интересным рассмотреть особенности коммуникативного поведения участников названной ситуации, а также выявить и описать коммуникативно-прагматические характеристики высказываний, порождаемых субъектом мнемической ситуации.
Наблюдения показывают, что инициатором диалогического общения в коммуникативной ситуации воспроизведения информации из памяти является, как правило, не субъект мнемического процесса, а его партнер по коммуникации, то есть для запуска процесса восстановления информации, результат работы которого выражается посредством языка, требуется информационный каузатор - внешний вербальный импульс, активирующий механизм памяти. Вопросно-ответное единство, объединенное микротемой воспоминаний, в котором инициирующая реплика содержит запрос о некоторых событиях, лицах или объектах, связанных с прошлым, а ответные реплики представляют собой реакцию адресата на данный запрос, мы будем называть диалогическим единством (далее ДЕ) «запрос хранящейся в памяти информации - реакция». Рассмотрим следующий пример:
(1) “Sorry. Hospital. You don’t remember how you got here?”
“No.” I shake my head. “I’m a bit hazy, to be honest.”
“That’s because you had quite a bump on the head. Do you remember anything about your accident?”
Accident... accident... And suddenly, in a rush, it all comes back. Of course. Running for the taxi, the paving stones wet with rain, slipping on my stupid cheap boots... Jeez Louise. I must have really bashed my head.
“Yeah. I think so.” I nod. “Kind of. So...what’s the time?” [1]
ДЕ (1) представляет собой обмен репликами между субъектом воспоминаний - молодой девушкой, очнувшейся в больнице и не знающей, как она там оказалась, и медсестрой, пытающейся помочь ей вспомнить события предшествующего вечера. Инициатором общения выступает медсестра, чей вопрос требует непосредственного обращения к мнемическому опыту героини с целью воспроизведения определенной информации. Получив отрицательный ответ, адресант конкретизирует вопрос и предпринимает еще одну попытку, на этот раз более удачную. Информационным каузатором, обеспечившим в данной ситуации положительный результат работы механизма памяти, является упоминание об аварии, случившейся накануне.
Таким образом, общение в рассматриваемой коммуникативной ситуации происходит по следующей схеме: запрос информации о прошлом
- отрицательная реакция (неудачная попытка восстановления информации из памяти) - повторный запрос по скорректированным параметрам -положительная реакция (вербализация мнемического опыта).
Вербальными маркерами процесса восстановления информации в данном примере выступают глагол памяти “to remember” (в репликах инициатора общения) и глагол движения “to come back” (во внутренней речи адресата).
Общение в ситуации воспроизведения ситуации из памяти может разворачиваться и по другой схеме. В частности, попытки восстановить запрашиваемую информацию могут и не увенчаться успехом, несмотря на повторные запросы уточняющего характера. При этом отрицательная реакция со стороны субъекта мнемического процесса может быть выражена как посредством языком, так и невербальными средствами. Рассмотрим следующие ДЕ:
(2) “What happened tonight, Stefan? Did you argue with Tanner?”
“I... don’t remember,” he said bleakly. “I used the Power to persuade
him to do what you wanted. Then I left. But later I felt the dizziness and the weakness come over me. As it has before.” He looked up at her directly. “The last time it happened was in the cemetery, right by the church, the night Vickie Bennett was attacked.”
“But you didn’t do that. You couldn't have done that. Stefan?”
“I don’t know,” he said harshly. “What other explanation is there? And I did take blood from the old man under the bridge, that night you girls ran away from the graveyard. I would have sworn I didn’t take enough to harm him, but he almost died. And I was there when both Vickie and Tanner were attacked.”
“But you don’t remember attacking them,” said Elena, relieved. The idea that had been growing in her mind was now almost a certainty.
“What difference does it make? Who else could have done it, if not me?”
[2].
(3) “Don’t you remember them, love? They nearly died for you—and for me.” Elena was floating easily, in a standing position now, bobbing like a swimmer trying to keep still.
“We did it because we care,” Bonnie said, and she put her arms out again for a hug. “But we never expected to get you back, Elena.” Her eyes filled. “You came back to us. Don’t you know us?”
Elena floated down until she was directly in front of Bonnie.
There was still no sign of recognition on her face, but there was something else [2].
В примере (2) инициатор общения также сталкивается с негативной реакцией субъекта мнемического процесса на запрос о событиях недавнего прошлого. При этом повторные реплики-стимулы не приводят к ожидаемому результату: второй коммуникант по-прежнему не может восстановить в памяти искомую информацию. Соответствующий мнемический процесс, запущенный информационным каузатором “what happened tonight”, репрезентируется глаголом “to remember” в реплике-стимуле и в реагирующей реплике ДЕ. Маркером сбоя в работе механизма
память выступает отрицание при данном глаголе.
Особенностью ДЕ (2) являются попытки субъекта мнемического опыта компенсировать неудачи при обращении к реальным воспоминаниям за счет выдвижения предположений о том, что могло бы случиться. Такое коммуникативное поведение свидетельствует о важности восстановления цепочки прошлых событий для обоих коммуникантов.
Таким образом, схематично рассматриваемое ДЕ можно представить в следующем виде: запрос информации о прошлом -негативная реакция (неудачная попытка восстановления информации из памяти) - повторный запрос - негативная реакция + выдвижение гипотезы
- реплика-стимул - развертывание гипотезы.
Пример (3) также иллюстрирует коммуникативную неудачу в ситуации восстановления информации из памяти. Как и в примере (2), инициатор общения пытается получить желаемый ответ на свой вопрос, расширяя рамки информационного каузатора, однако его попытки оказываются бесплодными. Негативная реакция адресата выражается посредством молчания, которое в данном случае является коммуникативно значимым.
ДЕ (3) примечательно также тем, что реплики-стимулы в отличие от инициирующих реплик в примерах (1) и (2) представлены не чистыми квеситивами, а квеситивами в сочетании с констативами. Данное обстоятельство объясняется тем фактом, что, обращаясь к мнемическому опыту собеседника, адресант не преследует цели получить новую информацию о событиях прошлого, а стремится помочь второму коммуниканту вспомнить о том, что было, поэтому свои вопросы он сопровождает краткими комментариями.
В следующем примере обмен мнемическим опытом между коммуникантами состоялся сразу. Инициирующая реплика содержит запрос информации, предположительно хранящейся в памяти адресата, который в ответной реплике подтверждает факт удержания в памяти запрашиваемой информации. Соответствующий мнемический процесс номинирован глаголами памяти “to remember” и “to forget”. В качестве информационного актанта выступает указание на молодого человека, с которым подруги познакомились ранее (“that boy this morning”).
(4) “Listen, Frances, you remember that boy this morning?”
“With the Porsche and the - er - assets? How could I forget?”
“Well, I want his class schedule. Get it from the office if you can, or copy it from him if you have to. But do it!” [3]
Таким образом, результаты анализа фактического материала позволяют утверждать, что диалогическое общение в рамках ситуации восстановления информации из памяти может развиваться в трех вариантах:
1) вариант 1. Успешный обмен мнемическим опытом: адресат получает положительный ответ после первой стимулирующей реплики.
2) вариант 2. Затрудненный обмен мнемическим опытом: адресат
получает положительный ответ после второй или последующих
стимулирующих реплик.
3) вариант 3. Коммуникативная неудача при попытке обмена мнемическим опытом: адресат не получает положительной реакции после нескольких стимулирующих реплик.
Реакция субъекта мнемического процесса на реплики-стимулы может быть выражена как вербально, так и невербально. Невербальные реакции адресата были зарегистрированы нами в ситуациях
воспроизведения информации из памяти, развивающихся по третьему варианту. Вербальные реагирующие реплики представлены, как правило, высказываниями констативного типа, в которых соответствующий мнемический процесс актуализирован посредством одного из глаголов памяти, и выражают большую или меньшую степень уверенности говорящего в достоверности его воспоминаний.
Список литературы
1. Kinsella S. Remember Me? New York: Dial Press, 2008. 390 p.
2. Smith L.J. The Vampire Diaries. The Return: Nightfall // KidsBook [сайт] URL: http://www.kidsbook.ru/ru/s/1173-l.-j.-smith-the-vampire-diaries-the-return.html (дата обращения 15.09.2011.).
3. Smith L.J. The Vampire Diaries. The Awakening // KidsBook [сайт] URL: http: //www.kidsbook.ru/en/1148-l.-j. -smith-the-vampire-diaries-the-awakening.html (дата обращения 15.09.2011.).
I.V. Tivyaeva
DIALOGUE COMMUNICATION IN SITUATION OF MEMORY RECOVERY
The article dwells on peculiarities of communicative behavior in the situation of memory recovery and specifics of utterances generated by speakers in the said situation.
Key words: mnemonic situation, memory process, dialogical unity.
Получено 12.02.2012 г.