Научная статья на тему 'Диалог Восток-Запад как фактор сохранения мира'

Диалог Восток-Запад как фактор сохранения мира Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
190
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Токтосунова Адаш Искендеровна

Сегодня ислам самая обсуждаемая и упоминаемая религия в мире, хотя далеко не все эти упоминания благожелательны. Почему в конце XVII в. исламский халифат остановил свое наступление на Европу и начался откат ислама назад? С XVIII в. Запад рассматривает мусульманскую цивилизацию как территорию колониальной добычи и перекачки денег для развития западноевропейской цивилизации. Это и предшествовало стремительному взлету ислама в XXI в. Возможен ли сегодня диалог Восток-Запад и каковы его перспективы? Пришло время говорить про ислам на языке мудрости, поэзии, философии и начать разработку идеологических основ, на которых можно было бы осуществлять полноценную пропагандистскую и агитационную работу по противодействию экстремизму и международному терроризму. Иначе все мы, и особенно наша молодежь, станем заложниками геополитической игры Запада, когда военная опасность становится трагической реальностью вселенского масштаба. Полноценный диалог требует от государств-участников создания четких конституционных и правовых рамок для деятельности религиозных сообществ, групп, организаций, как вовне, так и внутри страны. Что сегодня мешает активному взаимодействию Восток-Запад, диалогу религий, культур и цивилизаций и что нужно преодолеть? Готовность признать, что ни христианство, ни мусульманство не представляют единственную истину, а только вместе ищут и находят ее через любовь, мудрость и добро.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIALOGUE EAST-WEST AS A FACTOR OF PRESERVING THE WORLD

Today Islam is the most discussed and mentioned religion in the world, although not all of these references are benevolent. Why did the Islamic caliphate stop its attack on Europe at the end of the 17th century and began to roll back Islam? Since the 18th century, the West has seen Muslim civilization as the colonial mining region and the transfer of money for the development of the Western European civilization. This preceded the rapid rise of Islam in the 21st century. Is an Dialogue East-West possible today and what are its prospects? The time has come to talk about Islam in the language of wisdom, poetry, philosophy, and begin to develop ideological foundations on which one could carry out full-fledged propaganda and informational activity to counter extremism and international terrorism. Otherwise, all of us, and especially our young people, will become hostages of the geopolitical game of the West, when the danger of war becomes the tragic reality of a universal scale. A full-fledged dialogue requires the participating national states to create a clear constitutional and legal framework for the activities of religious communities, groups, organizations, both outside and inside the country. What hinders today the active interaction East-West, the dialogue of religions, cultures and civilizations, and what needs to be overcome? Willingness to admit that neither Christianity nor Islam represent the only truth, but only together seek and find it through love, wisdom and goodness.

Текст научной работы на тему «Диалог Восток-Запад как фактор сохранения мира»

УДК 94

ТОКТОСУНОВА Адаш Искендеровна доктор политических наук, Председатель Общественного объединения «Диалог культур и цивилизаций» г. Бишкек, Кыргызская Республика adaisken@yahoo.com

ДИАЛОГ ВОСТОК-ЗАПАД КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ МИРА

Сегодня ислам - самая обсуждаемая и упоминаемая религия в мире, хотя далеко не все эти упоминания благожелательны. Почему в конце XVII в. исламский халифат остановил свое наступление на Европу и начался откат ислама назад? С XVIII в. Запад рассматривает мусульманскую цивилизацию как территорию колониальной добычи и перекачки денег для развития западноевропейской цивилизации. Это и предшествовало стремительному взлету ислама в XXI в. Возможен ли сегодня диалог Восток-Запад и каковы его перспективы? Пришло время говорить про ислам на языке мудрости, поэзии, философии и начать разработку идеологических основ, на которых можно было бы осуществлять полноценную пропагандистскую и агитационную работу по противодействию экстремизму и международному терроризму. Иначе все мы, и особенно наша молодежь, станем заложниками геополитической игры Запада, когда военная опасность становится трагической реальностью вселенского масштаба. Полноценный диалог требует от государств-участников создания четких конституционных и правовых рамок для деятельности религиозных сообществ, групп, организаций, как вовне, так и внутри страны. Что сегодня мешает активному взаимодействию Восток-Запад, диалогу религий, культур и цивилизаций и что нужно преодолеть? Готовность признать, что ни христианство, ни мусульманство не представляют единственную истину, а только вместе ищут и находят ее через любовь, мудрость и добро.

Ключевые слова: диалоги, Восток, Запад, исламская культура, Коран, Евангелие, Тора, «Суфийские Послания»

Для цитирования: Токтосунова А.И. Диалог Восток-Запад как фактор сохранения мира. Историческая и социально-образовательная мысль. 2019. Том. 11. № 1. с. 19-26. doi: 10.17748/2075-9908-2019-11-1-19-26

DOI: 10.17748/2075-9908-2019-11-1-19-26

Adash I. TOKTOSUNOVA Doctor of Political Sciences, President of Public Association "Dialogue of Cultures and Civilizations" Bishkek, Kyrgyz Republic adaisken@yahoo.com

DIALOGUE EAST-WEST AS A FACTOR OF PRESERVING THE WORLD

Today Islam is the most discussed and mentioned religion in the world, although not all of these references are benevolent. Why did the Islamic caliphate stop its attack on Europe at the end of the 17th century and began to roll back Islam? Since the 18th century, the West has seen Muslim civilization as the colonial mining region and the transfer of money for the development of the Western European civilization. This preceded the rapid rise of Islam in the 21st century. Is an Dialogue East-West possible today and what are its prospects? The time has come to talk about Islam in the language of wisdom, poetry, philosophy, and begin to develop ideological foundations on which one could carry out full-fledged propaganda and informational activity to counter extremism and international terrorism. Otherwise, all of us, and especially our young people, will become hostages of the geopolitical game of the West, when the danger of war becomes the tragic reality of a universal scale. A full-fledged dialogue requires the participating national states to create a clear constitutional and legal framework for the activities of religious communities, groups, organizations, both outside and inside the country. What hinders today the active interaction East-West, the dialogue of religions, cultures and civilizations, and what needs to be overcome? Willingness to admit that neither Christianity nor Islam represent the only truth, but only together seek and find it through love, wisdom and goodness.

Key words: dialogues, East, West, Islamic culture, Koran, Gospel, Torah, "Sufi Messages"

For citation: Toktosunova A.I. Dialogue East-West as a factor of preserving the world. Historical and Social-Educational Idea. 2019. Vol. 11. No.1. PP. 19-26

doi: 10.17748/2075-9908-2019-11-1-19-26 (in Russ)

Сегодня ислам - самая обсуждаемая и упоминаемая религия в мире, хотя далеко не все эти упоминания благожелательны. Давайте кратко проанализируем, что предшествовало стремительному взлету ислама в XXI в. и каковы перспективы диалога Восток-Запад.

Ислам в VI-VII вв. распространил свою власть на востоке до Индии, на западе - до Северной Африки, откуда арабы направились к берегам Атлантического океана. Завоевание этих территорий послужило причиной установления арабами связей и отношений с ранее неизвестными им народами и цивилизациями. Распространившись среди них, исламская культура, в свою очередь, обогатилась достижениями науки и литературы этих

древних цивилизаций, преобразовав арабскую империю в многонациональную мусульманскую.

В XIV в. группа тюркоязычных народов объединились в Анатолии в Оттоманский Союз, они приняли ислам и завоевали большую часть современной Греции и Турции. Другие государства мусульманского мира в XV-XVI вв. вступили в полосу затяжного кризиса, связанного с прекращением функционирования традиционных торговых путей и неготовностью реформировать социально-экономическую и политическую систему общества.

С середины XVI столетия могущество империи пошло на спад. Экономический кризис и постоянные войны XVIII в. вели к территориальным потерям. После поражения под Веной в конце XVII в. исламский халифат остановил свое наступление на Европу. С вторжением в 1798 г. Франции в Египет стало очевидным, что некогда могущественная мусульманская империя значительно ослабла. И начался откат назад. Но этот откат сопровождался тем, что европейские державы перешли в ответное наступление на земли мусульман. К концу XIX в. были захвачены огромные территории - насильственно и жестоко.

А XIX-XX вв. - это века колониальной экспансии, и именно исламские страны, территории бывшего халифата, стали объектом самого жестокого колониального захвата со стороны так называемых европейских цивилизованных государств.[6] Так, например, Франция захватила северную исламскую территорию, а в колонизируемом Алжире совершались чудовищные военные преступления и злодеяния против мусульман.

Правозащитник и журналист Максим Шевченко в своем интервью отметил, что в архивах имеются документы и фотографии, подтверждающие унизительное и жестокое отношение к мусульманам. «Их (мусульман) воспринимали как слабое пространство, заслуживающее только колониального раздела, колониальной экспансии. После разгрома Османской империи и ее фактического уничтожения в 1918 г. страны Европы - Англия и Франция в первую очередь - разделили между собой Ближний Восток и исламский мир по собственному усмотрению. Естественно, мнения мусульман никто не спрашивал, колониальные державы просто сказали: это - английское, а это - французское. Давайте так: Сирия и Ливан - Франции, а Палестина и Трансиордания - Британии. В Ираке тут границы, а в каком-то другом месте - тут» [1].

Итак, из изложенного выше мы видим, что мусульманам было отказано в праве на самостоятельное бытие, на право голоса с XVIII в. Запад тогда начал и до сих пор продолжает рассматривать мусульманскую цивилизацию как территорию колониальной добычи и перекачки денег для развития западноевропейской цивилизации. Поэтому маятник качнулся в обратную сторону, мусульмане ответили созданием собственных политических движений, а точнее, политического сопротивления. Поэтому сегодня, как говорится, мы пожинаем плоды той несправедливости.

В то же время мало кто из критиков знает сегодня, что ислам - это школа мышления и базируется на двух элементах: мудрости и любви. Первый из них есть свет, а рой - движение. Один приносит общее ощущение и понимание, а другой - силу, энтузиазм и развитие. Как сказал Инаят Хан Хидаят, автор «Суфийского Послания», «мудрость подобна свету фар автомобиля, указывающих дорогу. Любовь - это мотор, который приводит его в движение» [2].

Слова автора «Суфийского Послания» можно смело отнести к утверждению о готовности к диалогу религии ислама, когда Хидаят говорит о великих посланниках: Моисее, Иисусе, Мухаммаде, приходящих тогда, когда «закон нарушается и справедливость приходит в упадок. На землю является посланник, и этот посланник приносит Слово, и это Слово - как свет, наполняющий полумесяц. То были посланники для целых эпох и народов; они и сейчас остаются таковыми. Глубокая вера сама по себе есть великая сила; утрата веры - слабость, о которой можно только сожалеть» [2].

Исследователь исламских смыслов Аза Гагиева подтверждает ссылками из Корана идею о миролюбии, толерантности и диалоговом характере ислама и что Тора, Евангелие и Коран - истинная дорога к правде в соответствии с волей Аллаха:

- сура «аль Бакара», «Корова», аят 62: «Воистину, верующим, а также иудеям, христианам и сабиям, которые уверовали в Аллаха и в Последний день и поступали праведно, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены»;

- в толковании к этой суре сказано: «Всевышний поведал о том, что люди всех Небесных Писаний, в том числе Корана, Торы и Евангелия, имеют общую дорогу к спасению и опираются на общую основу. Ею являются вера в Аллаха и Судный день и праведные деяния»;

- в суре Корана аль-Имран 55 говорится: «О, Иса! (сказал Аллах) Я упокою Тебя, и вознесу Тебя ко Мне, и очищу Тебя от тех, которые не веровали (в Тебя), и сделаю тех, которые следовали за Тобой (христиан) выше тех, которые не веровали (в Тебя) до дня воскресения (то есть так будет всегда). Сам Аллах и являются истиной и светом и руководством для всех богобоязненных» [3].

В ХХ в. известный иранский политик, богослов и философ Али Шариати, также как и блестящий суфийский богослов Инаят Хан Хидаят или адвокат, мусульманский миссионер Хваджа Камалуддин, приложили много усилий, чтобы донести идеи ислама в западный мир. А по мнению некоторых исследователей, в свое время ислам принял легендарный немецкий мыслитель и создатель классической философии Иммануил Кант, который родился в 1724 г. в Восточной Пруссии. На надгробном камне, по его просьбе, написали следующую эпитафию: «Надо мною звездное небо, и в нем нравственные законы». Среди трудов Канта многие написаны под влиянием учений восточных мыслителей - Му-хиддина Араби и имама Газали. На дипломе Канта его рукой по-арабски было выведено «Бисмиллахи р-рахмани р-рахим» - «С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!»

Пятый барон Великобритании Хэдли обратился в ислам в 1913 г., приняв мусульманское имя Шаих Рахматулла аль-Фарук. Лорд Хэдли стал своего рода образцом для принявших ислам британцев. В 1920-х годах он отправился в привлекшее большое внимание СМИ паломничество в Мекку, а за годы жизни написал множество книг и статей о блестящем будущем ислама в Великобритании.

А если представить себе картину проходивших в Уокинге и Вильмерсдорфе семинаров с их разнообразной аудиторией (среди участников был, например, Томас Манн), мы можем визуализировать отношения Европы и ислама на основе диалога и гибкости2. Этому способствовала средневековая мусульманская философия К-КИ вв., опиравшаяся на авторитет Аристотеля, и арабо-персидская поэзия, крупнейшими представителями которой были Аль-Кинди, Аль-Фараби, Ибн Сина, Аль-Бируни, Ибн Туфайл, Ибн Рушд, персидский поэт Омар Хаям, один из величайших лириков мировой литературы Шамсуд-дин Мухаммад Хафиз Ширази, Саади - персидский поэт и ученый Средневековья и многие другие.

Благодаря вышеназванным и таким выдающимся личностям Европы, как Рене Ги-нон, Жан-Поль Сартр, Жак Ив Кусто, швейцарская исследователь Северной Африки Иза-бель Эберхардт, идеи ислама плавно и органично переходили из одной культурной среды в другую. О них и о многих других современных европейских политиках, ученых, интеллектуалах, принявших ислам, также говорит исламовед, переводчик смыслов Корана, академик РАН Валерия Порохова [4].

А вообще, активное взаимодействие Востока и Запада началось намного раньше, в период колониальных захватов: мусульмане начали тесно контактировать с европейским пространством, обучаться в европейских вузах, воспринимать европейские социальные

1 Подробнее: https://www://islam-today.ru/great-people-of-islam/

2 Источник: https://inosmi.ru/religion/20160605/236764173.html

технологии, создавать политические партии и движения. Изучая европейскую диалектическую философию, философию кантианства и неокантианства, в основе которой восточная философия, знакомясь с западной философской традицией, они получили в свои руки интеллектуальный инструмент для осуществления диалога.

Конечно, перенос идей с одной кардинально противоположной культурной, этнической, ментальной среды в другую сложен и нужно только приветствовать, тиражировать опыт тех ученых и писателей, которые, прикоснувшись к тайнам Востока, трепетно пронесли любовь и уважение к восточным верованиям через всю свою жизнь и распространяли их на Западе. Это, например, классик немецкой литературы Герман Гессе - его повесть «Сиддхартха» о Сиддхартхе Гаутаме, впоследствии получившем имя Будда Шакь-ямуни, литературные критики назвали жемчужиной прозы. На страницах этой повести нашли свое отражение путешествия писателя по Индии, а также прослеживается его интерес и уважение к восточным религиям1.

Или другой пример, классик немецкой литературы Иоган Вольфганг Гёте. Главное, что сумел показать Гёте в «Западно-Восточном диване» - внутреннее родство поэзии Востока с поэзией Запада. За внешней красочностью кроются большие чувства, характерные для юности человечества, спокойная жизнерадостность, горячая чувственность, светлый и вольный взгляд на мир, хотя и приемлющий наличие божественного начала, но чуждый религиозному догматизму и аскетизму. Все это Гёте находит прежде всего в поэзии Хафиза. В нем он видит родного брата, своего близнеца («Без границ»). На ощущении близости и родства гуманизма в его восточном и западном поэтическом воплощении строится пронизывающий весь сборник призыв к культурному сближению Запада и Востока.

Выдающийся французский антрополог, культуролог, этнолог Клод Леви-Стросс долгие годы исследовал африканские и индейские племена, изучил их язык, жил вместе с ними, проникся их уникальной культурой, написал книгу «Печальные тропики» об индейцах и африканцах. Его коллеги-предшественники высокомерно отзывались о них, утверждали, что этим народам свойственно до-логическое мышление, управляемое мистической верой и неспособное к усмотрению противоречий. Он же увидел специфические тотемические коды, посредством которых происходит «обмен сходствами и различиями между природой и культурой», рассматривал их таким образом, что «он становится доступным людям другой страны или другой эпохи как их собственный опыт» [5].

Одна из самых знаковых фигур в научном мире, французский философ Рене Генон, принял мусульманство, был посвящен в суфийский орден Шазилия под именем Абдель-Вахида Яхья. В более поздние времена по похожему пути пошел выдающийся французский исследователь-океанограф и путешественник Жак-Ив Кусто, который тоже принял мусульманство. Одним словом, много представителей немецкой, французской и британской аристократии перешли в ислам благодаря знакомству и принятию суфийского ислама.

Суфийское движение, которое пришло на Запад благодаря паломничеству на Запад Инайята Хана, не ставило целью сделать весь мир состоящим из суфиев. Его цель - объединить людей, которые хотят обучаться в суфизме тому, как созерцать Бога и как служить Ему, как познать себя и мир, в котором выпало жить человеку, как и где искать духовность, гармонию и истину.

В своих работах Инайят Хан, посвященный в одно из древних суфийских обществ, признавал основными любовь и мудрость, посредством которых человечество может осознать цель жизни. Он видел, что эти два принципа освящены в идеалах всех религий. Он считал, что, почитая всех и уважая их различия, можно найти основу взаимопонима-

1 Подробнее на livelib.ru: https://www.livelib.ru/author/583/top-german-gesse

ния, при котором не будет возможно, чтобы кто-либо пытался насильно обратить в свою веру кого-то другого.

Суфии полагают, что если зло заразно, то добро должно быть еще более заразным. Глубина каждой души - это добро; каждая душа ищет добра, и при помощи усилий людей, желающих делать добро в мире, сделать можно многое, даже больше, чем сможет достичь материалистическая организация. Несомненно, для общего блага нужно решать политические и экономические проблемы, но это отдалит людей от прогресса, ибо только индивидуальный прогресс, движение вперед по духовному пути может принести человечеству желаемое состояние - мира и добра.

Итак, до недавнего времени происходил нормальный, цивилизованный интеллектуальный диалог, взаимопроникновение политических идей. Мусульмане интеллектуально, поэтически воздействовали на европейскую элиту, поэтому многие европейцы принимали ислам или обращались в своем творчестве к исламской мистике, прежде всего к суфизму.

Что сегодня мешает активному взаимодействию Восток-Запад, диалогу религий, культур и цивилизаций и что нужно преодолеть?

1. Преодолеть шаблоны относительно ислама.

2. Увидеть в исламе не только партнера по диалогу, но и зеркало, которое помогает скорректировать себя.

3. Готовность признать, что ни христианство, ни мусульманство не представляют единственную истину, а только вместе ищут и находят ее через любовь, мудрость и добро.

Блеск и богатство Запада, о котором европейцы говорят как о следствии своего трудолюбия, на самом деле основаны на том, что туда бесконтрольно веками шли богатства Востока, Африки и сегодня текут триллионы долларов из Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Катара, Бахрейна, Кувейта и других арабских стран. Для того чтобы обеспечить этот денежный поток, западные элиты создали в исламском мире некие королевства, а на самом деле марионеточные государства, которые безоговорочно подчиняются европейским и американским колонизаторам. А если та или иная страна проявляет самостоятельность и не подчиняется колониальному диктату США или Израиля, ее противопоставляют другим странам арабского мира и превращают в изгоя, как, например, сейчас поступают с Ираном, Сирией, Афганистаном, а чуть раньше - Ираком, Ливией.

Сегодня европейцы и американцы провоцируют хаос по типу ливийского, сирийского или афганского, где можно получить доступ к углеводородным ресурсам или наркотикам. Они имеют дело с полевыми командирами, какими-то непонятными террористическими или полу-террористическими организациями, обучают их, снабжают обмундированием и оружием, а главное, не несут никакой ответственности и никаких обязательств перед ними. Вот так Запад относится к исламскому миру, поэтому не стоит удивляться, что в этом мире возникают террористические психопатические реакции. Тем более что, как мы знаем, терроризм свойственен не только исламу.

Психопаты-убийцы, получившие доступ к оружию, не имеют религии, вряд ли они знают Коран, а объяснения их мотивов не соответствуют существу ислама. Те, кто вешает терроризм только на мусульман, преследуют политические цели продолжения войны с исламом и захвата мусульманских территорий, контроля над ними. Максим Шевченко дает этому более резкую оценку: «Это все неграмотная чушь или исламофобская пропаганда!» [6]. А автор нескольких книг, размещенных в десятках электронных библиотек рунета, рукоположенный священник (служитель) Universal Life Church (ULC) Алекс Гол-двин сказал: «Исламский мир истекает кровью, но не он порождает терроризм. Терроризм порожден агрессией западного мира» [7].

Европа не признается и не хочет признаваться миру в том, что она научила мусульман терроризму. Холокост и истребление евреев в Средние века - это факты западной ис-

тории. В Северной Италии выкопали рвы, покидали сверху Торы и Талмуды, сверху посадили раввинов и все это сожгли. Это в Европе сжигали на площадях тысячи людей, это в Европе на казни стекались огромные толпы, которые улюлюкали и гикали, подбадривая палачей и издеваясь над жертвами. Это в Британии Ричард Львиное Сердце, прославленный король, образ которого сегодня романтизируется, устроил многодневный еврейский погром в дни собственной коронации (1189 г.), убивший тысячи евреев Британии, ограбивший множество богатых еврейских семей и изнасиловавший их дочерей. Все извращенные формы политического действия, сатанинские тиранические религиозные движения, которые сегодня называются террором, зародились на европейском континенте, на территории Западной Европы. [6] Поэтому, как говорится в русской пословице, «нечего на зеркало пенять, коли рожа крива».

В ХХ веке европейцы создали оружие для террористов. Это ведь не мусульманское оружие - все эти автоматы, бомбы, взрывчатка и так далее. Европейцы создали даже ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки ИГИЛ). Российские эксперты-аналитики усматривают в движении ДАИШ, и я с ними абсолютно согласна, сильное влияние европейского нигилизма. То есть влияние тех европейцев, которые приехали на Ближний Восток в поисках экстремальных приключений, - этаких неопассионариев, экзистенциальных бунтарей, которые не находят для себя и для своей мятежной души места в «затхлом мещанском мире» Западной Европы. Зато они превосходно себя чувствуют в атмосфере беспредела гражданской войны в Сирии и Ираке. Так что это Запад превратил и Ирак, и Ливию, и Сирию в истекающую кровью и жизнями человеческими пустыню. Это Запад убил сотни тысяч мусульман, это, в конце концов, Запад лишил палестинский народ его родины, переселив туда миллионы беженцев со всего мира и сказав: «Так должно быть!», только право сильного, только право оружия должно доминировать над правом народа жить на своей земле. Это европейцы создали расистскую исламофобскую, а до этого юдофобскую, антисемитскую пропаганду.

Терроризм порожден не только агрессией западного мира, но и хроническим «неизвинением» перед мусульманами за то, что Запад сделал в отношении исламского мира. Нет ни у Европы, ни у США никакого раскаяния, и никто даже не говорит об этом. Нас справедливо поражает и до сих пор потрясает трагедия еврейского народа. А кто помнит многовековую трагедию мусульман, начавшуюся с XV века и продолжающуюся в XXI веке? Бесконечный ряд геноцидов, начиная с Кавказа, Средней Азии и заканчивая Ближним Востоком и Северной Африкой, - почему это замалчивается и никого не поражает? Если мы хотим жить в мире без насилия, то давайте найдем в себе силы признать не только армянский и еврейский геноциды или современный геноцид курдов, но и геноцид мусульман, который бесконечен и исчисляется миллионами жертв [6]. Пока мир не признает геноцид мусульман и не остановит его, террористы будут множиться и всегда будут иметь благодатную почву для того, чтобы вербовать себе подобных. Империалистам надо научиться уважать другой народ, другую культуру, другую религию, изжить внутри себя комплекс высокомерия и захватчиков чужого природного богатства под видом «защиты прав человека».

Пришло время говорить про ислам на языке мудрости, поэзии, философии. Пришло время начать разработку идеологических основ, на которых можно было бы осуществлять полноценную пропагандистскую и агитационную работу по противодействию экстремизму, иначе мы, наша молодежь станет заложниками геополитических концепций Запада. Сегодня мы должны давать ассиметричный ответ Западу. Это и есть диалог, на мой взгляд, не просто цивилизаций, а диалог исторических концепций цивилизаций. Надо услышать боль, ужас и отчаяние других. Для этого надо избавиться от страха говорить правду и называть вещи своими именами.

Нашим мощным противостоянием, нашим ответом должна стать «культурная экспансия» наших идей, нашей духовности, культуры, наших ценностей, которая должна по-

мочь нам не только восстановить влияние внутри наших стран, но и стать основным инструментом «экспансии» в XXI веке на основе диалога и взаимодействия.

Полноценный диалог требует от государств-участников создания четких конституционных и правовых рамок для деятельности религиозных сообществ, групп, организаций как вовне, так и внутри страны. Для успеха диалога и для понимания природы других цивилизаций нам необходимо приложить все усилия для распознавания и предотвращения всех острых моментов, которые могут привести к локальному, региональному или международному конфликту и росту терроризма. Речь идет не только о столкновении между цивилизациями, а скорее о противоречиях внутри нас, внутри каждой конфессии. Самая главная борьба за души и сердца следующего поколения мусульманских лидеров и ради будущего всего мусульманского мира будет вестись не с Западом (он давно проиграл), главное божество для которого доллар, прибыль, бизнес.

Сегодня споры идут между разными интерпретациями ислама, разными взглядами на мусульманскую умму. Вопрос касается недостатка толерантности некоторых из них по отношению к другим мусульманам (сунниты - шииты) и другим религиям. Важным сегодня в исламе является преподавание имамам основ разрешения конфликтов, правового решения споров и принципы решения экономических проблем. В селах имам является руководителем всей общины и к нему идут за советом. Поэтому очень важна работа по качественной подготовке священнослужителей. И роль в этом Комиссии по делам религий несомненна.

Исламу сегодня нужно не замыкаться, а устраивать различные презентации мусульманской материальной, духовной культуры: кино, музыки, поэзии, мусульманской кухни, традиций и прочего не только для своих, но и для представителей других этносов, культур и религий. Меценатам - не только финансировать строительство мечетей, а продюсировать создание популярных и запоминающихся художественных фильмов, спектаклей, где героями были бы лучшие представители мусульманского мира. Надо работать над имиджем мусульманина, а не просто потреблять PR-гаджеты и громогласно вещать c трибун о непримиримости; необходимо постоянно, планомерно работать и теоретически, и практически над созданием единого диалогового демократического пространства.

И в заключение мне хотелось бы процитировать Чингиза Айтматова, который в беседе с корреспондентом «Литературной газеты» сказал, что он «попытался совершить путь через религию - к человеку. Не к богу, а к человеку».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Максим Шевченко. «Бесконечный ряд геноцидов мусульман - почему это никого не поражает?» БИЗНЕС Online» / URL: http://www.business-gazeta.ru/article/315847/

2. Инаят Хан Хидаят, «Суфийское Послание» / URL: http://www.aphorisme.ru/by-authors/inayat-khan/?q=79

3. Аза Гагиева / URL: https://islam-today.ru/asa-gagieva/

4. Валерия Порохова / URL: https://www.youtube.com/watch?v=R6LGxJrPHOE

5. Клод Леви-Стросс. Печальные тропики / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-levi-stross-kak-kulturolog-problema-issledovaniya-i-nasledovaniya

6. Максим Шевченко. См. интервью М. Шевченко / URL: http://www.business-gazeta.ru/article/315847/

7. Алекс Голдвин. Коран о Библии и христианстве / URL: https://www.proza.ru/2016/06/14/1911

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ИСТОЧНИКИ:

Ислам и христианство http://www.proza.ru/2016/06/30/1550 Кровожаден ли Ислам? http://www.proza.ru/2016/07/01/1094 Коран. Правда и предрассудки http://www.proza.ru/2016/07/02/1414 Коран о Библии и христианстве http://www.proza.ru/2016/06/14/1911

REFERENCES

1. Maxim Shevchenko. "The endless number of genocides of Muslims-why is no one amaz-ing?"BUSINESS Online" URL: http://www.business-gazeta.ru/article/315847/

2. Inayat Khan Hidayat, "Sufi Message" URL: http://www.aphorisme.ru/by-authors/inayat-khan/?q=79

3. Aza Gagieva. URL: https://islam-today.ru/asa-gagieva/

4. Valeria Porokhova URL: https://www.youtube.com/watch?v=R6LGxJrPHOE

5. Claude Levi-Strauss. Sad tropics URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-levi-stross-kak-kulturolog-problem-issledovaniya-i-nasledovaniya

6. Maxim Shevchenko. See. interview with Shevchenko. URL: http://www.business-gazeta.ru/article/315847/

7. Alex Goldwyn. Quran about the Bible and Christianity. URL: https://www.proza.ru/2016/06/14/1911

USED ELECTRONIC SOURCES:

Islam and Christianity http: //www.proza.ru/2016/06/30/1550 Is Islam bloodthirsty? http://www.proza.ru/2016/07/01/1094 Koran. Truth and prejudice http://www.proza.ru/2016/07/02/1414 The Quran on the Bible and Christianity http://www.proza.ru/2016/06/14/1911

Информация об авторе:

Токтосунова Адаш Искендеровна, доктор политических наук, руководитель Общественного объединения «Диалог культур и цивилизаций»,

г. Бишкек, Кыргызская Республика adaisken@yahoo.com

Статья поступила в редакцию:19.12.2018. принята в печать 17.01.2019. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи

Information about the author:

Adash I. Toktosunova, Doctor of Political Sciences, Head of Public Association "Dialogue of Cultures and Civilizations", Bishkek, Kyrgyz Republic adaisken@yahoo.com

Received 19.12.2018.; accepted for publication 17.01.2019. The author have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.