УДК 378
Бабаева Эльнара Сеидгашимовна
кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы филиала Дагестанского государственного педагогического университета в г. Дербенте [email protected]
ДИАЛЕКТИКА СТАНОВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ВУЗА
В статье раскрывается противоречивый характер становления современного регионального вуза, показаны особенности его миссии, выявляются детерминанты, определяющие процесс становления. Выделенные в результате теоретического анализа противоречия, детерминанты развития современного вуза создают предпосылки для практического решения проблемы модернизации высшего образования.
Ключевые слова: противоречие, детерминанта, региональный вуз, миссия регионального вуза.
Babayeva Elnara Seidgashimovna
PhD in Philology, Associate Professor of the Department of the Russian Language and Literature of Dagestan State Pedagogical University (affiliated branch), Derbent [email protected]
ESTABLISHMENT DIALECTICS OF MODERN REGIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION
The contradictory character of the establishment of modern regional institution of higher education is considered in the article; the features of its mission are shown; determinants identifying the process of establishment are introduced. Contradictions marked out as a result of theoretical analysis, determinants of the development of modern institution of higher education create preconditions for the practical solution of the problem of higher education modernization.
Key words: contradiction, determinant, regional institution of higher education, mission of the regional institution of higher education.
Переход России на рыночные отношения поставил перед системой профессионального образования новые цели, решение которых видится в глубоких преобразованиях системы профессионального образования. Эти преобразования целесообразно представлять в виде двух взаимосвязанных процессов: совершенствование существующей образовательной системы и формирование новых концептуальных подходов и условий ее развития на основе прогнозных оценок и стратегических направлений, в соответствии со структурными сдвигами в экономике и социальной политики не только государства в целом, но и отдельно взятых регионов.
Особую значимость приобретает состояние высшего образования при реформировании экономики страны и отдельно взятого региона. Вузы имеют возможность в больших масштабах вести переподготовку и повышение квалификации специалистов, что позволяет снизить, например, структурную безработицу. Ведущие вузы являются своего рода инкубаторами для наукоемких технологий, обеспечивают хорошие стартовые возможности для внедрения современных, в первую очередь информационно-насыщенных технологий, научного и кадрового обеспечения инвестиционных проектов. Исследования показывают, что темпы проведения экономических реформ по регионам страны коррелируются с показателями развития в них высшей школы, удельным весом лиц с высшим профессиональным образованием и количеством студентов [1, с. 29-42].
Более того, высшие учебные заведения являются необходимым элементом инфраструктуры современного крупного города, любого сколько-нибудь серьезного региональноадминистративного образования. Количество и развитость высших учебных заведений является индикатором научно-технического, социально-культурного развития урбанизированной среды, ее миграционной привлекательности для населения, одним из основных показателей качества жизни населения. Города и регионы, имеющие развитые высшие учебные заведения, всегда были и будут более конкурентоспособными, притягивая к себе новые инвестиции, производства, предприимчивых людей, одарённую молодежь. Специальные исследования доказывают: чем выше показатели развития высшей школы для города, региона, страны, тем большие возможности при прочих равных условиях они имеют для своего ускоренного демографического, социальноэкономического и культурного развития [2].
В данном случае «регионализм» как принцип требует не только усиления роли регионального вуза в восходящем воспроизводстве качества жизни в регионе, но и в раскрытии региональнокультурной, социогенетической функций высшего образования. Региональные вузы (особенно региональные университеты) несут особую миссию, в которой можно выделить главные основания:
- ориентация на воспроизводство кадрового потенциала и интеллектуальных ресурсов культуры и, в целом, жизненных сил определенного региона;
- региональный вуз - база социокультурного наследования в регионе, своеобразный носитель регионального «кода», с помощью которого сохраняются социокультурные традиции, поддерживается историческая, не только общероссийская, цивилизационная или национальная, но и региональная память;
- региональный вуз - центр системы непрерывного образования в регионе;
- региональный вуз все больше и больше аккумулирует в себе подготовку кадров высшей категории [2, с. 56-58].
Развитие региональных вузов на современном этапе является сложным и противоречивым процессом в России. Интенсивность развития системы высшего образования сопровождается её развертыванием как внутри отдельных регионов и стран, так и по всему миру. В этих процессах естественно сложилась палитра противоречий, которые на наш взгляд, неизбежны в периоды трансформаций социальных систем. Более того, противоречивость происходящего можно рассматривать в качестве одного из факторов развития системы высшего образования, но, как показывает практика, противоречия имеют тенденцию к накоплению.
Противоречие нами понимается, как взаимодействие противоположных тенденций развития общественных явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении (3).
Необходимо отметить, что первые попытки системного изучения противоречий развития образования относятся к концу 1970-х - началу 1980-х гг. Наиболее крупной работой этого плана является монография Ф.Р. Филиппова [4, с. 231]. Исследователь выделил две группы противоречий: внешние и внутренние. Внешние он связывал с проблемами, опережающими существующие общественные потребности в образовании. Внутренние противоречия вытекали из текущих функций образования и функций социальных.
Исследователи (Т.Г. Зимарева, А.Ф. Кооп, Ф.Р. Филиппов и др.) выделяют противоречия, которые носят инвариантный характер и сохраняются при любых изменениях: исторических, политических, финансовых и других. Ведущее место среди них занимает разрыв между формирующимися и возрастающими потребностями личности, общества и государства в опережающем развитии качества образования и способностью самой системы эти потребности удовлетворить. Не менее важно учитывать противоречия, которые возникают между ролью образования в социальном процессе и избранным политическим курсом. Ситуация, при которой основная масса населения и власть придают образованию разное значение, характерна только для России [5, с. 83-87].
Ряд противоречий, существующих в России, консервирует состояние образования. К ним относятся противоречия между нарастающей ролью современных обучающих технологий и невозможностью их использования в высшей школе; степенью интенсивности научно-педагогического труда и уровнем его оплаты; между огромным расходом жизненной энергии работников образования и социальными условиями ее восстановления; между демократическим характером научнопедагогического труда и авторитарностью системы управления; между сохраняющейся притягательностью высшего образования и степенью его доступности [6, с. 90].
По нашему мнению, существует еще одно стержневое противоречие, которое выступает в современных условиях важнейшим источником развития высшего образования, - это противоречие между классическим типом образования и требованиями современного общества. Его разрешение связано со многими инновациями, как в содержании высшего, особенно, университетского образования, так и в его методиках и методологии.
Противоречивый характер происходящих реформ в экономике и в самой системе образования влияет на генезис высшего профессионального образования в России, особенно на генезис региональных вузов, обусловленный множеством детерминант.
Первая детерминанта - социально-экономическая, даже финансовая, и инфраструктурная неравномерность развития России, приводящая к «расслоению» единого когда-то в советское время «экономического пространства» России. Резкое повышение цен на энергоресурсы и тарифы на железнодорожно-транспортные услуги за годы экономических реформ последнего десятилетия в противовес действующему «инфраструктурному закону» экономического развития России, в том числе «закону энергостоимости» [7, с. 40-52] породили процесс фрагментации экономического пространства. Это привело к понижению транспортной доступности высшей школы в Москве, С.-Петербурге, Новосибирске, Воронеже, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону и др. - в наиболее крупных вузовских центрах - для молодежи из «глубинки» России, особенно из сельских районов. По данным Я.М. Рощиной, например, Москва с позиции доступности высшей школы стала самым закрытым городом [8, с. 152]. 30% потенциала высшей школы, таким образом, де-факто обслуживает 10% населения России (если взять население Москвы и Московской области). Социологические
измерения последних лет свидетельствуют, что 90% выпускников школ хотят получить высшее образование в своем регионе [8, с. 155].
Вторая детерминанта - сложившиеся экономические механизмы стратификации экономической доступности высшего образования в форме платности высшего образования, репетиторства, многочисленных форм подготовки абитуриентов для сдачи ЕГЭ и поступления в вузы (обеспечивающих преодоление разрыва между качеством подготовки выпускников в школах и нормативами качества подготовки, отраженными в требованиях к подготовке выпускников, предъявляемых вузами). При этом, экономические барьеры доступности высшего образования в «вузовских центрах» намного выше, чем в регионах. Более низкая цена как «промежуточных механизмов», обеспечивающих поступление абитуриентов в вузы, так и образования в высшей школе, в регионах, еще более усиливает потоки абитуриентов в свои, региональные вузы. «По доле затрат на образование, - замечают Е.А. Омельченков, Н.В. Гончарова, Е.П. Лукьянова, - особо выделяются сельские жители» [9, с. 33]. Иными словами, выпускники сельских школ оказываются самыми ущемленными в своих правах на получение высшего образования. И именно региональные вузы, особенно в аграрных регионах, через сеть своих филиалов в сельских районах, а также крестьянские университеты [10, с. 9-21], призваны обеспечить выравнивание доступности высшего образования для выпускников сельских школ.
Третья детерминанта - отражение императива выравнивания вузовской сети по регионам России [11] с тем, чтобы обеспечить развитие интеллектуального потенциала регионов как фактора постепенного выравнивания в будущем экономического развития России по региональногеографическому измерению.
Происходит постоянная диверсификация моделей вузовских систем и их миссии. Тенденция перманентной диверсификации вузовских систем и, в определенной мере, регионализация вузов, содержит, минимум, два проблемных аспекта. С одной стороны, она связана, прежде всего, с неспособностью государства содержать систему профессионального образования. С другой стороны, система профессионального образования не является эффективным институтом государства.
Основные проблемы высшего профессионального образования связаны с целым рядом внешних и внутренних причин, среди которых отсутствие финансирования, ущербное формирование негосударственного сектора ВПО, менталитет, структура и качество профессорско-преподавательских кадров, несоответствие существующего научно-образовательного потенциала вузов реалиям складывающейся социально-экономической системы и т.д. В данном месте изложения уместно привести данные В.Н. Галяпиной [12, с. 42-49], полученные в результате исследования профессиональной идентичности преподавателей пяти российских вузов. Под профессиональной идентичностью автор понимает «осознание и переживание личностью своей принадлежности к профессиональной группе». Осуществленные ученым исследования выявили, что треть (32%) преподавателей вузов испытывают безразличие, уязвленность, униженность при соотнесении со своей профессией. При этом 21,1% преподавателей готовы сменить профессию на более оплачиваемую.
Как следствие такого состояния научно-педагогического состава вузов - неоднозначное (чаще отрицательное или нейтральное) отношение преподавателей ко всякого рода инновациям и модернизациям, что удлиняет время протекания кризисных процессов в вузовской системе. В данной связи, необходимо обратиться к некоторым мыслям Ф.Г. Кумбса, который, анализируя кризис в образовании, обратился к коллегам со словами, которые и сегодня сохраняют свою актуальность: «Нужно приложить все силы к тому, чтобы покончить с таким положением, когда всем и повсюду настойчиво внушается мысль о том, что все новое в образовании непременно будет второстепенным» [13, с. 128].
Четвертая детерминанта - возможность применения к познанию и построению региональной вузовской образовательной системы, как особого субъекта современной образовательной политики, методологии на основе оценки степени «открытости-закрытости» исследуемой «системы» и уровня развития общественно-государственного управления данной системой. Известно, что нет полностью «открытых», как и нет полностью «закрытых» систем. Но, в настоящее время, вузовские системы являются более закрытыми, чем открытыми системами. Поэтому образовательная политика, как и экономическая, должна исходить из этого принципа, и идентификация вузовской образовательной системы должна начинаться с идентификации степени «открытости - закрытости» с учетом тех негативных процессов в области доступности высшего образования, которые обусловлены социально-экономической стратификацией российского общества.
Такая идентификация поможет найти ответы на вопросы: какая часть воспроизводства кадрового потенциала (по специальностям) с учетом потребностей развития конкретного региона по-
крывается внутренними образовательными ресурсами, а какая внешними; какие направления ву-зовско-образовательной кооперации необходимо развивать? Возрастание открытости вузовской системы позволит решить проблему разработки дифференцированных социальных нормативов качества образования для различных регионов России.
Пятая детерминанта - заключается в формировании понимания того, что вуз по своей структурно-функциональной организации представляет собой систему (причем систему, встроенную в системы более высокого порядка - регион, страна, мир) и, следовательно, подчиняется системогенетическим законам [14]: законам адекватности по сложности, разнообразию, неопределенности и системности; закону системного наследования (преемственности); закону инвариантности и цикличности развития; закону системного времени и гетерохронии (и вытекающего из него закона неравномерности развития и закона периодической кризисности в развитии систем) и др. «Законы адекватности» по отношению к эволюции вузовских образовательных систем приобретает специфическую «кальку» в виде «законов социо-, нацио-, этно-, государство-морфности образования». На региональном уровне, например, эти законы приобретают смысл соответствия региональных образовательных систем «морфности» регионов - т.е. соответствия социальной, культурной, национально-этнической, экономической «морфологии» региона. Региональные вузы несут в себе «печать» этой морфологической специфики и она отражается в структурах, в первую очередь, в целевой и функциональной, управления внешним, системно-социальным качеством высшего образования.
Это послужило толчком в развитии профессионального образования и, как показало исследование, наиболее перспективным направлением его развития будет широкая диверсификация, которая обеспечит развитие образовательной системы России и будет способствовать:
- повышению социального спроса на более высокий уровень профессионального образования и необходимости удовлетворения потребностей гораздо более разнообразных слоев населения;
- разработке образовательными учреждениями альтернативных программ и систем обучения;
- постоянно изменяющемуся спросу на рынке рабочей силы и принятию мер образовательными учреждениями по подготовке специалистов в новых профессиональных областях с учетом реструктуризации и регионализации экономики.
Диверсификация профессионального образования нами рассматривается как общедидактический принцип развития системы непрерывного профессионального образования, который формирует новую педагогическую систему профессионального образования в региональном вузе.
Таким образом, современный региональный вуз характеризуется полифункциональностью (выполняет в регионе социальную, культурно-воспитательную, обучающую, научноисследовательскую, профессиональ-ную, инновационно-коммерческую, сервисную и др. функции) и динамичностью (постоянно развивается под влиянием изменений, происходящих на региональных рынках образовательных и исследовательских услуг, и рынка труда).
Данные рассуждения позволили сформулировать определение «современный региональный вуз» - это образовательная организация высшего профессионального образования, реализующая разноуровневые и разнонаправленные образовательные программы, отвечающие современным требованиям со стороны не только государства, но и регионального сообщества в части количества и качества образовательных услуг.
Перечисленные противоречия развития системы высшего профессионального образования составляют смысловое ядро модернизации высшего образования. В данной связи, модернизация будет иметь смысл, если создаст условия для достижения стратегической цели - повышения эффективности и качества высшего образования в широком смысле, в том числе расширение вузовской сети, выравнивание ее плотности по регионам, повышение доступности, массовости и бесплатности высшего образования, постоянное повышение образовательного ценза населения. Вузы должны сыграть свою роль в обеспечении устойчивости развития России и каждого региона в отдельности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Белоконь A.В., Пушкаренко А.А. Университеты России: проблемы регионализации. Ростов н/Д, 1994.
2. Шафранов-Куцев Г.Ф. Университет и регион: монография. Тюмень, 1997.
3. Управление социально-экономическими процессами в регионах: роль университетов / под общ. ред. В.В. Чекма-рева. Кострома, 2002.
4. Социология: энциклопедия / сост. А.А. Г рицанов, В.Л. Абциянко. М., 2003.
5. Филиппов Ф.Р. Социология образования. М., 1980.
6. Зимараева Т.Г. Диверсификация противоречий развития системы высшего образования в трансформирующейся России // Вестник Челябинского государственного университета. Вып. 14. 2009. № 33.
7. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. М., 1997.
8. Субетто А.И. Экономические законы развития России // Проблемы новой политической экономии. 2003. № 1 -2.
9. Проблемы доступности высшего образования. Серия «Научные проекты НИСП - IISP Working Papers WP3/2003/01. М., 2003.
10. Майборода Л.А., Субетто А.И. Система крестьянских университетов в России - основание прогрессивного разрешения аграрного кризиса и поступательного развития аграрного комплекса в России // Вторая научная сессия Отделения образования Петровской академии наук и искусств «Судьба российского образования - судьба России» / под ред. А.И. Субетто. СПб., 1995.
11. Волкова Ю.А., Субетто А.И., Волкова А.Ю. Статистико-социогеографический квалиметрический мониторинг воспроизводства интеллектуального потенциала и образования в России. М., 1997.
12. Галяпина В.Н. Особенности профессиональной идентичности преподавателя вуза // Инновации в общем и профессиональном образовании: опыт, проблемы, перспективы: материалы научно-методической конференции. Ставрополь, 2010.
13. Кумбс Ф.Г. Кризис образования в современном мире (системный анализ). М., 1970.
14. Субетто А.И. Системологические основы образовательных систем. М., 1994.