Научная статья на тему 'Диалектика религиозных и научных знаний'

Диалектика религиозных и научных знаний Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
304
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диалектика религиозных и научных знаний»

Сибирцев Владимир Афанасьевич, Государственный университет экономики и управления, доктор экономических наук, профессор, г.Новосибирск

Диалектика религиозных и научных знаний

Обобщая определения науки и религии, данные в научной литературе и в словарях, можно сказать, что наука - это система всех знаний о действительности, а религия -система знаний и веры в Бога. Можно дать и такие определения: наука - это, прежде всего, совокупность всех знаний о материальной Вселенной, а религия - это совокупность знаний о Всемирном Разуме - Боге. Тогда наука и религия - это два потока единого знания о Вселенной и Всемирном Разуме. Эти два потока знания находятся в диалектическом единстве.

Чтобы стала понятной эта гипотеза, нужно хотя бы кратко сказать о трёх других наших гипотезах, изложенных в опубликованных статьях и в книге «Жизнь и разум. Раскрытые тайны Вселенной» [1].

В этой книге и в статье «Механизм Больших Взрывов во Вселенной» [2] нами выдвинута гипотеза пульсирующей Вселенной. Её суть заключается в том, что в бесконечной в пространстве и времени Вселенной существует множество областей Больших Взрывов. Большие Взрывы происходят почти одновременно в нескольких соседних областях, из которых потоки материи устремляются навстречу друг другу в одну точку. Когда в ней накапливается критическая масса, происходит Большой Взрыв и возникает новая вселенная, подобная нашей. Но это лишь часть бесконечной Вселенной и таких вселенных в ней множество. После Большого Взрыва образуются наблюдаемые с Земли разбегающиеся галактики, которые устремляются к местам будущих больших взрывов.

Таким образом, в бесконечной Вселенной всегда существуют в областях расширяющихся вселенных множество устойчивых галактик с громадным количеством звезд и планет. Если в какой-то области, образовавшейся после данного Большого Взрыва, на какой-то планете появляются условия для возникновения и развития жизни и если такие же условия появляются и на других планетах, - то информация с первой планеты передается на все другие. Тем самым эволюционные процессы развития жизни имеют возможность продолжаться во всех областях Больших Взрывов непрерывно и бесконечно.

Полученная в других областях и на других планетах с благоприятными условиями для жизни информация облегчает и ускоряет возникновение и развитие форм жизни, подобных тем, которые возникли в первой области. Но как такая информация может передаваться на бесконечно большие расстояния? Для ответа на этот вопрос надо сказать еще об одной гипотезе автора.

Гипотеза отвечает на вопрос, что находится в основе всей материи, что представляют собой самые мелкие частицы материи? Эта гипотеза изложена в статье «Первоосновы материального мира» [3], опубликованной как и предыдущая в журнале «Проблемы современной науки и образования». Дадим краткое изложение и данной статьи.

Вплоть до XIX века ученые полагали, что самыми мелкими частицами, кирпичиками мироздания являются атомы, которые считались неделимыми. Но потом атомы оказались делимыми, состоящими из протонов, нейтронов, электронов и других элементарных частиц, которые также не элементарны. Общеизвестно положение В.И. Ленина о том, что электрон также неисчерпаем, как атом.

Проникая вглубь материи можно обнаружить еще более мелкие частицы, а в пределе -первочастицы, которые, если и могут раскалываться от соударений на части, то это ничего не меняет в их сущности. Все они обладают однородностью, ничем не отличаются друг от друга, кроме размера, формы и местоположения. Они в миллиарды раз меньше электронов, протонов и других элементарных частиц.

Первочастицы находятся в абсолютном вакууме. Они движутся в нем со скоростью, близкой к бесконечно большой. С такой же бесконечно большой скоростью распространяются и образуемые первочастицами волны, которые могут переносить информацию обо всех происходящих во Вселенной процессах на любые расстояния за доли секунды. Волны первочастиц могут принести информацию из одной области Большого Взрыва в другую и даже через десятки таких областей. Таков ответ на вопрос, как информация может передаваться на бесконечно большие расстояния за конечное время

Третья гипотеза изложена в статье «Философские вопросы возникновения и развития жизни во Вселенной» [4]. Несколько слов об этом сказано в связи с первой гипотезой, поэтому, не излагая статью в целом, сделаем лишь конечные выводы.

Феномен жизни обусловливает его благородное следствие - феномен мыслящего существа, феномен разума. В точном соответствии со значением слова «феномен», разум -это необычайное, исключительное явление. Его исключительность заключается в том, что только разум может объять необъятную Вселенную

Разум это порождение человеческого мозга, который и выступает органом разума, хотя некоторые теоретики так не считают. Здесь нужно подчеркнуть, что при первичном развитии жизни во Вселенной мозг появился не потому, что это была цель развития, чья-то идея, которая вела эволюцию к высшей ступени. Мозг появился, потому что существа, вооруженные им, оказывались более жизнеспособными и побеждали других в борьбе за выживание: или тебя съедят, или ты их съешь.

Самого высокого уровня развития достиг мозг мыслящих существ. «Мозг, - как сформулировал Тейяр де Шарден, - указатель и мера сознания» [5, с. 122]. Можно сказать, что человек - это мозг. Так считает доктор технических наук, профессор Института технологии в американском штате Нью-Джерси Александр Болонкин. Все остальное можно считать техническими приспособлениями, обеспечивающими мозгу нормальное функционирование («Российская газета», 28.03.2003г.).

Человеческий мозг видимо благодаря сформировавшемуся в нем особому приемному механизму может улавливать информацию от Всемирного Разума на волнах первочастиц, преобразуя ее в электромагнитные волны для дальнейшего процесса осмысливания. Такой приемный механизм имеется не у всех людей, а лишь у некоторых, которые и становятся пророками, ясновидцами и гениальными мыслителями.

Это почти общеизвестно, но надо сказать, что мозг - это особым образом организованная материя, которая осознает самоё себя. Будучи одной из форм движения материи, разум является диалектической противоположностью материи. Как диалектическая противоположность материи, разум и его материальная основа - мозг находится с материей в единстве. Мозг - это та же самая материя, но особым образом организованная.

Несмотря на колоссальный потенциал, любой человеческий мозг ограничен. Безгранична лишь совокупность мозгов всех разумных существ Вселенной. Эту безграничность обеспечивают безграничное количество носителей мозга.

Именно мозг, т.е. мыслящая материя, является основой разума. Разум, как известно, открывает абсолютное, божественное и бесконечное. Разум - это высшая степень развития способности человека к мышлению. Это высшая способность познания. Разум схватывает единство противоположностей и постигает «вещь в себе». Посредством разума мышление синтезирует результаты познания, создает новые идеи, выходящие за пределы сложившихся систем знания.

Всемирный Разум - это разум всех живших и живущих разумных существ Вселенной. Он существует благодаря их мозгу, информационно связанному в единый Супермозг Вселенной. Это и есть Бог.

После изложения трёх наших гипотез и, исходя из существования Всемирного Разума, можно приступить к анализу диалектического единства и противоположности научных и религиозных знаний на Земле.

До возникновения Земли, как следует из предыдущих строк, прошли бесконечно многие миллиарды лет, за которые Всемирный Разум не только возник, но и накопил громадный объём знаний. Ими он щедро делится с молодыми цивилизациями, подобными нашей. Можно с большой вероятностью утверждать, что источником религиозных и научных знаний на Земле является именно Всемирный Разум.

Российский философ В.И.Андреев писал, что наука и религия - это не два вида духовности, и не разные понятия, а две стороны одного явления - истинного представления о Мироздании. Кстати, надо отметить, что В.И.Андреев в своей книге «Эволюция мироздания» [6] много раз употребляет категории Бог и Разум Вселенной как синонимы.

М.В.Ломоносов считал, что «Наука и вера - суть две сестры». Любая религия содержит в себе элементы науки, а любая наука - элементы веры (по крайней мере, в отношении исходных постулатов и аксиом). Можно сказать и по-другому: в религии больше веры, чем знания; в науке больше знания, чем веры. Но знания и вера есть и в религии, и в науке. Религия - это совокупность знаний молодого, только что возникшего на планете разума, это первичные знания молодой цивилизации о бесконечной Вселенной и окружающем мире.

На заре человеческой цивилизации, на Земле, да, видимо, и на других планетах Вселенной, - первичной формой знания было религиозное знание. Для его выражения используются жизненные реалии тех народов, представителям которых открываются эти знания. Они всегда опираются на примеры из биографий прародителей, на их опыт и подаются в форме притчей. «Будем же верить, - говорил святой Августин, если не можем уразуметь».

Как известно, мировые религии возникли с интервалом примерно 600 лет (буддизм в Уїв. до н.э., христианство в I в. до н.э., мусульманство, ислам - в VI в.н.э.). Все они (и другие религии) - это разное прочтение и понимание пророками и святыми информационных посланий Всемирного Разума. Все они возникли, когда идея Бога уже укрепилась и внедрилась в сознание людей. Это юношеский период в развитии знаний и морали на Земле.

Наука, как известно, возникла, зародилась в рамках религии, теологии и философии. Уже в ХУІІ-ХУІІї веках наука рассматривалась как естественное развитие мифологическо-донаучных форм.

На великом пути «религия - наука» было много ступеней и этапов. Каждый этап знаменовался определенным, все более высоким уровнем развития человека, его способностей и знаний, продиктованных Богом и интерпретированных людьми. Если каждую ступень наполнить определенным содержанием, то и сейчас часть людей находится на одной, часть - на другой и так далее ступенях. Поэтому для одних доступны более простые знания на уровне религиозных, для других - на уровне Блаватской и Рерихов, но все большая часть способна усвоить и развить уже чисто научные знания.

Исследователи Гарвардского университета доказывают, что склонность к вере связана с интуитивным складом ума, поэтому среди верующих преобладают женщины, гуманитарии, артисты, музыканты, писатели. Совсем мало верующих среди математиков, физиков, химиков и других естественников, обладающих аналитическим складом ума [7].

Советская идеология противопоставляла науку и религию, рассматривала религию только как форму общественного сознания и как мировоззрение, основанное на вере в существование Бога. Но автор этой статьи убежден, что религия, как и наука, это продукт разума. Это исторически определенные формы отражения человеческим мозгом окружающей действительности и всех уровней Вселенной в их динамике. Сначала в этом отражении больше житейского, созерцательного и мифологического, а к ХХ веку, как отмечает П.П. Гайденко, «...наука освобождается от «воззрительного» момента, от опоры на созерцание, и начинает осознавать логическую функцию установления связей как свою основную функцию» [8].

Надо полностью согласиться с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, что вера в науку не противоречит вере в Бога [9]. Развивая эту мысль, Патриарх цитирует следующие слова Эйнштейна: «Наука может быть создана только теми, кто насквозь пропитан стремлением к истине и пониманию. Но источник этого чувства берет начало из области религии. Оттуда же - вера в возможность того, что правила этого мира рациональны, то есть постижимы для разума. Я не могу представить настоящего ученого без крепкой веры в это. Образно ситуацию можно описать так: наука без религии - хрома, а религия без науки - слепа».

Единство между наукой и религией носит, как следует уже из названия этой статьи, диалектический характер. В значительной степени это единство противоположностей. Например, наука и религия дают различные ответы на вопрос о происхождении жизни и

человека. Наука доказывает, что процесс развития живого мира был естественным и случайным, а религия, что мир и все живое создал Бог. В уже упомянутой книге «Жизнь и разум. Раскрытые тайны Вселенной» обосновывается гипотеза о том, что впервые в бесконечной во времени и пространстве Вселенной жизнь произошла путем проб и ошибок, естественным и случайным путем. Но в дальнейшем на новых планетах, в том числе и на Земле, большую роль сыграл Бог - Всемирный Творческий Разум.

На ранней стадии истории, когда мозг человека в целом созрел и достиг современного уровня развития, возникли эзотерические знания. Эзотерические знания - это древние формы знаний в виде общих идей и набросков теорий. С тех времен эти знания пополнялись, совершенствовались, углублялись и достигли современного высокого уровня, превратившись в развитые науки и научные дисциплины.

По Гуссерлю, как отметила в своей книге П.П. Гайденко [8], высшей формой науки является философия. Достижения наук не уничтожаются временем и не поддаются порче, ибо они идеальны. Человек, занимающийся научной деятельностью, в других сферах ограниченный и преходящий, выходит в Мир вечного. Наука открывает бесконечность в том смысле, что решенные проблемы не кладут конец научной деятельности, а открывают новые перспективы.

Но вернемся к религиозным учениям.

Опираясь на жизненный исторический опыт древних племен, наиболее развитые в умственном отношении люди в контакте и с помощью Всемирного Разума стали создавать философские школы. Неизбежно это осмысление мира принимало религиозную форму. Каждый основатель религиозной школы вступал в контакт с определенным отрядом Всемирного Разума, который воспринимался единственным Богом. Хотя их общая направленность была одинакова к добру, но многие детали были различны. Поэтому образовались различные религии. В каждой из них был очень силен элемент веры, и каждая из них считала свое учение единственно верным. Поэтому возникло стремление приобщить к своей вере сторонников других религий. Возникла конкуренция между ними, желание расширить свой ареал и привить свое учение всем людям. В результате происходили религиозные войны, в ходе которых приверженцы некоторых религий значительно расширяли территории и численный состав своих адептов. Земля стала представлять лоскутное одеяло не только из-за национальных границ, но и из-за религиозной принадлежности жителей разных стран.

С возникновением мировых религий, однако, перекройка одеяла не прекратилась, а продолжалась. По разным причинам даже внутри мировых религий происходила дифференцировка. Так, христианство разделилось на три ветви: католицизм, православие и протестантизм.

В целом можно сказать, что православие призывает христиан «молиться и трудиться», католицизм - «трудиться и молиться», а протестантизм просто убежден в том, что «труд и есть молитва». Человек служит Богу не столько в молитвах и покаянии, сколько в деяниях своих. Именно протестантизм создал тот тип человека, который смог заложить основы капитализма, построенного на рациональной организации труда и на рациональном приумножении собственности.

Мировые религии: христианство, индуизм, буддизм, иудаизм и ислам, рассматривают отношения между Богом и человеком, как будто между ними нет промежуточных звеньев, как будто Бог для того и существует, чтобы руководить действиями каждого отдельного человека. На самом деле Всемирный, Высший Разум помогает рождению и развитию отдельных отрядов Разума, которые оказывают влияние на входящие в них Цивилизации, а эти цивилизации по «инстанции» доходят до человека, до отдельного мыслящего существа.

Всемирный Разум, как уже отмечалось, щедро делится с планетарными цивилизациями имеющимися знаниями, помогая формировать представление об окружающем мироздании. Но не надо представлять себе это так, что Всемирный Разум всегда транслирует все и по всем направлениям, чтобы не пропустить где-то зарождающуюся галактику, планету или жизнь. В момент их зарождения они начинают транслировать во многие сектора небесной сферы соответствующие волны, тем самым обозначая момент и место своего рождения. В это место и начинается ответная трансляция из определенной области Всемирного Разума. Между ним и развивающейся областью на волнах первочастиц начинается живой диалог, помогающий дальнейшему развитию мыслящих существ и их сообществ.

Во всех зрелых, развитых цивилизациях Вселенной есть свой первооткрыватель закона всемирного тяготения, законов стоимости и общественной полезности и т.д. Но все эти открытия делаются не без помощи Всемирного Разума. Поэтому система наук и научных знаний едина для всей Вселенной. Трудно предположить, что на каждой планете своя оригинальная физика, математика или экономика. Ибо знания и законы Вселенной едины, как и сама Вселенная.

Любая мысль, возникшая в голове члена данной цивилизации, когда Разум во Вселенной уже сформировался, является результатом не только космической трансляции, трансляции от какой-то конкретной ее цивилизации, но и результатом работы какого-то данного мыслящего существа. Это мыслящее существо не только смогло уловить информацию из Космоса, но и декодировать ее, сформулировать в определенном языке, а, возможно, и дополнить, развить и ретранслировать в другие, более юные цивилизации. Тем самым Знание не только сохраняется во Вселенной, но и передается по эстафете другим мирам, которые сохраняют и передают Знание дальше. В результате этого Знания приобретают свойство вечности и обусловливают вечность их существования.

Можно ли добыть принципиально новые знания, неизвестные космическому разуму? Вечному и бесконечному Всемирному Разуму, видимо, нет. Хотя ведь в бесконечности разворачивающаяся материя создает бесконечно многие новые формы, которые надо познавать новым отрядом носителей разума. Поэтому ответ на вопрос, можно ли добыть принципиально новые знания, должен быть осторожный: если да, то в очень

незначительной мере. Можно сказать, что любая идея, любое знание во Вселенной существуют в абсолютно полной, глубокой и совершенной форме. Для Всемирного Разума нет ничего нового. Любое Знание уже существует где-то, на какой-то планете или сразу на множестве планет в разных областях Вселенной.

Поскольку сигналы от Космического Разума с конкретной информацией очень слабы, расплывчаты, неопределенны, то уловить их может далеко не каждый. Не каждому дано пережить «озарение», рождение идеи, мысли, музыки, картины. А их нужно не только уловить, но и зафиксировать и сформулировать, развить, детализировать, углубить. Это большая и напряженная работа. «Страданиями и горем определено нам добывать крупицы мудрости, не приобретаемой в книгах», - писал Н.В.Гоголь. Поэтому в каждой конечной части Вселенной данная информация материализуется не только благодаря Всемирному Разуму, но и тому человеку, который сумел уловить, развить и т.д.

Отсюда следует, что слава каждого разумного существа может распространяться лишь на отдельной планете или в союзе ближайших планет, то есть в конечной части Вселенной и существовать в течение конечного времени. Бесконечная слава может принадлежать только бесконечному Всемирному Разуму - Богу.

Всемирный Разум первичен в отношении всех идей и знаний. Он транслирует их, а люди, способные уловить, развить, материализовать эти идеи и знания - вторичны. Но они выступают как бы партнерами Всемирного Разума. Недаром говорят, что у них «искра Божья», это святые - посвященные в тайны Всемирного Разума. Во всяком случае, современниками они так и воспринимаются.

О новом знании можно говорить только относительно конкретной космической Цивилизации, которая никогда не познает Вселенную до конца. Но стремление к этому -это жизненная необходимость для каждой Цивилизации. Только на пути углубления и развития Знания можно достичь его полноты и совершенства.

Возникает вопрос, почему Всемирный Разум не может диктовать знания в окончательном виде, чтобы над ними уже не надо было работать человеку? Ответ очевиден: диктовать-то он может, но может ли это усвоить человек? В полной мере, конечно же, нет. Причина - в несовершенстве приемных устройств, встроенных в мозг человека. У большинства эти устройства вообще не работают или работают очень слабо. Лишь единицы обладают мощными приемно-передающими устройствами в своей голове и благодарны Богу за те озарения и вдохновения, которые привели их к открытиям и помогли написать судьбоносные произведения.

Можно поставить еще более радикальный вопрос. Если Бог - Всемирный Разум всемогущ и всесилен, то почему он не может создать на Земле идеальное общество, где каждому бы по потребностям; построить, так сказать, коммунизм под ключ? Ответ на этот вопрос мог бы вылиться в целый трактат. Но если быть лаконичным, то он завит от ответа

на вопрос о цели Всемирного Разума. Вряд ли Его целью является размножение вселенских тунеядцев, иждивенцев и потребленцев. Главная цель Разума - существовать вечно. Для этого на смену одним отрядам, одним цивилизациям должны приходить другие, которым также нужно стремиться к всемогуществу. А это достигается в процессе саморазвития и самосовершенствования каждого человека в труде и в борьбе с трудностями.

Каждому человеку трудно любить абстрактное множество миров, населенных разумными существами и составляющих Всемирный Разум. Проще любить Личность, которая символизирует Всемирный Разум, Бога. Поэтому молодому человечеству были даны образы Бога - Иегова и Аллаха, которые якобы живут на небе и в существование которых надо было верить и знать, что они могут, как поощрять за благие дела, так и наказывать за грехи.

Землю окружает Мировое пространство, Космос, Вселенная - небо. Поэтому совершенно точно Всемирный Разум, Бог с точки зрения землян находится на небе. С позиции других планет Вселенной на небе находится и Земля, жители которой тоже являются частицей Всемирного Разума.

Религия в доступной для всех людей форме учит жить по совести, по правде и по законам нравственности, учит следовать, в частности, десяти заповедям. Исторически впервые нормы этики, морали, правила нравственного поведения, определяющие обязанности человека по отношению к обществу и к другим людям были разработаны религией. Затем они были переосмыслены и углублены наукой этики и смежными науками. Но, как писал В.В. Маяковский, человек, открывший на окурках, что дважды два четыре -гениален, а доказавший это же после него на паровозах - таковым не является. Морально -этические открытия религии - гениальны. Это тот исток, к которому люди будут обращаться всегда.

Каждого ребенка надо воспитывать в религии отцов. Главное, что ему надо усвоить -это то, что есть Всевидящий и Всезнающий Бог, от которого ничто порочное не ускользнет и наказание которого неотвратимо. По большому счету, так оно и есть. Став взрослым, человек либо продолжит веровать в это, либо поймет, что Бог - это Всемирный Разум, который может получать на определенных волнах всю информацию о каждом человеке и о всех людях. Возможно, ему нет нужды знать о каждом поступке человека, ибо по закону причин и следствий, а также по принципу бумеранга, каждый человек, в конечном счете, получит по заслугам - или вознаграждение, или наказание. Но в принципе Бог -Всемирный Разум на волнах первочастиц - может получать о каждом человеке всю информацию. Её источником является сам человек, его мыслительная и эмоциональная деятельность, информация о которой неизбежно в виде волн транслируется вовне. Благодаря тем же волнам, Бог может диктовать свою волю людям, которые и воздадут по заслугам данному человеку. Правда, эта воля не обязательно должна приходить из далеких далей Вселенной. Она может исходить от рядом живущих людей, которые тоже являются частицами Всемирного Разума.

Большое место в любой религии занимает молитвенное общение с Богом. В молитвах, обращенных к Богу, в сжатом виде содержатся формулы почти на все случаи жизни. Оказалось, что молитвенное состояние можно рассматривать как четвертое состояние человеческого сознания - после бодрствования, медленного и быстрого сна. Молитвенное состояние так же свойственно и необходимо человеческому организму, как и три других. В этом состоянии человек настраивается на волны определенных отрядов Всемирного Разума, которые ответственны за все живое и разумное на Земле. Этот контакт с Богом происходит, как уже сказано выше, на волнах первочастиц и структур мозга, на которые опираются клеточные структуры и которые составляют душу человека. Благодаря этим волнам каждый человек связан с Богом. Не случайно поэтому при чтении молитвы появляется ощущение наличия сознания как бы вне мозга. Надо отметить, что это ощущается и во время научных размышлений.

В философии йога высказана интересная мысль о том, что все религии мира не противоречат, не враждебны одна другой, все они только различные проявления «Одной Вечной Религии», так сказать, Суперрелигии. Но насколько это не так, насколько на самом деле они, точнее, их служители, враждебны друг другу, об этом можно судить по тому, сколько из-за этого было войн! Это проявления того противоречия, той конкуренции, которая, как известно, является источником движения и развития.

Религиозные войны это, видимо, не только достояние прошлого. Нынешняя борьба с терроризмом это, по существу, борьба христианства с мусульманским экстремизмом. Говорить об этом крайне опасно. Об этом надо выражаться крайне осторожно, чтобы не подбрасывать щепочек в тлеющий костер. Гораздо перспективнее было бы вести речь о преодолении противостояния религий. «Нет мира между нациями без мира между религиями», - проповедовал католический теолог Ханс Кюнг [10]. Он агитировал за претворение в жизнь проекта «Вельтеос», задача которого - «разработать план глобального религиозного мира».

В вопросах этики, считает Ханс Кюнг, между различными религиями имеются общие основы, способные образовать всеобъемлющий союз мира и терпимости. Как бы выиграли мир и миллионы людей, говорит он, если бы верховные носители религий в полной мере понимали свою ответственность за мир, любовь к ближнему и неприятие насилия, за примирение и всепрощение по примеру индуса Махатмы Ганди, христианина Дага Хаммаршельда, мусульманина Анвара Садата и буддиста У Тана - все они из религиозных побуждений проводили политику мира.

Кардинал Йозеф назвал эти слова Ханса Кюнга пустой болтовней и заявил, что рекомендация верить в Бога каждому по-своему является «циничным предложением» и угрозой размывания религии. Да и с кем говорить? Ведь в расколовшемся исламе отсутствует общепризнанный пастырь. Что касается Усама Бен Ладена, то более воинственного вряд ли можно было найти. В буддизме Далай-Лама имеет право говорить почти только от своего имени. Индуизм раскололся на шесть различных учений. И лишь католическая и православная церкви имеют авторитетных глав.

На пути единения церквей уже кое-что сделано. Второй Ватиканский собор (19621965гг.) отменил «великое проклятие» православию. Папа Павел VI и патриарх Константинопольский Афиногор провозгласили о взаимном снятии анафем с «церквей-сестер».

Папа Иоанн Павел II с трибуны ООН произнес страстную речь за мир, за экуменическую солидарность церквей и религий.

Экуменизм - движение христианских церквей, ставящее целью создание всемирного, вселенского объединения церквей. Оно возникло по инициативе протестантских церквей в 1910г., а окончательно оформилось на Всемирной ассамблее церквей в Амстердаме (1948г.), где создан Всемирный совет церквей (ВСЦ). Но вот конфуз: в Руанде в 1994 году произошло столкновение двух этнических общин: тутси-католиков и хуту-католиков.

Единение и преодоление противостояния всех мировых религий гораздо труднее, чем единение христианских церквей. Тем не менее, этому единению религий предлагается уже воздвигнуть своеобразные памятники. Например, лучшим символом единения религий стало бы сооружение храма Подвижников, разработанного архитектором Владимиром Алексеевичем Григорьевым (в сотрудничестве и под руководством заслуженного архитектора России Г. Туманика). Этот храм, по идее авторов, должен представлять все религии мира, их основателей, а также выдающихся мыслителей и философов прошлого. Он будет нести в жизнь главную идею, заключающуюся в том, что все люди независимо от расы, нации, цвета кожи и вероисповедания равны перед Господом. Бог един. Для Всевышнего все равны.

Эти проекты возникли в России - в стране, где веротерпимость традиционно находится на высоком уровне. Возможно ли их сооружение в мусульманском или буддийском мире, -пока остается только гадать.

Пока ясно одно: руководителям всех мировых религий и конфессий нужно придти к согласию, что все религии равноправны, все они есть порождение Всемирного Разума и призваны выполнять единую функцию - служить возвышению душ человеческих до уровня Всемирного Разума в виде Бога, Аллаха, Будды...

Хотя Нострадамус предсказывал возникновение после 2002 года новой религии, адептами которой станет «секта философов, презирающих смерть, почести и богатства», -тем не менее, эпоха боготворчества и разработки новых религиозных школ в основном осталась в прошлом. Вполне достаточно уже существующих религий. Рядить в религиозные одежды современную науку теперь поздно. А с точки зрения религии, боготворчество кощунственно.

Последним, наиболее знаменитым в этом плане, остается учение живой этики, разработанное Е.П. Блаватской и Рерихами. Они пытались научные, добытые хотя и с помощью интуиции, медитации, умозрения, знания представить в форме религиозного учения, сопрягая эти знания с библейским Богом.

Е.П. Блаватская, Рерихи и их довольно многочисленные последователи, наряду с научными прозрениями, признанием существования Всемирного Разума в масштабах бесконечной Вселенной, - так же, как и в религиях древних, допускают возможным существование Духов, Владык, Строителей и т.д., которые отвечают во Вселенском хозяйстве за определенные процессы и явления. По форме и тональности абзацы Учения живой этики похожи на библейские стихи. В ней космические явления очеловечены, представлены как действующие лица, которые живут собственной жизнью, имеют свои цели и задачи, выполняют свое предназначение.

В науке тоже каждый предмет и каждое явление называют, нарекают именем, но только для того, чтобы отличать от других и проникнуть в их суть.

Неотъемлемым атрибутом религии является вера. В частности, вера в то, что Бог -Всемирный Разум знает сущность пока еще необъяснимых для земного человечества явлений и эффектов.

Религия побуждает нас верить в чудеса, которые может творить Бог. Чудеса происходят тогда, когда к действию естественных, природных сил и известных науке законов присоединяется воздействие Божественных, пока еще не познанных земным человечеством сил и законов.

Сейчас заканчивается эпоха перехода от детства человечества к зрелости, от религии к науке, от сказок к рассказам, повестям и романам. Сейчас мировой Дух, Мировой Разум требуют от нас овладеть объективными знаниями о структуре и законах Мироздания, чтобы начать активное вмешательство в ход движения материальных тел Вселенной во имя сохранения Homo Sapiens^, - частицы Всемирного Разума в нашей части Галактики (в частности, для того, чтобы наша Галактика не столкнулась с туманностью Андромеды).

Еще одной вселенской угрозой для земного человечества является возможная агрессия со стороны ближайших цивилизаций. Даже если вероятность этого ничтожно мала, к отражению нападения надо готовиться. Пока НЛО, часть из которых возможно является космическими кораблями инопланетян, ведут себя мирно. Но можно ли гарантировать, что не появятся агрессоры? До сих пор военные исследования и разработки, которые двигали вперед и гражданские отрасли, осуществлялись для защиты своей территории от других стран. В будущем, когда человечество станет единым, на смену этой задаче придет разработка систем защиты от недружественных внеземных цивилизаций.

Вместе с тем уже сейчас нужно выработать механизмы, исключающие реализацию результатов научных исследований, наносящих вред для жителей Земли. Поощрять надо в основном исследования, дающие пользу человечеству и направленные на создание общественного богатства. Тогда наука и религия каждая в своей области будут творить добро на пользу всем людям Земли.

Итак, единство научных и религиозных знаний обеспечивается единством их первоисточника - Всемирного Разума. Противоположность тех и других знаний определяется их содержанием и уровнем развития данной планетной цивилизации: в начале её существования Всемирный Разум транслирует в основном религиозные знания, которые цивилизация может усвоить. Затем по мере совершенствования цивилизации доля научных знаний возрастает и на высокой ступени развития начинает преобладать.

Литература

1. Сибирцев В.А. Жизнь и разум. Раскрытые тайны Вселенной. - М.: Амрита - Русь, 2009.

2. Сибирцев В.А. Механизм Больших Взрывов во Вселенной // Проблемы современной науки и образования. 2012. №4. С. 54 - 58.

3. Сибирцев В.А. Первоосновы материального мира // Проблемы современной науки и образования. 2012. №3. С. 6 - 9.

4. Сибирцев В.А. Философские вопросы возникновения и развития жизни во Вселенной // Проблемы современной науки и образования. 2012. №3.С. 54 - 61.

5. Шарден П.Т. Феномен человека. - М.: Наука, 1987.

6. Андреев А.Ф. Эволюция мироздания. - СПб: СПГ УВК, 2004

7. Меркулов А. Атеистами рождаются // Российская газета. 2012. 19 сентября.

8. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. - М.: Прогресс

- Традиция, 2003.

9. Яковлева Е. Истина минус зло // Российская газета. 2010. 11 марта.

10. Лапский В. Крестовый поход в третье тысячелетие // Российская газета, 2001. 19 января.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.