Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 18, №2(2), 2016 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.18, no. 2(2), 2016
УДК 37+8:009 (Образование. Воспитание. Обучение. Языкознание. Лингвистика. Художественная литература. Литературоведение. Гуманитарные науки в целом)
«ДИАЛОГ ЭПОХ»: УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО ЛИРИКЕ Н.А.НЕКРАСОВА
© 2016 Э.Т.Хафизова
Хафизова Энже Табрисовна, ассистент кафедры русской литературы. E-mail: [email protected]
Башкирский государственный педагогический университет. Республика Башкортостан, Уфа
Статья поступила в редакцию 21.06.2016
Созданная нами система изучения современной поэзии состоит, во-первых, из уроков внеклассного чтения в 9-11 классах, тесно связанных с программными произведениями Х1Х-начала ХХ в., во-вторых, из обзорных уроков по современной поэзии в 11 классе, рассматривающих преемственность поэтических традиций в истории развития литературы, в-третьих, из программных уроков, иллюстрирующих творчество отдельных представителей современной поэзии. Рассмотреть такое большое количество авторов на одном уроке нам позволила технология «Мастерских», которая предполагает параллельную работу в нескольких группах учащихся. На этапе сонастройки класс разделили на 5 групп, раздали задание, с просьбой не открывать их до особого указания учителя. Сообщили, что тема урока засекречена, и узнать ее можно, только, собрав мозаику из ответов всех групп, каждая из которых получает индивидуальное задание. Прослушав все ответы, учащиеся должны отгадать и сформулировать тему урока, а также обосновать свою версию.
Ключевые слова: уроки внеклассного чтения в старших классах школы; программа обучения; поэтическая традиция в истории развития отечественной литературы.
После изучения творчества Н.Некрасова в 10 классе мы предлагаем урок внеклассного чтения
- «Диалог поэтов ХХ-ХХ1 веков с традицией некрасовской лирики». Для объективного представления развития социальной лирики в историко-литературном процессе мы, предварительно выявив значение А.Пушкина в разработке гражданской поэзии и определив новаторство самого Н.Некрасова, обратились к стихотворению поэта «серебряного века» А.Белого «Телеграфист» (взятого из книги «Пепел», посвященной памяти Н.Некрасова), к текстам лианозовца-шести-десятника И.Холина, разрабатывавшего так называемую «барачную поэзию» (своеобразное открытие нового социального круга), к стихам Б.Ры-жего, одного из ярчайших и талантливейших поэтов конца ХХ века, к стихотворениям поэта третьего тысячелетия А.Рудевича, интеллигента, испытывающего чувство вины перед своим народом, и Н.Иванова, который, по мнению критиков, тесно связан с поэтом поколения 90-х ХХ века А.Родионовым, эпатирующим читателей демонстрацией самой низовой жизни городского топоса и включением в стихи живого языка улицы со всем его «сором». Таким образом, мы выстроили хронологическую структуру развития социальной лирики в России: XIX - начало ХХ в., середина ХХ
- 90-е гг. ХХ в., первое и второе десятилетие ХХ1 в.,
позволяющую наглядно продемонстрировать следование традициям и новаторство в разработке гражданской поэзии.
Рассмотреть такое большое количество авторов на одном уроке нам позволила технология «Мастерских», которая предполагает параллельную работу в нескольких группах учащихся. На этапе сонастройки класс разделили на 5 групп, раздали задание, с просьбой не открывать их до особого указания учителя. Сообщили, что тема урока засекречена, и узнать ее можно, только, собрав мозаику из ответов всех групп, каждая из которых получает индивидуальное задание. Прослушав все ответы, учащиеся должны отгадать и сформулировать тему урока, а также обосновать свою версию. В качестве индуктора на уроке выступило стихотворение Н.Некрасова «Вор».
Второе задание учащимися выполнялось самостоятельно в группах (с вопросами можно ознакомиться в разделе Приложение. Задания 3, 2, 4). Итогом межгрупповой социализации явилось выявление традиций А.Пушкина и новаторства Н.Некрасова в разработке социальной лирики в России.
Выполнение третьего задания формирует понимание учащимися того влияния, которое оказала лирика Некрасова на поэзию ХХ и ХХ1 веков. Группы получили вопросы к стихотворени-
ям, словарные справочники, где указываются не только «непонятные» слова, но и слова, значение которых может помочь в анализе текста, и сами тексты без указания имени автора и времени создания. Эту информацию они получат несколько позже, а вначале учащиеся сами должны попытаться по художественным деталям определить, когда было написано стихотворение (задания для групп см. Приложение. Задания 3, 2, 4). В завершение работы над анализом стихотворений и выявлением их связи с творчеством Некрасова, на этапе межгрупповой социализации, заполнялась «лента времени», позволяющая хронологически структурировать и наглядно продемонстрировать развитие социальной лирики в России и ее роль в поэзии XXI веке.
Появившись еще в XIX веке, социальная поэзия не теряет своей актуальности по сей день, несмотря на то и дело возникающие нападки сторонников «чистого искусства» на гражданскую лирику. Хотя в реальности, за редким исключением, поэты никогда не принадлежат только к одной из сторон данной оппозиции. У каждого поэта есть и возвышенные стихи, и отражающие социальные проблемы. Это ярко демонстрирует стихотворение Е.Евтушенко «Как-то стыдно изящной словесности...», в котором показаны причины, по которым поэта то «к Некрасову тянет, к Некрасову, ну, а он глубокоглубоко», то «все к Пушкину тянет, все к Пушкину, ну, а он - высоко-высоко.». У Евтушенко
Пушкин и Некрасов оказываются на противоположных полюсах. Однако, как мы могли убедиться, традицию социальной поэзии заложил еще А.Пушкин, а Некрасов подхватил и развил это направление. Опираясь на опыт предшественников, большей частью некрасовский, поэт каждой последующей эпохи воспринимал и продолжал его по-своему в соответствии с временем. Например, каждый поэт выбирает свой объект изображения: у А.Белого - это разные круги населения, у Холина предмет изображения связан со средой обитания (бараки), у Рыжего, Рудевича, Родионова - это городские маргиналы, у Н.Иванова - «максимально усредненные люди российской повседневности» (студенты, офисные служащие, мелкие бизнесмены). У каждого поэта свой ракурс изображения: например, А.Белый сочувствует своему телеграфисту и демонстрирует его положительные качества семьянина, труженика, а Холин и Иванов вскрывают ограниченность внутреннего, духовного мира своих героев, принципиально отказываясь от явного проявления авторских эмоций; тогда как Рыжий, сочувствуя своим героям, со страстью гневной лиры Н.Некрасова обрушивается на человеческие пороки и их представителей (жлобье, рвачи), но он верит в торжество добра и справедливости; в отличие от Б.Рыжего, А.Белый и А.Родионов настроены пессимистически, у них вера в светлое будущее героев отсутствует.
класс Программный материал Тема урока внеклассного чтения Авторы и их тексты, вступающие в диалог с творчеством программного автора Xарактер ин-тертекстуаль-ной связи Связь с обзорными уроками по современной поэзии
о 1—I Творчество Н.Некрасова Цикл стихов «На улице», «Утро» Диалог поэтов XX-XXI веков с традицией некрасов- А.Белый «Телеграфист» Традиции Н.Некрасова в развитии социальной лирики
Дополнительный материал: народная лирическая песня «Что болит-шумит буйная голова...»; ской лирики И^олин «У меня соседи словно звери», «Заборы. Помойки. Афиши. Рекламы.», «На окне цветочки», «Пролетело лето.», «Сегодня суббота» 60-е гг. XX в., «лианозовская школа»
А.Пушкин «Деревня» (1819), «Румяный Б.Рыжий «Музе», «Утро, и город мой спит.» 90-е гг. XX века
критик мой, насмешник толстопузый...»1830) А.Рудевич «Бывший интеллигентный человек» 2000-е гг.
А.Родионов «Давным-давно в магазине книги.» 2000-е гг., поколение 90-х гг.
Н.Иванов «Утром понедельника, еще до традиционного совещания.» 2010-е гг.
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 18, №2(2), 2016 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.18, no. 2(2), 2016
Урок завершился чтением отрывка из статьи Некрасова «Музей современной иностранной литературы» и обсуждением, насколько актуально сказанное поэтом для сегодняшнего дня: В чем заключается неслыханная храбрость современной литературы? Какую оценку дает аналогичному явлению Н.Некрасов? Как проявляется ирония автора по отношению к «деликатным и благовоспитанным порицателям», почему он иронизирует над ними? Являются ли слова Н.Некрасова актуальными для поэзии ХХ1 века? Подберите эпиграф к нашему занятию из статьи Некрасова.
Эпиграфом было выбрано следующее высказывание: «Современная русская литература знает, что ее герои - нередко люди, которых привычки грубы, страдания обыкновенны до пошлости, страсти неблаговоспитанны, в которых нет ничего романтического и привлекательного, скорей много отталкивающего, но она знает также, что они люди...». Был выявлен глубоко гуманистический пафос этих слов. Сформулирована тема урока.
Домашнее задание связано с ознакомлением учащихся со всеми предложенными в третьем задании стихами, среди которых они должны подобрать стихотворение к своему тексту и сделать сравнительно-сопоставительный анализ. Этот вариант работы в технологии «Критического мышления» выступает как один из приемов рефлексии: «мысли по аналогии». С рефлексивной работой связаны и подбор эпиграфа к уроку, и формулировка темы занятия. Тем не менее, школьникам были заданы еще и вопросы: Что нового вы узнали для себя? Были ли на уроке неожиданные для вас моменты? Какие трудности возникали у вас по ходу занятия? Как бы вы оценили свою работу на уроке, взаимодействие партнеров по группе?
Ответы учащихся показали, что для них очень важен онтологический и аксиологический подходы к анализу произведений. Особенно положительный отклик получают стихотворения, которые подводят подростков к собственным размышлениям о нравственных ценностях современной жизни. Поэтому в 11 классе мы продолжаем диалог путем сравнительно-сопоставительного анализа стихотворений А.Ахматовой и О.Николаевой с библией, а также обращения к восприятию Востока С.Есениным и Т.Киби-ровым. В экспериментальную систему уроков внеклассного чтения вошли темы: «Поэты ХХ1 века в диалоге с духовно-нравственной культу-
рой и литературной традицией ХХ века (на материале стихотворений А.Ахматовой «Лотова жена» и О.Николаевой «Семь начал»)» и ««Шаганэ ты моя, Шаганэ». Восток в представлении С.Есенина и Т.Кибирова: следование традиции и полемика с ней».
Приложение. Задание №1. Вопросы для беседы по стихотворению Н.Некрасова «Вор». Какие чувства и мысли возникли у вас во время чтения стихотворения? Подходит ли значение понятия «вор» к персонажу Некрасова? В чем подходит, а в чем состоит различие? Дайте характеристику этого персонажа, запишите ее в правом столбце нашей таблицы. Почему герой пошел на преступление? Какую информацию нам дают такие детали, как «закушенный калач дрожал в его в руке», «лицо являло след недавнего недуга»? Какие чувства испытывает герой? Как еще подчеркивает Некрасов несоответствие определения «вор» к этому несчастному? Как ведут себя торгаш, городовой? Какие художественные средства использует автор, чтобы подчеркнуть несоответствие их реакции на происходящее? Каково отношение к происходящему лирического героя? Что обозначают определения «званый» и «прегрязный», с какой целью автор применяет эту своеобразную антитезу в первой строке? Как вы понимаете последние строки стихотворения? Почему для выражения своей гражданской позиции поэт выбрал не политический манифест, а лирику, поэзию? Стихотворный текст был снабжен информационной справкой из толкового словаря о лексическом значении слов: званый пир, торгаш, калач, сюртук, городовой, подчасок, квартал. Приводился также комментарий к слову «торжественный». Задание № 2. Задание для первой группы. Прочитайте оставшиеся стихотворения цикла. Какие чувства они у вас вызывают? О чем мы узнаем из стихов? Как изображает Некрасов своих героев? Каково его отношение к ним? Какой стиль речи использует автор при создании своих стихов? С какой целью он обращается к народному способу изображения, применяет слова и выражения, характерные для фольклора, народных песен, народной речи?
Задание для второй группы. Прочитайте стихотворение Н.Некрасова «Утро». Какие чувства оно у вас вызывает? Что вызывает душевные страдания лирических героев? Сравните стихотворение с отрывком из народной лирической песни «Что болит-шумит буйная голова.». Какой художественный прием, характерный для устного народного творчества, использует Н.Некрасов? Как вы думаете, почему? Задание для третьей группы. Вспомните, кто автор стихотворения «Деревня» (текст прилагает-
ся). Какие чувства оно вызывает? На какие композиционные части оно делится? Задание для четвертой группы. Прочитайте стихотворение «Румяный критик мой, насмешник толстопузый.». Какие чувства оно у вас вызывает? Как вы думаете, кто автор данного стихотворения?
Задание для пятой группы. Прочитайте стихотворения А.Пушкина «Деревня» (1819) и «Румяный критик мой, насмешник толстопузый.» (1830). Как меняется восприятие деревни автором? Сравните стихи А.Пушкина со стихами из цикла «На улице» и стихотворением «Утро»
H.Некрасова. В чем сходство, а в чем состоит их различие? Какие выводы из этого следуют? Задание № 3. Задание для первой группы (анализ стихотворения А.Белого «Телеграфист»):
I. Прочитайте стихотворение. Какие чувства, эмоции оно у вас вызвало? 2. Какие звуковые ряды стихотворения поддерживают это настроение? 3. Как с ними соотносятся физические ощущения главного героя? 4. Дайте характеристику главного героя. Обратите внимание на такие позиции, как его работа, отношения с семьей. С какими образными рядами соотносится глагол «стрекочет»? О чем это говорит?
5. Как создается мотив одиночества героя? Какую информацию нам об этом дают 12 и 13 строфы, образ поезда и картины 5 строфы?
6. Какую роль играют картины природы? Какие детали пейзажа автор укрупняет, выделяет особо? Как вы думаете, почему? 7. Сколько раз повторяется слово «окно»? Какую функцию несет оно в раскрытии образа главного героя? Как образ «окна» соотносится с понятиями пространства, времени и света в стихотворении? Объясните роль метафоры в 16 строфе? 8. Проследите, как разворачиваются пространство и время в стихотворении? Объясните значение глагола «тянись» в 10 строфе. 9. Что означает «вечный сон»? Как вы понимаете метафору, развернутую в 23-24 строфах? Как вы понимаете выражение «жизни цель - железная дорога, холодная постель»? 10. Проследите, как заявляется и развивается тема смерти. 11. Как вы понимаете высказывание: «Бессмыслица дневная / Сменяется иной - / Бессмыслица дневная / Бессмыслицей ночной»? 12. Как соотносятся последние две строфы со всей остальной частью стихотворения? Какую роль играет слово «лишь»? Какие связи с основной частью стихотворения прослеживаются в 27 строфе? 13. Какова роль уменьшительных суффиксов в словах «фона-рек», «дачке», «голосок»? Какие две идейно-смысловые трактовки может иметь последняя строфа стихотворения? 14. Попробуйте определить по художественным деталям, языку время создания произведения и его автора. 15. Прочитайте информационную справку (она содержит краткие биографические сведения об авторе, историю создания книги «Пепел», ее структуру,
эпиграф к ней, краткую характеристику книги самим А.Белым, высказывания исследователей о некрасовской традиции и отступлении от нее
A.Белым, перечень использующихся образов-символов в поэзии символистов из статьи
B.Жирмунского). Что нового вы узнали из нее? Повлияла ли полученная информация на восприятие вами стихотворения? Какие образы-символы есть в стихотворении? Каково их значение? Какие элементы, связывающие с традицией некрасовской лирики, вы можете выделить в «Телеграфисте» А.Белого? Прочитайте еще раз эпиграф к «Пеплу». Как в последних строфах стихотворения отражены некрасовское видение проблемы и противоположная ему, как утверждают исследователи, точка зрения А.Белого? Задание для второй группы (получают стихи И^олина): Прочитайте стихотворение «У меня соседи, словно звери.». Какие эмоции у вас возникли? Почему? На какие две группы можно распределить героев данного стихотворения? С какой целью автор вводит в стихотворение прямую речь? Охарактеризуйте лирического героя и его соседей. Почему лирический герой употребляет такие формы высказывания, как «у меня», «наше»? Прочитайте стихотворение «Заборы. Помойки. Афиши. Рекламы.». Какие эмоции у вас вызвало это стихотворение? Как менялись ваши впечатления в процессе чтения текста? Как вы думаете, с какой целью автор располагает картины этой бытовой зарисовки «в черно-белую полосочку»? Прочитайте отрывок из статьи И.Ф.Волкова «Юмор и сатира» (Волков И.Ф. Теория литературы. М., 1995. С. 123-124). Проследите, как реализуются эти несоответствия на образном и лексическом уровнях в стихотворении. Как вы понимаете выражение «тускнеют плафоны»? Найдите образный антипод этому выражению? Как вы думаете, почему описание неба так стилистически сильно выделяется в стихотворении, какая философская мысль заключена здесь? Обратите внимание на наречие «всюду», какое значение приобретает последняя строка стихотворения? Охарактеризуйте пространство и время стихотворения (обратите внимание на предложения и глагольные формы). Как они помогают раскрыть внутренний мир героев стихотворения? Какова функция применяемой в стихотворении звукописи? Как нам становится понятна позиция автора? Прочитайте стихотворение «Пролетело лето.». Как бы вы определили настроение стихотворения? Какое время года в нем изображено? Меняется ли жизнь людей на протяжении этого периода? Что означает выражение «нет в бараке света»? Какой символический смысл получает эта фраза при сопоставлении ее с временами года? Прочитайте стихотворение «Сегодня суббота». Какие эмоции оно у вас вызывает? Какие социальные проблемы поднимает автор в этом стихотворении? Для чего ис-
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 18, №2(2), 2016 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.18, no. 2(2), 2016
пользует автор анафору «сегодня», и как усиливается ее значение в сочетании со словом «опять»? Как соотносится это стихотворение с предыдущим - «Пролетело лето»? Как меняется наше восприятие при сопоставлении этих стихотворений? Попробуйте определить по художественным деталям, языку время создания произведения и его автора. Прочитайте информационную справку (она содержит краткие биографические сведения об авторе, краткую характеристику его творчества). Что нового вы узнали из нее? Повлияла ли полученная информация на восприятие вами стихотворений? Почему автор отказывается от образа лирического героя? Какие элементы, связывающие с традицией некрасовской лирики, вы можете выделить в стихах И.Холина? В чем сходство и отличие позиций Н.Некрасова и И.Холина в освещении социальной темы? Задание для третьей группы (получают стихотворения Б.Рыжего): 1. Прочитайте стихотворение «Музе». 2. Какие чувства оно у вас вызвало? 3. К кому обращается автор со словами «сокровище мое»? Какие еще синонимы применительно к этому образу он использует? 4. Какие ассоциации вызывает глагол «стучи»? Какова конечная цель этого действия? Как вы понимаете выражение «окреп великий слух»? 5. С чем связана тоска лирического героя? Объясните значение строк «За всех, кто умирал / В удушливой глуши. / За всех, кто не отдал / За эту жизнь души»? 6. В чем заключается «удушливость» этой глуши? Охарактеризуйте образы, связанные с городом. 7. Как вы понимаете строки «Сжирайте свой навар, / Мы дар свой не сожрем»? Кому уподобляется в этих строчках лирический герой? Кого подразумевает лирический герой, говоря «мы»? 8. О чем мечтает лирический герой? Попробуйте расшифровать значение символического образа в последних двух строчках? 9. Попытайтесь определить по художественным деталям, языку время создания произведения и его автора. 10. Прочитайте стихотворение «Утро, и город мой спит.». 11. Какие чувства у вас возникли? 12. Какие образы можно выделить в данном стихотворении? 13. Охарактеризуйте образ нищего. Какие чувства его переполняют? С чем они связаны? Что объединяет этого нищего и найденную им баночку? 14. Каково отношение к нищему лирического героя? Как это проявляется? 15. Какой смысл заложен автором в последних 4 строках? Почему, если исчезнут могилы, -разгладится божий лик? К кому обращается лирический герой в последних двух строчках? Какое образное сравнение здесь возникает? 16. Какова функция оценочного прилагательного «милый»? Что общего у баночки, нищего, лирического героя и Бога? 17. Попытайтесь опре-
делить по художественным деталям, языку время создания произведения и его автора. 18. Прочитайте информационную справку (содержит краткие биографические данные и характеристику творчества Б.Рыжего, значение символического образа бабочки). Что нового вы узнали? Изменилось ли восприятие вами данных стихов? Прослеживается ли в них влияние традиций Н.Некрасова?
Задание для четвертой группы (стихотворение А.Рудевича «Бывший интеллигентный человек»): 1. Прочитайте стихотворение. 2. Какие чувства у вас возникли? 3. Охарактеризуйте бывшего интеллигентного человека в первой части стихотворения. Как он выглядит? Выпишите словосочетания с глаголами, характеризующими его действия. Как показана деградация личности? В чем, по мнению автора, причина этой деградации? Почему аббревиатура выражения «бывший интеллигентный человек» абсурдна как смерть? Что еще угрожает жизни БИЧа? Почему стыд, из-за которого герой может умереть, по мнению автора, - «ложный»? С какой целью автор располагает рядом друг с другом выражения «дешевенький бычок» и «простой бичок»? 4. Какую роль приобретает союз «а» во второй строке стихотворения после утверждения автора: «Все мы - интеллигенты»? На какие группы делит он всех персонажей стихотворения? К какой из них принадлежит бывшая жена БИЧа? Что сближает ее с интеллигентной средой? 5. Опишите героиню из второй части стихотворения. С какой целью она собирает банки-склянки? Раскройте значение глагола «висит» в данном контексте? Каково душевное состояние этой женщины? Как она оказалась в таком бедственном положении? Как строятся ее отношения с окружающим миром? Какую смысловую нагрузку несет выражение «коммерции оскал»? 6. Попытайтесь определить по художественным деталям, языку время создания произведения и его автора. 7. Прочитайте информационную справку (содержит краткие биографические данные А.Рудевича, высказывания писателей и философов о значении понятия «интеллигенция»). Что нового вы узнали? Изменилось ли восприятие вами данного стихотворения? Как ведет себя интеллигенция в данном стихотворении? Какое из значений понятия «интеллигенция» больше подходит для их характеристики? Кто больше соответствует понятию «интеллигентный человек» - бывшие или настоящие интеллигенты? 8. Прослеживаются ли некрасовские традиции в этом стихотворении?
Задание для пятой группы (стихотворения А.Родионова и Н.Иванова): 1. Прочитайте стихотворение «Давным-давно в магазине книги...». Какие эмоции оно у вас вызвало? О чем
повествуется в стихотворении? Как характеризует экспедитор-грузчик свою начальницу? Каким образом раскрывает внутренний мир героини ее любимая песня? Почему измена мужа становится ударом, от которого она так и не смогла оправиться? Какую роль в этой трагедии сыграла свекровь? Как вы понимаете выражение: «ее глаза были как два входа в тупик»? Как оценивает сложившуюся ситуацию ее подчиненный? Какую функцию несет его образ? Какой символический образ проходит лейтмотивом через все стихотворение? Проследите его метаморфозы. О каких иллюзиях говорит герой-повествователь в последней строфе? Попытайтесь определить по художественным деталям, языку время создания произведения и его автора. Прочитайте стихотворение «Утром понедельника, еще до традиционного совещания.». Какие эмоции у вас вызвало это стихотворение? Когда происходит описываемое событие? Почему возникают слухи о сокращении? Проследите, как они распространяются. В чем состоит абсурдность возникшей ситуации? О
чем говорит выражение «как теперь делают на всем белом свете»? Что за вопрос поставлен на голосование у кофе-машины? Какой вариант исхода событий предпочитают выбрать сотрудники отдела? Как реагируют сослуживцы на результаты голосования? Как характеризует сотрудников офиса стремление представить начальству «готовое решение»? Какое литературное произведение напоминают нам события, описанные в этом стихотворении? Попытайтесь определить по художественным деталям, языку время создания произведения и его автора. Прочитайте информационную справку (содержит краткие биографические данные А.Родионова и Н.Иванова, характеристику их поэзии, информацию о творчестве Г.Сапгира). Что нового вы узнали? Изменилось ли восприятие вами данных стихотворений, если да, то как? Почему история героини стихотворения «Давным-давно в магазине книги.» достойна пера Г.Сапгира? Прослеживаются ли некрасовские традиции в этих стихотворениях?
"DIALOGUE OF EPOCHS": LESSON IN HOME READING ON N.A.NEKRASOV'S LYRICS
© 2016 E.T.Khafizova
Enzhe T. Hafizova, Assistant to Department of the Russian literature. E-mail: Ensche@ya ndex. ru Bashkir State Pedagogical University. Republic of Bashkortostan, Ufa
The system of studying of modern poetry created by us consists, first, of lessons of home reading in 9-11 forms which are closely connected with program works of the 19th - beginning of the 20th century, secondly, of the survey lessons on modern poetry in the 11th form considering continuity of poetic traditions in the history of development of literature, thirdly from the program lessons illustrating creativity of certain representatives of modern poetry. The technology of "Workshops" which provides for parallel work in several groups of pupils allowed us to cover a large number of authors at one lesson. At the stage of co-tuning the class was divided into 5 groups. Each group was given a task, with a request not to open them until special instructions of the teacher. The students were told that the theme of the lesson was a secret, and it is possible to get to know it only having collected a mosaic from answers of all groups, each of which received an individual task. Having listened to all answers, pupils have to guess and formulate the theme of the lesson, and also verify the version.
Keywords: lessons of home reading in the senior classes of school; the program of training; poetic tradition in the history of development of native literature.