УДК 101.1 ::316; 323
Шерстянкина Татьяна Владимировна
Tatyana Sherstyankina
ДИАЛЕКТИКА ВНУТРИРЕГИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ
DIALECTIC OF INTRAREGIONAL COOPERATION IN TRANSBAIKAL REGION
Рассматривается процесс укрупнения регио-нов России, а также проблемы внутрирегионального взаимодействия в Забайкальском крае после объединения двух субъектов РФ - Агинского Бурятского автономного округа и Читинской об -ласти. Делается вывод о том, что Забайкальский край - самодостаточное административное об -разование, обладающее экономическим, финансо-вым, социальным, культурным потенциалом, достаточным для выполнения возложенных государством функций
The author describes the process of Russian regional agglomeration and also the problems of regional devebpment in Transbaikal region after integration of two federal subjects - Aginsk Buryat Autonomous De-istrict and Chita region. The author comes to the conclusion that Transbaikal region is self-sufficient administrative structure. Its economical, financial, social, cultural potential is sufficient to perform the functions which state entrusts to it
Ключевые слова: глобализация, национальная безо- Key words: globalization, national security of Russia, na-пасность России, национальные интересы, укрупнение tional interests, agglomeration of regions, regional develop-регионов, региональное развитие ment
Современный глобализирующийся мир представляет собой многообразную, сложную и диалектически противоречивую в экономическом, политическом и социокультурном отношениях систему, включающую множество взаимозависимых региональных образований макро-, мезо- и микроуровня.
Для современной России как многонацио -нального государства федеративного типа особое значение имеет перегруппировка территорий на микроуровне (внутри страны), что обусловлено необходимостью модернизации государственно-территориального устройства в целях обеспечения безопасного устойчивого развития.
При обсуждении перспектив российской государственности актуализируется проблема
исследования укрупнения российских регионов и вопрос осуществления качественно новых внутрирегиональных связей. В этом аспекте рассматривается объединение Тюменской области с входящими в нее Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами;
Красноярского края с Таймырским и Эвенкийским автономными округами; Иркутской области с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом. По результатам референдума от 1 марта 2007 г. состоялось объединение Агинского Бурятского автономного округа (АБАО) и Читинской области в Забайкальский край. По -этому представляется целесообразным определить предметом нашего исследования данное новообразование как становящийся укрупненный регион.
Укрупнение регионов обосновывается как минимум двумя причинами. Во-первых, 89 субъектов Российской Федерации усложняют оптимальный баланс интересов, взаимоотношений, связей как между федеральным Центром и субъектами Федерации, так и между самими субъектами. Это также осложняет устойчивое, эффективное функционирование системы власти, системы управления страной. Во-вторых, существование так называемых составных субъектов РФ - краев и областей, на территории которых находятся автономные округа. Такое положение порождает множество экономических, социальных, управленческих и прочих проблем.
По мнению Е. Бухвальда, «сложноустро-енный» (у некоторых авторов - «сложносоставной») субъект Федерации - нелепый административно-правовой феномен, порочное наследие советской эпохи, не имеющий никаких объективных истоков в основах новой российской действительности [1]. Поэтому объе-динение субъектов РФ логически явилось следующим (после создания федеральных округов) этапом повышения управляемости многочисленными субъектами государства. Этот процесс, в свою очередь, детерминировал но -вые подходы к определению самодостаточно -сти регионов.
В мировой практике строительства феде -ративного государства исходят из того, что регион есть самодостаточное административное образование в том смысле, что он обладает экономическим, финансовым, социальным, культурным потенциалом, достаточным для выполнения функций, возложенных на него конституцией страны, федеральными и регио -нальными законами.
Забайкальский край можно считать по -добным самодостаточным образованием в силу ряда причин. Объединительные процессы в регионе начались задолго до референдума 2007 г. Бывшая Читинская область и АБАО в силу географического соседства, истории, сложившихся связей характеризовались тяготением друг к другу, направленностью вектора
развития на углубление экономического, социального , культурного взаимодействия. Они характеризовались единой энергосистемой, единой дорожной сетью, единой системой здравоохранения и т.д. Значительных разделений, кроме бюджетных, не было. Катализатором в становлении взаимозависимости и взаимообусловленности двух субъектов послужил процесс глобализации, охвативший весь мир, существенно ослабивший «значимость географического пространства» [2; С. 9] и сделавший территориальные границы более прозрачными. Это послужило основанием создания единого, целостного «организма», части которого выполняют характерные для них функции. Другая причина - качество внутрирегионального взаимодействия, показатели которого находят свое выражение в социально -экономической, политической, социокультурной и других сферах.
Базовый сценарий развития Забайкальского региона увязан с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. Данный сценарий опирается на наиболее полное использование конкурентных преимуществ местной экономики, природно -ресурсного и транзитного потенциала, устойчивое наращивание экспорта конкурентных видов продукции региона, модернизацию транспортной инфраструктуры и т.д.
Социально-экономическое развитие региона как подсистемы нового качества дает возможность определить общие и секторальные ориентиры его внутреннего развития, учесть и «примирить» интересы и совместные стратегические планы хозяйствующих субъектов, точно взвесить и задействовать ресурсный, инфраструктурный и геоэкономический потенциал, получив, таким образом, синергетический эффект для развития региона на длительный период.
Однако без общих принципов и механизмов самоорганизации Забайкальский край не может состояться как самодостаточная единица в силу очевидного экономического различия входящих в его состав субъектов. По данным
Федеральной службы государственной статистики, АБАО на момент вступления в состав Забайкальского края обладал более мощным экономическим потенциалом, занимая лидирующие позиции в списках российских регио-нов по показателям экономического развития. Так, в первом полугодии 2007 г. увеличение объемов строительства составило 50 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Кроме того, зафиксирован рост таких показателей, как общий объем производства и уровень жизни населения [3]. В Агинском округе, единственном среди прибайкальских регио -нов, с 2003 г. наблюдалось положительное сальдо миграции [4].
Читинская область имела немалый по -тенциал экономического развития: природные ресурсы, транспорт, энергетика и т.п. Однако направленность на поддержку горнодобывающей отрасли и государственных предприятий повлекла за собой деиндустриализацию в промышленности. Согласно данным Комитета экономики Читинской области, в 2006 г. текстильное и швейное производство сократилось на 36,1 %, производство кожи, изделий из кожи и обуви - на 75,9 %, производство машин и оборудования - на 24,6 % [5].
Неоднородность экономического развития АБАО и Читинской области у многих аналитиков вызывала и продолжает вызывать сомне -ния в целесообразности и эффективности их объединения. Однако, на наш взгляд, оказавшись в точке бифуркации, Забайкальский край под влиянием поступающих в систему ресурсов и складывающихся внешних условий способен медленно накапливать количественные и качественные изменения. Это состояние, хотя пока и неустойчиво, но имеет перспективу в плане обновления системы: между ее отдельными элементами рвутся старые и возникают новые связи, разрушаются некоторые старые и зарождаются новые элементы. В этих условиях социально-экономическое развитие двух бывших субъектов Федерации приобретает взаимодополняющий характер.
Главными проблемами, сдерживающими
реализацию экономического потенциала нового региона, являются его экономическая и инфраструктурная изоляция от остальной части России и наиболее развитых российских рынков, низкая внутренняя транспортная связанность территории при ее огромных размерах и высокодисперсном расселении [6].
Кроме того, модернизацию региональной экономики сдерживает распространившийся во всем мире экономический кризис. Долгосрочные договоры с генеральными инвесторами из Центра маловероятны. Поэтому важным фактором безопасного развития региона является ориентирование на самоорганизацию. Способом минимизирования издержек, связанных со стратегией развития края, является максимальная вовлеченность всех сфер в процесс регионального строительства.
Развитие Забайкальского края, как никакой другой территории России, зависит от эффективно действующей транспортной систе-мы. Она объединяет край с другими регионами страны и зарубежья, что является необходимым условием успешного развития.
Постепенный рост транспортной обеспе -ченности населенных пунктов глубинных территорий региона на основе развития местной транспортной сети повышает привлекательность этих районов для предпринимателей, инвесторов и для жизни людей, создает условия для развития системы расселения и дополнительные рабочие места.
Транспортно-логистическая специализация Забайкальского края локализуется, в первую очередь, в поселке Забайкальск, в непо -средственной близости от российско-китайской границы, и краевом центре. Через Забайкальск осуществляется основная часть грузооборота между РФ и КНР. Специализацией территории является торговля, развитие производств по глубокой переработке древесины, сбору авто -техники, бытовой техники, лесоперерабаты-вающей промышленности.
Общий объем российско-китайских грузо -перевозок в прошлом году составил 34,2 млн т. Из них на долю экспорта из России в Китай
пришлось 31,9 млн т, на долю импорта - всего лишь 2,1 млн т. По данным ОАО «Российские железные дороги», из России в основном вывозится лес (40 %), нефть (25 %), а также железная руда и лом (более 10 %). В Забайкальском регионе лесопродукция, например, является основой экспорта и дает более 80 % валютных доходов. КНР поставляет текстиль, бытовую электронику, продукты и игрушки. Не -смотря на значительную внешнеторговую асимметрию, товарооборот между Россией и Китаем постоянно растет, превышая уже 30 млрд долларов в год [7]. Сохранение этой транспортной артерии, безусловно, является экономически выгодным для региона.
Развитие инфраструктуры на основных направлениях международных транспортных коридоров обеспечит потребности внешней торговли Забайкальского края и позволит реализовать его транзитный потенциал. Кроме того, наличие транспортной связи предполагает совершенствование приграничной инфраструктуры и развитие туризма.
Целостность и самодостаточность Забайкальского края сопряжены с энергетической инфраструктурой. Ее приоритетным направлением является обеспечение надежного электроснабжения краевого центра, а также удовлетворение растущих потребностей и реализация инвестиционных проектов по развитию и созданию промышленных зон, находящихся как на территории АБАО, так и бывшей Читинской области. Например, строительство третьего и четвертого энергоблоков Харанор-ской ГРЭС и системы линий электропередачи для выдачи ее мощности в западном направлении позволит повысить надежность электроснабжения Читы. Развитие системы линий электропередачи от Харанорской ГРЭС в восточном направлении создаст инфраструктурные предпосылки для развития перспективных предприятий горнодобывающей промышленности региона: Бугдаинский, Быстринский, Березовский ГОКи. Развитие энергетической инфраструктуры нацелено на получение положительного экономического и социального эф-
фекта.
Таким образом, образование Забайкальского края позволило объединить природные, материальные, интеллектуальные и прочие ресурсы АБАО и Читинской области. Однако, на наш взгляд, наиболее значимой сферой интересов рассматриваемого региона выступает социокультурная, которую позиционируют в качестве детерминанты общественного развития.
Перед региональными представителями Забайкалья стоит задача скорейшего осмысления итогов объединения АБАО и Читинской области и, самое главное, выработки ценностных стратегических ориентиров для успешного завершения переходного периода не позднее 1 января 2010 г.
Укрупнение региона вызвало к жизни множество проблем, одной из которых является опасение по поводу утраты национальной идентичности бурятским народом. Но аргументацию, что с потерей АБАО статуса субъекта Федерации бурятская культура, язык и другие элементы национальной самоидентификации со временем исчезнут, можно считать узким подходом к пониманию действительности. Решить проблемы культурной самоидентификации можно только, диалектически осмысливая объективные и субъективные стороны этого процесса, основываясь на принципах толерантности, которые помогают выжить в современном мультикультурном мире.
Бывшие субъекты РФ, прежде имевшие право четко обозначать и сохранять собственное геокультурное пространство, выступая в условиях трансформации в новом качестве, проявляют способность принимать ценности и нормы бурятского и, соответственно, русского народа, структурно встраивая их в собственную культуру, расширяя, таким образом, ее потенциал. Следует согласиться с мнением губернатора Забайкальского края Р.Ф. Гениатулина, что это новая возможность взаимного развития составных частей региона в условиях глобализации, которая расширяет границы культурного пространства, выводит АБАО и
Читинскую область за рамки локальных образований, обеспечивая комфортное сосуществование народов разных национальностей.
Итак, механизмом объединения Забайкальского края выступают социально -экономическая и этнокультурная составляющие . Однако доминирующей остается политическая целесообразность, являющаяся основной предпосылкой появления идеи укрупнения регионов с целью выстраивания «вертикали власти», повышения контроля над террито-риями, региональными политическими элитами, финансовыми потоками и т.д.
Безусловно, в этом процессе можно вы -делить и ряд негативных моментов. Так, по мнению Ю. Янбаевой и Е. Минченко, укрупне -ние регионов влечет за собой:
- излишнюю централизацию власти, что грозит в будущем появлением центробежных сил;
- сложность в управлении крупным ре -гионом;
- увеличение количества муниципальных образований, в результате чего снизится управляемость внутри региона;
- рост национального сепаратизма;
1. Бухвальд, Е. Укрупнение регионов: перспектива или суррогат реформирования федеративных отношений [Текст] /Е. Бухвальд //Федерализм. - 2004. - № 4. - С. 139-141.
2. Арсентьева, И.И. Глобализация и перспективы мирового развития [Текст] / И.И. Арсентьева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. № 12 (81): Общественные и гуманитарные науки. - СПб., 2008. - С. 7-15.
3. Регионы России. Социально-экономи-
ческие показатели-2008 [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: www.gks.ru.
4. Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ (социальный портрет) [Электронный ресурс] // Социальный атлас российских регионов. - Режим доступа: mw.atlassocpoІJu/portraits/chitashtm#economy
- создание самодостаточных регионов-монстров, способных в будущем угрожать национальной безопасности России [8].
Конечно, это может отрицательно сказаться и на безопасном развитии Забайкальского края. Однако, на наш взгляд, оценку процесса укрупнения региона следует осуществ-лять с точки зрения государственного строительства, а также возможности реализации региональной политики Забайкалья, которая охватывает все важнейшие отрасли материального производства, занятость населения, размещение сферы обслуживания, способствует выработке наиболее рациональных способов выравнивания уровня жизни бурятского и русского населения и т.д.
Таким образом, трансформация и укрепление пока еще достаточно слабых внутренних связей, объединяющих все сферы жизнедеятельности Забайкальского края, ведут к усилению взаимодействия АБАО и бывшей Читинской области и в конечном итоге к переструк-турированию внутрирегиональной системы, что, в свою очередь, способствует укреплению национальной безопасности Российской Федерации в целом.
_________________________________Литература
5. Информация о социально-экономическом положении Читинской области за 2006 год [Электронный ресурс] // Комитет экономики Читинской области. - Режим доступа: www.economy.e-zab.ru/page/monitormg/lib/2006/ де-сетЬег.рЬр.
6. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Буря -тия, Забайкальского края и Иркутской области на период до 2025 года [Электронный ресурс] // Министерство регионального развития Российской Федерации. - Режим доступа: www.minregion.ru.
7. Максимов, И. О транспортных коридорах [Электронный ресурс]/И. Максимов //Российские железные дороги. - Режим доступа mw.pass.rzd.ru/wps/poital/press7STRUCT-URE_ID=752&layer_id=463&id=200927.
8. Янбаева, Ю. Укрупнение регионов России:
экономическая и политическая целесообразность тической экспертизы. - 16.01.2007. - Режим дос-[Электронный ресурс] / Ю. Янбаева, Е. Минченко // тупа: www.stratagema.org.
Исследования Международного института поли-
Коротко об авторе____________________________________________________________________Briefly about author
Шерстянкина Т.В., ст. преподаватель, каф. «Востокове- T. Sherstyankina, Senior lecturer, department of Oriental
дение», Читинский государственный университет (ЧитГУ) Studies, Chita State University
Научные интересы: социальная философия, нацио- Research interests: social philosophy, national security of
нальная безопасность Российской Федерации, регионо- Russian Federation, Russian studies
ведение России