Научная статья на тему 'Диалектика сомнения и убеждения в науке, искусстве и культуре'

Диалектика сомнения и убеждения в науке, искусстве и культуре Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
604
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ / КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / СОМНЕНИЕ / УБЕЖДЕНИЕ / СКЕПТИЦИЗМ / ИНТУИЦИЯ / ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Щавелёв С. П.

Статья посвящена рассмотрению одного из ключевых вопросов философской теории познания и когнитивной психологии моментам и функциям сомнения в деятельности ученых, художников и других профессионалов-практиков. Обсуждаются размеры такого творческого скептицизма и условия его перехода к обоснованным убеждениям субъекта знания и социального действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with one of the key issues of philosophical epistemology and cognitive psychology which are the cases of doubt and its functions in the work of scientists, artists and other professional practitioners. We discuss the limits of the creative skepticism and conditions of its transition to a well-founded knowledge of the subject of social knowledge and activity.

Текст научной работы на тему «Диалектика сомнения и убеждения в науке, искусстве и культуре»

УДК 130.2

ДИАЛЕКТИКА СОМНЕНИЯ И УБЕЖДЕНИЯ В НАУКЕ, ИСКУССТВЕ И КУЛЬТУРЕ

СП. Щавелёв

Курский государственный медицинский университет e-mail: [email protected]

Статья посвящена рассмотрению одного из ключевых вопросов философской теории познания и когнитивной психологии - моментам и функциям сомнения в деятельности ученых, художников и других профессионалов-практиков. Обсуждаются размеры такого творческого скептицизма и условия его перехода к обоснованным убеждениям субъекта знания и социального действия.

Ключевые слова: социальная эпистемология, когнитивная психология, сомнение, убеждение, скептицизм, интуиция, творчество.

«Надежна одиночества праща, Эй, Голиаф сомнений, выходи, выходи!..»

Ю.А. Кукин. Пора.

1966 г.

В традиционной теории познания - философской гносеологии - оно изучались отвлеченно от эмоциональной, волевой, жизненно-мотивационной сфер сознания и поведения отдельной личности и целого сообщества людей. Претензии разных типов рациональности, отдельных стилей мышления на всеобщность основывались на вере в то, что «субъектом этого мышления является картезианское рациональное "Я", или кантовская трансцендентальная субъективность, или еще какая-либо форма "чистого разума"» 1. На самом деле субъектом познавательной деятельности выступает целостный человек, наделенный множеством социокультурных характеристик (вроде возраста, пола, расы, этноса, профессии, социального страта и т.д., и т.п.). Пограничные между гносеологией и психологией, этикой, эстетикой, социологией, антропологией и другими сферами когнитивистики феномены стали объектом специальных исследований сравнительно недавно, в рамках современной эпистемологии. Эта последняя пытается учитывать и обобщать различные проекции познания, которые именуются эволюционной, психологической, социальной, исторической, синергетической, компьютерной и иного рода эпистемологией 2.

Среди социально-психологических процессов получения и использования знания выделяются такие, как сомнение и убеждение. В самом общем плане они характеризуются как переход некой информации, уловленной мозгом на нейробиологическом уровне, в состояние знания, то есть личностно усвоенного опыта

1 Гройс Б. Поиск русской национальной идентичности // Вопросы философии. 1992. № 1. С. 52.

2 См.: первый отечественный компендиум по современной теории познания: Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Гл. ред. и сост. И.Т. Касавин. М., 2009. См. также, если угодно, мою рецензию на это издание: Щавелев С.П. Энциклопедия эпистемологии и философии науки // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2010. № 4. С. 198-202.

3

любого рода. Одни авторы, главным образом философы , рассматривают динамичный комплекс душевных движений «сомнение - уверенность» как элемент логического метода познания, эпистемической рефлексии над овладеваемым человеком знанием. А другие, по большей части психологи 4, подчеркивают его субъективные, ценностные, праксеологические аспекты. В действительности перед нами явления, переходные от области чувств к зоне интеллекта, для них характерно тесное переплетение, взаимопроникновение логического и психологического, рационального и эмоционального моментов; личностного и коллективного, общественного содержания. К ним необходим комплексный, междисциплинарный подход.

Сомнение представляет собой такое состояние духа, при котором человек испытывает неуверенность в достоверности имеющегося знания; переживает отсутствие твердой веры в существование искомого эффекта, достижение поставленной цели; не решается избрать одно из двух или более сомнений (сопутствующих взглядов, оценок по одному и тому же вопросу). Эта способность «думать надвое» (В.И. Даль) содержит в себе первоначальную, интегрированную оценку проблемной ситуации в собственно познании или на практике. Назначение сомнения - соотнести известное с неизвестным, возможность с действительностью, выявить меру риска в ходе дальнейшей деятельности. Помочь оформлению онтологически проблемной жизненной ситуации в ментальную задачу, подготовленную для теоретического или практического решения.

Согласно традиционной классификации психических явлений сомнение следует причислить к группе фундаментальных, а именно интеллектуальных высших чувств, гностических эмоций. Оно сопровождает познание не только на созерцательном, но и на дискурсивном его уровнях, красной нитью вплетаясь в сенсорные и мыслительные процессы, происходящие в уме и теоретика, и практика. «Ничто так не согласно с разумом, - изрек Паскаль, - как его недоверие к себе» 5.

Это познавательное чувство весьма существенно варьируется по шкале интенсивности эмоционального переживания. В начале соответствующего ряда стоит, по идее, такой обобщенный чувственный тон или же настроение, при котором наблюдается сравнительно длительный, но неярко, стерто выраженный оттенок неуверенности, этакого интеллектуального дискомфорта в связи с той или иной решаемой в профессии или обыденной жизни задачей. Обыкновенно подобный настрой соответствует адаптации человека к незнакомой внешней ситуации (скажем, при вхождении в новый для него коллектив или же перехода исследователя к новому проекту, художника - к непривычному ему жанру) или необычному виду деятельности, смене специализации; соответствует началу работы над сложной

3 См.: Эрн В.Ф. Природа философского сомнения // Вопросы философии и психологии. М., 1910. Кн. 105 (5); Илиев С. Към миналото на философското сомнение // Философска мисъл. София, 1982. Г. 38. Кн. 9; Ковшов Е.М. Сомнение как форма познавательной рефлексии // Проблемы рефлексии в научном познании. Куйбышев, 1983; Шапо Л. С. Гносеологические функции сомнения: (Методологический и системный аспект). Автореф. дис. ... канд. филос. н. М., 1989; Дмитриев Т.А. Проблема методического сомнения в философии Ренэ Декарта. Автореф. дис. ... канд. филос. н. М., 2002; Шакиров И.А. Сомнение как философская категория. Уфа, 2010; Баранский С. Сомнение: манифест для тех, кто готов выйти из толпы. М., 2014.

4 См.: Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., Мысль, 1978. С. 116-117; Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. М., 1980. С. 43-45; Эванс Д. Эмоции. Очень краткое введение. М., 2008. С. 38-39; Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. СПб., 2013. С. 138.

5 Паскаль Б. Мысли. М., 1994. С. 327..

проблемой. Тогда сомнение смешано с другими однопорядковыми нюансами чувств (интерес-возбуждение, удивление, смутная догадка, различные виды тревожности), так что их бывает нелегко различить. «Когда я ночью жду ее прихода, / -признавалась Анна Ахматова, - Жизнь кажется висит на волоске. / Что почести, что юность, что свобода / Пред милой гостьей с дудочкой в руке». Муза художника, как и гений-покровитель ученого исследователя, и путеводная звезда профессионала-практика, бывают, как известно, обманчивы и капризны; почти всегда трудоемки, но и щедры на награды своим верным поклонникам.

Приведем очень типичное для любого типа познания описание интуитивного отрезка на пути к нему, принадлежащее ученому-математику. В. В. Пржиялковский, старший научный сотрудник Математического института имени В.А. Стеклова РАН отвечает журналисту на вопрос «Как вы все это изучаете»: «Деятельность математика не такая, как у всех. Мы не трудимся "с девяти до шести": нам не требуется формальное присутствие на рабочем месте. В основном математики приходят на работу для обсуждения задач, а также для участия в семинарах, на которых они узнают новое и рассказывают о своих последних достижениях. Поэтому понятия "рабочий день" для математиков в России почти не существует (за границей часто всё по другому). Выходные отличаются лишь тем, что нет семинаров. Математики могут днями заниматься чем-то посторонним, и в это время в их головах попутно "варится" проблема. Они обсуждают свои задачи с коллегами, копят знания. И в какой-то, часто совершенно неожиданный момент их осеняет! Вся картина того, что они изучают, вдруг высвечивается целиком.

Математики много времени проводят за компьютером: читают статьи, переписываются по почте. Поэтому идеи к ним чаще всего являются в самых неожиданных местах: в душе, по дороге в магазин, перед сном. После того, как к ученому приходит видение решения задачи, начинается долгая и кропотливая работа, которая занимает все его время (тут тоже нет выходных). Ему нужно четко и строго доказать и проверить все детали решения, а также тщательно и понятно его записать. Это требует много времени. Текст переписывается, вычитывается и проверяется

многократно. К сожалению, большую часть работы (особенно в последнее время)

6

занимает и другая деятельность - это написание заявок и отчетов по грантам» .

Если внести поправки насчет графика присутствия в служебном офисе (мастерской, лаборатории, архиве, хранилище музея), то по сути дела процесс поиска истины примерно так и происходит в любой профессии. Различаться может, прежде всего, пропорция бессознательного и осмысленного логически моментов решения сложной задачи. В искусстве, как представляется, вдохновение больше зависит от бессознательных движений души, в науке пропорция интуиции и логики видится примерно равной, а на практике жизни окончательные решения чаще диктует логика, а чутье профессионала ее подстраховывает. Впрочем, обсуждаемая пропорция может еще зависеть от типа личности, характера задачи, жизненной ситуации.

Эмоциональный тон с отчетливой доминантой сомнения вновь возникает в процессе и особенно часто на завершающей стадии решения задачи, когда некий внутренний голос, своеобразная критическая совесть удерживает руку мастера от того, чтобы поставить последнюю точку. Выдающийся представитель известной школы историков «Анналы» Марк Блок заметил, что чаще всего мы не потому сдаем рукопись в печать, что полностью завершили работу над ней, а потому, что дальше

6 Янчилин В. Многообещающие многообразия // Поиск. Еженедельная газета научного сообщества. 2017. № 3 (1441). 20 января. С. 7.

тянуть с этим не позволяют договорные сроки. Похожий душевный синдром переживают художники, многие из которых вольно-невольно затягивают работу над картиной, рассказом или фильмом на совершенно невообразимый для большинства их коллег по ремесленному цеху сроки. Так, режиссер А.Ю. Герман снимал свой последний фильм «Трудно быть богом» более двенадцати лет. Монтаж отснятых материалов начался только после кончины постановщика. Метафорически эту тенденцию фанатичного творчества уходить в бесконечность ярко выразил Бальзак в рассказе «Неведомый шедевр». В этом «шедевре, полном прекрасной иронии» (К. Маркс) показано стремление к высшему идеалу мастерства, которое заводит творца в бездну самодовлеющей формы, якобы максимально совершенной, а на деле просто оторвавшейся от всякого содержания, без которого вообще невозможно творчество. Бесконтрольный субъективизм, как, впрочем, и наивный реализм, в конце концов убивает не только произведение, но и самого автора.

В собственном, выраженном смысле и состоянии сомнение представляет собой, как уже говорилось, относительно самостоятельную эмоцию, «душевно-умственное чувствование» (К.Д. Ушинский) нерешительности перед окончательным выводом; неустойчивое равновесие в мыслях между верой и неверием по определенному вопросу, когда утверждение и отрицание сосуществуют и не согласую тся в нашем сознании. «Принято понимать под сомнением, - пояснял Гегель, - ... расшатывание той или иной предполагаемой истины» 7. Высказанное им сравнение оттеняет идею, согласно которой сомнение есть более действие, нежели состояние ума, в целом человеческой психики. В качестве эмоции оно (в норме) скорее стенично, побудительно в отношении поведения человека.

Аффективной стороной отмеченных мыслительных операций выбора между согласием и отказом выступает неприятное, вообще говоря, ощущение неудовлетворяемой какое-то время потребности в истинном знании, проблематичности выполнения поставленной задачи, переживание возможной тщетности других каких-то жизненных устремлений. По словам Яна Амоса Коменского, сомнение «обременительно для духа, как камешек в башмаке для ноги» 8. Тогда как в собственной «вере приятно, как в теплой постели» 9, -признавался Энгельс.

Необычайно богатый и красочный материал для феноменологии этой стороны эмоциональной культуры личности дает мировая художественная литература, в особенности - поэзия. Ее лирический и трагический герои ощущают сомнение как личную боль, переживают его как искреннюю тревогу, которой не избежать мыслящему человеку. Сошлемся на поэтические тексты из нашей отечественной антологии - одного из недооцениваемых исследователями источников глубоких философско-психологических наблюдений. Ее совокупный автор-поэт - «дитя и страсти, и сомненья» (Е.А. Баратынский), он - «вечного сомненья полный» (Д.В. Веневитинов), ему «сомненьем суждено дышать» (А.А. Фет). «Дух отрицанья, дух сомненья» (А.С. Пушкин) для него - отнюдь не просто украшение изящной зарифмованной миниатюры. Сомнение ярко подсвечивает душу героя залетевшими в нее искрами мирового, даже вселенского пожара. Поэтому

«Страшна эта пропасть меж "да" и "нет", Меж плюсом и минусом бездна.

7 Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа // Сочинения. М., 1959. Т. 4. С. 44.

8 Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. М., 1955. С. 622.

9 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2. Т. 41. М., 1970. С. 412.

Во имя чего я явился на свет?

Быть может, борьба бесполезна?» 10

Так вопрошает латышский поэт Имант Зиедонис в стихотворении «Сомнение».

А без «гнетущих ум сомнений» (А.Н. Плещеев) душа поэта потухает. «Незлобивый поэт, в ком мало желчи, много чувства», по Н.А. Некрасову, не властен над будущим, в том числе потому, что «он чужд сомнения в себе - сей пытки творческого духа». Напротив, «страданий, страсти и сомнений... печальный след» (А. А. Григорьев) остается надолго в душах читающих, чувствующих и размышляющих поколений.

«Сердце, так дружное с горьким сомненьем» (Н.П. Огарев) носит его словно осколок, столь неловко засевший в теле, что грозит гибелью, а вынуть нельзя -операция непереносима организмом. Часто носящий его в себе и не покажет другим людям, насколько страшно:

«И вновь становятся в черед Сомненье, сил упадок. Беда! А выйду на народ: - Ну как?

- Бодрюсь: - Порядок...» 11,

- сознавался А.Т. Твардовский.

Сходные переживания в связи с решением своих профессиональных задач испытывают ученые. Умение усомниться в правильности того, что считается очевидным и общеизвестным большинством коллег - одно из важнейших требований к настоящему исследователю. Говоря о стрессе от занятий наукой, И.Р. Пригожин пояснял: «Вы постоянно должны думать: правильно или нет то, что вы нашли. Всегда в вас работает "адвокат дьявола", который все подвергает сомнению. И эту работу нельзя препоручить кому-то другому. Самому надо быть научным оппонентом себе. И это порождает большое напряжение» 12, далеко не всегда заметное со стороны.

По ходу практической - производственной, организаторской, учебно-воспитательной, семейно-бытовой деятельности возникает не меньше, а то и больше причин для серьезных колебаний и сомнений в связи с принятием и выполнением решений. Ведь практик, напомним, решая свои задачи, чаще всего ограничен во времени, испытывает дефицит информации и материальных ресурсов, подвержен множеству случайных, внеплановых воздействий и должен учитывать чрезвычайно подвижные и капризные межличностные отношения в коллективе, где он трудится. Практика куда скупее науки или искусства выделяет субъекту действия место и время для бесплодных переживаний и особенно мало поводов для их выражения и запечатления. Но причин к душевной борьбе с самим собой практика порождает больше всего. Так бывает, когда, по признанию замечательного русского поэта наших дней:

«Внутри меня возникли баррикады.

Сперва толпа, булыжник мостовой, Окраины, ораторы, отряды, Предатели, каратели и - бой!

Страшна беда, как все на свете беды,

10 Зиедонис И. Стихотворения. М., 1983. С. 23.

11 Твардовский А.Т. Стихотворения. Поэмы. М., 2004. С. 160.

12 Пригожин И.Р. Делать не физику бога, а физику человека // Известия. 1993. 24 июля. С. 8.

Разорены цветущие поля... Но кто бы ни одерживал победу, То я ее одерживаю, я! Войска закона движутся к заставам, Для них повстанцы - дикая орда, Та часть меня, которая восстала На часть меня, которая тверда. Свистят фугасы, крутятся радары,

Огня и крови яростный союз. Но кто бы ни клонился под ударом, То я клонюсь, один лишь я клонюсь! Опять они с вопросами при встрече Ко мне друзья, товарищи мои: - Ну, как живешь? Здоровье как?

Отвечу: - Идут кровопролитные бои. Вы моему спокойствию не верьте, Обманчив внешний благодушный вид. Лишь одного боюсь я больше смерти:

13

Уснешь. А кто-то третий победит» 13.

Как видно, чувство сомнения - одна из основ психологии и логики художественного, научного, практического поиска. Оно выступает исходным пунктом и вместе с тем мотивом процесса творческой мысли, какую бы по характеру деятельность она не обусловливала. Однако став преобладающей формой рефлексии, перейдя в аффект мнительности, сомнение - плохой помощник. Тут количество переходит в качество и эта эмоция, достигнув степени сильного душевного волнения, порождает астенический результат, парализует на время продуктивную деятельность. История философии свидетельствует нам, что в своем абсолютном выражении, как особая школа мышления скептицизм возникал в переломные, кризисные эпохи, и сыграв свою роль катализатора разрушения старой культуры, маргинализировался на пространстве философского мышления 14.

Разнонаправленность, двойственность сомнения связаны с его психологической «тенью», логической противоположностью. В этой роли выступает чувство уверенности в своих знаниях, убежденности в принятой тобой лично и группами, куда ты входишь, системе ценностей.

Убеждение - как процесс и как результат развития личности - столь же многоаспектный и подвижный «срез» человеческой души, что и сомнение. Дабы убедить кого-либо в истинности знания, целесообразности действия необходимы согласованные усилия разума, чувства, воли. Дисбаланс в сочетании данных стимулов порождает деформированные, заводящие деятельность в тупик варианты убежденности - самомнение, заносчивость, самоуверенность.

Многие авторы стремятся различить понятия: «вера», «убеждение», «убеждённость», «уверенность» и близкие к ним выражения 15. По моему мнению, все

13 Солоухин В.А. Стихотворения. М., 1990. С. 39.

14 См. об этом: Куртц П. Новый скептицизм. Исследование и надежное знание. М., 2005.

15 См.: Вичев В. Верята в структурата на субъективната реалность // Философска мисъл. София, 1981. Г. 27. Кн. 5; Евстифеева Е.А. Феномен веры и активность сознания // Философские науки. 1987. № 7; Щербаков Г.В. Убеждение и его отношение к знанию и вере. Томск, 1984; Савчук В.В. Роль

это - почти синонимы, во всяком случае, вполне взаимозаменяемые определения научного, художественного и практического познания. Вера человека в свои знания и идеалы создает убеждения; сообразуя с ними свои поступки, он проявляет убежденность, уверенность. Общий смысл перечисленных категорий заключается, по всей видимости, в том, что субъект (личность, коллектив, сообщество) ориентируется на осуществленное в прошлом или предполагаемое в будущем доказательство правоты определенной точки зрения в науке или на практике, а не повторяет этого доказательства каждый раз «здесь - теперь» в условиях и без того неимоверно сложной и динамичной общественной и личной жизни. Без своеобразной «презумпции доверия» к опыту другого человека, особенно авторитетного, дипломированного специалиста, зарекомендовавшего себя лидера, просто добросовестного сотрудника, да и к своим собственным выводам и прогнозам, немыслима никакая продолжающаяся деятельность.

Однако, если убеждения отключены от уравновешивающего веру чувства сомнения, его критического механизма, им грозит опасность догматизации, отрыва от действительности. Только в рамках религиозно-мифологического типа сознания вера и сомнение представляются антиподами. Внутри научного исследования и рационально-реалистических практик эти полюса сознания и познания периодически сменяют друг друга, приходятся на разные стадии творчества. В первом приближении можно наметить следующие моменты динамики интеллектуально-эмоционального комплекса «сомнение - убеждение».

В цикле решения определенной социальной задачи сомнение, безусловно, превалирует над убеждением на первой стадии - изучения и оценки познавательной или предметно-действенной ситуации, осознания целей будущей деятельности, формулировки проблемы (вопросов). «Не зная броду, не суйся в воду», гласит русская пословица, у которой есть масса аналогий среди паремий фольклора всех народов Земли.

На второй стадии - принятия решения - убежденность значительно укрепляет свои позиции в ходе размышлений над его вариантами и успешно противостоит ещё не изжитым сомнениям в отношении прогноза на будущее. «Была, не была», скажет в этой ситуации русский человек, - «снявши голову, по волосам не плачут.»

Уверенность заступает на пост лидера эмоциональной стимуляции мышления, начиная с третьей, основной стадии решения задачи - при выполнении принятого решения, его экспериментальной, вообще практической проверке. Тщательно продуманное преобразующее действие уже не нуждается в сомнении, более того -стремится избежать его, коли, уж попадается «под горячую руку». У цирковых артистов бытует осудительная оценка разных накладок, а то и несчастных случаев на манеже: «Передумал». Так или почти так бывает и у представителей всех других профессий.

Похвала уверенности в себе подразумевает противоположный совет - быть острожным, когда еще можно им быть. Замечательный американский зоолог и антрополог Джаред Даймонд в своем очередном мировом бестселлере называет это последнее чувство «конструктивной паранойей». Изучая птиц Новой Гвинеи, он сотрудничал с аборигенами этого заповедника первобытной жизни, относительно недавно приобщенного к цивилизации. «Обычно, употребляя слово "паранойя" в

убеждений в познании // Логика и теория познания. Л., 1990; Кураев А.В., Кураев В.И. Религиозная вера и рациональность // Исторические типы рациональности / Отв. ред. В.А. Лекторский. Т. 1. М, 1995; Билалов М.И. Истина. Знание. Убеждение. Ростов-на-Дону, 1990; многие др.

переносном смысле, мы вкладываем в него уничижительную оценку, называя так преувеличенные и безосновательные страхи. Таким мне сначала и показалось, -признавался ученый, - нежелание новогвинейцев ночевать под засохшим деревом; действительно, то конкретное дерево в ту конкретную ночь, вероятно, не рухнуло бы на человека, расположившегося под ним. Однако в долговременной перспективе эта кажущаяся паранойя конструктивна; она жизненно важна для людей, существующих в традиционных условиях» 16. А именно, если с некоторым действием связан хотя бы небольшой по вероятности риск, но вы совершаете это действие повседневно часто, вам следует постоянно быть настороже, если вы не хотите умереть или остаться калекой в молодом возрасте. Применительно к цивилизованному миру можно привести точные примеры такого рода, каковы вождение автомобиля, скользкий кафель в душе или ванной, подъем и спуск по лестнице, ходьба по скользкому же тротуару, пользование стремянкой для работы на некоторой высоте; плавание на лодках, ночные прогулки по безлюдным на вид местам, охота и рыбалка и т.п. житейские ситуации. Каждый из нас может привести примеры того, как гибли или калечились люди, пренебрегшие осторожностью в подобных обстоятельствах.

Таким образом, активная, в особенности творческая деятельность требует соблюдения меры гипотетического отрицания, сомнения с одной стороны, и рационализированной веры, оправданной убежденности - с другой. Методически правильно организованный скептицизм, в отличие от неумеренного скепсиса во что бы то ни стало и от доверчивого догматизма, - не самоцель, а средство достижения истины, пользы, нормы и прогресса. Благодаря разумному применению сомнения, человек способен избавиться от него в том или в другом вопросе науки и практики, укрепить убежденность по определенному поводу.

Для обозначения методологической установки на продуктивное, а не самоценное сомнение Г.А. Подкорытовым и мной предлагалось такое понятие, как творческий скептицизм. Имеется в виду, что утвердившееся в советской историко-философской литературе представление скептицизма в целом как разновидности идеализма и агностицизма не соответствует его действительным ролям в познании

17

действительности . Наряду с формами скепсиса, умаляющими познавательные возможности человека, скептицизм выступал и выступает как эффективное средство борьбы с ошибками и заблуждениями, вечно мешающими продуктивной работе людского ума. Способствовать развитию познания можно либо открывая новую истину, либо устраняя какое-нибудь заблуждение, чью-то ошибку. Последней цели и служит творчески ориентированный скептицизм, являющийся важной формой конструктивного отрицания в познавательной деятельности 18.

16 Даймонд Дж. Мир позавчера. Чему нас могут научить люди, до сих пор живущие в каменном веке. М., АСТ, 2016. С. 327-365.

17 «Агностицизм есть утвердившийся в правах скептицизм». См.: Соловьёва Г.Г. О роли сомнения в познании. Алма-Ата, 1976. С. 49.

Сходные оценки см.: Льюис Дж. Наука, вера и скептицизм. М., 1966. С. 21-22; Гончарук С.И. О скептиках и скептицизме. М., 1967. С. 11; Парамонов Н.3. Критика догматизма, скептицизма и релятивизма. М., 1973. С. 67-69; Тьерно Гальван Э. Что значит быть агностиком? М., 1983. С. 61-62; Лега В.П. Секст Эмпирик: Скептицизм как образ жизни // Mathesis. Из истории античной науки и философии. М., 1991. С. 210-219; Гусев Д.А. Античный скептицизм и философия науки. М., 2015. С. 3.

18 Опровержение этой точки зрения см.: Подкорытов Г.А., Щавелёв С.П. Какова же роль скептицизма в познании? // Философские науки. 1979. № 5; Богуславский В.М. Скептицизм в философии. М., 1990.

Небезынтересно отметить, что попытка автора этих строк монографически развернуть и обосновать достаточно скромный по историко-философским меркам тезис о творческой роли некоторых видов скепсиса встретила в начале 1980-х гг. жесткое сопротивление советской редакционной «самоцензуры». Рукопись моей книги «Творческий скептицизм и его роль в познании и общественной жизни» не была допущена к печати внутренним рецензентом регионального издательства. Этот доцент по кафедре марксистско-ленинской философии утверждал, будто какой бы то ни было скептицизм не совместим с марксистской философией (разумеется, в его собственном истолковании ее). Похоже, что в этом ревнители ортодоксального, советизированного марксизма оказались правы.

Произошедший на наших глазах распад официальной псевдоубежденности советского общества на пеструю мозаику борющихся друг с другом в открытую идеологий и программ дальнейшего развития России, как никогда повышает цену и без того обычно дефицитных навыков постановки под сомнение и выработки убеждений. Раньше публицисты КПСС и даже академические философы у нас расхваливали критику и самокритику как «способ революционно-преобразующей деятельности», «норму внутрипартийной жизни». При этом все знали, что за действительно правдивое, неподдельно критическое слово, сказанное на людях, последуют те или иные санкции (от «выговора с занесением» до ареста). Сейчас свобода критичного слова стала повседневной реальностью, однако прислушиваться к нему спешат далеко не все, кому следовало бы. Творческий скептицизм на наших глазах все чаще подминается глобальным нигилизмом обывателя ко всем и вся. Противоборствующими на политической сцене сторонами все реже подвергаются искреннему сомнению собственные убеждения. Здоровая вера в ценностях свободы и демократии в сочетании с необходимой долей заинтересованной в успехе реформ критичности и самокритичности относительно путей и средств обретения этих ценностей страной и ее народами - таким видится современный этап вековечного столкновения рассмотренных в этом очерке ориентиров разума.

Список литературы

1. Бирюков Ю.В. О вкладе Ю.А. Мозжорина в развитие советской космонавтики. Труды ХХ1У-ХХУ Чтений К.Э. Циолковского. Исследование научного творчества К.Э. Циолковского. - М.: ИИЕиТ АН СССР, 1991. - С.34-45.

2. Благонравов А.А. К.Э. Циолковский как ученый. Циолковский К.Э. Избранные труды. К.Э. Циолковский; отв.ред. М.Я. Маров. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Наука, 2007. - 565 с.

3. Брюханов В.А. Мировоззрение К.Э. Циолковского и его научно-техническое творчество. - М.: Соцэкгиз, 1959. - 170 с.

4. Воробьев Б.Н. Работы К.Э. Циолковского по межпланетным сообщениям. К.Э. Циолковский. Вне Земли. - М.: АН СССР, 1958., - С.1-20.

5. Гаврюшин Н.К. К.Э. Циолковский и атомистика. Труды VII Чтений К.Э. Циолковского. Исследование научного творчества К.Э. Циолковского. - М.: ИИЕиТ АН СССР, 1973. - С.36-50.

6. Гэтланд К. Космические поселения. Гэтланд К. Космическая техника. - М.: Мысль, 1986. - 249 с.

7. Желнина Т.Н. К вопросу о формировании атеистических взглядов К.Э. Циолковского. Труды XVI Чтений К.Э. Циолковского. К.Э. Циолковский и философские проблемы освоения космоса. - М.: ИИЕиТ АН СССР, 1982. - С.111-117.

8. Казютинский В.В. Космическая философия К.Э. Циолковского в контексте русского космизма. К.Э. Циолковский. Космическая философия. Ред. В.С. Авдуевский. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. -С.403-427.

9. Кольченко И.А., Платонов К.К. К.Э. Циолковский как мыслитель. Труды II Чтений К.Э. Циолковского. Исследование научного творчества К.Э. Циолковского. - М.: ИИЕиТ АН СССР, 1968. - С.3-18.

10. Самойлович С.И. Гражданин вселенной. - Калуга: Изд-во ГМИК им. К.Э. Циолковского, 1969. -259 с.

11. Лесков Л.В. Космос и современная мифология. Труды XXV Чтений К.Э. Циолковского. К.Э. Циолковский и философские проблемы освоения космоса. - М.: ИИЕиТ АН СССР, 1991. - С.12-18.

12. Лыткин В.В. Философия космического будущего человечества. - Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2000. - 232 с.

13. Лыткин В.В. Социально-антропологические и философские проблемы русского космизма. -Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2003. - 196 с.

14. Маров М.Я. Предисловие ко второму изданию. Циолковский К.Э. Избранные труды. К.Э. Циолковский; отв.ред. М.Я. Маров. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Наука, 2007. - С.5-15.

15. Одоевский В.Ф. Романтические повести. 4338-й год. Петербургские письма. - Л., 1926. - С. 346349.

16. Петров М.К. Историко - философские исследования. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1996. - 512 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Урсул А. Д. Человечество, земля, вселенная. - М.: Мысль, 1977. - 264 с.

18. Фаддеев Е.Г. Проблема бессмертия человечества у К.Э. Циолковского и в марксизме. Труды IX Чтений К.Э. Циолковского. К.Э. Циолковский и философские проблемы освоения космоса. - М.: ИИЕиТ АН СССР,1975. - с.7-10.

19. Федоров Н.Ф. Философия общего дела. Т.1. - Верный, 1906. - 514 с.

20. Хозин Г. С. «Человеческое измерение» космонавтики в свете творческого наследия К.Э. Циолковского. Труды XXV Чтений К.Э. Циолковского. К.Э. Циолковский и философские проблемы освоения космоса. - М.: ИИЕиТ АН СССР, 1991. - С.34-55.

21. Циолковский К.Э. Исследование мировых пространств реактивными приборами (1903 г.). Избранные труды. - М.: АН СССР, 1962. - С.136-166.

22. Циолковский К.Э. Исследование мировых пространств реактивными приборами (1911-1912 гг.). К.Э. Циолковский. Избранные труды. - М.: АН СССР, 1962. - С.167-208.

23. Циолковский К.Э. Исследование мировых пространств реактивными приборами (1926 г.). К.Э. Циолковский. Избранные труды. - М.: АН СССР, 1962. - С.242-327.

24. Циолковский К.Э. Труды о космической ракете (1903-1929 гг.). К.Э. Циолковский. Избранные труды. - М.: АН СССР, 1962. - С. 343-349.

THE DIALECTICS OF DOUBTS AND CONVICTIONS IN SCIENCE,

ART AND CULTURE

S.P. Schavelev

Kursk state medical university e-mail: [email protected]

The article deals with one of the key issues of philosophical epistemology and cognitive psychology which are the cases of doubt and its functions in the work of scientists, artists and other professional practitioners. We discuss the limits of the creative skepticism and conditions of its transition to a well-founded knowledge of the subject of social knowledge and activity.

Keywords: social epistemology, cognitive psychology, doubt, belief, skepticism, intuition, creativity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.